Дальше ехать некуда
Автомобильный
рынок Казахстана, похоже, скоро покажет
"смертельный номер" и войдет в штопор. Даже официальные
дилеры известных во всем мире "железных коней" вряд ли
переварят уготованное правительством блюдо под экзотическим
названием "резкий скачок таможенных пошлин на ввоз иномарок
с 10 до 25%", не говоря уже о тех, кто занимается
этим бизнесом частным образом.
Первым бурю
негодования выразил Союз автомобильных дилеров Казахстана. И даже
больше, направил соответствующее обращение в адрес президента республики
в надежде остановить готовящееся решение на полпути. А генеральный
директор ТОО "MERCUR Auto" Юрий Лим, председатель Совета
директоров ТОО "Алтын Алма Отомотив" Кайрат Бейсебаев, генеральный
директор ТОО "Юнитаир" Борис Сасин и менеджер ЗАО "Toyota
Tsusho Butya" Светлана Туркина созвали специальную пресс-конференцию.
Чтобы не быть голословными
в отстаивании своих прав, дилеры привели полный расклад. Так, только
в 2002-2003 годах в Казахстан было ввезено 154 119 "нулевых"
иномарок, и только 6232 из них - официальными дилерами, "белыми"
поставщиками. Еще 2906 автомобилей приходятся на долю так называемых
"серых" поставщиков, попросту говоря, перекупщиков. Остальные
машины
(144 981), ввезенные в
Казахстан, - подержанные. Государство же только за упомянутые два
года положило в свой карман в виде налогов и таможенных пошлин около
69 млн. долларов. Дилеры уточняют, что на их долю пришлось формирование
30% этой суммы. По самым скромным подсчетам, в текущем году бюджет
должен был пополниться за счет автомобильного бизнеса на 112 млн.
долларов. Но, как утверждают дилеры, правительство, собираясь плюнуть
в колодец, из которого пьет, то бишь повысив пошлины, сократит объем
поступлений до 78 млн. долларов.
Самое интересное, что официальные
дилеры не только попытались защитить свои интересы и грозящие значительно
уменьшиться прибыли, но и нашли "козла отпущения" в создавшейся
ситуации. И в этой роли выступило совсем не правительство. Бой был
объявлен частникам, занимающимся перегоном подержанных авто. В своем
письме на имя президента "белые поставщики" задались вопросом:
"Какой рынок более выгоден государству? Приносящий доходы, и
не малые, не только его организаторам, но и стране или полустихийный,
рассчитанный лишь на собственную прибыль поставщиков, а потому не
гнушающийся никакими средствами для ее извлечения? А какой имидж создают
нашим городам дымящие и скрипящие, взятые с зарубежных свалок авто?
Эти вопросы актуальны не только с точки зрения благосостояния государства,
но и с точки зрения его престижа".
Решив идти в этом деле
до победного конца, официальные дилеры попытались раскрыть тайны "черного
рынка". По их мнению, ежегодно из-за существующей системы ввоза
подержанных иномарок бюджет не досчитывается десятка миллионов долларов,
а в случае повышения пошлин эта тенденция только усилится. Официальный
же рынок вынужден будет сократить объемы продаж на 25-30%.
В принципе, этим все сказано,
и скорее всего устроителям пресс-конференции следовало "плясать"
именно с этого места, так как обещанное правительством повышение пошлин
больно затронет и тех, и других. Конечно, трудно не согласиться с
"белыми поставщиками" в том, что подержанные авто значительно
ухудшают экологическую обстановку, но реальность такова, что основная
масса казахстанцев может себе позволить обзавестись только "железными
конями" солидной выдержки. Так что, думается, на процент продаж
новых автомобилей из салонов это обстоятельство никак не влияет. Кто
может себе позволить купить новенькое авто, тот его обязательно купит.
А вот поле брани, на которое ступили официальные дилеры, может перекрыть
"воздух" подержанным машинам, и многие казахстанцы, забыв
и о престиже государства, и о злополучных пошлинах, рискуют вновь
оказаться в дремучей цивилизации, где единственным способом передвижения
становятся "свои две"…