Бензиновая лихорадка
Большинство автолюбителей южной столицы каждое утро сталкиваются с проблемой, чем напоить своего железного коня. Цены на бензин настолько высоки, что выгоднее вести здоровый образ жизни, совершая пешие прогулки. Цены на дизтопливо тоже вмиг подскочили, практически сравнявшись со своим бензиновым аналогом, да к тому же южная столица испытывает существенные перебои с соляркой.
“Эпоха” попыталась ухватиться за кончик той ниточки, из которой смотан клубок топливной проблемы. Судите сами, что из этого вышло.
Версия первая
Пора уборки урожая заканчивается, а цены на ГСМ продолжают расти. В октябре бензин подорожал на 2,6%, а дизтопливо аж на 13,5% – оно стоит сейчас на АЗС больше 50 тенге. Что влияет на рост цен? Интересно, что крупные автодилеры заявляют в один голос, что рост цен на бензин никак не повлиял на спрос на автомобили и их продажу. Может быть, это связано с тем, что часть городского транспорта (в основном маршрутное такси) перешла на дизельное топливо, и многие автомобили, которые завозятся в Казахстан, тоже работают на соляре?
Еще один момент – удорожание ГСМ в соседней России непременно отражается на ситуации в Казахстане. К примеру, там ни антимонопольные меры, ни биржевые инструменты, ни внутренние интервенции не способны повлиять на цены на ГСМ, то же самое происходит и у нас. Поэтому целесообразным выглядит предложение российских специалистов пересмотреть всю налоговую систему, а также перейти от экономических мер к экологическим, вынудив НПЗ производить более светлые сорта топлива. Самое интересное, что на вывоз мазута и дизтоплива временно наложен запрет. Но почему-то эта мера также не дает эффекта. Возможно, рост цен на бензин и дизтопливо связан с повышением ставок на акцизы, а также ростом потребления последнего.
В данное время, когда держатся высокие цены на нефть, НПЗ выгоднее экспортировать нефть, нежели поставлять стране дешевый бензин. Антимонопольщики предлагают повысить экспортную пошлину на нефть, но то, что данная мера не дает эффекта в России, заставляет задуматься о том, что вряд ли она положительно скажется на ценах на бензин в Казахстане. Но вопреки этому они считают, что с введением высоких налогов на экспорт нефти бизнесменам будет выгоднее обеспечивать нефтепродуктами внутренний рынок, чем терпеть убытки от экспорта.
Версия вторая
Но, как известно, частенько у нас одни уповают на право, а другие устраивают свои делишки “налево”. Вполне возможно, что нефтепроизводители традиционно вступили в сговор и намеренно накручивают цены. Эта версия становится еще более актуальной на фоне очередного нефтяного скандала.
Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, возглавляемое Сарыбаем Калмурзаевым, возбудило уголовное дело в отношении руководителей семи компаний, аффилированных с канадской Petro Kazakhstan Inc. Совместная акция финполиции и антимонопольщиков привела к тому, что компании были заподозрены в “монополистических действиях и ограничении конкуренции”. Но до окончания расследования детали дела не разглашаются. Известно только, что в “черный” список попали ТОО “Жанармай торг”, “Петролеум кантри”, “Мунай сауда ойл”, “Карнефтехим”, “Восток-мунай ЛТД”, “Эл-мунай” и “Кызылорда мунай сервис”.
К сожалению, получить комментарии по этому поводу “Эпоха” не смогла ни в министерстве энергетики, ни в Антимонопольном агентстве. Поэтому данную версию можно считать имеющей под собой реальную основу, но до конца не отработанной. Как говорится, не пойман – не вор, тем более что опыт “попавшихся” коллег должен был научить трейдеров и производителей уму-разуму.
Версия третья
Ее мы предложили выстроить потребителям бензина и дизтоплива, а также реализаторам дорожающей с каждым днем продукции.
В компании “Лукойл” нас попросили обратиться в антимонопольный комитет, в ТОО “Sonar” категорически отказались отвечать на наш вопрос. В Petro Kazakhstan также отказались что-либо комментировать, попросив прислать письменный запрос, который они постараются рассмотреть в ближайшие дни. Только в компании “Гелиос” вежливо согласились ответить.
“Во всем мире растет цена на нефть, – говорит Асель Бакишева, PR-менеджер ТОО “Гелиос”. – Если у нас не будет подниматься цена на нефтепродукты, то поставщики ГСМ просто уйдут от нас на другие рынки сбыта. Например, в соседних республиках, в России, в Китае, цены на нефтепродукты высокие. Мы же сейчас закупаем ГСМ только у Павлодарского нефтехимзавода, причем без посредников. Так что это закон рынка, от этого нам никуда не деться”.
Что же касается организаций, занимающихся переработкой нефти, и так называемых трейдинговых компаний, посредников, то они также отказались что-либо комментировать, дескать, это внутренние организационные моменты, на которые вряд ли сейчас кто может ответить.
Потребители оказались более разговорчивыми. “Цены на ГСМ у нас скачут в соответствии с аппетитами компаний, поставляющих их, – считает водитель Александр Ким.– Мне кажется, что эти фирмы согласовывают между собой цены. Антимонопольный комитет, даже если выявит подобные факты, не сможет ничего сделать, так как фактической власти у этого госоргана нет”.
Инженер Адилхан Манханов также склонен подозревать сговор между бензиновыми монополистами и нашей властью: “Иначе как это в нашей стране, богатой нефтью, могут быть такиесумасшедшие цены на бензин?! Все это следствие того, что чиновники, которые практически живут и существуют на народные деньги, лоббируют интересы этих компаний. К примеру, самый дорогой бензин АИ-96 не выпускается в нашей стране, однако имеется практически на всех автозаправках. Значит, либо его привозят откуда-то, либо с помощью различных химикатов повышают октановое число. Отсюда ухудшение экологической обстановки и, как следствие, различные заболевания – аллергия, астма и тому подобное. А государству наплевать на народ, лишь бы наполнить свой карман”.
Надир Надиров , заместитель директора и нститута нефти и газа:
- Повышение цен на нефть и дизельное топливо в первую очередь связано с международным положением, и прежде всего с тем, что страны ОПЕК стали меньше выдавать нефти. Во-вторых, наша нефть, несмотря на то что в этом году мы и произвели 50 млн. тонн, уходит по ранее заключенным контрактам за рубеж. Три наших нефтеперерабатывающих завода – Шымкентский, Атырауский и Павлодарский – не обеспечивают существующий спрос. Причины вполне логичны и закономерны – их мощность всего 18 млн. тонн, а для переработки они получают и того меньше – около 9 млн. тонн. Более того, Шымкентский и Павлодарский НПЗ – частные, они переданы в управление иностранным компаниям, к тому же Атырауский еще и реконструируется. Даже если бы НПЗ и были загружены полностью, уверенности в том, что все горючее они выбросят на внутренний рынок, не было и нет. В-третьих, бизнесмены, занимающиеся нефтью, чувствуют, что потребность в бензине растет. Значит, если есть спрос, то можно повысить и цены. Вы сами посмотрите, какие заторы ежедневно создаются в южной столице. Если у людей есть деньги на покупку машины, следовательно, они могут позволить себе и дорогой бензин.
Снижение цен на ГСМ, естественно, произойдет. Но оно будет незначительным. В январе 2005 года в Ираке пройдут демократические выборы. Если они пройдут нормально, Ирак вновь будет стабильно выдавать нефть. Более того, напряженность несколько снизится уже после президентских выборов в Америке. Все нефтяные предприятия начнут нормально функционировать. Но, конечно, о ценах прошлого года – 22 доллара за баррель – остается только мечтать.
Что касается резкого скачка цен на дизельное топливо, то этому тоже удивляться не стоит: идет уборка урожая, а основная масса машин стала работать на дизельном топливе. Прибавьте сюда тот факт, что очень большой процент населения отапливает свои дома зимой соляркой, и вы получите ответ на свой вопрос.
Анвар Сайденов , глава Национального банка:
- Одним из факторов, способствующих росту инфляции, является ее импорт в Казахстан. Высокие мировые цены на нефть, увеличившиеся с начала 2002 года более чем в два раза, неизбежно ведут к росту внутренних цен на бензин. Между тем, цены на бензин за этот же период возросли на 34,7%, их рост также отмечен на другие ГСМ, что, в свою очередь, естественно приводит к росту цен на ряд товаров и услуг. На высоком уровне сохраняется инфляция и у основных партнеров Казахстана – России, Украины и Кыргызстана. Учитывая существующий товарооборот потребительских товаров с этими странами, рост цен в них отражается на инфляции в Казахстане (Из выступления на совместном заседании палат парламента )
Смотря как считать
Как сообщил Минфин, на начало октября текущего года общая сумма правительственного и гарантированного государством долга Казахстана достигла 745 млрд. 225,8 млн. тенге, или, в пересчете по курсу, более 5,5 млрд. долларов.
Срочно взявшись за калькуляторы, журналисты подсчитали, что по сравнению с той же датой прошлого года госдолг вырос почти на 9% в тенговом выражении, а в долларовом – и вовсе на 19,5%. Выглядит такая статистика весьма странно, ибо госдолг растет примерно с той же скоростью, что и ВВП страны. Таким образом, чем лучше мы трудимся и чем выше цены на нефть, тем больше приходится платить по счетам правительства. Сегодня, если пересчитать величину госдолга на душу населения, то получится примерно 50 тысяч тенге на одного казахстанца, включая только что родившихся, а из расчета на семью из двух родителей и стольких же детей – 200 тысяч тенге! Конечно, платит по долгам государства не только население, но и бизнес, но от этого легче не становится – ведь деньги сначала надо заработать.
Удивляет и то, что наше правительство делает долги в то время, когда миллиарды долларов уходят из страны в Национальный фонд, возвращаясь потом снова в Казахстан в виде займов иностранных правительств и международных финансовых организаций. Правда, справедливости ради нужно отметить, что по сравнению с началом октября прошлого года внешний долг правительства даже сократился до 408 млрд. тенге с 452,5 млрд. тенге год назад, но вызвано это в большей степени укреплением тенге, ведь в долларовом эквиваленте внешний долг остался практически неизменным – соответственно 3 млрд. 32,2 млн. тенге и 3 млрд. 38,4 млн. тенге. Впрочем, если учесть недавнее погашение еврооблигаций правительства Казахстана, то и в долларовом выражении внешнедолговая картина заметно улучшилась.
А вот с внутренним долгом у правительства ситуация обратная – за год (октябрь к октябрю) этот показатель вырос на 76,3%! С одной стороны, нужно радоваться – ведь пенсионным фондам некуда вкладывать деньги. С другой, радоваться нечему, ибо доходность по государственным ценным бумагам низка, а инвестдоход по ним в конечном счете налогоплательщики выплачивают из своего же кармана. Как бы то ни было, но рост внутреннего долга сводит на нет успехи правительства на внешнем направлении – ведь общая сумма долга правительства на начало октября текущего года выросла до 663 млрд. тенге против 597,1 млрд. тенге год назад, или на 11%. В долларовом эквиваленте прирост составил почти четверть (точнее – 22,9%) до 4,9 млрд. тенге. В общем, все похоже на долговой “неуд”. Что касается гарантированного государством долга, то 1 октября текущего года этот показатель составил 82,1 млрд. тенге против 87 млрд. тенге год назад.
Впрочем, пока рост госдолга на репутации нашей страны особо не сказывается, если судить по недавнему повышению рейтинга Казахстана от агентства “Fitch Ratings” до инвестиционного уровня “BBB-”. Как полагают эксперты агентства, госдолг Казахстана находится на низком уровне – 13,5% от ВВП. Ну, может, так оно и есть. Хотя нельзя не вспомнить, как рейтинговые агентства несколько лет тому назад поддались такому же оптимизму, проморгав начало азиатского и российского финансовых кризисов.
Михаил ЮРЬЕВ
Хорошо забытое старое
Именно так восприняли журналисты шумиху, поднятую правительством вокруг давнего поручения главы государства превратить Алматы в международный региональный финансовый центр (МФЦА).
Мечтать не вредно
Напомним читателям, что идея развития Алматы как регионального финансового центра впервые была оглашена в 1995 году во время встречи главы государства с представителями Ассоциации банков Казахстана, когда наш город был еще столицей страны. Но только в конце июля 2001 года кабинет Касымжомарта Токаева постановлением за № 1014 одобрил Концепцию развития города Алматы как упомянутого выше центра. Основными партнерами правительства в реализации этого проекта выступали Нацбанк, который тогда возглавлял Григорий Марченко, и акимат Алматы, руководимый и поныне Виктором Храпуновым.
Затем из-за известных событий осени 2001 года вокруг “Демвыбора Казахстана” г-ну Токаеву пришлось уйти в отставку, и реализация Концепции перешла в наследство правительству Имангали Тасмагамбетова. Для последнего эта задача изначально оказалась неподъемной, поскольку ни в финансовых, ни в международных вопросах г-н Тасмагамбетов никогда не считался особым знатоком. А посему Концепция, как сказочный колобок, покатилась нереализованной дальше и таким образом досталась кабинету Даниала Ахметова. Но поскольку Григорий Марченко покинул сперва Нацбанк, а затем и правительство, то у проекта превращения Алматы в МФЦА остались только два “крестных” отца, помнящих тайну первородства Концепции, – это глава государства и алматинский аким. По этой причине есть смысл вновь вернуться к содержанию документа, претендующего на статус образца того, как наши чиновники умеют заволокитить поручения самого высокого уровня на целое десятилетие.
Хотели как лучше…
огласно Концепции и прилагаемому к ней плану мероприятий, многое из задуманного в 2001 году давно должно было претвориться в жизнь, радуя взор алматинцев, изрядно уставших от неопрятного имиджа нашего города, откровенного бардака на его дорогах, грязи, смога и мусора. Пока же, увы, реализованы те пункты из задуманного, которые чиновникам удаются больше всего – подготовка новых бюрократических документов и внесение изменений в старые законы. Впрочем, и здесь все делалось с задержкой, причем далеко не на благо рядовых граждан и бизнеса. Так, Нацбанку было поручено осуществить меры по усилению защиты банковской тайны, тайны ценных бумаг и других финансовых инструментов. Это ведомство, которому во времена правления Григория Марченко были предоставлены суперполномочия по руководству финансовой сферой, в ответ дало путевку в жизнь законопроекту об акционерных обществах и дополнениям в законодательство о рынке ценных бумаг. Но вместо оживления на фондовом рынке и привлечения на него массового инвестора эти акты вызвали сокращение общего числа акционерных обществ и уход с этого рынка крупных компаний, которым стало выгоднее преобразоваться в ТОО. До сих пор не набрала обороты система строительно-жилищных сбережений, в коматозном состоянии находится и система инвестиционных фондов. А накопительная пенсионная система ныне стоит на грани банкротства.
Читатели, наверное, изрядно удивятся и тому, что еще во втором полугодии 2001 года Нацбанк и существовавшее тогда Мингосдоходов должны были дать путевку в жизнь либеральному валютному режиму ввоза иностранного капитала, репатриации капитала и прибыли от его применения, упростить и отменить ограничения для иностранных финансовых институтов, желающих работать в Казахстане. На самом же деле, как показывает официальная статистика, иностранное присутствие в финансовой сфере сокращается. С трудом пробиваются на внутренний фондовый рынок бумаги иностранных эмитентов, хотя Нацбанк и Минфин давно обязывались принять меры по стимулированию процесса вывода на нашу биржу таких бумаг. Идея запуска казахстанских депозитарных расписок, похоже, давно канула в Лету. Не дошли руки у наших чиновников и до создания отечественного рейтингового агентства, по-прежнему нет в Казахстане ежедневной деловой газеты.
Глядя в окно
прочем, поскольку иных уж нет, а те – далече, то обратимся к задачам, поставленным Концепцией в 2001 году перед акиматом Алматы. Еще тогда в нашем городе предусматривалось открыть фронт-офисы (информационно-консультационные бюро) государственных органов, чтобы они оказывали содействие всем желающим в получении информации и консультаций по ведению бизнеса. Мысль верная – зачем мотаться в Астану, если почти все иностранцы все равно сначала прибывают в Алматы, где находятся главные воздушные ворота страны? Однако до сих пор о фронт-офисах в нашем городе ничего не слышно.
Г-ну Храпунову предписывалось также принять все необходимые меры по улучшению экологической обстановки в Алматы, регулярной очистке от мусора природных объектов, находящихся в пределах или вблизи Алматы, усилить систему наказаний за загрязнение Алматы мелким (окурками, пустыми бутылками, пакетами и прочими отходами) и бытовым мусором, организовать утилизацию бытовых отходов путем открытия пунктов приема вторичного сырья, устранить нищенство и попрошайничество в Алматы, в том числе за счет открытия пунктов сбора поношенных вещей и благотворительных столовых! Алматинский акимат давно должен был ликвидировать вещевые и оптовые рынки, находящиеся в черте города, построив вместо них супермаркеты, торговые галереи, магазины оптовой и мелкооптовой торговли. Было и еще одно до сих пор невыполненное поручение акиму (вместе с Минэнерго) – стимулировать переход городских тепловых электростанций с твердого и жидкого топлива на природный газ, в частности, за счет использования месторождений в Жамбылской области.
Впрочем, одно важное поручение аким все же выполнил, построив новый алматинский аэропорт. Однако вряд ли это скромное сооружение провинциального масштаба позволит нашему городу всерьез тягаться, например, с Дубайским аэропортом. Раз уж речь пошла о транспорте, то Концепция ставила задачу привести в цивилизованное состояние внутренние дороги Алматы и модернизировать систему общественного транспорта города. Сдвиги в этом направлении, конечно, есть, но вряд ли даже самый смелый иностранный бизнесмен рискнет проехать в офис на наших “маршрутках”. Говорить же о недостроенном метро в Алматы сейчас и вовсе считается неприличным. Удивление читателей наверняка вызовет и то, что реконструкция автотрасс на Иссык-Куль и Капчагай должна была завершиться еще в 2001–2002 годах! И, наконец, городской “голова” вместе с МВД должен был способствовать повышению доверия населения и гостей южной столицы к работникам правоохранительных органов. Как г-ну Храпунову удалось реализовать эту задачу, судить самим читателям.
По Сеньке ли шапка?
егодня авторы обновленной Концепции проекта МФЦА говорят о том же самом, что их предшественники наметили несколько лет тому назад. Вновь мы слышим, что Алматы должен быть не только удобным местом для ведения бизнеса, но еще и безопасным, имеющим максимально широкий спектр услуг для отдыха и развлечений. Как отметил министр экономики и бюджетного планирования Кайрат Келимбетов, для этого нужно создать эффективную внутреннюю транспортную систему города, развитый комплекс телекоммуникационных сетей, почтовой связи, вспомогательных служб, сферы обслуживания. Но ведь если все время твердить “халва”, то во рту от этого слаще не станет! Тем более, что до сих пор новые “крестные” отцы проекта МФЦА даже не могут сказать, сколько средств потребуется на его реализацию и кто конкретно будет им заниматься. Так что журналистам остается только предполагать, что вся шумиха вокруг этого дела – своеобразный отвлекающий пиар-маневр, как и предложения правительства по реформированию финансовой системы страны. Скорее всего, г-н Ахметов, с которым отказались работать известные финансисты Ораз Жандосов и Григорий Марченко, теперь просто решил хоть как-то улучшить свой имидж в глазах главы государства, обеспокоенного негативными тенденциями в финансовом секторе.
А что касается Дубай, на опыт которого Даниал Ахметов предложил ориентировать Алматы, то тут премьер совсем уж переоценил возможности южной столицы, показав заодно не слишком хорошие знания экономики Объединенных Арабских Эмиратов. Поэтому можно посоветовать ему почитать монографию нашего первого посла в ОАЭ Багдада Амреева “Аравийские монархии и их место во внешнеполитических приоритетах Казахстана”, о которой рассказывала своим читателям “Эпоха”. Посол отмечает, что помимо открытия Международного финансового центра в марте 2002 года дубайцы в том же году запустили СЭЗ “Международный центр металла и золота”, в которой иностранных инвесторов освобождают от налогов на 50 лет! Примечательно, что годом ранее здесь же открыли интернет- и медиа-городки. Дубайский аэропорт ежегодно пропускает более 20 млн. пассажиров, а его услугами пользуется порядка сотни ведущих авиакомпаний мира. Наша “Эйр Астана” возит своих пассажиров на стареньких “фоккерах”, тогда как дубайцы через год сядут в кресла самых современных аэробусов А380. В Алматы пятизвездочных отелей всего два, тогда как в Дубай – более 40. Ну, пожалуй, и этого хватит – сколько же можно сыпать соль на “раны” алматинцам!
Тулеген АСКАРОВ
Скромный лик “индивидуала”
Ежегодный доход одного индивидуального предпринимателя в нашей стране составляет в среднем 323,3 тыс. тенге. К такому результату пришли специалисты Агентства по статистике, проведя специальное обследование “индивидуалов”.
Хотя цифра эта выглядит относительно скромно, общий доход зарегистрированных 26 258 индивидуальных предпринимателей, использующих труд наемных работников на постоянной основе, составил по данным за прошлый год 8 млрд. 489,7 млн. тенге. А общая их выручка без НДС и акцизов, как выяснилось, превышает оборонный бюджет страны и составила 51, 9 млрд. тенге. При этом почти три четверти выручки пришлись на торговлю и ремонт автомобилей, бытовых изделий, предметов личного пользования. На эти же сферы деятельности “индивидуалов” приходится 57,4% от общего выпуска продукции ими в 27,9 млрд. тенге (в фактических ценах без НДС и акцизов), что на одного предпринимателя составило 1,1 млн. тенге в год. Еще 10,8% пришлось на гостиницы и рестораны, 10% – на транспорт и связь.
В среднем на одного индивидуального предпринимателя работало два человека, причем получали они в месяц довольно скромную сумму – 6236 тенге. При этом самая высокая заработная плата наемных работников зарегистрирована статистиками на транспорте и связи – 8738 тенге, в строительстве – 7334 тенге, а низкая – в образовании (3478 тенге). Конечно, выглядят эти суммы весьма сюрреалистично, особенно если вспомнить, что отчетность ведется у “индивидуалов” весьма упрощенно, а значительная часть их оборота находится в “теневой” экономике.
Михаил ЮРЬЕВ