Отлично “АК ЖОЛу”, или у ЦИКа перегрузка…
Жеребьевка, состоявшаяся в среду, 18 августа 2004 года, в Центризбиркоме, определила, в какой последовательности будут указаны партии в избирательных бюллетенях по выборам депутатов мажилиса (нижняя палата) парламента Казахстана. Первоначально представители партий определялись, кому первому тянуть конверт с порядковым номером. Было множество мнений и по возрасту, и по первенству в регистрации партийного списка, и другие.
Однако джентльменские качества проявил председатель Политисполкома, сопредседатель ДПК “Ак жол” Алихан Байменов, который предложил предоставить право первой получить номер женщине. Ей оказалась председатель партии “Руханият” Алтыншаш Жаганова, которая вытянула десятый номер. В прямом смысле слова отличный номер оказался у “Ак жола” – номер “пять”.
Далее председатель ЦИКа Загипа Балиева предоставила присутствующим информацию о порядке проведения предвыборных дебатов. Однако и этот вопрос вызвал оживленную дискуссию. Алихан Байменов огласил обращение представителей политических партий к ЦИКу, в котором были отражены следующие вопросы:
- ЦИК не учел, что сроки дебатов, а это 20-21 и 27-28 августа, ограничивают телеаудиторию, так как конец августа – сезон отпусков, и немалая часть избирателей во время трансляций будет находиться вне дома. Тысячи граждан будут заняты подготовкой к новому учебному году, что также лишит их возможности посмотреть теледебаты;
- необходимо перенести теледебаты на более поздние сроки – 11-12 и 16-17 сентября, при этом предусмотреть проведение дебатов отдельно на казахском и русском языках продолжительностью не менее двух часов на каждом из них;
- согласовывать даты проведения, тематику и сценарий с руководителями партий.
Данное обращение подписали представители “Ак жола”, КНПК, Партии патриотов, “Ауыла”, избирательного блока Народного союза коммунистов и ДВК, партии “Руханият”. Первоначально свою подпись от партии “Асар” поставил и академик Умирзак Султангазин, однако в дальнейшем от нее, к сожалению, отказался.
Но на сроки, предложенные партиями, Загипа Балиева категорично заявила, что это невозможно, ЦИК к этому времени будет перегружен, и провести дебаты не представляется возможным. На это возразил Алихан Байменов, высказавшись о том, что дебатировать должны не представители ЦИКа, а представители политических партий, и дебаты проводятся для избирателей, которые должны сделать свой осознанный выбор и проголосовать за ту партию, программа которой отвечает их чаяниям. И, наверное, 17 сентября, при всей занятости, кто-то из членов ЦИКа обязательно должен присутствовать в Астане.
На вопрос об увеличении времени дебатов доводы председателя ЦИКа о том, что в бюджете комиссии на эти мероприятия выделено всего 1,6 млн. тенге, и увеличить время дебатов невозможно, оказались крайне неубедительными. “Еще до принятия действующего выборного законодательства правительством были запланированы средства в сумме 4,5 млрд. тенге на сомнительную электронную систему голосования, разве нельзя из них выделить два миллиона и дополнительно направить на увеличение времени дебатов?” – предложил Алихан Байменов. Конкретного ответа со стороны председателя ЦИКа не последовало.
Удовлетворить частично
В среду, 18 августа, в городском суде Алматы должно было состояться рассмотрение апелляционной жалобы сопредседателя партии “Ак жол” председателя Президиума, кандидата в депутаты парламента РК Булата АБИЛОВА, в которой выражено несогласие с решением Бостандыкского районного суда Алматы.
Напомним, что этот районный суд, рассматривавший уголовное дело “Мухтар Тиникеев против Булата Абилова”, приговорил сопредседателя “Ак жола” к полутора годам лишения свободы условно. (“Эпоха” подробно писала об этом процессе в №27–30). Тогда, сразу после оглашения приговора, Булат Абилов заявил, что не признает такое решение и будет его оспаривать в городском суде, а если потребуется, то и в Верховном. “Пройду все инстанции, чтобы доказать свою правоту”, – сказал он.
Но на этот раз в городском суде рассмотрение дела не состоялось: Булат Абилов попросил перенести разбирательство на 2 сентября, так как по уважительной причине на заседании не смог присутствовать его адвокат
г-н Розенцвайг, который в основном вел его дело. Но суд под председательством Т.А. Накисбекова, председателя коллегии по уголовным делам, лишь частично удовлетворил просьбу Б. Абилова, перенеся заседание на пятницу, 20 августа.
Кстати, на этом заседании, где, как всегда, собралось много журналистов, в том числе и иностранных, не было
г-на Тиникеева, его представлял адвокат А. Атабаев. Причина отсутствия истца не объяснялась, но как сказал по этому поводу Булат Абилов, “наверное, ему уже просто стыдно появляться на людях”.
Сторона обвинения представила суду свои возражения, которые адвокат Атабаев попросил приобщить к делу. По словам Булата Абилова, “в этом возражении повторяется то, что они ранее уже говорили, нового ничего нет, я думаю, это не повлияет на ход дела”.
После заседания мы попросили Булата Абилова прокомментировать сложившуюся ситуацию:
- Решением суда я не удовлетворен, считаю, что он должен был полностью удовлетворить мою просьбу. Г-н Розенцвайг, который защищал меня с первого дня и участвовал в процессе больше, чем мой второй адвокат г-н Калиев, сегодня находится за границей, в Москве, где принимает участие в одном из процессов, и мы никак не сможем обеспечить его явку в пятницу, как того требует судья. Возможно, что в пятницу не будет и г-на Калиева, потому что он должен ехать в Астану, тоже для участия в процессе. И мы об этом судье заявили, но нам ответили: “Ничего не знаем, приходите в пятницу”.
Кстати, апелляционные дела по закону рассматриваются в течение месяца. Мы подали жалобу только позавчера, то есть в понедельник, 16 августа, вечером, в 18 часов 30 минут, привезли ее в Бостандыкский суд. А там нам говорят: “Мы уже отправили ваше уголовное дело в городской суд”. Но почему это было сделано без рассмотрения апелляционной жалобы? Получается, что судья все уголовное дело в голове держит? 80 страниц уголовного дела у него в памяти? Ведь по закону он должен рассмотреть нашу жалобу по существу. Поэтому мы считаем, что опять все идет по графику, идет заказ – не дать возможности мне уже как зарегистрированному кандидату в депутаты начать свою полномасштабную предвыборную агитацию.
- А ведется ли разбирательство по гражданскому иску, который также был выставлен против вас Тиникеевым? По нему за моральный ущерб он требовал взыскать с вас 10 миллионов долларов.
- Гражданский иск пока остановлен. Мы доказали в суде, что это полнейшая глупость, когда два дела идут одновременно. Ведь даже по уголовному делу в течение 9 рабочих дней состоялось более 20 заседаний! Спрашивается, куда так торопиться?! Нет, торопились. Вместе с тем, с большим опозданием, на две недели, нам выдали на руки протокол уголовного дела, а уже через день требовали от нас принести жалобу! Хотя по закону дается 10 дней, чтобы ознакомиться с материалами дела. Естественно, через день мы жалобу не принесли. Несмотря на это, районный суд отправил материалы дела в городской. То есть на лицо опять предвзятость суда, заинтересованность, скоро начало предвыборной кампании, отсюда и спешка. Все это дает мне право предположить, что и городской суд, возможно, будет действовать по заранее определенному сценарию, хотя хотелось бы надеяться, что это не так.
Я жду справедливого, законного решения, жду официального заявления, что все уголовные обвинения в мой адрес не обоснованы, не законны и надуманны.
- Верите ли вы в справедливое решение суда?
- В нашей стране верить в справедливое решение суда просто невозможно, мы свидетели того, что все политически мотивированные дела рассматривались очень быстро. Данные, представленные с моей строны, свидетели, вещественные доказательства и так далее не принимались, а с той стороны, даже если один человек приходил, то, по мнению суда, он говорит правду, в то время как семь человек, которые пришли подтвердить слова Абилова, оказывается, с ним связаны, поэтому говорят неправду. Но не бывает, чтобы семь уважаемых человек, среди которых и профессора, и работники прокуратуры, все говорили неправду.
Итак, дело Абилова продолжается. В пятницу, 20 августа, на том же месте в тот же час.
Дал слово – держи!
Алтынбек Сарсенбаев представил законопроект
“О гарантиях свободы слова”.
Более 250 лет назад Томас Джефферсон сказал примерно следующее: если бы мне предложили выбрать одно из двух – газеты без правительства или правительство без газет, – я, не задумываясь, выбрал бы первое.
В практике пока еще действующего парламента РК факт, когда президент наложил вето на законопроект о СМИ, – едва ли не единственный прецедент. И он говорит о том, что проект закона не отвечал нормам демократического гражданского общества, каковым Казахстан провозгласил себя в Конституции.
Коллективную недоработку правительства и парламента месяц назад обещал исправить министр информации РК Алтынбек Сарсенбаев, сопредседатель партии “Ак жол”, на своей первой пресс-конференции и в сделанном сразу после этого политическом заявлении.
Министр сдержал свое слово. В минувшую среду в Национальном пресс-клубе Астаны он презентовал свое детище. В проекте нового закона изменилось даже название. Вместо привычного “О средствах массовой информации” предлагается другое – “О гарантиях свободы слова в РК”. В логике А. Сарсенбаеву трудно отказать: быть на деле “четвертой властью” в обществе, кардинально влиять на ход общественной жизни СМИ могут, лишь будучи надежно защищены законом и свободны.
Министр обратил внимание журналистов на принципиальные изменения, внесенные в законопроект его разработчиками. Так, проект предлагает отменить регистрацию СМИ в министерстве информации, достаточно регистрации ее в органах юстиции по месту нахождения юридического лица. Этому новшеству возрадуются региональные СМИ. По мнению Алтынбека Сарсенбаева, учетная регистрация СМИ в Мининформации нужна была на том этапе, когда информационный рынок Казахстана только формировался. Теперь же в ней нет необходимости.
Особый акцент он сделал на жестком антимонопольном регулировании информационного рынка. Разработчики законопроекта предлагают: одно и то же физическое или юридическое лицо и (или) аффилированные с ними лица имеют право быть собственниками не более одного теле-и (или) радиоканала. Физическому лицу, которое уже является учредителем вещательной организации, не может принадлежать более 25% акций в других вещательных организациях. Более того, министр считает, что 50% акций должны принадлежать коллективам редакций. Бальзамом на душу журналистов стало заявление министра о защите прав журналистов, в частности, о том, что за восрепятствование профессиональной деятельности журналиста кое-кто может схлопотать до
3 лет уголовного наказания. Одной из мер защиты журналистов должно стать определение потолка исковых требований к журналистам за несоответствие недостоверной информации. “Ошибаться может каждый, но это не значит, что журналист за свою ошибку должен нести уголовное наказание”, – считает А. Сарсенбаев.
Еще одно ноу-хау от нового-старого министра: предлагаемый законопроект предусматривает создание системы взаимоотношений СМИ с государственными органами управления. Должна быть обратная связь – скажем, газета выступила, госорган должен ответить ей. В принципе, этот демократичный принцип работал и прежде, в советскую эпоху, и этот факт подтверждает известную истину о том, что все новое есть не что иное, как хорошо забытое старое.
И последнее. Алтынбек Сарсенбаев не скрывает: он очень надеется, что предложенный его командой законопроект найдет широкое обсуждение среди тех, для кого он предназначается – журналистов. Добавим: законопроект достоин и того, чтобы опубликовать его во всех печатных СМИ (сейчас с его текстом можно ознакомиться на официальном сайте Мининформации www.mininform.kz). Прежде чем пропустить его через сито правительства и нового состава парламента, а он будет предложен ему уже в январе, мы, журналисты, должны пропустить его через себя. Ведь вопрос стоит о нашей судьбе.
Ж умабике ЖУНУСОВА, Астана
“Ак жол” — за достойную жизнь
Вчера в Алматы в Национальном пресс-клубе сопредседатели партии “Ак жол” Булат Абилов, Алихан Байменов и Ораз Жандосов презентовали предвыборную платформу партии – “Достойную жизнь – всем и сегодня!”.
Открыл пресс-конференцию Алихан Байменов, который ознакомил журналистов с основными положения нового документа.
Он отметил также отличие предвыборной платформы “Ак жола” от платформ всех других партий. Это отличие заключается в том, что в значительной степени платформа “Ак жола” “подкреплена уже разработанными проектами законов, государственных программ и документами, разрабатываемыми в настоящее время. Поэтому это программа реальных дел, и наша победа на выборах будет означать превращение этой программы в план действий нового правительства”, – сказал он.
Говоря о политической составляющей предвыборной платформы, Булат Абилов напомнил присутствующим, что “Ак жол” в мае прошлого года первым опубликовал “большую программу политических реформ. В этом году тоже в мае мы ее передали президенту нашей страны и в администрацию президента. Сейчас мы снова о ней говорим, потому что считаем, что без политических реформ невозможно эффективно решать все другие проблемы. Особенно это борьба с коррупцией, это справедливое распределение национальных доходов, это уважение прав и свобод простых граждан”.
“Мы уверены, — заявил Булат Абилов, — что мнение казахстанцев, мнение граждан должно учитываться всегда, а не только во время выборов.
Мы уверены, что каждый казахстанец достоин лучшей жизни сегодня, и обязанность власти — создавать условия для достойной жизни всех, а не избранных”.
Экономический блок представил Ораз Жандосов: “Основной целью экономического блока нашей предвыборной платформы является достижение перелома сырьевой направленности нашей экономики. То есть мы считаем, что необходимо остановить ту тенденцию, когда наша экономика становится все более зависимой от добычи сырья, в первую очередь нефти и газа.
Мы считаем, что богатства недр, которые по Конституции принадлежат народу Казахстана, должны распределяться непосредственно гражданам.
Мы конкретно предлагаем, чтобы уже с 1 января следующего года ежеквартально на персональные счета граждан Казахстана перечислялось 75% налогов, относящихся к природной ренте. Детям, не достигшим 18 лет, эти средства будут накапливаться с тем, чтобы при достижении совершеннолетия они самостоятельно могли ими распорядиться. Оставшиеся 25% рентных сырьевых налогов мы предлагаем направлять в Национальный фонд только в целях сбережения средств для будущих поколений.
При этом половина активов Национального фонда будет инвестироваться в развитие инфраструктуры и человеческого капитала казахстанцев”.
Реализация всех предусмотренных платформой “Ак жола” мер позволит к концу 2008 года не только расширить слой среднего предпринимательства как основы национальной экономической системы, но и создать дополнительно 1 миллион легальных рабочих мест.
Союз профессионалов
Республиканский общественный антимонопольный комитет, который возглавила экс-заместитель председателя Агентства РК по регулированию естественных монополий Жаннат ЕРТЛЕСОВА, появился совсем недавно, но уже заявил о себе, как о мощной силе, готовой вступить в неравный бой с монополистами. В руководство комитетом вошли также президент Союза фермеров Адильхан УМЕРБАЕВ и, что самое неожиданное, депутат мажилиса Татьяна КВЯТКОВСКАЯ.
Основная миссия комитета – борьба силами общественности за свои права.
- 29 июня 2004 года на заседании мажилиса был одобрен проект Закона “О внесении изменений и дополнений в Закон “О естественных монополиях”. В соответствии с этими изменениями значительно возрастает роль потребителей. Но опыт показывает, что в одиночку, собственными силами потребители практически бессильны перед монополистами. Именно поэтому и появился на свет наш общественный комитет, – прокомментировала ситуацию Жаннат Ертлесова. – Мы решили объединить силу профессионалов для того, чтобы анализировать структуру затрат субъектов естественных монополий, представлять интересы общественности хотя бы в тендере по закупке приборов учета, кстати, это позволяют сделать внесенные в закон изменения. Когда в прошлом году мы стали утверждать тарифную смету субъектов естественных монополий, то мы увидели, что средства используются не по целевому назначению. Практически ни один монополист не вложил средства в восстановление и ремонт основных фондов. Когда мы стали анализировать цены, по которым закупается оборудование, материалы, сырье, то обнаружили, что они выше рыночных. В изменениях к Закону “О естественных монополиях” сказано, что в случае обнаружения таких фактов государство имеет право их корректировать. Мы бы тоже хотели оказывать помощь как потребителям, так и государственным органам.
Адильхан Умербаев пояснил, что создание общественного комитета накануне выборов – не пиар-акция. Просто так получилось. До этого момента общественному комитету пять раз отказывали в регистрации, и его официальной датой рождения можно считать лишь конец июля текущего года. По поводу же того, почему президент Союза фермеров вошел в руководство комитета, он пояснил: “Сфера деятельности комитета не делится на проблемы горожан и проблемы селян. В прошлом году, когда антимонопольное агентство, скажем так, начало воевать с “Петро-Казахстан”, наш союз принимал в этой борьбе самое активное участие. Вопросы города и села на самом деле очень взаимосвязаны, взять хотя бы ту же стоимость на хлеб или на ГСМ. Это волнует и тех, и других”.
Татьяна Квятковская, предвидя множество вопросов со стороны журналистов, сразу же сообщила, что партийную ориентацию она не поменяла и по-прежнему является членом партии “Отан”. “С идеей создания подобного комитета, – пояснила она, – я еще год назад обратилась ко всем политическим партиям. И поскольку год назад мое предложение поддержал лишь один депутат, и стало понятно, что справиться с проблемами в этой сфере в одиночку невозможно, я поддержала инициативу партии “Ак жол” по созданию общественного комитета.
В свою очередь Жаннат Ертлесова уточнила, что партия “Ак жол”, в число учредителей которой входят она и Адильхан Умербаев, тут ни при чем. Учредителями общественного комитета выступили общественные объединения потребителей, те физические и юридические лица, которым близка идея равной конкуренции в экономике.
Первый свой реальный шаг общественный комитет сделает в сторону АПК, и попытается выяснить, почему монополист до сих пор не выполнил предписание Агентства и не вернул потребителям переплату в размере 200 млн. тенге. Кроме этого, во всех регионах, где будут созданы филиалы комитета, в скором времени начнут действовать консультативные центры для потребителей. Так что последние нашли себе верного друга и союзника, который попытается не на словах, как это делалось последнее десятилетие, а на деле отстаивать их интересы.
Т атьяна Шарова
Дипломатический ренессанс
Вчера в Алматы завершило работу очередное Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В отличие от предыдущих встреч, заседание продлилось не три, а четыре дня. Члены Комитета старших должностных лиц СВМДА подводили итог своей двухлетней деятельности на поприще выработки мер доверия и транспарентности между странами – участницами этой организации.
Напомним, что в СВМДА, созданное по инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, помимо нашей республики входят Афганистан, Азербайджан, Китай, Египет, Индия, Иран, Израиль, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Палестина, Россия, Таджикистан, Турция и Узбекистан. Наблюдателями при СВМДА стали Австралия, Индонезия, Япония, Корея, США, Таиланд, Малайзия, Вьетнам и Украина. На протяжении двух с половиной лет представители этих стран упорно работали над тремя глобальными и беспрецедентными по своей важности документами – Политической декларацией, Консультативным форумом СВМДА-ОБСЕ и, самое главное, над Каталогом мер доверия, затрагивающим практически все сферы жизнедеятельности центральноазиатского региона. Этот документ, по словам первого вице-министра иностранных дел РК Кайрата Абусеитова, станет первым шагом на пути к выработке реальных мер взаимодействия и доверия в Азии. “Сегодня мы вновь испытываем ренессанс многосторонней дипломатии, – прокомментировал работу прошедшего заседания СВМДА Кайрат Абусеитов. – Долгое время считалось, что мир стал однополярным. И то, что мы все собираемся в рамках СВМДА, – это небольшой, но вклад в дело достижения того варианта развития мировой политики, когда решения принимаются на многосторонних уровнях. Я очень горд тем, что мне и моим коллегам удалось уже во многих вопросах выработать единую позицию, в частности, по Каталогу мер доверия. И если этот документ будет принят на министерской встрече, которая пройдет в октябре этого года в Алматы, это будет прорыв многосторонней дипломатии”.
Помимо Каталога мер доверия члены СВМДА рассматривали и другие вопросы – положение о секретариате и правила процедуры организации, решение которых позволит детально отражать такие вопросы, как смена председательства, организация встреч глав государств и правительств, министров иностранных дел стран – участниц СВМДА, процедура приема новых членов и наблюдателей.
Юлия Кисткина