|
|
Вестдайская мария
Знакомьтесь - Береке ЕНКЕБАЕВА.
Лауреат Международного конкурса творческой молодежи "Шабыт".
Лауреат Международного фестиваля вокалистов Бибигуль ТУЛЕГЕНОВОЙ.
Обладательница специального приза конкурса "Молодые оперные голоса
Востока" в Италии.
Береке Енкебаева родилась в музыкальной семье. Ее отец
- заслуженный артист РК, мать - певица. Окончила музыкальную среднеспециальную
школу им. К. Байсеитовой. Позже - консерваторию по классу вокала.
Сейчас преподает вокал на кафедре сольного пения в консерватории.
- Береке, похоже, что у тебя не было другого выбора, как стать
певицей?
- Да. Моя семья предопределила мой выбор. В детстве мне очень часто
приходилось гастролировать с родителями, и я жила в этом мире, буквально
впитывала в себя эту ауру.
- Ты была главной солисткой в американском мюзикле "Вестсайдская
история". Но ведь мюзикл - это не просто пение, но и еще актерская
игра?
- Да, это действительно так. Вначале я очень боялась и не представляла
себе, как это будет выглядеть. Организаторы Айро Спаулдинг
и Джон Фергюсон оказались настолько обаятельными людьми, работали
с таким рвением, что и мы подзарядились этой энергией. Была проблема
с итальянским языком, потому что это не тот язык, на котором мы привыкли
петь и говорить в мюзикле. Какой-то свой неповторимый акцент, диалект.
Вначале я должна была спеть партию Марии из "Вестсайдской
истории", но потом буквально в последний момент решили, что я
еще буду исполнять партию Бесс из "Порги и Бесс". И для
меня это стало просто шоком,я очень боялась, думала, что-то сделаю
не так. У нас было два концерта. Второй прошел в консерватории в Большом
зале. Когда я увидела зал, то была потрясена тем, настолько он переполнен
- люди стояли в проходах, сидели на сцене. Делала все как в каком-то
сне. Мне казалось, что я не смогу спеть, забуду все слова.
- Хотелось бы еще раз сыграть в таком мюзикле?
- Конечно. Мне очень нравятся такие мюзиклы, как "Чикаго".
Я с удовольствием сыграла бы еще.
- Сейчас в моде петь дуэтом. А тебе хотелось бы спеть с кем-нибудь
в паре?
- Я со многими пела дуэтом. Но вот чтобы выйти в шоу-бизнес и зарабатывать
на этом деньги… Нет, вряд ли. С удовольствием спела бы с Паваротти,
но это уже высшая планка. Из наших певиц мне очень нравится Сара
Ищанова. Но здесь есть один небольшой нюанс - голоса должны сливаться.
Если нет этого унисона, как бы мы ни старались, ничего не получится.
Зритель просто не почувствует изюминки. Надо ведь не просто петь,
а именно прочувствовать своего партнера.
- Часто ли приходится гастролировать?
- Да, очень часто… Объездила почти весь Казахстан, была за рубежом
- в Китае, Германии, Италии, России.
- А как принимали за границей?
- Очень хорошо. В Китае, например, меня принимали за китаянку. Там
я участвовала в Международном конкурсе вокалистов. Прошла два тура,
а на третий тур не попала по элементарной причине - из-за платья.
Я не знала, что на конкурсах есть свои требования к одежде конкурсантов.
- Наверняка новые впечатления придают творчеству импульс...
- Да, я совершенно согласна с этим. Здесь мы варимся "в собственном
соку". А на конкурсах, на гастролях знакомишься с новыми людьми,
массой разных вокальных школ, и когда все это видишь, слушаешь, то
открываешь для себя что-то новое.
- Какие произведения любимые?
- Нелюбимых песен не бывает. Каждая песня по-своему хороша. У меня
очень широкий диапазон. Я безумно люблю партию Кармен, Далилы,
но это меццо-сопрано. Я бы их спела, но это не будет звучать так,
как надо. И тешу себя надеждой,что когда-нибудь мне выпадет счастье,
и я смогу спеть эти произведения. А пока это моя несбыточная, "розовая"
мечта.
- Ты призер многих международных конкурсов. Какая награда тебе
особенно дорога?
- Я участвовала во многих конкурсах - "Dastrefen" в Германии,
Первый международный фестиваль "Транс-Арт", "Молодые
оперные голоса Востока" в Италии, где я получила специальный
приз "Надежда" как самая юная певица. Но в действительности
я очень дорожу двумя наградами - это приз Международного конкурса
вокалистов Бибигуль Тулегеновой и "Шабыт". На "Шабыте"
я получила первую премию, от Гран-при меня отделило всего лишь 0,25
балла. Этот конкурс мне запомнился тем, что там был ученик Лучано
Паваротти - Ивано Константино. И когда на конкурсе я запела "Аллилуйя"
Моцарта, он, услышав меня, сказал - "великолепно". Это меня
настолько подбодрило, что я буквально сразу же перестала бояться.
- Скажи, а ты довольна тем, как складывается творческая жизнь?
- Трудно ответить однозначно на этот вопрос. Я выбрала себе такую
профессию, которая доставляет мне удовольствие. И ощущение того, что
я не стою на месте, а постоянно куда-то стремлюсь, захлестывает меня.
Конечно, очень трудно, пока разучиваешь ноты, готовишься, но потом,
когда ты поешь и видишь, что твое пение доставляет удовольствие и
другим, то забываешь, какие усилия ты для этого приложила. Значит,
день прожит не зря…
- Планы на будущее?
- Заранее, конечно, не хотелось бы ничего загадывать. Но пока грандиозных
планов нет. Собираюсь на конкурс и хочу в марте дать сольный концерт.
- Спасибо и успехов!
Беседовала Жибек АМЕРБЕКОВА
Симфония жизни
Творческий вечер, прошедший в Уральске,
стал ярким событием в музыкальной жизни - многие ценители музыки впервые
в полной мере открыли для себя композитора Капана МУСИНА.
Его талантливому перу принадлежат: опера "Тан Шолпан",
музыка к драматическим спектаклям и кино, три симфонии, четыре симфонические
поэмы, много романсов и песен, среди которых "Сайра б±лб±л",
"Шолпан", "Егер хат алмасам", "¤ткен к‰н",
"Жастар вальсы" и другие. Капан Мусин - первый национальный
композитор, создавший произведение в жанре симфонии.
Капан Мусин родился в 1923 году в селе Агуба Жаныбекского района Западно-Казахстанской
области в очень музыкальной семье. Его мать - Халима Утегалиева
была народной поэтессой и участвовала во многих айтысах, в том числе
и с Кененом Азербаевым, а отец хорошо играл на домбре. Наверное,
поэтому у их сына проявились яркие музыкальные способности, которые
не раз вызывали восхищение его учителей.
Судьба композитора, как и многих его ровесников, современников, была
очень сложной, тяжелой, полной лишений. Сложилось так, что Капан Мусин
еще подростком приехал в Алма-Ату и поступил в музыкально-драматический
техникум по специальности "скрипка". Его первыми учителями
стали такие прекрасные педагоги, как И. Л. Рык и И. А. Лесман.
Игра молодого музыканта была настолько профессиональной, что никто не
сомневался, что его ожидает судьба прославленного скрипача. Однако в
процессе учебы будущий композитор обнаруживает склонность к сочинительству
и в 1939 году становится студентом отделения композиции Московской консерватории.
Но…
ойна резко изменила жизнь всех советских людей, изменила она и жизнь
Капана Мусина. Прервав учебу, он ушел на фронт. Студенты консерватории
копали окопы, строили заграждения, но Мусин хотел попасть в действующую
армию. Окончив Рязанское пехотное училище, он едет под Смоленск. На
фронте командует различными воинскими подразделениями. Во время жестоких
боев в декабре 1942 года Капан Мусин получает тяжелое ранение в голову…
Дальше - Московский госпиталь, мужественная борьба за жизнь. Находясь
в госпитале, он сочиняет прелюдию ми-минор для скрипки и фортепиано.
Прелюдия становится первой победой композитора, с нее начинается новый
отсчет его творчества.
В 1943 году К. Мусин решил вернуться в Алма-Ату. Он активно включается
в работу - дирижирует оркестрами, преподает в музыкальной школе, делает
обработки народных песен, занимается самообразованием. Но он чувствует,
что еще нужно учиться. И в 1944 году он поступает в только что открывшуюся
Алматинскую консерваторию на композиторское отделение в класс
Е. Брусиловского. Его произведения отличаются ярким тематизмом,
органично сочетают в себе черты традиционной казахской вокальной и инструментальной
музыки со средствами выразительности классической европейской музыки.
Его симфонии, симфонические поэмы, инструментальные произведения, песни
- все пронизано светом радости, любовью к жизни.
е все произведения были изданы и исполнены при жизни композитора. Но
Капана Мусина, видимо, увлекал сам процесс сочинения и меньше всего
заботили слава и признание. Переполненный идеями, он всей душой стремился
к созданию новых произведений, ему хотелось успеть себя реализовать,
а на издание уже созданных сочинений, возможно, не всегда хватало сил.
Наверное, из-за того что произведения Капана Мусина мало издавались,
а вследствие этого и мало исполнялись, его творчество незаслуженно отошло
на второй план.
Камиля АГОШКОВА-КЛОПОВА, кандидат
искусствоведения
|
|
|