Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
 Позиция
№30(102)    

"Я боролся и буду бороться с коррупцией!"

Последнее слово Булата АБИЛОВА на суде

Я законопослушный гражданин, всю свою сознательную жизнь не нарушал законов. Свою предпринимательскую деятельность я всегда вел в рамках существующего законодательства. Я никогда не шел на сговор с кем-либо из больших и важных чиновников, чтобы получить незаконным путем тот или иной объект, тот или иной источник доходов. Для меня всегда законф был превыше всего, и когда против меня выдвигается безосновательно такое обвинение, я протестую, я не согласен.
Сегодня служители закона хотят лишить меня моих конституционных прав и свобод. С самого начала процесса ко мне применили совершенно неправомерную меру пресечения - подписку о невыезде. Я, как сопредседатель демократической партии "Ак жол", председатель президиума партии, должен ездить по регионам. Но из-за подписки я не мог покинуть Алматы весь этот месяц. Это не только несправедливая мера, но, я считаю, умышленная попытка помешать моей политической работе.
Весь судебный процесс с первых дней носил обвинительный и предвзятый уклон. Суд открыл против меня сразу два дела (гражданское и уголовное), и оба они оказались в руках одного и того же судьи Ыбраева. Почему? Может, потому, что господин Ыбраев - председатель районного суда и ему поручено "ответственно" подойти к обвинениям против Абилова. Кто так заинтересован в осуждении Абилова? У меня нет других объяснений, кроме мысли, что оба процесса имеют заданный характер. Более того, я уверен, что оба процесса находятся на контроле у высшего руководства страны.
Я также уверен, что о ходе этого процесса знает и глава государства, но он, как всегда, ни при чем. Он, возможно, сказал, что, дескать, пусть суд решает. Но так уже было, когда осудили и Акежана Кажегельдина, и Мухтара Аблязова, и Галымжана Жакиянова. Весь мир не признал приговоры казахстанского суда против этих политиков, и поэтому они в глазах мирового сообщества стали политическими заключенными. Я уверен, что судебное дело против меня носит также политический характер. Цель его - еще раз не допустить меня к выборной кампании в парламент.
Я уже был неудобен власти в парламенте, когда с депутатской трибуны озвучивал свои принципы, и меня за поддержку идей "Демократического выбора Казахстана" изгнали из парламента в 2001 году. Потом мне мешали в моей выборной кампании в Караганде в 2002 г. Дело доходило до смешного, когда по всем школам и больницам объявляли карантин, и меня как кандидата в депутаты никуда не пускали. Наши агитационные материалы отказывались размещать каналы, которые относятся к известному медиа-холдингу. Это и "Европа плюс", и "Русское радио", и КТК, и НТК, которые вещают на Караганду.
В акимате проводились закрытые совещания, целью которых было максимально препятствовать моей выборной кампании, чтобы, ни дай Бог, избиратели проголосовали за Абилова. Когда приезжала в город Загипа Балиева, председатель ЦИК, и я ей указывал на многочисленные нарушения со стороны местной власти, она обещала во всем разобраться. Но все как было, так и продолжалось до конца выборной кампании. Зато Балиева на одном совещании сказала потрясающую речь, под впечатлением которой я до сих пор нахожусь. Она сказала, что вы, кандидаты, в своей избирательной кампании обманываете избирателей, слишком много обещаете, лезете к ним в душу, а потом их бросаете. Дескать, ничего людям не надо обещать. Мы все хорошо знаем, какой мастер поговорить госпожа Балиева. А вот пресекать нарушения на выборах, когда их предъявляешь со всеми фактами и доказательствами, председатель Центризбиркома никогда не желает, просто разводит руками и исчезает. В конце концов, по решению суда меня за несколько часов до начала голосования сняли с выборной гонки.
Данный процесс, как я уже сказал, затеян все с той же целью - в канун выборов в парламент осудить меня по уголовному делу и не допустить до участия на выборах в качестве кандидата в депутаты. Просто власть искала подходящий повод и нашла.
Что касается существа данного уголовного дела, то могу заявить, что от своих утверждений, как Тиникеев искал 100 тысяч долларов, чтобы отдать 50 тысяч местной власти, а 50 тысяч - в Астану, не отказываюсь. Я в этом по-прежнему уверен, потому что прекрасно знаю всю ситуацию той предвыборной кампании в Караганде, и свидетельства моих утверждений были представлены суду. Целый ряд уважаемых людей в этом зале подтвердили мои слова, были представлены документальные факты в виде распечаток телефонных разговоров и т.д. Если суд будет объективен и беспристрастен, то решение должно быть оправдательным.
Однако я в этом не уверен, т.к. суд был ко мне предвзят, ни одно из моих ходатайств не было принято. Тенденция судебных процессов против политиков показывает, что наше правосудие не свободно от исполнительной власти. Казахстанский суд стал инструментом борьбы нашей власти с политическими оппонентами. Сама же власть боится правды, она погрязла в коррупции и поэтому любой ценой, вплоть до заказных приговоров, пытается зажать правду и продлить свою жизнь.
Нечестные выборы - это тоже способ выживания власти. Сегодня почти 90 процентов депутатов пришли в парламент по списку большой администрации, а не по волеизъявлению народа. Парламент - это тоже источник коррупции власти. Вот о чем я, собственно, говорил в программе Арманжана Байтасова "Центр внимания", в которой в качестве примера коррупции привел случай с Тиникеевым. У меня и в мыслях не было оклеветать Тиникеева, а тем более не было никаких намерений дискредитировать его как возможного соперника на предстоящих выборах. Честно говоря, я его своим соперником никогда не считал, потому что знаю его истинный рейтинг еще с прошлых выборов - полтора процента.
Я уверен в своей правоте и виновным себя не считаю. Суд может вынести любое решение, к которому я готов. Но хочу сказать, что и великий Ленин, и великий Сталин хотели переписать историю, изменить жизнь под себя, заставить весь народ трепетать перед ними, но у них это не получилось. Суд истории все ставит на свои места. Так будет и в нашей стране. Мы не можем запретить интернет, закрыть все газеты. Но если даже это произойдет, то нельзя меня или других людей, которые мыслят свободно и хотят жить не в такой, а другой, демократической стране, заставить изменить свою позицию.
Сегодня власть ворует наше время, тормозя политический и экономический прогресс. Ворует лично у меня, я это физически чувствую, потому что я хочу жить достойно сегодня, а не через 30 лет. Мы все можем так жить, и для этого у нас есть все возможности. Мир, природные богатства, талантливый народ. Но власть нам твердит, что "мы не готовы к демократии". Но тут же предлагает суперсовременное электронное голосование, о котором 90% казахстанцев понятия не имеют, что это такое.
Это еще раз говорит о том, что власть идет на все нарушения, только чтобы спастись, защитить себя, что-то скрыть, о чем-то договориться. Можно долго обманывать себя мифическими надеждами, но жизнь не обманешь, историю не перепишешь. И я уверен, что через год, два или три все мы узнаем, кто кому и сколько давал. Давал ли, например, какой-то депутат кому-то взятку, чтобы пройти в парламент? За сколько миллионов долларов тот или иной иностранный бизнесмен получил право на нашу нефть или газ? Многое известно и сегодня, но чтобы правда стала правдой, надо изменить систему власти, при которой не коррупция, а закон будет все решать. И не такой закон, который поставлен на службу узкого круга людей, а такой закон, который будет отстаивать наши права.
И хотя у нас законы не поставлены на защиту прав человека, так как ими манипулируют власть и суд, лично я буду сам распоряжаться своей судьбой. Ни самый высокий суд в этой стране, ни глава государства, никакие чиновники не могут мне запретить свободно думать, не могут унизить или оскорбить заказными судами, заставить встать на колени. Никто в этой стране не распоряжается моей судьбой, своей судьбой распоряжаюсь я сам - Булат Абилов, человек, который хочет достойной жизни себе, своим близким, своей стране, а не так, как хочет наша власть - заставить всех замолчать.
Этот суд и сторона обвинения действует по большому сценарию Астаны, людей, которые сами погрязли в коррупции, не могут отмыться от скандалов и на 10 миллионов долларов, и на 78 миллионов долларов, и неизвестно на сколько еще. Но про себя они молчат, хотя после известных в мире скандалов эти чиновники должны были подать в отставку, как это принято во всем мире.
Еще раз хочу сказать, что суд может принять любое обвинительное решение в отношении меня, но я его буду считать до конца своей жизни незаконным, буду оспаривать всеми возможными способами и говорить о несправедливом суде. Этот суд - часть большого сценария, куда входят уже готовые результаты предстоящих выборов. Но какие бы сценарии власть не придумывала, она не заставит нас в них поверить. Желание вернуть нас в 19 век нереально, потому что мы живем уже в 21 веке. Настоящий сценарий жизни пишет не один человек и не его "могучее" окружение, историю пишем мы - народ Казахстана, к которому я себя отношу.
Сегодня уголовные дела возбуждаются и в отношении меня, и в отношении компаний, которыми я руководил, мешают работать фонду "Бутя-капитал" и проводить регистрацию вкладчиков. Финансовые органы, Генеральная прокуратура и другие занимаются открытым преследованием, давят на суд, давят на свидетелей, чтобы они не участвовали в этом процессе. Мои права и свободы нарушались, и я еще раз хочу заявить, что не считаю и не буду считать себя виновным.
Мне сегодня многие советуют написать письмо или поехать в Астану, извиниться, поклониться большим чиновникам, сказать, что я буду лояльным, буду аполитичным, займусь снова бизнесом. Я отвечал и отвечаю отказом. Это не прихоть Булата Абилова, это моя жизненная позиция, на которой я стоял всегда, и чем не угодил власти.
Я никогда не делал себе карьеру в госслужбе, хотя меня приглашали туда. Я знал, что со своей независимой позицией буду говорить правду, а это в нашей государственной системе равнозначно самоубийству. Поэтому я всегда хотел оставаться свободным человеком в бизнесе, в политике и в жизни. Я отказался от награды в парламенте, потому что считал, что парламент еще не заслужил наград. Он заслуживает порицания за те законы, которые отнимают у народа право на свободу слова, право на распоряжение богатствами земли, на бесплатное образование и здравоохранение.
Уважаемый суд, какое бы решение вы не вынесли, я готов его принять. Виновным себя не считаю, о коррупции буду и впредь говорить. Сегодня коррупция - самая большая беда Казахстана, из которой мы должны выйти, наконец. Буду дальше бороться. Решение этого суда не сможет изменить мою позицию или заставить меня молчать.

Алматы, 26 июля, 2004 г.


ЗАЯВЛЕНИЕ
ПОЛИТИСПОЛКОМА ПАРТИИ "АК ЖОЛ"

27 июля 2004 года Бостандыкский районный суд Алматы вынес обвинительный приговор в отношении сопредседателя партии "Ак жол" Булата Абилова, назначив ему 1,5 года лишения свободы условно.
Это решение суда будет обжаловано в установленном законом порядке.
Налицо все признаки того, что дело Б. Абилова рассматривалось Бостандыкским районным судом Алматы как политический заказ властей, как средство его отстранения от участия в выборах 2004 года, и исход процесса был предрешен. Об этом свидетельствуют как высокая скорость, так и заметная предвзятость рассмотрения дела.
Показательно, что с подобной же "оперативностью" рассматривались дела, инициированные властью против Галымжана Жакиянова, Мухтара Аблязова и Сергея Дуванова.
При этом информация о коррупционных и иных правонарушениях, имеющая широкую огласку в обществе, но затрагивающая интересы отдельных представителей власти, остается нерасследованной.
Без ответа остаются вопросы:
- Почему не расследуются сообщения о незаконных зарубежных счетах высоких руководящих персон в рамках так называемого дела "Казахгейт"?
- Почему не расследуется озвученная на пленарном заседании депутатом Мажилиса история о сомнительных финансовых операциях на сумму в $10 миллионов руководителя Администрации Президента И. Тасмагамбетова?
- Почему иски Заманбека Нуркадилова к высшим должностным лицам государства до сих пор не рассмотрены в суде?
- Почему выявленные журналистом Геннадием Бендицким коррупционные правонарушения в Министерстве обороны и Министерстве внутренних дел до сих пор не доведены до судебных решений?
- Почему строительство нового терминала Алматинского аэропорта, в качестве заказчика которого выступал акимат Алматы, обошлось казне в несколько раз дороже первоначально объявленной стоимости?
Становится очевидным, что правосудие в нашей стране может быть быстрым только против неугодных власти людей. Наши требования просты: равная и неотвратимая ответственность всех перед законом. Правящий режим обязан отвечать за свои деяния и не должен прятаться за спины нижестоящих.
Политическая мотивированность и юридическая предвзятость принятого решения наглядно обнажает отсутствие реального разделения ветвей власти и несовершенство отечественной судебной системы.
Если мы хотим стабильности в повседневной жизни и процветания в будущем - граждане должны добиваться справедливости, честности и ответственности от власти сегодня. Это понимает большинство казахстанского общества, и сегодня оно насоятельно требует кардинальных перемен в политической системе страны.
Грядут другие времена.
Народ Казахстана заслуживает лучшей участи. Мы уверены, что у нашей страны есть все, чтобы ее граждане стали жить достойно.
И партия "Ак жол" добьется этой цели.


АЛИХАН БАЙМЕНОВ:СТАВКА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДЕПУТАТСКИЕ МАНДАТЫ

Для всякой страны, которая после долгого перерыва строит новую государственность, любые выборы имеют значение, выходящее за рамки распределения депутатских мандатов. С этой позиции не только предстоящие, но и все прошедшие выборы в Казахстане имели последствия, которые до сих пор сказываются на нашей жизни и будут сказываться в будущем. Потому что сегодня закладываются традиции новой казахстанской государственности.
Это важно еще и потому, что мы вышли из той тоталитарной системы, в которой народ с политической точки зрения представлял собой население, а не граждан. Следовательно, одной из ведущих парадигм нашего развития при строительстве новой государственности должно быть воспитание гражданских чувств, гражданственности населения, формирование у населения чувства сопричастности и ответственности за судьбу страны. Несомненно, что в этом процессе определенную (позитивную или негативную) роль играли все прошедшие выборы. Но даже в этом ряду особо значимыми станут предстоящие выборы, так как можно сказать, что сегодня Казахстан имеет шанс перейти на новую стадию развития политической системы, адекватную уровню развития казахстанского общества и экономики. При этом использование данного шанса позволит Казахстану выйти на траекторию устойчивого роста на основе создания условий для эффективного использования богатых природных ресурсов, а также созидательной энергии всех казахстанцев и квалифицированного кадрового потенциала.
Очевидно, что предстоящие выборы станут проверкой готовности руководства страны использовать этот шанс и адекватно ответить на вызовы времени.
СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА
ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
СФОРМИРОВАНА
Строительство национального государства Казахстану пришлось осуществлять одновременно с проведением радикальных либерально-рыночных преобразований экономики, при условии сохранения политической и социальной стабильности в многонациональном обществе.
Последовательное осуществление политики либерализации цен, приватизации, институционализации частной собственности, создание законодательных основ рыночной экономики, проведение ряда структурных реформ, в частности, финансового и жилищно-коммунального секторов, государственной службы, пенсионной системы позволили достичь серьезных успехов.
Так, в республике уже в 1998-1999 годах была достигнута макроэкономическая стабильность. Годовая инфляция поддерживается в пределах 5-7%. Четыре последних года казахстанская экономика растет высокими темпами - около 10% в год. Среднедушевой совокупный доход страны в 2003 году повысился почти до 2 тыс. долларов США, а уровень ВВП почти достиг уровня предреформенного 1990 года.
Большую роль в росте экономики Казахстана сыграли иностранные инвестиции в сырьевые отрасли, особенно в нефтегазовый сектор страны. Богатство недр в сочетании с созданием законодательных рамок сделали Казахстан самой инвестиционно привлекательной страной в СНГ. За последние 10 лет в экономику страны вложено около 23 млрд. долларов США иностранных инвестиций.
Хотя переходный период сопровождался социальными катаклизмами, такими, как расслоение общества по уровню доходов, рост бедности и безработицы, ухудшение системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, рост преступности и коррупции, казахстанцы проявили и проявляют большое мужество и терпение, что позволило нашему обществу избежать тех социальных взрывов и потрясений, которые имели место в некоторых постсоветских государствах.
Наряду со взвешенной политикой руководства республики определяющими факторами в этом были чувство ответственности общественных сил и политических деятелей за судьбу страны, межэтническая и межконфессиональная толерантность народов Казахстана, в первую очередь казахского и русского, их понимания, что дестабилизация ситуации несет угрозу государственности и независимости.
С позиции оценки нынешней ситуации особенно важно, что эти реформы привели к появлению значительного слоя экономически активных граждан, которые становятся основой формирования среднего класса, а также ядром социальной базы продолжения и углубления политико-экономических преобразований.
РЕФОРМА
ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ - ПУТЬ
К УКРЕПЛЕНИЮ
УСТОЙЧИВОСТИ
ГОСУДАРСТВА
Радикальные изменения законодательной базы экономики и ускоренное проведение приватизации стали возможными в решающей степени благодаря переходу в 1995 году к нынешней политической системе путем принятия новой Конституции. До 1995 года наличие парламента с достаточно широкими полномочиями обеспечивало соответствующие баланс и противовес исполнительной власти. Однако отсутствие опыта парламентаризма, естественное желание реагировать на обострение социальных проблем при переходе к рынку обусловили превалирование в деятельности парламента представительной функции в ущерб законотворческой. В результате обсуждение важных законопроектов затягивалось в долгих политических дискуссиях.
Поэтому переход к централизованной системе с жесткой вертикалью исполнительной власти был оправдан необходимостью ускоренного осуществления рыночных преобразований.
В то же время бесконтрольность исполнительной власти, урезанные полномочия представительной власти и полное отсутствие влияния общественного мнения обусловили высокую социальную цену реформ, а также появление факторов, тормозящих переход экономики к устойчивому развитию.
В экономике еще слабо развита добросовестная конкуренция, без которой трудно заставить ее работать по-рыночному. Еще много налоговых, кредитных льгот, перекрестных, прямых и косвенных субсидий, предоставляемых отдельным избранным субъектам экономики, высок уровень государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность, много административных барьеров, и как следствие развиты коррупция и мздоимство, высока доля теневой экономики.
Поэтому казахстанская экономика еще не обладает в полной мере структурной устойчивостью, которая позволяла бы ей выстоять в условиях неблагоприятной мировой конъюнктуры. Можно констатировать, что в казахстанской экономике есть рост, но еще нет устойчивого развития. То есть устойчивого роста, обусловленного не продажей сырья, а обновлением и диверсификацией производства, развитием высокотехнологических и наукоемких технологий, инновационной продукции, появлением новых отраслей и производств.
Серьезной проблемой экономики является также отсутствие транспарентности базовых секторов, одной из причин чего стала непрозрачная приватизация. В результате на сегодняшний день казахстанцы не знают истинных владельцев самых крупных предприятий сырьевого сектора. В меньшей степени это относится к нефтегазовому сектору, где благодаря участию в эксплуатации месторождений крупных западных компаний, отвечающих в своих странах требованиям, предъявляемым к публичным компаниям, ситуация с прозрачностью владельцев менее острая. Более актуальна данная проблема для сектора твердых минеральных ресурсов, который по числу занятых является базовым сектором экономики Казахстана. В данной области информация об истинных владельцах остается тайной не только для рядовых казахстанцев, но и для депутатов парламента и большинства членов правительства.
Указанные факторы, несомненно, будут иметь отрицательные последствия в реализации амбициозной индустриально-инновационной программы до 2015 года, так как эффективность государственных институтов развития, призванных стать основными инструментами реализации программы, будет снижаться из-за непрозрачности принимаемых ими решений.
В основе большинства проблем сегодняшнего Казахстана лежит коррупция, коррумпированность власти. Сегодня мздоимцы дошли до того, что в принципе в Астане никто особо и не скрывает, кто берет взятки. Коррупция достигла угрожающих масштабов, при этом периодические кампании по борьбе с ней, инициируемые главой государства, не имеют каких-либо серьезных результатов.
Нам часто приводят в пример Сингапур. Но Сингапур, при всех наших различиях, после обретения независимости заложил одну хорошую традицию. Обычно, говоря об успехах Сингапура, мы отмечаем только то, что там политические реформы шли после экономических. Но никто не говорит, что это стало возможным благодаря тому, что сингапурская государственная служба - одна из наименее коррумпированных в мире. Ведь с первых дней, когда партия лидера господина Ли Куан Ю пришла к власти, они поняли, что в первую очередь необходимо бороться с коррупцией. Они поняли, что без искоренения коррупции они в принципе не смогут решить проблемы страны. И как символ своих устремлений, как символ их чистоты на первую присягу представители этой победившей партии пришли в белых рубашках и белых брюках. И они жестко, даже жестоко, реально боролись с коррупцией.
Депутат будет работать в интересах народа только в том случае, если он стал депутатом благодаря голосу народа. А если он стал депутатом благодаря чьему-то карману, он будет работать, чтобы обогатить этого человека еще больше. Если он станет депутатом благодаря чьей-то власти, то он будет работать на укрепление этой власти, но никак не в интересах народа. Если аким города знает, что его судьба никак не связана с мнением горожан, то он будет работать только на то, чтобы во время очередных приездов вышестоящего начальства город выглядел хорошо. Получается, что все казахстанцы зависят от того, хороший человек попался или нехороший, насколько он осознает свою ответственность.
Одним из определяющих факторов, способствующих такому положению дел, является то, что в соответствии с Конституцией и законами РК представительная власть всех уровней практически лишена полномочий по контролю за действиями исполнительной власти. Сегодня у парламента доминирует законотворческая функция в ущерб представительской.
Несомненно, отрицательно сказывается на эффективности госаппарата то, что несмотря на возможность, созданную изменениями в Конституции в 1998 году, до сих пор не введена выборность местной исполнительной власти.
Все это, наряду с неразвитой и коррумпированной судебной системой и низкой правовой культурой, отрицательно сказывается на инвестиционной привлекательности несырьевого сектора экономики. Развивающийся бизнес все больше чувствует свою слабость перед давлением государственных структур, недостатки политической системы становятся препятствием для реализации экономических прав и свобод граждан.
Очевидно также, что централизованная система усугубила социальные последствия реформ. Непрозрачность принимаемых решений, нетранспарентность огромных финансовых потоков, непрозрачная приватизация высокодоходных отраслей, широкий масштаб теневой экономики стали причиной того, что несмотря на экономический рост острыми проблемами остаются бедность и значительное расслоение общества по уровню доходов. Сегодня большинство населения республики отчуждено от национального достояния и позитивных результатов рыночных преобразований. В государстве нарастают противоречия между ростом доходов от продажи сырьевых ресурсов и усилением социального расслоения населения. Большинство граждан видят, что доходы от сырьевых ресурсов, огромные богатства страны распределяются неравномерно. Это в первую очередь ощущают работники образования и здравоохранения, женщины, молодежь и пожилые люди, которые понимают, что причиной неадекватного экономическому потенциалу страны уровня жизни многих из них является несовершенство политической системы.
Именно эти люди, наряду с возникшим новым классом собственников в основном малого и среднего бизнеса, а также теми представителями политической и бизнес-элиты, которые осознают свою гражданскую и поколенческую ответственность за судьбу страны, стали социальной базой для закрепления в казахстанском политическом спектре самостоятельной демократической идеи.
Таким образом, можно констатировать, что дальнейшая либерализация общества и его политической системы является естественной потребностью значительного слоя казахстанцев и условием перехода от количественного роста к качественному развитию экономики.
В этих условиях в Казахстане сложилась интересная ситуация. С одной стороны, возврат республики в советское коммунистическое прошлое исключен в связи с тем, что социальная база такой идеи незначительна. С другой - нет и движения в направлении дальнейшей демократизации политической системы, несмотря на наличие значительной социальной базы реформ.
Дальнейшее затягивание политических реформ из-за несоответствия рыночного характера экономических законов с имеющейся политической системой может привести к угрозам устойчивости государственности, вызвав серьезные социально-политические последствия.
ПОВЕСТКА ДНЯ
ДЛЯ КАЗАХСТАНА:
ПРОЗРАЧНОСТЬ
И ЧЕСТНАЯ
КОНКУРЕНЦИЯ
В ПОЛИТИКЕ
И ЭКОНОМИКЕ КАК
СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПОСОБ-
НОСТИ СТРАНЫ
Понимание этого, а также осознание особой ответственности нашего поколения в формировании традиций государственности рядом представителей государственной, политической, экономической и творческой элит страны привели к концу 2001 года ко второй волне политической активизации в стране (первая волна охватывала период с конца 1980-х до середины 1990-х). Появление на политической арене движения "Демократический выбор Казахстана", а затем партии "Ак жол" было закономерным проявлением институционализации данного процесса. Партия "Ак жол", созданная в 2002 году, наряду с другими политическими силами страны выступает за политическую модернизацию Казахстана.
Сейчас численность "Ак жола" составляет свыше 155 тысяч человек, что само по себе свидетельствует о наличии серьезной базы социальных преобразований, тем более с учетом непростых условий, в которых мы работаем. Можно сказать, что с созданием "Ак жола" социальная база демократических преобразований приобрела новое качество.
Мы считаем, что повесткой дня, задачей № 1 для Казахстана должна стать прозрачность и добросовестная конкуренция в экономике и политике как средство повышения конкурентоспособности страны в условиях глобализации. На данный момент это должно стать национальной идеей Казахстана.
Мы исходим из того, что непрозрачность и отсутствие конкуренции в политике будут тормозом в движении к прозрачности и добросовестной конкуренции в экономике, и наоборот. И для выхода из сложившейся ситуации мы считаем приоритетным модернизацию политической системы. Главным вектором развития политической системы, на наш взгляд, должно стать возрастание роли каждого гражданина, общественных объединений и политических партий.
Мы выступаем за поэтапный переход от суперпрезидентской республики к президентско-парламентской форме правления с повышением статуса и полномочий парламента, самостоятельности и ответственности правительства.
Сейчас структура власти такова, что чрезмерная концентрация полномочий президента предопределяет привязку стабильности к субъективным факторам, общественно-политические силы не являются балансом развития.
Даже с учетом выдающихся исторических заслуг президенту все труднее становится обеспечивать баланс сил и интересов между различными элитными группами. Нынешние полномочия президента были оправданы только процессом переходного периода. Для поступательного и динамичного развития страны следующий президент страны не должен иметь тех сверхполномочий, которыми обладает сегодня первый президент Казахстана.
Поэтому мы считаем, что необходима политика деконцентрации власти.
Следует также безотлагательно провести выборы акимов всех населенных пунктов, включая города и районы страны, непосредственно населением, а затем перейти к выборности акимов областей соответствующими маслихатами.
Другим приоритетным направлением демократических реформ должно стать совершенствование избирательной системы.
Мы отчетливо осознаем, что любые выборы в рамках действующей системы ведут к снижению доверия населения к государству, гражданской апатии, что крайне опасно для нашего молодого государства.
Честная конкуренция в политике невозможна без равного доступа к государственным СМИ, а также демонополизации рынка электронных СМИ. Поэтому мы выступаем за принятие демократических законов, обеспечивающих на деле провозглашенную Конституцией свободу слова.
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ -
ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДОЛГОСРОЧНОЙ
СТАБИЛЬНОСТИ
Наши оппоненты противопоставляют предложениям о проведении последовательных демократических реформ идею поддержания стабильности в обществе. По их мнению, реформы могут нарушить эту стабильность и вызвать нежелательные тенденции в развитии общества.
В своем желании обосновать торможение политических реформ власть, мне кажется, попала в философскую ловушку спора о первичности курицы или яйца, я имею в виду повторяющийся тезис о приоритетности экономики. На самом деле, опыт Казахстана наглядно подтверждает взаимосвязь и взаимовлияние политической системы и экономики. Ведь то, что в середине
90-х именно потребностью в экономических изменениях было обосновано изменение политической системы, очевидно, свидетельствует о том, что сначала нужно добиться адекватной вызовам времени системы, устанавливающей правила и регуляции, т. е. политической системы.
Также очевидно, что в настоящее время для качественного изменения экономики Казахстана требуется уже модернизация политической системы. В этих условиях политические реформы являются фактором необратимости экономических реформ, т. е., как справедливо утверждают эксперты ВБ, концентрированные централизованные системы обеспечивают только половинчатые реформы, не доводя до конца начатые преобразования. Инсайдеры и победители первого этапа реформ, которые получили огромные преимущества, в дальнейшем выступают тормозом реформ, что угрожает ликвидацией таких преимуществ.
Для нас стабильность в стране и с экономической, и с политической точки зрения является ценностью, так же, как и независимость. В то же время мы видим, что дальнейшая задержка политических реформ будет угрожать стабильности.
Несомненным фактором, обеспечивающим стабильность при проведении политических реформ, является ответственность общественно-политических сил.
В этой связи также хотел бы обратить внимание на то, что в Казахстане до середины 1990-х годов была политическая система с широкими полномочиями представительных органов власти и относительно ограниченным влиянием исполнительной власти на результаты выборов. И хотя, как я уже говорил, представительные функции в работе парламента того периода преобладали над законотворческими, ни одна политическая дискуссия, несмотря на их широкое обсуждение в обществе и на то, что это был самый тяжелый для населения период экономических реформ, не привела к дестабилизации и крупным конфликтам. И одна из причин этого - то, что для значительного большинства казахстанцев независимость и толерантность являются высшими ценностями.
И наконец, важно отметить, что политические партии за последнее время показали свою способность находить общие подходы по самым актуальным вопросам, не прибегая к каким-либо конфликтам.
Понимая огромное значение соблюдения условий заключенных контрактов для инвестиционного климата, мы выступаем против их одностороннего пересмотра.
Но мы исходим из того, что в долгосрочном плане наиболее привлекательным является прозрачный и открытый рынок. Поэтому мы предлагаем все вновь заключаемые контракты отбирать на конкурсной основе и обеспечить соответствие компаний, участвующих в недропользовании, требованиям, предъявляемым к публичным компаниям.
Мы - за региональную экономическую интеграцию как в рамках центральноазиатского региона, так и единого экономического пространства с Россией, Украиной, Белоруссией. При этом мы сознаем, что инвестиционная привлекательность страны определяется не только законами и правоприменением, но и масштабами рынков, что особенно актуально для несырьевого сектора, в том числе для большинства германских инвесторов. В то же время очевидно, что эффективная экономическая интеграция обусловливает необходимость определенного уровня синхронизации развития политических систем. Думаю, наглядным подтверждением этого являются сложности в экономической интеграции государств Центральной Азии, а также России и Белоруссии.
В целом, как вы понимаете, более закрытые политические системы менее предсказуемы, и в них зачастую при принятии решений превалируют не долгосрочные национальные интересы, а субъективные факторы. И, выступая за интеграцию, мы считаем демократизацию политической системы, повышение роли партий и полномочий парламента факторами, обеспечивающими соблюдение долгосрочных интересов страны и укрепление независимости.
Как я уже говорил, в Казахстане созданы экономические предпосылки, а также достаточная социальная база демократизации политической системы. Именно это, а также исторические, демографические особенности, уровень урбанизации, образованности, открытости общества позволяют заявлять нам о том, что при оценке ситуации в Казахстане нельзя исходить из сравнения с нашими южными соседями, в том числе с Узбекистаном, Туркменистаном и тем более Афганистаном. Мы считаем, что вектор развития политической системы Казахстана должен базироваться на доказавших свою историческую жизнеспособность ценностях европейской цивилизации при естественном сохранении культурной и духовной самобытности. В этой связи для нас несомненно важным являются базовые тенденции развития политических систем России и Турции. Мы заинтересованы в поступательном развитии интеграции этих стран с ЕС.
Демократизация рассматривается нами и как фактор долгосрочной безопасности региона. Мы считаем, что борьба с экстремизмом и терроризмом будет эффективной лишь тогда, когда усилия государств региона подкреплены гражданским просвещением, участием и ответственностью.
ПРЕДСТОЯЩИЕ
ВЫБОРЫ
В ПАРЛАМЕНТ
ДОЛЖНЫ СТАТЬ
МОМЕНТОМ
ИСТИНЫ
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО
РАЗВИТИЯ
ДЕМОКРАТИИ
В КАЗАХСТАНЕ
Перед Казахстаном стоят грандиозные задачи, которые невозможно решить без опоры на все общество и на каждого человека в отдельности, что требует от власти и политических сил осознания безальтернативности последовательных шагов по демократизации политической системы.
Достигнуть этого можно лишь путем обеспечения прозрачности и добросовестной конкуренции в экономике и в политике. Прозрачность обеспечивает стабильность системы и баланс интересов.
Резюмируя, можно сказать, что предстоящие в Казахстане осенью этого года парламентские выборы важны тем, что они станут своего рода моментом истины для дальнейшего развития демократии в Казахстане. Эти выборы должны стать политическим Рубиконом для Казахстана.
Очень многое зависит от того, насколько честными, открытыми и справедливыми будут эти выборы, которые определят дальнейшее направление развития страны: по пути демократизации или консервации общественных отношений, когда за внешне радужными показателями экономического роста будет накапливаться потенциал конфликтности.
Поэтому для нас парламентские выборы 2004 года значат больше чем депутатские мандаты.

Hosted by uCoz