Под капельницей
Галымжан Жакиянов
находится под присмотром врачей
Лидер партии “ДВК” Галымжан Жакиянов уже несколько дней находится под капельницей. Самочувствие самого известного казахстанского политзаключенного, отбывающего наказание в колонии-поселении в поселке Шидерты Павлодарской области, резко ухудшилось после однодневного пребывания в карцере.
Инцидент произошел в прошлую пятницу. Резкий приступ зубной боли скрутил Галымжана Бадылжановича, но администрация колонии-поселения отказала ему в посещении стоматолога. Другого выхода, кроме как самому поискать обезболивающее средство, у него не было. Но руководство колонии посчитало, что лидер ДВК намеренно уклоняется от работы, и назначило за “провинность” наказание в виде нескольких суток содержания в карцере.
Сподвижники Галымжана уверены, что против него совершена очередная провокация. “Содержание Жакиянова, страдающего приобретенной в местах заключения хронической болезнью легких, в условиях карцера неминуемо приведет к серьезному поражению его здоровья, что, несомненно, является составной частью общей задачи, поставленной полицейским режимом перед тюремщиками”, – заявили они.
В срочном порядке в Шидерты выехала сенатор Зауреш Батталова, которая взяла это дело под контроль.
“Эпохе” удалось связаться с супругой партийного лидера Карлыгаш Жакияновой, которая и подтвердила, что Галымжан действительно чувствует себя очень плохо.
- На работе, в скотном дворе, у него разболелся зуб. Он отлучился домой за лекарствами, а когда вернулся, ему был предъявлен уже готовый акт об его отсутствии на рабочем месте. Это послужило поводом, чтобы упечь его в холодный карцер с бетонным полом. Причем перед водворением с него сняли одежду и облачили в тонкую робу. Естественно, он заболел. На улице – минус 33, да и все время стоять он не мог, приходилось сидеть на сыром полу…
Через сутки Галымжана, после вмешательства министра внутренних дел, освободили. Ослабевший и простуженный, он сейчас лежит под капельницей дома под постоянным присмотром местного врача и специально привезенного Карлыгаш Кадесовной из Павлодара специалиста. Иммунная система лидера ДВК настолько ослабла, что эскулапы никак не могут сбить высокую температуру.
- В карцер обычно помещают злостных нарушителей, буйных людей, тех, кто участвует в драках или употребляет наркотики, – говорит Карлыгаш Жакиянова. – Почему там оказался Галымжан, мне до сих пор не понятно… Да и то, что его заставили надеть робу – одежду зеков, уже давно отмененную в колониях общего режима, я расцениваю как пытку. Так считают и юристы-международники…
Так обстоят дела с политзаключенными в Казахстане. Провокации, карцер и откровенные издевательства стали для них буднями. Но надежда, как известно, умирает последней. Галымжану Жакиянову и его коллегам по несчастью ее подарил президент США Джордж Буш.
В своем заявлении, озвученном на инаугурации, американский президент подчеркнул:
- Мы будем последовательно разъяснять выбор, перед которым стоит каждый правитель и каждая страна: нравственный выбор между гнетом, который всегда есть несправедливость, и свободой, которая всегда есть справедливое и правое дело. Америка не будет делать вид, будто сидящие в тюрьмах диссиденты предпочитают свои цепи…
Все, кто живет в тирании и безнадежности, могут знать: Соединенные Штаты не будут игнорировать факт вашего угнетения или оправдывать ваших угнетателей…
Сторонники демократических реформ, сталкивающиеся с репрессиями, тюрьмой или ссылкой, могут знать: Америка считает вас теми, кем вы являетесь, будущими лидерами вашей свободной страны…
Здесь, как говорится, без комментариев.
Юлия Кисткина
Свидетелей просят не беспокоиться
В специализированном межрайонном экономическом суде города Алматы продолжается судебное разбирательство, инициированное КНБ РК против независимой газеты “Соз”.
Наиболее интересным стало последнее заседание, проходившее в понедельник. На него были вызваны свидетели из числа непосредственных участников сентябрьских событий. Из них явились только два полицейских со схожими фамилиями Кабылов и Кабылбеков – их начальство на повестку в суд не отреагировало, а в вызове в качестве свидетелей сопредседателей “Ак жола” и журналиста Геннадия Бендицкого судья отказал.
Создалось впечатление, что свидетели отвечали по заученным фразам, иногда теряясь в ответах или отказываясь отвечать – мол, “а это важно?”. Его честь то и дело выступал в роли “доброго экзаменатора”: как я понял, вы хотели сказать то-то и то-то.
По словам полицейских, в ту ночь они занимались “оперативно-розыскными мероприятиями” в отношении неких уголовных авторитетов. Ночное бдение они устроили по устному указанию начальства – ни санкции прокурора на слежку, ни каких бы то ни было других письменных документов у них не было. Кабылбеков рассказал суду, что они сидели в служебной машине, когда к ним подошли трое или четверо неизвестных. Подошедшие, рассказал полицейский, не представились, стали требовать документы и держали руки.
После того как были допрошены свидетели, слово взял адвокат защиты Сергей Уткин. Он заявил, что ответчик “в целом иск КНБ не признает”. По его словам, истец не смог на фактах доказать, в чем именно задеты “честь и достоинство” КНБ, тем более, что эти понятия не могут относиться к юридическому лицу. К слову, ответчик усомнился и в самой юридической состоятельности КНБ, так как он не прошел должную регистрацию и не имеет в документах юридического адреса.
Практически то же самое и с “деловой репутацией”. Она, по словам Уткина, была “подмочена” еще задолго до публикации материала в газете “Соз”. В качестве примера он сделал своеобразный дайджест независимой отечественной прессы за последние несколько лет, который пестрел материалами о КНБ. Судья Елибаев слушал очень внимательно и все время что-то записывал.
Сегодня должно состояться очередное заседание суда, на котором ожидается появление свидетелей, по каким-то причинам не явившихся на прошлое заседание.
Свое мнение относительно происходящего мы попросили высказать журналиста газеты “Время” Геннадия Бендицкого, на глазах у которого развивались описанные в “Созе” события.
- Геннадий, так за кем в тот день велась слежка?
- По моему убеждению, следили именно за лидерами “Ак жола”. Никаких “авторитетов” там не было – на то время это дело уже рассматривалось в суде. Прибывшее на место руководство ГУВД было, по моему впечатлению, в шоке от происходящего, то есть оно не было в курсе. Да и никаких насильственных действий в отношении филеров не было – просто акжоловцы заблокировали их машину, чтобы они не скрылись.
- Как ты оцениваешь то, что судья отказал в привлечении тебя и акжоловцев в качестве свидетелей по этому делу?
- Меня это не удивляет. Суд игнорирует доводы одной из сторон и удовлетворяет другую. Это происходит повсеместно, не только по этому делу. Как журналист, могу привести тому массу примеров…
Мирас Нурмуханбетов
Прощание с январем
Подсознательно о сознательном
Так уж получилось, что на уходящий месяц приходится целая масса знаменательных дат. Удивительным образом по характеру минувшие события как нельзя лучше подходят к нашей ситуации именно в этом году. Просто мистика какая-то…
Впрочем, если исходить из логики старика Фрейда, то особой мистики здесь нет. Если следовать ей же, то душевные потрясения, загнанные участниками тех событий внутрь, в подсознательное, рано или поздно должны вырваться наружу в его наиболее слабых или прохудившихся местах. Что, возможно, сейчас и происходит в той его части, где расположено подсознание казахстанских властей.
Начнем со смешного, которое, правда, вызвать смех может только сквозь слезы. Как известно, на прошлой неделе известная певица Макпал Жунусова заявила о наложении негласного запрета на свое творчество в связи с тем, что является женой изменника режима. Более полувека назад в эти же дни певицей нон-грата объявлена Лидия Русланова. Дальнейшая ее судьба известна. Судьба ее “преемницы” пока туманна.
В середине января в те годы было закончено так называемое “дело Московского центра”. Судя по всему, “дело ДВК” окончательно завершится до конца месяца. Будет ли в связи с этим восстановлен институт политруков, который появился в январе 1925 года, пока не сообщается, однако в подсознании одного из лидеров западной части СНГ подобный прорыв уже произошел – еще в 2003 году. Кто знает, кто знает…
Вообще, в подсознании разные вещи происходят. В январе впервые появилась карикатура на демократическую партию одной из стран западного полушария, которая потом, как ни странно, стала ее эмблемой. У нас подобные казусы невозможны по определению, а вот эмблемы поменять местами вполне реально. В результате слоном оказалась оппонирующая правящей партии политическая сила, а не наоборот. В том смысле, что даже при полной ликвидации этой силы ее все равно никуда не спрячешь. Ничего не поделаешь, полушарие у нас восточное, да и мыслим мы, наверное, в основном одним восточным полушарием.
Но есть, если можно так сказать, и обнадеживающие признаки подсознательного состояния, хотя и отстоящие довольно далеко. Однако именно последнее обстоятельство позволяет предположить, что они за два тысячелетия настолько созрели, что хлынут фонтаном, если не вулканом.
В январе 27 года до н.э. император Октавиан объявил о восстановлении республики, сложении чрезвычайных полномочий и провозглашении себя первым гражданином Рима. Пусть Казахстан и республика, но восстановить некоторые ее составляющие не мешало бы. Хотя каким образом загнанное внутрь желание Октавиана быть императором проявится в нашем случае, наверное, не взялся бы предсказать даже Фрейд…
Алим БЕЙБАРСОВ
Коктейль из социальных ужасов
Вы не смейтесь – вас вновь насильно застраховали!
Большинство казахстанцев, приходя в себя после нелегкой новогодней ночи, не додумалось еще раз заглянуть в мешок Деда Мороза в надежде обнаружить нераспакованный подарочек. А посему многие не в курсе, что родное государство решило-таки нас побаловать приятным сюрпризом – законом об обязательном социальном страховании, защитив на будущее от риска потери работы, утраты трудоспособности и потери кормильца. Нам бы радоваться от такой заботы да бодро хлопать в ладоши, но что-то мешает, сосет под ложечкой. Может быть, прошлый опыт различного рода страхований?
“Эпоха” решила расставить акценты в этом вопросе и определиться – что, как и почему.
Как выяснилось, введение обязательного социального страхования – это второй уровень социальной защиты, которую осуществляет государство. Для тех, кто не знает или просто запамятовал, напомним, первый уровень – это выплата государственных социальных пособий по инвалидности и потере кормильца.
Отныне, по мнению министра труда и соцзащитыГульжаны Карагусовой, эти две доминанты должны стать мощным заградительным барьером на пути бед, стучащихся в дома казахстанцев. Но, как вы сами понимаете, самостоятельно претворить эту идею в жизнь государству не под силу, поэтому должны подсобить и мы, отчисляя 1,5% от всех социальных отчислений в специально созданный фонд. Кстати, в следующем году этот процент увеличится до 2, а в 2007 году составит уже 3%. Этого, по мнению разработчиков закона, должно хватить на смягчение форс-мажорных обстоятельств.
Но только учтите, если вы все же рискнете выпить коктейль из трех вышеперечисленных бед, вам следует вооружиться кипой справок и документов, чтобы доказать свое право на получение страховки. Иными словами, потерю вашей трудоспособности признают лишь по достижении пенсионного возраста, когда в ваших карманах зазвенят медяки первой полученной пенсии. Если же вы потеряете работу, вам, естественно, никто не откажет в праве на выплату страховых сбережений, но для этого вы должны будете не только бегать с высунутым языком в поисках новой работы, но и состоять в качестве безработного на бирже труда.
“Оно кому-то надо?” – спросят многие, и будут абсолютно правы.
Для того чтобы в случае чего выцарапать свои же деньги из фонда, мы должны будем пройти семь кругов бюрократического ада. Понятно, что лишний раз бегать по инстанциям простым обывателям не резон. Значит, это нужно государству? Может, оно заинтересовано в очередной финансовой пирамиде?
Впрочем, не будем гадать на ромашке, а предоставим слово специалисту.
Мнение эксперта
Людмила ЖУЛАНОВА, сопредседатель партии “Ак жол”, экс-замдиректора Государственного центра по выплате пенсий:
- Еще когда Алихан Байменов был министром труда и социальной защиты населения, мы разработали Закон “О социальном страховании”. Он был принят и вступил в силу с января текущего года. Суть закона наиболее ярко иллюстрирует поговорка “Спасение утопающих – дело рук самих утопающих”. Так как государство само не справляется с обеспечением населения должной социальной защитой, было решено часть этих забот переложить на плечи самих граждан.
Во многом социальное страхование копирует накопительную пенсионную систему. Принцип отчислений тот же. Единственное отличие, что в фонд средства будут поступать за счет снижения социального налога. Его размер составляет 21%. Теперь 18% из них по-прежнему будут поступать в бюджет, а 3% – в фонд социального страхования.
Фонд социального страхования – это акционерное общество со 100-процентным участием государства. Со временем средства, поступившие в фонд, как и в накопительной системе, предполагается вкладывать в ценные бумаги и облигации. В идеале система очень правильная и нужная, способная поддержать в трудную минуту тех, кто оказался у разбитого корыта. Но, как это часто бывает, гладко было на бумаге, да забыли про овраги.
Во-первых, министерство труда и соцзащиты до сих пор не отработало механизмы реализации проекта. До сих пор на свет не появились внутриведомственные инструкции и акты, которые успешно бы регламентировали всю работу. Во-вторых, загвоздка в информированности населения. Сегодня спросите у любого, что он знает о социальном страховании. Как вы думаете, что он вам ответит?
Так что сыграет ли социальное страхование ту роль, которую ему придает государство, будет зависеть от министерства.
Юлия Кисткина
Ветераны в законе
Акжоловцы предлагают узаконить
их статус
На этой неделе партия “Ак жол” презентовала свой вариант очередного законопроекта, на сей раз – “О ветеранах”.
Следует отметить, что этим проектом впервые законодательно закрепляется статус ветерана, причем им может считаться не только участник войны, военных конфликтов или боевых действий, но и участник ликвидации последствий катастроф техногенного и природного характера, а также ядерных испытаний и учений.
“Особую актуальность этот законопроект приобретает в связи с недавней гибелью казахстанского миротворца в Ираке”, – подчеркнул сопредседатель партии “Ак жол” Алихан Байменов.
Законопроектом предусмотрено посмертное присвоение статуса ветерана всем участникам боевых действий (без указания страны), погибшим или скончавшимся вследствие ранений, контузий или увечья, полученных во время участия в боевых действиях либо связанных с участием в них, а их семьям гарантирована выплата единовременной компенсации.
Кроме того, ветеранам предполагается выплата транспортного и коммунального пособий, бесплатная медицинская помощь.
Примечательно, что отказавшиеся от лечения в государственных медучреждениях могут получить взамен денежную компенсацию. Трудоспособным ветеранам будет оказываться помощь при трудоустройстве.
Акжоловцы также предлагают официально установить День ветерана и нагрудные знаки для каждой категории ветеранов.
Очень важно, что отдельной статьей в законопроекте прописана ответственность чиновников, ограничивающих реализацию прав ветеранов или препятствующих ей, а также полномочия президента и правительства.
“Законопроект будет размещен на сайте партии “Ак жол”, любые заинтересованные стороны, в первую очередь ветеранские организации, могут внести в него свои предложения”, – добавила в заключение Людмила Жуланова, другой сопредседатель “Ак жола”.
После доработки и внесения изменений проект закона будет направлен в правительство. Напомним, что до этого ДПК “Ак жол” разработала 15 законопроектов, отдельные нормы и положения из которых были использованы в работе над рядом законопроектов. В частности, в законах “О выборах”, “О СМИ” и других.
Назира Есенбаева
Корпоративная солидарность Или все же кусок пирога?
Председатель правления Союза журналистов Сейтказы Матаев и главные редакторы нескольких казахстанских газет выступили с обращением к президенту РК, в котором утверждается, что “чиновники искусственно создают монополиста на информационном пространстве”.
Некоторые СМИ заявляют
о нарушении конкуренции
Дело в том, что, согласно постановлению правительства от 31 декабря прошлого года, с начала 2005 года конкурсные объявления будут печататься в специализированном бюллетене, учредителем которого является ТОО “Жулдыз и К”, принадлежащее Булату Ережепову, главному редактору столичной газеты “Око”. Раньше подобные объявления печатались в нескольких газетах, преимущественно государственных или лояльных к власти. Среди них – “Казправда”, “Егемен Казахстан”, “Экспресс К”, “Литер” и другие. Хотя по прежнему закону право на публикацию объявлений о тендерах и прочих конкурсов имели все газеты.
Юрист Конгресса журналистов Казахстана Тамара Симахина заявляет, что данное положение ставит издания, лишившиеся приличного дохода, на грань выживания. В связи с этим хотелось бы заметить: тогда как же выживают те издания, которые не получают дотации из бюджета, в которые рекламодатели боятся давать рекламу, а тендеры и прочие объявления сроду в них не печатались!
Вернувшись к предыстории заявления, сообщим: согласно поправке в Закон “О государственных закупках” и Правилам организации и проведения госзакупок товаров, работ и услуг право определять печатные издания, в которых будут публиковаться конкурсные объявления, получил Комитет финансового контроля и госзакупок министерства финансов. Все претензии, с которыми возмущенные СМИ обращались в КФКГЗ, якобы им игнорировались, и последним шагом для обедневших изданий стало обращение к главе государства.
Ерлан Бекхожин, гендиректор ТОО “Литер Медиа”, являющегося учредителем газеты “Литер”, хоть и утверждает, что это касается всех СМИ и “мы должны проявить журналисткую солидарность”, явно лукавит.
Во-первых, эта ситуация, как указывалось раньше, не касается тех изданий, в которых конкурсные объявления никогда не публиковались. Во-вторых, где были те “солидарные журналисты”, когда на издания их цеховых собратьев подавали многомиллионные иски, а затем их закрывали?! И свободная рыночная конкуренция, о которой говорилось на пресс-конференции, тут ни при чем.
Речь идет всего лишь о лакомом куске пирога (в целом примерно полмиллиарда тенге), которого лишились некоторые издания, не более того. Г-н Матаев заявил, что данное обращение будет вручено президенту лично в руки и его подписанты будут добиваться решения проблемы. Интересно, почему же господа хорошие так рьяно не бросаются защищать права журналистов, когда поджигаются редакции и избиваются коллеги?
Добавим, что некоторые эксперты считают публикацию конкурсных объявлений в специализированном бюллетене в принципе правильным делом...
Жанна БИСАРОВА
“СВЕРХНОВЫЕ” СВЕТИЛА – В созвездии “Тарлана”!
Их имена навеки вписаны в историю Казахстана. Они создают то, что во все времена волнует, восхищает, утешает, облагораживает, просто живет. Они лауреаты премии “Тарлан”.
Независимая общенациональная премия “Тарлан” была учреждена Клубом меценатов Казахстана в 1999 году. Именно тогда “великолепная семерка” в лице Булата Абилова, Раимбека Баталова, Еркина Калиева, Маргулана Сейсембаева, Нурлана Смагулова, Нуржана Субханбердина и Асии Сыргабековой посчитали необходимым сделать все возможное для поддержки тех, кто состоит на службе вечных ценностей. В разные годы лауреатами “Тарлана” становились Марат Бисенгалиев, Булат Аюханов, Асанали Ашимов, Ермек Серкебаев, Майра Мухамед-кызы, Бибигуль Тулегенова и многие другие.
“Тарлан” стал частью нового Казахстана, ровесником эпохи. И скромный пятилетний юбилей только лишний раз доказал эту прописную истину. Награды вновь нашли своих героев.
Хотя, в силу объективных обстоятельств, торжества могло и не получиться. Исполнительная власть отказала меценатам в предоставлении концертного зала. Но они вышли из боя с открытым забралом – церемония проводилась в отеле “Анкара”. Непривычные декорации не изменили правила игры. Высшей наградой по-прежнему является платиновый “Тарлан”, оцененный в 10 тыс. долларов. Размер премий “За вклад” и “Новое имя – Надежда” чуть скромнее – 3 тыс. долларов.
кумиры “без галстуков”
В тот день под крыло “Тарлана” слетелись все знаменитости. Всегда подчеркнуто строгий Зейнулла Какимжанов, блистательная Айман Мусаходжаева, обаятельный Жармахан Туякбай, щедрые на улыбки и похвалы Ораз Жандосов, Толеген Жукеев, Даулет Сембаев… Плеяду знаковых для Казахстана имен можно перечислять до бесконечности. Вести церемонию приехала российская кинодива Юлия Меньшова. В табели о рангах почетных гостей значились имена Николая Баскова и Владимира Меньшова, работающего в Казахстане вместе со своим коллегой Тимуром Бекмамбетовым над второй частью “Ночного дозора”.
Несмотря на серьезную организаторскую подготовку, с первых же минут действо совершило кульбит в сторону непредсказуемости и эпатажности. Известный казахстанский писатель и поэт Дюсенбек Накипов, который первым должен был получить “Тарлан” в номинации “Новое имя – Надежда”, отказался от премии.
- Мне уже 60 лет, – пояснил он свой отказ, – и имя у меня есть, и круг почитателей тоже. Я участвовал в разработке устава и концепции премии “Тарлан” и считаю, что она должна вручаться молодежи, тем, кому не исполнилось 40 лет. Я очень благодарен за оказанную честь, но глубоко уверен, что обладателем премии в категории “Новое имя – Надежда” должен стать молодой человек.
Такого в истории “Тарлана” еще не было. Но, как оказалось, это были лишь “цветочки”. “Ягодками” почитателей Мельпомены лауреаты премии баловали весь вечер. Дошло до того, что ведущая церемонии сама ринулась на “лестницу восхождения”, воздвигнутую для номинантов, и преподала урок поведения на звездном Олимпе. Обладатели премии, то ли стесняясь своего нового статуса, то ли по каким другим причинам почему-то проигнорировали задумку организаторов и отказались продефилировать по лестнице с гордо поднятой головой. Схватив статуэтку, они предпочитали скромно скрываться в недрах зала. Но урок не пошел впрок. Даже любимая народом апай Роза Багланова без обиняков заявила вручавшей ей премию Айман Мусаходжаевой:
- Нет, деточка, наверх я уже не пойду. Мне лучше вниз.
Думается, учитывая почтенный возраст легенды казахстанской эстрады, многим эта фраза показалась двусмысленной. Но… Переплюнул всех мастер-живописец Абдрашит Сыдыханов. Из сказанного мэтром можно смело изготовить цитатник избранных высказываний под сакральным названием “Цицерон отдыхает”.
В ходе небольшого доклада, затянувшегося минут эдак на сорок, публика узнала много интересного. Например, что со своим молодым коллегой Рафаэлем Слекеновым почтенный Абдрашит-ага не раз гонял чаи и попутно за праздными беседами выяснил, что “характер-то у юноши – девичий, только он этого стесняется”. Прикол можно было бы списать на вполне естественное волнение, если бы не одно но. Свой главный перл виртуоз кисти приберег напоследок:
- Вообще-то я духовный экстремист, – заявил он и поспешно удалился со сцены, оставив прибалдевший истеблишмент наедине со своими мыслями.
То ли в пику живописцу, то ли вдохновленный его примером худрук ТЮЗа им. Н. Сац Борис Преображенский почему-то сравнил получение премии с тем, почему “девочка Джульетта не легла в постель с мальчиком Ромео”, – мол, не думал о такой чести…
Конечно, на банальности из уст корифеев искусства никто и не рассчитывал. Но… Многие из нас мечтают лицезреть своих кумиров “без галстуков”, да только единицы жаждут застать обитателей храма искусства в исподнем. Но что поделать, такова особенность творческого люда, и вполне возможно, что именно она позволяет ему создавать нетленные полотна и застывшую в камне сущность бытия.
Впрочем, хватит ненужных увертюр. Главное, что вопреки реальности у нас есть кого и за что награждать. Итак…
Лучшие из лучших
Обладателями платинового “Тарлана” стали поэт-песенник Шомишбай Сариев, народная артистка Макпал Жунусова, народный артист Есмухан Обаев, мастер современной скульптуры Аскар Есенбаев, основатель Академии медицинских наук РК, хирург Мухтар Алиев, Казахский институт менеджмента, экономики и прогнозирования –
КИМЭП и режиссер-постановщик самого популярного фильма прошлого года “Ночной дозор” Тимур Бекмамбетов. Правда, за Тимура “Тарлана” пришлось получать его коллеге по цеху Владимиру Меньшову.
- Тимур – ваше достояние, ваша гордость, – получая статуэтку, заявил корифей киноискусства. – Картина, которую он сделал, – замечательная, победа, которую он одержал, – выдающаяся. Мы, современники, до конца это еще не осознали. Но это не помешало нам сделать правильный выбор.
В этом усомниться трудно. “Тарлан” действительно оказался лишь в руках достойных. Впрочем, судите сами. Лауреатами в двух других номинациях стали:
Литература:
Народный писатель Казахстана Абдижамил Нурпеисов и человек многогранного таланта, прославивший свое имя как в балете и театре, так и в стихах Дюсенбек Накипов.
Музыка :
Народная артистка СССР и Казахстана Роза Багланова и самый юный лауреат в истории “Тарлана” скрипач Шернияз Мусахан.
Театр :
Заслуженный деятель искусств России и Казахстана, руководитель ТЮЗа им. Н. Сац Борис Преображенский и Дастан Чиныбаев, молодой солист театра оперы и балета.
Изобразительное искусство:
Автор замечательных книжных иллюстраций, мастер линогравюры и национального офорта Исатай Исабаев и молодой художник из Атырау Рафаэль Слекенов.
Кинематограф :
Ветеран казахстанского кинематографа Игорь Вовнянко и кинорежиссер, завоевавший гран-при на кинофестивале “Киношок- 2004”, Рустем Абдрашев.
Наука:
В номинации “Новое имя – Надежда” меценаты на этот раз решили премию не присуждать. Зато в другой категории – “За вклад” появились сразу два лауреата – Камал Ормантаев, выдающийся детский хирург, и Алшинбай Рахишев, автор работ по созданию и унифицированию национальной медицинской терминологии.
Просвещение:
Ветеран высшего образования Казахстана, на протяжении 40 лет возглавлявший Карагандинский технический университет Абылкасым Сагинов и Кайрош Макишев, директор специализированной физико-математической школы им. Жаутыкова.
Алмазные грани таланта
Некоторые могут сказать, что “Тарлан” – это всего лишь ни к чему не обязывающая формальность. Собственно, никто и не спорит, что главная награда для любого создателя – признание и интерес зрителя и слушателя. Но премии, подобные “Тарлану”, не менее важны. Они становятся некой путевкой в жизнь и позволяют уверенно шагать, особенно начинающим дарованиям, по ступеням карьерной лестницы. Это понимает даже самый юный лауреат “Тарлана” Шернияз Мусахан.
Шернияз учится в Центральной музыкальной школе г. Москвы. Скрипкой занимается с пяти лет. Талант Шернияза проявился неожиданно. Его старшая сестра училась по классу фортепиано, и педагоги однажды решили, что яблоко от яблони недалеко падает, пригласив Шернияза на прослушивание. И не прогадали. Сегодня мальчуган является лауреатом многочисленных международных премий. Конечно, помогли и гены. Папа юного скрипача – композитор, лауреат первой премии канала А-1 Ирлон Канапьянов.
- Шернияз, что для тебя значит “Тарлан”?
- Это мое признание. И я постараюсь оправдать оказанное мне доверие.
- Кем ты собираешься стать в будущем?
- Конечно же, музыкантом. Музыка стала смыслом моей жизни.
- А на кого бы ты хотел быть похожим?
- Наверное, на Владимира Спивакова.
Но, думается, если Шернияз и дальше с такой настойчивостью будет идти к поставленной цели, то в будущем побьет и рейтинги самого Спивакова. И кто тогда осмелится сказать, что “Тарлан” тут ни при чем?
По гамбургскому счету
Владимир Меньшов в представлении не нуждается. На его фильмах выросло уже не одно поколение. А культовый “Москва слезам не верит” даже заработал “Оскара”. Но жизнь простого русского режиссера и актера это обстоятельство кардинальным образом не изменило. Он не стал кичиться своей славой, зарабатывать дополнительные дивиденды на популярности. Он просто продолжал работать, стараясь сохранить баланс на весах славы и бесславия. Не изменил он своим принципам и сегодня. Перед алматинскими журналистами Владимир Валентинович предстал в привычном образе рубахи-парня…
- Владимир Валентинович, какая награда стала для вас самой значимой?
- Наверное, “Оскар”. Но, по большому счету, самая главная награда – это зрительское признание, причем растянутое во времени. Фильму “Москва слезам не верит” исполнилось 25 лет, но он до сих пор занимает первое место в списках продаваемых видеокассет. Вот это премия! Что касается самой жизни, то бесспорным призом для меня стала жена, потом дочь, теперь вот внуки. Это по большому, гамбургскому счету. Хотя, с другой стороны, если бы не получилась карьера, не знаю, были бы эти моменты для меня столь значимы.
- Но в то же время вас многие считают образцовым семьянином…
- Увы, но я себя к таковым не отношу. Я эгоистично предпочту дело семье.
- Как вы познакомились со своей женой?
- Мы были однокурсниками, друзьями. Вера принимала большое участие в моей судьбе. То, что мы поженились, получилось как-то само собой. Однажды, сидя на кухне в общежитии, мы вдруг поцеловались. Этот поцелуй перевернул наши жизни…
- Владимир Валентинович, вы ревнивый супруг? Как вы разрешили жене сыграть такую, мягко говоря, пикантную роль в “Зависти богов”?
- К счастью, я там был режиссером и отслеживал процесс. Да и не ревнивый я вовсе. Я уверен в своей жене. Что касается самого фильма, то мы изначально определились, что снимаем историю о страсти. А где страсть, там и…
- Вы больше любите снимать или сниматься?
- Снимать.
- Вы можете оценить свою последнюю актерскую работу в блокбастере “Ночной дозор”?
- Нет. Я видел себя в этом фильме, но воспринимаю его через призму оценок окружающих, в основном молодежи, для которой он и был снят. Мои же ровесники в подавляющем большинстве говорят, что все ими увиденное – ужасно, плохо, никуда не годится.
- Вы давали Тимуру советы или же были на площадке простым актером?
- В основном я просто играл. Тимур несколько раз обращался ко мне за советами, показывал отснятый материал… Впоследствии я узнал, что для Константина Эрнста было важно, как примет этот материал именно Меньшов. Наверное, потому, что все свои картины я угадывал…
- Как вы проводите свои выходные?
- Первым делом еду на базар за покупками.
- Помимо актерских и режиссерских способностей вы еще знамениты и своим кулинарным мастерством…
- Действительно, я очень люблю готовить. Я уже здесь, в Алматы, успел сходить на базар и купить баранину для настоящего восточного плова…
- Что бы вы выбрали: признание зрителя или многобюджетный, но не интересный фильм?
- Слава богу, передо мной никогда не стояла такая дилемма. Мы в свое время не имели ни процентов с проката, никаких других финансовых благ. Хотя, если бы передо мной реально стал такой выбор, естественно, чашу весов перевесило бы народное признание…
Доминанты Юлии Меньшовой
Она первой на постсоветском пространстве подняла вопрос равенства полов. “Я сама”, – сказала она, и примерами героинь своей передачи провела соотечественниц через школу мужества. Не сворачивает Юлия Меньшова с выбранной стези и сегодня. Ее героиня в “Бальзаковском возрасте, или Все мужики сво…” – кладезь советов для оказавшихся в затруднительном положении дам. Да и личный пример актрисы после поражения на любовном фронте весьма и весьма впечатляет. Несмотря на болезненный разрыв с супругом, Юля выглядит на все сто. В этом смогли убедиться и алматинцы.
- Чем новеньким нас порадует “Бальзаковский возраст”?
- Я сама не знаю, что там будет нового, так как сценарий мы получаем накануне съемок. Иногда нам приходится знакомиться с текстами прямо на площадке, и я сама порой удивляюсь сюжетным зигзагам.
- Юля, вы всегда хорошо выглядите. Это умелая работа стилистов?
- В обыденной жизни к услугам стилистов я не прибегаю, а вот на сцене, на съемочной площадке, конечно же. Но какой бы ни был именитый специалист, я играю в этих вопросах доминирующую роль, хотя иногда и с радостью отдаюсь во власть эксперимента. Правда, лишь тогда, когда есть такая возможность попробовать что-то новое без ущерба для старого.
- Ваш стиль – это - …
-… уверенность в самой себе, умение доверять своему вкусу во всех направлениях. Когда ты не мечешься из-за влияния моды, чужого мнения, критики, только тогда ты становишься достаточно цельной фигурой для окружающих. Мой стиль – это почва под ногами и правильный цензор внутри самой себя.
- Вам всегда так приходится иронизировать, как вы это делали на церемонии вручения премии “Тарлан”?
- Я считаю, что любая церемония всегда задумывается как нечто торжественное и пафосное. Но никто не застрахован от разного рода накладок и ошибок. И если это не обыгрывать, не иронизировать над этим, то всем станет скучно.
- Ваши творческие планы на будущее?
- Продолжать сниматься в “Бальзаковском возрасте”. Это пока что все.