|
|
Момент истины
Каждый сам выбирает свой путь, и
никто - ни президенты, ни правительства, ни центризбиркомы, не вправе
делать этот выбор за нас. А иначе зачем говорить, что мы живем в демократической
стране?
На днях в очередной раз журналисты смогли убедиться
в том, что есть еще в Казахстане люди, способные делать осознанный
политический выбор, и есть еще сама свобода выбора. Из Уральска пришла
добрая весть о том, что Западно-Казахстанский областной филиал ДПК
"Ак жол" возглавил депутат городского маслихата, профессор
Западно-Казахстанского государственного университета генерал-майор
Асылбек Исмурзиевич Джаманбаев. Дело в том, что ранее г-н Джаманбаев
был заместителем руководителя областного филиала партии "Отан",
известной больше просто как партия власти. Надо обладать незаурядным
мужеством и чувством гражданского долга, чтобы решиться на такой поступок
и покинуть ряды "Отана" во времена, когда власть усиливает
давление на демократические силы по всем направлениям. В общем, воистину
генеральский поступок.
А избрали Асылбека Джаманбаева председателем Западно-Казахстанского
областного филиала ДПК "Ак жол" на прошедшей в Уральске
13 февраля 2-й отчетно-выборной конференции. В ее работе участвовали
Сопредседатель - председатель Политисполкома партии Алихан Байменов
и Сопредседатель партии Людмила Жуланова, а также член Президиума
Центрального Совета Анна Оськина, член Центрального Совета
партии, Председатель Республиканского Общественного объединения "Ассоциация
депутатов маслихата в РК" Галым Байтук, руководители государственных
органов и организаций, политических партий и общественных объединений
региона, представители республиканской и областной прессы.
С отчетным докладом о работе филиала за истекший год и задачах по
выполнению решений III съезда ДПК "Ак жол" выступил прежний
председатель областного филиала партии Изгали Беркалиев, который
теперь возглавил областной аппарат партии.
Г-ну Беркалиеву Сопредседатель партии Алихан Байменов выразил благодарность
от имени руководства ДПК "Ак жол" за плодотворную работу.
Делегаты конференции, собравшиеся со всех районов и городов области,
приняли решение об избрании нового состава Совета в количестве 31
человека, Бюро Совета в составе 13 человек, Контрольно-ревизионной
комиссии филиала партии. Председателем областной ревизионной комиссии
партии вновь избрана Жанылсын Алхамова. Новому руководству
филиала Алихан Байменов пожелал успешной работы по претворению идей
и программных целей партии во благо развития нашей страны.
Берик Темирбаев
Дешевая власть дешево стоит
Все прозрачное и честное нам не
по карману. Об этом без обиняков заявил глава правительства Даниал
АХМЕТОВ в своем письме в адрес парламента.
Поясню. Во время обсуждения законопроекта "О выборах"
депутаты вносили свои предложения и поправки, которые должны были
пойти на благо страны и общества и сделать выборы в стране демократичными.
Если верить главе государства и правительства, именно к этому мы и
должны стремиться. Это на словах. На деле же - все с точностью наоборот.
Премьер-министр страны попытался убедить депутатов, что их демократичные
поправки лягут тяжким бременем на и без того многострадальный бюджет
страны. При этом позабыл глава правительства и о высоких экономических
показателях, растущих как на дрожжах, и показателях ВВП и золотовалютных
запасов, давно исчисляющихся в миллиардах американской валюты. На
фоне бравурных отчетов министров и самого главы кабмина его заявление
о том, что не можем мы себе позволить, к примеру, 390 млн. тенге на
прозрачные урны, кажется, мягко говоря, неправдой. Если опять
же вернуться к отчетам уже других органов - фискальных, то там тоже
оперируют миллионами, только украденными из казны ловкими чиновниками
или мошенниками. Перекройте кислород ворам - и будут деньги. К
тому же не стоит забывать, что при утверждении бюджета около 380 млн.
заложено в пределах бюджетной ошибки. А сколько миллионов опять
же не наших вбухано в недоступные простым казахстанцам навороченные
гольф-клубы, теннисные корты, океанариумы, аквапарки и прочие увеселительные
заведения? Так что деньги есть, просто власть не заинтересована ни
в демократических процессах в республике, ни в честных выборах.
Возьмем ту же Грузию, которая в отличие от Казахстана не имеет таких
высоких экономических показателей, и средняя зарплата в стране всего
20 долларов, но деньги на прозрачные урны там нашли, а во время президентских
выборов удивили еще и специальными сканерами, считывающими информацию
о голосующих, при котором проголосовать дважды никак нельзя.
У нас об этом пока даже речь не заводят. Просят элементарного! А чтобы
напугать общественность в правительстве насчитали таких "обременительных
для бюджета затрат" аж на 14 млрд.! Даже если так, кто сказал,
что власть должна дешево стоить, и почему под любыми предлогами тормозят
демократические процессы? Все же ясно, как день. Власти и следующие
выборы намерены провести в старых традициях, используя, как и прежде,
административный ресурс, и протащить в парламент нужных и сговорчивых
людей. Это действительно дорогого стоит.
Светлана Вологодская
Лобби стало модным
Чем дальше, тем страшнее становится жить в нашем государстве. А все
потому, что любой высокопоставленный чиновник прежде всего руководствуется
не государственными интересами, а собственными. Без зазрения совести
проллобирует кого надо, протащит в парламент нужный закон и обанкротит
более удачливого конкурента. Так довели до ручки еще одну национальную
авиакомпанию "Эйр Казахстан". Как заявляют летчики, ее обанкротили
по тому же принципу, что и прежнюю НАК "Казахстан Ауе Жолы",
на этот раз в угоду другому перевозчику -"Эйр Астана". В
профсоюзе авиаторов заявляют, что руку к этому приложил министр транспорта
и коммуникаций Кажимурат Нагманов, якобы аффилиированный с
английской компанией "Байесистем", владеющей контрольным
пакетом акций "Эйр Астана". В профсоюзе подвергли сомнению
и аудиторскую проверку национальной авикомпании, также организованную
"Байесистем", считая, что с ее помощью министр ввел в заблуждение
не только правительство, но и самого президента. Увы, у летчиков нет
сильного лобби в ранге министра или вице-премьера, а "наверху"
члену своей команды, видимо, доверяют безоговорочно. То, что более
двух тысяч человек остаются без работы, а сотни казахстанцев, успевших
вылететь за пределы страны самолетами "Эйр Казахстан", не
могут вернуться домой, похоже, никого не волнует. Между тем стоит
отметить, что по стоимости билетов эта авиакомпания была самой доступной
и конкурентоспособной. Летать самолетами "Эйр Астана" могут
себе позволить только крутые бизнесмены да чиновники. Кстати, совершенно
нет никакой гарантии, что лет через пять не обанкротят и этого перевозчика,
если, скажем, появится другой министр, аффилиированный уже с другой
иностранной компанией.
А гентство по регулированию естественных монополий с большими усилиями,
но все же одержало победу над нефтяными компаниями, сумев доказать
в суде их ценовой сговор. Стало ясно, что и у Шымкентского нефтеперерабатывающего
завода "Петро Казахстан" есть свое лобби на самом верху.
Его после разгоревшегося скандала сдали сами нефтепереработчики, заявив,
что в разгар уборочной страды завод простаивал по настоянию соответствующего
министерства. И теперь уже ни у кого нет сомнений, что бензиновый
кризис в стране - тоже чья-то личная заинтересованность. Осталось
выяснить чья.
В образовании и медицине, как известно, разбираются все. С неожиданной
стороны проявился в этом плане и новый вице-премьер Григорий Марченко,
активно взявшийся за дальнейшее реформирование и того, и другого.
К примеру, на недавнем заседании он сильно удивил чиновников от медицины,
заявив, что областные департаменты здравоохранения нам ни к чему,
раз не могут организовать своевременный закуп качественных инсулинов.
Вероятно, г-н Марченко в жизни редко сталкивался с отечественной бесплатной
медициной, раз не знает, что у облздравов проблем и без того хватает.
А новая задача для них действительно может оказаться непосильной и
привести к гибели людей. Инсулин - не аспирин, пропустил пару-тройку
иньекций - и нет человека. Интересно, что нашелся все же один смельчак
из начальников департамента, который попытался объяснить вице-премьеру
ситуацию. Но тот даже вникать не стал, назвав его выступление заказным
и подготовленным.
Наделало шуму и его заявление о ненужности заочного образования. Вузы
с таким образованием он назвал фабрикой для печатания дипломов. Как
будто не знает, что купить его можно и без всякого образования. Были
бы деньги. Кстати, сам Марченко в свое время довольно успешно воспользовался
заочной системой обучения в одном из московских вузов, но, наверное,
забыл об этом. Как следует из его заявления, государственные интересы
должны стоять выше интересов людей. Видимо, плохо вице-премьер учил
Конституцию.
Стоит отметить, что Григорий Марченко в правительстве пока белая ворона,
потому что действительно лоббирует интересы государства, а не свои
собственные. Кто и когда, наконец, на властном Олимпе вспомнит о нас,
простых смертных?
Здоровья вам и процветания!
"600" - роковое число для демократии по-казахстански
Готовящаяся к принятию Парламентом
правительственная версия конституционного закона "О выборах"
сохраняет систему фальсификаций - таково политическое заявление демократической
оппозиции, озвученное перед журналистами Зауреш БАТТАЛОВОЙ, Булатом
АБИЛОВЫМ, Петром СВОИКОМ и Асылбеком КОЖАХМЕТОВЫМ.
Так как по Конституции право законодательной инициативы
имеют только депутаты и правительство, то все предложения и дополнения
к новому закону, предлагаемые ОБСЕ, демократическими партиями и общественностью
Казахстана, были собраны воедино и отправлены депутатам парламента.
Однако большинство поправок было отклонено правительством. Как заявила
сенатор Зауреш Батталова: "Из всех серьезных поправок не принята
ни одна. Наоборот, с подачи некоторых депутатов введены такие нормы,
которые лишь усугубляют ситуацию, например, компьютерное голосование.
При этом не рассмотрены вопросы прозрачности подсчета голосов, не
учтены замечания по формированию избирательных комиссий и их численности.
Эти проблемы заставили нас объединиться и заявить о своем политическом
видении судьбы нового закона".
По правительственной версии нового закона в состав избирательных комиссий
войдут 7 членов. Двое из них должны быть представителями общественных
организаций, пятеро - представителями политических партий. При этом
сегодня в Казахстане зарегистрированы 9 партий, а к выборам их число,
возможно, увеличится. Утверждение же тех из них, кто войдет в избиркомы,
поручается местным маслихатам.
По мнению Булата Абилова, сопредседателя партии "Ак жол",
председателя ее Президиума, за двенадцать лет независимости в Казахстане
не было честных, открытых и прозрачных выборов, а те, что прошли,
"не только международное сообщество, но и мы сами, казахстанцы,
не признали и не признаем".
Демократическая оппозиция возмущена ответом премьер-министра Даниала
Ахметова, в котором последний сообщает о том, что средств на введение
в закон поправок, которые требуют дополнительного финансирования,
у правительства нет. Потому что по Конституции поправки, на которые
нет ресурсов, не могут быть приняты, так как это вызовет противоречие
между законодательной и исполнительной властью.
Булат Абилов высказал на этот счет свою точку зрения: "Деньги
у государства есть: 3 млрд. практически не работающих долларов лежит
в Национальном фонде за границей. Миллиард долларов, которые, кстати,
плохо осваиваются, правительство свободно выделяет на программу "Аул",
500 млн. долларов - на создание инвестиционного и инновационного фонда.
А сколько миллиардов затрачено на строительство Астаны? А на введение
демократических норм и поправок денег нет! Даже на изготовление прозрачных
урн, которые могли бы стать маленьким символом прозрачных выборов,
по мнению правительства, требуется 400 млн. тенге. По нашим же расчетам
эта цифра составляет 40 млн., то есть в 10 раз меньше. Этот факт еще
раз подчеркивает, что правительство, государство и власть не готовы
к честным прозрачным выборам. Это недопустимо".
Петр Своик, член политсовета ДВК, уверен, что "парламент вступил
с правительством в бартер, так как большинство депутатов заинтересовано
в том, чтобы переизбираться на следующий срок по старой схеме".
Негативные же последствия этого, по мнению Своика, скажутся в первую
очередь на возможности Казахстана председательствовать в ОБСЕ. "Сравните:
Путин через несколько месяцев будет триумфально избран в России
с честным подсчетом голосов. У него нет нужды избираться по-другому.
Наши же депутаты, принимая заведомо не прозрачный и не легитимный
закон, окажут медвежью услугу своей же власти".
О нынешних печальных реалиях избирательного процесса в Казахстане
напомнил Асылбек Кожахметов, прошедший недавно горнило сфальсифицированных
выборов в маслихаты. Последний суд расставил окончательно все точки
над "i", и теперь очевидно, что именно исполнительная и
судебная власти дают "добро" всем нарушениям. В совместном
заявлении "ДВК" и "Ак жола" говорится также, что
большинство нынешнего состава мажилиса парламента, избранного в 1999
году на признанных миссией наблюдателей ОБСЕ недемократическими и
нечестными выборах, а также депутаты маслихатов и избранные ими сенаторы,
представляют не своих избирателей, а конкретных акимов или других
заказчиков из властного режима.
Итак, 600 поправок, предложенных для внесения в закон о выборах,
практически не учтены. Как подчеркнул Булат Абилов, такой же стала
судьба 600 поправок в закон о СМИ. А если вспомнить, то и в Налоговый
кодекс, и в закон о земле в свое время также вносилось порядка 600
поправок и изменений, то получается, что число 600 стало роковым для
Казахстана. Или же наше правительство не желает или не может качественно
писать законы. Но если так, тогда зачем оно?..
Вольтер, окончив 200 лет назад один из лучших университетов
Франции, изрек, что получил в стенах "альма-матер" лишь
поверхностное образование. То, с каким багажом начинают взрослую
жизнь казахстанские выпускники, и вовсе не поддается сравнениям.
Министерство образования считает, что около 70% старшеклассников
имеют низкие шансы успешной самореализации в будущем. Этот и многие
другие наболевшие вопросы призвана решить Концепция развития образования,
разработанная под руководством министра Жаксыбека Кулекеева.
Но еще до присвоения этому документу официального статуса, он разделил
казахстанское общество на два лагеря: на тех, кто за предложенные
реформы, и на тех, кто, мягко говоря, сомневается в их необходимости.
Участники "круглого стола", организованного ДПК "Ак
жол" и Институтом национальных исследований, попробовали сбалансировать
существующие мнения и выработать соответствующие рекомендации.
Министры приходят и уходят, а памятники остаются
В целом участники "круглого стола" предложили отложить
принятие Концепции на три года. Несмотря на то, что данный документ,
на их взгляд, обеспечивает системные и кардинальные реформы системы
образования, предложенный проект все же требует серьезной доработки.
Вопросы, заданные сопредседателем ДПК "Ак жол" Алиханом
Байменовым, по праву можно причислить к разряду риторических:
"Является ли сегодня образование ценностью нашего общества,
государства в целом? Исполняет ли оно свои основные функции в воспитании
подрастающего поколения, в подготовке квалифицированных педагогических
кадров, в повышении научно-технического потенциала?" Вместе
с тем Алихан Байменов считает, что Казахстану нужна сугубо своя,
специфическая система образования, соответствующая дальнейшему курсу
экономических, политических, социальных реформ. По его мнению, следует
сделать акцент и на повышении корпоративной культуры. И здесь должны
подать пример государственные служащие. "Если бы после принятия
Концепции многие чиновники добровольно отказались от незаслуженно
полученных ученых степеней, это обстоятельство только повысило бы
престиж науки в целом, - заявил он. - Вузы сегодня стали мастерской
по штамповке дипломов. Будут ли они готовить востребованных специалистов?
Система высшего образования должна давать фундаментальное образование,
и тогда посредством последующего совершенствования выпускник такого
вуза смог бы применять полученные знания и через 10-15 лет".
В унисон прозвучало и мнение директора Института национальных исследований
Бурихана Нурмухамедова, который считает, что образование
- это такая сфера, где важен прежде всего сам человек. Без учета
этого фактора все предложения и реформы обречены на провал. Также
он отметил, что "в образовании новаторская система должна сочетаться
с умеренным консерватизмом. За 12 лет сменилось восемь министров
образования. Сейчас нам нужен человек, который доведет все реформы
до конца".
Сенатор Зауреш Батталова, руководитель депутатской группы
парламента по вопросам образования, науки и инновационной деятельности,
согласилась с тем, что до появления в свет Концепции развития образования
до 2015 года концептуальный подход к реформированию образования
республики отсутствовал. Было разработано пять различных концепций,
но все они предназначались для внутреннего пользования и не влияли
на самое главное - качество знаний. Вместе с тем она указала и на
"недочеты" последней концепции. "В проекте сказано,
что дошкольное образование необходимо, но у государства на это нет
средств, - уточнила сенатор. - Этот "груз" предлагается
переложить на плечи частного сектора. Я считаю, что это не совсем
оправданно. Не будет ли это еще одной псевдореформой? Система дошкольного
образования должна иметь конкретные механизмы реализации. Без государственной
поддержки здесь не обойтись. Концепция ориентирована на качество
образования, но никто не говорит, какими стандартами оно будет определяться.
Более того, сами педагоги - предполагаемые реализаторы Концепции,
пока что еще не до конца вникли в ее суть. Разве сегодня они могут
дать нам ученика нового образца? Я считаю, что с внедрением Концепции
следует подождать. Мы хотим, чтобы эта система сработала, а не стала
очередным памятником. Министры приходят и уходят, а "памятники"
остаются".
Проблем больше, чем успехов
Президент Казахской академии образования им. Алтынсарына, профессор
Кажмукан Арынов считает, что главное - не упустить время.
Эта Концепция и так появилась на свет с запозданием, многие пункты
проекта уже давно исполняются на практике: "Если мы сегодня
не примем Концепцию, в будущем нам придется для внедрения подобной
программы проводить системные исследования, так как изменятся и
базис, и надстройка".
В корне не согласен с подобным утверждением профессор Айткожа
Фазылов, председатель Карагандинского областного филиала ДПК
"Ак жол". "Концепция не только экономически не обоснована,
- считает он, - но и не выдерживает никакой временной критики. Дошкольные
учреждения уже практически уничтожены, сеть школ-интернатов ликвидирована
на 90%, а во многих селах свою деятельность свертывают и общеобразовательные
школы. Что касается качества образования, то в этом году результаты
тестирования будут еще хуже. Тестирование не отражает качества знаний,
а превратилось в некую игру. Чтобы изменить обстановку, нужно ввести
промежуточное тестирование, сохранив в качестве альтернативы экзамен
и собеседование".
Председатель Астатинского городского филиала партии "Ак жол"
Калиахмет Бимахимов указал на социальную уязвимость и незащищенность
педагогов: "Судите сами. 38% учителей перегружены, дают 30-40
уроков в неделю, 44% работают в две, а то и в три смены. 20% учителей
не имеют своего жилья. Типичная учительская семья из четырех человек
имеет общий ежемесячный доход всего лишь 30 тыс. тенге, в то время
как официальная статистика утверждает, что такова месячная зарплата
каждого жителя столицы. Поэтому я не склонен разделять радужный
оптимизм авторов концепции, особенно, когда они убеждают, что учителя
школ горячо поддерживают их начинания. Традиционный "одобрямс"
инициативе, идущей сверху, даже при наличии в ней разумных и конструктивных
предложений, еще не означает, что вся педагогическая рать уже сегодня
искренне готова к ее реализации".
"Пока мы не искореним коррупцию в вузах, о реализации Концепции
и говорить нечего", - считает исполнительный директор фонда
"Транспаренси Казахстан" Сергей Злотников. Исследование,
проведенное фондом, показало, что уровень коррупции в негосударственных
вузах гораздо ниже, чем в государственных. А проблем очень много
- начиная от покупки докторских и кандидатских дипломов и заканчивая
необъективным выделением госзаказа на гранты и незаконной приватизацией.
Недавно и Григорий Марченко подметил, что за последнее время
было приватизировано 6 государственных вузов за очень маленькую
сумму - 9 млн. долларов. Сергей Михайлович считает, что министерство
образования должно разработать единый контракт для преподавателей
вузов, ибо они как в частных, так и в государственных учебных заведениях
бесправны. Так же, по его мнению, нужен и единый контракт для студентов,
поскольку они платят деньги, а взамен лишаются всех прав. Подобная
практика привела бы к транспарентности и открытости вузов. Кстати,
г-н Злотников не считает заочное образование такой уж коррумпированной
системой. "Это - бизнес, и вузы здесь хорошо зарабатывают,
прилагая минимум усилий, - считает он. - Важно другое - проследить,
на какие цели уходят эти деньги".
Как видно, точки зрения участников "круглого стола" порой
кардинально противоположны, но, тем не менее, не взаимоисключающи.
Это и позволило определить основные "сомнительные" позиции
Концепции развития образования, выработать рекомендации и направить
их в парламент. В частности, депутаты, политические деятели и педагоги
настаивают на увеличении расходов из республиканского бюджета, предназначенных
на обучение учащихся школ и студентов, и полном поэтапном обновлении
материально-технической базы организаций образования. Призывают
они и к объявлению республиканского конкурса на написание учебников,
в которых за счет сокращения объема изучаемого материала упор сделан
был бы на качественное содержание. Кроме того, парламентарии будут
ознакомлены с предложением о создании института социальных педагогов,
психологов и логопедов и учреждений для детей с ограниченными возможностями.
Прислушаются ли к данным рекомендациям депутаты и ученые мужи, пока
не известно, хотя реально такая возможность существует. Не зря же
министерство, нарушив традицию отечественного госаппарата единолично
принимать подобные решения, вынесло Концепцию на обсуждение. Как
говорится, старт дан. Дотянуть бы до финиша…
Юлия Кисткина
Единым блоком и не пахнет
На этой неделе правящая партия "Отан"
предприняла марш-бросок и продемонстрировала общественности, что у
нее после появления "Асара" остался еще порох в пороховницах.
На пресс-конференции в Алматы исполняющий обязанности председателя
партии Амангельды ЕРМЕГИЯЕВ и депутат мажилиса Сергей ДЬЯЧЕНКО не
только высказали мнение партии по Закону "О выборах", но
и дали характеристику нынешней общественно-политической ситуации в
стране.
На этой неделе правящая партия "Отан" предприняла
марш-бросок и продемонстрировала общественности, что у нее после появления
"Асара" остался еще порох в пороховницах. На пресс-конференции
в Алматы исполняющий обязанности председателя партии Амангельды ЕРМЕГИЯЕВ
и депутат мажилиса Сергей ДЬЯЧЕНКО не только высказали мнение партии
по Закону "О выборах", но и дали характеристику нынешней
общественно-политической ситуации в стране.
Видимо, появление партии "Асар" и активизация других политических
сил страны, особенно ДПК "Ак жол", отановцев насторожили.
Выборы не за горами, а внимание общественности отвлекается на конкурентов.
Несмотря на то, что Амангельды Ермегияев заверяет, что "Отан"
и поныне вне конкуренции, некоторые сомнения все же возникают. Начнем
с того, что на 1-м съезде нашумевшей партии "Асар" представителю
"Отана", в отличие от других политических партий, даже не
предоставили возможности выступить. Эксперты склонны считать, что
в разгар парламентских выборов в решающей схватке сразятся "Асар"
и "Ак жол". А "Отан", Гражданская и Аграрная партии
останутся не у дел.
Получается, что лидер "Асара" Дарига Назарбаева, мягко говоря,
ввела общественность в заблуждение, пообещав объединить все пропрезидентские
партии в единый блок.
Так с кем же все-таки договаривалась Дарига Назарбаева о создании
единого блока? Со своим папой, являющимся руководителем "Отана",
с кем-то из администрации президента, с мужем, со спонсорами Гражданской
партии или еще с кем-то другим? Этот вопрос "Эпоха" обязательно
постарается задать Дариге Нурсултановне, чтобы она расставила все
точки над "i" в этой странной ситуации.
Амангельды Ермегияев уверен в том, что за пять лет существования "Отан"
стал беспрецедентным лидером. "Численность членов партии достигла
302 тыс. человек, мы имеем более 8 тыс. первичных организаций и 16
филиалов во всех регионах Казахстана, - констатировал он. - Самая
большая фракция у нас и в парламенте - 44 депутата, так что определенное
влияние мы имеем".
В принципе, в этом никто и не сомневался, но и.о. председателя решил
"закрепить" достигнутый результат. Вспомнив закон "О
политических партиях", который, кстати, был инициирован "Отаном",
г-н Ермегияев заявил, что только по примеру правящей партии все остальные
"диванные" политические силы устремили свои взоры в регионы
и смогли-таки преодолеть 50-тысячный барьер членства. Это обстоятельство,
по его мнению, еще раз доказывает, что в политической сфере республики
царит конкурентоспособная среда, и народ сам выбирает ту или иную
партию, более близкую ему во взглядах. В этой связи были упомянуты
и прошедшие выборы в маслихаты - 74% из 3500 отановцев, баллотировавшихся
в маслихат, получили депутатские мандаты. "Во время выборов в
маслихаты мы не встретили никаких преград, что позволило нам спокойно
победить, - разъяснил и.о. председателя. - Мы не почувствовали конкуренции".
С подобным утверждением можно поспорить, ибо г-н Ермегияев отрицает
и фальсификацию выборов, и воздействие административного ресурса,
хотя фактов, подтверждающих подобные нарушения, превеликое множество.
Одна надежда, что будущие кандидаты в депутаты мажилиса будут застрахованы
от подобных неприятных сюрпризов. "Отан" и здесь оказался
в авангарде, несмотря на то, что отозвал свой законопроект. Теперь
партия настаивает на внесении восьми, как она считает, принципиальных
поправок, которые скорее всего будут рассмотрены на втором совместном
заседании обеих палат парламента. Эти поправки, полагает руководство
"Отана", смогут вывести выборный процесс на новый, более
качественный уровень.
Впрочем, какой бы не оказалась участь Закона "О выборах",
Сергей Дьяченко со своей стороны заверил, что "Отан"
на парламентских выборах настроен на серьезную борьбу и даже больше
того - уверен в победе. Сейчас это заявление звучит более чем самоуверенно.
Госпожа Назарбаева наверняка останется им недовольна.
Слава Аллаху и депутатам!
Больше полагаться инвалидам не на кого
Руководители общественных объединений
инвалидов пригласили на встречу в Алматы министра труда и социальной
защиты Гульжану КАРАГУСОВУ, чтобы обсудить законопроект о социальной
защите инвалидов и поговорить о том, как будут решаться социальные
проблемы людей с ограниченными возможностями.
На встречу пришли представители почти сорока различных
организаций, отстаивающих права и интересы инвалидов. Они прослушали
длинный доклад министра о том, какую социальную политику в принципе
должно выбрать государство. "Я не приемлю термин "социальная
защита", - заявила Г. Карагусова, - от кого мы защищаем? Надо
говорить о социальном обеспечении. В обществе не должно быть социального
иждивенчества, и в этом направлении надо что-то делать. Мы начинаем
диалог, объединенные одной задачей - улучшить социальную защиту населения".
Но диалога с общественниками не получилось. Инвалиды и министр разговаривали
на разных языках. Министр говорила о том, что предусмотренная в законопроекте
трехуровневая соцзащита решит многие проблемы инвалидов, но люди желали
знать конкретику. Она, увы, не прозвучала. Как поняли присутствовавшие,
в своих начинаниях министерство полагается исключительно на Аллаха.
Его за помощь и поддержку министр в докладе благодарила раз шесть.
Кто, кроме Аллаха, и за что будет нести ответственность, так и осталось
не ясным. Единственное, что прозвучало четко, так это то, что основная
часть функций по соцзащите перекладывается на плечи местных властей
и работодателей. Последних будут нещадно штрафовать за нарушение прав
инвалидов и несоздание условий для их переподготовки и повышения квалификации.
"Президент в своем выступлении отмечал, что работа акимов должна
оцениваться по уровню соцзащиты", - сказала министр. Видимо,
исходя из этого и разработан весь закон "О социальной защите
инвалидов". Однако он полностью не устраивает самих инвалидов.
Они говорят, что работодателям легче заплатить штрафы, чем заниматься
социальной защитой инвалидов. Как выяснилось, даже выделенные средства
для реабилитационных центров не осваиваются по банальной причине -
нет специалистов по реабилитации, никто не знает, как помочь и без
того обделенным людям. Их права нарушаются повсеместно, они не могут
получить образование, найти хорошую работу и элементарно съездить
в магазин или поликлинику. Для этого не пригоден общественный транспорт,
не оборудованы пандусами магазины и жилые дома, нет специальных дорожек
вдоль тротуаров. И в новом законе об этом также ничего не сказано.
"Я против этого закона, - заявил председатель Алматинского городского
общества инвалидов Али Аманбаев. - Я его даже обсуждать не
хочу. Он концептуально написан неправильно. Что-то переписали с российского
закона, что-то еще откуда-то. Но он не решает главной проблемы - предоставления
равных прав инвалидам с остальными членами общества. Он решает чисто
медицинские проблемы, но не улучшает жизнь инвалидов в целом".
На критику министр отреагировала вполне предсказуемо, сказав, что
министерство всегда находится в роли просителя денег, и что в нем
остались работать одни энтузиасты, которые не справляются с большим
объемом работы. В связи с чем она предложила обсуждать только "незатратные
вопросы". Тем не менее подчеркнула, что не хочет идти в парламент,
"находясь в конфронтации с инвалидами", поэтому готова выслушать
все их предложения. Кстати, внести их в законопроект министерство
уже не может, так что инвалидам остается надеяться только на депутатов.
Расходились со встречи с министром инвалиды разочарованные - "опять
сплошная говорильня".
|
|
|