Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
   Дипломаты о выборах

Как это бывает у них…

посольский блиц

Золотое правило послов и дипломатов всех времен и народов гласит: “Не стоит публично комментировать внутреннюю политику страны, в которой находишься”. И все-таки в канун парламентских выборов “Эпоха” решила поинтересоваться мнением представителей международного сообщества. Всем нашим респондентам были заданы четыре вопроса:

1. Существует ли в их стране такой государственный орган, как ЦИК в Казахстане? Если да, то каковы его полномочия?

2. Принят ли специальный закон о выборах, и если да, то как часто в него вносятся изменения и поправки?

3. Координирует ли законодательство деятельность СМИ в выборный период? Каким образом? Возможно ли, чтобы правила деятельности, права и обязанности СМИ в период выборов рознились с правами СМИ, ранее прописанными в законе?

4. Существует ли такая практика, как теледебаты? Регламентируются ли при этом выступления кандидатов, из каких средств оплачиваются подобные публичные выступления?

 

Чрезвычайный и полномочный посол Литвы в Казахстане г-н Ромуалдас ВИСОКАВИЧЮС:

 1. В Литве существует утверждаемая парламентом Высшая избирательная комиссия (ВИК). Ее статус, обязанности, права и полномочия регламентируются законом о ВИК и о выборах. Эта комиссия по установленному порядку принимает документы от партий и отдельных лиц, которые выставляют свои кандидатуры на выборах, проверяет и регистрирует эти документы. Также она отвечает за то, чтобы все кандидаты до и во время выборов действовали по закону и в установленном порядке, проверяет результаты голосования и т.п.

2. В Литве действуют отдельные законы о выборах в сейм, о выборах президента, Европарламента и муниципалитетов, а также о проведении референдума. Некоторые из них меняют часто. Например, закон о выборах в сейм меняли с 1990 года 19 раз, а закон о проведении референдума – лишь один раз. Это зависит от решения парламента. За последние две каденции менялось число туров: например, в 2002 году выборы в парламент проходили в один тур, а в 2004 они вновь будут проходить в два тура. Таким образом парламентское большинство старается обеспечить себе возможность победить.

3. В законе о выборах предусмотрено, что СМИ информируют общество о проведении выборов, а значит, имеют право участвовать во всех мероприятиях, организуемых ВИК, и получать всю информацию о результатах выборов. Во время выборов правила действий СМИ не могут быть изменены.

СМИ не могут нарушать права кандидатов и сами критиковать кандидата во время выборов. Если же критика исходит из уст оппонентов, то СМИ обязаны заранее предупредить об этом своих читателей и зрителей, чтобы в случае судебного разбирательства не оказаться крайними.

4. Дебаты кандидатов во время выборов в Литве очень популярны. При этом ВИК совместно с Литовским национальным радио и телевидением устанавливают правила, равный объем передач и время для всех кандидатов. Агитацию в коммерческих СМИ ограничивает только объем счетов для затрат на выборы для каждого кандидата и партии, и они обязаны открыть свой банковский счет специально для выборов. Выступления кандидатов по государственным СМИ финансируются государством. В Литве действует закон о финансировании политических партий во время выборов. А общество так же, как и СМИ, может контролировать соблюдение этого закона.

Чрезвычайный и полномочный посол Турции
в Казахстане
г-н Танер СЕБЕН:

1. В Турции действует Высший избирательный совет, который является уполномоченным органом по ведению выборов. Он состоит из членов Государственного совета и Кассационного суда, а также в него входят избирательные комиссии в каждом иле и в каждом ильче (иль и ильче – административные единицы в Турции) и избирательные комиссии в округах, где установлены избирательные урны. Высший избирательный совет отвечает за широкий круг вопросов, связанных с подготовкой списков избирателей, конвертов и избирательных бюллетеней, организацией региональных избирательных комиссий в округах, рассмотрением апелляций по проведению выборов.

В нашей стране пока не вводилась система электронного голосования, и в этом отношении Казахстан, в случае удачного проведения предстоящих выборов, может стать примером для всех остальных стран.

2. В Турции выборы проводятся в соответствии с “Законом об основных положениях о проведении выборов и списках избирателей”, принятом в 1961 году. Этот закон претерпел ряд изменений и поправок. Как известно, Турция, являющаяся кандидатом на вступление в Европейский союз, для приведения национального законодательства в соответствие с уровнем ЕС с 2001 года начала реализацию объемного совершенствования законодательства, известного как “Пакет соответствия”. В законодательство о выборах также был внесен целый ряд изменений.

3. Законом о выборах определена ответственность средств массовой информации в период выборной кампании. В Турции очень много телевизионных каналов, и один из них – это государственный, который называется ТРТ. Его использование политическими партиями в период проведения выборов определяется законом. Не может быть и речи об осуществлении какой-либо координации или контроля над СМИ вне условий, определенных законом.

4. Политические партии имеют право проводить агитацию на государственном канале ТРТ за семь дней до начала выборов, она заканчивается за день до выборов, в 18.00. Партии могут дважды выступить по 10 минут, рассказав о своей программе и деятельности. Кроме того, партиям, имеющим фракции в парламенте, предоставляется право дополнительного выступления – 10 минут. Правящей партии или партии, имеющей большинство в коалиционном правительстве, – 20 минут, остальным членам коалиции – 15 минут, основной оппозиционной партии – 10 минут дополнительного времени. Партии сами оплачивают свои выступления. ТРТ может пригласить правящую и оппозиционную партии и устроить между ними дебаты, в этом случае выступления бесплатны. Частные радио- и телеканалы могут организовывать дискуссии и беседы с участием политических партий, однако они должны соответствовать принципам и правилам, принятым на ТРТ.

Пресс-атташе посольства США в Республике Казахстан г-жа Жаклин Мак Кеннан :

1. В США есть Федеральная избирательная комиссия. Она была создана Конгрессом в 1975 году для проведения в жизнь и обеспечения действия Акта о федеральных избирательных кампаниях (FEC) – закона, который регулирует финансирование федеральных выборов. FEC является независимым регулирующим агентством. Его первоочередная задача –надзор за финансированием президентских выборов. Комиссия состоит из шести членов, назначаемых президентом и утверждаемых сенатом, каждый из них работает в течение шести лет. Не более чем три члена комиссии могут принадлежать к одной и той же политической партии, а для принятия любого решения необходимо по крайней мере четыре голоса. Председательство передается ежегодно разным членам комиссии, при этом ни один из них не может быть председателем более одного раза в течение всего срока работы.

2. На национальном уровне наше право голоса закреплено в 15-й поправке кКонституции страны, кроме того, Федеральная избирательная комиссия наблюдает за соблюдением Закона “О финансовых взносах в избирательную кампанию”. В 2002 году было создано новое агентство, ответственное за установление стандартов по голосованию и системе регистрации избирателей, а также обеспечение федерального финансирования. Сами выборы управляются и контролируются как на уровне штата, так и на местном уровне, поэтому существуют различные законы, действующие в каждом штате.

3. Единственным законом, который у нас есть, является самая первая поправка к нашей Конституции, гарантирующая свободу слова. Свобода СМИ является неотъемлемой частью американского опыта и необсуждаемым требованием первых американских колонистов, живших под британ­ским управлением, вот почему она была включена в качестве первой поправки. Сегодня, как и тогда, СМИ являются частными. Они сами определяют свою политику, стремясь к передаче сбалансированной, правдивой и объективной информации о событиях. Освещение избирательных кампаний зависит от того, кто баллотируется на тот или иной пост, что он говорит, а также, что хотят знать о кандидатах читатели и зрители.

4. Телевизионные дебаты не регулируются законом, однако они следуют традициям выборов. Комиссия по президентским дебатам – неправительственная организация, созданная в 1987 году. Спонсирует все президентские дебаты, начиная с 1988 года. Она осуществляет исследовательскую и образовательную деятельность, относящуюся к дебатам. У Комиссии уже существует график предвыборных дебатов с кандидатами на пост президента и вице-президента, с указанием дат и тем для обсуждения. Каждые дебаты продлятся по 90 минут. Первые из трех президентских дебатов сконцентрируются на внутренней политике, вторые обратятся к проблемам, выбранным службой Гэллапа, проводящей опросы населения, а третьи – к внешней политике.

Пять крупнейших сетей телевизионных новостей США привлекают лоты, чтобы определить, какая станция будет освещать те или иные дебаты. Кандидаты могут оплатить телевизионную рекламу, однако они не платят за участие в дебатах. Компании продают рекламное время, чтобы покрыть стоимость времени, выделенного дебатам.

Чрезвычайный и полномочный посол Государства Палестина
в Казахстане
г-н Мохаммад ТАРШАХАНИ:

1. У нас есть Центральная избирательная комиссия, которая координирует ход и организацию выборов. Какой-то период времени после образования Палестинской Автономии у нас не было ни закона, ни ЦИКа. Первые выборы в автономии прошли по закону, который принимал президент Ясир Арафат. Потом законодательный совет, парламент приняли закон о выборах. Сейчас идет дискуссия о его модификации, вносятся некоторые поправки. Закон предусматривает выдвижение кандидатов не по партийным спискам, а по индивидуальным мандатам. Но не исключается и то, что целая группа может выступить единым блоком. Выборы проходят по территориальным округам, в одно и то же время.

2. Голосование проходит по бюллетеням. Мне кажется, что электронное голосование могло бы только ускорить выборный процесс. Нужно идти в ногу с новыми научными технологиями – это нормально. Думаю, что и в Палестине можно было бы ввести электронное голосование. Сейчас идет дискуссия о том, чтобы проводить выборы на трех уровнях: президента, законодательного совета парламента и местных органов законодательной власти. Мы намечаем провести их в 2005 году, конечно, если нам удастся договориться с израильтянами, поскольку сегодня они оккупировали все крупные города, и невозможно провести выборы, чтобы они были свободными и демократичными.

3. В Палестине существует закон о СМИ, который и координирует их деятельность в выборный период. И единственным ограничением является агитация за 24 часа до начала выборов. Следует признать, что в плане освещения выборов у нашего государства еще очень небольшой опыт.

4. Любые агитационные материалы оплачиваются из избирательного фонда каждого кандидата. У нас многопартийная система. Но должен отметить, что все кандидаты, вне зависимости от принадлежности к какой-либо партии, выступают в равных условиях, что регламентировано законом о выборах. У нас пока нет такой практики, как теледебаты, однако каждая партия имеет свои печатные органы, которые и раскрывают избирателям программу того или иного кандидата.

Хотел бы отметить, что все выборы, проводимые сегодня в нашей стране, имеют одну цель – прийти к стабильности и согласию в обществе. И для меня это самое главное.

Hosted by uCoz