Писатель на все времена
Абдижамил НУРПЕИСОВ как писатель, эпически осмысливший глобальную картину мира, органически вписывается в славную когорту творцов подлинной духовности ХХ века.
Он никогда не был в отрыве от эпохи. Достаточно вспомнить не только его давние романы “Курляндия”, “День желанный”, киносценарий “Морская быль” (в соавторстве с фронтовым побратимом Тахави Ахтановым), но и сравнительно недавнюю дилогию – “Последний долг” (“И был день”, “И была ночь”), эпопею “Кровь и пот” (романы “Сумерки”, “Мытарства”, “Крушение”), философско-эссеистские книги “Толгау. Раздумье”, “Возвышая наши святыни”. Он суровый реалист в своих остропроблемных очерках, актуальных эссе, критических статьях, публичных выступлениях. Талантливый главный редактор журнала “Жулдыз” (“Звезда”), тираж которого в так называемые застойные годы достигал 200 тыс. экземпляров. Он был честен и принципиален и как член Правления писателей Союза ССР. И как член Президиума правления Союза писателей Казахстана. И как депутат Верховного Совета Казахской ССР.
И сейчас Абдижамил Нурпеисов также талантлив и честен – как создатель нового литературного альманаха “Тан” (“Утро”), как глава Казахского PEN-Центра – международного движения, объединяющего писателей более 150 стран планеты.
Он родился 22 октября 1924 года в крохотном поселке Куланды на берегу Аральского моря. Отсюда юный Абдижамил двинул в дьявольское пекло Большой войны.
Первыми, кто увидел в Нурпеисове незаурядный литературный талант, были гиганты казахской эпики Мухтар Ауэзов и Сабит Муканов. Они и благословили его в большую литературу. Абдижамил Нурпеисов – эпик мощный и всеохватный.
Когда перечитываешь потрясающую по своей трагедийности сцену смерти Танирбергена из романа “Кровь и пот”, невольно вспоминается раненый Андрей Болконский на поле Аустерлица, а еще сразу же возникает перед глазами шолоховский Григорий Мелехов.
Эти психологические созвучия Танирберген – Болконский – Мелехов отнюдь не случайны. Листаю свою рабочую тетрадь 1972 года, в ней краткая запись сказанного Нурпеисовым в нашей беседе: “Больше всех литераторов мне импонируют Тургенев, Лев Толстой, Достоевский, Чехов, Леонов и Казаков. Ты хорошо знаешь, почему”.
Назвав эти имена, Нурпеисов никогда не забывал и не забывает других писателей, особо близких ему по духу и слогу, – Мухтара Ауэзова, Сабита Муканова, Габидена Мустафина, Дмитрия Снегина, Габита Мусрепова (откройте заново его книгу “Толгау. Раздумье” и сами убедитесь в этом).
Нурпеисов – прекрасный переводчик. Он сделал достоянием казахских читателей чеховские рассказы “Палата № 6”, “Дама с собачкой”, “Тоска”, “Горе”, сборник рассказов Горького под общим названием “Знахарка”, пьесу испанского драматурга Кэсона “Деревья умирают стоя”, поэму Назыма Хикмета “Слепой падишах” и т.д.
Недостатком внимания отечественных и зарубежных ценителей литературы Нурпеисов никогда не был обижен. Их отзывы о нем можно приводить бесконечно. Но, пожалуй, лучше всего обратиться непосредственно к книгам Нурпеисова – это слитые воедино “Кровь и пот” и “ Последний долг”. Наше казахстанское пятикнижие. Оно уверенно стоит в ряду знаковых духовных явлений ХХ столетия, и ему суждена редкая, но счастливая судьба быть и оставаться на все грядущие времена.
Владислав ВЛАДИМИРОВ
Тепло рук мастера
Казалось, с началом века высоких технологий все меньше и меньше места в нашей жизни остается ремесленничеству. Однако на деле это оказалось не так. В Алматы в Государственном музее РК при поддержке алматинской Палаты ремесел прошла Центрально-азиатская ярмарка ремесел.
На шумный восточный базар (а иначе это назвать нельзя) съехались мастера из Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркмении и Казахстана.
Три дня жители и гости южной столицы любовались знаменитыми среднеазиатскими коврами, голубой керамикой Риштана, сырмаками из Кыргызстана, делали покупки. Любители украшений выбирали на ярмарке ювелирные изделия из серебра, драгоценных и полудрагоценных камней, а алматинские модницы порадовали себя войлочными шляпками, сумками и узбекскими сюзане.
Кстати, признанными мастерами по коже, резьбе по дереву, обработке серебра и мельхиора издавна считаются казахские ремесленники. Выполненные в национальном стиле, с богатой инкрустацией по металлу и добротной упряжью, которой нет сноса, казахские седла неизменно притягивали взоры ценителей ручной работы наших ремесленников.
“Настоящий мастер, создавая что-то, должен пропускать все через свое сердце, – говорит один из участников экспозиции Курбанали Агадилов из Шымкента. – Вкладывать крупинку своей души в каждую вещь, чтобы в ней чувствовалось тепло рук мастера. Только тогда эта вещь может принести истинное удовольствие. Открыть, удивить, достичь каких-то верхов или титулов в ремесле – это не самоцель.Нельзя останавливаться на достигнутом, потому что покой для творчества губителен, опасен”.
Корлан КАЛИЕВА
Три струны для царицы
Записку родителям она нацарапала на обратной стороне своего зеркальца: “Поехала во Фрунзе поступать в артистки. Не ищите меня, не плачьте. Простите”. Ей было четырнадцать, и она торопилась жить. Но родители простили беглянку и благословили ее путь к мечте...
Феномен Мейликан Козубековой – первой женщины-комузистки, заслуженной артистки Киргизской ССР – до сих пор остается неразгаданным. Таких людей называют самородками. Она забывала обо всем, когда брала в руки комуз. Звуки этого трехструнного инструмента уносили юную мечтательницу далеко от их горного селения. Они же увели ее и из отчего дома. Знаменитый комузист Атай Огонбаев, который тоже был из этих мест, приезжал сюда в отпуск.
Как-то Мейликан подошла к нему и сказала: “Агай, я хочу научиться играть на комузе так, как вы”. Он искоса посмотрел на нее, помолчал, а потом сказал: “Учись!”. Она занималась отчаянно, самозабвенно, до кровавых мозолей. И – научилась. Мастер был потрясен и тайком увез Мейликан в столицу. Через несколько дней от маэстро пришло известие – он просил прощения у отца за свой поступок и добавил: “У нее талант, и она должна выступать на сцене”.
“Ее поселили в доме Шекербека Шеркулова. Потом она жила у АлымкулаУсенбаева, его жена Назым-эже – женщина религиозная и от природы аристократичная – была для Мейликан как мать, а их сын Замирбек – известный акын-импровизатор – считал ее старшей сестрой. Атай Огонбаев, Алымкул Усенбаев, Шекербек Шеркулов, Эстебес Турсуналиев и другие артисты – все они относились к ней как к дочери. Юная исполнительница ездила с ними на гастроли, набиралась опыта и неустанно занималась”.
Так, шаг за шагом она приблизилась к своей заветной мечте – стать артисткой. И тайный смысл ее имени сделался очевидным, потому что в своем мастерстве она достигла таких высот, что действительно стала царицей – царицей жанра. Она завоевывала награды на международных конкурсах и фестивалях, ее талант признавали известные музыканты и артисты. Мейликан Козубекова объездила весь Советский Союз, представляла Киргизию в Германии, Польше, Венгрии, Китае, Алжире, Сирии.
Потом была поездка в Казахстан. Для Мейликан Козубековой эти гастроли оказались роковыми. Здесь она заболела пневмонией. Когда вернулась домой, ее срочно госпитализировали. А спустя месяц врачи поставили страшный диагноз: рак легких. Когда ее выписывали из больницы, сказали, что отпускают домой на майские праздники. Она верила и очень радовалась, что не из больничного окна, а из окна своей комнаты увидит, как, залитая солнцем, цветет во дворе сирень.
Ее последние слова были о детях, которых она любила безумно и перед которыми чувствовала вину за то, что не уделила им больше времени. Времени, которое так стремительно летело и замирало, лишь когда она играла на комузе.
9 мая 1974 года время, отпущенное Мейликан Козубековой, истекло. Она покинула дом дважды: в 14 и в 41. Зеркальная цифра. Печальный перевертыш.
В Таласской области учрежден фонд имени Мейликан Козубековой, в честь нее названа средняя школа. Абсалам Абдрайимов – муж артистки – так и не смог смириться с ее смертью. Он пережил жену на 13 лет и до последнего дня был предан ее памяти. В свое время Абсалам оставил любимую работу и стал водителем автобуса, на котором артистка Козубекова и ее коллеги ездили на гастроли по республике. Это тот самый случай, когда о любви говорят не слова, а поступки.
У Мейликан Козубековой и Абсалама Абдрайимова уже десять взрослых внуков. Когда они собираются вместе, устраивают настоящие домашние спектакли со сценками, песнями и танцами. Такие семейные праздники стали традицией в этой семье. И хотя о большой сцене они не мечтают, бабушкина тяга к творчеству им все же передалась, значит, талант ее продолжает жить.
Амалия Бенлиян, Бишкек
Снова в Индию
“Областное управление культуры Западно-Казахстанской области тормозит работу Уральского филармонического оркестра, руководителем которого я являюсь”, – заявил на пресс-конференции известный музыкант Марат БИСЕНГАЛИЕВ.
Руководство управления ставит под сомнение кандидатуру директора оркестра, который назначен Бисенгалиевым, и требует поставить своего человека. Такова суть конфликта между выдающимся скрипачом и чиновниками от культуры. Но повод, который собрал журналистов, был мирным.
В конце ноября в городах Индии – Мумбае, Дели и Пуне начнутся совместные гастроли Уральского симфонического оркестра Марата Бисенгалиева и музыкантов Государственной филармонии. До поездки в Индию артисты выступили с той же концертной программой в Алматы. В ней прозвучали произведения Чайковского, Хачатуряна, Барбера. Дирижировал оркестром знаменитый Фуат Мансуров, народный артист России, Татарстана и Казахстана, дирижер Большого театра. Приехавший из Москвы г-н Мансуров отметил, что с радостью готов к сотрудничеству с любыми оркестрами Казахстана: “Здесь я родился, это моя Родина”.
Напомним, что в марте этого года молодой коллектив Марата Бисенгалиева, созданный два года назад, был уже с гастролями в Индии. Концерты имели большой успех, и их организатор – NCPA (Индийский национальный центр искусств) решил провести еще одни гастроли. Сам Марат Бисенгалиев повторные гастроли объясняет развитием культуры в Индии и растущим интересом к классической музыке. “Это первые коммерческие гастроли казахстанского симфонического оркестра, когда мы действительно зарабатываем хорошие деньги”, – добавил г-н Бисенгалиев.
К тому же, как стало известно, оркестр Бисенгалиева подписал соглашение с Голливудом на запись саундтрека к фильму об Александре Македонском.
P.S. Представители компании “Эйр-Астана”, заявленной как спонсор оркестра, на встречу с журналистами так и не пришли. Видимо, они предвидели неудобные вопросы, учитывая ситуацию, сложившуюся в последнее время вокруг компании.
Взросление им не чуждо
На прошлой неделе Алматы посетила российская группа “Ногу свело”. Незадолго до выступления ее лидеры Максим ПОКРОВСКИЙ и Антон ЯКОМОЛЬСКИЙ встретились с журналистами. Приколы, поддевки, забористый мат (видимо, в российском шоу-бизнесе подобное становится обычным делом) выделяют до сих пор группу из ряда поп-рокеров.
Примером тому может послужить последнее произведение группы – песня – “Наши юные смешные голоса”, где в клипе группу красиво… хоронят в кадре. Само же творчество “Ногу свело” можно охарактеризовать как некий симбиоз творческого умопомешательства и гениальности, сгенерировавшее кроме, естественно, слов различные сопелки, ворчалки и пыхтелки, которые вряд ли кому-нибудь из других музыкантов придет в голову озвучивать со сцены.
Кстати, в этом году самой скандальной и, по мнению лидеров, не похожей ни на какую другую рок-группе стукнуло 15 лет.
“Нам уже пятнадцать лет и уже нечего бояться, что после нас ничего не останется. С пониманием этого уже легче пишется, – говорят лидеры “Ногу свело”. – Если же ничего не останется, то это значит 15 лет мы туфтой занимались. Что же касается творчества, то впоследнее время все больше и больше жизнеутверждающих песен, видимо, такие понятия, как взросление и развитие, нам тоже не чужды”.
На вопрос: понравился ли им Алматы, музыканты ответили, что по сравнению с Москвой здесь очень чистый воздух(?!), даже в гуще городского движения.
“Но мы ничего не видели, потому что все происходило в угаре, – рассказывает Макс. – Я имею в виду не состояние невменяемости, а просто мы прилетели, отыграли и улетели. Слава богу, нас отвезли на обед в другое место, и по дороге туда и обратно мы немного посмотрели город. Кстати, несмотря на то что мы часть одной бывшей большой страны и здесь все говорим по-русски, о казахстанском шоу-бизнесе мы знаем очень плохо, за исключением группы “А-Студио”. Намного легче слетать в Турцию, Европу – и дешевле, и быстрее, чем прилететь к вам. Очень жаль”.
Корлан КАЛИЕВА
Сохранение разнообразного
В Греции с 3 по 7 ноября проходил XVIII Международный конгресс по танцевальным исследованиям.
Конгресс был организован Международным советом танца в Париже, театром греческого танца “Дора Стратоу” и муниципалитетом города Аргоса. В этом году Акмарал Кайназарова стала первым членом Международного совета от Казахстана и по его приглашению попала в Грецию.
Тема ее работы: “Индийский классический танец “Бхаратанатьям” – как путь к совершенствованию человека”. В ней исследовано гармоничное влияние танца на физическое, умственное и духовное развитие личности – жизнь самой Акмарал служит примером этому.
Греция – наиболее удачный выбор для проведения мероприятия, основной лозунг которого “Сохранение разнообразного”. Как оказалось, греческие легенды и мифы воспринимаются здесь не как вымысел, а как часть древней истории. “Это очень вдохновляет”, – считает Акмарал, – причем не только людей искусства.Греческий танец, греческая культура берут начало в семье, сызмальства детей приучают к творчеству.Может быть поэтому даже в местных тавернах никто не танцует под европейскую попсу, а только под греческую национальную музыку”.
А невнимание со стороны правительства привело к тому, что в Казахстане, имеющем богатое культурное наследие, по сути нет ни одного авторитетного танцевального конкурса или фестиваля на государственном уровне. Наши таланты предпочитают раскрываться и оцениваться за рубежом. У нас есть очень известные имена: Акмарал Кайназарова, Лейла Альпиева, Дмитрий Сушков. Например, Дамир Туребеков из Караганды танцует ирландский степ в казахских мотивах. Но это далеко не все, кто мог бы прославить культуру Казахстана, поднять ее и вывести на качественно новый, более интеллектуальный уровень. К сожалению, для этого требуется не только талант.
Елена ОВЧИННИКОВА