Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
 Кино
№29(101)    

ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЮ РОЗНЬ,
ИЛИ "СДЕЛАНО В КАЗАХСТАНЕ"

      "Эпоха" уже писала о том, что в Алматы с 29 сентября по 4 октября во второй раз пройдет кинофестиваль "Звезды Шакена". Похоже, в процессе подготовки к нему назревает скандал. Дело в том, что в столице уже два года проводится фестиваль искусств "Астана-Байтерек".

      В этом году министерство культуры решило реорганизовать его в кинофестиваль. В связи с этим многие фильмы "Казахфильм" решил отправить туда. На фоне этого у организаторов "Звезд Шакена" возникают некоторые проблемы с руководством киностудии. Так, алматинский фестиваль остается практически без тех картин, участие которых ожидалось. В надежде еще как-то решить проблему, организаторы фестиваля призывают к объединению усилий в нелегком деле популяризации казахского кино. К примеру, в России многие картины кочуют с фестиваля на фестиваль и от этого ничего не теряют, наоборот, растет их популярность.
      "Если бы у нас было несколько киностудий, но она-то одна! Тем более, разные города, разный зритель, и если эти фильмы после нашего фестиваля увидят в столице, ничего страшного не случится. Мы не конкуренты, мы партнеры. Поэтому я бы предложила объединить усилия", - такого мнения придерживается Венера Нигматулина, гендиректор фестиваля "Звезды Шакена". Что думает по этому поводу руководство "Казахфильма", неизвестно, но судя по особому отношению к столичному фестивалю, оно за "Астана-Байтерек". В таком случае, что будут показывать "Звезды Шакена", если и так фильмов, соответствующих условиям конкурса, раз, два и обчелся, а тут еще последние отбирают?!
      Между тем в Алматы стартовал еще один кинофестиваль - "Киномания". Одно непонятно: почему он называется любительским, если заявленные в конкурсе фильмы сняты профессионалами? Тем более эти же картины должны участвовать и в двух фестивалях, между организаторами которых идет спор. Например, фильм "Шиза" Гульшат Омаровой, "Немая прохлада" Нурлана Утепбергенова и другие. А участие в фестивале сериала "Территория жизни", презентация которого состоялась недавно, вообще нонсенс. Потому что сериал, как известно, это не кинофильм. Может быть, это объясняется тем, что лидер молодежного крыла партии "Отан" Танирберген Бердонгаров - исполнитель одной из главных ролей в сериале, а сама партия - организатор "Киномании"? В общем, полная чехарда происходит с кинофестивалями в Казахстане. Не успели организаторы "Звезд Шакена" с гордостью заявить, что это единственный в стране кинофестиваль, как в Астане спохватились. А тут и партия "Отан" "…последовательно реализует государственную программу "Культурное наследие". Одним словом, пофестивалим!

Жанна БИСАРОВА


Мир все же узнает "Кочевника"

      Фильм "Кочевник" будет представлен широкой публике на следующем Каннском кинофестивале. Об этом рассказал генеральный директор национальной компании "Казахфильм" Сергей АЗИМОВ. В создании грандиозного полотна о борьбе казахского народа с джунгарскими завоевателями принимают участие сценарист Рустам ИБРАГИМБЕКОВ ("Белое солнце пустыни") и режиссер Сергей БОДРОВ ("Кавказский пленник") из России, а также голливудские кинозвезды Марк ДАКАСКОС ("Плачущий убийца", "Саботаж", "База"), Джейсон Скотт ЛИ, Джей ЭРНАНДЕС и Куна БЕККЕР, играющие центральные роли.

      Как говорит Сергей Джумабаевич, приглашение к сотрудничеству таких звезд обусловлено многими факторами.
Одна из главных задач этого проекта - выход казахстанского кино о казахах на мировой экран. И осуществить его можно только с теми, кто это действительно умеет.
      - Я могу сказать, что казахские актеры и актеры из стран Центральной Азии, принимающие участие в фильме, не уступают в профессиональном отношении звездам Голливуда. Но есть жесткие правила рынка - в кино идут на известных, "раскрученных" звезд. Поэтому мы брали актеров, известных уже сегодня, и тех, чья популярность пока только-только набирает обороты, а к моменту выхода проекта (и наши прогнозы подтверждаются) будет достаточно широка. Мы должны считаться с правилами, которые диктует рынок. Этим же объясняется приглашение на проект сценариста Рустама Ибрагимбекова - он знает советский, постсоветский, западный кинематограф. А режиссер Сергей Бодров - кинематографист, известный не только на постсоветском пространстве, но и в мире, он дважды был номинирован на "Оскар". К тому же мы считаем его казахстанским режиссером. Хотя последнее время он и живет в Америке, несколько картин он, как режиссер, сделал на "Казахфильме". Это, например, "Сладкий сок внутри травы", "Непрофессионалы". Также он является автором сценария к казахстанскому фильму "Шиза" - единственной картине, которая представляла постсоветское кино на 57-м Каннском кинофестивале. Его приглашение в качестве режиссера абсолютно оправдано, и работается с ним прекрасно.
      - А почему вы решили показать миру именно "Кочевника"? Насколько это будет интересно столь широкой аудитории?
      - Мы хотим презентовать миру такое понятие, как "кочевники", показать нашу культуру.
Мы - наследники конно-кочевой цивилизации, и не мне вам говорить, что эта цивилизация внесла значительный вклад в мировую копилку. И только в силу исторического, экономического развития она потом отстала. Но это не значит, что мы не должны знать и изучать это великое наследие.
      Кочевничество - это целый свод моральных, нравственных понятий, героических представлений. Это люди, которые жили в гормонии с природой. Наша цель - презентовать это понятие, и именно киноязыком. Сегодня все складывается таким образом (хотя кинематографисты и суеверные люди), что мы методично, поступательно движемся к успешному завершению проекта. Почему это возможно? Потому что сегодня во всем мире очень высок интерес к Востоку. И для западных актеров, которых мы пригласили сниматься, работа представляет интерес как в творческом, так и в познавательном отношении. Им интересно сниматься в той культуре, в том мире, который им малоизвестен. И мы не могли не использовать этот момент.
      Так что здесь нельзя говорить только о гонорарах. Если бы они снимались на Западе, они получали бы, наверное, гораздо больше.
      - В фильме участвуют американские актеры. На каком языке снимается фильм?
      - Мы снимаем картину на английском языке. Я хочу сказать, что наши актеры, не знавшие английского языка, испытывали первое время определенные трудности. Но ведь актеры - это же люди, которые впитывают в себя все, как губка. И сегодня эти сложности практически остались позади: пока репетируется сцена, английский текст и его перевод можно запомнить, у актеров замечательная память. Какие-то сцены, когда это необходимо, озвучиваются нашими актерами на казахском языке. В прокате же фильм будет обязательно и на русском языке. Ведь и в Казахстане, и в других разумных странах СНГ русский язык - это то достояние, то богатство, которое нужно сохранять и развивать. И потом, мы на рынке. Русскоязычная аудитория в странах СНГ огромна и упускать ее глупо и бессмысленно.
      - Наверняка "Кочевник", как и всякий исторический фильм, - проект дорогостоящий?
      - Да, это так. Построены большие декорации - целый город. Очень много реквизита, громадные массовки - войска джунгар и казахского ополчения. Получается динамичная, зрелищная историческая картина, при создании которой будут применены самые современные компьютерные технологии. Сегодня мы понимаем, что очень важно найти органическое сочетание занимательности и серьезного глубокого историзма, разработки ярких характеров. Это история кочевников, которая должна стать универсальной и понятной не только нам, но и, скажем, в Австрии, и в Китае, и в Голландии, и в Египте. Мы понимаем, что есть какие-то специфические черты у любого народа, культуры, но мы хотим рассказать о них зрителю так, чтобы они приобрели общечеловеческую ценность. Это не значит, что их нужно унифицировать, наоборот, необходимо передать то своеобразие, запах, колорит, чтобы они в любом случае были поняты умом, а в большей части - сердцем. Задача сложная, но мы с ней справимся.
      Картину мы готовим не только с участием голливудских актеров, но и при сотрудничестве американских продюсерских компаний. Американцы вкладывают в проект свои деньги, сейчас они уже вложили около 1,5 млн. долларов, всего их инвестиции составят порядка 3,5-4 млн. долларов.
      - И когда же мир увидит этот фильм?
      - Съемки мы закончим в конце сентября. Потом значительное время займет монтаж и озвучание. Проект был представлен на последнем Каннском кинофестивале - так называемая предпродажная презентация. Если все удачно будет складываться, то премьера (и это правило Каннского фестиваля: если картина выставляется там, то до этого она не показывается нигде) состоится на следующем Каннском фестивале. "Кочевник" - это два фильма общей длительностью два с половиной часа. Если фильм длиннее, зритель просто устает смотреть, даже если это очень занимательная история.
      - Что происходит в казахстанском кинематографе? Сколько фильмов снимается, скажем, в год?
      - Я приведу вам несколько цифр. В 2001 году "Казахфильмом" была снята одна картина, в 2002 - две, в 2003 - шесть полнометражных фильмов, и это несмотря на то, что в этом году начались съемки "Кочевника", которые забирали 80-85% финансовых и кадровых ресурсов компании.
      Но благодаря этому проекту, происходит техническое перевооружение национальной компании "Казахфильм". Мы учимся работать в системе рыночного, высокотехнологического кино. Советская кинематография по художественным параметрам ничуть не уступала западной, лучшие советские фильмы - это шедевры. Но мы абсолютно проиграли Западу соревнование технологическое. Ведь снимая кино сегодня, нельзя делать это с помощью старых кинокамер и на ужасную пленку, на которую снимались замечательные картины. Техническое переоснащение стоит больших денег, мы только-только делаем первые шаги. Но кинематограф - это то, что всегда приносило прибыль. Мы очень рассчитываем на успех, пожелайте нам удачи.

Беседовал
Владимир РАДИОНОВ,
Павлодар


ОТ ГАРРИ ПОТТЕРА К номадАм

      В эти дни в фестивальном центре гипермаркета "Silk Way City" проходит выставка костюмов из фильма "Кочевник", съемки которого продолжатся в августе.

      Почему-то главным художником кинокартины по костюмам назначен иностранец - Майкл О'Конор (наши мастера опять, так сказать, на подтанцовках). Кстати, он автор костюмов к детскому фильму "Гарри Поттер" - весьма "аналогичный" опыт. Интересно, что может быть общего между фантастической картиной и исторической эпопеей? Неужели в своем Отечестве нет и художников, способных воссоздать костюмы, которые носили наши предки? Ведь были же фильмы "Султан Бейбарс", "Падение Отрара" и другие, где работали свои художники.
      На выставке представлены костюмы степной элиты, свиты, а также воинов и простолюдинов времени, которое отражается в картине. Как рассказал г-н О'Конор, на время приостановления съемок фильма он остался в Казахстане, чтобы продолжить работу над эскизами и новой коллекцией. И уже успел сшить более тысячи экземпляров национальной одежды, для которой использовались дорогие ткани из Узбекистана и драгоценные камни (надеюсь, отечественные). А на "Казахфильме" даже открыт цех по производству кольчуги.
      Вот только манекены, изображающие императора Галдан-Церена, его дочь, казахского, джунгарского воинов, напоминают больше европейцев, чем номадов. Сказалось европейское происхождение художника, или как? К тому же костюмы, по мнению экспертов, выглядят слишком аляписто для степняков.

Назира ЕСЕНБАЕВА


Так будет ли "мега"?

      Первый казахстанский блокбастер, мегапроект - как только не называют "Кочевник", пока он снимается, чтобы придать ему грандиозность, торжественность и т.д. Между тем, в последнее время работа над картиной вызывает немало слухов и пересудов, и не зря.

      К примеру, как выяснилось, больше месяца назад картину покинул ее главный режиссер - американец, с которым не нашли общего языка по финансовым вопросам. Бюджет фильма, по нашим меркам, действительно "мега" - 24 миллиона долларов, большая часть которых, по некоторым данным, уже потрачена. Возникает вопрос: "Куда?", если даже режиссер картины (теперь уже бывший) не был удовлетворен оплатой его труда. Сейчас снимать фильм приглашен российский режиссер Сергей Бодров-старший. Вернее, доснимать, так как съемки были приостановлены на зимний период. А почему, спрашивается? Разве кочевники жили только в летнее время?
      Сергей Азимов, гендиректор национальной киностудии "Казахфильм", на прошлой неделе заявил, что съемки продолжатся в августе и закончатся уже в сентябре. Верится в это с трудом, но время покажет. По крайней мере, ролик картины уже проанонсирован на Каннском фестивале и даже "вызвал широкий резонанс мировой кинообщественности". Как говорится, отступать некуда, позади - Канны, обещание надо выполнять, чтобы не ударить в грязь лицом перед лицом (простите за каламбур) той самой общественности. А главное, увидят ли наш первый блокбастер сами казахстанцы? Ведь мы привыкли к тому, что наши режиссеры больше делают фестивальное кино, и наши картины знает мировая киноэлита, международные критики, кто угодно, только не собственный зритель.

Hosted by uCoz