Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
 Проект закона
№32(104)    

Проект Разработан ДПК "Ак жол"

Закон Республики Казахстан
"О гражданской службе учителей, врачей,
ученых и иных работников государственных учреждений"

Настоящий закон имеет целью обеспечить народ Казахстана компетентными, добросовестными и эффективными служащими гражданской службы: учителями, врачами, учеными и иными работниками государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, определяет правовой статус, задачи, принципы организации деятельности гражданской службы, а также регламентирует условия их труда и социальную защиту.

Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе
В настоящем законе используются следующие понятия:
врач - дипломированный специалист в области медицины;
государственное учреждение - организация, ведающая какой-нибудь отраслью работы, деятельности, содержащаяся за счет государственного бюджета, действующая в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
гражданская должность - это структурная единица государственного учреждения, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг профессиональных полномочий и обязанностей;
гражданский служащий - лицо, проживающее в Республике Казахстан, занимающее оплачиваемую из государственного бюджета должность и выполняющее должностные обязанности в целях реализации задач и функций, стоящих перед государственным учреждением, в котором он работает;
гражданская служба - это трудовая и специальная деятельность гражданских служащих, не входящих в круг субъектов Закона Республики Казахстан "О государственной службе". Гражданская служба проходит в государственных учреждениях, содержащихся за счет средств государственного бюджета;
квалификационные требования - требования, предъявляемые к гражданам, претендующим на занятие гражданских должностей, в целях определения уровня их профессиональной подготовки и компетентности;
иные работники государственных учреждений - это лица, выполняющие технические и вспомогательные функции гражданской службы;
иные сферы деятельности гражданской службы - виды деятельности, входящие в систему гражданской службы (здравоохранение, культура, наука, образование, дошкольное воспитание, социальная защита, спорт и т. п.);
уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий в пределах предоставленных полномочий функции по организации гражданской службы;
учитель - дипломированный специалист в области образовательной деятельности;
ученый - высококвалифицированный специалист, обладающий научной степенью (степенями) в области какой-либо науки.
Статья 2. Задачи гражданской
службы
Задачами гражданской службы являются:
1) обеспечение прав и свобод человека и гражданина в областях образования, медицины, культуры и иных сферах деятельности гражданской службы;
2) обеспечение квалифицированными кадрами на основе их конкурсного отбора различных сфер деятельности гражданской службы;
3) участие в разработке и проведении государственной политики в сферах образования, медицины, культуры и других сферах деятельности гражданской службы;
4) обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности учителей, врачей и других работников государственных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета;
5) стимулирование труда и карьерного роста лиц, проходящих службу в государственных учреждениях, содержащихся за счет государственного бюджета;
6) поднятие престижа и общественного статуса гражданского служащего;
7) осуществление международного сотрудничества по вопросам, отнесенным к ведению гражданской службы.
2. Иные задачи на гражданскую службу могут быть возложены только законом.
Статья 3. Правовая основа дея-
тельности гражданской службы
Правовую основу деятельности гражданской службы составляют Конституция Республики Казахстан, настоящий закон и иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.
Статья 4. Принципы организации
и деятельности гражданской
службы
Деятельность гражданской службы осуществляется на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также учета жизненно важных интересов личности, общества и государства, профессиональной этики.
Статья 5. Субъекты
гражданской службы
Субъектами гражданской службы являются:
1) уполномоченный орган;
2) государственные учреждения;
3) граждане Республики Казахстан, иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан.
Глава 2
КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Статья 6. Компетенция Правитель-
ства Республики Казахстан
в сфере регулирования
гражданской службы
Правительство Республики Казахстан:
1) определяет государственный орган, уполномоченный заниматься вопросами труда и гражданской службы;
2) по представлению уполномоченного органа по вопросам труда и гражданской службы определяет единую государственную политику и стратегию развития системы гражданской службы;
3) осуществляет государственное регулирование системы гражданской службы, обеспечивает разработку и исполнение законодательства гражданской службы;
4) утверждает систему оплаты труда гражданских служащих и рабочих, работающих в системе гражданской службы;
5) разрабатывает порядок и условия прохождения аттестации гражданскими служащими;
6) создает межведомственную комиссию по вопросам гражданской службы;
7) выполняет иные функции, возложенные на него законодательством Республики Казахстан.
Статья 7. Компетенция уполномо-
ченного органа по вопросам труда
и гражданской службы
Уполномоченный орган:
1) обеспечивает реализацию государственной политики развития системы гражданской службы;
2) осуществляет контроль над исполнением законодательства о гражданской службе Республики Казахстан;
3) осуществляет государственное регулирование системы гражданской службы в соответствующей сфере деятельности;
4) разрабатывает, утверждает нормативные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской службы в соответствующей сфере деятельности в соответствии с настоящим законом;
5) разрабатывает предложения по совершенствованию нормативной правовой базы для успешного функционирования гражданской службы в соответствующей сфере деятельности;
6) проводит мониторинг кадров гражданской службы в соответствующей сфере деятельности в целях определения потребностей государства в кадрах гражданской службы;
7) создает информационную базу данных гражданских служащих в соответствующей сфере деятельности, планирования и прогнозирования тенденций развития кадрового потенциала гражданской службы;
8) совершенствует систему подбора, расстановки, обучения и переобучения, повышения квалификации гражданских служащих;
9) разрабатывает критерии оценки качества функционирования системы гражданской службы в соответствующей сфере деятельности;
10) разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию системы оплаты труда, материального и социального обеспечения гражданских служащих, социального страхования;
11) выполняет иные функции, возложенные на него законодательством Республики Казахстан.
Статья 8. Система гражданской
службы
Систему гражданской службы образуют государственные учреждения, содержащиеся за счет государственного бюджета и осуществляющие реализацию задач и функций государства в определенной сфере деятельности.
Глава 3
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Статья 9. Права и обязанности
гражданских служащих
1. Гражданский служащий имеет право на:
1) обеспечение безопасных условий труда для осуществления своей служебной деятельности;
2) защиту от произвольных действий руководителей, их протекционизма или принуждения к осуществлению партийно-политических целей;
3) защиту от преследований за законное оглашение информации, которая свидетельствует о нарушении какого-либо закона или иного нормативного правового акта, либо о неправильном управлении, растрате государственных денежных и иных материальных средств, злоупотреблении властью, либо наличии существенной и реальной опасности благосостоянию или угрозы для безопасности общества;
4) равную оплату за равный труд;
5) стимулирование труда;
6) предоставление гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
7) повышение своего профессионального и квалификационного уровня, подготовку, переподготовку за счет средств, предусмотренных органами государственного управления или государственного учреждения (с отрывом от работы продолжительностью не более четырех месяцев не менее одного раза в пять лет);
8) подготовку, переподготовку за счет средств, предусмотренных органами государственного управления или государственного учреждения в соответствии с законодательством;
9) продвижение по гражданской службе с учетом уровня квалификации, опыта, профессиональных навыков, добросовестного отношения к исполняемым должностным обязанностям;
10) досрочную аттестацию в целях повышения квалификационной категории, служебного роста;
11) свободный выбор способов и форм организации своей профессиональной деятельности при условии соблюдения государственного общеобязательного стандарта;
12) возмещение вреда, нанесенного его здоровью или личному имуществу в связи с выполнением трудовых обязанностей в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан;
13) занятие иной трудовой, общественной, политической деятельностью, не противоречащей принципам и условиям прохождения гражданской службы и не противоречащей законодательству Республики Казахстан;
14) предъявление требований о проведении служебного расследования при наличии обвинений, безосновательных с точки зрения гражданского служащего;
15) защиту своей профессиональной чести и достоинства;
16) социальное обеспечение в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
17) льготное предоставление кредитов для приобретения и строительства жилья в порядке, установленном законодательством;
18) имеет иные права, гарантированные Конституцией Республики Казахстан.
2. Гражданские служащие обязаны:
1) соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан;
2) добросовестно исполнять должностные обязанности;
3) выполнять приказы, распоряжения и иные акты органов государственного управления и должностных лиц, издаваемые в пределах их полномочий;
4) соблюдать нормы производственной, технической и технологической дисциплины, выполнять требования правил по охране труда, пожарной, производственной безопасности, санитарии;
5) соблюдать нормы служебной и профессиональной этики;
6) обеспечивать сохранность государственного имущества;
7) не разглашать сведения, представляющие собой служебную, коммерческую, врачебную и иную охраняемую законодательством Республики Казахстан тайну, а также сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан;
8) повышать свой профессиональный и квалификационный уровень;
9) соблюдать трудовую дисциплину;
10) проходить медицинское обследование в случаях, предусмотренных законодательством;
11) иные обязанности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
3. Права и обязанности гражданских служащих определяются учредительными документами государственных учреждений, правилами внутреннего распорядка и должностными инструкциями.
Должностные инструкции разрабатываются на основе квалификационных характеристик должностей служащих соответствующих сфер деятельности и утверждаются руководителем государственного учреждения.
4. Квалификационные характеристики должностей служащих соответствующих сфер деятельности, включающие должностные обязанности и квалификационные требования, определяются органами государственного управления по согласованию с уполномоченным органом по труду на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утверждается уполномоченным органом по труду.
Статья 10. Ограничения, связан-
ные с пребыванием на граждан-
ской службе
Гражданскому служащему запрещено:
1) использовать служебное положение, служебную информацию, государственное имущество, другие государственные материально-технические и финансовые средства в целях, которые не продиктованы необходимостью обеспечения деятельности гражданской службы;
2) участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированию гражданской службы и выполнению должностных обязанностей сотрудниками этой службы;
3) занимать должность при наличии имеющихся медицинских противопоказаний к выполнению определенных должностных обязанностей;
4) занимать должность при наличии не снятой или не погашенной судимости в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Статья 11. Пребывание на граж-
данской службе после достижения
пенсионного возраста
Лицам, обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем и с учетом их работоспособности, руководителем государственного учреждения ежегодно продлевается срок гражданской службы.
Статья 12. Служебная этика
гражданского служащего
1. Авторитет гражданской службы напрямую зависит от компетентности, профессиональных, морально-этических и других человеческих качеств каждого служащего.
Гражданский служащий должен стремиться к укреплению престижа гражданской службы, честно и добросовестно исполнять служебные обязанности, а также неукоснительно соблюдать на службе и в быту требования настоящего закона и иных общепринятых принципов нравственности и морали.
2. Гражданский служащий в своей деятельности обязан:
- быть объективным и беспристрастным, а также нетерпимым к любым проявлениям коррупции и другим правонарушениям, от кого бы они ни исходили;
- укреплять престиж гражданской службы и беречь свою профессиональную честь;
- при исполнении своих служебных полномочий ставить служебные интересы выше личных;
- проявлять в быту и личной жизни скромность, подавать окружающим своим поведением пример честности, высокой порядочности и такта;
- не допускать дискриминации путем предоставления каких-либо благ и привилегий за незаконные вознаграждения, так и без них, не принимать для себя либо для своей семьи благ и подарков при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как воздействие на исполнение должностных обязанностей;
- при исполнении служебных обязанностей проявлять вежливость по отношению к своим коллегам и обращающимся гражданам, уважать их достоинство;
- строго соблюдать правила субординации, быть подтянутым и опрятным;
- не допускать преследования за критику, терпимо относиться к критике, использовать позитивные критические замечания для улучшения своей профессиональной деятельности.
Глава 4
ПОСТУПЛЕНИЕ
НА ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ
Статья 13. Порядок поступления
на гражданскую службу
1. Порядок поступления на гражданскую службу регламентируется Кодексом законов о труде и нормативным правовым актом, принятым органом государственного управления для соответствующей сферы гражданской службы.
2. Поступление на гражданскую службу осуществляется в порядке назначения либо по конкурсу.
3. Порядок проведения конкурса на занятие вакантной должности гражданского служащего и перечень должностей, которые занимаются по конкурсу, определяются Правительством Республики Казахстан.
Должность может быть исключена из перечня должностей, которые занимаются по конкурсу, по основаниям, определенным законом.
4. Должностное лицо не должно оказывать воздействия на своих коллег, а также других лиц, используя свое служебное положение, в целях принятия желаемого для него или иных лиц решения по кадровым вопросам.
Статья 14. Совместительство
1. Гражданские служащие помимо основной работы могут работать по совместительству в том же государственном учреждении или другом государственном учреждении.
2. Для работы по совместительству согласие руководителя государственного учреждения не требуется. При работе по совместительству в одном государственном учреждении руководитель государственного учреждения может вводить ограничение на совместительство только в отношении отдельных профессий и должностей с особыми условиями и режимом труда, дополнительная работа которых может повлечь за собой последствия, отражающиеся на состоянии здоровья гражданского служащего и безопасности производства.
3. Условия труда гражданских служащих, работающих по совместительству, регулируются настоящим законом.
4. Общая продолжительность работы по совместительству не может превышать половины недельной нормы рабочего времени, установленного законодательством о труде Республики Казахстан.
5. Особенности регулирования работы по совместительству отдельных категорий гражданских служащих в соответствующей сфере деятельности регулируются центральными органами государственного управления по согласованию с уполномоченным органом по труду.
Статья 15. Требования, предъяв-
ляемые к гражданским служащим
1. Требования, предъявляемые к лицу, претендующему на занятие гражданской должности, обусловливаются только характером должностных обязанностей и квалификационных требований.
Лица, поступающие на гражданскую службу, должны обладать необходимым образовательным, профессиональным уровнем, соответствующей квалификационной подготовкой, а также стажем работы по специальности.
2. Дополнительные требования, предъявляемые для поступления на гражданскую службу, определяются законодательством Республики Казахстан.
Глава 5
ПРОХОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ И КАРЬЕРНОЕ ПРОДВИЖЕНИЕ
Статья 16. Испытания при поступ-
лении на гражданскую службу
1. Для лиц, впервые поступающих на гражданскую службу, может устанавливаться испытательный срок в целях проверки их профессиональных, квалификационных навыков.
Испытательный срок не может превышать трех месяцев.
В случаях установления испытательного срока основанием для признания результатов испытания неудовлетворительными является неспособность надлежащего выполнения гражданским служащим возложенных на него должностных обязанностей.
Все факты, подтверждающие неспособность выполнения должностных обязанностей гражданским служащим, должны быть письменно зафиксированы кадровой службой государственного учреждения и отражены в представлении о результатах испытания.
На гражданских служащих, проходящих испытательный срок, распространяются положения настоящего закона.
2. В испытательный срок не включается время, когда гражданский служащий без уважительных причин отсутствовал на гражданской службе.
Статья 17. Перевод гражданского
служащего на другую работу
Перевод гражданского служащего на другую работу в том же государственном учреждении, а также перевод на работу в другое государственное учреждение в системе гражданской службы по согласованию между руководителями государственных учреждений, либо в другую местность, в том числе вместе с государственным учреждением, допускается только с согласия гражданского служащего.
Перемещение гражданского служащего в том же государственном учреждении, а также изменение существенных условий труда и в других случаях временного перевода на другую работу гражданского служащего регулируется в соответствии с законодательством о труде Республики Казахстан.
Статья 18. Аттестация
гражданских служащих
В целях определения уровня профессиональной и квалификационной подготовки, деловых качеств гражданские служащие проходят аттестацию.
Порядок и условия проведения аттестации гражданских служащих определяются органом государственного управления для соответствующей сферы деятельности.
Статья 19. Продвижение
по гражданской службе
1. Продвижение по службе гражданского служащего осуществляется путем перевода его на вышестоящую должность.
2. Преимущественным правом на продвижение по гражданской службе пользуются гражданские служащие, имеющие высокий уровень квалификации и опыт работы в соответствующей сфере деятельности, постоянно повышающие свой профессиональный, квалификационный уровень.
Статья 20. Повышение квалифика-
ции и переподготовка кадров
гражданской службы
1. Повышение квалификации и переподготовка кадров гражданской службы проводятся органами государственного управления соответствующей сферы деятельности, организациями образования, государственными организациями, научными учебными центрами.
2. Обучение, переобучение, стажировка, включая научную, в случае обучения без отрыва от производства (работы) по соответствующему направлению государственного учреждения гражданским служащим оплачивается за счет средств государственного бюджета или средств государственного учреждения.
Время учебы гражданского служащего включается в стаж гражданской службы. За ним в этот период времени сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Гражданскому служащему, проходящему повышение квалификации или переподготовку по специальности, соответствующей профилю деятельности государственного учреждения, по решению руководителя государственного учреждения предоставляется оплачиваемый учебный отпуск.
3. В случае отказа гражданского служащего после завершения учебы, стажировки, включая научную, от прохождения дальнейшей гражданской службы в государственном учреждении, выдавшем соответствующее направление, гражданский служащий обязан возместить средства, затраченные на его учебу в полном объеме, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
4. Порядок повышения квалификации и переподготовки кадров гражданской службы определяется Правительством Республики Казахстан.
Статья 21. Поощрения
гражданских служащих
1. За добросовестное исполнение должностных обязанностей, а также за высокие достижения в работе гражданский служащий может быть поощрен:
1) продвижением по службе;
2) денежным вознаграждением;
3) объявлением благодарности;
4) иными формами поощрения, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.
2. За особые заслуги гражданский служащий может быть представлен к награждению государственными наградами Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 22. Рабочее время
1. Продолжительность и режим рабочего времени гражданского служащего определяются в соответствии с законодательством о труде Республики Казахстан.
2. Для выполнения неотложной, заранее непредвиденной работы, от срочного выполнения которой в дальнейшем зависит нормальная, бесперебойная работа государственного учреждения в целом или отдельных подразделений, входящих в систему гражданской службы, гражданские служащие могут быть привлечены по письменному распоряжению руководителя государственной организации к работе в выходные и праздничные дни, а также привлекаться к работе сверх установленного режима рабочего времени. Выполнение данной работы компенсируется в соответствии с нормами законодательства о труде Республики Казахстан.
3. В государственных учреждениях, приостановка которых в выходные и праздничные дни невозможна по производственно-техническим условиям или вследствие необходимости постоянного и непрерывного обслуживания населения, а также в государственных учреждениях с непрерывным производством, работа производится с дальнейшим предоставлением выходных дней гражданским служащим согласно графику сменности, утверждаемому руководителем государственного учреждения.
Статья 23. Стаж гражданской
службы
Стаж гражданской службы определяется органами государственного управления на основе Типовых правил исчисления стажа гражданской службы, утверждаемых Правительством Республики Казахстан.
Статья 24. Гарантии и компенсации
при призыве на срочную военную
службу
Гражданским служащим, уволенным в связи с призывом на срочную военную службу, по окончанию срока службы предоставляется прежняя или равноценная работа.
Статья 25. Гарантии и компенсации
расходов, связанных с выполне-
нием трудовых обязанностей
Гражданским служащим компенсируются все расходы, понесенные ими в связи с выполнением трудовых обязанностей.

Статья 26. Гарантии и компенсации
при командировках
Гражданские служащие имеют право на возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи со служебными командировками.
Гражданским служащим оплачиваются суточные за время нахождения в командировке, расходы по проезду к месту нахождения и обратно, расходы по найму жилого помещения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
За командированными гражданскими служащими сохраняется в течение всего времени командировки место работы и средняя заработная плата.
Статья 27. Гарантии при прохожде-
нии медицинского обследования
За время нахождения в организациях здравоохранения на медицинском обследовании за гражданскими служащими, обязанными проходить такое обследование, сохраняется средняя заработная плата по месту работы.
Руководитель государственного учреждения обязан организовать прохождение медицинского обследования в случаях, предусмотренных законодательством.
Оплата медицинских обследований осуществляется за счет средств государственного бюджета.
Глава 6
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Статья 28. Оплата труда в системе
гражданской службы
1.Оплата труда гражданских служащих должна обеспечивать достаточные материальные условия для безусловного и исчерпывающего исполнения служебных обязанностей, стимулировать их добросовестный и инициативный труд.
2. Система оплаты труда гражданских служащих устанавливается Правительством Республики Казахстан.
3. Заработная плата гражданских служащих устанавливается в зависимости от занимаемой должности согласно Реестру должностей гражданских служащих и состоит из должностного оклада (ставки), доплаты за условия труда, компенсаций, предусмотренных законодательством Республики Казахстан и иных выплат.
4. Оплата труда за работу в ночное время, за сверхурочную работу, за работу в праздничные и выходные дни производится в соответствии с законодательством о труде Республики Казахстан.
Доплаты за условия труда, учитывающие особенности работы различных сфер деятельности гражданской службы, устанавливаются системой оплаты труда, утвержденной Правительством Республики Казахстан.
Условия выплаты других видов доплат устанавливаются законодательными актами Республики Казахстан.
5. Сокращение бюджетных ассигнований не может быть основанием для уменьшения заработной платы, а также финансирования иных, предусмотренных законодательством Республики Казахстан гарантий, компенсаций и льгот.
6. Заработная плата гражданских служащих, работающих в системе гражданской службы, не может быть ниже размера базового должностного оклада, установленного Правительством Республики Казахстан, и подлежит индексации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
7. В случаях, когда средняя заработная плата согласно установленной системе оплаты труда оказывается ниже средней заработной платы, полученной за предыдущий год по ранее действовавшей системе оплаты труда, и при условии работы в той же должности гражданским служащим выплачивается разница в заработной плате.
Статья 29. Право на отдых
гражданских служащих
1. Право на отдых гражданских служащих обеспечивается рациональным планированием их работы, предоставлением еженедельного отдыха, а также ежегодных оплачиваемых отпусков, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Продолжительность рабочего дня и рабочей недели гражданского служащего устанавливается в пределах, предусмотренных специальным законодательством (об образовании, о здравоохранении и т. п.).
Гражданским служащим также предоставляются ежегодные отпуска продолжительностью тридцать календарных дней и иные отпуска, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
2. Дополнительный оплачиваемый отпуск, в зависимости от выслуги лет (в календарном исчислении), предоставляется гражданским служащим, имеющим выслугу более:
десяти лет - продолжительностью пять календарных дней;
пятнадцати лет - продолжительностью десять календарных дней;
двадцати лет и свыше - продолжительностью пятнадцать календарных дней.
3. По желанию гражданского служащего ежегодные оплачиваемые отпуска могут предоставляться ему по частям.
4. Гражданским служащим, при наличии письменного заявления, может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы в соответствии с законодательством о труде Республики Казахстан.
5. Отпуск за первый год гражданской службы предоставляется гражданским служащим по истечению одиннадцати месяцев работы в государственном учреждении. До истечения одиннадцати месяцев работы отпуск по просьбе гражданского служащего предоставляется:
женщинам - перед отпуском по беременности и родам или после него;
гражданским служащим моложе восемнадцати лет;
другим гражданским служащим - с согласия руководителя государственного учреждения с учетом обеспечения нормальной работы государственного учреждения.
6. Гражданским служащим, переведенным из одного государственного учреждения в другое, отпуск может быть предоставлен до истечения одиннадцати месяцев работы после перевода. Если до перевода гражданский служащий не проработал одиннадцати месяцев в одном государственном учреждении, то отпуск ему может быть предоставлен по истечению одиннадцати месяцев работы до и после перевода в общей сложности.
Отпуск за второй и последующие годы работы в государственном учреждении может предоставляться в любое время в соответствии с очередностью предоставления отпусков.
Очередность предоставления отпусков устанавливается руководителем государственного учреждения с учетом пожеланий гражданских служащих и интересов обеспечения нормальной работы государственного учреждения.
7. Исчисление стажа работы, дающего право на отпуск, производится в порядке, установленном законодательством о труде Республики Казахстан.
7. Гражданским служащим, обучающимся в высших учебных заведениях, могут быть предоставлены учебные отпуска на период сдачи экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта (работы), сдачи выпускных экзаменов.
Статья 30. Право на социальную
защиту гражданских служащих
1. Гражданские служащие в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечиваются жильем, имеют право на индивидуальное жилищное строительство, бесплатное получение земельных участков на условиях, определяемых законодательством Республики Казахстан.
2. Служебное жилое помещение, занимаемое для постоянного проживания служащим, состоящим на гражданской службе более десяти календарных лет, по его желанию передается ему и членам его семьи по договорам аренды, либо выкупается в личную собственность по остаточной стоимости.
3. Не подлежат выселению из служебных жилых помещений без предоставления другого помещения служащие и пенсионеры гражданской службы.
4. Гражданские служащие и члены их семей пользуются гарантированным объемом медицинской помощи за счет средств государственного бюджета.
5. Для погребения умерших гражданских служащих, пенсионеров публичной службы выплачивается единовременное пособие на их погребение в размере их трехмесячного содержания по последнему месту работы. Размер пособия не может быть ниже установленного законодательством Республики Казахстан.
Статья 31. Пенсионное и социаль-
ное обеспечение гражданских
служащих
Пенсионное и социальное обеспечение гражданских служащих осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
В случае причинения вреда здоровью гражданских служащих при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга им возмещается ущерб в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 32. Основания прекраще-
ния гражданской службы
гражданскими служащими
1. Основаниями для прекращения гражданской службы гражданскими служащими являются:
1) подача ими заявления об увольнении по собственному желанию;
2) несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных настоящим законом;
3) совершение коррупционного правонарушения;
4) иные основания, предусмотренные законодательством о труде Республики Казахстан.
2. Увольнение гражданских служащих производится руководителем государственного учреждения, имеющим право приема на гражданскую должность.
3. Увольнение руководителей государственных учреждений производится руководителем органов государственного управления, назначившим его на должность.
4. Гражданский служащий имеет право обжаловать увольнение в органе государственного управления, а также в суде.
Глава 8
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
Статья 33. Ответственность
гражданских служащих
1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение государственной и трудовой дисциплины, а также за несоблюдение ограничений, связанных с пребыванием на гражданской службе, на гражданского служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о несоответствии занимаемой должности;
5) увольнение с занимаемой должности.
2. Гражданский служащий, совершивший дисциплинарный проступок, может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей руководителем государственного учреждения до решения вопроса об ответственности.
3. Порядок наложения и срок действия дисциплинарного взыскания определяется законодательством о труде Республики Казахстан.
Статья 34. Гарантии прав граждан-
ских служащих при привлечении
их к дисциплинарной
ответственности
1. Гражданские служащие должны быть ознакомлены со всеми материалами, связанными с привлечением их к дисциплинарной ответственности.
2. Действия или решения органа государственного управления или руководителя государственного учреждения системы гражданской службы могут быть обжалованы привлекаемым к ответственности гражданским служащим в органе государственного управления, а также в суде.

Президент Республики Казахстан
Н.НАЗАРБАЕВ

Hosted by uCoz