Во имя латифундистов
С приближением срока отмены субаренды сельскохозяйственных земель дебаты “за” и “против” исполнения этой статьи Земельного кодекса достигли особой остроты.
Как известно, в этом вопросе власти Казахстана заняли непримиримую позицию – субаренда должна быть прекращена уже с 1 января 2005 года. По мнению оппозиции, в первую очередь партии “Ак жол”, субаренду необходимо продлить до 1 января 2007 года. Целый ряд депутатов нынешнего парламента выступил с требованием передвинуть срок окончания субаренды на 1 января 2006 года или вообще не отменять ее, поскольку она автоматически прекращается при продаже земли в собственность. При этом депутаты апеллировали к данным Агентства по управлению земельными ресурсами, согласно которым продажа земель в собственность находится на низком уровне, о чем и сообщило в начале октября государственное агентство “Казинформ”.
Однако спустя несколько дней после этой публикации Агентство по управлению земельными ресурсами выразило несогласие по поводу опубликованной на сайте “Казинформа” статьи и предложило общественности собственный комментарий о ситуации с исполнением положений Земельного кодекса. По мнению Агентства, для продления срока субаренды нет необходимых оснований, ибо из 2,3 млн. граждан, наделенных государством правом на условную земельную долю в 1992-1997 годах, основная их часть сельчан уже распорядилась своими долями. На настоящее время не реализовали свои права в соответствии с земельным законодательством только 49,4 тысячи обладателей условных земельных долей или 2% от их общего количества. Если считать не по гражданам, а по участкам, то по условным земельным долям остается в субаренде около 8%, а по субаренде земельных участков – около 3%.
Как сообщает Агентство, в настоящее время работы по расторжению договоров аренды права на условные земельные доли завершились в девяти областях. Из оставшихся 49,4 тыс. условных земельных долей, находящихся в аренде, 41,5 тысяч приходится главным образом на долю Акмолинской и Северо-Казахстанской областей. А из 297 участков, остающихся в субаренде, 287 приходится на долю Акмолинской, Актюбинской и Костанайской областей. Как полагают в Агентстве, задержка с продажей в собственность арендуемых условных земельных долей связана в основном с уборкой урожая и большим объемом необходимых работ. В общем, власть выражается достаточно ясно – кто успел, тот и съел. Земля ушла с молотка и пересмотра результатов этой продажи века не будет.
В комментарии Агентства без обиняков указывается и главная причина отмены субаренды – все дело в том, что власти Казахстана основной целью земельной реформы видят “создание условий для организации стабильных сельскохозяйственных землепользователей”. Этой стабильности якобы мешает частый отток арендодателей к разным хозяйствам из-за разницы в арендной плате. Как утверждают в Агентстве, из-за этого не проводились необходимые агротехнические мероприятия и возникали проблемы в планировании производства, что и привело к повсеместной деградации сельхозугодий.
Отсюда легко предположить, что отмена субаренды станет своеобразной волшебной палочкой, по мановению которой наши поля и пастбища чудесно преобразятся в ухоженные на западный манер прекрасные угодья. Примерно об этом и говорится в комментарии Агентства: “Процедура отмены субаренды отвечает государственной политике в области земельной реформы и поручениям главы государства, направленным на формирование нового отношения к земле, ее бережного и рационального использования. Это достигается с обретением хозяина земли”. Подчеркнем – хозяина, а не хозяев в лице всего народа, как это следует из Конституции. Увы, сегодня всем известно, что основной массив сельскохозяйственных земель страны контролируется узкой группой лиц – латифундистов, выразителем интересов которых выступает блок АИСТ, созданный Аграрной и Гражданской партиями.
Тулеген Аскаров
Снова спад
После августовского небывалого подъема отечественная индустрия вновь вошла в полосу сокращения объемов производства.
В сентябре по сравнению с августом спад в промышленности в целом составил 1,2%, в том числе в горнодобывающей отрасли – 2,8%, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 2%. Только в обрабатывающей промышленности наблюдался небольшой подъем – всего на 0,1%. Но и здесь по многим товарным позициям наблюдалось значительное сокращение выпуска продукции. Например, производство макарон, лапши, кускуса и других аналогичных мучных изделий в сентябре упало на 11,5% по сравнению с августом, цемента – на 4,7%, магнитофонов и звукозаписывающей аппаратуры – на 26,1%. В горнодобывающей отрасли в первую очередь привлекает внимание сокращение добычи сырой нефти – на 1,8%. А выработка электроэнергии снизилась на 3,1%.
Впрочем, официальная статистика предпочитает сравнивать данные текущего года с показателями за аналогичный период прошлого года. При таком подходе получается рост объемов промышленного производства за январь – сентябрь на 10,3% до 2 трлн. 634 млрд. тенге, причем подъем наблюдался во всех регионах страны, за исключением Акмолинской области – здесь произошел спад на 5,5%. Кстати, по иронии судьбы именно эту область возглавляет экс-министр индустрии и торговли Мажит Есенбаев.
Михаил ЮРЬЕВ
Зачем мы платим налоги?
Судя по всему, депутаты не рискнут дать бой правительству во время обсуждения проекта республиканского бюджета на следующий год, как это произошло осенью 1999 года. Напомним, что тогдашнему кабинету Нурлана Б алгимбаева пришлось подать в отставку.
Сейчас же продвижение проекта бюджета-2005 в мажилисе, контролируемом “Отаном”, Гражданской и Аграрной партиями, идет относительно спокойно. Комитет по финансам и бюджету нижней палаты, который возглавил “гражданский” депутат, уже рассмотрел этот законопроект и передал его на “пленарку”. Каких-то особых сюрпризов этот документ не содержит и особо существенного повышения пенсий, пособий и зарплат не обещает. Судя по презентации бюджета-2005, сделанной министром экономики и бюджетного планирования Кайратом Келимбетовым, доходы республиканской казны в следующем году составят 1 трлн. 123,3 млрд. тенге (19,2% к ВВП). Налоговые поступления на 2005 год прогнозируются на уровне 979,9 млрд. тенге, неналоговые – 36,9 млрд. тенге. Кроме того, бюджет получит еще 10,4 млрд. тенге от погашения бюджетных кредитов и поступления от продажи финансовых активов государства на 2 млрд. тенге.
Интересно, что на НДС приходится 33,4% налоговых поступлений, тогда как на корпоративный подоходный налог 42,6%, поступления за использование природных и других ресурсов – 16,8%. Поступления от подоходного налога по сравнению с нынешним годом увеличатся на 25,7%, от внутренних налогов и услуг – на 31,1%, тогда как от налогов на международную торговлю и внешние операции – на 17,1%. По прочим налогам запланировано уменьшение на 36%. Почему правительство не снижает ставку НДС и почему доля поступлений от эксплуатации природных ресурсов невелика, вопрос, как говорится, риторический. А ведь при нынешних ценах на нефть власти Казахстана вообще могли бы ввести мораторий на налоги, выплачиваемые рядовыми гражданами, и жить за счет нефтяных и других сырьевых доходов! По крайней мере, в арабских нефтяных государствах такие прецеденты были.
Перейдем теперь к исполнению бюджета текущего года. По государственному бюджету в целом (он включает республиканский и местный уровни) на 1 сентября поступления составили 830,5 млрд. тенге при расходах в 820,7 млрд. тенге. Общий профицит, таким образом, оказался невелик – 9,8 млрд. тенге. По республиканскому бюджету сложился дефицит в минус 24,2 млрд. тенге, поскольку поступления составили 624,4 млрд. тенге при расходах в 648,6 млрд. тенге. Причем табель о рангах в расходах правительства выглядит весьма символично: на втором месте вслед за традиционным лидером – социальным обеспечением и социальной помощью (152,9 млрд. тенге) – по итогам двух третей года следуют расходы на общественный порядок и безопасность (58,9 млрд. тенге), а далее – на транспорт и связь (53,4 млрд. тенге).
По местным бюджетам на 1 сентября сложился профицит в 17,6 млрд. тенге при поступлениях в 397 млрд. тенге и расходах – 379,4 млрд. тенге. Официальных трансфертов из республиканского бюджета было получено в размере 144,7 млрд. тенге, в то время как изъятия из местных бюджетов составили 45,6 млрд. тенге. Примечательно, что и Астана перечислила в республиканский бюджет свой скромный вклад в виде трансфертов на 1,2 млрд. тенге. Правда, при этом в столичный бюджет поступило от центра 19,9 млрд. тенге. Для сравнения: Алматы получил 5,5 млрд. тенге, Атырауская область – 3,4 млрд. тенге, в то время как из их бюджетов центром было изъято соответственно 22,5 и 15,2 млрд. тенге. В итоге как иностранные гости, так и сами казахстанцы приходят в ужас от бедственного состояния жилищно-коммунального хозяйства основных доноров бюджета. Оно и понятно – на содержание этой сферы Астана расходует почти в три раза больше денег, чем Алматы и Атырауская область, вместе взятые! Столица лидирует и по расходам на культуру, спорт, туризм и информационное пространство, в то время как Алматы явно утрачивает статус культурного и интеллектуального центра страны – какие могут быть высокие мысли и изящные манеры в городе, изнемогающем от смога, мусора и грязи? И зачем вообще в таком случае платить налоги?
Берик ТЕМИРБАЕВ
Авиабунт в парламенте
Депутатская фронда с “Эйр Астаной” стала, по всей видимости, одной из последних лебединых песен мажилисменов, покидающих насиженные кресла в парламенте. Горечью расставания с властью можно объяснить и ту ожесточенность, с которой депутаты вступили в борьбу с монополистом, и соленые эпитеты, которыми она сопровождается.
Одним из главных козырей стали нашумевшие аварии самолетов “Эйр Астаны” в Атырау, Пекине и Москве. По мнению депутатов, “похоже, все, что нам говорили о безопасности полетов, – сказка, миф, сочиненный ради того, чтобы монополисту не мешали получать свою прибыль любой ценой”. Дальше – больше: “Почему правительство замалчивает такие вопиющие факты, как сгорание “боинга” в порту Атырау, как выход из строя самолета в Пекине с “выбрасыванием” пассажиров этого рейса на произвол судьбы в чужой стране? Почему правительство умалчивает вопиющую трагедию в Домодедово, когда в турбине казахстанского самолета компании “Эйр Астана” сожгли человека из обслуживающего персонала?”. Как утверждают депутаты, на все претензии пассажиров в “Эйр Астане” отвечают “нагло и цинично: не нравится – летайте другими компаниями”.
Депутат Татьяна Квятковская в одном из своих телеинтервью привела весьма показательный факт, когда стюардесса “Эйр Астаны” облила водой Сарыбая Калмурзаева, главу финансовой полиции Казахстана. И что? Ни-че-го! А теперь представьте себе, что уважаемого силовика или его коллег из КНБ, МВД, Генпрокуратуры облил бы водой предприниматель, журналист или другой рядовой гражданин. Наверняка, их дни после такого инцидента были бы сочтены.
Депутаты потребовали от правительства ввести в состав тендерной комиссии по распределению рейсов авиаперевозок не менее трех мажилисменов и представителя Республиканского общественного антимонопольного комитета. Как справедливо утверждают депутаты, в настоящее время “Эйр Астана” получила в свое распоряжение почти все внутренние маршруты и вытеснила конкурентов с внешних чартерных рейсов. Кроме того, в Агентство по регулированию естественных монополий направлена просьба пересмотреть в сторону уменьшения тарифы “Эйр Астаны”. В соответствующем запросе указывается, что в сфере торговли билетами авиакомпания создала искусственный дефицит билетов на самые востребованные рейсы, чем пользуются спекулянты. Кроме того, утверждается, что авиамонополист разбил пассажиров на своеобразные касты, одна из которых приобретает билеты дешевле, а другая – дороже. К первой депутаты отнесли корпоративных клиентов авиакомпании, прежде всего иностранные фирмы, тогда как казахстанские пассажиры – “это третий сорт”. В условиях отсутствия конкурентной среды, по мнению депутатов, действия “Эйр Астаны” противоречат целому ряду казахстанских законов, поскольку условия льгот и скидок у монополиста должны быть едиными для всех его клиентов.
Весьма показательно, что в самый канун депутатского авиабунта правительство на своем заседании на всякий случай заслушало отчет президента “Эйр Астаны” Ллойда Пакстона о деятельности этой компании и перспективах ее развития. На этом же заседании была рассмотрена работа Минтранспорта и коммуникаций по развитию гражданской авиации. Так вот, судя по официальным сообщениям, премьер отметил ряд недостатков в деятельности этого министерства и поручил устранить их. В то же время работа “Эйр Астаны” правительством оценивается достаточно высоко, поскольку информации о каких-либо серьезных замечаниях в ее адрес не прозвучало. Это и не удивительно – как утверждает народная молва, компания пользуется особым покровительством главы нашего государства, который вроде бы делегировал туда одного из своих протеже на руководящую должность. Впрочем, если рассуждать объективно, то и летать-то больше некому – все воздушные эксперименты нашей власти давно зашли в тупик.
Берик ТЕМИРБАЕВ
Возвращение “двушки”
В минувший уик-энд стало известно о новогоднем подарке, который Нацбанк готовит для казахстанцев.
Одним из главных козырей стали нашумевшие аварии самолетов “Эйр Астаны” в Атырау, Пекине и Москве. По мнению депутатов, “похоже, все, что нам говорили о безопасности полетов, – сказка, миф, сочиненный ради того, чтобы монополисту не мешали получать свою прибыль любой ценой”. Дальше – больше: “Почему правительство замалчивает такие вопиющие факты, как сгорание “боинга” в порту Атырау, как выход из строя самолета в Пекине с “выбрасыванием” пассажиров этого рейса на произвол судьбы в чужой стране? Почему правительство умалчивает вопиющую трагедию в Домодедово, когда в турбине казахстанского самолета компании “Эйр Астана” сожгли человека из обслуживающего персонала?”. Как утверждают депутаты, на все претензии пассажиров в “Эйр Астане” отвечают “нагло и цинично: не нравится – летайте другими компаниями”.
Депутат Татьяна Квятковская в одном из своих телеинтервью привела весьма показательный факт, когда стюардесса “Эйр Астаны” облила водой Сарыбая Калмурзаева, главу финансовой полиции Казахстана. И что? Ни-че-го! А теперь представьте себе, что уважаемого силовика или его коллег из КНБ, МВД, Генпрокуратуры облил бы водой предприниматель, журналист или другой рядовой гражданин. Наверняка, их дни после такого инцидента были бы сочтены.
Депутаты потребовали от правительства ввести в состав тендерной комиссии по распределению рейсов авиаперевозок не менее трех мажилисменов и представителя Республиканского общественного антимонопольного комитета. Как справедливо утверждают депутаты, в настоящее время “Эйр Астана” получила в свое распоряжение почти все внутренние маршруты и вытеснила конкурентов с внешних чартерных рейсов. Кроме того, в Агентство по регулированию естественных монополий направлена просьба пересмотреть в сторону уменьшения тарифы “Эйр Астаны”. В соответствующем запросе указывается, что в сфере торговли билетами авиакомпания создала искусственный дефицит билетов на самые востребованные рейсы, чем пользуются спекулянты. Кроме того, утверждается, что авиамонополист разбил пассажиров на своеобразные касты, одна из которых приобретает билеты дешевле, а другая – дороже. К первой депутаты отнесли корпоративных клиентов авиакомпании, прежде всего иностранные фирмы, тогда как казахстанские пассажиры – “это третий сорт”. В условиях отсутствия конкурентной среды, по мнению депутатов, действия “Эйр Астаны” противоречат целому ряду казахстанских законов, поскольку условия льгот и скидок у монополиста должны быть едиными для всех его клиентов.
Весьма показательно, что в самый канун депутатского авиабунта правительство на своем заседании на всякий случай заслушало отчет президента “Эйр Астаны” Ллойда Пакстона о деятельности этой компании и перспективах ее развития. На этом же заседании была рассмотрена работа Минтранспорта и коммуникаций по развитию гражданской авиации. Так вот, судя по официальным сообщениям, премьер отметил ряд недостатков в деятельности этого министерства и поручил устранить их. В то же время работа “Эйр Астаны” правительством оценивается достаточно высоко, поскольку информации о каких-либо серьезных замечаниях в ее адрес не прозвучало. Это и не удивительно – как утверждает народная молва, компания пользуется особым покровительством главы нашего государства, который вроде бы делегировал туда одного из своих протеже на руководящую должность. Впрочем, если рассуждать объективно, то и летать-то больше некому – все воздушные эксперименты нашей власти давно зашли в тупик.
Тулеген АСКАРОВ
Реалистом нужно быть. объективным
(Начало в № 37–41)
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 ГК РК имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Иначе говоря, то, что внесено в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ, принадлежит им на правах собственности. Обладатель права на условную земельную долю при этом приобретает права участника (члена). Участники хозяйственных товариществ и члены производственного кооператива не имеют вещных прав на земельные участки, принадлежащие юридическому лицу. Они получают только обязательные права на участие в управлении деятельностью хозяйственного кооператива, права на получение прибыли в виде дивидендов и т.д.
При выходе участников из состава юридического лица, а также в случае смерти выбывающих участников, права наследников регулируются ГК РК, законодательством о хозяйственных товариществах и производственных кооперативах. В частности, выбывающий участник товарищества с ограниченной или дополнительной ответственностью в соответствии со статьей 80 ГК имеет право на продажу своей доли. Выдел доли в стоимостном выражении или в натуральной форме осуществляется только в случаях, предусмотренных законодательными актами. В частности, при запрете продажи доли третьим лицам, если участники товарищества не приобрели доли выбывающего участника, ему товариществом должна быть выдана или выплачена доля (п. 3 ст. 80 ГК). В производственном кооперативе также устанавливается право на выплату или выдачу пая выбывающему лицу (ст. 100 ГК).
Выплата или выдача доли может быть осуществлена и в некоторых случаях, прямо предусмотренных законодательными актами. В частности, такие права в некоторых случаях устанавливаются для наследников доли умершего участника и для выбывающего полного товарища в полном или коммандитном товариществе (ст. 66, 67, 80 ГК РК).
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством РК обладатели прав на условную земельную долю, передавшие принадлежащие им права в качестве взноса в уставный капитал хозяйственных товариществ или в качестве пая в производственные кооперативы, а также вошедшие в состав крестьянских хозяйств, утрачивают права на условные земельные доли. То есть крестьяне, которых нельзя мыслить и представить без земли, и прежде всего собственного земельного участка, в силу данной нормы перестанут быть их обладателями. Они перестают быть владельцами даже этих “условных” земельных долей, которые они получили в процессе приватизации и реорганизации
совхозов и колхозов. Теперь эти условные доли, внесенные их обладателями в качестве взноса в уставный капитал хозяйственных товариществ или в качестве пая в производственные кооперативы, а также в крестьянские хозяйства, будут принадлежать хозяйственным товариществам, производственным кооперативам и крестьянским хозяйствам. Последнее означает, что теперь эти земли в составе капитала предприятия могут быть заложены, проданы, переданы в аренду, включены в конкурсную массу в случае банкротства предприятия и т.д., то есть становятся объектом любых гражданско-правовых сделок.
Как видно, нормы гражданского законодательства, которое регулирует деятельность хозяйственных товариществ и производственных кооперативов, явно не учитывают особенности сельского хозяйства в целом и земельных отношений в частности. Такое положение создает угрозу массового лишения крестьян земли, их обезземеливания и обездоливания.
Тохтар Е сиркепов,
доктор экономических наук,
профессор, директор Института системных исследований
казахстанского общества университета “Туран”
Продолжение следует