Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
   Экономика

Старт дан

В первый день осени правительство утвердило Правила реализации местными исполнительными органами областей, городов Астаны и Алматы гражданам РК жилья, построенного в рамках Государственной программы развития жилищного строительства на 2005–2007 годы.

Текст Правил был опубликован в официальной печати в прошлую пятницу и сразу же вызвал оптимистические ожидания у региональных СМИ. Дело в том, что Правила обязывают местные госорганы по жилищно-коммунальным вопросам распространять информацию о реализации жилья путем опубликования ее в местных СМИ. Правда, пока не очень понятно, кому достанется этот лакомый кусок – исключительно государственным СМИ или право на публикацию будет выставляться на тендеры, в которых смогут принять участие и частные СМИ.

Как бы то ни было, у местных газет пополнятся доходы и тиражи – ведь информация о реализации жилья наверняка будет не менее востребованной, чем, например, данные об обладателях образовательных грантов и кредитов. После опубликования такой информации граждане вправе предоставить в уполномоченные органы свои письменные заявления. Форма достаточно проста – нужно указать свою фамилию, имя, отчество, год рождения и желаемую площадь приобретаемого жилья с указанием его характеристик (количество комнат, этаж и т.д.). Кроме того, необходимо сообщить сведения о месте работы, занимаемой должности, составе семьи. Стаж работы указывают только работники госорганов и учреждений, содержащихся за счет бюджетных средств, и госпредприятий социальной сферы. И, наконец, необходимо сообщить название предполагаемого заимодателя, то есть банка или организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций. Любопытно, что Правила не устанавливают порядок заверения сообщаемых выше данных и представления дополнительных документов. В такую бюро­кратическую простоту не слишком верится и можно с уверенностью предположить, что чиновники постараются навязать какие-то свои дополнительные требования желающим приобрести жилье.

После того как заявление принято уполномоченным органом, последний в течение трех рабочих дней сообщает заимодателю фамилии граждан, подавших заявления, и информацию о жилье, которое они хотели бы приобрести. Затем заимодатель в течение 12 рабочих дней должен определить платежеспособность заявителей и потом в течение двух рабочих дней сообщает уполномоченному органу фамилии граждан, которым будет предоставлен заем. И, наконец, уполномоченный орган в течение трех рабочих дней принимает решение о реализации жилья тем гражданам, платежеспособность которых подтверждена заимодателям. А на заключение договора купли-продажи дается еще два рабочих дня. Таким образом, на все про все у заявителя уйдет максимум 20 рабочих дней, то есть один календарный месяц.

Но такое право предоставляется не всем гражданам страны, поскольку правительство хочет прежде всего обеспечить жильем молодые семьи, имеющие детей, работников госорганов и учреждений, содержащихся за счет средств госбюджета, а также работников госпредприятий социальной сферы. Нетрудно предположить, что этой лазейкой обязательно постараются воспользоваться чиновники. Например, чтобы обеспечить недорогим жильем своих детей, вступивших в брак и ставших мамами и папами, или же просто для того, чтобы иметь еще один лишний угол на “черный” день.

Перейдем теперь к финансовой стороне дела. Как устанавливают Правила, заявителям придется заключать договор банковского займа с заимодателем, который предусматривает условие об отсутствии у гражданина права досрочного погашения займа в течение трех лет. Источниками финансирования могут выступать ипотечные займы в банках второго уровня, а также жилищные займы системы жилстройсбережений. При этом банковские ипотечные займы должны удовлетворять следующим требованиям: ставка вознаграждения – до 10% годовых на весь срок займа; срок займа – до 20 лет; первоначальный взнос – не менее 10%. Как будет действовать вся эта схема, мы сможем увидеть уже в ближайшее время. Пока, правда, особого оптимизма населением не высказывается – ведь в любом случае платить ему придется из собственного кармана.

Михаил ЮРЬЕВ


Сделано немало. Продолжать нам за свой счет

В канун предстоящих выборов правительство, как и провластные партии, не сможет порадовать избирателей снижением инфляции. Это стало ясно после того, как Агентство по статистике сообщило данные об изменении потребительских цен в августе.

Инфляция в августе составила 0,4%, что весьма немало по сравнению с июльскими 0,2%. В августе прошлого года потребительские цены выросли на 0,2%, так что в этом году дела с инфляцией явно идут хуже. Такой же неутешительный диагноз дает и сравнение инфляции в августе по сравнению с декабрем предыдущего года – если год назад было 2,4%, то ныне – 3%. Кстати, в августе прошлого года цены на продовольственные товары не росли, а снижались – на 0,5% по сравнению с июлем. Правда, тогда быстрее дорожали непродовольственные товары – на 1,5% по сравнению с 0,8% в августе этого года, и платные услуги – соответственно 2,3% и 0,5%.

Продовольственные товары в августе подорожали в среднем на 0,1%. При этом яйца поднялись в цене на 5%, сахар – на 1,3%, рис – на 1,1%. К сведению избирателей, которые интересуются связью между экономикой и политикой, напоминаем, что в партийном списке правящей партии “Отан” числится один из ведущих птицеводов страны Маргулан Сейсембаев, давший название крупнейшей в этой отрасли компании “Сеймар”. Что касается производителей сахара, то по слухам доходами от “сладкого” бизнеса подпитываются финансы партии “Асар”, супруг лидера которой вроде бы имеет значительные интересы в этом деле через компанию “Сахарный центр”. По сообщениям в СМИ, явную симпатию к “Асару” испытывает и птицеводческая фирма “Бент”. Впрочем, не исключено, что рост цен на сахар и яйца в канун выборов стал всего лишь совпадением.

В августе дорожали и другие основные продукты питания: рыба – на 0,6%, молочные продукты – 0,4%, макаронные изделия – 0,3%, хлеб – 0,2%, мясо и мясопродукты – на 0,6%. По данным статистиков, подешевела только мука – на 0,5%. Как и положено, в августе пошли вниз цены на фрукты и овощи (на 3,3%). Впрочем, для нашего совсем не вегетарианского электората это вряд ли служит утешением. Памятуя о народной мудрости, что сытый и голодный не слишком разумеют друг друга, из приведенной выше статистики можно сделать вполне очевидный прогноз – на предстоящих выборах значительная часть электората, недовольная ростом цен на основные продукты питания, с удовольствием отдаст свои голоса оппозиции. Другого-то выхода нет – раз уж провластные партии не могут обеспечить народ дешевой едой, то и делать им у руля власти нечего. Продолжать, по всей видимости, лучше без них.

Впрочем, само правительство не паникует, ибо согласно официальному прогнозу среднегодовая инфляция должна уложиться в коридор 5-7%, а на конец года – 5%. Между тем расчеты статистиков показывают, что инфляция за август 2004 года – август 2003 года составила 7,3%, то есть уже вышла из запланированного коридора. При этом лидируют продовольственные товары – 8,5%, тогда как по непродовольственным товарам рост составил 6,6%, платным услугам – 5,8%. Напомним будущим пенсионерам, что и доходность по их накоплениям считается по годичному периоду, так что пока в реальном выражении этому показателю придется оставаться в отрицательной области.  

Бичом для правительства, как и для всей экономики, по-прежнему остается рост цен на бензин, который никак не удается остановить после отставки сопредседателя партии “Ак жол” Ораза Жандосова с поста главы антимонопольного агентства страны и передачи этого ведомства от президента в подчинение премьер-министру. В августе бензин подорожал еще на 5,1%, дизельное топливо – на 1%. Понятно, почему сразу на 3,8% подорожали в августе услуги автомобильного пассажирского транспорта. Поднялись в цене также обувь и текстильные изделия (0,5%), одежда, посуда, печатные издания (0,4%), ткани, бытовые приборы (0,3%), услуги жилищно-коммунальной сферы (0,2%).

Берик ТЕМИРБАЕВ


Есть альтернатива

Всю минувшую неделю журналисты вместе с экспертами посвятили сравнению Среднесрочной налогово-бюджетной политики Казахстана на 2005–2008 годы, предложенной партией “Ак жол”, с правительственным вариантом бюджета-2005 и официальными прогнозами макроэкономического развития страны.

Мы пойдем другим путем!

Как сообщала “Эпоха”, правительство уже одобрило проект республиканского бюджета на следующий год. Этот документ свел на нет все пропагандистские усилия партии власти “Отан” и других пропрезидентских партий, отчаянно пытающихся соблазнить избирателей манной небесной. Так, “отановцы” пообещали избирателям удвоить все социальные расходы, АИСТ – блок Аграрной и Гражданской партий – сулит электорату двукратное повышение минимальной зарплаты в 2005–2007 годах. Однако в проекте республиканского бюджета-2005 таких чудес не предусматривается. Поэтому-то все обещания пропрезидент­ских партий на эту тему выглядят рядовым пиаром на грани элементарного обмана избирателей – ведь после 19 сентября парламент, где тон задают отановцы и “аисты”, просто проштампует правительственный проект, ибо депутаты будут озабочены своим трудоустройством в системе исполнительной власти.

Вернемся к правительственному проекту бюджета-2005. Его основные параметры таковы: поступления на следующий год планируются в размере 1 трлн. 135 млрд. тенге, а расходы – 1 трлн. 223 млрд. тенге при дефиците в 87 млрд. 750 млн. тенге (1,5% к ВВП). Что будет дальше, правительство не сообщает. Почему – становится понятным, если заглянуть в расчеты “Ак жола”, опубликованные в предыдущем номере нашей газеты. Из них видно, что к 2008 году основные параметры бюджета практически удвоятся: поступления вырастут с 1,1 трлн. тенге в 2005 году до 2,1 трлн. тенге, а расходы вместе с кредитованием – с 1,4 до 2,2 трлн. тенге. Понятно, что в таком случае казахстанцы имеют право претендовать на нечто большее, нежели удвоение пенсий, пособий и зар­плат. Об этом, в отличие от обещаний правительства и пропрезидентских партий, и говорится в расчетах “Ак жола” – уже с начала следующего года предлагается ежеквартально перечислять всем гражданам Казахстана равные суммы, представляющие 75% налогов от предприятий сырьевого сектора, носящих характер природной ренты. Эти суммы представляют собой индивидуальный рентный доход, принадлежащий по праву каждому казахстанцу. В 2005 году эта сумма составит не менее 17 тысяч тенге на человека, а потом будет расти и к 2020 году может достигнуть 60 тысяч тенге по самой осторожной оценке. При этом не забывают акжоловцы и об увеличении социальных расходов, обосновывая в своих расчетах необходимость двукратного снижения уровня социального расслоения населения и роста бюджетных расходов на его социальную реабилитацию. Несомненно, такая схема роста благосостояния более предпочтительна для граждан. Ясно и то, что для того чтобы эта схема заработала, избирателям потребуется как парламент, который внесет соответствующие изменения в нынешнее законодательство, так и правительство, способное реализовать все перечисленные предложения.

Дефицит бюджета “Ак жол” считает возможным поддерживать на более высоком уровне, причем финансировать его за счет стабилизационной части Нацфонда. При этом акжоловцы реализуют на практике концепцию устойчивого ненефтяного дефицита бюджета. Из макроэкономических расчетов “Ак жола” выделим прогноз курса доллара к тенге на 2008 год – он составит на конец года 127,2 тенге. Инфляция в среднегодовом исчислении оценивается в 5,8%, ВВП на душу населения – в 5075,4 долларов (в нынешнем году – 2523,6 долларов), мировая цена нефти сорта “брент” – 28 долларов за баррель. Отметим также, что пока “Ак жол” остается единственной политической партией страны, представившей экономическую часть своей программы на столь высоком уровне аналитических расчетов и выкладок. Другие партии, увы, либо не располагают соответствующим интеллектуальным потенциалом, либо просто не хотят раскрывать избирателям все секреты казны.

А Васька слушает да ест

Кстати, о казне. Тут все идет своим чередом. Государственный бюджет в целом, включающий республиканский и местные бюджеты, по состоянию на 1 августа был исполнен с относительно небольшим профицитом – 19,3 млрд. тенге при поступлениях в 731,4 млрд. тенге и расходах в 712,1 млрд. тенге. Главными статьями расходов государства остаются социальное обеспечение и социальная помощь (154,8 млрд. тенге) и образование (112,9 млрд. тенге). За ними следуют общественный порядок и безопасность – 63,1 млрд.тенге, здравоохранение – 62,6 млрд. тенге. Для сравнения: для транспорта и связи государством было затрачено 52,3 млрд. тенге, промышленности и строительства – всего
1,4 млрд. тенге.

По республиканскому бюджету, которым распоряжается правительство, на 1 августа сложился дефицит бюджета в 16,4 млрд. тенге, поскольку расходы (569,7 млрд. тенге) превысили поступления (553,3 млрд. тенге). Здесь почти четверть расходов приходится на социальное обеспечение и социальную помощь – 132,9 млрд. тенге. Затем с большим отрывом идут общественный порядок и безопасность (50,7 млрд. тенге), транспорт и связь (43,2 млрд. тенге), сельское, водное, лесное, рыбное хозяйства и охрана окружающей среды (33,6 млрд. тенге), государственные услуги общего характера (31,2 млрд. тенге). Кроме того, есть еще официальные трансферты – 91,8 млрд. тенге.

По местным бюджетам, напротив, образовался профицит в 20 млрд. тенге при поступлениях в 346,7 млрд. тенге и расходах в 326,7 млрд. тенге. Акиматы в первую очередь тратились на образование (99 млрд. тенге), здравоохранение (54,7 млрд. тенге), жилищно-коммунальное хозяйство (24,5 млрд. тенге), социальное обеспечение и социальную помощь (22,3 млрд. тенге). Официальных трансфертов было получено из центра на 129 млрд. тенге, тогда как в обратном направлении акиматы перечислили 38,9 млрд. тенге.

Как видно из данных Минфина, столица по-прежнему лидирует по объемам получаемых официальных трансфертов – почти в четыре раза больше по сравнению с Алматы и в шесть раз – с Атырауской областью! В то же время Астана не переводит в центр ни тенге, тогда как Алматы отдал 19,5 млрд. тенге (это почти половина расходов местного бюджета), а Атырауская область – 13,3 млрд. тенге (порядка 45% расходов). Особенно шокирует то обстоятельство, что на жилищно-коммунальное хозяйство столицы было затрачено денег в 10 (!) раз больше, чем в Алматы, а на культуру, спорт, туризм и информационное пространство – в 2,5 раз больше! По всей видимости, на предстоящих выборах алматинским и атырауским избирателям придется полностью сменить корпус своих посланников в парламенте, чтобы новые депутаты от этих регионов покончили с нынешним бюджетным неравноправием.

Тулеген АСКАРОВ


Думайте сами, решайте сами…

Уже совсем скоро вниманию миллионов клиентов наших банков будет предложена правительственная программа реформирования финансовой системы. Между тем, в дебатах о том, нужна ли такая реформа вообще, правительство, с одной стороны, и Нацбанк вместе с Агентством финнадзора и банкирами, с другой, до сих пор не пришли к единому мнению.

А теперь в дискуссию о том, насколько хороша или плоха наша банковская система, вступило авторитетное международное рейтинговое агентство “Standard & Poor’s”. Правда, сделало оно это заочным порядком, опубликовав свой отчет “Анализ рисков банковского сектора Республики Казахстан”. Начнем с хорошего. Аналитики агентства отмечают повышение кредитоспособности и показателей работы банков­ского сектора Казахстана, растущую эффективность нормативной правовой базы, расширяющийся доступ к иностранным капиталам. В “Standard & Poor’s” прогнозируют высокие темпы экономического роста в Казахстане в ближайшие годы, что должно благотворно сказаться и на банковской сфере. Здесь считают также, что наша банковская система “на несколько шагов опережает более слабые банковские системы России и других членов СНГ”. В принципе, все это давно известно, и к таким комплиментам мы уже привыкли. В общем, хватит о добром.

Теперь о более важном – о плохом. Как указывается в отчете, риски нашего банковского сектора остаются высокими. Это означает, что клиентам банков и впредь придется платить дорогую цену за кредиты, которые останутся недоступными большинству населения страны и малого бизнеса. Рост заимствований казахстанских банков на международном рынке, в том числе выпуск еврооблигаций, может привести к высокой концентрации обязательств по срокам выплат и рискам рефинансирования. А как известно, занимают деньги на мировых рынках у нас в основном банки “большой тройки”, являющиеся системообразующими для этого сектора. По-прежнему остается слабой прозрачность структуры собственности наших банков, ограничена диверсификация их деятельности, что приводит к высокой концентрации кредитов по отраслям и отдельным заемщикам. Все еще высокой остается доля кредитования в иностранной валюте. По мнению аналитиков агентства, эти факторы в сочетании с быстрым ростом выдаваемых кредитов “подвергают банки угрозе экономической нестабильности, волатильности процентных ставок и валютного курса”. В отличие от наших банкиров, не радуются в “Standard & Poor’s” их растущей экспансии на другие рынки стран СНГ, где риски гораздо выше. Ну и конечно, оставляет желать лучшего действующая нормативная правовая база, в чем банкиры смогли убедиться в результате недавних массовых проверок налоговиков – слишком уж дорого обходятся акционерам и клиентам банков разночтения в законах.

Какой вывод следует из этих выкладок по поводу банковских реформ в нашей стране, в отчете прямо не говорится. Понятно другое – реформы нужны, и чем быстрее они будут проведены, тем лучше.

Тулеген АСКАРОВ


Россияне контрнаступают

Прошло уже две недели, как на исторической пресс-конференции президентов России и Украины в Сочи Владимир ПУТИН возвестил о принятии закона, предусматривающего уплату косвенных налогов с российских товаров по стране назначения и, соответственно, переход к нулевым ставкам налога на российский экспорт, направляемый в страны СНГ.

Увы, реакция казахстанских властей и нашего официоза на это эпохальное заявление оказалась никакой. Это и неудивительно – поскольку Астана мнит себя лидером интеграции на постсоветском пространстве, то других конкурентов у нас предпочитают просто не замечать. А зря – слишком силен будет экономический натиск россиян уже в следующем году, и есть еще время достойно подготовиться к нему. В информационных материалах российского МИДа, предоставленных “Эпохе” посольством этой страны в Казахстане, сообщается, что Кремль ставит на кон только в 2005 году примерно 800 млн. долларов, которых не досчитается бюджет России. Закрывать эту дыру Москва намерена за счет российских налогоплательщиков, для которых повышаются тарифы на газ и электроэнергию. В ответ от своих партнеров по ЕЭП в России ждут усиления экономической интеграции и расширения объемов взаимной торговли. Иными словами, Кремль мягко стелет сегодня своим партнерам, чтобы завтра просто завалить их своими товарами.

По сути, Москва пытается привязать к себе соседей экономическими узами, особенно тех, кто страдает от нехватки энергетических ресурсов (например, Беларусь и Украину) или же испытывает дефицит потребительских товаров, как Казахстан. Неслучайно украинский президент Леонид Кучма комментировал это решение Кремля без дипломатических реверансов, ссылаясь на недавнее расширение Европейского союза: “Сегодня, допустим, Евросоюз и проиграет с какой-то точки зрения, что надо чуть-чуть раскошелиться и помочь отстающим, завтра он обязательно выиграет. Я думаю, под таким углом зрения надо рассматривать и разрешение этой проблемы”. Впрочем, напомнил он и о том, что международные стандарты предполагают взимание НДС по стране назначения.

Итак, теперь российские товары, и без того более конкурентоспособные по сравнению с казахстанскими, начнут приходить на наш внутренний рынок “очищенными” от косвенных налогов в России. Но это еще не главная угроза для казахстанской экономики. Напомним, что у нас значительная часть национальной экономики контролируется ино­стран­ными инвесторами, чья продукция экспортируется в оффшорные зоны. Сейчас там оседают миллиарды долларов, получаемых инвесторами за счет трансфертных цен, а теперь туда же могут уйти и огромные суммы НДС! Пока, правда, речь идет только о странах ЕЭП, но ведь завтра, после вступления Казахстана в ВТО, такого же порядка для себя потребуют и другие государства.

Еще одним свидетельством растущей экономической экспансии России в соседние страны стало приобретение российской компанией “ВымпелКом” оператора сотовой связи “Кар-Тел” за 350 млн. долларов. Чтобы было понятным, о какой сумме идет речь, напомним читателям, что примерно столько же составляет годовой оборонный бюджет Казахстана! К тому же россияне согласились принять на себя и долг “Кар-Тел” в размере 75 млн. долларов, который остался этой компании в наследство от бурно-авантюрного романа турецких олигархов Узанов с американской “Моторолой”. Понятно, что сделки такого масштаба не могут совершаться без взаимного согласия высших властей обеих стран. Косвенным свидетельством этого является тот факт, что юридическим консультантом сделки выступила компания “Akin, Gump, Strauss, Hauer & Feld L.L.P.”, которой западные СМИ давно приписывают лоббирование интересов руководителей целого ряда стран СНГ, включая и президента Казахстана. Кстати, в июле другая российская компания – “МТС” – приобрела контрольный пакет ведущего оператора мобильной связи в Узбекистане фирмы “Uzdun­robita” за 121 млн. долларов. В общем, россияне явно перешли в экономическое наступление. Точнее говоря, в контрнаступление – ведь 15 лет тому назад ни американцев, ни европейцев, ни других инвесторов из дальнего зарубежья у нас практически не было. И ничего, обходились!

Михаил Юрьев


О нашем богатстве

Хотя в последнее время доходы бюджета от приватизации госсобственности не слишком интересуют общественность, Минфин с завидной регулярностью продолжает отчитываться на эту тему.

На этот раз достоянием прессы стала информация Комитета государственного имущества и приватизации (КГИП) Минфина о результатах деятельности за первое полугодие текущего года. Приватизация госпакетов акций и госдолей из республиканской собственности за первое полугодие принесла государству 3,6 млрд. тенге за счет продажи 10 госпакетов из 12, выставленных на продажу. Акиматы по этой статье выручили 346,2 млн. тенге – им удалось реализовать все 18 госпакетов из коммунальной собственности, выставленных на продажу. Следующее направление легальной продажи родины – приватизация имущественных комплексов (ИК). Правительство предложило покупателям 3 ИК, продать удалось 2 на общую сумму 120,1 млн. тенге. Акиматы заработали по этой статье 47,4 млн. тенге от продажи 6 из 10 ИК. И, наконец, приватизация объектов с незавершенным строительством, недвижимости, машин, оборудования, транспорта и других, находившихся в республикан­ской собственности, принесла территориальным подразделениям КГИП 383,5 млн. тенге. Такой оказалась выручка от продажи 463 объектов из 706, предложенных покупателям. Лидировал по сумме продаж Алматы, тогда как наибольшее количество объектов было продано в Карагандинской области. Доходы акиматов от продажи объектов коммунальной собственности за полугодие составили 272,7 млн. тенге (выставлено 767, продано 430).

Помимо данных приватизационной статистики, КГИП сообщил и другую информацию о состоянии дел с госсобственностью. Как выясняется, в республиканской собственности по состоянию на 1 июля находились госпакеты акций 179 акционерных обществ, из которых только 57 были в ведении КГИП. Остальные 122 госпакета находились на правах владения и пользования у министерств и ведомств. План поступлений дивидендов на госпакеты, предусмотренных на первое полугодие, был перевыполнен в два раза (точнее, 207%), и по этой статье казна получила 2 млрд. 602,2 млн. тенге. Поступления в государственный бюджет доли прибыли государственных предприятий (как республиканских, так и коммунальных) составили 702,8 млн. тенге (134,6% от плана на полугодие и 119,9% к запланированному годовому показателю).

Еще один источник доходов от госсобственности – это ее аренда. По республиканской собственности в первом полугодии РГП, подведомственные 21 министерству и агентству, заключили 2131 договор имущественного найма. В результате в аренду были переданы помещения площадью 254,4 тыс. кв. метров, 519 единиц оборудования и 2,66 тыс. га земли. Это принесло в доход РГП 379 млн. тенге. В дополнение к этому на местах теркомы КГИП заключили 1672 договора имущественного найма помещений государственного нежилого фонда общей площадью 211,8 тыс. кв. метров и 37 договоров аренды других объектов республиканской собственности. Это принесло правительству еще 137,1 млн. тенге.

Региональные власти, в ведении которых находится коммунальная собственность, также зарабатывали на аренде. Департаменты по управлению коммунальной собственностью областей, Астаны и Алматы заключили за полугодие 7 362 договора имущественного найма объектов коммунальной собственности и передали в аренду помещения общей площадью 525,2 тыс. кв. метров и 373 единицы оборудования. Это принесло местным бюджетам 313,6 млн. тенге. Кроме того, коммунальные госпредприятия заключили 673 договора имущественного найма и передали в имущественный наем помещения площадью 84,3 тыс. кв. метров и 292 единицы оборудования. Их доходы за счет этих операций за полугодие пополнились на 60,1 млн. тенге. Общим итогом сдачи в аренду госсобственности стало поступление в госбюджет 457,6 млн. тенге, что на 36% больше плана на полугодие и на 15,5% больше по сравнению с поступлениями за аналогичный период прошлого года.

В заключение об особом направлении деятельности КГИП – постприватизационном контроле, на котором находится 280 договоров купли-продажи с инвестиционными и другими обязательствами. Он включает в себя осуществление проверки выполнения договорных обязательств инвесторами, проведение анализа правового, экономического и технического состояния объектов после их приватизации, мониторинг эффективности управления приватизированными предприятиями в стратегических отраслях экономики.

За первое полугодие было проверено выполнение договорных обязательств по 154 контрактам, из которых 31 проверен консалтинговыми фирмами, 10 – территориальными органами управления Комитета финансового контроля и113 – территориальными органами КГИП. По результатам проверок 40 договоров купли-продажи признаны завершенными, в том числе в связи с исполнением обязательств – 31 договор, расторгнут – 1, сняты с контроля по иным основаниям 8 договоров. Самое интересное, что по поручению правительства в I квартале 2004 года была проведена оценка финансово-хозяйственной и лицензионной деятельности компаний “ТНК “Казхром”, “Евроазиатская энергетическая корпорация” и “Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение”. Как известно, они контролируются группой Машкевича – Шодиева – Ибрагимова, спонсирующей Гражданскую партию и тесно связанной, как утверждается в СМИ, с нынешним премьер-министром ДаниаломАхметовым. Зачем это вдруг последнему потребовалась оценка деятельности упомянутых компаний, до сих пор непонятно. Не исключено, что их готовят к продаже другим инвесторам, чья репутация не подмочена международными скандалами, регулярно возникающими вокруг упомянутого трио.

Берик Темирбаев

Hosted by uCoz