Без права электронной переписки
Пока идут споры
вокруг электронного голосования, в законодательство, связанное с выборной
системой, потихоньку вносятся изменения. Особенно интересны поправки
в Уголовный кодекс.
Согласно
опубликованному на прошлой неделе Закону с длиннющим названием "О
внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК
по вопросам выборного законодательства", в ст. 146 УК РК закреплена
норма об ответственности за "нарушение установленного порядка
функционирования электронной избирательной системы". Вызывает
некоторое удивление максимальная мера наказания, предусмотренная в
новом законе, - до семи лет лишения свободы. Безо всяких вариантов,
которые в отношении всех остальных видов нарушений избирательного
права занимают не менее абзаца и предусматривают не более четырех
лет.
С чем это связано, сказать
однозначно нельзя. Возможно, ответ кроется в других изменениях. Так,
в ст. 147 УК РК исключена ответственность членов инициативных групп
за "фальсификацию избирательных документов… внесение фиктивных
записей в бюллетени или подписные листы, заведомо неправильный подсчет
голосов, либо заведомо неправильное установление результатов выборов…
либо нарушение тайны голосования". То есть члены инициативных
групп теперь вполне могут нарушать закон. А на чьей стороне численное
превосходство по этим группам, понятно.
Поправка, внесенная в ст.
146, наоборот, дополняет список нарушений, влекущих уголовное наказание.
За воспрепятствование деятельности избиркомов отныне карается лицо,
использующее свое не только служебное, но и должностное положение.
Здесь необходимо разобраться, кто помимо чиновников может ставить
палки в колеса работы комиссий. Ответ прост - представители самих
комиссий, для которых членство в избиркомах как раз-таки является
должностью, а не службой. И если найдется, скажем, оппозиционный или
независимый избиркомовец, высказавшийся против результатов голосования,
почему бы не счесть это воспрепятствованием. Нетрудно предположить,
что при нашей правоохранительной системе сложности здесь вряд ли возникнут.
Наконец, в новой редакции
ст. 146 воспрепятствование исполнению обязанностей избиркомов, "связанных
с регистрацией кандидатов", изменено на "связанных с регистрацией
кандидата, партийных списков". Волей-неволей напрашивается вывод,
что раньше воспрепятствование исполнению обязанностей, связанных с
регистрацией партсписков, особым нарушением не считалось. Не знаем,
виной ли тому появление на политическом поле одной оппозиционной и
двух демократических партий, но государство почему-то всерьез озаботилось
этой проблемой только в нынешний предвыборный период.
Оппозиции теперь придется
быть очень осторожной. Даже если наши предположения останутся таковыми
(на что мы глубоко надеемся), все идет к тому, что электронной избирательной
системе быть. Поправки внесены в АПК, ГПК и другие нормативные акты.
До выборов остается два месяца, и при нашей законодательной ситуации
трудно ожидать, что законопроект об отмене ЭИС будет принят. А если
и примут, то кто знает, не "забудут" ли благополучно о сопутствующих
поправках. Управляемость демократии у нас еще никто не отменял.
Анатолий Акимов
Де жа вю идет по плану?
По поведению
наиболее публичных представителей партии власти всегда можно понять,
что происходит в самой власти. И даже то, что в ней будет происходить.
Не стал исключением и зампред партии "Отан", по совместительству
возглавляющий нижнюю палату парламента.
Только вчера
Жармахан Туякбай заявлял, что будет баллотироваться в мажилис по одномандатному
округу, а сегодня он согласен возглавить партийный список "Отана".
Вроде бы ничего такого, но вспоминается не столь давний эпизод из
нашей новейшей истории, практически идентичный современному.
В 1995 году баллотировался
по одномандатному округу такой кандидат - Марат Оспанов. Вскоре он
был выбран спикером нижней палаты и вступил в "Отан". На
выборы 1999 года он также собирался идти от своей малой родины, но
ему предложили первое место в партийном списке. В отношении Туякбая
используется точно такая же схема. Одномандатный округ - спикерство
- членство - партсписок. Эффект от действия схемы понятен: в глазах
электората фигура народного избранника во главе списка выглядит намного
привлекательнее фигуры чиновника.
А вот какова подоплека
данной схемы? В последнее время спикер мажилиса несколько дистанцировался
от "Отана". Он позволял себе достаточно смелые высказывания,
например, по поводу электронного голосования. В оппозиционной прессе
появились предположения, что он сколотил некую группировку, а эксперты
назвали его одним из самых реальных политиков. То есть все говорило
о том, что он пойдет на выборы самостоятельно. А вот станет ли он
в этом случае вновь председателем мажилиса? Возможно, ответ на это
и дает его согласие на партийный список.
Можно было бы сказать,
что история имеет привычку повторяться дважды. Но тогда дальнейшей
карьере нынешнего спикера не позавидуешь. Как все помнят, именно он,
а не Марат Оспанов, возглавил мажилис. Вот и получается, что единственной
целью "партийносписочной" схемы, видимо, является использование
авторитета в особо крупных размерах. Остается надеяться, что на этот
раз история повторится не в виде трагедии, а хотя бы в виде фарса,
как ей и положено. Третий раз история, как известно, повторяется в
виде американского кино. А что, "Кочевников" мы уже имеем,
почему бы не "Спикеры"?
Алим БЕЙБАРСОВ
Оптимизм основанна реальных делах
На фоне умопомрачительных
пиар-кампаний партий "Отан" и "Асар", вызывающих
у всякого здравомыслящего человека ощущение явной неадекватности,
партии "Ак жол" ничего не остается, кроме как мобилизовать
для предстоящей далеко не равной борьбы весь свой наработанный политический
ресурс - в пику административному. Об этом и шел разговор на прошедшей
конференции астанинского филиала партии "Ак жол".
Говоря о
прогнозируемом раскладе голосов на предстоящих выборах, председатель
столичного филиала партии Калиахмет Бимахимов аргументировал свой
оптимизм на следующих составляющих политического капитала партии.
Прежде всего, это кадровый
ресурс. На арену предвыборной борьбы выходят перспективные кандидаты
от "Ак жола" с честными и ясными заявлениями: борьба с коррупцией,
всесторонняя защита малого и среднего бизнеса, о наличии которого
в Астане пока можно говорить с большой натяжкой, конкретная программа
социальной защиты населения, снова же конкретные предложения исполнительной
власти по решению жилищной проблемы социально уязвимых слоев населения
столицы, оралманов и т.д. Выигрышной фишкой в ходе предвыборной кампании,
несомненно, должен стать факт государственной регистрации Общественного
антимонопольного комитета партии "Ак жол", которую министерство
юстиции РК отклоняло трижды. Комитет должен взять на себя общественную
защиту прав потребителей жилищных и коммунальных услуг. Недостатка
в добровольцах-профессионалах, желающих помочь филиалу партии в пресечении
злоупотреблений в этих сферах в столице, нет. В целом же, если рассуждать
с точки зрения конструктивизма, то "Ак жол" выгодно отличается
от своих политических оппонентов. И власть не может не считаться с
этим. Поправки в законы о земле, о политических партиях, о выборах,
о СМИ… Мимо внимания и конструктивных предложений партии не прошел
ни один законопроект. Но вся беда в том, что, как гласит казахская
народная мудрость, "жаќсыныњ аты шыќпайды" ("имя творящего
добро остается неизвестно"): пользуясь интеллектуальной собственностью
"Ак жола", власть представляет ее как выражение собственной
доброй воли. Смешно, но факт, о котором говорят даже те, кто далек
от большого законотворчества, но внимательно следит за публикациями
в прессе.
Главное же, на чем сделал
акцент К. Бимахимов, - это то, что "Ак жол" идет на выборы,
исходя из реального положения жизненно важных для населения вещей.
Не политический предвыборный популизм, рассчитанный на сбор голосов
избирателей и дешевую всенародную популярность, а грамотно выстроенная,
безукоризненно доказательная аргументация своих позиций - вот на чем
должна строиться предвыборная платформа каждого кандидата от партии.
Широко рекламируемым на бессчетных телеэкранах и в радиоэфирах партиям,
многие из которых, кстати, финансируются из бюджета, то бишь кармана
налогоплательщиков (в том числе членов партии "Ак жол"),
грамотнее противопоставить реальные дела, которых у филиала "Ак
жола" немало. Избиратели, у которых нет других претензий, кроме
как на их провозглашенные Конституцией, но не соблюдаемые права, разберутся
сами.
Обсуждение предвыборной
платформы партии вылилось в интереснейший обмен мнениями единомышленников.
Были четко расставлены акценты, которые должны превалировать в предвыборной
агитации за кандидатов в депутаты от "Ак жола". Конференция
избрала делегатов на предстоящий съезд, который и утвердит кандидатуры
членов "Ак жола", идущих на парламентские выборы по партийным
спискам и одномандатным округам.
Жумабике ЖУНУСОВА, Астана