Аким нам друг, но истина дороже
Обычно говорят,
что дурной пример заразителен. Хороший, как выяснилось, тоже способствует
появлению на свет различных "эпидемий", которые, учитывая
наши реалии, приобретают порой нестандартные и даже эпатажные формы.
Цепная реакция коснулась и акимов всех мастей и рангов. Теперь по
дорожке, проторенной не так давно актюбинцами, которые несмотря на
царящий в обществе скептицизм добились-таки отставки областного головы
Ермека ИМАНТАЕВА, дружными рядами шагают полчища недовольных казахстанцев.
Конечно, с одной стороны, такой расклад как раз и можно было бы отнести
к истинному проявлению демократии, кабы не одно "но". Тенденция
акимовских "импичментов" начинает входить в моду.
До нью-революшен
и вил в руках обездоленных и обманутых дело пока не доходит, но обращения
на имя главы государства с просьбой сместить акимов с насиженных мест
появляются с завидной регулярностью. Очередь дошла и до акима Илийского
района Алматинской области Николая Логутова. Против него в южной столице
была предпринята массированная атака со стороны бывшего акима района,
ныне занимающего пост гендиректора ТОО "Ремсельмаш" А. Трегуба,
инспектора районного отдела образования З. Кусаиновой, учителя Н.
Абдрахмановой и многих других, посчитавших себя "жертвами"
незаконных действий со стороны "хозяина" района.
Конечно, перечень грехов
районного акима не так впечатляет, как "потуги" уже бывшего
акима Актюбинской области на государственном поприще, но и этого с
лихвой хватает для массового протеста. По словам авторов обращения
к президенту, за время пребывания на посту акима Логутова "экономически
и социально стабильный район доведен до состояния крайней нестабильности.
В 7 или 11 сельских округах в целом по три раза сменились акимы, причем
все они не имели никакого опыта руководящей работы, подбор осуществлялся
по принципу лояльности к акиму. В результате чего к уголовной ответственности
были привлечены три сельских акима - В. Поротиков, Т. Яконов, а месяц
назад при получении взятки задержан вновь назначенный аким Казциковского
сельского округа Р. Естемесов".
Если полностью довериться
информации, прозвучавшей из уст авторов открытого обращения, то с
полной уверенностью можно утверждать, что ныне Илийский район лидирует
по количеству заведенных на должностных лиц уголовных дел. В "черном
списке" правоохранительных органов и начальник управления экономики
районного акимата, и заведующая районным финансовым управлением, и
даже действующий аким. Но, как уверяет "стачечный комитет",
правда в данном контексте - понятие относительное, и акиму до сих
пор удавалось избежать адекватного своим поступкам наказания. Теперь
последняя надежда на восстановление справедливости легла на плечи
президента Нурсултана Назарбаева. "Отщепенцы" акимовской
идеологии попросили главу государства "спасти район от нерадивого
акима, ставящего свои личные интересы выше государственных… Просим
отстранить Логутова Н. Н. от должности и отдать его под суд".
Как отреагирует на это
президент и контролирующие органы, пока не известно, но сам "обвиняемый"
Николай Логутов предпринял попытку доказать, что он не "верблюд",
да так и не осуществил задуманное. Уже спланированную пресс-конференцию
он отменил, что можно расценивать по-разному. То ли аким решил не
опускаться до грязных обвинений, то ли молчание - знак согласия. Другого,
в принципе, не дано.
Юлия КИСТКИНА
Чтоб не пропасть поодиночке
Столкнувшись
со множеством на первый взгляд неразрешимых проблем, депутаты маслихатов
решили, что пришла пора объединяться. Так на свет появилась Ассоциация
депутатов маслихатов, возглавляемая членом партии "Ак жол"
Галымом БАЙТУКОМ. Несмотря на весьма юный возраст, Ассоциация имеет
11 представительств по всему Казахстану.
"По
стандартам Европейской хартии о принципах местного самоуправления
маслихаты больше похожи на органы местного самоуправления, в которые
традиционно депутаты избираются путем всеобщего голосования избирателей.
В Казахстане же маслихаты причислены к органам местного государственного
управления, точно так же, как и акиматы. Но, что самое парадоксальное,
при этом депутаты не являются государственными служащими, - комментирует
Галым Байтук загвоздки, с которыми ему довелось столкнуться на практике.
- Конечно, Закон "О местном государственном управлении"
наделяет маслихаты определенными полномочиями - контроль за бюджетом,
принятие региональных программ, утверждение персонального состава
акимата и даже право выразить недоверие акиму. Вроде бы хлопот полон
рот, но в действительности они ограничиваются лишь пустым рукоподниманием
на сессиях".
По мнению Галыма Симбековича,
тут проблема еще и в том, что некоторые секретари маслихатов являются
представителями диктующего политику большинства, и выступать в противовес
мнению большинства, возглавляемого акимом, ни один секретарь не решится,
пусть оно даже идет вразрез с чаяниями народа. Увы, такова действительность.
Все права, которыми наделены депутаты маслихатов, сводятся к браваде
и попытке завуалировать свою беспомощность. Но несмотря на столь пессимистичное
положение дел, отдельным депутатам, по информации председателя Ассоциации,
удавалось вносить изменения в решения исполнительных органов, хотя
бы и в мелких вопросах. Как говорится, трудно сделать только первый
шаг. Хотя, по мнению Галыма Байтука, нужен комплекс мер, способных
преломить ситуацию. Во-первых, нужен отдельный от Закона "О местном
государственном управлении" Закон "О маслихатах и статусе
его депутатов". Во-вторых, определиться со статусом маслихатов
как органов государственного или местного самоуправления. И, в-третьих,
провести довыборы в маслихаты действующего созыва по партийным спискам,
что мало-мальски приведет к балансу политических сил.
"Конечно же, у любой
светлой идеи есть свои могильщики, - констатирует Галым Симбекович.
- И наша Ассоциация - не исключение. Путь ее становления был тернист
и сложен. Но со временем даже ярые противники перешли в стан наших
сторонников. И мы со своей стороны будем делать все от нас зависящее,
чтобы оправдать это доверие. Ведь в нашей Ассоциации прекрасно понимают,
что если депутат начинает в чем-то сомневаться, значит для этого есть
повод".
За неимением ангелов…
Бытует расхожее
мнение, что если завтра в Казахстане вдруг исчезнет коррупция, то
послезавтра рухнет государственная система. То есть, борясь с коррупцией,
государство борется само с собой. И если исходить из вышесказанного,
то победы на этом фронте вряд ли стоит ожидать. По крайней мере, пока
не изменится сама государственная система. В этом на программе "Собственное
мнение" аудитория была полностью солидарна с приглашенными в
студию гостями.
Правда, говорил
о необходимости реформирования системы власти, в основном, один из
гостей - сопредседатель партии "Ак жол", председатель ее
Политисполкома Алихан Байменов. Присутствовавшие на передаче представители
МВД предпочитали больший упор делать на ответственности не только
государства, но и гражданского общества, гражданина, решившего дать
взятку. Это, безусловно, отрицать трудно, вот только есть ли оно в
Казахстане - гражданское общество?
Алихан БАЙМЕНОВ:
- Говорить о борьбе с коррупцией
до тех пор, пока судьба чиновника не будет привязана к воле народа,
к общественному мнению, бесполезно. Даже через постоянное улучшение
административных процедур. Нигде в мире ангелов нет ни во власти,
ни в оппозиции. Но есть механизмы. Это выборность, это повышение полномочий
представительных органов. Уровень коррупции зависит от того, насколько
эти механизмы запущены. Напомню, что катализатором роспуска Верховного
Совета 12-13-го созывов была опасность потери власти Контрольной палаты.
И если бы тот созыв остался, у нас таких нарушений при приватизации
не было бы.
Реплика из зала:
- Коррупция - это
мать нынешнего порядка.
Представитель нынешнего порядка с этим не согласен. Начальник департамента
собственной безопасности МВД Саян Ахметов привел пример Сингапура,
где гражданин по причине своего высокого гражданского сознания никогда
не бросит мусор на дорогу. Он знает, что это запрещено. И наши граждане
знают, что дача взятки - это нарушение закона.
Алихан Байменов прокомментировал приведенный пример другим примером:
"Гражданин в Сингапуре этого не делает потому, что уверен не
только в своей честности, но и в честности правительства. Есть такой
пример. В 1968 году министр национального развития Сингапура был заподозрен
в коррупционном нарушении. Он 10 дней прорывался на прием к премьер-министру.
Тот его не принял, и министр повесился".
Реплика из зала:
- Наше правительство не
доверяет народу, зная, что народ не доверяет ему.
Алихан БАЙМЕНОВ:
- В корне проблемы лежит
и отсутствие системы сдержек и противовесов. У нас президент - и глава
государства, и глава исполнительной власти. Контролирующие исполнительную
власть органы (Счетный комитет), формирующие власть органы (Центризбирком)
должны исключать участие исполнительной власти. Раз президент еще
и глава исполнительной власти, то их формированием должен заниматься
только мажилис. Либо нужно постепенно перейти к тому, что ветви власти
действуют на равном удалении от главы государства.
Лишь бы при этом они не
удалились не только от главы государства, но и от народа. А народ,
тот, что присутствовал в зале, убеждался, насколько эти ветви далеки
от него, на собственном опыте не раз. Но почему-то у третьего из гостей
студии - зампредседателя Демократической партии Казахстана Сергея
Дроздина - реплики из аудитории вызвали отрицательную реакцию. (Перед
этим был показан репортаж, описывающий механизм дачи взятки автоинспектору.)
- Мы, ДПК, считаем первым
шагом к искоренению коррупции наложение административных взысканий
только через решение суда.
Ведущий:
- А здесь прозвучало,
что в судах-то нет правосудия.
Сергей ДРОЗДИН:
- В данном случае я не согласен,
что можно так абстрактно, так огульно говорить. По одному факту нельзя
так огульно говорить.
(В зале стало шумно.)
Ведущий:
- Вы видите, как зал на
ваши слова реагирует?
Сергей ДРОЗДИН:
- Ну, люди реагируют, у
каждого своя болячка. Но так огульно говорить нельзя. Судьи на местах
никаким образом не зависят от исполнительной власти, от акиматов.
Они принимают решения сами, иногда бывают, конечно, неправильные решения,
но на это есть вторая инстанция.
Ведущий:
- А что вы скажете по поводу
репортажа?
Сергей ДРОЗДИН:
- По одному факту, мне кажется,
судить обо всем правительстве, администрации президента не очень корректно…
Зато на проблеме лоббирования
депутатами интересов тех или иных лиц, групп, структур Сергей Дроздин
остановился подробнее. В том плане, что ДПК выступает за скорейшее
принятие закона о лоббировании. Но нужен ли этот закон в нынешних
условиях? Алихан Байменов считает, что, опять же, на проблему следует
смотреть комплексно: "Закон о лоббировании возможен только при
прозрачности финансовых потоков и всеобщем декларировании доходов.
У нас никто не смеет даже говорить, что это надо вводить. Поэтому
сначала надо провести реформы, а уже потом менять административные
процедуры".
Но вернемся к коррупции
в ее, так сказать, чистом виде. Как заметил читатель, мы больше говорили
о лечении этого недуга. А каково же течение болезни? Алихан Байменов
привел в заключение программы небольшое, но меткое сравнение:
- А у вас нет ощущения,
что та же автоинспекция просто не заинтересована в том, чтобы было
меньше нарушения правил? Если,
допустим, вывесить радар над дорогой, то все водители будут его видеть
и снижать скорость. Наши же "гаишники" прячут его, сами
прячутся за частными машинами, выдергивают машины из левого ряда,
создавая аварийную ситуацию. Такая модель поведения схожа с моделью
поведения государства. Почему аким не заинтересован в повышении зарплаты,
но хочет побольше денег на ремонт дорог? Потому что до дорог доходит
в лучшем случае половина.
Не можем удержаться, чтобы
не повторить слова известного советского сантехника: тут действительно
надо менять всю систему!