300 ролей с “тем” профилем
Более 60 лет жизнь Юрия Борисовича ПОМЕРАНЦЕВА связана со сценой, из них полвека – с театром имени Лермонтова. А на заре его артистической карьеры могло все сложиться по-другому. Об этом и говорилось на творческом вечере артиста, прошедшем в общинном центре “Римон”.
Прелюдией к вечеру стала демонстрация документального фильма Игоря Гонопольского из цикла “Линия судьбы”, посвященного Юрию Борисовичу. Конечно, не все из пережитого артистом вошло в фильм. Оказывается, после получения тяжелого ранения на фронте и работы в хоре Казахского оперного театра, он отправился завоевывать театральную Москву. Вакансий нигде не было, но в Театре Советской Армии появилась возможность устроиться в качестве актера второго плана. Однако директор театра усмотрел в молодом даровании “не тот профиль”, хотя истинной причиной отказа послужила национальность Померанцева.
А в Казахстане он признан на самом высоком уровне – имеет звание народного артиста, награжден высшим орденом страны “Отан”, избирался депутатом Верховного Совета 7-го созыва и так далее. Но главное – это признание и любовь зрителей. Поклонники таланта актера, сыгравшего более 300 самых разных ролей, уверены: Юрий Борисович Померанцев точно занимает свое место в жизни. У него тот самый профиль, дающий надежду, что драматическое искусство в Казахстане и во всем СНГ живо, несмотря на катастрофическое положение в культуре, когда, по словам самого артиста, нет героев – нет и драматургии.
Мирас НУРМУХАНБЕТОВ
Праздник танца живота
В Алматы прошел первый международный фестиваль восточных танцев “Цветок Азии”, который, по сути, превратился в фестиваль танца живота. В нем приняли участие как профессионалы, так и любители, а почетной гостьей стала египетская танцовщица Нур, русская по происхождению.
Почему фестиваль был так назван, непонятно. Что хотели завуалировать организаторы – тоже непонятно. Рекламы не было, а билеты в маленький зал ТЮЗа им. Мусрепова, где проходило мероприятие, были раскуплены задолго до события. На затравку зрителям сначала представили номера Турецкого культурного центра, в которых девочки-подростки (некоторые из них вообще не умели двигаться) демонстрировали народные танцы. Номер ансамбля “Ою-орнек” был представлен казахским танцем, но если разобраться, то у казахов вообще не было танцев, особенно женских (это в советское время был придуман известный “Камажай”), поэтому возникает вопрос: можно ли причислить его к восточным танцам?
Зрители без восторга восприняли затравку и с нетерпением ждали главного – обещанного танца живота. А его ценителями оказались не только мужчины, но и женщины. Плавные изгибы тела, выразительные жесты руками, бедрами, голые пятки танцовщиц вызывали бурю аплодисментов и восторженные крики. Среди ценителей восточного танца оказалась и известная певица Карина Абдулина, которая пришла с сестрой и молодым другом.
В основном исполнительницы танца живота повторяли одни и те же движения, даже танцевали порой под одну и ту же музыкальную композицию. Номера некоторых танцовщиц напоминали больше танцы у шеста – как выяснилось, это и были стриптизерши из ночных клубов. Костюмы девушек были либо слишком вульгарны, либо имели дешевый вид. Но зрители все же узнали много нового о танце живота, к примеру, танец с тростью, который, по легенде, был придуман арабскими девушками-пастушками. Виртуозное владение тростью требовало не только пластики, но и знания приемов эквилибристики. А лучший танец, где главное внимание было сосредоточено на руках танцовщицы, показала Надин из Астаны. Поразила всех исполнительница с загадочным именем Джайли Танико (кстати, наша коллега). Она единственная, кто выступил под живой звук барабана (группа “Хабиб”) и, на мой взгляд, показала настоящий классический танец живота.
Кстати, танец живота бывает нескольких видов – египетский, турецкий, сирийский. Если один более скромный, то другой – более легкий, в некоторых больше открытых частей тела и элементов стриптиза.
В последнее время наблюдается повальное увлечение восточными танцами девушек и женщин, особенно славянок. Поэтому неудивительно, что известная Нур из Каира, вице-президент Международной ассоциации артистов Египта, – обыкновенная русская девушка Татьяна Федяева, ставшая звездой bellydance (танец живота). Самое интересное, что сама Нур действительно похожа то ли на сирийку, то ли на ливанку, сейчас она живет в Египте и замужем за арабом, который, кстати, не запрещает ей заниматься танцами. Надо отметить, зритель остался довольным, не хотел отпускать г-жу Нур со сцены, и танцовщица несколько раз выходила на бис.
P.S. Отдохнувший народ нехотя расходился с концерта, а возбужденные больше мужчин женщины предлагали станцевать прямо в уборной. Стоянка перед театром была полна дорогих иномарок, в которые садились танцовщицы. И мы с одной из коллег-журналисток пошутили: “А может нам тоже овладеть танцем живота, чтобы иметь богатых поклонников?”
Жанна БИСАРОВА
Маэстро Гуттер в Алматы
В начале ноября впервые в Казахстане зазвучала Четвертая симфония ШУБЕРТА. Исполнял ее Казахский государственный симфонический оркестр, а в качестве дирижера выступил Роберт ГУТТЕР, являющийся музыкальным директором Филармонии Гринсборо в Северной Каролине и артистическим директором Международного института дирижеров.
Маэстро Гуттер был приглашен в Казахстан Музыкальной академией Астаны для участия в жюри фестиваля “Шабыт”. Он также выступил в качестве дирижера “Мадам Баттерфляй” в столичном оперном театре. В Алматы Гуттер явился гостем симфонического оркестра. Кроме Шуберта, в Центральном концертном зале звучала музыка из популярных голливудских фильмов: “Список Шиндлера”, “Инопланетянин”, “Волшебник страны Оз” и других.
В беседе с корреспондентом “Эпохи” Гуттер высоко оценил исполнительскую школу на постсоветском пространстве и, в частности, в Казахстане. Хотя он был удивлен, что нашим музыкантам приходится впервые исполнять Симфонию № 4 Шуберта. Гуттер отметил, что в городе Гринсборо, который значительно уступает Алматы по размерам и численности населения, имеется три филармонии, и его жители имеют возможность чаще алматинцев приобщаться к музыкальному искусству. Он также рассказал о том, как пришел в мир музыки. Его привел старший брат, работавший билетером в знаменитом Карнеги-холле. В то время там дирижировал небезызвестный Тосканини, который и вдохнул в будущего маэстро любовь к музыке.
Наши музыканты, в свою очередь, тоже высоко оценили профессионализм и талант маэстро. “Работать с ним было приятно”, – говорят оркестранты.
За свои 66 лет Роберт Гуттер в качестве дирижера работал в двадцати пяти странах мира с самыми именитыми оркестрами. Кроме этого он часто выступает с лекциями и мастер-классами в самых престижных университетах Америки.
Халил Бекенов
Ностальгические мотивы
Сразу три молодых дарования представили в галерее “Вояджер” свои работы, посвященные одухотворенной и унылой осени.
Сергей Ледяев, Светлана Плотникова и Наталья Цвырова заполнили уютный зал галереи своими работами. Керамические кошки Светланы, яркие полотна Сергея, немного грустные картины Натальи навевают осенние ностальгические мотивы. Но ностальгия эта настолько теплая, как бабье лето, и настолько красочная, как опавшие листья под ногами, что невольно хочется говорить стихами. Кстати, стихи тоже присутствовали на вернисаже. Их на суд пришедших друзей и почитателей таланта молодых в прекрасном самиздатовском исполнении представила Наталья.
Можно быть счастливым и в моменты грусти. Эта, казалось бы, противоречивая мысль приходит, когда смотришь на работы этих ребят. Ведь счастье для художника – до конца реализовать свой внутренний мир. Ну а за осенью, с ее листопадами и унылыми дождями, непременно придет успокаивающая зима, а затем, весной, все возродится, и новые краски окружающего мира вновь вдохновят таланты на поиск и самовыражение.
Муса АЙТЕКОВ