Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
   Позиция

“Переправа пройдена – пора менять коней”

Жанна Наурызбаева. 31 год. Высшее экономическое образование.

Деятельность в общественно-политической сфере начала в 1997 году, создав общественную организацию “Молодежная информационная служба Казахстана”, которая сейчас, по мнению многих, является одной из самых крупных и успешных молодежных организаций республики. Сегодня Жанна – кандидат в депутаты мажилиса парламента по партийному списку ДПК “Ак жол”. Одновременно она возглавляет Казахстанскую ассоциацию вкладчиков пенсионных фондов и общественный фонд “Наш город – Алматы”.

Любит горы и все, что с ними связано – их красоту, восхождения, катание на лыжах. Наибольшую радость получает от общения с детьми. Говорит, что душа открывается, когда видит степь или слышит казахскую песню.

Баталии вокруг предстоящих выборов в мажилис парламента РК постепенно приближаются к точке кипения. В ходе наблюдения за участниками этого процесса становятся все заметнее некоторые перемены. Их можно увидеть как в идеях, так и в лицах. Для внимательного наблюдателя не останется незамеченным, что в нашей стране уже на подходе новое поколение политиков, которое готово составить конкуренцию “старой гвардии”. Чего нам следует ожидать от него? Что нового оно может внести в казахстанскую политику? Движимый подобными вопросами, автор обратился к одному из представителей этой самой “новой волны”.

- В политике есть молодые люди, которые пока не входили во власть и не имели опыта изгнания из нее, у которых нет шлейфа из старых счетов и отношений, например, с президентом. Что для них нынешние выборы – игра, репетиция, реальный бой?..

- Я считаю, что предстоящие выборы в мажилис парламента – это не просто выбор между партиями и кандидатами. Это выбор между путями развития нашего общества и государства, это выбор между разными силами. Если хотите, между силами обновления и силами консервации, застоя. С этой точки зрения, предстоящие выборы в мажилис – реальный бой за то, как нам дальше жить.

Для тех, кого “не породил” президент и кто не имеет никаких обязательств перед ним, вполне естественно смотреть на вещи “как они есть”. Тем, кому сегодня около тридцати , все достаточно очевидно – их мир не замыкается на первом и единственном президенте. И не потому, что президент плох, а просто таков естественный порядок вещей – смена эпох и поколений. Поэтому все рассуждения о незаменимости или отсутствии альтернативы для людей, которые в 2030 году будут моложе, чем первый президент сейчас, видятся просто бессмысленными.

Нам нужно двигаться дальше, мы хотим жить в динамичной и успешной стране. Чувствуется, что желание двигаться вперед набирает силу в молодом поколении, и эта энергия рано или поз­д­но возьмет свое. С этих позиций предстоящие выборы – это не репетиция и уж тем более не игра “для избирателей”, а первое открытое противостояние между старым, отживающим, и новым, набирающим силу.

- И в этом противостоянии вы на стороне “Ак жола”. Почему?

- Это решение продиктовано тем, что я хочу жить в своей стране без страха сказать правду, чтобы здесь были хорошие больницы, дороги, самое качественное образование, чтобы здесь было справедливое отношение государства к людям.

Сколько можно пребывать в самообмане, что мы движемся вперед в своем развитии? Да, сейчас растут цены на нефть, а вместе с ними и доходы мизерной части населения. Но стоит только ситуации на мировом рынке измениться, и мы увидим жестокую правду: наша экономика живет нефтью и без нее практически ни на что не способна. Мы увидим роскошные особняки и джипы чиновников на фоне пустой казны, и пенсионеров, которым не смогут выплатить пенсии. Чтобы не попасть в такое будущее, нам нужно, чтобы страной руководили люди, которые думают не о своем кармане, а о стране, не взяточники и казнокрады, а патриоты и государственники. Мы должны иметь только таких лидеров и не соглашаться на что-либо другое. И я категорически не согласна с теми, кто считает это невозможным.

Первое, что я увидела в “Ак жоле”, в людях этой партии, в лидерах, – это и есть та самая новая генерация – свежая струя в нашей политике и государственном управлении. Они предлагают совершенно конкретные, реальные идеи. Они знают, что нужно менять, и как это сделать. Второе, что меня привело в “Ак жол”, – то, что здесь все люди находятся по своим убеждениям. Нет ни одного факта принудительного вступления в партию. Людей приводят в “Ак жол” собственные идеи, идеи партии, искреннее уважение к лидерам. Получается, что это на самом деле реальная партия, выросшая из народа. Ее возглавляют яркие личности, за которыми идут люди, и которые, в свою очередь, могут многое сделать при поддержке людей.

- Некоторые говорят, что нет разницы между программами “Асара”, “Ак жола”, “Отана”, других партий. Разве кто-то в программах говорит, что он хочет жить в недемократическом государстве? Нет. Разве кто-то хочет, чтобы у нас деградировала социальная сфера? Нет, все за то, чтобы государство больше инвестировало в социальную сферу: в образование, медицину, чтобы были увеличены размеры пенсий, стипендий.

- Именно ценности – это то, что отличает “Ак жол” от старого поколения политиков. Ныне властвующие лица нарушили правила, по которым должно строиться и жить нормальное общество. И, по сути дела, когда мы, партия “Ак жол”, говорим о прозрачности в экономике, политической системе, это равносильно тому, что должны быть возвращены на свое место такие понятия, как честь, честность, справедливость, правда, порядочность.

Управлять государством могут только люди, имеющие моральное право и такие внутренние устои, которые позволят формировать и прозрачную политическую систему, и честную конкуренцию. И мы не сможем построить нормальную экономику, эффективное государство, если государственные деятели не будут достаточно открыты, не будут являть собой образцов честности.

- Вы сказали о противостоянии старого и нового. А чем качественно отличается новое поколение политиков от старого?

- Правящая элита, наживаясь на воровстве, развращает и общество. Люди говорят: “Наворуют для себя, а потом, может, сделают что-то для народа”. И никто сейчас уже даже не думает о том, что воровать, брать взятки – это в принципе неприемлемо и постыдно для человека, а особенно – для государственного деятеля, что воровство должно быть уголовно наказуемо. Как можно спокойно говорить, что человек занимает государственную должность и ворует?

Наши дети живут в такой обстановке – видят всеобщую продажность, ложь с телеэкранов, живут в атмосфере неверия, атмосфере двойных стандартов. На что нам рассчитывать, как обществу и государству, в такой ситуации? Те, кому по 18, 20, 25 лет, полностью уверены, что абсолютно все продается и покупается. И неважно, как ты делаешь деньги – идешь ли ты по трупам или воруешь… Главное, чтобы они у тебя были. Так происходит самое страшное преступление – преступление против будущего. Потому что, поломав молодых людей, заставив их переступить через свою совесть, чего мы хотим дальше от этого поколения?

Я хочу еще раз отметить, что такие понятия, как честь и честность, должны быть краеугольными камнями в государственном менеджменте, в отношениях между людьми, и пока мы не сделаем их главенствующими, у нас, как общества и государства, нет перспектив. И именно те люди, те лидеры, кто сегодня понимает или чувствует это, являются, на мой взгляд, новым поколением, которое должно сменить скомпрометировавшую себя элиту.

- Как людям разобраться, кто принесет с собой благо в политику, а кто пришел “покормиться”?

- У всех людей есть своя история, пройденный путь. Достаточно посмотреть, как люди зарабатывали и зарабатывают деньги. Сегодня мы все видим, что основная задача тех, кто у власти, – это превращать власть в деньги. Давайте посмотрим на зарплаты госслужащих и на то, в каких домах они живут. Поэтому я думаю, что на человеческом уровне мы все понимаем, как отличить порядочного человека от проходимца и казнокрада.

С приходом нового поколения политиков-профессионалов должно произойти обновление политической системы Казахстана. Политику должны делать люди с “чистыми руками”. Почему Казахстан не может поставить себе такую задачу и решать ее? Почему мы не можем поставить одним из основных условий для прихода человека в политику такое качество, как честность?

Давайте скажем, что требуется от политика: чтобы он своей жизнью доказывал, что он служит государству, а не устраивает жизнь своей семьи за счет тех ресурсов, которые являются собственностью народа Казахстана.

- Жанна, вы отметили, что изменения будут возможны, если граждане поддержат это новое поколение политиков. Насколько люди, по вашему мнению, готовы к этим изменениям, насколько актуальна сейчас в обществе поговорка “коней на переправе не меняют”?

- Люди пойдут за новыми лидерами и доверятся им, потому что это естественный процесс смены поколений. И в этом смысле ход истории не остановить. Может быть, выражение “коней на переправе не меняют” работало лет пять-семь назад, в период кризиса. Но теперь мы видим, что переправа-то уже пройдена, нужно двигаться дальше. И именно сейчас нужно впрячь молодых, сильных, и они должны двинуть нашу колесницу вперед.

У нас уже давно и намеренно формируется миф о безальтернативности действующей системы власти и президента. Идеологи от власти используют то, что люди после тяжелого периода перестройки и развала боятся перемен. Поэтому для многих любые перемены кажутся негативными. Но жизнь не стоит на месте, и главный вопрос сегодня: “Что дальше?”.

Хочу обратиться к тем, кто нагнетает страх в людях. Если вы постоянно повторяете “нет альтернативы”, “коней на переправе не меняют”, ответьте: сколько тогда еще будет длиться наша переправа? Почему сейчас все делается для того, чтобы люди не видели реальной альтернативы? Почему партии “Ак жол” препятствуют при организации митингов, встреч с людьми, появлении на телевидении? Почему делается все, чтобы не допустить Булата Абилова к выборам? Не потому ли, что вам известны реальные рейтинги популярности наших молодых политиков?

Президент сказал про них: “Им только дай порулить”… А почему бы и нет? Рано или поздно придется уступить дорогу молодым. Нашей молодой стране нужны молодые, сильные лидеры, не обремененные коррупционными скандалами, за которыми не тянется шлейф приватизации, кто ничего не должен иностранным инвесторам, к кому нет претензий у населения. Пусть придут молодые, профессиональные политики, которые компетентны, честны и ответственны. Такие политики сегодня в Казахстане есть, и народ готов идти за ними. Их победа – это вопрос времени.

Интервью записала Лариса Сидорова

Данный материал оплачен из средств избирательного фонда ДПК " Ак жол"


Адильхан Умербаев: “Нам надо иметь свою фракцию в парламенте”

Чтобы узнать человека, надо с ним познакомиться. После нескольких встреч мы выделили главные черты, характерные для Адильхана Умербаева. Прежде всего, это его открытость, умение разговаривать с людьми, готовность обсуждать их проблемы, не уходя от острых жизненных вопросов. Наверное, таким и должен быть представитель народа в высшем законодательном органе страны.

- Адильхан, судя по послужному списку, вы уже в молодые годы занимали высокие государственные должности, побывали в коридорах власти…

- Начну, пожалуй, с того момента, когда после окончания института я вернулся в Кызылорду, хотя мне предлагали остаться и работать в НИИ автомобильной промышленности Белоруссии. Почему сделал такой выбор? Я хотел приложить свои силы и знания в Казахстане. Нам повезло, что к руководству областью пришел тогда Еркин Нуржанович Ауельбеков, глубоко уважаемый мною человек. Именно с его приходом в 1984 году в области началась перестройка. Меня пригласили работать в комсомол. Затем я переехал на космодром Байконур, был завотделом горсовета, секретарем его первичной партийной организации. Причем наша парторганизация стояла на демократической платформе и была в числе немногих в Казахстане.

- То есть за демократические преобразования вы уже тогда боролись?

- Так, оно и есть. Мы хотели создать Всесоюзный блок коммунистов, стоящих на демократических позициях. В Москве провели свой съезд, но не пришли к единому пониманию. После чего я вышел из партии, тогда как основная масса коммунистов, как известно, сделала это после путча 1991 года. Это было трудное, но очень интересное время. Сначала я занимался бизнесом, был заместителем главы города по экономике и рыночным отношениям. Многие космические программы были свернуты, бесхозные объекты разворовывались. Город Ленинск разваливался. Ведь все, от выпечки хлеба до подачи тепла и воды, зависело от военных властей космодрома. Но после 31 августа 1991 года, когда все это стало собственностью республики, мы добились передачи в коммунальную собственность ТЭЦ. Создано было более 17 гражданских коммунальных предприятий, открыты ГУВД, филиал Национального банка. Мы настояли на введении в город бригады внутренних войск Казахстана. Позже последовали Соглашение 1994 года, Договор об аренде космодрома.

- Затем был сделан шаг вверх, вы стали депутатом, работали в администрации президента…

- В 1994 году на альтернативной основе я был избран депутатом Верховного Совета 13-го созыва. Коллеги избрали меня членом Комитета по финансам и бюджету. В то время правительство ставило вопрос о снятии экологических льгот с жителей Семипалатинского полигона, Арала, но мы тогда сумели их отстоять. Нам удалось добиться признания внутренним долгом потерь наших граждан по сберегательным книжкам, связанных с введением национальной валюты. Мы добились, чтобы объемы всех внешних займов утверждались в рамках республиканского бюджета. Ведь если общество не может контролировать, сколько берет государство в долг и на какие цели, страна может оказаться в долговой яме. И такую контрольную норму нам удалось впервые закрепить в Законе «О республиканском бюджете на 1995 год». Депутаты того созыва приняли впервые Налоговый и Гражданский кодексы. Мы также поддержали предложение президента по переносу столицы в Астану.

В должности государственного инспектора в администрации президента курировал Карагандинскую область. Как раз в те годы по поручению главы государства и под руководством Алихана Байменова мы занимались ликвидацией задолженности по пенсиям и заработной плате бюджетных организаций, которая достигла 36 млрд. тенге. Параллельно готовили для президента страны предложения по поддержке малого бизнеса. Затем возглавлял отдел в аппарате правительства, работая в котором, вплотную занимался вопросами переноса столицы в Астану, социально-экономического развития регионов Казахстана, кадровыми вопросами, координацией деятельности силовых структур. Тогда впервые наш отдел провел анализ всех малых городов и сельских районов республики, по результатам которого было принято решение правительства об оказании ряду депрессивных районов государственной помощи.

Отмечу, что в правительстве Нурлана Балгимбаева была сформирована команда, которая все свои силы, знания отдавала стране. В те годы я приобрел единомышленников в лице многих молодых и грамотных руководителей. Это Ораз Жандосов, Алихан Байменов, Оразалы Ержанов, Александр Черепанов, Канатбек Сафинов, Виктор Кияница, Мурат Аманбаев, Ермек Кошербаев и многие другие. Я до сих пор им благодарен. А с Алиханом Байменовым мы с нуля создавали Агентство по делам госслужбы, аналогов которому еще не было в СНГ. Разработанная нами реформа признана сегодня лучшей на всем постсоветском пространстве. Мы разработали Закон «О государственной службе», который был принят парламентом и поддержан главой государства. Был введен конкурсный отбор, благодаря которому, независимо от наличия родственных связей, многим удалось получить работу в системе государственных органов, продвинуться вверх по карьере.

- Реформаторский дух присутствовал у вас и когда вы работали в Минтруда вице-министром?

- Наверное, это судьба нашего поколения. На изгибе столетий без реформ не обойтись. В министерстве труда и соцзащиты мы в течение двух лет проводили реформы и наметили стратегические направления в дальнейшем развитии трудовых отношений, трехсторонних соглашений, охраны труда, заработной платы, защиты прав наших граждан в иностранных компаниях, разработали Концепцию социальной защиты населения, которая прошла всенародное обсуждение и получила поддержку. Мы предложили введение системы регионального регулирования заработной платы, исходя из стоимости жизни, которая была одобрена президентом страны. В те годы я возглавлял рабочую группу правительства по реформированию системы оплаты труда в Вооруженных Силах и других силовых структурах. Нам удалось провести только первый этап реформы, которая также была признана лучшей в СНГ, второй этап нам просто не дали реализовать. Если бы он был принят в 2002 году, то сотрудники силовых структур страны сегодня были бы в значительно лучших условиях.

- В 2002 году мы все были свидетелями ноябрьских событий, зародилось новое движение ДВК. Каковы были ваши действия?

- Действительно, во время тех событий многие мои соратники ушли в отставку, в том числе и Алихан Байменов. Я еще два с половиной месяца работал с новым министром Гульжан Карагусовой. Сразу уйти с должности вице-министра не позволяла корректность, которой придерживаются истинные государственники. Министр назначен главой государства, и я был обязан быть рядом с ней, помочь, чтобы Гульжан Жанпеисовна как можно быстрее вошла в курс дел.

- Но потом вы все-таки подали в отставку?

-При смене правительства и с приходом Имангали Тасмагамбетова я сам подал в отставку. Во-первых, это предусмотрено законодательством, во-вторых, смысла не было дальше работать, так как начался отход от принципиальных позиций начатых нами реформ и,
в-третьих, я не мог оставаться безучастным в деле, которым занимались мои друзья.

- И вы занялись партийными делами?

- В партии «Ак жол» я с первого дня, был руководителем Центрального аппарата. За короткий период мы создали 19 филиалов, прошли три перерегистрации, в том числе и после принятия нового Закона «О политических партиях», разработали 17 законопроектов, предложили обществу Программу политических реформ, добились снижения налогового бремени, выплаты пособий по рождению ребенка, повышения пенсий, заработной платы. Когда президент объявил 2003–2005 Годами аула, мы думали над тем, как помочь селянам. Мне было поручено создать НПО. После общения с фермерами провели учредительную конференцию и создали РОО «Союз фермеров Казахстана». Сейчас у СФК имеются филиалы, выпускается своя газета. Совсем недавно меня избрали заместителем председателя РОО «Республикан­ский общественный антимонопольный комитет». Будем создавать его филиалы во всех регионах Казахстана, так как вопросы тарифной политики затрагивают жизненные интересы каждого казахстанца.

- Почему вы решили идти в депутаты мажилиса, и какие цели ставит перед собой партия «Ак жол» в парламенте?

- Вы посмотрите на тех, кто с первых дней в нашей партии. Сембаев, Жандосов, Байменов, Ертлесова, Абилов – никто из них не держится за кресло чиновника. Мы все переживаем за судьбу Казахстана. Что будет дальше? Ведь так, как это происходит сейчас, двигаться нельзя! В принципе каждый из нас мог бы спокойно сидеть в тепленьком кресле, решать какие-то проблемы. Но именно ответственность перед старшим, настоящим и будущим поколениями страны не позволяет нам делать этого. Макроэкономические показатели экономики страны неплохие, но в то же время экономика однобокая, сырьевая. Что останется нашим детям и внукам, будущим поколениям? Дальнейшее развитие страны мы не видим без политических реформ. Это наша конкретная позиция. Масштабы коррупции, равнодушия чиновников достигли критического уровня. Это каждый из нас ощущает на себе. Треть населения живет за чертой бедности. Мы предложили свою программу политических реформ. На последнем съезде партии «Отан» президент озвучил ряд моментов из нашей Программы.

Все это побудило меня и моих соратников участвовать в выборах. Чтобы быстрее продвигать свои идеи, нам надо иметь свою фракцию в парламенте. Я баллотируюсь в кандидаты мажилиса по Сарыаркинскому району столицы. Я не против развития столицы, но я против того, чтобы оно шло по пути резкого крена в сторону левобережья. Не секрет, что сегодня в Астане три хорошие улицы – на вокзал, в аэропорт и на выезд в Алматы. Стоит сделать десять шагов в сторону, натыкаешься на непролазную грязь, избушки, вросшие в землю. Все жители столицы должны жить в одинаковых условиях, поэтому наша партия будет добиваться финансирования возрождения старого города, адекватного с левобережьем.

Наряду с этим мы однозначно ставим вопрос повышения в два раза пенсий, зарплаты государственных служащих низшего и среднего звена. У работников здравоохранения города Астаны зарплата в пять раз ниже, чем у финансового сектора, пенсии уступают этой цифре в десять раз. Надо учитывать и северный коэффициент.

Мы будем добиваться принятия Государственной программы политических реформ, так как убеждены, что единственным способом принуждения власти к истинному служению народу является зависимость ее судьбы от воли граждан. 75% налогов от предприятий сырьевого сектора, носящих характер природной ренты, должны перечисляться на персональные счета наших граждан, в том числе и наших детей. Мы выступаем за принятие Государственной программы защиты материнства и детства, предусматривающей введение государственного пособия по беременности и родам, зачисление на счета каждого новорожденного части средств от продажи сырья, перечисление из бюджета в пенсионные фонды 10% отчислений за женщин, находящихся в декретном отпуске. Достойную старость нашим ветеранам надо обеспечить путем принятия Закона «О ветеранах», двукратного повышения пенсий, дополнительного введения пособия по возрасту, компенсации за оплату коммунальных услуг.

Необходимо принять Закон «О гражданской службе учителей, врачей, научных и других работников», предусматривающий закрепление их особого статуса и мер социальной защиты, включая меры по обеспечению жильем, двукратному повышению и регулированию заработной платы, исходя из стоимости жизни.

Мы будем добиваться принятия Государственной программы развития фермерских хозяйств на 2005–2008 годы, обеспечивающей реальный доступ крестьян к новым технологиям и технике, удешевление кредитов и либеральных требований к залоговому обеспечению, государственных мер по реальной социальной защите военно­служащих и лиц, участвовавших в боевых действиях за пределами Казахстана, истинной защиты прав трудящихся путем усиления роли профсоюзов и ответственности работодателей, повышения зарплаты всем категориям работников, увеличения финансирования программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Вот почему я иду в депутаты мажилиса. Я думаю, что эти планы и задачи реальные, они близки сердцу каждого казахстанца. Я готов отстаивать их в парламенте!

Данный материал оплачен из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Мажилиса Парламента РК Адильхана Умербаева


“Участь Шеварднадзе пугает многих”

Куттыкадам Сейдахмет Рыскожаулы – кандидат в депутаты мажилиса парламента РК по Алатаускому избирательному округу № 5 г. Алматы

Американский социолог и политолог Збигнев Б жезинский в свое время сравнил процессы, происходящие в мире, с большой шахматной игрой, где крупные державы могут удачно сыграть свою партию, если правильно расставить фигуры и рассчитать ходы. Эту метафору можно спроецировать и на Казахстан, на политическом поле которого сейчас идет большая игра. Кто в ней передвигает фигуры, а главное – кто станет победителем? Вот что думает по этому поводу известный казахстан­ский политолог Сейдахмет К уттыкадам.

Раскол

- Политическая ситуация в Казахстане сейчас действительно очень необычная, она значительно отличается от той, что была всего три года назад. И это отличие в том, что власть раскололась. Ведь по сути ДВК и “Ак жол” – это часть власти, которая ушла в оппозицию. Но главное – эти вирусы раскола до сих пор живы, о чем свидетельствует наличие в стране двух конкурирующих между собой политических партий власти – “Отана” и “Асара”, а также предвыборного блока АИСТ. Кстати, эта птичка не просто так появилась, она не только младенцев в гнезда подкладывает…

- …но и свинью может подложить?

- (Смеется.) И такое не исключено. Объединение аграриев с Гражданской партией – вынужденный союз, потому как они видят, что “Отан” и “Асар” имеют очень крепкие позиции, с ними трудно соперничать, а создав блок, им уже можно составить конкуренцию. И это тоже симптом раскола власти.

- А как бы вы прокомментировали тот факт, что у нас две лидирующие партии – одна отца, другая дочери, которые при этом между собой конкурируют, что уже само по себе, как мне кажется, нонсенс? Есть ли подобный прецедент в мировой практике?

- Чтобы партия отца и партия дочери между собой конкурировали, такого в мировой политической истории, насколько я знаю, не было. Мы здесь первые! Известны примеры, когда правящая семья руководит несколькими партиями, но при этом соблюдается обязательное условие – партия отца лидирующая, остальные – формальные. Чтобы такие партии на равных притязали на власть, такого еще не было! Это также символ раскола.

Сейчас в высших слоях власти образовались три группы, которые между собой конкурируют. Две из них состоят из людей, называющих себя соратниками президента. Среди них есть старая и молодая гвардии. Причем, хотя они и конкурируют при определенных условиях, они готовы объединиться.

- В каком случае это может произойти?

- Когда встанет вопрос о политическом наследовании власти. Ведь Нурсултан Назарбаев, плохой он или хороший, не вечен. Даже металл устает, не говоря о человеке. Сей­час Назарбаев не тот, каким был раньше. Наверное, он сам понимает, что приближается пора сдавать хозяйство. Ведь Казахстан – не та страна, где можно сидеть до бесконечности, как в каком-то ханстве: чтобы хан дремал, а все само собой потихонечку двигалось. У нас другая ситуация – вождь постоянно должен быть в боевой готовности, как говорится, на стреме. Стоит ему чуть-чуть зазеваться, ситуация сразу меняется. Взять тот же ДВК. Стоило президенту расслабиться – и тут же внутри самой власти возникло это движение. Или, скажем, появился Заманбек Нуркадилов, который своими скандально-разоблачительными заявлениями в одиночку стал трясти весь властный Олимп.

Кого звать
на царство?

- Сейчас вопрос номер один – в чьи руки может перейти власть? На ваш взгляд, как будут развиваться события?

- Возможно несколько вариантов: власть может уйти к соратникам, к семье или к демократической оппозиции, в случае ее объединения. Если власть перейдет к семье, к старшей дочери, то возможны осложнения, так как за ней стоит президентский зять, Рахат Алиев, с которым у самого Назарбаева сложные отношения.

- И у которого сильные амбиции…

- Да, у которого исключительные амбиции и который известен своей позицией. Поэтому соратники прекрасно понимают – если завтра власть перейдет к семье, их не только подвинут, они рискуют оказаться эмигрантами. Возможно, ни один из них не останется в стране.

Придет совершенно новая элита с новыми правилами игры. А соратники привыкли жить в тепле, в хороших условиях, поэтому, естественно, они сделают все, чтобы не допустить такого развития событий.

- Им есть что терять…

- Безусловно.

- А возможен ли российский вариант, когда неожиданно для всех Ельцин передал власть человеку, о котором раньше никто и не слышал? Этакая темная лошадка.

- Путин – это продукт колоссального противоборства мощных сил во властных структурах российской державы. Ведь там тоже было много кланов, и сильную фигуру они не пропускали по той же самой причине – приди она к власти, остальные этой власти лишились бы. В такой ситуации мог проскочить только нейтральный человек. Причем вряд ли кто-нибудь из них мог тогда подумать, что ситуация станет развиваться так, как она сегодня развивается. Фигура Путина изначально рассматривалась как временная: отсидит года два, пока все утрясется, и власть снова можно будет прибрать к рукам. Но получилось нечто неожиданное – темная лошадка оказалась боевым конем, который сейчас не хочет сдавать свои позиции.

- Но ведь Путин тоже постепенно отодвинул людей Ельцина, того же Волошина, например, Немцова, Чубайса и так далее, я уже не говорю об олигархах типа Березовского или Гусинского, пребывающих за рубежами Отечества. Но там это обошлось, что называется, малой кровью. У нас такое вряд ли возможно, как вы считаете?

- Я бы не сказал, что малой кровью. Ведь он отодвинул практически всю старую элиту, всех старых олигархов. Ходарков­ского, например, вообще спрятал в тюрьму. Пришла новая элита, которой покорилась оставшаяся часть старой. Те же Явлинский или Чубайс, которые при Ельцине были очень влиятельными фигурами, сейчас, можно сказать, вообще лишены какого-то влияния.

Я думаю, в чем-то наш сценарий может быть похожим на российский, в том плане, что противоборствующие кланы не допустят конкурента из чужого лагеря. Скорее всего, и у нас может пройти какая-то нейтральная фигура, устраивающая на тот момент всех. Тоже как временный человек. Повторяю, никто из этих трех кланов не допустит, чтобы к власти в Казахстане прошел человек из конкурирующей группы. Если кто-то и попытается это сделать, другие будут ему мешать.

- Приход нейтральной личности был бы и для Назарбаева лучшим выходом из этой патовой ситуации. Не так ли?

- Я тоже думаю, что и для него это был бы лучший выход.

- Сейдахмет, на ваш взгляд, могут ли возникнуть социальные потрясения из-за этого дележа власти?

- Трудно сказать. Но то, что приход в президентство Дариги для Назарбаева чреват колоссальными потрясениями, это однозначно.

- Я помню, лет семь-восемь назад вы писали в “АиФ” о Дариге Назарбаевой, предсказав ее пришествие вначале в информационную империю, а затем и в политику. Помню и реакцию на эту публикацию возмущенной власти, которая все это отрицала. Но время показало – вы, что называется, как в воду глядели – старшая дочь президента стала не только медиамагнатом, но и одним из самых раскрученных политиков.

- Это была публикация 1996 года, когда “Хабар” только начинался, и тогда никто не придал особого значения тому, что Дарига Назарбаева его возглавила. Но уже тогда я говорил, что это приведет к монополизации СМИ, что после этого Дарига Нурсултановна заявит о своих претензиях и на политическую власть.

Бархатная революция или народный бунт?

- В стране грядут парламент­ские выборы, в связи с этим уже сейчас бушуют нешуточные страсти. Как известно, фальсификация итогов выборов в Грузии спровоцировала государственный переворот, который потом некоторые политики очень поэтически назвали “революцией роз”. Правда, как мне кажется, поспешили – слишком острыми оказались шипы. Если допустить, что наши выборы 19 сентября, как и прошлые парламентские, пройдут с нарушениями, вызовет ли это смену власти?

- Игры с выборами сейчас очень опасны. Ситуация изменилась не только внутри страны, но и на ее внешних рубежах. Не только США, но и демократические страны Европы очень жестко выступают против диктаторских режимов. Кроме того, появилась опасность на наших южных рубежах. Посмотрите, что делается на казахстанско-узбекской границе. Ситуация в самом Узбекистане становится непредсказуемой. Если на нашей южной границе возникнет очаг напряженности, это мгновенно изменит положение в стране. Наверняка в это вмешаются международные силы. Наша нынешняя власть с такой ситуацией просто не справится, хотя бы потому что у нее нет подобного опыта. Неслучайно Казахстан постепенно сдает свои позиции на международном уровне – и Китаю, и Узбекистану, и той же России.

Что касается положения внутри страны, то оно тоже меняется. На днях перевели из колонии на поселение Галымжана Жакиянова, освободили Сергея Дуванова. Это говорит о том, что власть понимает – действовать как раньше уже нельзя.

- Да и Кажегельдин за океаном не дремлет, активизируя “Казахгейт”.

- И Акежан не дремлет. На политическом поле появились сильные партии. Одна из самых влиятельных, пожалуй, “Ак жол”. При всех раскладах она входит в тройку ведущих партий Казахстана наряду с “Отаном” и “Асаром”. А если предоставить ей равные условия с проправительственными партиями, то она, несомненно, будет лидером. Этого уже нельзя не учитывать. ДВК и Компартия – сегодня тоже серьезная сила.

Все это вместе – разброд в правящем клане, внешняя ситуация, положение на партийном поле, усталость народа от многолетних обещаний (надо учитывать, что Казахстан – это не Узбекистан, Туркменистан или Таджикистан, где народное недовольство можно просто задавить) – заставляет власть сдавать позиции. И эти выборы, как мне кажется, – тест на ее готовность к демократизации. Но увы, власть, понимая, что в честной конкурентной борьбе она может проиграть, придумала электронное голосование.

- Чтобы визуально как бы отстраниться от явной подтасовки итогов голосования, а сделать это с помощью электроники?

- Да, кнопку нажал – и все. Но если пройдет электронное голосование, то всем сразу станет ясно – в Казахстане не следует ждать каких-то перемен. Сразу же будет усилено международное давление на страну. Если же электронное голосование будет введено частично, только в столицах и крупных городах, то есть в “мятежных” районах, где демократы очень сильны, то тоже станет ясно, что власть плутует, потому что не может честно бороться. Что она слаба.

- А как будет развиваться ситуация, если часть партий, тот же “Ак жол” например, в случае введения электронного голосования объявят бойкот выборам, как они обещали это сделать?

- Если произойдет бойкот, то выборы полностью потеряют смысл. Это будет означать, что часть протестного электората будет лишена возможности отдать за кого-либо свой голос. Тем самым выборы станут уже недействительными – их не признают ни народ, ни международное сообщество. Я думаю, власть это тоже понимает.

- Что в такой ситуации может предпринять власть, чтобы и своими интересами не поступиться, и не спровоцировать напряженность?

- Скорее всего, она будет стараться максимально задействовать административный ресурс. И это уже делается. Например, на моем избирательном участке против меня брошены огромные силы, вплоть до районного акима, которого зарегистрировали кандидатом в последний момент. Я расцениваю это так, что власть боится идти на открытую фальсификацию, как это было раньше. Тогда сильных конкурентов было меньше. Видимо, власть понимает, что фальсификация может не удаться, поэтому и бросает мощный административный ресурс, действуя методом оттягивания голосов. Если раньше тот же аким просто давал указания, кого надо протащить, то теперь ему предлагают самому идти на выборы и добывать голоса.

А все почему? Потому что грузинский синдром витает в воздухе, участь Шеварднадзе пугает диктаторские режимы Евразии.

- Значит, есть надежда на относительно честные выборы?

- Небольшая надежда есть. Власть боится испытать на себе, что такое грузинский синдром.

Беседовала Елена Брусиловская

Данный материал оплачен из средств избирательного фонда кандидата

Hosted by uCoz