Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
   Позиция

Надо идти до конца!

Такое заявление было сделано в Алматы на пресс-конференции, которую провели 13 сентября представители оппозиционных партий – “Ак жола”, ДВК и коммунистов.

Надо отметить, что пресс-конференция вызвала небывалый интерес у СМИ: такого количества журналистов Национальный пресс-клуб давно не видел. И этот интерес оправдался – репортеры услышали немало смелых, а главное – содержательных заявлений, которые были сделаны сопредседателями партии “Ак жол” Булатом Абиловым, Оразом Жандосовым и Алтынбеком Сарсенбайулы, а также лидерами ДВК Асылбеком Кожахметовым, Карлыгаш Жакияновой и коммунистов – Владимиром Чернышовым.

Перед началом пресс-конференции представителям СМИ был вручен текст Заявления демократических сил Казахстана “О политической оценке выборов в мажилис парламента РК”, в котором предстоящие 19 сентября выборы уже расценены во многом как нечестные и несправедливые.

Ораз Жандосов отметил, что справедливыми выборы могут быть только при равном доступе политических партий и кандидатов к средствам массовой информации. “К сожалению, еще в начале августа ЦИК под руководством Загипы Балиевой приняла правила, идущие вразрез того варианта, за который на заседании в ЦИК 6 августа проголосовало большинство политических партий. Начиная с этого момента, мы вели стопроцентный мониторинг всех телеканалов страны и получили весьма интересную картину.

Результаты мониторинга показывают, что за иключением оплаченных рекламных материалов за период с 19 августа по 7 сентября прошло 170 сюжетов о партии “Отан”, 217 сюжетов о партии “Асар”. В то же время, к примеру, о блоке ДВК и КПК за все это время было 12 телесюжетов, за партию “Ак жол” – 68, из которых половина являются негативными.

Это конкретные факты, опроверг­нуть которые невозможно, поскольку видеопленки находятся у нас”, – подчеркнул Ораз Жандосов.

То же самое наблюдается и в государственных печатных изданиях – в среднем десятикратное (!) преобладание освещенности про­власт­ных партий. Ими же полностью узурпирована и наружная реклама: например, в Алматы, кроме билбордов “Отана”, “Асара”, АИСТа и поддерживаемых ими кандидатов, других практически нет.

Что же касается прошедших теледебатов, формат их проведения, определенный ЦИК, Ораз Жандосов назвал “позором нашей страны в глазах мирового сообщества, так как за две минуты невозможно сколько-нибудь подробно осветить одну из тем, которые почему-то определяла Центральная избирательная комиссия, хотя Закон “О выборах” не предусматривает для нее таких полномочий. Простая логика подсказывает, что самим партиям важно было определить, о чем они хотели бы поговорить перед избирателями”.

Как заметил в связи с этим Булат Абилов, “глава государства несколько раз выступал и лично заверял общественность, что выборы будут честными и прозрачными. Но весь подготовительный период показывает, что это не так. Теперь остается уповать на то, пройдут ли сами выборы честно. Вряд ли. До сих пор, а до выборов осталось пять дней, нет акта государственной приемки системы электронного голосования “Сайлау”, до сих пор неизвестны избирательные округа и участки, где будет вводиться эта система. Мы считаем, что ЦИК это делает умышленно: чтобы население было в растерянности, чтобы население не знало, где и как будут проводиться выборы, с помощью электронного голосования или по бумажным бюллетеням.

Мы еще раз заявляем – общественность, население страны, различные социологические опросы подтверждают, что большинство населения Казахстана не доверяет электронному голосованию! Это заставляет нас, политические партии, объединяться и выступать против того сценария, который готовит власть. Мы уже сегодня видим, что идет тотальное запугивание населения – учителей и врачей, бюджетников, пенсионеров, ветеранов, которым говорят: если вы не проголосуете за проправительственные партии, то лишитесь работы, зарплаты и многого другого. У нас имеются многочисленные факты того, что акимы регионов проводят собрания с избиркомами и указывают, за какие партии нужно агитировать даже во время самих выборов.”

Журналистов интересовало, будут ли бойкотироваться предстоящие выборы, как это намеревалась сделать оппозиция.

По словам Алтынбека Сар­сенбай­улы, бойкота не будет. “Если бы мы объявили бойкот, мы сделали бы власти большой подарок. Но этого подарка не будет!”

Булат Абилов добавил: “Мы считаем, что надо идти до конца, чтобы полностью обнажить истинное лицо власти. Мы не будем признавать этот парламент. В нечестных выборах завтра опять будет виноват какой-нибудь аким в районе, какой-нибудь участковый милиционер, какая-нибудь бедная учительница. Мы считаем, что политическая ответственность за выборы полностью лежит на главе государства как гаранте Конституции”.

“Боимся ли мы проиграть? – задался вопросом Асылбек Кожахметов. – Нет. Мы пошли на выборы, соблюдая правила игры, но всеми своими действиями власть давала нам понять нашу бесперспективность. И мы могли бы объявить ей бойкот, но мы не будем этого делать, потому что мы состоялись, мы не боимся, мы пойдем до конца. И проблема не в том, что мы якобы слабы, а в том, что власть может остановить нас только нечестными методами, она не может сделать этого законно. В этой ситуации мы, как 300 спартанцев, которые знают, что погибают, но идут до конца!”

“Большой проблемой для ЦИК станет подсчет голосов по партийным спискам, – считает Булат Абилов. – Казалось бы, арифметика простая – 10 мест разделить на 10 партий. Но ведь партии наберут разное количество голосов. Скажем, одна может набрать 29%, другая 19 или 18%, тогда ЦИК может и той, и другой партии дать по два места. Так как всем мест не хватит, и многие партии наверняка не наберут необходимых 7%, как тогда делить места? Мы помним прошлые выборы. Тогда ЦИК подсчитывал количество голосов, отданных по партийным спискам, в течение 10 дней. Сейчас, я думаю, будет то же самое – он будет думать, куда, в какую сторону округлять. Это говорит о несовершенстве нашей политической системы. О том, что власть боится расширять парламент, боится, что он будет конкурентным и сильным”.

Журналистов также интересовало, как оппозиционные партии намерены в дальнейшем сотрудничать с властью, если они решили не признавать незаконно избранный парламент? Каковы будут их дальнейшие действия?

Отвечая на этот вопрос, Булат Абилов сказал, что у власти уже есть сценарий, как провести нечестные выборы. “В регионах говорят – 70% должен завоевать “Отан”, партия президента, иначе крах президент­ской системы, крах всего независимого Казахстана. И сегодня действительно “Отану” и “Асару” приписывают дутые цифры, фактически же три партии – “Отан”, “Асар” и “Ак жол”, по предварительным прогнозам, должны набрать приблизительно по 20%. Это, наверное, близко к реальности.

Если парламент будет избран нечестно, мы его не признаем, будем требовать новых выборов, будем требовать уголовного преследования тех, кто нарушает закон. Ведь по закону уголовная ответственность предусматривается не только во время проведения выборов, но и во время предвыборной кампании. Любого чиновника можно посадить за то, что он не предоставляет равные возможности для всех партий, для всех кандидатов.Но хоть кого-нибудь привлекли?

Ораз Жандосов может показать письмо из прокуратуры республики, в котором говорится, что в связи с многочисленными проверками нам не могут дать ответ на наше письмо, где указаны многочисленные нарушения во время предвыборной кампании. Нам важно, чтобы прокуратура проверила факты именно сейчас и дала им оценку, но нас отсылают на срок после выборов”.

Ораз Жандосов отметил, что серьезнейшей угрозой для проведения справедливых выборов является система электронного голосования “Сайлау”, поскольку до сих пор не ясно, как и где она будет применяться. В то же время уже объявили, что возможен охват ею до 30-40% населения. “К примеру, я иду на выборы по седьмому избирательному округу Алматы, – сказал он,– и на каждой встрече мне задают вопрос: будет ли на нашем участ­ке электронное голосование? Получается, что власть просто плюет на людей, не считая нужным информировать их об этом”.

Кроме того, Ораз Жандосов не исключает и прямых нарушений во время выборов, таких, как подбрасывание дополнительных бюллетеней там, где будет идти обычное голосование, появление на голосовании одних и тех же людей по несколько раз. Поэтому партия “Ак жол” намерена очень серьезно подойти к проблеме наблюдений за выборами. “На ряде участков у нас будет стопроцентное видеонаблюдние, начиная с раннего утра и заканчивая моментом вывешивания результатов выборов. И когда такая картина будет, мы сможем сделать вывод о честности выборов”.

Но как считает Алтынбек Сарсенбайулы: “Это мы не знаем, где и в каких округах и участках будет проходить электронное голосование, а исполнительные органы власти это хорошо знают. Обратите внимание, что в нашем обращении приводятся факты из Кызылординской области, когда руководство гор­здрава заставляло врачей больницы скорой помощи собирать штрих-коды. Это был вынужден признать даже прокурор области. И если по этому факту будет возбуждено уголовное дело, я думаю, что начальник гор­здрава скажет следователям, кто и когда давал ему такое поручение”.

На пресс-конференции прозвучал и такой довольно смелый по своей политической окраске вопрос: грядет ли в Казахстане революция роз?

“Очень жаль, что в 1991 году Казахстан не пережил бархатную революцию, — сказал по этому поводу Булат Абилов. – Очень жаль, что независимость для нас не стала духовной борьбой миллионов. И это сказывается сегодня: мы до сихпорне можем добиться элементарного – уважения наших прав и свобод, честных и свободных выборов. Если бы мы боролись за нашу независимость, тогда сегодня и страна была бы другой.

Скажем, когда восточноевропейские страны, страны Балтии стали по-настоящему свободными и независимыми и пошли путем политических реформ, то за десятилетие они удвоили ВВП, так как экономические реформы шли параллельно с политическими и были прозрачными. А Казахстан сегодня по этому показателю выходит только на уровень 1991 года. Когда нет политических реформ – в стране коррупция, в экономике воровство, и это переплетено с политической элитой. Десятки миллионов долларов уходят из страны, миллиарды уходят из страны, пресса об этом пишет, а высокопоставленные чиновники сидят за одним столом с президентом, и никто не несет ответственности!”

“Многих волнует, что будет после выборной кампании, – говорит Карлыгаш Жакиянова. – Я думаю, что для оппозиции парламент — не самоцель. Наверное, дальше жизнь будет продолжаться, это нормальная ситуация, когда в стране есть оппозиция.”

Асылбек Кожахметов сослался при этом на закон физики – сила действия равна силе противодействия. “И эта сила противодействия будет заставлять власть меняться. Мы пройдем через все, чтобы показать, насколько цинична и нелегитимна власть. Кроме того, есть еще акции гражданского неповиновения, есть акции протеста, есть народный референдум, есть еще и революция роз”, – сказал Кожахметов.

А что дальше? Власть может на любом этапе остановиться и начать демократизироваться. А если она не сделает этого, то получит очередной этап сопротивления.

В свою очередь Алтынбек Сарсенбайулы указал еще на одну опасность, которая грозит Казахстану: “Мы можем стать такими, как наши соседи по южному периметру – Туркмения и другие. Вот это более опасно, чем революция роз или революция без роз. Вопрос в том, куда мы движемся. Поэтому мы идем на выборы, чтобы попасть в парламент и участвовать в формировании правильного вектора развития страны. Это наша принципиальная задача”.

Елена Брусиловская


З А Я В Л Е Н И Е
демократических сил Казахстана
“О политической оценке выборов в Мажилис Парламента Республики Казахстан”

Демократические силы Казахстана, участники Меморандума “За честный и свободный Казахстан”, оценивают проходящие выборы в Мажилис Парламента Республики Казахстан по двум четким и понятным критериям: справедливость и честность .

При этом под “справедливыми выборами” мы понимаем безусловное соблюдение Конституционного закона “О выборах в Республике Казахстан”, формирование неангажированных избиркомов с участием всех партий, предоставление политическим партиям и кандидатам равного доступа к средствам массовой информации, прежде всего к государственным, одинаковых возможностей для проведения встреч с избирателями и размещения рекламно-агитационной продукции, невмешательство органов исполнительной власти в электоральный процесс и т.д. Под “честными выборами” мы понимаем правильный подсчет голосов избирателей, отражающий их реальное волеизъявление.

Позади более 50 дней избирательной кампании. Серьезный анализ ее хода показывает, что парламентские выборы в том виде, в каком власть организовывает и манипулирует всем ходом избирательной кампании не могут быть признаны справедливыми!

1. Проведение честных и справедливых выборов, беспристраст­ное отношение избирательных комиссий ко всем политическим партиям и кандидатам в депутаты напрямую зависят от их объективного и прозрачного формирования. К сожалению, процесс формирования избирательных комиссий проходил под жестким диктатом органов исполнительной власти, с нарушениями законодательных процедур, наглым и циничным игнорированием требований демократической общественности . В большинстве случаев формирование новых избирательных комиссий носило формальный характер и по сути превратилось в переутверждение прежних избиркомов с “записыванием” их членов в провластные партии.

Партии “Ак жол”, Коммунистическая и “ДВК” в общей сложности выдвинули порядка 15 тысяч членов в составы избирательных комиссий всех уровней. В итоге в состав областных, городов Астаны и Алматы избирательных комиссий от этих трех партий прошло всего 6 человек. На 259 мест в городских избирательных комиссиях от демократических сил прошло лишь 23 человека, на 1169 мест в районных комиссиях – 106, на 469 мест в окружных комиссиях по выборам депутатов Мажилиса – только 29.

Даже после завершения процесса формирования избирательных комиссий представители исполнительных органов власти продолжали оказывать сильнейший прессинг на членов избиркомов, состоящих в партиях демократической направленности. От них требовали добровольно оставить свои места в избирательных комиссиях либо выйти из состава политических партий, которые их выдвинули. Такие факты имели место в Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской, Актюбинской и ряде других областей. Все факты давления на членов избиркомов являются достоянием общественности и были опубликованы в СМИ.

2. Справедливое проведение выборов во многом зависит от предоставления политическим партиям и кандидатам равного доступа к средствам массовой информации, объективного освещения ими хода избирательной кампании. За период с 19 августа по 7 сентября 2004 года в основном на телеканалах “КТК”, “Хабар”, “Евразия”, “Казахстан” в общей сложности о партии “Отан” было прокручено 170,  о партии “Асар” – 217 телесюжетов различного хронометража (без учета оплаченных рекламных материалов).

Представители других партий в нарушение п. 7 статьи 27 и пп. 2-3 статьи 28 Конституционного закона “О выборах” не имели такой возможности для разъяснения избирателям своих предвыборных программ, их мероприятия в большинстве случаев игнорировались или показывались в негативном свете. Так, из 68 телесюжетов про партию “Ак жол” в эфире указанных компаний половина были предвзято негативными. Такую же предвзятость они проявили в отношении избирательного блока КПК-ДВК, деятельность которого за все это время освещалась лишь 12 раз.

Большинство каналов, особенно полугосударственные и входящие в холдинг Д. Назарбаевой, освещают деятельность лишь двух политических партий и их лидеров: “Отан” и “Асар” , хотя они получают несколько миллиардов тенге из государственного бюджета, который формируется за счет налогов всех граждан страны, а не только членов этих двух партий. Именно эти каналы стали средоточием “черного пиара” и “слива” негативной информации против демократических сил. Правительственные издания, также финансируемые за счет средств налогоплательщиков, отдавали нескрываемое предпочтение только двум партиям – “Отан” и “Асар”. Деятельность демократических сил в областных и районных государственных изданиях в большинстве случаев освещалась предвзято негативно, во многом путем перепечатки материалов негативного свойства из республиканских СМИ.

Политические дебаты не позволили политическим партиям в полной мере рассказать избирателям о своих предвыборных программах . Телевизионные политические дебаты, в которых партиям дается только по две минуты, а их тематику определяют не сами каналы или партии, а Центральная избирательная комиссия, являются нонсенсом и не имеют аналогов в мире!

3. Большинству политических партий и кандидатов в нарушение пп. 1 и 6 статьи 28 Конституционного закона не предоставлялось равных возможностей для полноценной предвыборной агитации, размещения агитационно-рекламных материалов . Акимы не разрешают и даже запрещают вывешивать в населенных пунктах рекламно-информационную продукцию политических партий, за исключением партий “Отан”, “Асар” и избирательного блока “АИСТ”.

 Несмотря на то, что п. 6 статьи 28 Конституционного закона гласит, что “местные исполнительные органы совместно с соответствующими избирательными комиссиями определяют места для размещения  агитационных печатных материалов для всех кандидатов и оснащают их стендами, щитами, тумбами”, данное требование закона не выполняется. Местные исполнительные органы препятствуют политическим партиям и кандидатам размещать свою агитационную продукцию, заставляют коммунальные службы срывать листовки и плакаты представителей демократических сил.

Закон гласит: “ Агитационные печатные материалы размещаются на условиях, обеспечивающих равные права для всех кандидатов. Кандидаты вправе вывешивать агитационные печатные материалы в иных местах с разрешения собственника соответствующего объекта ”. Однако к бизнесменам и руководителям частных организаций и компаний, которые готовы размещать на принадлежащих им зданиях или территории рекламные щиты и материалы политических партий и кандидатов-одномандатников, тут же приходят представители акиматов, налоговых органов, правоохранительных структур и требуют немедленно снять их. В противном случае угрожают им различными санкциями, проверками и т.д. В результате полного игнорирования закона акимом г. Алматы Храпуновым В.В. в южной столице нет ни одного билборда непровластных партий. 

4. Органы исполнительной власти и их должностные лица в нарушение  п. 5 статьи 50 Конституционного закона используют преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания кандидатов от партий “Отан” и “Асар” . 

В своем интервью газете “Литер” от 3 сентября 2004 года советник президента Е. Ертысбаев прямо заявил: “ Что касается Имангали Тасмагамбетова, то он очень значимая фигура. Он держит в своих руках все электоральные нити. И если “Отан” одержит сокрушительную победу на выборах, то очень большая заслуга в этом будет именно Тасмагамбетова ”. Это заявление советника президента означает, что И. Тасмагамбетов не боится того, что он может понести уголовную ответственность за вмешательство в ход предвыборной кампании.

7 сентября аким города Алматы В. Храпунов, собрав городской актив в большом зале акимата, призвал их “показать, что Алматы является пропрезидентским городом”, для чего необходима победа по партийным спискам партии “Отан” и для чего собравшимся придется приложить дополнительные усилия .

  Директор департамента внутренней политики Северо-Казахстанской области в своем директивном письме поручает руководителям районных газет открывать там специальные рубрики, посвященные партии “Отан” , указывает их объемы и даже их названия.

Аким города Семипалатинска Н. Омаров и его заместитель
М. Уалиев провели совещание с городским активом и членами избирательных комиссий, где недвусмысленно дали понять собравшимся, что с ними будет, если на выборах не пройдет партия “Отан” .

Местные исполнительные органы заставляют врачей и учителей, пользуясь их служебным положением, собирать у населения их штрих-коды, в противном случае угрожая им потерей рабочих мест. В Кызыл­ординской области руководство горздрава заставляло врачей больницы скорой помощи собирать штрих-коды, что впоследствии даже вынужден был признать и прокурор области. В городе Алматы, в Алматинской и ряде других областей учителя средних школ через учеников собирали штрих-коды их родителей, раздавали листовки кандидатов от партий “Отан”, “Асар”, избирательного блока “АИСТ”. Имеются многочисленные факты, когда учителя школ проводили родительские собрания, на которых прямо агитировали за провластные партии, призывали голосовать за них в обмен на хорошие отметки их детям, учащимся в этих школах.

5. Практически во всех городах и районах Казахстана кандидатам от демократических сил местными исполнительными органами оказывалось противодействие в организации встреч с избирателями. Клубы и дворцы культуры, школы и больницы всякий раз оказываются на ремонте или карантине, если к ним обращаются представители демократических сил. В тех городах, где удается договориться о проведении встреч с избирателями в приспособленных помещениях, внезапно выключается электричество, устраиваются различные провокации с участием правоохранительных органов.

Аким города Алматы В. Храпунов несколько раз под разными предлогами отказывал демократическим силам в предоставлении центральных площадей города, хотя до этого многократно предоставлял их для проведения мероприятий партий “Отан”, “Асар” и “АИСТ”.

В большинстве городов, где планировалось проведение агитационных мероприятий избирательного блока КПК-ДВК с участием Макпал Жунусовой, власти оказывали активное противодействие в получении залов и приспособленных помещений, в результате чего их приходилось проводить на улице .

Представители демократических сил – участники Меморандума “За свободный и демократический Казахстан”, вынуждены констатировать, что все основные этапы электоральной кампании прошли и проходят с нарушениями Конституции и законодательства Республики Казахстан.

Многочисленные обращения политических партий и кандидатов о нарушениях законодательства, адресованные в Центральную избирательную комиссию и Генеральную прокуратуру, либо остаются без ответа, либо по ним даются формальные отписки. Ни по одному факту нарушения законодательства со стороны представителей органов исполнительной власти не было принято решения.

 

Ч то касается оценки “честно
сти” предстоящих 19 сентября выборов .

В своем выступлении на совмест­ном заседании палат Парламента 1 сентября т.г. президент Н. Назарбаев сказал, что “выборы с использованием электронной системы можно было бы провести в наиболее подготовленных в техническом отношении регионах с охватом не более десяти процентов от общего количества административно-территориальных единиц республиканского, областного и районного значения”. Хотя ранее власть утверждала, что системой электронного голосования будут охвачены отдельные округа не более чем в трех городах. Элементарные подсчеты показывают, что тем самым электронным голосованием будет охвачено порядка 30 процентов граждан, имеющих право голоса .

При этом за 5 дней до даты выборов ЦИК не осуществил в установленном виде государственную приемку этой системы, не обеспечил исполнение второго абзаца
п. 4 статьи 50-1 Конституционного закона в части определения избирательных округов и избирательных участков, в которых будет задействован новый механизм.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что это является реализацией преднамеренного сценария ЦИКа, рассчитанного на то, что внезапность определения перечня населенных пунктов и избирательных округов с электронным голосованием не позволит участникам избирательного процесса (избиратели, кандидаты в депутаты, общественные объединения и политические партии) заблаговременно определиться с участием в голосовании.

 

П еречисленные выше факты
нарушений законодательства, которые во всех регионах страны приобрели массовый характер, позволяют уже сегодня сделать однозначный вывод о том, что избирательная кампания по выборам в Мажилис является несправедливой.

А то, что, несмотря на сопротивление и протесты общества, будет вводиться система электронного голосования, уже дает повод для серьезных сомнений в отношении честности подсчета голосов избирателей в день голосования 19 сентября.

Если же и в этот день власть допустит массовые нарушения закона и пойдет на фальсификацию итогов волеизъявления избирателей, то тем самым она полностью раскроет свое истинное лицо. Это станет еще одним доказательством того, что ответственные за организацию и проведение выборов с самого начала предвыборной кампании не хотели, чтобы они были справедливыми и честными!

Все вышесказанное подталкивает наши политические организации к принятию решения о бойкоте предстоящих выборов. Вместе с тем, мы осознаем и тот факт, что те силы, которые стоят за массовыми нарушениями законодательства, провоцируют нас к таким действиям намеренно, с целью вывести за пределы легитимного политического поля, обвинив наши партии в политической несостоятельности и недееспособности. В этом случае миллионы наши сторонников будут разочарованы не только в политической системе, но и в демократических силах.

Исходя из этого, заявляя о нелегитимности нового парламента, избранного в условиях тотального нарушения законодательства, демократические силы Казахстана остаются в выборном процессе и призывают своих сторонников прийти на избирательные участки и отдать свои голоса в соответствии со своими убеждениями . Мы будем добиваться создания в стране таких условий, в которых будет возможно провести новые справедливые и честные выборы. Мы убеждены, что такое время наступит очень скоро!

Поэтому мы намерены организовать работу по массовому наблюдению за выборами. Если ЦИК и избиркомы в очередной раз будут заниматься фальсификацией результатов народного волеизъявления, мы оставляем за собой право обратиться к общественности страны, международным организациям с призывом не признавать будущий парламент законным и легитимным.

Hosted by uCoz