Право на независимость
3 марта 1878 года закончилась русско-турецкая война.
Между царской Россией и Османской империей был подписан так называемый
Санстефанский мирный договор, согласно которому болгарский народ,
около 500 лет находившийся под владычеством турецкого султана, получал
свободу. С тех пор традиционно в третий день марта Болгария отмечает
годовщину независимости. Накануне праздника "Эпоха" взяла
интервью у Временного Поверенного в делах посольства Республики Болгарии
в Казахстане г-на Димитра ДЕКОВА.
Праздники делают люди
- Г-н Деков, что значит для вашего народа этот праздник, какой
смысл в него вкладывается?
- Независимость для любого народа - это освобождение, возможность
развиваться, защищать свою свободу и устраивать свою жизнь, свое будущее.
Сегодня День Независимости - единственный национальный праздник в
Болгарии, потому что реальную свободу наше государство приобрело именно
после подписания Санстефанского договора. Хотя в бытность социалистического
строя до 1989 года этот праздник отмечался 9 сентября, в день переворота
1944 года. Но в 90-е годы прошлого века мы вернули Дню Независимости
его истинную дату - третье марта. Теперь это мероприятие отмечается
торжественно, но без излишней помпезности: митинги, манифестации,
речи возникают спонтанно. Глава государства, конечно, поздравляет
граждан страны с праздником, однако на этом весь официоз заканчивается.
Люди просто гуляют, отдыхают и сами готовят праздничную программу.
- Знаю, что День Независимости - не единственный весенний праздник
в Болгарии.
- Да, болгары - народ древний, поэтому традиции у нас очень интересны
и необычны. Одна из них, уходящая корнями во времена язычества, 1
марта ставить Мартеницу. Похожего обычая нет у других народов. Мартеница
- это узелок из белой и красной тесьмы. Белая символизирует расставание
с зимой и прошлым, а красная - приход весны и надежды. Мартеницу вешают
на одежду, а детям повязывают на руку и снимают обычно, когда увидят
прилетевшего аиста. У нас они гнездятся, выращивают своих птенцов,
поэтому связывать с ними свои надежды, по-моему, очень трогательно.
- Скажите, а 8 Марта вы отмечаете?
- Да, но только не вкладывая в него какой-либо идеологический смысл.
Это просто праздник весны, женщин и любви. С цветами и подарками.
Хотя женщины, как мне кажется, любят получать подарки в любое время
года.
В Болгарии есть и традиционно мужской праздник - День обрезания виноградной
лозы. Обычно он отмечается в феврале. Это древний ритуал, связанный
с богом вина Дионисием. Он достался нам от фраков. Ведь болгарское
государство образовалось в 681 году. Но территорию его задолго до
этого населяли несколько этносов, одним из которых были фракийцы.
- Существуют ли сегодня в Болгарии межэтнические проблемы и религиозные
разногласия?
- Официальная религия у нас - православие. Мы приняли христианство
еще в 865 году, по решению хана Бориса I, который позже стал
царем. Так эта религия стала основной на территории болгар, хотя на
ней проживали не только славяне, но и протоболгары - тенгристы, а
также фраки, исповедовавшие многобожество. Однако никаких конфликтов
на религиозной почве не возникало и не возникает. Три этноса - это
костяк Болгарии, они смогли сохранить некоторые из своих обычаев,
танцев. При этом, естественно, в стране принят закон о свободе вероисповедания,
и никаких преследований или гонений в этом плане быть не может.
Плоды перестройки
- Каким образом Болгария осуществила переход от социалистической
формации к капиталистической?
- Уже с середины 80-х годов во всем бывшем социалистическом лагере
начался период перестройки, озвученный Михаилом Горбачевым. Общество
и руководящая элита нашей страны понимали, что идти по старому пути
невозможно, потому что это вело к ухудшениям в экономической и социальной
сфере. Правительством было принято решение об изменении политического
курса государства. Руководитель страны тех лет Тодор Живков
издал указ о том, что граждане Болгарии в любой момент беспрепятственно
имеют право выехать из страны. Таким образом, Живков положил начало
так называемому великому переселению турков. Дело в том, что в Болгарии
проживало около 800 тысяч турков. Некоторые из них - потомки тех,
под чьим гнетом мы жили в течение 500 лет, некоторые были переселены
в Болгарию с Кавказа в середине ХIХ века. У них свой менталитет, своя
религия и язык. Поэтому указ Живкова в мае 1989 года они восприняли
как предложение покинуть Болгарию. В конечном счете это выглядело
некрасиво и в социальном, и в политическом плане. Последствием такого
решения стала массовая миграция, причем из страны выехали не только
турки, но и молодые перспективные специалисты, которые на тот момент
не были востребованы на родине. Таким образом, за короткий срок население
Болгарии ощутимо сократилось. Сегодня у нас 8,5 миллионов жителей,
но отток кадров пока не прекращается.
- Значит ли это, что свой путь к капитализму вы начали не с реформ,
а с силового нажима?
- Реформы, конечно, проводились, но в принципе переход получился силовым
и необдуманным. Я всегда подчеркиваю, что мы, славяне, сначала делаем,
потом думаем. Исключением из этого правила мы не стали и в этом случае.
Болгария могла бы сохранить то добро и богатство, которое существовало
при прежнем строе, отстранив лишь то, что действительно мешало. А
мешало многое.
Где ты, родная земля?
- Что же на сегодняшний день является определяющим в вашей внутренней
политике?
- Наша главная задача - создать рыночную экономику, на этой основе
возродить рынок и дать возможность людям заниматься свободным предпринимательством.
В сущности, Болгария индустриально-аграрная страна. У нас всегда,
даже во времена турецкого гнета, существовала собственность на землю.
После коллективизации, произошедшей в конце 40-х годов, люди лишились
права частной собственности. Однако упорно ждали ее возвращения. В
90-х годах был принят закон о возвращении земли первоначальным собственникам,
но оказалось, что этот процесс сопряжен с большими трудностями. Во-первых,
сегодняшние собственники в большинстве своем перестали быть аграриями,
они уже инженеры, врачи, чиновники, городское население. Во-вторых,
процесс возврата земли тяжело сказался на сельском хозяйстве страны
в целом. Оно пришло в упадок, так как аграрно-промышленные комплексы
и кооперативы, которые создавались при социализме как единое целое,
опираясь на общность земли, то есть большие и рентабельные хозяйства,
разбили на кусочки. Фактически большая часть крупных хозяйств была
уничтожена. Мне же кажется, что такую землю правильнее было бы возвращать
в качестве акций, а не буквально - десятинами. Тогда, наверное, сельское
хозяйство страны не оказалось бы в таком состоянии.
Ломать - не строить
- В каких же направлениях теперь развивается экономика Болгарии?
- В данное время нам важно сохранить предприятия, сумевшие выжить.
Это, конечно, промышленность, перерабатывающая сельскохозяйственную
продукцию, шерсть и молоко. Поэтому в республике поощряется развитие
малого и среднего бизнеса. Естественно, что идет развитие тех производств,
которые нашли себе рынок сбыта. Это машиностроение, перерабатывающая
промышленность, фармацевтическая индустрия. У нас хорошие условия
для выращивания и производства табака высокого качества. Вы наверняка
знаете, что Болгария - это страна роз, поэтому большие надежды мы
связываем с выпуском розового масла, которое широко используется в
парфюмерии и стоит довольно дорого. Раньше мы производили по 2,5 тонны
розового масла в год.
Ну и, естественно, туризм. Болгария - очень древняя и красивая страна.
Море, горнолыжные курорты и санатории, расположенные вокруг 500 горячих
родников, вода в которых колеблется от 30 до 80 градусов - все это
привлекает к нам туристов со всего мира. Туризм является одним из
стратегических направлений в развитии нашей экономики. Поэтому государство
всячески поощряет туристический бизнес в плане рекламы и устанавливает
льготные кредитные и налоговые условия. Ведь туризм приносит почти
2,5 млрд. долларов прибыли в год. Для нашей страны это очень серьезно.
Интерес определяет отношения
- Каковы ваши задачи в области внешней политики, и что вы можете
сказать о процессе становления отношений между Болгарией и Казахстаном?
- Нашей основной целью является присоединение к Европейскому Союзу.
Думаю, это произойдет в 2007-2008 годах. Для поддержания безопасности
мы стремимся стать членами НАТО.
Что же касается двустороннего сотрудничества между нашими странами,
надеюсь, оно всегда будет успешным и плодотворным.
Болгары и казахи - это дружественные народы, способные помочь друг
другу в устройстве экономики и образовании. Болгария бедна полезными
ископаемыми, энергоресурсами, цветными и черными металлами, поэтому
Казахстан представляет для нас в этом отношении определенный интерес.
Территории наших стран расположены очень удобно, связывая Европу и
Азию, Восток и Запад. Поэтому транзит грузов, перевозка людей и товаров
- все это формы нашего сотрудничества.
Наши законы их глазами
- Скажите, как вы оцениваете экономические и политические реформы
Казахстана? Какими, по вашему мнению, должны быть демократические
законы о СМИ и о выборах?
- Я думаю, что переходный период Казахстана идет на фоне становления
государственности. Это не просто, тем не менее, государство состоялось.
Конечно, есть определенные трудности и недостатки, как объективного,
так и субъективного характера. Все они являются вашей действительностью.
Правильным способом улучшения любого законодательства является диалог
власти с граждан-ским обществом. И мне кажется, что этот процесс в
Казахстане идет. Однако революционным путем его нельзя ускорить. Закон
- это текст, который необходимо претворять в жизнь. А это означает
научить людей соблюдать и чтить его. Но не насильно, потому что когда
есть сила, тогда есть сопротивление, которое опять-таки замедляет
сам процесс. Журналисты, по-моему, должны знать, что общество, находящееся
в переходном периоде, еще не готово к полной открытости. Само желание
открытости пока не сформировано, не воспитано в нем. А диалог между
властью и журналистами как раз и должен быть направлен на то, как
воспитать, вырастить это общество.
Когда в государстве главенствует закон, кто стоит у власти - не
важно
- Победа на выборах того или иного кандидата может улучшить или ухудшить
жизнь только того общества, которое пока не сформировалось. Почему
в развитых странах голосует лишь 30% от общего населения, а люди бизнеса,
искусства и культуры вообще равнодушны к выборам? А потому, что не
так уж и важно, кто встанет у руля. Ведь есть закон, в рамках которого
и будет действовать избранник и само государство. В таком государстве
общество не политизировано, ведь законы не меняются каждый день, они
стабильны и способны только улучшаться. Потому что никому не придет
в голову голосовать за худший закон. А в переходном периоде кто приходит
к власти, тот и устанавливает порядок, поэтому победа на выборах так
важна.
Беседовала Елена ОВЧИННИКОВА