Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
 Культура
№7(79)

Вестдайская мария

Знакомьтесь - Береке ЕНКЕБАЕВА. Лауреат Международного конкурса творческой молодежи "Шабыт". Лауреат Международного фестиваля вокалистов Бибигуль ТУЛЕГЕНОВОЙ. Обладательница специального приза конкурса "Молодые оперные голоса Востока" в Италии.

Береке Енкебаева родилась в музыкальной семье. Ее отец - заслуженный артист РК, мать - певица. Окончила музыкальную среднеспециальную школу им. К. Байсеитовой. Позже - консерваторию по классу вокала. Сейчас преподает вокал на кафедре сольного пения в консерватории.
- Береке, похоже, что у тебя не было другого выбора, как стать певицей?
- Да. Моя семья предопределила мой выбор. В детстве мне очень часто приходилось гастролировать с родителями, и я жила в этом мире, буквально впитывала в себя эту ауру.
- Ты была главной солисткой в американском мюзикле "Вестсайдская история". Но ведь мюзикл - это не просто пение, но и еще актерская игра?
- Да, это действительно так. Вначале я очень боялась и не представляла себе, как это будет выглядеть. Организаторы Айро Спаулдинг и Джон Фергюсон оказались настолько обаятельными людьми, работали с таким рвением, что и мы подзарядились этой энергией. Была проблема с итальянским языком, потому что это не тот язык, на котором мы привыкли петь и говорить в мюзикле. Какой-то свой неповторимый акцент, диалект. Вначале я должна была спеть партию Марии из "Вестсайдской истории", но потом буквально в последний момент решили, что я еще буду исполнять партию Бесс из "Порги и Бесс". И для меня это стало просто шоком,я очень боялась, думала, что-то сделаю не так. У нас было два концерта. Второй прошел в консерватории в Большом зале. Когда я увидела зал, то была потрясена тем, настолько он переполнен - люди стояли в проходах, сидели на сцене. Делала все как в каком-то сне. Мне казалось, что я не смогу спеть, забуду все слова.
- Хотелось бы еще раз сыграть в таком мюзикле?
- Конечно. Мне очень нравятся такие мюзиклы, как "Чикаго". Я с удовольствием сыграла бы еще.
- Сейчас в моде петь дуэтом. А тебе хотелось бы спеть с кем-нибудь в паре?
- Я со многими пела дуэтом. Но вот чтобы выйти в шоу-бизнес и зарабатывать на этом деньги… Нет, вряд ли. С удовольствием спела бы с Паваротти, но это уже высшая планка. Из наших певиц мне очень нравится Сара Ищанова. Но здесь есть один небольшой нюанс - голоса должны сливаться. Если нет этого унисона, как бы мы ни старались, ничего не получится. Зритель просто не почувствует изюминки. Надо ведь не просто петь, а именно прочувствовать своего партнера.
- Часто ли приходится гастролировать?
- Да, очень часто… Объездила почти весь Казахстан, была за рубежом - в Китае, Германии, Италии, России.
- А как принимали за границей?
- Очень хорошо. В Китае, например, меня принимали за китаянку. Там я участвовала в Международном конкурсе вокалистов. Прошла два тура, а на третий тур не попала по элементарной причине - из-за платья. Я не знала, что на конкурсах есть свои требования к одежде конкурсантов.
- Наверняка новые впечатления придают творчеству импульс...
- Да, я совершенно согласна с этим. Здесь мы варимся "в собственном соку". А на конкурсах, на гастролях знакомишься с новыми людьми, массой разных вокальных школ, и когда все это видишь, слушаешь, то открываешь для себя что-то новое.
- Какие произведения любимые?
- Нелюбимых песен не бывает. Каждая песня по-своему хороша. У меня очень широкий диапазон. Я безумно люблю партию Кармен, Далилы, но это меццо-сопрано. Я бы их спела, но это не будет звучать так, как надо. И тешу себя надеждой,что когда-нибудь мне выпадет счастье, и я смогу спеть эти произведения. А пока это моя несбыточная, "розовая" мечта.
- Ты призер многих международных конкурсов. Какая награда тебе особенно дорога?
- Я участвовала во многих конкурсах - "Dastrefen" в Германии, Первый международный фестиваль "Транс-Арт", "Молодые оперные голоса Востока" в Италии, где я получила специальный приз "Надежда" как самая юная певица. Но в действительности я очень дорожу двумя наградами - это приз Международного конкурса вокалистов Бибигуль Тулегеновой и "Шабыт". На "Шабыте" я получила первую премию, от Гран-при меня отделило всего лишь 0,25 балла. Этот конкурс мне запомнился тем, что там был ученик Лучано Паваротти - Ивано Константино. И когда на конкурсе я запела "Аллилуйя" Моцарта, он, услышав меня, сказал - "великолепно". Это меня настолько подбодрило, что я буквально сразу же перестала бояться.
- Скажи, а ты довольна тем, как складывается творческая жизнь?
- Трудно ответить однозначно на этот вопрос. Я выбрала себе такую профессию, которая доставляет мне удовольствие. И ощущение того, что я не стою на месте, а постоянно куда-то стремлюсь, захлестывает меня. Конечно, очень трудно, пока разучиваешь ноты, готовишься, но потом, когда ты поешь и видишь, что твое пение доставляет удовольствие и другим, то забываешь, какие усилия ты для этого приложила. Значит, день прожит не зря…
- Планы на будущее?
- Заранее, конечно, не хотелось бы ничего загадывать. Но пока грандиозных планов нет. Собираюсь на конкурс и хочу в марте дать сольный концерт.
- Спасибо и успехов!

Беседовала Жибек АМЕРБЕКОВА

Симфония жизни

Творческий вечер, прошедший в Уральске, стал ярким событием в музыкальной жизни - многие ценители музыки впервые в полной мере открыли для себя композитора Капана МУСИНА.

Его талантливому перу принадлежат: опера "Тан Шолпан", музыка к драматическим спектаклям и кино, три симфонии, четыре симфонические поэмы, много романсов и песен, среди которых "Сайра б±лб±л", "Шолпан", "Егер хат алмасам", "¤ткен к‰н", "Жастар вальсы" и другие. Капан Мусин - первый национальный композитор, создавший произведение в жанре симфонии.
Капан Мусин родился в 1923 году в селе Агуба Жаныбекского района Западно-Казахстанской области в очень музыкальной семье. Его мать - Халима Утегалиева была народной поэтессой и участвовала во многих айтысах, в том числе и с Кененом Азербаевым, а отец хорошо играл на домбре. Наверное, поэтому у их сына проявились яркие музыкальные способности, которые не раз вызывали восхищение его учителей.
Судьба композитора, как и многих его ровесников, современников, была очень сложной, тяжелой, полной лишений. Сложилось так, что Капан Мусин еще подростком приехал в Алма-Ату и поступил в музыкально-драматический техникум по специальности "скрипка". Его первыми учителями стали такие прекрасные педагоги, как И. Л. Рык и И. А. Лесман. Игра молодого музыканта была настолько профессиональной, что никто не сомневался, что его ожидает судьба прославленного скрипача. Однако в процессе учебы будущий композитор обнаруживает склонность к сочинительству и в 1939 году становится студентом отделения композиции Московской консерватории. Но…
ойна резко изменила жизнь всех советских людей, изменила она и жизнь Капана Мусина. Прервав учебу, он ушел на фронт. Студенты консерватории копали окопы, строили заграждения, но Мусин хотел попасть в действующую армию. Окончив Рязанское пехотное училище, он едет под Смоленск. На фронте командует различными воинскими подразделениями. Во время жестоких боев в декабре 1942 года Капан Мусин получает тяжелое ранение в голову…
Дальше - Московский госпиталь, мужественная борьба за жизнь. Находясь в госпитале, он сочиняет прелюдию ми-минор для скрипки и фортепиано. Прелюдия становится первой победой композитора, с нее начинается новый отсчет его творчества.
В 1943 году К. Мусин решил вернуться в Алма-Ату. Он активно включается в работу - дирижирует оркестрами, преподает в музыкальной школе, делает обработки народных песен, занимается самообразованием. Но он чувствует, что еще нужно учиться. И в 1944 году он поступает в только что открывшуюся Алматинскую консерваторию на композиторское отделение в класс
Е. Брусиловского. Его произведения отличаются ярким тематизмом, органично сочетают в себе черты традиционной казахской вокальной и инструментальной музыки со средствами выразительности классической европейской музыки. Его симфонии, симфонические поэмы, инструментальные произведения, песни - все пронизано светом радости, любовью к жизни.
е все произведения были изданы и исполнены при жизни композитора. Но Капана Мусина, видимо, увлекал сам процесс сочинения и меньше всего заботили слава и признание. Переполненный идеями, он всей душой стремился к созданию новых произведений, ему хотелось успеть себя реализовать, а на издание уже созданных сочинений, возможно, не всегда хватало сил. Наверное, из-за того что произведения Капана Мусина мало издавались, а вследствие этого и мало исполнялись, его творчество незаслуженно отошло на второй план.

Камиля АГОШКОВА-КЛОПОВА, кандидат искусствоведения

Hosted by uCoz