Интернет служит Искусству
Никто, наверное, не сомневается, что наша земля щедра на талантливых людей, о которых должны знать миллионы. Но для этого надо использовать современные средства коммуникаций.
Помочь объединиться, получить известность и признание публики поможет теперь отечественным мастерам кисти и карандаша интернет-сайт “cartoon.kz”. Здесь, в своеобразной виртуальной галерее, разместили свои работы казахстанские и зарубежные (русскоязычные) художники, работающие по разным направлениям: графика, карикатура, шарж и т. д. Причем это не только такие признанные и именитые мастера своего дела, как Владимир Кадырбаев, Ибрагим Кубеков, Мурат Алимов, Игорь Кийко, но и не известные пока широкой публике талантливые художники.
Кроме информации о художниках и их работах, на сайте можно найти еще много чего интересного. Это разнообразные конкурсы, проекты и инновации, в которых может принять участие любой желающий, независимо от уровня мастерства и практики. Разработчики сайта не считают его коммерческим проектом, хотя через него потенциальные работодатели могут найти работы “по душе” и сделать заказ на рисунок. В любом случае, заглянуть на“cartoon.kz” стоит и людям творческим, и бизнесменам, и простым ценителям искусства.
Мирас НУРМУХАНБЕТОВ
От фильма до кино
“От документального фильма до большого кино” – так в переводе с казахского называется книга известного журналиста, телепродюсера и генерального директора телерадиокомплекса президента Казахстана Махата САДЫКА.
По словам специалистов, книга вполне может стать настольным учебным пособием для тех, кто уже работает на телевидении, и для тех, кто только мечтает о нем. В этом фолианте практически расписана вся “кухня” современного медиа-производства: образцы ранее реализованных сценариев, типовые контракты, сравнительно-сопоставительные экскурсы в практику крупнейших СМИ и т.д. Также в ней впервые проанализирована и популярно описана деятельность такой уникальной структуры, как телерадиовещательный комплекс главы государства.
Как снимать документальный фильм? Как рождается сценарий? Где искать идеи и спонсоров? На эти и многие другие вопросы последовательно и откровенно отвечает автор книги, щедро делясь с аудиторией профессиональным опытом.
“Человек живет телевидением, – говорит Махат Садык. – В этом смысле документальное кино играет огромную роль. Я бы даже сказал – это идеология государства. Когда спрашивают, как делается идеология, я отвечаю – надо больше делать документального кино”.
Впрочем, останавливаться на достигнутом Махат Садык не собирается. В его планах художественный фильм об Астане. Уже сегодня ведутся переговоры с одним из известных зарубежных режиссеров.
Корлан КАЛИЕВА
Самопознание
как национальная идея?
Глупость в прошлом редко раскрывает глаза на глупость в настоящем.
Клод Адриан Гельвеций
На прошлой неделе первая леди Казахстана встречалась в Астане с делегатами III Съезда представителей образования и науки.
Речь на этой встрече, конечно же, шла о “Самопознании”, написанном Сарой Назарбаевой на основе учения Порфирия Иванова. Как известно, по программе “Самопознание” изданы учебники и учебные пособия, и оно как предмет введено в некоторых общеобразовательных школах республики. На вопрос, почему этот предмет до сих пор изучают не во всех школах, г-жа Назарбаева ответила, что ее “это обстоятельство очень беспокоит”. Меня же, как и многих других родителей, беспокоит другое: зачем вводить в обязательную программу школ предмет, который основан на убеждениях Порфирия Иванова, учение которого можно причислить к сектантству? Не каждый родитель захотел бы, чтобы его чадо в школе заставляли обливаться холодной водой и петь странный гимн. Ведь многие были бы против обязательного изучения в школах основ ислама или христианства?! У нас все же светская страна. Тогда почему же официально разрешено изучать основы учения малоизвестного человека, идеи которого ставятся под сомнение?
Странная фраза г-жи Назарбаевой во время встречи с учителями: “Надозадуматься, кто я, откуда я, зачем я и куда я?” – наводит на мысль, что первой леди прежде всего, наверное, надо до конца познать себя.
Назира Есенбаева
Когда приедет цирк?
Очередные гастроли заезжих циркачей заставили нас задуматься о судьбе труппы Большого казахского цирка, исчезнувшей два года назад после передачи его в муниципальную собственность акимата города Алматы.
Помнится, в то время когда цирк был в управлении компании “Астана-Холдинг”, принадлежавшей Мухтару Аблязову, на его территории был построен аттракцион “Ерке”, коллектив начал зарабатывать хорошие деньги не только на гастролях, но и у себя на родине. После известных событий ноября 2001 года директором цирка стал Халык Бегенов. Он посчитал, что коллектив должен только гастролировать! Артисты начали испытывать давление, дело дошло до того, что с них стали требовать арендную плату за содержание животных в помещении цирка, так как здание принадлежит акимату! Коллектив Большого казахского цирка распался, остались разрозненные группы, которые гастролируют по миру. Тем временем летом 2002 года Бегенова снимают с должности, и все это полуразвалившееся хозяйство достается новому директору – Кадырхану Буликбекову, которого мы попросили рассказать о нынешнем состоянии Казахского государственного цирка (теперь он так называется).
“Акимат выделяет нам средства. Со следующего года будет формироваться национальный казахский коллектив. Есть разрозненные труппы, где-то 120 артистов. Чтобы у них была возможность существовать, они гастролируют в Европе, Америке, Китае. Почему они не выступают у нас, ну как вам сказать… – начав отвечать, г-н Буликбеков вдруг обрезал: – Сейчас я не готов отвечать на вопросы, давайте встретимся в другой раз”.
Возможно, нынешний директор и не виноват в том положении, в котором сейчас оказался наш цирк. Чтобы внести ясность в эти вопросы, мы договорились с ним об отдельном интервью.
Жанна Бисарова
Пора открытий новых…
Как известно, осень – пора оживления не только политической жизни, но и культурной. На прошлой неделе в Алматы сразу два казахских драматических театра обрадовали зрителей спектаклями нового сезона.
Главная театральная сцена страны – Казахский академический театр драмы им. Ауэзова открыл свой 79-й сезон комедией “Јнгїдiк” (“Баламут”). Спектакль поставлен по пьесе Омирбека Боранбаева актером Оразханом Кенебаевым, уже не раз пробовавшим свои силы в режиссерской ипостаси, и заметим, весьма удачно. Пьеса рассказывает о жизни простых людей из аула, которые попадают во всевозможные жизненные перипетии и комедийные ситуации. Образ главного героя Шаукена – невезучего простака и чудака, честного и хорошего человека, на мой взгляд, достаточно реально отражает жизнь сельского жителя. Этот образ удачно создает замечательный актер Бекжан Турыс. Иногда кажется, он просто создан для таких ролей, настолько правдоподобными и смешными получаются у него персонажи. Супругу главного героя – Зину играет Газиза Абдинабиева, колоритная актриса, которой прекрасно удаются характерные роли. Эта пара своей непосредственной игрой и забавными сценами вызывает искренний смех зрителя. Но вместе с тем стало уже традицией, что в любой комедии этого театра есть обратная – грустная сторона. Тяжелая аульная жизнь, бедность и безысходность заставляют задуматься.
Другая премьера сезона – нестареющая классика Шекспира “Гамлет”. Как отмечает художественный руководитель театра Есмухан Обаев, особенность нового сезона – акцент на классические произведения. Поэтому в конце октября на сцене театра появится свой “Гамлет”, а каким он получится – судить зрителям и критикам. Ведь у каждого художника свой взгляд. В этот сезон намечаются гастроли театра по Кызылординской (где он был основан), а также по Южно-Казахстанской и Жамбылской областям. Во время гастролей, кроме показа спектаклей, будут проводиться встречи с актерами и режиссерами театра, а также фотовыставки, посвященные его истории. И еще одно новшество: в этом сезоне журналистов, любящих театр и пишущих о нем, ждет сюрприз – призы и подарки в Международный день театра.
О том, что приготовил для своих зрителей в 59-м сезоне Казахский ТЮЗ
им. Габита Мусрепова, рассказывает Тлектес Мейрамов, директор театра и его художественный руководитель, народный артист РК, профессор Национальной академии искусств им. Жургенова:
- По сложившейся в последние годы традиции уже четвертый сезон мы открыли пьесой Габита Мусрепова “Кыз-Жибек”. Надо сказать, к нашему стыду, “Кыз-Жибек” – пока единственный спектакль по его произведениям. Но в дальнейшем мы надеемся восполнить этот пробел.
- Постановка спектакля отличается от традиционной трактовки…
- Да, на мой взгляд, постановка необычная, нетрадиционная, можно сказать, в плане оформления, костюмов и, наконец, самой подачи спектакля. Режиссер постарался уйти от традиций, от всего привычного. Спектакль поставлен по либретто Мусрепова одним из лучших режиссеров Казахстана Жанатом Хаджиевым. Кстати, в прошлом году его наконец-то удостоили звания заслуженного деятеля РК, он стал лауреатом независимой премии “Тарлан”. Что касается актерского состава, то в течение ряда лет роль Жибек исполняет молодая, но уже популярная ведущая актриса нашего театра Айгуль Иманбаева (на снимке в центре).В роли же Толегена в этом году дебютирует студент 4-го курса Академии искусств им. Жургенова Нурлан Алимжанов. На него мы возлагаем огромные надежды. Это своего рода свежая струя. Уже на подходе новая исполнительница роли Жибек. Пока она присматривается, учится. Я считаю, что надо самим искать и открывать новые таланты. К тому же сейчас время другое и, на мой взгляд, зритель ждет чего-то нового от нас. Хотелось бы, конечно, изменить что-то в жанровом отношении, к примеру, поставить мюзикл или какие-то вещи, построенные на пластике…
- Какими новыми спектаклями ваш театр собирается порадовать в этом сезоне зрителей?
- Мы сейчас плотно работаем над первой частью драмы Сакена Жунусова “Абылай-хан” – в нашем варианте она называется “Юность Абылая”. Спектакль посвящен именно юным годам Абылая, его становлению в качестве государственного деятеля. Затем приступим к сценическому воплощению произведения БердыбекаСокпакбаева “Путешествие в детство”. Где-то в конце ноября начнем работу над первой частью эпопеи Мухтара Ауэзова “Абай”, которая посвящена также юным годам Абая. И, наконец, к 60-летию Великой Победы планируем спектакль по пьесе Касыма Кайсенова, нашего легендарного партизана, “Мальчик в тылу врага”. Это четыре большие работы, которые мы намерены представить нашим зрителям в новом сезоне. Конечно, наряду с этим восполняем недостаток пьес для более юных зрителей: премьера спектакля по рассказам О’Генри “Вождь краснокожих” – это классика детского репертуара, “Асар” по пьесе Ескена Елубаева и… есть еще ряд задумок, которые, надеюсь, будут представлены нашим зрителям в этом сезоне.
- Кстати, в каком положении находится сейчас театр? Имею в виду финансовую сторону.
- Если это выразить в цифрах, то, к примеру, в 2001 году бюджет театра составлял 21 млн. тенге, а сейчас – 32 млн. тенге. Это дотация государства. На сегодняшний день нам полностью выплачивают заработную плату, покрывают где-то 60–70% расходов по тепло- и электроэнергии. Остальное мы зарабатываем сами – гастроли, аренда зала… В этом году, кстати, нам сверх бюджетных средств выделили 38 млн. тенге, и на эти деньги мы уже приобрели мебель, аппаратуру для синхронного перевода, транспорт. Теперь мы приступим к обновлению всей звукосистемы театра. И самое главное событие – это начавшийся капитальный ремонт. Я от имени нашего коллектива хочу выразить благодарность правительству и СМИ, которые поддержали нас, потому что театр детей не может находиться в таком состоянии. Надеюсь, что уже в ближайшем будущем наши зрители смогут увидеть спектакли в обновленном театре.
- Желаем удачи в вашем деле и новых интересных работ.
Назира ЕСЕНБАЕВА, Жибек АМЕРБЕКОВА