Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
   Экономика

Нефтяной ребус

Благодаря усилиям властей Казахстана ситуация в нашей нефтяной сфере запуталась донельзя.

На днях министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Владимир Школьник заявил, что принципиальное согласие о вхождении Казахстана в проект освоения месторождения Кашаган уже достигнуто. Правда, в данном случае термин “согласие” применим с большой натяжкой – инвесторам просто выкрутили руки, законодательно установив приоритет нашего государства на приобретение долей в контрактах на недропользование. Теперь приходится гадать, как Астана будет тянуть одновременно две лямки – участника проекта, для которого важны прибыль и минимизация расходов, и собственно государства, заинтересованного в получении налогов от добычи нефти и справедливом распределении нефтяных доходов среди населения Казахстана.

А как быть чиновникам, контролирующим этот проект, в том числе самому г-ну Школьнику? В такой ситуации почему-то вспоминается Труффальдино из Бергамо, умудрявшийся служить двум господам одновременно. Но казахстанским налогоплательщикам хотелось бы, чтобы наши государственные мужи служили именно нам, а не коммерческим интересам западных компаний. Не ясно также, где правительство возьмет деньги на покупку доли британской “BG Group” – ведь для этого необходимо не менее 1 млрд. долларов. А на носу президентские выборы, которые потребуют огромных затрат со стороны власти; продолжение “Казахгейта” и связанные с ним расходы на юридическую защиту главы государства, проходящего по этому делу; завершение строительства левобережья Астаны, ну и так далее. Впрочем, пока переговоры о вхождении Казахстана в консорциум “Agip KCO” еще не завершены – как заявил министр, они будут продолжены в конце ноября – начале декабря.

Пойдем дальше. Поскольку глава государства пообещал, что через 30 лет наша страна вернет себе полностью контроль над нефтяными ресурсами, то журналисты начали гадать, кого из иностранных инвесторов и в каком порядке будут выдавливать из Казахстана. Было бы вполне логично начать этот процесс с Тенгиза, где тон задают американские компании “ШевронТексако” и “ЭкссонМобил”, – в таком случае все так и поняли бы, что Астана мстит за “Казахгейт”. Как ни странно, но именно так пока и получается – как раз сегодня должны быть оглашены результаты комплексной проверки объектов ТОО “Тенгизшевройл” на предмет воздействия этого предприятия на окружающую среду. Экологов на Тенгиз насылают уже не в первый раз, и в принципе такая тактика верна – ведь никому не придет в голову заподозрить правительство в корыстных интересах или обвинить его в давлении на инвестора.

Впрочем, на давление наших властей и на законодательные новшества отклики идут не только с Запада, но и из братской России. Как заявил Борис Зильберминц, региональный директор по Казахстану компании “Лукойл Оверсиз” – оператора зарубежных проектов российской “Лукойл”, приоритет государства на выкуп долей в добывающих проектах может нарушить провозглашенный ранее принцип стабильности неф­тяных контрактов. Кроме того, г-н Зильберминц затронул и тему новых поправок в налогообложение, введенных в начале текущего года, которые вызвали критику со стороны иностранных инвесторов. По его мнению, есть надежда, что казахстанское правительство все же смягчит новый налоговый режим после того, как рабочая группа рассмотрит предложения инвесторов. Ну а пока одни инвесторы предают остракизму Астану, другие, чьи страны обделены нефтью, пользуются моментом, дабы привлечь симпатии властей Казахстана. Так, на днях стало известно, что Индия намерена инвестировать 1,5 млрд. долларов в разработку месторождения Курмангазы на шельфе Каспия. Учитывая еще и китайский интерес к каспийской нефти, можно смело предположить – вскоре ситуация с казахстанскими углеводородами запутается в такой гордиев узел, что придется его рубить, ибо времени на распутывание уже ни у кого не останется.

Берик ТЕМИРБАЕВ


Диалог не получился

Как работник нефтегазовой компании, работающей в Атырауской области, я позволю задать вопрос: а хорошо ли подумали министры из Минэнергетики, предлагая проложить трубу в Китай? Допустим, сейчас цена нефти составляет 40 долларов за баррель, т. е. бочку объемом 140 л. Это примерно 250 долларов за 1000 литров. А если взять эту нефть и перегнать на новом нефтеперерабатывающем заводе, который строится в Каработане, тогда мы получим (считаем по цене 50 тенге за литр – средняя цена за бензин и дизтопливо): 50 000 тенге за 1000 литров, или 360 долларов за тонну, что в полтора раза дороже. Не подрываем ли мы свой собственный рынок сбыта этим трубопроводом? Не выгоднее ли продавать в Китай продукты нефтепереработки вместо сырой нефти? Если мы продолжим возить нефтепродукты в Китай по железной дороге, это приведет к дополнительным доходам “Казахстан темир жолы” и к быстрому росту сети железных дорог. Это выгодно всем жителям Казахстана. А китайская труба, кроме китайцев, больше никому не нужна... Можно ли назвать спешку со строительством трубы в Китай вполне разумной?

С уважением, инженер КиП
казахстанской фирмы,
работающей на Тенгизе,
Андрей Попов.

Вопросам содействия развитию несырьевого экспорта Казахстана путем финансирования банков второго уровня и увеличению экспортного потенциала предприятий Казахстана посредством страхования от внешних рисков был посвящен круглый стол, проведенный при поддержке Государственной страховой корпорации по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

Предоставление товарного кредита при осуществлении экспортных поставок становится все более популярной формой расчета. Однако при этом риск неоплаты за поставленные товары и услуги у казахстанских экспортеров значительно возрастает, что в свою очередь влечет увеличение рисков банков второго уровня, финансирующих эти операции. К примеру, согласно официальной статистике, сумма просроченной дебиторской задолженности от нерезидентов на конец первого полугодия текущего года составила 8 млрд. тенге.

В Казахстане же пока заинтересованность в услугах корпорации проявили 150 экспортеров несырьевой продукции и услуг с 753 предприятий. На данный момент застрахован 31 проект на общую сумму 2,1 млрд. тенге (16,3 млн. долларов).

На сегодняшний день проблема заключается в том, что казахстанский рынок маленький, а денег у банков второго уровня очень много, – говорит Алмас Рымов, директор департамента риска страховой корпорации. – К примеру, “Казкоммерцбанк”, который, по сути, является крупнейшим частным банком на территории СНГ, вышел на рынки России, Кыргызстана, но его представители считают, что риски в этих странах небольшие, а значит и нечего страховать. Однако есть такие развивающиеся рынки, как в Таджики­стане, Узбекистане, где риски значительно выше, и банки уже вынуждены для выхода на этот рынок застраховаться”.

Кстати, до конца 2004 года корпорация планирует за­стра­ховать как минимум 1% несырьевого экспорта от риска возникновения финансовых потерь, в 2005 году эта цифра достигнет 2%, а в 2006 – 3%. Тем самым корпорация ставит перед собой задачу – в самые сжатые сроки выйти на уровень страхования, сложившийся в передовой мировой практике. Для сравнения: польская страховая компания, работающая на этом рынке 13 лет, стра­хует 2,1% экспорта, а в Чехии агентство, созданное 12 лет тому назад, – 3,6%.

Впрочем, несмотря на оптимистичные перспективы, реального диалога между банкирами и страховщиками так и не получилось, – то ли из-за отсутствия на этом мероприятии представителей предприятий несырьевого сектора, то ли банкиры постеснялись прилюдно обсуждать свои проблемы.

Корлан КАЛИЕВА


Свет мой, карточка, скажи…

2,19 млн. человек пользуются в нашей стране платежными карточками, которых в общей сложности насчитывается 2,26 млн. Таковы официальные данные Нацбанка по состоянию на 1 октября текущего года.

Правда, при этом нужно учесть, что многие казахстанцы получили карточки в принудительном порядке, как это произошло со студентами, госслужащими и прочими бюджетниками, а также с сотрудниками национальных компаний и РГП. Ну, все, что ни делается – к лучшему. Лицензиями на выпуск платежных карточек располагают 20 банков и “Казпочта”. Подавляющее большинство карт – 87,1% – приходится на международные системы VISA, Europay, American Express, Diners Club, тогда как отечественные – “Алтын кард”, SmartAlemCard, “Дуэт” и другие явно теряют популярность, поскольку их доля за последний год снизилась с 18,6% до 12,9%. Что касается объемов платежей по карточкам, то по данным Нацбанка только за сентябрь по ним было проведено транзакций на 50 млрд. тенге, а в среднем на одну транзакцию – 15 625 тенге. Но при этом нужно учитывать, что подавляющая часть операций по карточкам – 47,9 млрд. тенге – свелась к снятию наличных, тогда как на безналичные платежи пришлось 2,1 млрд. тенге (в среднем
11 194 тенге на одну транзакцию).

От общей картины в целом по стране перейдем теперь к регионам. Как видно из данных Нацбанка, приведенных в таблицах, безусловным карточным лидером Казахстана является Алматы. Здесь находятся 35,8% POS-терминалов, 46,2% им­принтеров, 23,7% банкоматов и 53,5% торговых предприятий, принимающих карточки. Зато положение Астаны вовсе не отвечает столичному статусу – по числу импринтеров она на третьем месте, банкоматов – на четвертом. Любопытно и то, что нефтегазовые регионы по развитию сети платежных карточек заметно уступают не только Алматы и Астане, но также Карагандинской, Восточно-Казахстан­ской и Павлодарской областям. Правда, по платежам, проведенным с помощью карточек, картина иная. На Алматы в сентябре приходилось 70,1% безналичных платежей и 28% выданных наличных с карточных счетов. Астана на втором месте (12,5% и 8%). Атырауская область занимает третью позицию по сумме безналичных платежей (9,3%), в то время как Актюбинская – такое же место по выданным наличным (7,8%), ненамного уступая при этом столице вместе с Мангистауской и Восточно-Казахстанской областями.

Михаил ЮРЬЕВ


Опять обманули

В шок поверг алматинцев закон со сложным названием “Об объемах официальных трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2005–2007 годы”, подписанный на днях главой государства.

 

Дело в том, что за три предстоящих года правительство изымет из городского бюджета южной столицы астрономическую сумму в 174,1 млрд. тенге, или более 1,3 млрд. долларов по текущему курсу. В расчете на одного алматинца получается почти тысяча долларов, которые нужно еще заработать! Как могли парламентарии от Алматы допустить такое безобразие, теперь уже поздно выяснять, поскольку закон был принят прежним составом мажилиса. Молчит и аким Виктор Храпунов, не говоря уже о президенте, обещавшем когда-то, что Алматы не будет страдать от переноса столицы в Астану.

В следующем году город­ской бюджет должен перечислить в республиканскую казну 45,3 млрд. тенге (69,6% от общей суммы изъятий), в 2006-м – 56,5 млрд. тенге (47,3%), в 2007-м (47,7%) – 72,3 млрд. тенге. Таким образом, за три года сумма изъятий из местного бюджета вырастет на 60%! По всей видимости, в правительстве предполагают, что на территории Алматы вот-вот забьют нефтяные фонтаны или откроются золотоносные жилы, а иначе как объяснить такие аппетиты фискалов? Кстати, о нефти, точнее, о нефтяных регионах. В составе доноров их три – Актюбинская, Атырауская и Мангистауская области, и вместе взятые, они будут отдавать правительству денег столько же, сколько Алматы, обделенный полезными ископаемыми. В следующем году это трио перечислит центру 46,1 млрд. тенге, в 2006-м – 56,6 млрд. тенге, в 2007-м – 69,4 млрд. тенге. Где тут логика и социальная справедливость, непонятно, ведь одни сидят на нефтяной трубе, тогда как другим приходится полагаться только на свои руки и головы!

Не видно особой логики чиновников и в том, что сначала им нужно будет выбивать суммы изъятий из регионов-доноров, а потом возвращать гораздо большие средства в обратном направлении. Так, в следующем году изъятия из местных бюджетов составят 95 млрд. тенге при субвенциях, передаваемых из республиканского бюджета местным бюджетам, в 133 млрд. тенге. На 2006 год эти показатели запланированы соответственно в 119,4 и 153,1 млрд. тенге, на 2007-й – 151,4 и 192,7 млрд. тенге. Впрочем, как раз-то чиновничья логика здесь есть – ведь при такой сложной схеме движения финансовых потоков у “слуг народа” появляются вполне ощутимые дополнительные выгоды. А алматинским налогоплательщикам остается лишь утешиться тем, что ряды доноров республиканского бюджета наконец-то пополнила столица. Из астанинского бюджета правительство изымет в следующем году 3,3 млрд. тенге, в 2006-м – 6,3 млрд. тенге, а в 2007-м – 10,6 млрд. тенге. Мелочь, конечно, по алматинским меркам, но все же приятно.

Берик ТЕМИРБАЕВ


В надежде на чудо

Хотя общая сумма пенсионных накоплений в нашей стране неуклонно увеличивается, снижение доходности по ним ощутимо сказывается на росте сбережений будущих пенсионеров.

Как следует из официальных данных Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), в течение последних нескольких лет темпы роста пенсионных накоплений ежегодно сокращались в среднем на 10% по сравнению с предыдущим годом. В итоге с 51% по состоянию на 1 октября 2002 года этот показатель опустился до 30,8% на ту же дату текущего года. Главная причина этого неприятного явления – снижение темпов роста чистого инвестиционного дохода из-за падения реальной доходности по пенсионным накоплениям в отрицательную область, что мы и наблюдаем в последнее время.

В результате темпы роста чистого инвестдохода сокращались в последние годы весьма драматически – с 62,2% два года назад до 13,5% по состоянию на 1 октября текущего года. Это вызвало и вполне естественное сокращение доли чистого инвестдохода в пенсионных накоплениях – с 28,3% до 23,8%. Кстати, этой осенью наблюдалось весьма любопытное явление – темпы роста чистого инвестиционного дохода, которые в сентябре составили 1,16%, практически сравнялись с темпами инфляции. Таким образом, пока источником все еще благопристойного имиджа накопительной пенсионной системы остается поступление обязательных пенсионных взносов – в сентябре их общая сумма выросла на 2,65%, а по сравнению с 1 октября прошлого года – на 38%. Тем не менее, по данным АФН, за январь-сентябрь текущего года деятельность НПФ оказалась убыточной и выразилась в суммарном отрицательном результате в 344,3 млн. тенге. При этом 8 фондов допустили убыток на общую сумму 517,1 млн. тенге, тогда как 6 фондов получили доход на общую сумму 172,8 млн. тенге. Нужно также принять во внимание, что быстро растут размеры пенсионных выплат – только в сентябре они выросли на 2,76%, составив на 1 октября
24,7 млрд. тенге (это больше на 26%, чем на ту же дату прошлого года).

Какой же выход ищут из создавшейся ситуации менеджеры, управляющие нашими пенсионными накоплениями? Увы, ситуация с инвестированием этих накоплений весьма походит на тупик. На 1 октября половина инвестированных пенсионных активов (точнее, 50,8%) приходилась на все те же государственные ценные бумаги Минфина (20%) и Нацбанка (30%). Получается, что будущие пенсионеры по-прежнему дают свои деньги взаймы государству, которое в них не нуждается, ибо вынуждено выводить “лишние” средства из страны в Национальный фонд! Еще 9% пенсионных накоплений размещено на депозитах банков, что вообще выглядит бессмысленно – ведь эти деньги вкладчики могли бы разместить и сами, не пользуясь услугами менеджеров НПФ. Кроме того, поскольку пенсионные фонды аффилированы с банками, то получается дурацкая картина – будущие пенсионеры ссужают деньги банкирам, которые и без того имеют доступ к дешевым средствам иностранных финансовых институтов. Кстати, часть заемных зарубежных средств в конечном счете представляет собой сбережения будущих пенсионеров Казахстана, поскольку примерно 7,5% пенсионных активов вложены в бумаги иностранных компаний и правительств развитых стран.

Любопытно что сами вкладчики НПФ до послед­него времени активно искали лучшее приложение своим накоплениям. Общая сумма переводов пенсионных накоплений на 1 октября текущего года составила 77,3 млрд. тенге, а в среднем за месяц переводилось порядка 1,1-2,4 млрд. тенге до тех пор, пока не был ужесточен контроль за этими операциями. В итоге в сентябре сумма переводов упала до 278 млн. тенге. А наибольшие суммы переводов пенсионных накоплений в другие НПФ пришлись на долю вкладчиков самых крупных фондов: ГНПФ (56,44% от общей суммы переводов), “УларУмит” (11,92%) и НПФ “Народного банка Казахстана” (8,95%).

Тулеген АСКАРОВ

Hosted by uCoz