Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
   Мы, народ Казахстана

 

 

В июле этого года состоялся судьбоносный IV съезд партии “Ак жол”, на котором было принято решение инициировать общенациональный республиканский референдум. Прошло три месяца, и 30 октября костяк партии, активисты вновь собрались вместе, теперь уже как инициативная группа. Представители из всех областей Казахстана, из Алматы и Астаны решали, быть ли всеобщему референдуму, а если быть, то каким.

По букве Закона…

Кинотеатр “Алатау” окутан туманом. В его стенах спустя всего несколько часов будет принято, может быть, одно из самых важных для казахстанцев решений. Прибывают все новые и новые люди. Это чем-то напоминает иллюстрации к рассказам о революционерах далекого начала XX века. Пара комментариев, и различие становится очевидным – собравшиеся здесь намерены решать все проблемы исключительно мирным, законным путем.

Ведущий собрание сопредседатель партии “Ак жол”, председатель ее Президиума Булат Абилов начинает с положенных процедур: открытым голосованием избирается президиум и секретариат, создается мандатная, редакционная и счетная комиссии. Согласно Закону “О референдуме” избирается рабочий орган инициативной группы и утверждаются вопросы, которые и будут вынесены на референдум.

Вопрос первый:
О земле

Считаете ли вы
необходимым приостановить продажу земель
сельскохозяйственного
значения до введения
выборности акимов
населенных пунктов
и районов?

О том, почему эта проблема так важна сегодня, говорит Людмила Жуланова, сопредседатель партии “Ак жол”:“Как гласит статья 170 Земельного кодекса, 1 января 2005 года прекращается срок субаренды сельхозпригодных земель. Это означает, что до
1 января 2005 года крестьяне должны принять решение, как поступить со своими земельными долями. Но проблема в том, что они не смогут выкупить эти земельные доли из-за отсутствия средств, а значит, придется передавать их в какие-нибудь ТОО либо АО. Земля – единственный кормилец на селе. Если она попадет в ненадлежащие руки, то человек лишится единственного дохода. К сожалению, сегодня большая часть земли может оказаться в “грязных” руках или же уйти в Государственный земельный фонд. Эта опасная ситуация способна привести к нагнетанию социальной напряженности в обществе. Поэтому мы предлагаем продлить срок субаренды минимум до двух лет.

В настоящее время в каждом районе крестьян принуждают избавиться от земли. Именно избавиться, потому, что за проданную земельную долю крестьянин получает всего 3000 тенге! Кое-где обманным путем людей заставляют подписать договор о дарении – за бесценок, за бутылку водки. Акимы пугают людей, говоря, что если крестьянин не отдаст сегодня землю за гроши, то завтра ее отнимет государство.

Земли, находящиеся в субаренде, сейчас действительно могут и не обрести своего хозяина, и акимы принуждают людей к отдаче своей доли. Но раздача крестьянами земли порождает “чересполосицу”. Земля отдается частями, что, конечно, затруднит в дальнейшем ее организованный выкуп и обретение нового хозяина. Поэтому необходимо приостановить продажу этих земель до введения института выборности акимов. В противном случае крестьяне останутся без земли”.

Людмила Жуланова подчеркнула, что сегодня это наконец поняли даже те депутаты, которые в свое время проголосовали за принятие злосчастного кодекса. Сейчас они также поднимают вопрос о продлении сроков субаренды. Партия “Ак жол” говорила об этой проблеме не один раз. По ее мнению, народ должен решать сам, как ему поступить со своей собственной землей.

Вопрос второй:
О выборности акимов

Считаете ли вы необходимым введение прямой выборности акимов в населенных пунктах
и районах РК в 2005 году?

Этот вопрос комментирует Алихан Байменов, сопредседатель партии “Ак жол”, председатель Поли­т­исполкома пар­тии. По его мнению, “среди факторов, которые обеспечивают эффективность управления, в том числе эффективность государственного управления, несомненно важными являются подотчетность и ответственность власти. И в первую очередь местной исполнительной власти.

Прошедшие выборы еще раз убедили нас в актуальности той постановки, которая имеется в программе партии “Ак жол”, где говорится – после проведения подготовительного этапа, после принятия законодательных актов о разграничении полномочий, децентрализации власти необходимо безотлагательно перейти к прямым выборам акимов населенных пунктов и районов.

Я хочу еще раз напомнить, что в 1998 году изменения в Конституцию позволили уже перейти к выборности, и позже в стране были проведены экспериментальные выборы акимов сельских населенных пунктов. Но этот эксперимент не был корректным, потому что выборы были проведены на имеющейся законодательной базе без четкого разграничения полномочий, без наделения акимов бюджетами, без наделения их соответствующими ресурсами для проведения в жизнь той линии, которую они предлагали в период предвыборной кампании. Парадоксально, что власть, сама инициировав этот эксперимент, ни разу не донесла до населения его результаты, не говорит о том, что нужно предпринимать, чтобы выборы были эффективными. Именно поэтому мы предлагаем сейчас вынести этот вопрос на референдум, потому что выборность акимов – это путь повышения эффективности управления, выборность акимов, как бы сегодня ни говорили идеологи от власти, – это путь укрепления единства страны.

Унитарность и единство страны укрепляются через выборность, потому что в этом случае при нерешении каждой маленькой проблемы конкретного населенного пункта население перестанет искать недостатки в работе центрального правительства, в то же время центральное правительство будет иметь возможность сосредоточиться на решении наиболее важных вопросов развития всей страны.

Когда в 1998 году власть сама инициировала поправки, позволяющие проводить выборность, а я работал тогда руководителем администрации президента, ни один из сегодняшних идеологов от власти не ставил под сомнение эффективность и необходимость выборов. Сегодня, по прошествии пяти-шести лет, они начинают говорить, что о выборности нам рано думать. Опыт развитых стран показывает, что повышение эффективности местного самоуправления (а местное самоуправление будет тогда, когда будет выборный аким и выборный маслихат во всех населенных пунктах) может быть достигнуто, только когда будут подотчетность и ответственность. Поэтому мы предлагаем непосредственно народу решить вопрос о необходимости перехода к выборности. А прошедшие выборы еще раз убедили нас в том, что власть просто хочет оттянуть время.

Мы понимаем – каждые следующие выборы, которые будут маячить впереди, будут фактором, способствующим отодвиганию срока введения выборности акимов населенных пунктов и районов, потому что центральная власть боится потерять нити управления выборным процессом, боится, что итоги выборов будут реально отражать волеизъявление граждан. Именно поэтому, для того чтобы было лучшее управление, лучшая конкуренция, честность и прозрачность, “Ак жол” предлагает вынести данный вопрос на референдум”.

Вопрос третий:
О доходах

Считаете ли вы необходимым с 2005 года ввести
в Казахстане систему
непосредственного и равного распределения между всеми гражданами РК сырьевых доходов государства?

Этот вопрос председательствующий Булат Абилов попросил прокомментировать Ораза Жандосова, сопредседателя пар­тии “Ак жол”.

“Сегодня существуют сомнения в отношении транспарентности и эффективности того, как распределяются доходы государства от сырьевого сектора, того, что является собственностью всего народа Казахстана. Не менее важной является и экономическая составляющая, которая связана с тем, что пока правительство в своей деятельности опирается на сырьевые доходы, оно не уделяет достаточного внимания развитию несырьевого сектора. А без развития несырьевого сектора невозможно нормальное развитие страны.

Во всех сырьевых отраслях Казахстана занятость составляет около 190 тыс. человек. У нас около
7 млн. людей трудоспособного возраста. Поэтому вторая часть этого предложения, по сути, заключается в том, чтобы правительство, власть занимались и несырьевыми отраслями. Для этого необходимо заниматься образованием, наукой, инфраструктурой и многим другим, что составляет гармоничное развитие. Поэтому мы предлагаем ввести с 2005 года прямое распределение сырьевых доходов между всеми гражданами Казахстана.

Часто задавался вопрос о том, не несет ли реализация этого предложения угрозу для текущего бюджета, роста инфляции и т. д. Напомню, что в период подготовки этого предложения партией была разработана среднесрочная налогово-бюджетная программа, которая дает ответы на эти вопросы. Это подробные экономические расчеты, которые были сделаны и в сжатом виде представлены на страницах многих изданий. До сегодняшнего дня, несмотря на отдельные высказывания, возражений по ним представлено не было”.

Кстати, достойным ответом всем тем, кто называет это предложение “Ак жола” популизмом и зарабатыванием “дешевого авторитета”, стал указ… эмира Кувейта! Как нам стало известно, на днях эмир Кувейта Джабер аль-Ахмед издал указ о единовременной выплате каждому гражданину Кувейта, а это 913, 5 тыс. человек, денежной суммы в размере 200 динар (680 долларов). Таким образом, на фоне активного роста цен на нефть, страны-добытчики начинают выстраивать новые отношения со своим народом. Нефтяные богатства перестают быть мифом для простых людей там, где власть уважает своих граждан.

Вопрос четвертый:
О политических списках

Считаете ли вы необходимым внесение изменений
и дополнений в действующую Конституцию Республики Казахстан об увеличении численности депутатов
мажилиса парламента,
избираемых по спискам политических партий,
до половины его состава?

Раскрыть перед присутствующими суть этого вопроса постарался Алтынбек Сарсенбаев, сопредседатель партии “Ак жол”: “Когда наши оппоненты говорят, что для политических партий достаточно и десяти мест в парламенте, тем самым они, сами того не подозревая, выставляются перед общественностью страны достаточно глупыми людьми. Почему? Потому что даже соседняя Россия собирается в субъектах федерации избирать в областные советы или мажилисы, в Татарстане или Башкортостане, по партийному списку. Это говорит о том, что именно партийная система укрепляет унитарность и единство государства, не дает возможности расшатывать его другим силам извне и внутри, сепаратистам или разного толка политиканствующим элементам или тем, кто захватил власть сегодня.

В условиях Казахстана именно политические партии будут объединять наш многонациональный народ, граждан страны вне зависимости от их национального и иного происхождения. Это залог стабильности страны. Каждый депутат, который вошел в список партии, будет дорожить честью этой партии. Он будет работать во имя и на благо народа. Иначе на следующих выборах ответственность будет не с этого депутата, а с партии, которая его выдвинула. Народ тогда может отвернуться от этой партии.

Поэтому, исходя из многонациональности нашего государства, унитарности нашей страны, мы должны идти демократическим путем, а главный системообразующий фактор демократизации – это политические партии и парламент. Поэтому надо как минимум 50% парламента формировать через партийные списки”.

Вопрос пятый:
О праве
на отзыв

Считаете ли вы
необходимым введение
в Закон РК “О выборах в РК” нормы, дающей право
20% избирателей
инициировать процедуру отзыва любого выборного должностного лица?

В программе “Ак жола” есть норма о внесении изменений в законодательство, которая подразумевает, что 20% избирателей могут инициировать вопрос отзыва любого выборного должностного лица.

Алихан Байменов считает, что “особо актуальным этот вопрос становится, если будет введена выборность местных исполнительных органов, потому что, несомненно, квалификационные требования к претенденту на эту должность у избирателей будут формироваться постепенно. Несомненно, и мы это понимаем, на первых выборах могут выигрывать люди, которые, может быть, более способны быть депутатами, работать в представительных органах, нежели акимами, но это неизбежный процесс становления политического избирательного вкуса населения. И мы должны сейчас закладывать нормы, позволяющие своевременно устранять какой-то ошибочный выбор и чтобы любое выборное должностное лицо чувствовало свою ответственность перед избирателями. Сегодня в парламенте есть депутаты, которые избраны и по партийным спискам, и по одномандатным округам. Если избранные по партийному списку ответственны перед своей партией – партия может отозвать этого человека, то избранный по одномандатному округу не чувствует ответственности перед избирателями, так как у нас нет императивного мандата и нет процедуры отзыва.

Вы знаете многих депутатов, которые в течение пяти лет не отчитывались перед избирателями, в течение пяти лет решали свои проблемы, а затем, используя административный ресурс, хотят и переизбираются заново. Поэтому, чтобы любое должностное выборное лицо чувствовало свою ответственность, чтобы ввести элемент подотчетности выборных должностных лиц, партия предлагает вынести на референдум вопрос о праве 20% избирателей инициировать отзыв любого должностного выборного лица. При этом 20% – это достаточно высокий показатель, потому что мы знаем – реально участвуют в выборах менее половины избирателей. 20% от общего количества избирателей – это, как правило, больше чем в реальности имеют большинство избранных сегодня должностных лиц, а ныне это депутаты парламента. Это норма также является фактором повышения эффективности государственного управления”.

Вопрос шестой:
О главном

Считаете ли вы необходимым признать прошедшие выборы
в мажилис парламента
незаконными
(недействительными)
и назначить новые выборы?

Большинство тех, кто сидит в зале, принимали активное участие либо в качестве кандидатов, либо в качестве доверенных лиц, членов выборных штабов, агитаторов в прошедших в сентябре – октябре этого года выборах.

“Мы все видели это своими глазами, – говорит Ораз Жандосов. – Партия в тех решениях Политисполкома, которые непосредственно последовали сразу после выборов, назвала своим именем эти выборы. Мы сказали о том, что не признаем их итоги. Как вы знаете, эта оценка была поддержана не только партиями и кандидатами от оппозиции, но и многими десятками честных граждан от партий, поддерживающих действующую власть, независимыми наблюдателями, международными организациями, такими как ОБСЕ, членом которой Казахстан является с 1992 года. При общении с людьми очевидно, что ни у кого нет сомнения, что эти выборы были властью сфальсифицированы.

Идя на такой масштаб фальсификации, власть сама сделала соучастниками десятки тысяч людей. Тех же учителей, врачей, работников акиматов, других бюджетных организаций. И эти люди, члены их семей, знакомые, родственники – это уже сотни тысяч людей. Таким образом, на этот вопрос, который мы ставим сегодня на голосование, общество знает ответ. Страна знает этот ответ. И не случайно две недели назад спикер мажилиса – первое лицо партсписка той партии, ради которой эта фальсификация вроде бы делалась, также присоединился к голосу честных людей – патриотов своей страны. Потому что не может быть сильным и стабильным государство, власть в котором построена на обмане, на фальсификациях.

Как вы знаете, наша партия и наши кандидаты по одномандатным округам, как и кандидаты от партии ДВК, КПК, многие независимые кандидаты, как я уже сказал, кандидаты, относящиеся к властным партиям, уже подали и подают многочисленные иски в наши судебные органы, в прокуратуру, в отдельных случаях в избирательные комиссии. Эту работу ни в коем случае прекращать нельзя, хотя мы и не сильно уверены, что результаты будут положительными, учитывая сегодняшнюю фактическую подчиненность судебной ветви власти исполнительной. Это необходимо еще и для истории, поскольку, становясь фактом судебного рассмотрения, эти документы, избирательные протоколы, видеоматериалы, бюллетени подлежат обязательному хранению”.

Идею референдума одобрили и представители других политических партий.

Толен Тохтасынов, второй секретарь Коммунистической пар­тии Казахстана , поздравил акжоловцев с принятием решения, отметив, что все высказанные вопросы волнуют наше население. Поэтому Демвыбор и Компартия решили поддержать данное собрание и референдум и оказать помощь в организации и проведении этого нужного и своевременного мероприятия.

Гульжан Ергалиева, член политсовета ДВК, шеф-редактор газеты “С оз”, напомнила участникам о том, как “два года назад в Алматы, в здании госцирка, проходило вот такое же большое общественное собрание демократических сил, и тогда было впервые заявлено о вынесении на всенародный референдум вопроса о выборности акимов. На том собрании ДВК представлял Жакиянов, за что он и был осужден на семь лет… Все это время режим Назарбаева пытается сломить дух и убеждения Галымжана, но это ему не удается и не удастся никогда”.

Таким образом, ДВК поддерживает инициативы партии “Ак жол”. “Мы, действительно, только что пережили прошедшие выборы, и мы знаем, что эти выборы – позор режима, власти нашей страны. Такой же позор, как судебный процесс “Казахгейт”, как расправа над лидерами оппозиции, такой же позор, как преследование независимых СМИ. Позор – когда есть в стране армия коррумпированной власти и когда недоедает почти треть населения. Но мы не хотим быть причастными к этому позору. Народ сегодня не хочет отвечать за преступления власти. Поэтому партии и общественные организации, известные, авторитетные люди в стране, активисты и просто настоящие граждане страны должны поддержать эту инициативу. И действительно пора реализовать через референдум право народа быть не только источником власти, но носителем власти в Казахстане”, – так эмоционально закончила свою речь Гульжан Ергалиева.

Было и еще несколько отзывов. Один из них – вот в этом письме:

“На основании многочисленных фактов нарушений прошедшие выборы в парламент нельзя назвать честными и справедливыми. Соответственно, сформированный таким способом парламент не будет обладать легитимностью в глазах широкой общественности и не вправе решать судьбу страны от имени всего народа. Это является угрозой национальной безопасности и подрывает устои нашей молодой государственности. Поэтому проведение референдума по итогам выборов считаю важной политической задачей всех демократических сил, кто с великой ответственностью относится к будущему нашего государства. И я приветствую инициаторов данного мероприятия, желаю им всяческих успехов в этом начинании.

Галымжан Жакиянов”.

Вместо послесловия

Завершающим аккордом встречи акжоловцев стало выступление одного из лидеров партии Булата Абилова. Поблагодариввсех за участие в этом большом и очень важном для страны деле, Абилов напомнил присутствующим о цикличности и круговороте истории. “Наша страна имеет опыт проведения референдумов. В 1995 году был разогнан парламент 13-го созыва, и Ассамблея народов Казахстана инициировала референдум о продлении полномочий президента. Через три месяца был референдум о принятии новой Конституции, которая окончательно похоронила все наши надежды на демократические преобразования в стране. В январе 2002 года был опыт, когда демократические силы во главе с Галымжаном Жакияновым инициировали проведение референдума о выборности акимов – мы помним, как отреагировала власть – очень жестоко и несправедливо. Начались гонения и репрессии. Жакиянова арестовали и осудили.

В прошлом году, весной, группа демократических сил и партий во главе с Турсумбаевым, известным общественным деятелем, тоже планировала провести референдум. Но власть отработала привычный сценарий. На одной из автостоянок автомобиль Турсумбаева был взорван. А доблестный ЦИК снова отказал в проведении референдума, самоотверженно защищая интересы власти. Оба раза инициативы граждан провести независимый, свободный, честный и открытый референдум были отвергнуты. Сейчас партия “Ак жол” делает третью попытку демократических сил провести референдум. Мы уверены, что вынесенные вопросы волнуют все население Казахстана. Мы уверены в поддержке народа. Вопрос в другом – хочет ли этого власть? Хочет ли этого ЦИК и глава нашего государства, президент? Он может сам, сегодня же решить все эти вопросы. Они в его компетенции, но почему-то не решаются. Поэтому мы обращаемся к народу Казахстана напрямую с этими очень важными, судьбоносными, на наш взгляд, вопросами, которые требуют решения. Мы благодарим вас за то, что вы приехали со всех уголков нашей большой страны. Мы надеемся, что с вашей поддержкой сможем довести до конца начатое дело, – подчеркнул Булат Абилов. – Мы сможем не только задать эти вопросы, но и добиться их решения. В этом состоит задача всех нас, акжоловцев!”

Собака лает – караван идет

Кстати, в некоторых СМИ отклики на предложение “Ак жола” появились почти мгновенно, как по заказу. Причем не идиоматичность, а буквальный смысл последней фразы виден в каждой строке откликов хотя бы того же “Экспресс К”.

Заметьте, во всех демократических странах: выборы закончились – начинается конструктивная сов­мест­ная работа еще вчерашних оппонентов, но только не у нас, где чужие лавры маленьким людям большой политики никак не дают покоя. Ну не можем мы пока учиться на опыте чужой демократии, ни американской, ни, скажем, украинской. А жаль…

Подготовили Елена ОВЧИННИКОВА, Жибек АМЕРБЕКОВА

 

Комментарии:

Александр СЕМЕНЧУК,
руководитель аппарата
Северо-Казахстанского
филиала партии “Ак жол”:

- Мы ждем от этого референдума объективности в решении тех злобо­дневных вопросов, которые назрели в нашем обществе. Надеемся, что таким образом в стране возобладают демократические силы и воля народа, и то, что не было услышано до этого, будет услышано вышестоящими органами сейчас.

Знаю, мы могли бы провести и несанкционированный митинг сразу после выборов, потому что накал страстей был достаточно большой. Но курс партии определен на честность и порядочность в отношении с людьми, и именно этих идей мы придерживаемся. Тем не менее, по горячим следам мы собрали более 60 000 подписей людей, недовольных итогами выборов, а это значит, что борьба не закончена.

Меруерт КАЗБЕКОВА,
председатель Акмолинского областного
филиала партии “Ак жол”, член Президиума:

- Вопросы, которые вынесены на референдум, не новы, неоднократно они озвучивались самим президентом Казахстана, но результатов как не было, так и нет. Теперь пришло время выслушать народ.

К инициированию референдума “Ак жол” шел довольно долго. Наша партия тем и отличается, что любое дело делает осознанно и подготовлено. Такое решение должно было созреть не только в наших умах, но и в душах простого народа.

Что же касается несанкционированных выпадов, я – женщина, и уже поэтому отношусь к ним отрицательно. Мне кажется, что методы “уличной” политики ни к чему хорошему не приводят. А референдум – это цивилизованный способ, позволяющий людям выразить свое недовольство и потребовать перемен. Надеюсь, так и будет.

Змгали КОБЕНОВ,
председатель Актюбинского филиала партии “Ак жол”:

- Я не сомневаюсь, что простой народ поддержит вопросы, инициированные “Ак жолом”. Прошедшие выборы помогли нам понять, насколько возросло сознание, недовольство народа – его уже не сдержать ни статусом, ни силой власти.

Сегодня мало кто в Казахстане с уверенностью смотрит в будущее, верит в справедливость и честность власти. Запретив референдум, руководство страны только подтвердит худшие мысли народа. Если референдума не будет, значит не будет и светлого будущего, потому что только честно проведенный референдум закрепит доверие населения к самой стране.

Анна ОСЬКИНА,
член Политисполкома
партии “Ак жол”:

- Если власть не считает себя коррумпированной и нетранспарентной, она обязана прислушаться к мнению народа. Уверена, призыв “Ак жола” будет услышан, потому что любое дело партия привыкла доводить до конца!

Сабит ЖУСУПОВ, политолог:

- Я абсолютно убежден, что референдум состоится. 200 тысяч голосов “за” “Ак жол” наберет как минимум. И власть будет просто обязана провести референдум, иначе последует очень жесткая реакция как внутри страны, так и за ее пределами. Это очень сильный ход, обоснованный, вытекающий из всей логики действий партии.

“Ак жол” мог инициировать референдум или провести несанкционированные акции протеста сразу же после выборов. Но партия правильно рассчитала, что лучше действовать в русле легитимных правил, и то, что “Ак жол” идет по этому пути, – очень отрадно.

Даулет СЕМБАЕВ,

член Президиума
партии “Ак жол”,
президент общественного

благотворительного
фонда “Ќўс жолы”:

- Наверно, нужно согласиться с тем, что ситуация после выборов совершенно иная, чем та, которая была до выборов. Конечно, иллюзиям предаваться нельзя, сопротивление будет, но, несмотря на это, надо работать. Работать таким образом, чтобы все было в рамках закона, чтобы у власти не было основания уклониться от проведения референдума. А борьба будет.

Галина АМАНГЕЛЬДИНОВА,
руководитель Павлодарского
областного филиала партии “Ак жол”:

- Власти сегодня уже не отвертеться от того политического заявления, которое сделала партия “Ак жол”. 548 делегатов – это уже сила. Я считаю, что референдум обязательно состоится. Не думаю, что сейчас нам надо принимать радикальные меры – выводить на площадь людей, но, используя все законные методы, нужно добиться, заставить власть принять наше сегодняшнее решение. Ведь народ потерял всякую веру и во власть, и в нас, и в другие политические партии. А референдум – это тот маленький лучик надежды, к которому мы должны повести наш народ. Власть уже начинает сдавать позиции, она понимает, что люди после прошедших выборов стали совершенно другими. Партия “Ак жол” в очередной раз доказала, что она на верном пути.

Сергазы САДУОВ,
главный инспектор Центального аппарата партии “Ак жол”:

- Все проблемы, которые были сегодня озвучены, это на самом деле наболевшие вопросы. Ведь сегодня общество изменилось, учитывая послед­ние политические события, в частности, заявление спикера мажилиса Жармахана Туякбая. А состоится референдум или нет, зависит от решения главы государства. Надеемся, что президент все-таки сделает шаг в сторону народа.

Сейдахмет Куттыкадам, политолог:

- Cтремление провести референдум – заявка серьезная. Но надо быть реалистами. Мы знаем, как бессовестно вела себя власть на прошедших выборах, и бессмысленно надеяться на то, что оппозиции будет разрешено напрямую обратиться к народу. Кроме того, референдум – это и потеря темпа. Даже если допустить, что его разрешат, на подготовку уйдет не один месяц. Активность населения за это время спадет.

Поэтому сейчас, мне представляется, оппозиционные партии должны действовать по-другому – продолжить серьезное, мас­штабное объединение, организовывать сильные объединенные структуры во всех регионах страны. Тем самым создать мощный альянс, в который вошло бы большинство политических партий. Я считаю, это не радикализм, это политическая целесообразность. И поставить вопрос о том, что этот альянс готов пойти на создание параллельных структур власти.

Это не означает призыва к гражданскому неповиновению, все можно сделать вполне легитимно. Но подобный путь, на мой взгляд, более сильная вещь, чем референдум.

Hosted by uCoz