Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
 Культура
№32(104)    

Ох уж, этот бомонд!

      Пресс-конференция с Николаем БАСКОВЫМ, известным тенором России, больше прославившимся благодаря исполнению песен в попсовом жанре, который приехал на фестиваль "Азия дауысы" в качестве гостя и члена жюри, началась с обсуждения поведения журналистки одной из газет, оказавшейся в немилости у хозяев фестиваля.

      Вообще, удивляет сама система подхода организаторов к работе СМИ на их мероприятии: про них либо хорошо, либо ничего, а те масс-медиа, которые нарушают это правило, наказываются сурово. Им не дают аккредитацию, их поведение обсуждается на пресс-конференциях, издевательски подчеркиваются детали одежды и прочее. Непонятно одно: почему Басков пошел на поводу и, все время поддакивая Мурату Иргалиеву, директору фестиваля, вносил свои замечания? Неужели ему за это заплатили? Ведь он не знает сути конфликта, и не пристало "звезде" вмешиваться в такие мелочи и ронять свой авторитет. Однако мы отвлеклись от самой темы пресс-конференции, на которой Басков рассказывал о своем творчестве, планах, кумирах, кулинарных пристрастиях и предпочтениях в одежде. Кстати об одежде. На встречу с журналистами обладатель тенора пришел в рубашечке черно-белой расцветки и белых брюках и больше походил на легкомысленного поп-певца, чем на оперного исполнителя. Хотя, как говорится, по одежке не судят, или, может, лучше - ничто человеческое им не чуждо?
      Большой театр - небольшая потеря
Несмотря на то, что Большой театр не продлил контракт с Николаем Басковым на следующий сезон, сам Басков считает - невелика потеря. Хотя и мечтает о должности директора Большого, которую рассчитывает занять лет эдак через пять и считает, что эта пора стала бы расцветом для театра:
      - Меня не уволили, как пишут некоторые газеты, а просто не продлили контракт, потому что я не могу находиться в труппе Большого театра постоянно - я гастролирующий артист. Но, несмотря на это, 20 ноября пройдет спектакль "Евгений Онегин". Я выступлю в роли Ленского как приглашенная звезда. Администрация театра упрекнула меня в том, что я не издал ни одного звука и получаю за это каждый месяц 1800 рублей (около 10 тысяч тенге. - Прим. авт.). Хорошо, в сентябре я получу эти деньги и отдам их ветеранам театра. С одной стороны, у меня не было времени, с другой - они специально составили такой график, что выступления совпадали с моими гастролями. Но консенсус найден - если будут хорошие роли, которые мне понравятся, я буду выступать. Меня сильно не волнует: буду я петь в Большом или нет, у меня полно другой работы, контрактов, выступлений. Наоборот, руководство театра должно думать: сможет ли Басков выступать у них? И мне кажется, пока в театре не будет империи звезд, он никогда не будет на большом уровне.
      "Азия дауысы" - голос звезды
      - На "Азия дауысы" я приехал с супругой, мы смогли вместе увидеть живую легенду Бони Тайлер, послушать ее песни, а я даже спел с ней дуэтом. Теперь я строю планы, возможно, будет совместный проект. Мне кажется, кто выступает даже впервые на этой сцене в горах, тот уже звезда. Мне даже пришлось отменить два больших концерта, за которые я мог бы заработать хорошие деньги. Но деньги для меня не главное. Я люблю жить в свое удовольствие, ведь жизнь проходит так быстро, и нужно успеть сделать больше добрых и интересных дел.
      Благотворительность - дело добровольное
      - Я дал 165 благотворительных концертов, средства с которых были перечислены на счета различных учреждений. Вообще, я считаю, что человек, получая, должен что-то отдавать другим, делиться. Мне становится так легко на душе. Если я своим талантом, творчеством могу кому-то помочь, почему бы не делать этого?
Планы, планы?
      - У меня контракты с барселонским "Лисео", мадридским "Театро Реаль", в сентябре большой проект в Киеве "Трио славянских теноров", есть предложение от петербургского Театра им. Мусоргского. Наряду с этим я планирую выступить в Алматинском оперном театре с сольной программой.
      Если ты не займешься политикой, то она займется тобой
      - За 27 лет своей жизни я успел уже баллотироваться в депутаты Думы, но не прошел. Просто партия, от которой я шел на выборы, по-моему, неправильно себя подала. Если бы я стал депутатом, я бы занялся вопросами молодежной политики, решал бы их проблемы. Но, к сожалению, не получилось, больше не хочу.

Р.S. Кстати, к вопросу о политике, Мурат Иргалиев заявил, что у него на то, чтобы баллотироваться в депутаты, нет времени (хотя его об этом никто не спрашивал), и если он все-таки задумает это, то Николай Басков обязательно будет участвовать в его агитпоезде. Вообще, всю пресс-конференцию г-н Иргалиев переводил все вопросы на себя. Более того, перебивал гостя, будто бы стараясь, чтобы он "правильно" отвечал. И у журналистов сложилось впечатление, что он стал казахстанским пресс-секретарем Баскова...

Жанна БИСАРОВА


Страсти по фарфору

      Широко разрекламированная выставка китайского фарфора лично меня вогнала в ступор и навела на безрадостные размышления, так как ожидание воочию лицезреть чудо обернулось горьким разочарованием.

      Пресс-релиз повествовал о великолепных творениях эпохи Тан и Сун, о Минской и Цинской династиях. Воображение загодя нарисовало утонченные хрупкие предметы утвари и изысканные фигурки божков. На деле же посетителям выставки-продажи знаменитого китайского фарфора из Цзиндэчжэня, организованной музеем им. Кастеева, пришлось любоваться, простите за столь дикое сравнение, громадными фарфоровыми тазами.
      Все предметы, представленные в экспозиции, были созданы словно под копирку. Отличала огромные вазоны (по наблюдению одного из ценителей - предназначенные лишь для стояния в прихожей в качестве подставки для зонтиков) только роспись. Глаз мог зацепиться всего лишь за несколько экспонатов, если подобные произведения искусства так уместно назвать, - небольшой китайский божок, ехидно посматривающий сверху вниз на ошарашенную публику, да комплект из стола и четырех стульев, по рассказам людей бывалых, сохраняющих тепло седалищ. На этом разговор об уникальности коллекции можно смело закончить. Дальше начинается проза жизни.
      От нечего делать, ибо подобным искусством можно насладиться на ближайшем рынке, я стала заглядывать внутрь вазочек и получила еще один удар ниже пояса. Они, как бы это помягче сказать, оказались не первой свежести, со следами застоявшейся воды. Конечно, если бы речь шла об эпохе Тан или на худой конец Цинской династии, подобная "грязь" была бы не только простительна, но и являлась бы дополнительным историческим свидетельством, а тут? Самое удивительное, что "грешок" списали на перепады температур. Впрочем, пропагандировать китайское фарфоровое искусство, а по словам искусствоведа Марии Копелиович, именно такова миссия данной выставки, сотрудникам музея это обстоятельство не помешало. "Это не ширпотреб, - в один голос уверяли они. - Это - искусство". Может и так. Но все-таки радует тот факт, что самая высокая цена такого фарфорового чуда не превышает 150 долларов.

Татьяна ШАРОВА


Он хотел перемен

      Четырнадцать лет назад, 15 августа 1990 года на пустынной прибалтийской трассе оборвалась земная жизнь поэта, композитора, актера и художника Виктора ЦОЯ - последнего романтика советской эпохи, способного дотянуться до звезд и вырастить алюминиевые огурцы на брезентовом поле.

      Вся его жизнь - в его песнях. Вот он гуляет по темным улицам с юной восьмиклассницей, а здесь уехал из дома и смотрит в окно на чужие звезды. Он то кидает уголь на "Камчатке", то бесстрашно вступает в борьбу с темными силами, потому что знает - умереть молодым не так плохо, только печально. Вместе с Виктором под звонкие аккорды гитары мы отправляемся в прошлое, заглядываем в будущее, перемещаемся на тысячи километров: то к южному морю, то к северному городу. Он любил путешествовать, открывать новые страны (перестроечные годы этому немало способствовали), знакомиться с новыми людьми и обязательно что-нибудь спеть для них. В Америке он побывал в Диснейленде и загорелся мечтой создать нечто подобное в Союзе. В Алма-Ату ездил общаться с друзьями и сниматься в кино, которое для него стало еще одним средством самовыражения. Но судьба распорядилась по-своему?
      Многие его песни не устарели и сейчас, хотя многое в нашей жизни изменилось кардинально. Напротив, потребность в творчестве Цоя стала проявляться все больше и больше. Вновь из радиоприемников звучат знакомые ритмы, а во дворах собираются те, кому в 1990-м было от двух до пяти и, подражая певцу, с хрипотцой в голосе поют "Мы ждем перемен".
      Действительно, о Викторе Цое трудно говорить много. Это наиболее четко понимают те, кто имел возможность пообщаться с ним поближе. "На протяжении четырех месяцев 24 часа в сутки мы находились рядом и очень тесно общались - либо на съемках, либо на квартирах Рашида и Мурата Нугмановых, где все это время обитали. Это целый кусок жизни, который оставил очень хорошие и светлые воспоминания. Это яркая, творческая полоса. Просто классно!" - делится с нами Архимед Искаков, воскрешая в памяти то время, когда Цой приезжал в Алма-Ату на съемки "Иглы". В то же самое время наш город и наши люди были одной из составляющих жизни великого поэта и музыканта, стремившегося через свое творчество сделать нашу жизнь чуть-чуть светлее, и доказавшего, что смерть стоит того, чтобы жить.

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ


Рожденные под Звездой Давида

      В минувшие выходные многочисленная еврейская община Казахстана отметила сразу две символичные даты - 60-летнюю годовщину со дня смерти праведника раввина Леви-Ицхака ШНЕЕРСОНА, отца Любавического Ребе, и 8-й день рождения алматинской синагоги, носящей его имя.

      Несмотря на трагичность момента, в этот день в синагоге не было хмурых лиц. Солидные отцы семейства, на некоторое время отрешившись от мирской суеты, вели неспешные беседы за жизнь, добропорядочные мамаши, пытаясь перекричать небольшой оркестрик, осаживали заигравшуюся детвору. Сегодня в общине праздник. Да-да, именно так, ибо годовщину смерти иудеи почитают как праздник, полагая, что в день смерти Господь забирает душу умершего лишь потому, что ее земная миссия выполнена. Если же говорить о Любавическом Ребе, то он, скорее всего, ее даже перевыполнил.
      Леви-Ицхак Шнеерсон родился в Украине в далеком 1871 году, многие годы он был главным раввином Днепропетровска. Судьба распорядилась так, что ребе, попав в жернова сталинских репрессий, продолжил свою деятельность в Казахстане, в поселке Шиили. Но несмотря на ярлык "антисоветского пропагандиста", он продолжал учиться Торе сам и обучал ей других.
      9 августа 1944 года Ребе не стало, и только спустя 55 лет он был реабилитирован. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев тогда лично передал из архивов КНБ три тома "дела Шнеерсона" сотрудникам библиотеки Любавического Ребе в Нью-Йорке.
      Жизнь Леви-Ицхака Шнеерсона стала примером для иудеев всего мира. И только для того чтобы помолиться на могиле Ребе, в Алматы приехали гости из Израиля и США. Отдали дань памяти праведнику и казахстанские евреи, а также посол Израиля в Казахстане Моше Камхи, полномочия которого в нашей республике заканчиваются на этой неделе. Заместитель главного раввина Казахстана Эльханан Коген вручил почетным гостям и членам общины, сделавшим пожертвования на строительство новых зданий алматинской синагоги, почетные грамоты и деревянные коробочки с изображением Звезды Давида.

Юлия Кисткина

Hosted by uCoz