КАЗАХСТАН - ЗОНА РИСКА
В прошлом номере "Эпоха"
представила краткие выдержки из аналитического отчета, подготовленного
дочерней структурой известного британского журнала "Экономист".
Учитывая значительный интерес наших читателей к этой публикации, по
их многочисленным просьбам мы представляем сегодня развернутую версию
перевода отчета.
Влиятельный лондонский журнал "Экономист"
опубликовал анализ политической стабильности Казахстана, выполненный
агентством экономической разведки Economist Intelligence Unit RiskWire.
Согласно этому обширному исследованию, Казахстану присвоен общий рейтинг
нестабильности D, предпоследний по шкале, в которой уровню E соответствует
наибольшая степень риска. Причину этого авторы исследования видят
в том, что "…четкого механизма передачи власти в Казахстане нет,
поскольку с момента обретения страной независимости ею управлял один
человек, Нурсултан Назарбаев. Появление в середине 2003 г.
на политической сцене дочери президента предполагает заранее спланированный
маневр с целью позиционировать ее как бесспорного преемника. Однако
она может столкнуться с противодействием со стороны других членов
семьи, прежде всего мужа ее сестры Тимура Кулибаева…
Исполнительная власть сосредоточена в Администрации президента.
Наиболее важные решения принимаются с личного одобрения президента.
Кроме того, принцип г-на Назарбаева "разделять и властвовать"
порождает нерешительность политической элиты…
Проблемой для Назарбаева является то, что с целью сохранить нетронутой
администрацию ему приходится использовать министров, главным достоинством
которых является их лояльность, а не опыт в проведении экономической
политики. Наиболее лояльные из его премьер-министров - г-н Терещенко
(1991-1994), г-н Балгимбаев (1997-1999) и г-н Тасмагамбетов (2002-2003)
- добились наименьших результатов".
Нестабильность политического и семейного окружения президента Назарбаева
грозит инвесторам оказаться ассоциированными с той или иной группировкой,
поддержка которой может обернуться репрессиями в случае потери этой
группировкой своего влияния. Особое внимание при этом инвесторам предлагается
обратить на обстоятельства скандала "Казахгейт".
"… Не исключается дальнейшая фракционная борьба внутри режима,
так как существующие ключевые фигуры пытаются добиться максимума влияния
и экономических выгод. Инвесторы должны избегать как в своей деятельности,
так и в публичных выступлениях, чтобы их близко отождествляли с какой-либо
фракцией или фигурой в политической структуре Казахстана. Скандал
"Казахгейт", связанный с предполагаемым перекачиванием нефтяных
доходов на персональные счета в оффшорных зонах, представляет предмет
особого внимания, поскольку может подорвать поддержку президента Нурсултана
Назарбаева и спровоцировать борьбу за преемственность".
Согласно исследованиям, все более высокой становится степень риска
того, что в борьбе за власть в семье Н. Назарбаева произойдет открытый
раскол, который приведет к дестабилизации всего государства. Угроза
дестабилизации заложена в уродливой политической системе Казахстана,
в которой ни политические партии, ни парламент, ни местные органы
власти не имеют реальной власти и не представляют интересов населения.
"…Политические партии не играют серьезной роли в Казахстане.
Ключевые решения принимают президент и его советники. Партии в парламенте
являются не более, чем проправительственными группами давления…
Казахстаном с момента обретения им независимости от Советского Союза
в 1991 г. правит один человек - Нурсултан Назарбаев, нынешний президент
и бывший первый секретарь Коммунистической партии Казахской Советской
Социалистической Республики…
Вместе с изменениями конституции г-н Назарбаев фактически стал пожизненным
президентом. Отстранив своего основного соперника [Акежана Кажегельдина]
от участия в выборах, г-н Назарбаев был переизбран в январе 1999 г.,
а его сторонники одержали сомнительную победу на парламентских выборах
1999 г. 27 июня 2000 г. он сам себе даровал неприкосновенность от
судебного преследования. Г-н Назарбаев также назначает членов своей
семьи на высокопоставленные посты…
При его режиме расцвела коррупция. В 1999 г. открылось, что у г-на
Назарбаева есть счет в швейцарском банке, а в 2000 г. стал достоянием
гласности факт наличия ряда контролируемых им оффшорных компаний.
Г-н Назарбаев - беспорядочный руководитель, который не сумел осуществить
ряд структурных экономических изменений…
Политическая сцена Казахстана представляет собой смесь диктатуры
и дезорганизации, проистекающей из частых перестановок в правительстве
и усиления президентского контроля…"
Серьезный анализ оппозиционных сил, проведенный международными экспертами,
ставит на первое место РНПК и ДВК. При этом ДВК представляется авторам
исследования "продуктом соперничества внутри элиты, замешанном
на территориальных интересах и личных амбициях".
"…Самая серьезная угроза режиму г-на Назарбаева исходит от тех,
кто знает этот режим изнутри - от Акежана Кажегельдина и его партии
РНПК, а также от ДВК, созданной в 2001 году бывшими высокопоставленными
чиновниками Казахстана…
Акежан Кажегельдин - бывший премьер-министр, до своего вхождения в
бизнес служивший за границей в составе подразделений КГБ. На посту
премьер-министра проводил непоследовательные реформы (октябрь 1994
- октябрь 1997). Тем не менее, под его руководством была достигнута
стабилизация и обеспечены важные зарубежные инвестиции…
Правительство обеспечило вынесение обвинительного приговора бывшему
премьер-министру Акежану Кажегельдину якобы за участие в незаконном
митинге накануне президентских выборов 1999 г., тем самым не дав ему
выставить свою кандидатуру. Затем он был вынужден уехать в изгнание,
из которого не может теперь вернуться, не подвергнувшись немедленному
аресту… 6 сентября 2001 г. он был заочно приговорен к десяти годам
лишения свободы в результате несправедливого судебного разбирательства…
Два главных лидера ДВК - бывший министр торговли и промышленности
Мухтар Аблязов и бывший губернатор Павлодарской области Галымжан Жакиянов
- были арестованы по сфабрикованным обвинениям, а затем заключены
в тюрьму в июле и августе на шесть и семь лет соответственно… Хотя
правительство с легкостью нейтрализовало ДВК - бросив за решетку двух
главных основателей движения, кооптировав и запугав остальных - это
движение показало, насколько глубоки расхождения в высшем эшелоне
власти…"
Самой тяжелой проблемой Н. Назарбаева и его правящей верхушки остается
международный коррупционный скандал "Казахгейт", фигурантами
которого оказались президент Назарбаев, экс-премьер Балгимбаев и члены
их семей.
Для независимых наблюдателей из-за рубежа не остается незамеченной
связь между репрессиями, направленными против оппозиции и свободной
прессы, и расследованием происхождения сотен миллионов долларов на
тайных счетах Н. Назарбаева и его окружения.
"Коррупция в последние годы стала одной из самых серьезных политических
проблем Казахстана, подорвала единство правительства и нанесла вред
имиджу страны. Внутри Казахстана высокопоставленная коррупция является
запретной темой. Правительство провело несколько яростных кампаний
преследования в ответ на оппозиционные публикации в прессе и телевизионные
репортажи, в которых сообщалось об обвинениях в коррупции…
Казахстан предоставил Соединенным Штатам право пролета над его территорией
и право посадки самолетов США, участвующих в антитеррористической
операции, на территории Казахстана. Казахстан намекает, что может
прекратить оказание поддержки Соединенным Штатам из-за расследований
по делам о коррупции, ведущихся в США, однако вряд ли он выполнит
свою угрозу...
Правительство [Н. Назарбаева] оказалось худшим врагом самому себе,
когда попыталось использовать вопрос о коррупции в борьбе против своих
врагов. В 1997-1998 гг. правительство заявило, что бывший премьер-министр
Акежан Кажегельдин, выступивший против г-на Назарбаева и отправившийся
в изгнание, имеет собственность в Бельгии и счета в швейцарских банках.
Расследование в обеих странах и породило скандал со взятками [Н. Назарбаеву,
Н. Балгимбаеву и др.], сопровождавшими несколько крупных нефтяных
сделок, заключенных в середине 90-х годов между Казахстаном и американскими
компаниями…"
Необычно малое внимание специалисты из Великобритании уделяют в своем
отчете внешнеполитической деятельности президента Назарбаева, которая
оценивается как "малоэффективная":
"…Нурсултан Назарбаев - главный архитектор зарубежной политики
Казахстана. Президент активно занимается разработкой схем сотрудничества
в регионе, рассматривая их как потенциальный инструмент развития свободной
торговли. Однако такие схемы большей частью оказываются малоэффективными
и ведут к перекосам в тарифной политике.
В октябре 2000 г. Таможенный союз Содружества Независимых Государств
(СНГ), объединяющий Казахстан, Кыргызскую Республику, Таджикистан,
Беларусь и Россию, был переименован в Евразийское экономическое сообщество
(ЕЭС). Целью его является создание более официального экономического
блока. Однако маловероятно, что ЕЭС окажется эффективнее, чем его
предшественник, который лишь изолировал экспортеров от валютных рынков
и заставлял их покупать товары по более высоким ценам, чем те, которые
могли бы быть доступными без внешнего тарифа таможенного союза. Несомненно,
в новом сообществе больший вес приобрела Россия - четыре голоса из
десяти - по сравнению с таможенным союзом, где все члены были на равных...
Казахстан является членом Центрально-азиатского экономического сообщества
(ЦАЭС). В целях придания ей нового импульса в январе 2002 года организация
была переименована в организацию "Центрально-азиатское сотрудничество"
(ЦАС). Однако деятельность ее также является малоэффективной. Еще
одним координирующим институтом является Организация экономического
сотрудничества (ОЭС), в которой Казахстан участвует вместе с такими
странами, как Азербайджан, Турция, Иран, Пакистан, Афганистан и другими
государствами Центральной Азии. Однако деятельность этой организации
также малоэффективна…"
Анализ военной мощи нынешнего Казахстана тоже заставляет авторов
отчета сомневаться в стабильности астанинского режима. И это несмотря
на то, что в результате распада СССР независимому Казахстану достался
значительный потенциал конвенциональных вооружений. Однако слабость
государственного управления и перераспределение финансирования в пользу
спецслужб, защищающих власть Н. Назарбаева, не позволяют использовать
армию как инструмент стабильности.
"…Армия недостаточно организована, плохо оснащена, в ней не хватает
квалифицированного офицерского состава. В советской армии на регулярной
службе находилось незначительное число казахов, большинство из них
направлялись в невооруженные строительные батальоны.
Отдавая отчет в необходимости укрепления обороноспособности государства,
правительство хочет увеличить расходы на оборону. Но в проекте бюджета
2003 г., в котором на оборону было выделено 41,42 млрд. тенге, не
удалось достичь запланированного уровня в 1% от объема ВВП. Расходы
на поддержание общественного порядка вдвое превышают расходы на оборону.
Советское правительство перебазировало значительный объем вооружений
в Казахстан, чтобы соответствовать лимитам, установленным Договором
об обычных вооружениях в Европе 1990 г.
Соответственно, военно-воздушные силы Казахстана хорошо оснащены.
Парк ВВС включает 131 боевой самолет, в том числе 43 машины МИГ-31
и 40 машин МИГ-29. Общее время налета увеличилось с 25 часов (половина
минимума НАТО) в 1999 г. до 100 часов в 2000 г. Еще 75 боевых самолетов
находятся на приколе в ангарах.
По данным Международного института стратегических исследований, у
Казахстана также имеются 650 танков Т-72 и 280 танков Т-62. Еще более
300 машин находятся на стоянках в ангарах и 2680 машин - на открытых
стоянках. Но эти машины в таком плохом состоянии, что их следует утилизировать.
В составе военно-морских сил (ВМС) - 10 малых боевых кораблей, которые
требуют модернизации в свете недавней напряженности в отношениях между
Ираном и Азербайджаном в регионе Каспийского моря. ВМС входят в состав
пограничных войск..."