Приказано – ликвидировать!
КНБ продолжает уничтожать газету “Соз”, несмотря на выплату 5 000 000 тенге
В ночь со среды на четверг (2 июня) в типографии “Время-принт” судоисполнителями был арестован тираж “Соз” – газета не попала к читателям.
Напомним, что решением экономического суда города Алматы от 31 января 2005 года с собственника и издателя газеты “Соз” в пользу Комитета национальной безопасности РК было взыскано 5 миллионов тенге в счет компенсации морального вреда. По заявлению КНБ суд также наложил арест на счета и имущество собственника и издателя, чтобы остановить их предпринимательскую деятельность и заставить газету замолчать.
Тогда же собственником и издателем было заключено соглашение с третьей компанией, которая согласилась финансировать выпуск газеты за счет собственных средств, а также заниматься ее распространением. Благодаря тому что газета продолжила выход, читатели смогли принять участие в акции “Не дадим спецслужбам закрыть газету “Соз”!”, по результатам которой были собраны необходимые средства и перечислены через фонд “Журналисты в беде” на счет КНБ.
В ходе исполнения решения суда было выявлено, что КНБ не имеет права получать деньги от частных компаний ни по каким основаниям, и в соответствии с бюджетным законодательством все суммы в счет исполнения решения суда были направлены в республиканский бюджет.
Видимо, не имея никакого интереса в получении денег, несмотря на фактическое исполнение решения суда, КНБ предъявил иск о признании недействительным соглашения, заключенного собственником и издателем газеты с третьей компанией, которое позволило продолжать выпуск “Соз”. Тем самым спецслужбы вновь продемонстрировали цель своих действий, направленных исключительно на закрытие независимой газеты.
По ходатайству КНБ суд приостановил действие оспоренного соглашения на период судебного разбирательства. Но еще до вынесения указанного определения суда собственник и издатель добровольно расторгли соглашение с третьей компанией, чтобы не тратить время на ненужные разбирательства. Для продолжения выхода газеты было заключено соглашение с другой компанией, которое никем не оспаривается.
Вчера днем на основании счета типографии новая компания-распространитель оплатила через банковский счет услуги по изготовлению тиража. Однако в ночь с 1 на 2 июня практически вся экономическая группа судебных исполнителей (за исключением женщин) во главе со старшим судебным исполнителем прибыла к типографии “Время-принт” и потребовала немедленного прекращения выпуска газеты.
Представители редакции и компании, оплатившей тираж, объяснили, что “Соз” выпускается на основании совершенно другого соглашения, которое не приостановлено судом; что оспоренное и приостановленное соглашение расторгнуто в добровольном порядке; что собственником тиража является компания, не имеющая никакого отношения к поданному КНБ иску; что собственник тиража не является должником в исполнительном производстве, в связи с чем судебными исполнителями к нему не могут быть применены никакие меры обеспечения исполнительного документа.
Но судебные исполнители, установив все вышеизложенное, тем не менее, в нарушение требований Закона РК “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей”, без вынесения каких-либо постановлений изъяли весь тираж газеты “Соз”. В результате наглым образом попраны законные права собственника тиража, а все читатели газеты незаконно лишены конституционного права на свободу слова – свободу получения информации.
В указанных действиях судебных исполнителей усматриваются составы преступлений, предусмотренных ст.189
УК РК “Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности” и ст. 308 УК РК “Превышение власти или должностных полномочий”, в связи с чем органы внутренних дел, финансовой полиции и прокуратуры обязаны принять немедленные действия по восстановлению законности. Соответствующие заявления к ним уже направлены.
Несмотря на общественную значимость подобного происшествия, в органы национальной безопасности, по-видимому, обращаться бесполезно, поскольку весь этот произвол инициирован адвокатом Комитета национальной безопасности РК.
Редакция газеты “Соз”
Возвращение детства
1 июня был Всемирный день защиты детей. Когда-то, в моем еще детстве, – один из самых любимых дней в году. Сейчас, хоть и заметный, но все же в большей степени подзабытый праздник.
Правда, к сожалению, как и многие праздники, этот несет на себе некий налет обязательности. Характерны в этом смысле больше похожие на оговорку слова министра образования и науки Бырганым Айтимовой о том, что “в этот день взрослое население нашей планеты должно проявить внимание к детям, быть к ним особенно чуткими и внимательными”. Будто в другие дни всего этого не должно быть.
К счастью, несмотря на почему-то активно культивируемый у нас принцип “каждый сам за себя”, есть еще люди, понимающие, что детям важно внимание не только 1 июня, и если не каждый день, то по возможности как можно чаще. И вот, пока на площадях Алматы проходили праздничные мероприятия, а все та же госпожа Айтимова произносила довольно странные слова про необходимость “проведения контент-анализа того, что делается для детей”, эти люди просто взяли и СДЕЛАЛИ, подарив праздник самым беззащитным детишкам – воспитанникам Детского дома №1 Алматинской области.
Кто они? Нет, не учредители и не активисты благотворительных фондов, неправительственных организаций и политических партий. Они самые обыкновенные люди, познакомившиеся друг с другом в Интернете и решившие, что МОГУТ хоть как-то помочь сиротам. Они не проводят семинары, конференции, не пишут доклады и программы развития. Они просто делают. Делают не из жажды славы, газетных публикаций, не из чувства тщеславия или желания потешить свое самолюбие. Делают просто потому, что уже не могут не делать.
Начиналось все с обычных звонков друзьям, знакомым и сослуживцам с вопросом: нет ли ненужных вещей и игрушек? Продолжилось составлением целых списков того, что нужно детским домам Алматы, и попытками (зачастую успешными) это достать или купить: дорогостоящие лекарства, витамины, развивающие игры, одежда, обувь и даже специальный бассейн для детей с церебральными нарушениями, переданный Дому малютки. А вот слово “закончилось”, к счастью, неприменимо: посещение Детского дома 1 июня – очередной шаг, и шагов этих, я просто уверен, будет еще немало.
На этот раз детишкам были привезены вещи, сладости, наборы книжек-раскрасок, игрушки, лекарства, специальный термос для транспортировки вакцин и даже компьютер. Передать радость детишек, которым важны даже не столько сами подарки, сколько живое общение, сложно. Для этого просто не хватает слов.
О том, что ситуация в детских домах тяжелая, известно, наверное, каждому. Большинство просто старается об этом не думать, чтобы не портить себе настроение. Действительно, даже по телевизору смотреть на это тяжело, а вживую – тяжелее вдвойне. И речь идет не только о материальной стороне дела. Потому что трудно сдерживать слезы, видя чудесных девочек-двойняшек, словно только что сошедших с популярных открыток Энн Гэдис, тянущих ручки за подарком. Трудно выбросить из головы вопрос: “Кто же посмел бросить вас?!”
Но плакать нельзя. Это их ПРАЗДНИК. И слезы здесь неуместны. Они ведь тоже гордые (и, может быть, гораздо более гордые, чем мы) – они не хотят, чтобы их жалели. Они хотят, чтобы их воспринимали не как детдомовцев, а как ДЕТЕЙ. Как самых обычных детей.
Поэтому давишь комок в горле и с улыбкой идешь смотреть подготовленный концерт. Подготовленный не в обмен на привезенные подарки, а от всей души. Чистой детской души.
Одно удивившее лично меня наблюдение – глаза! Почему-то ожидал увидеть в них грусть, загнанность, может быть, даже озлобленность, но их не было и в помине. Наоборот – улыбающиеся глаза. Глаза, обрадованные каждому пойманному доброжелательному взгляду. Детские глаза…
Выше я написал, что те энтузиасты, которые занимаются помощью сиротам, обыкновенные люди. Да нет, знаете, не обыкновенные. У них плотный рабочий день, семьи, собственные дети. Но несмотря на то, что иногда приходится возвращаться домой поздно, а мужья уже начинают роптать, в очередной раз поедая холодный ужин, они не прекращают свою деятельность, вновь и вновь думая о том, где достать памперсы подешевле, лекарства получше, и чем вообще они еще помогут помочь этим детишкам, чтобы подарить им ДЕТСТВО.
Можете помочь и вы. Отказавшись от одного похода в ресторан, от одного посещения кинотеатра, найдя дома или у знакомых детские вещи, игрушки и передав их тем, кому они сейчас очень нужны. Не поленитесь – сделайте это, без сомнения, доброе дело. Ведь дети-сироты есть и в вашем городе.
* * *
Когда мы покидали детский дом, и дети, провожая нас, кричали “Приезжайте, пожалуйста, еще!”, у ворот заметил девочку. Она сидела одна и грустила. Подумайте, может быть, она ждет именно вашей помощи?
Дмитрий Мостовой
Mobiles in mobile*
Знаменательное событие – юбилейная дата рождения журнала “Тамыр” – является вехой в истории казахской духовности. Основатель журнала и автор концепции “Степное знание” Ауэзхан КОДАР – всемирно известный философ, поэт, общественный деятель. В своих исканиях и деятельности по укреплению казахской культуры он не одинок. С каждым днем число его сторонников растет, а пространство влияния журнала “Тамыр” выходит далеко за пределы Евразии. Об этом свидетельствует последний по времени номер на английском языке.
Ауэзхан Кодар кажется некоторым людям “экстравагантным”, любящим афоризмы, звонкую фразу. Одна женщина-философ даже отказалась читать его книгу “Степное знание”, предполагая, что названные выше качества, приписываемые Ауэзхану, торжествуют в ней. Мне искренне жаль таких философов и политологов, вооружившихся трафаретными марками, своими аршинами и пытающихся с куцыми, вершковыми, близорукими критериями подойти к огромному явлению нашей современной духовности. Кто не читал “Степное знание”, кто не слушал поэтическое слово Ауэзхана, остается в плену предвзятых, шаблонных, набивших оскомину взглядов.
Эти взгляды, как чертополох, буйно цветут на полях философии, культурологии, политологии, на пространстве, лишенном национальных казахских корней. На этом пространстве нет ни путей, ни дорог. Это воистину царство обскурантизма. В этом царстве владычествуют призраки прошлой оголтелой бездуховности, угрожающе скалят саблезубые пасти чудища – химеры, и расставлены капканы, вырыты волчьи ямы.
В этом царстве показной философии, квазиэстетических концепций, надуманных схем и мертвящей терминологической казуистики с четырех сторон прочно охраняют все входы и выходы в широкую степь. Четыре неприступных твердыни-идола: идолы пещеры, рода, рынка и театра. И те, кто до сих пор не понял Ауэзхана Кодара, никогда не вырвется из этого царства мертвых.
“Степное знание” точно определяет и время, и пространство, в котором живет наш народ. С какой стороны ни подойти к этому определению, мы неминуемо придем к живому человеку. Этот человек, по определению остроумного англичанина, “вечный человек”. И в далеком прошлом, и в далеком будущем он стоит, окруженный могущественной природой своей родной степи, черпает из нее свои знания, свою силу, свои мечты, рвется в небеса и уходит в недра. “Степное знание” – это степная сила, степное могущество. А эта сила, это могущество – особого склада, особого рода. В этой силе – музыка ветра, грозные раскаты грома, сверкающие лезвия молний во время степной грозы, материнское ласковое слово, прощальное слово – жоктау.
Могущество степного знания – это лучшее в мире вооружение, лучшее, комфортабельнейшее жилище – степная юрта; самые ароматные, самые душистые запахи, до которых никогда не дотянуться исусственным парфюмерным изыскам. Опьянение в чертогах степного знания несет с собой фантастические картины из прошлого, возвращает в будущее, преобразует реалии сегодняшнего дня, срывая с них маски и скорлупу, в которых представлены пророческие образы на картинах Иеронима Босха, Гойи, Питера Брейгеля и других великих провидцев.
Ауэзхан Кодар отмежевался от “странников-слепцов”, тоскующих на страницах квазифилософских журналов о “Пути”, тоскующих, как таежные тетерева, о “национальной идее”; он отбросил прочь все козырные картинки, раз и навсегда посмеялся над карточными домиками отечественных и зарубежных “градостроителей”. Ему не нужен Китеж-град, ему смешны поиски мифической Шамбалы; он свидетель трагедии, когда рухнула химерическая идея всеобщего благоденствия под опекой геронтов-маразматиков.
Но Ауэзхан меньше всего похож на циника, агностика, на самого последнего из всех наипостнейших постмодернистов. Да, он против национальной идеи, той, которая зарождается не в степи, а в головах городских умников; да, он смеется над попытками найти “национальную идею”, потому что этими поисками занимаются доморощенные алхимики с университетскими дипломами, просидевшие на школярской скамье восемнадцать лет и не увидевшие, как растет акселеу – степной ковыль, не нюхавшие траву-емшан, не слышавшие свиста степного сурка, не стоявшие под звездным ливнем в месяце тамыз.
У Ауэзхана Кодара есть Путь, по этому Пути многие тысячи лет шли его предки; есть у него и национальная идея, и называется она словом, пахнущим материнским молоком, звенящим, как булат, пылающим, как раскаленная лава, рожденная в сердце матери природы. У него есть все, что дает человеку “Степное знание”. И к этому знанию он своим упорным трудом прибавляет новые крупицы и призывает живых современников к творческой работе, отказавшись от переливания из пустого в порожнее.
Ауэзхан – представитель новой генерации казахов – мыслителей, поэтов, строителей жизни. Он из когорты, в которую входили и входят Аскар Сулейменов, Мукагали Макатаев и многие, многие наши современники. Он – движущееся в движущемся. Человек во Вселенной.
Берик ДЖИЛКИБАЕВ