Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
   Экономика

Ценовой шок

Если инфляция будет и дальше расти темпами нынешней осени, то президентские выборы в самом деле придется проводить досрочно.

Все дело в том, что инфляция неумолимо растет и угрожает “съесть” все те скромные прибавки к зарплатам, пенсиям и пособиям, которые власть пообещала гражданам страны.

Напомним, что в сентябре инфляция составила 0,8%, то есть практически столько же, сколько за три летних месяца. Но на этом ценовая гонка не закончилась, ибо в октябре инфляция скакнула еще на 1,1% вверх. Таким образом, за январь–август инфляция составила 3%, тогда как за сентябрь и октябрь – 1,9%. При таких темпах к 2006 году инфляция вполне может выйти на двузначные рубежи, что при продолжающемся укреплении тенге к доллару равносильно финансовой катастрофе.

Пока отдуваться за рост потребительских цен приходится Нацбанку. Все дело в том, что главному банкиру Анвару Сайденову явно не хватает дипломатических талантов его предшественника Григория Марченко, который в свое время умело перевел “стрелки” ответственности за инфляцию на правительство и акимов, не справившихся с организацией торговли на базарах овощами и фруктами.
Г-н Сайденов же выбрал в качестве инфляционного “стрелочника” более абстрактные категории – рост ВВП (с 2000 года этот показатель увеличился на 63%), а также импорт инфляции из-за пределов Казахстана. В тео­ретическом плане это, безусловно, верно, но для главы государства и его администрации проще и важнее было бы знать, кого именно наказать за рост цен, а кого наградить за успешную борьбу с инфляцией. А в плане практическом г-ну Сайденову можно возразить, что несколько лет тому назад темпы роста ВВП в стране были гораздо выше нынешних, но Нацбанку вместе с правительством удавалось сдерживать цены и укрепление тенге.

Тем не менее, в Нацбанке, который отвечает у нас сейчас за так называемое инфляционное таргетирование, утверждают, что смогут удержать инфляцию в пределах прогнозного максимума на этот год в 7%, а в следующем году – в коридоре 4,9-6,5%. При этом в главном банке не скрывают намерений ужесточить денежно-кредитную политику в борьбе с инфляцией, в первую очередь за счет роста стоимости денег, то есть роста кредитных ставок. Это действительно верно опять-таки с теоретической точки зрения на макроэкономику, но на практике, как известно, глава государства давно требует от банкиров снижения ставок по кредитам. Да и с инфляцией все не так просто, как кажется.

С учетом октябрьского роста цен их изменение по отношению к декабрю прошлого года, то есть с начала года текущего, составило 4,9%. Посему можно поверить, что до конца года инфляция и в самом деле вряд ли выйдет за отметку в 7%, намеченную властями. Однако если соотносить минувший октябрь с тем же месяцем прошлого года, то рост цен составляет уже 7,5%. При сопоставлении уровня цен за январь–октябрь текущего года к аналогичному периоду прошлого года у статистиков получается 6,9%.

Впрочем, читателям наверняка интереснее информация об изменении цен на конкретные товары. В группе продовольственных товаров инфляционный тон по-прежнему задавали яйца, которые в октябре подорожали еще на 7,3%, молоко (7,2%), сметана (5,5%), кефир (4,1%), сыр и творог (по 1,9%), колбасные изделия (2,8%), сливочное масло (2,1)%, мясо и рыба (1,1%). На этом фоне относительно скромным выглядит рост цен на традиционно нелюбимые Нацбанком овощи и фрукты, ограничившийся 1%-ной отметкой. Подорожали хлеб
(на 0,1%) и макаронные изделия (0,6%), в то время как мука подешевела на 0,5%. Что касается средних цен на повседневные продовольственные товары, их максимальных и минимальных уровней по городам, то эти данные статистиков приведены в таблице. Как видим, в Атырау, Актау, Алматы и Астане платить за хлеб насущный приходится гораздо дороже.

В группе непродовольственных товаров в лидеры вышли дизельное топливо, подорожавшее за месяц на 13,5%, уголь (2,9%) и бензин (2,5%). В других товарных группах рост цен был на традиционном уровне – текстильные изделия подорожали на 0,8%, одежда и обувь – 0,7%, посуда – 0,5%, ткани – 0,4%, бытовые приборы, печатные издания, мебель и ковровые изделия – на 0,3%. В сфере платных услуг выделились связисты – у них повышение расценок составило 12,7%, тогда как на автомобильном транспорте – 1%, в жилищно-коммунальной сфере и здравоохранении – 0,4%.

В заключение – о контурах ценового будущего. Как уже стало понятно даже неспециалистам, внутренние цены на бензин и ГСМ, которые в Казахстане уже давно держатся на уровне американских, должны неизбежно расти. Ориентиром на ближайшее пятилетие для них теперь станет, по всей видимости, западноевропейский уровень в 1 евро за литр бензина наивысшего октанового числа, а на следующий год – по крайней мере, в 100 тенге за литр такого топлива. А поскольку по сложившейся традиции цена буханки обычного хлеба “жай-нан” и проезд в транспорте составляют примерно половину от стоимости литра высококачественного бензина, то нетрудно прикинуть, что речь идет как минимум о 50 тенге. Впрочем, когда начинается цепная реакция роста цен на потребительские товары и услуги, то все привычные стереотипы остаются в прошлом. Понятно, что итогом действия этого удивительного макроэкономического процесса, вызванного ростом мировых цен на нефть, может стать парадоксальная ситуация, когда внутренние цены на большинство товаров и услуг у нас выйдут на мировой уровень, в то время как официальная заработная плата достигнет в лучшем случае отметки в 250-300 долларов. И все будут понимать, что этого не может быть! Но ведь сказано же – не верь глазам своим!

Тулеген АСКАРОВ


Власть берется за дубину

В канун 86-й годовщины Октябрьской революции экс­проприаторский дух вновь взыграл в генах наших сенаторов, одобривших изменения и дополнения в законодательство по вопросам недропользования и проведения нефтяных операций (законы “О нефти”, “О недрах и недропользовании”, “Об охране окружающей среды”). Теперь дело осталось за подписью главы государства.

Для представителей правительства, ведущих изнурительные переговоры с британцами по поводу продажи доли BG Group в Кашагане, решение сената стало если не палочкой-выручалочкой, то уж точно спасительной кислородной подушкой. Не случайно день в день с решением сената в казахстанском посольстве в Лондоне прошел брифинг для журналистов по итогам переговоров министра энергетики и минеральных ресурсов Владимира Школьника и президента КазМунайГаза Узакбая Карабалина с членами консорциума Agip KCO. Как сообщила казахстанская сторона, уже достигнуто соглашение о принципиальном участии нашей республики в качестве акционера в Кашаганском СРП, причем наше правительство в роли долгосрочного инвестора этого проекта даже намерено улучшить целый ряд аспектов его реализации. Правда, когда все же будет заключена и оформлена сделка, так и осталось непонятным. Напомним читателям, что баталии вокруг британской доли в Кашагане (16,67%) начались после того, как BG Group заявил о своем выходе из проекта и продаже этой доли поровну всем его участникам – итальянской Eni, британо-голландской Royal Dutch/Shell, французской Total, американским Exxon Mobil и ConocoPhillips, а также японской Inpex (последняя вроде бы отказались от своей части).

Инвесторов будут бить

лавная новация законодательных поправок – приоритетное право государства на выкуп права недропользования и/или доли участия в проектах по добыче полезных ископаемых, в том числе углеводородного сырья. Этот принцип распространяется как на действующие, так и на будущие контракты на недропользование. Понятно, что в случае с действующими контрактами нашему правительству для того, чтобы выкупить долю какого-нибудь инвестора, нужно сначала принудить его продать эту долю. А в этом жанре палитра методов казахстанских властей исключительно богата – достаточно вспомнить скандальный исход из нашей страны компании World Wide Minerals, борьбу за передел металлургической вотчины Trans World Group или наручники, надетые доблестными финполицаями на потомка британского виконта, возглавлявшего компанию “Витол Мунай”. Памятуя о недавнем заявлении главы государства, пообещавшего максимум через 30 лет вернуть Казахстану полный контроль над нефтяными богатствами страны, можно уверенно предположить, что на самом деле этот обратный процесс займет гораздо меньше времени.

Правда, правительство сразу же предупредило инвесторов, что государство не намерено теперь любыми методами приобретать доли во всех крупных добывающих про­ек­тах. Может, так оно и есть, но по совпадению почти одновременно с принятием новых законодательных поправок Минэнергетики и минеральных ресурсов ограничило экспортные квоты канадской компании “ПетроКазахстан” на поставки неф­ти в Иран. В итоге, как сообщили представители компании, отгрузки сырья на терминал Рей и далее на Тегеранский НПЗ уменьшились до 41% по сравнению с объемами предыдущего квартала. А ведь речь идет о довольно крупном контракте – канадцы должны поставлять примерно 1 млн. тонн нефти с месторождения Кумколь. При этом партнером канадской компании с иранской стороны является, по сути, правительство этой страны, поскольку компания Naftitran Intertrade Com­pany Limited, с которой заключили контракт канадцы, есть не что иное, как “дочка” государственной Национальной иранской нефтяной компании, осуществляющая все свои операции от имени правительства Ирана. По мнению представителей “ПетроКазахстана”, введенные ограничения неоправданны, поскольку свободные мощности на данном направлении имеются, а транспортировка нефти по этому маршруту отвечает интересам как Казахстана, так и Ирана, не вредя ничем соседним государствам. И тут сразу же вспоминается, как несколько лет тому назад казахстан­ские акционеры “ПетроКазахстана” пытались отчаянно штурмовать позиции западных инвесторов в этой компании, пытаясь установить полный контроль над ней.

Впрочем, не исключено, что Астана просто блефует, пытаясь в преддверии апогея скандала “Казахгейт” припугнуть западные правительства возможной экспроприацией активов, принадлежащих американским и европейским компаниям.

Наше “содержание” – нулевое

ернемся к законодательным поправкам. Весьма многозначительное новшество предусматривает передачу функций по лицензированию недропользования от правительства к Минэнергетики и минеральных ресурсов. На практике это выглядит так, что у государства большим доверием пользуется министр Владимир Школьник, нежели премьер-министр Даниал Ахметов, давний лоббист известных добывающих компаний с весьма неод­нозначной репутацией и историей – в первую очередь Евразийской группы и “Аксесс Индастриз”. Согласно новым поправкам повторный конкурс на недропользование может быть признан состоявшимся при наличии даже одного заявителя. Инвесторы могут теперь спонсировать геологическое изучение недр, что раньше допускалось только за счет республиканского бюджета. Значительно расширились полномочия национальной нефтегазовой компании “КазМунайГаз”, получившей право представлять государственные интересы в контрактах с подрядчиками, осуществляющими нефтегазовые операции, посредством обязательного долевого участия в размере не менее 50% в этих контрактах. Впрочем, этими полномочиями компания располагает и сегодня, но на основе подзаконных актов. Таким образом, власти заметно укрепили независимость “КазМунайГаза” от правительства, которое и принимает такие акты.

Инвесторам отныне запрещается сверхнормативная потеря полезных ископаемых при добыче и первичной переработке минерального сырья, а также выборочная отработка запасов полезных ископаемых. Однако самое важное требование – долю “казахстанского содержания” в инвестиционных проектах – депутаты так и не решились установить законодательно, отослав это на усмотрение правительства и подзаконных актов. Речь идет об обязанности инвесторов привлекать на работы определенное количество казахстанских специалистов от общего числа работающих, осуществлять определенный объем закупок товаров, работ и услуг казахстан­ского производства, отвечающих требованиям международных стандартов, и так далее. Так что пока “казахстанское содержание” формально равно нулю.

Берик ТЕМИРБАЕВ

Hosted by uCoz