Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
  Проект конституции

Новая конституция Республики Казахстан (Проект)

Мы, Народ Казахстана, соединенные общей исторической судьбой
на исконной казахской земле, являясь неотъемлемой частью мирового сообщества, исполненные желанием построить демократическое, правовое государство, основываясь на принципах уважения свободы и прав человека и справедливости, благодарные нашим предкам за их вклад в сохранение духа и нравственности нации, памятуя о своей ответственности перед нынешним и будущим поколениями, провозглашая приоритет свободного, открытого, гражданского общества, принимаем настоящую Конституцию.

Раздел I

Основы конституционного строя

Статья 1

1. Республика Казахстан (Казахстан) является унитарным, светским, демократическим, правовым и социальным государством.

2. Республика Казахстан высшей ценностью признает человека, его жизнь, свободу и неотъемлемые права, осуществляет свою деятельность в интересах гражданина и общества.

Статья 2

1. Народ Казахстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти.

2. Народ Казахстана осуществляет свою власть непосредственно путем выражения воли на всенародном голосовании – Референдуме и свободных выборах. Никакая часть народа либо отдельная личность не могут присвоить себе право осуществления государственной власти. Узурпация и захват власти являются особо тяжкими преступлениями.

3. Государственная власть состоит из законодательной, исполнительной и судебной ветвей, действующих самостоятельно и во взаимодействии между собой на основе системы сдержек и противовесов.

4. Право выступать от имени всего народа Казахстана принадлежит Мажилису (Парламенту) и Президенту Республики Казахстан в пределах его конституционных полномочий.

Статья 3

1. Территория Республики Казахстан является целостной, неделимой и неприкосновенной.

2. Республика Казахстан имеет государственные символы – Флаг, Герб и Гимн.

3. Административно-территориальное устройство Республики Казахстан, статус ее столицы определяются законом.

Статья 4

1. Настоящая Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории республики.

2. Изменения и дополнения в Конституцию вносятся Мажилисом большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа его депутатов.

3. Республика Казахстан соблюдает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы.

Статья 5

1. Гражданство Республики Казахстан приобретается и прекращается в соответствии с конституционным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Республики Казахстан обладает всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.

3. Гражданин Республики Казахстан не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

4. Гражданин Республики Казахстан не может одновременно состоять в гражданстве другого государства.

Статья 6

1. В Республике Казахстан признаются политический плюрализм и идеологическое многообразие.

2. Не допускается слияние общественных и государственных институтов.

Статья 7

1. В Республике Казахстан устанавливаются частная и государственная собственность, которые находятся под ее защитой.

2. Земля и ее недра, воды и другие невозобновляемые природные ресурсы принадлежат народу Казахстана и находятся в государственной собственности. На основаниях, условиях и в пределах, установленных законом, земля может быть объектом частной собственности.

3. Отчуждение и передача права частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства запрещается.

4. Государство гарантирует каждому гражданину Республики Казахстан получение справедливой доли от реализации природных богатств в порядке, определяемом законом.

Статья 8

1. В Республике Казахстан гарантируются свобода предпринимательской деятельности, единство экономического пространства, защита конкуренции и национальных экономических интересов.

2. Государство обеспечивает стабильность общего уровня цен, умеренность налогообложения, поддержку малого бизнеса и регулирование естественных монополий.

3. Сфера и объемы регулирования государством экономической деятельности, а также участие государства в экономике устанавливаются законом.

4. Государство гарантирует защиту прав потребителей.

Статья 9

1. В Республике Казахстан охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается социальная защита населения.

2. Государством гарантируются минимальные размеры оплаты труда, пенсий, бесплатного медицинского обеспечения и государственных социальных пособий, позволяющих обеспечить достойный уровень жизни.

Статья 10

1. В Республике Казахстан государственным является казахский язык.

2. В государственных органах и организациях наравне с казахским официально используется русский язык.

3. Государство гарантирует сохранение языков всех этносов, населяющих Казахстан, и заботится об их свободном развитии.

 

 

Раздел II

Человек и гражданин

Статья 11

1. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения.

2. Право человека на жизнь неприкосновенно.

3. Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, обладают приоритетом над законодательством Республики Казахстан и непосредственно порождают права и обязанности граждан.

Статья 12

1. Перечень прав и свобод, закрепленных настоящей Конституцией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина.

2. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты законных прав и интересов других людей.

Статья 13

1. Все равны перед законом и судом.

2. Равенство прав и свобод гарантируется государством.

3. Запрещается любая дискриминация по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических и иных убеждений.

4. Запрещается требовать от граждан сведения о национальной, религиозной и партийной принадлежности.

Статья 14

1. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

2. Запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Статья 15

1. Каждый имеет право на личную неприкосновенность.

2. Заключение под стражу и лишение свободы допускаются исключительно на основании судебного решения. Без судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более двадцати четырех часов.

3. Применение пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения преследуется по закону.

Статья 16

1. Каждый имеет право на неприкосновенность его частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных, электронных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом на основании судебного решения.

2. Каждый имеет право на уважение и защиту чести и достоинства.

3. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, за исключением случаев, прямо указанных в законе.

Статья 17

1. Жилище неприкосновенно. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц.

2. Обыск или иные действия, совершаемые с проникновением в жилище, допускаются только в соответствии с законом на основании судебного решения. В случаях, не терпящих отлагательства, возможен иной, установленный законом порядок, предусматривающий обязательную последующую проверку судом законности этих действий.

Статья 18

1. Каждый имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

2. Гражданин Республики Казахстан имеет право свободно выезжать за ее пределы и беспрепятственно возвращаться.

3. Ограничение этих прав допускается только в соответствии с законом на основании судебного решения.

Статья 19

1. Каждому гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона.

2. Каждый гражданин Республики Казахстан, религиозным убеждениям которого противоречит несение военной службы, имеет право на ее замену выполнением альтернативных гражданских обязанностей в порядке, установленном законом.

Статья 20

1. Каждый вправе свободно определять свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке.

Статья 21

1. Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону, включая право на необходимую оборону.

2. Каждому гарантируется судебная защита прав и свобод.

Статья 22

1. Права жертв преступлений и иных правонарушений охраняются законом. Государство гарантирует им доступ к правосудию, компенсацию причиненного ущерба и восстановление нарушенных прав.

Статья 23

1. Каждый обвиненный в совершении правонарушения считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением компетентного, независимого и беспристрастного суда. Обвиненный не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиненного.

2. Каждый осужденный за уголовное преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право ходатайствовать о помиловании или смягчении наказания.

3. Никто не может быть осужден заочно.

4. Никто не должен повторно нести юридическую ответственность за одно и то же правонарушение.

5. Признаются не имеющими юридической силы доказательства, полученные с нарушением закона.

Статья 24

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

2. Закон, предусматривающий наказание граждан или ограничение их прав, вступает в силу только после его официального опубликования.

Статья 25

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения от обязанности давать показания.

Статья 26

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, установленных законом, эта помощь оказывается бесплатно.

2. Каждое подозреваемое, задержанное, заключенное под стражу или обвиняемое в совершении преступления лицо имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно признания подозреваемым, задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 27

1. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей.

Статья 28

1. Каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется законом.

Статья 29

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть лишен жилища иначе, как в соответствии с законом на основании судебного решения.

2. Государство гарантирует создание минимальных жилищных условий малоимущим гражданам.

Статья 30

1. Каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который по своей воле соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.

2. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.

3. Каждый имеет право на защиту от безработицы в установленном законом порядке.

4. Принудительный труд не допускается иначе, как в соответствии с законом на основании судебного решения.

Статья 31

1. Каждый работник имеет право на отдых.

2. Работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и работ.

Статья 32

1. Каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь. Гарантируется развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование. Поощряется деятельность, способствующая экологическому благополучию, укреплению здоровья, развитию физической культуры и спорта.

2. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, а также ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей, создающие угрозу жизни и здоровью людей, преследуются по закону.

Статья 33

1. Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случаях утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных установленных законом случаях.

Статья 34

1. Каждый имеет право на образование.

2. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность обязательного среднего образования, доступность и бесплатность высшего образования на конкурсной основе.

Статья 35

1. Государство обеспечивает защиту семьи, материнства и младенчества, прав детей, инвалидов, а также иных категорий лиц, нуждающихся в социальной поддержке. Многодетные семьи и беременные женщины находятся под особой заботой государства.

2. Родители обязаны заботиться о несовершеннолетних детях. Дети обязаны заботиться о родителях.

Статья 36

1. Свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.

3. Государство заботится о сохранении и приумножении народных традиций, культуры и искусства, создает благоприятные условия для их развития.

Статья 37

1. Каждый имеет право на свободу слова, а также на беспрепятственное выражение своего мнения и убеждения. Цензура запрещена.

2. Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны государственной тайны и иных охраняемых законом сведений. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается законом.

Статья 38

1. Гражданин Республики Казахстан не может быть выслан за ее пределы.

2. Гражданин Республики Казахстан не может быть выдан другому государству.

3. Республика Казахстан гарантирует защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за ее пределами.

Статья 39

1. Лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан Республики Казахстан с изъятиями, установленными настоящей Конституцией, законами и международными договорами.

2. Лицо не может быть лишено предоставленного ему на территории Республики Казахстан убежища иначе, как в соответствии с законом и на основании судебного решения.

Статья 40

1. Граждане Республики Казахстан имеют равное право доступа без какой-либо дискриминации к любым государственным должностям в соответствии со своими склонностями и профессиональной подготовкой. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются исключительно характером должностных обязанностей.

Статья 41

1. Граждане Республики Казахстан имеют право мирно без оружия проводить митинги, уличные шествия и демонстрации при условии предварительного уведомления властей.

Статья 42

1. Граждане Республики Казахстан имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и предоставить мотивированные ответы в установленный законом срок.

2. Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Статья 43

1. Временное ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается в случае угрозы вооруженного конфликта или войны, введения чрезвычайного положения на основаниях и в пределах, устанавливаемых законом.

Статья 44

1. Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан возлагается на институт Уполномоченного по правам человека.

Статья 45

1. Осуществление прав и свобод человека и гражданина несовместимо с действиями, причиняющими ущерб правам и свободам других лиц, безопасности государства.

2. Запрещаются провозглашение или реализация на практике расовой, национальной, религиозной нетерпимости, сословной исключительности, призывы к насильственному изменению конституционного строя, посягание на территориальную целостность Республики Казахстан.

 

Раздел III

Гражданское общество

Статья 46

1. Граждане Республики Казахстан вправе создавать политические партии, профессиональные, творческие и иные союзы, массовые движения, общественные организации, территориальные общности, религиозные и другие объединения, которые признаются институтами гражданского общества.

2. Институты гражданского общества и органы государственной власти взаимодействуют между собой на основе гражданского партнерства и социального заказа.

3. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов политических партий, профессиональных союзов и иных институтов гражданского общества.

Статья 47

1. На территории Республики Казахстан запрещается создание не предусмотренных законодательством республики военизированных формирований.

Статья 48

1. Политические партии содействуют формированию и изъявлению политической воли граждан. Не допускаются монополия деятельности какой-либо одной политической партии и создание государством особых условий для деятельности отдельных партий. Порядок создания, деятельности и ликвидации политических партий устанавливается законом.

2. Не допускается деятельность политических партий и иных объединений, преследующих политические цели, в органах исполнительной и судебной властей, вооруженных силах, правоохранительных органах, а также в учреждениях образования и здравоохранения.

3. Политические партии получают государственное финансирование в порядке, установленном законом.

4. На территории Республики Казахстан не допускается деятельность политических партий иностранных государств.

Статья 49

1. Профессиональные союзы образуются для представления интересов работников перед работодателями, защиты трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов, охраны и улучшения условий труда. Граждане, вступающие в трудовые отношения, имеют право на создание профессиональных союзов и вступление в них.

2. Профессиональные союзы вправе образовывать свои объединения, ассоциации по отраслевому, территориальному и иному принципу, делегировать им представление своих интересов в органах государственной власти и объединениях работодателей.

3. Государство гарантирует свободу деятельности профессиональных союзов.

Статья 50

1. Религиозные объединения отделены от государства. Государство не может отдавать предпочтение какой-либо религии.

2. Не допускается создание политических партий на религиозной основе. Религиозные объединения не должны преследовать политические цели и выражать политические предпочтения.

 

Раздел IV

Избирательная система. Референдум

Статья 51

1. Избирательная система Республики Казахстан включает в себя основанный на настоящей Конституции и конституционном законе механизм реализации гражданами права избирать и быть избранным, а также порядок организации и проведения выборов соответствующими органами государства.

Статья 52

1. Проведение всенародного голосования – Референдума и выборов основывается на принципах:

1) добровольности участия и свободного волеизъявления граждан;

2) всеобщего, равного, тайного и прямого волеизъявления;

3) гласности.

2. Контроль за волеизъявлением граждан преследуется по закону.

Статья 53

1. Право участвовать и избирать имеют граждане Республики Казахстан, достигшие 18 лет.

2. В Референдуме и на выборах не вправе участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав иных граждан республики на участие в Референдуме и выборах является недопустимым и влечет ответственность, установленную законом.

Статья 54

1. Референдум проводится для решения наиболее важных вопросов государственной жизни республики.

2. Не допускается назначение Референдума по вопросам территориальной целостности, амнистии и помилования, отмене или изменению налогов, ратификации международных договоров и для решения кадровых вопросов.

3. Референдум проводится на всей территории Республики Казахстан.

Статья 55

1. Право назначения Референдума принадлежит Мажилису Республики Казахстан.

2. Право обращения в Мажилис о назначении Референдума принадлежит не менее чем ста пятидесяти тысячам граждан республики, обладающих избирательным правом, пропорционально представляющих все области, города республиканского значения и столицу республики.

3. В случае, если число граждан, инициировавших назначение Референдума, превысит пятьсот тысяч человек, проведение Референдума обязательно.

Статья 56

1. Выборы депутатов Мажилиса, Президента, депутатов маслихатов, акимов административно-территориальных единиц и судей районных и приравненных к ним судов проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Органы исполнительной власти обязаны обеспечивать полноту и достоверность списков избирателей. Искажение списков избирателей преследуется по закону.

Статья 57

1. Выборы являются равными: каждый избиратель имеет один голос, кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях.

2. Получение голосов избирателей путем их подкупа преследуется по закону.

Статья 58

1. Право выдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса и маслихата, на должность Президента, акимов всех уровней принадлежит политическим партиям и гражданам путем самовыдвижения.

2. Право выдвижения кандидатов на должности судей районных и приравненных к ним судов принадлежит гражданам путем самовыдвижения.

3. С момента регистрации кандидатом в депутаты Мажилиса и маслихата, на должность Президента, акима лица, занимающие руководящие должности в органах исполнительной власти, приостанавливают исполнение своих должностных обязанностей.

4. Гражданам и политическим партиям гарантируется возможность агитации за или против кандидатов и политических партий.

Статья 59

1. Выборы нового состава Мажилиса, Президента и акимов областей, городов республиканского значения и столицы не могут совпадать по срокам.

2. Порядок подготовки и проведения выборов депутатов Мажилиса и маслихата, Президента, акимов административно-территориальных единиц и судей районных и приравненных к ним судов определяется конституционным законом.

Статья 60

1. Подготовку и проведение Референдума и выборов в Республике Казахстан осуществляют избирательные комиссии, независимые от органов государственной власти.

2. Систему избирательных комиссий образуют:

1) участковые избирательные комиссии;

2) окружные избирательные комиссии;

3) территориальные избирательные комиссии;

4) Центральная избирательная комиссия республики.

Статья 61

1. Участковые и окружные избирательные комиссии формируются на время выборов из кандидатур, предложенных политическими партиями, а также кандидатами на выборные должности, и регистрируются маслихатами соответствующих административно-территориальных единиц.

2. Территориальные и Центральная избирательные комиссии действуют постоянно. Члены этих комиссий утверждаются и освобождаются от должности Мажилисом по предложению политических партий.

3. Решения комиссий принимаются коллегиально.

4. Члены избирательных комиссий не могут находиться по отношению к друг другу в служебной соподчиненности и близком родстве.

5. Полномочия избирательных комиссий и их членов, порядок организации работы определяются конституционным законом.

 

Раздел V

Законодательная власть

Статья 62

1. Мажилис Республики Казахстан является единственным законодательным и высшим представительным органом власти в государстве.

2. Мажилис состоит из ста пятидесяти депутатов. Половина состава Мажилиса избирается по одномандатным территориальным избирательным округам, а другая половина – по системе пропор­ционального представительства по территории единого общереспубликанского избирательного округа на основе списков политических партий.

3. Депутатом Мажилиса может стать гражданин Республики Казахстан, обладающий избирательным правом.

4. К распределению депутатских мандатов по итогам выборов в Мажилис на основе партийных списков допускаются политические партии, набравшие не менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

5. Мажилис избирается на четыре года.

Статья 63

1. Мажилис Республики Казахстан:

1) назначает Референдум;

2) принимает законы и осуществляет контроль за их исполнением, ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики Казахстан;

3) утверждает по представлению Президента Премьер-министра, рассматривает предложение о его освобождении от должности;

4) дает согласие Президенту на назначение министра иностранных дел, министра обороны, министра юстиции – Генерального прокурора, руководителя службы внешней разведки и контрразведки;

5) дает согласие Премьер-министру на назначение Президентом членов Правительства;

6) заслушивает ежегодное обращение Президента к народу Казахстана;

7) проводит парламентские расследования;

8) назначает очередные выборы Президента Республики;

9) вносит в Верховный Суд Республики Казахстан представление о лишении мандата депутатов Мажилиса, об отстранении от должности Президента Республики Казахстан в случае нарушения ими Конституции Республики Казахстан или совершения тяжкого преступления. Решение по данным вопросам принимается двумя третями от общего состава депутатов Мажилиса. В дальнейшем это не исключает производства расследования, предъявления обвинения либо предания суду данных лиц;

10) по предложению Председателя Мажилиса, Президента, Председателя Верховного Суда утверждает состав Высшего Судебного Совета;

11) избирает и освобождает по представлению Президента судей Верховного Суда и Конституционного Суда Республики Казахстан, лишает их неприкосновенности;

12) избирает и освобождает по представлению Высшего Судебного Совета судей областных и приравненных к ним судов, а также специализированных судов;

13) утверждает республиканский бюджет и лимит государственного долга, контролирует их исполнение, заслушивает отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета;

14) формирует Контрольную комиссию;

15) утверждает изменения границ между административно-территориальными единицами, утверждает образование новых административно-территориальных единиц, а также изменение их правового статуса;

16) решает вопросы войны и мира, дает согласие Президенту на введение чрезвычайного положения;

17) решает вопросы налогообложения;

18) утверждает по представлению Президента Председателя и членов Правления Нацио­нального Банка Республики Казахстан;

19) избирает по совместному представлению Председателя Парламента, Президента и Председателя Верховного Суда Уполномоченного по правам человека;

20) утверждает и освобождает от должности по предложению политических партий членов Центральной и территориальных избирательных комиссий республики;

21) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и конституционным законом.

Статья 64

1. Депутат Мажилиса не может быть одновременно депутатом другого представительного органа.

2. Депутат Мажилиса не может занимать любые должности в системе исполнительной и судебной власти.

3. Депутат Мажилиса не может заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав руководящих органов коммерческих и иных предприятий, а также выполнять иную оплачиваемую работу.

4. Депутат Мажилиса получает вознаграждение за исполнение своих обязанностей и возмещение связанных с ними расходов.

Статья 65

1. Депутат Мажилиса в течение срока своих полномочий не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, личному досмотру, допросу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, а также привлечен к уголовной ответственности без согласия Мажилиса, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

2. Полномочия депутата Мажилиса прекращаются в случаях подачи в отставку, лишения депутатского мандата, признания депутата недееспособным, его смерти, при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении него, его выхода из гражданства Республики Казахстан или выезда на постоянное место жительства за пределы республики.

3. Статус депутата Мажилиса, порядок формирования и организация деятельности депутатских фракций и парламент­ского меньшинства определяется конституционным законом.

Статья 66

1. Право голосования депутатом Мажилиса осуществляется лично.

2. При голосовании депутат Мажилиса свободен от каких-либо указаний, наказов и других влияний и должен руководствоваться настоящей Конституцией и личной позицией.

Статья 67

1. Для ведения заседаний и организации работы Мажилис формирует рабочие органы, принимает регламент.

2. Заседания Мажилиса являются открытыми, кроме случаев рассмотрения вопросов, составляющих государственную тайну.

Статья 68

1. Работой Мажилиса руководит Председатель, избираемый из числа его депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса. Кандидатуры на должность Председателя Мажилиса выдвигаются депутатами и депутатскими фракциями.

Статья 69

1. Председатель Мажилиса может быть освобожден от должности тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, также вправе подать в отставку.

2. Председатель Мажилиса:

1) открывает сессии Мажилиса;

2) созывает заседания Мажилиса и председательствует на них;

3) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, выносимых на рассмотрение Мажилиса;

4) обеспечивает соблюдение регламента в деятельности Мажилиса;

5) руководит деятельностью рабочих органов Мажилиса;

6) подписывает акты, издаваемые Мажилисом;

7) предлагает к утверждению в Мажилисе одну треть состава Высшего Судебного Совета;

8) выполняет другие обязанности, возлагаемые на него регламентом Мажилиса.

3. По вопросам своей компетенции Председатель Мажилиса издает распоряжения.

Статья 70

1. Мажилис создает комитеты, которые осуществляют подготовку проектов законов и иных актов.

2. При подготовке проектов законов постоянные комитеты вправе проводить публичные слушания для изучения мнения общественности по рассматриваемым вопросам.

3. Мажилис по требованию не менее одной четверти от общего числа депутатов создает комиссии для проведения парламентских расследований, по результатам которых проводит парламентские слушания.

4. Мажилис вправе создавать иные комиссии для подготовки к рассмотрению вопросов, входящих в его компетенцию.

5. Комитеты и комиссии вправе требовать от любого органа или должностного лица предоставления всех необходимых документов и материалов. Невыполнение требований влечет наступление предусмотренной законом ответственности.

Статья 71

1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Мажилиса, Президенту и Правительству.

Статья 72

1. Мажилис принимает законодательные акты, имеющие обязательную силу на всей территории республики.

2. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Мажилиса.

3. Иные законодательные акты принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса.

4. Проведение не менее двух чтений по вопросам принятия конституционных законов или внесения в них изменений и дополнений обязательно.

5. Законодательные акты республики не должны противоречить Конституции.

6. Порядок разработки, представления, обсуждения, введения в действие и опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов определяются законом и регламентом Мажилиса.

Статья 73

1. Принятый Мажилисом закон в течение пяти дней направляется Президенту.

2. Если Президент по истечении четырнадцати дней с момента поступления ему закона не внесет по нему возражения, закон подписывается Председателем Мажилиса и вступает в силу в установленном порядке.

3. Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления ему закона выразит возражение в целом или по отдельной его части, Мажилис вновь рассматривает данный акт, но не ранее чем через десять дней.

4. Если при повторном голосовании Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с возражением Президента либо двумя третями от общего числа депутатов подтвердит принятую ранее редакцию, законодательный акт считается принятым, подписывается Председателем Мажилиса и вступает в силу в установленном порядке.

Статья 74

1. Законодательные акты публикуются в течение семи дней со дня подписания в официальных изданиях Мажилиса.

2. Законодательные акты вступают в силу с момента их официального опубликования, если при принятии акта не предусмотрен иной порядок.

Статья 75

1. Контрольная комиссия осуществляет постоянный контроль за целевым и эффективным использованием государственных финансов и республиканского бюджета.

2. Контрольная комиссия функционирует на коллегиальной основе и не менее половины ее членов формируется по предложению парламентского меньшинства.

3. Полномочия и порядок организации деятельности Контрольной комиссии определяются законом.

Статья 76

1. Высший Судебный Совет – коллегиальный орган, осуществляющий отбор и представление кандидатур в судьи областных и приравненных к ним судов, а также специализированных судов для их избрания Мажилисом.

2. Высший Судебный Совет формируется Мажилисом по представлениям Председателя Мажилиса, Президента и Председателя Верховного Суда по одной трети состава каждый.

3. Полномочия и порядок организации деятельности Высшего Судебного Совета определяются законом.

Статья 77

1. Уполномоченный по правам человека осуществляет высший контроль за соблюдением прав и свобод человека в формах рассмотрения жалоб и заявлений на нарушения конституционных прав и свобод и обращения к компетентным государственным и общественным органам.

2. Уполномоченный по правам человека избирается на заседании Мажилиса по совместному представлению Председателя Мажилиса, Президента и Председателя Верховного Суда. Он осуществляет свои полномочия в течение 8 лет и не может быть вновь избран на этот пост.

3. Статус Уполномоченного по правам человека, его службы, а также порядок их деятельности определяются законом.

 

Раздел VI

Исполнительная власть

Статья 78

1. Исполнительная власть в Республике Казахстан осуществляется Президентом и Правительством.

2. Президент избирается гражданами Республики Казахстан на всеобщих, равных и прямых выборах при тайном голосовании.

3. Срок полномочий Президента – пять лет.

4. Президентом может быть избран гражданин Республики Казахстан не моложе тридцати пяти лет, обладающий избирательным правом, свободно владеющий государственным языком, не имеющий иностранного гражданства (подданства) и состоявший в гражданстве Республики Казахстан не менее десяти лет непосредственно перед выдвижением.

5. Кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считается избранным. В случае если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

6. Никто не может быть избран на должность Президента более одного раза.

Статья 79

1. Президент не может быть одновременно членом какого-либо выборного органа.

2. Президент не может одновременно занимать какую-либо судебную должность.

3. Президент на срок исполнения своих полномочий не может состоять в политической партии и выражать партийные предпочтения.

4. Президент не может также заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав руководящих органов коммерческих и иных предприятий, а также выполнять иную оплачиваемую работу.

5. Члены семьи Президента, его близкие родственники не могут занимать руководящие должности в государственных органах и организациях.

Статья 80

1. Президент вступает в должность с момента принесения присяги перед Мажилисом.

2. Текст присяги:

“Клянусь честью и совестью верно служить Республике Казахстан, соблюдать Конституцию и законы, защищать ее государственный суверенитет, уважать права и свободы граждан, добросовестно исполнять возложенные на меня народом Казахстана обязанности”.

Статья 81

1. Президент не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, личному досмотру, допросу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, а также привлечен к уголовной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Конституцией.

Статья 82

1. Президент Республики Казахстан:

1) представляет Мажилису для утверждения кандидатуру Премьер-министра, предложенную победившей на выборах политической партией или коалицией политических партий, вносит предложение об освобождении его от должности. В случае трехкратного отклонения Мажилисом предложенной кандидатуры на должность Премьер-министра Президент назначает досрочные выборы в Мажилис, которые должны состояться в течение двух месяцев со дня объявления в порядке, установленном Конституцией;

2) с согласия Мажилиса назначает и освобождает от должности членов Правительства, предложенных Премьер-министром;

3) с согласия Мажилиса назначает и освобождает от должности непосредственно подчиненных ему министра иностранных дел, министра обороны, министра юстиции – Генерального прокурора и руководителя службы внешней разведки и контр­разведки. В случае отклонения Мажилисом предложенных Президентом кандидатур он назначает их самостоятельно;

4) назначает выборы в Мажилис и дату начала работы Мажилиса нового созыва;

5) назначает выборы акимов областей, городов республиканского значения и столицы;

6) представляет к утверждению в Мажилисе одну треть состава Высшего Судебного Совета;

7) представляет Мажилису для избрания кандидатуры судей Верховного Суда и Конституционного Суда, вносит предложения об освобождении их от должности;

8) своим Указом вводит в должность вновь избранного акима области, города республиканского значения и столицы. В случае возникновения вопроса о законности проведения выборов указанных акимов, нарушения ими Конституции и законов Республики Казахстан обращается в Верховный Суд. Если Верховным Судом будет подтверждена неправильность выборов, то отказывается от введения его в должность и назначает повторные выборы, а в случае установления Верховным Судом нарушений акимом области, города республиканского значения и столицы освобождает его от должности;

9) своим Указом вводит в должность судей районных и приравненных к ним судов;

10) обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана;

11) вправе вносить возражение на принятые Мажилисом законодательные акты до их подписания в установленном порядке;

12) руководит внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики Казахстан, представляет их на ратификацию Мажилису, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Казахстан, присваивает дипломатические ранги, принимает верительные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей;

13) руководит обеспечением безопасности Республики Казахстан, создает консультативно-совещательный орган – Совет безопасности и возглавляет его;

14) является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан, присваивает высшие воинские и специальные звания, руководит выработкой и осуществлением оборонной политики;

15) назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил Республики Казахстан;

16) с согласия Мажилиса вводит чрезвычайное положение на всей или на части территории страны;

17) дает согласие Правительству на представление в Мажилис проекта бюджета в части обеспечения обороны, безопасности, борьбы с преступностью и организации внешнеполитической деятельности;

18) решает вопросы гражданства и предоставления убежища;

19) осуществляет помилование осужденных;

20) награждает государственными наградами;

21) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и конституционным законом.

Статья 83

1. Президент Республики Казахстан на основании и во исполнение Конституции Республики Казахстан и законодательных актов в пределах своих полномочий издает указы, имеющие подзаконный характер и обязательные к исполнению на всей территории Республики Казахстан.

Статья 84

1. Полномочия Президента прекращаются в случае:

1) истечения срока полномочий;

2) отставки Президента;

3) стойкой нетрудоспособности, делающей невозможным осуществление им своих полномочий;

4) отстранения от должности;

5) смерти.

2. Полномочия Президента в случае истечения срока прекращаются в момент принесения присяги вновь избранным Президентом.

3. Президент вправе подать в отставку. Полномочия Президента прекращаются с момента объявления им о своей отставке Мажилису Республики Казахстан.

4. Стойкая нетрудоспособность Президента определяется утвержденным на заседании Мажилиса заключением специальной медицинской комиссии, создаваемой на паритетных началах Мажилисом и Верховным Судом.

5. Президент может быть отстранен от должности в соответствии с порядком, предусмотренным настоящей Конституцией.

6. В случаях, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта первого настоящей статьи, полномочия Президента до избрания нового Президента переходят к Председателю Мажилиса. Избрание нового Председателя Мажилиса осуществляется в порядке, предусмотренном Конституцией.

Статья 85

1. Правительство подотчетно Мажилису по вопросам исполнения законов, республиканского бюджета и Программ.

2. Отклонение Мажилисом отчета Правительства влечет его отставку.

3. Правительство подотчетно Президенту по вопросам международных отношений, обороны и безопасности, организации борьбы с преступностью.

4. Правительство имеет право заявить о своей отставке в случае, если оно считает невозможным осуществление возложенных на него функций.

5. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.

Статья 86

1. Правовой статус и компетенция Правительства определяются конституционным законом.

2. Правительство на основе и во исполнение Конституции и законодательных актов Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории республики.

Статья 87

1. Члены Правительства подотчетны Мажилису по вопросам исполнения законов Республики Казахстан.

2. Мажилис вправе заслушать по требованию не менее одной четверти от общего числа депутатов отчет члена Правительства по вопросам исполнения законов Республики Казахстан. В случае нарушения членом Правительства Конституции и законодательных актов республики Мажилис вправе отозвать свое согласие на его назначение. Президент на основании постановления Мажилиса освобождает члена Правительства от должности.

3. Члены Правительства не вправе быть депутатами Мажилиса и маслихата, заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав руководящих органов коммерческих и иных предприятий, а также выполнять иную оплачиваемую работу.

Статья 88

1. Премьер-министр осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства.

2. Премьер-министр:

1) представляет в Мажилис проект республиканского бюджета, отчет об его исполнении;

2) предлагает к назначению Президентом кандидатуры членов Правительства, согласованные с Мажилисом;

3. Премьер-министр подписывает постановления Правительства, издает распоряжения по вопросам своей компетенции, выполняет иные возложенные на него функции.

4. Премьер-министр вправе подать в отставку. Отставка Премьер-министра влечет за собой отставку всего Правительства.

 

Раздел VII

Судебная власть

Статья 89

1. Судебная власть является независимой от других ветвей власти. Бюджет судебной власти устанавливается непосредственно Мажилисом.

2. Суды выносят решения именем Республики Казахстан.

Статья 90

1. Судебная власть вверяется судьям. Она осуществляется Верховным Судом Республики Казахстан, Конституционным Судом Республики Казахстан и нижестоящими судами.

2. Учреждение и деятельность чрезвычайных судов на территории Республики Казахстан не допускаются.

3. Порядок организации и деятельности судов и статус судей определяются конституционным законом.

4. Судья не может быть одновременно депутатом Мажилиса и маслихатов, не может занимать какие-либо должности в системе исполнительной власти. Судья не может заниматься предпринимательской деятельностью, входить в состав руководящих органов коммерческих и иных предприятий, а также выполнять любую другую оплачиваемую работу. Судья не может состоять в какой-либо политической партии.

Статья 91

1. Судьи Верховного Суда и судьи Конституционного Суда, а также судьи областных и приравненных к ним судов, судьи специализированных судов избираются и освобождаются от должности Мажилисом. При этом, кандидатуры судей Верховного Суда и Конституционного Суда представляет Президент, а судьи областных и приравненных к ним судов, специализированных судов – по представлению Высшего Судебного Совета.

2. Избрание судей Верховного Суда и Конституционного Суда осуществляется на альтернативной основе тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Парламента.

3. Судьи районных и приравненных к ним судов избираются населением соответствующих административно-территориальных единиц и вводятся в должность Указом Президента.

4. Председатели Верховного Суда и Конституционного Суда избираются на альтернативной основе судьями этих судов, тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей на четырехлетний срок. Кандидатуры на должность председателей выдвигаются судьями указанных судов.

5. Председатели нижестоящих судов Республики Казахстан избираются на альтернативной основе судьями этих судов, тайным голосованием большинством голосов от общего числа судей на четырехлетний срок. Кандидатуры на должность председателей выдвигаются судьями указанных судов.

6. Порядок избрания судей Верховного Суда и Конституционного Суда, Председателей Верховного Суда и Конституционного Суда, председателей нижестоящих судов определяется конституционным законом.

Статья 92

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и законодательным актам.

2. Судьи не вправе применять законодательный или иной нормативный правовой акт, противоречащий Конституции. Если суд усмотрит, что законодательный или иной нормативный правовой акт, который подлежит применению, противоречит Конституции, он разрешает дело в соответствии с Конституцией и обращается к Конституционному Суду с представлением о признании этого акта неконституционным.

Статья 93

1. Судьи несменяемы.

2. Судьи Верховного Суда и Конституционного Суда, а равно иные судьи, однажды избранные на должности, сохраняют полномочия до достижения 65 лет, однако до тех пор, пока их деятельность является безупречной.

Статья 94

1. Судьи Верховного Суда и Конституционного Суда, областных и приравненных к ним судов, а также специализированных судов не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, личному досмотру, допросу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, а также привлечены к уголовной ответственности без согласия Мажилиса, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

2. Иные судьи не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, личному досмотру, допросу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, а также привлечены к уголовной ответственности без согласия Верховного Суда, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.

Статья 95

1. Верховный Суд – высший орган судебной власти по вопросам гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

2. Верховный Суд:

1) осуществляет правосудие в соответствии с компетенцией, установленной законодательными актами, а также надзор за судебной деятельностью судов страны;

2) решает в случае спора вопрос о законности проведения Референдума, выборов депутатов Мажилиса, Президента, акимов областей, городов республиканского значения и столицы, а также по обращению Президента устанавливает факт нарушения Конституции и законов Республики Казахстан акимами областей, городов республиканского значения и столицы;

3) решает вопросы о лишении мандата депутатов Мажилиса, об отстранении от должности Президента Республики Казахстан в случае нарушения ими Конституции Республики Казахстан или совершения тяжкого преступления в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 63 настоящей Конституции;

4) обладает исключительным правом официального толкования законодательных актов;

5) лишает неприкосновенности судей районных и приравненных к ним судов, в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией.

3. В случае обращения в Верховный Суд по вопросам, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, подведение итогов Референдума, регистрация избранных депутатов Мажилиса, вступление в должность Президента, акимов областей, городов республиканского значения и столицы приостанавливаются.

Статья 96

1. Конституционный Суд – высший орган судебной власти по защите Конституции.

2. Конституционный Суд состоит из 15 судей и принимает решения большинством голосов при тайном голосовании.

3. Конституционный Суд по обращению не менее одной пятой части от общего числа депутатов Мажилиса, Председателя Мажилиса, Президента, Премьер-министра, Председателя Верховного Суда:

1) рассматривает до подписания принятые Мажилисом законодательные акты на соответствие их Конституции Республики;

2) рассматривает до ратификации международные договоры Республики Казахстан на соответствие их Конституции;

3) дает официальное толкование норм Конституции.

4. Конституционный Суд рассматривает дела о конституционности законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан по обращениям судов в случаях, установленных пунктом 2 статьи 92 Конституции, а также уполномоченного по правам человека.

Статья 97

1. В случае обращения в Конституционный Суд по вопросам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 3 статьи 96 Конституции, течение сроков подписания либо ратификации соответствующих актов приостанавливается.

2. Решения Конституционного Суда вступают в силу со дня их принятия, являются общеобязательными на всей территории Республики Казахстан, окончательными и обжалованию не подлежат.

Статья 98

1. Законодательные и иные нормативные правовые акты, признанные ущемляющими закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, отменяются и не подлежат применению.

2. Законодательные акты и международные договоры, признанные не соответствующими Конституции Республики Казахстан, не могут быть подписаны либо, соответственно, ратифицированы и введены в действие.

Статья 99

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к компетенции которых отнесено данное дело.

2. Обвиняемый в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания предусмотрено лишение свободы на срок свыше десяти лет, имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Формы и пределы отправления правосудия с участием присяжных заседателей регулируются конституционным законом.

3. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных конституционным законом.

4. Рассмотрение дел осуществляется на основе состязательности. Стороны в процессе обладают равными правами.

5. Интересы государства в суде представляются уполномоченными органами Правительства.

 

Раздел VIII

Государственное территориальное управление и местное самоуправление

Статья 100

1. Государственное территориальное управление и местное самоуправление осуществляется местными представительными и исполнительными органами, которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории.

Статья 101

1. Местные представительные органы – маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.

2. Депутаты маслихатов всех уровней избираются населением соответствующей административно-территориальной единицы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на три года. Половина состава областных маслихатов избирается по одномандатным территориальным избирательным округам, а другая половина – по системе пропорцио­нального представительства по территории единого избирательного округа соответствующей административно-территориальной единицы на основе списков политических партий.

3. Депутатом маслихата может быть избран гражданин Республики Казахстан, обладающий избирательным правом. Гражданин Республики Казахстан может быть депутатом только одного маслихата.

4. Работой маслихата руководит председатель маслихата, избираемый его депутатами.

5. Компетенция маслихатов, порядок их организации и деятельности, правовое положение их депутатов устанавливаются законом.

Статья 102

1. Местные исполнительные органы – акиматы обеспечивают проведение общегосударственной политики в сочетании с решением вопросов местного самоуправления в соответствии с интересами и потребностями развития соответствующей территории.

Статья 103

1. Местный исполнительный орган государственного управления и местного самоуправления возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы.

2. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы избираются населением соответствующей административно-территориальной единицы сроком на три года, но не более двух раз, и вводятся в должность Указом Президента. В случае признания их выборов незаконными Указом Президента выборы признаются недействительными и проводятся повторные выборы.

3. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы могут быть досрочно освобождены Президентом от должности также в установленных Верховным Судом случаях нарушений ими Конституции и законов Республики Казахстан.

4. Акимы иных административно-территориальных единиц избираются населением, освобождаются от должности в порядке, установленном законом.

5. Компетенция акимов и акиматов, организация и порядок их деятельности устанавливаются законом.

Статья 104

1. Маслихаты принимают по вопросам своей компетенции решения, а акимы – решения и распоряжения, обязательные для исполнения на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

2. Решения маслихатов, решения и распоряжения акимов, не соответствующие Конституции и законодательству Республики Казахстан, подлежат отмене в судебном порядке. Действие актов акимов может быть приостановлено вышестоящим акимом или Правительством.

Hosted by uCoz