Возвращение Алтынбека Сарсенбаева во власть
тактический ход или стратегический компромисс?
Одним
из самых заметных событий в политической жизни страны на этой неделе
стало назначение сопредседателя Демократической партии Казахстана
"Ак жол" Алтынбека САРСЕНБАЕВА министром информации.
С учетом
сложившейся в политико-властной системе страны ситуации данное событие
нельзя оценить однозначно. Сегодня здесь наблюдаются две линии противостояния:
а) между государственниками и лоббистами узкогрупповых интересов;
б) между демократами-реформаторами и консерваторами. И уже наступил
момент истины, когда руководство страны должно четко решить для себя,
в какой степени каждую из этих двух противоположных сторон политического
разлома оно должно поддерживать.
По нашему мнению,
возвращение Сарсенбаева на госслужбу может быть либо тактическим ходом
властей, рассчитанным на достижение ими определенных целей, либо их
стратегическим компромиссом с партией "Ак жол" и, через
нее, со всей прогрессивной общественностью страны, поддерживающей
государственно-реформаторскую линию.
Если принять во внимание
первую версию, то очевидно, что власти сильно заинтересованы в выводе
Сарсенбаева с поля оппозиции. Ведь куда лучше иметь такого авторитетного
политика возле себя, чем в лагере своих оппонентов. Другая вероятная
цель властей - это ослабление позиций "Ак жола" накануне
выборов. Ведь во власть вернулся человек, который мог стать одним
из ведущих кандидатов на предстоящих парламентских выборах от этой
партии, причем имеющий большие шансы на избрание в парламент. В такой
ситуации с подачи соперников "Ак жола" обществу, скорее
всего, будет подаваться информация об отсутствии у лидеров этой партии
принципиальных убеждений и направленности их деятельности исключительно
в целях своего возвращения на те позиции, с которых они были изгнаны
в 2001 году, то есть во власть.
О том, что власть
еще не готова к серьезному диалогу с "Ак жолом", говорит
и то, что незадолго до назначения Сарсенбаева министром его коллега
по руководству партией Ораз Жандосов по незаслуженным, на наш взгляд,
основаниям и явно в угоду группе консерваторов был освобожден от занимаемой
должности председателя антимонопольного агентства. Его участь разделили
некоторые представители его команды. Это говорит о том, что влияние
консерваторов и связанных с ними финансово-промышленных групп в системе
власти по-прежнему весомо, и в данном случае президент фактически
поддержал их интересы.
С учетом всего этого
нельзя исключать ситуации, при которой власть, добившись возвращения
Сарсенбаева в свои ряды, сохранит в максимальном объеме те правила
политической игры, которые она установила до этого. То есть в целом
будет сохраняться прежняя атмосфера давления властей на оппозицию
и независимые СМИ. Начавшаяся же предвыборная борьба так или иначе
создаст еще большую, чем сейчас, напряженность в отношениях между
этими силами.
В этих условиях министру
информации вполне могут поставить серьезные препятствия для реализации
тех инициатив, которые отвечают его политическим взглядам, и он окажется
под давлением своих оппонентов в госаппарате. Тем более что у них
имеются, в обход МИ, более весомые механизмы воздействия на неугодных
им субъектов, в первую очередь связанные с силовыми структурами. Показательно
в этом плане, что тот же Жандосов, будучи главой антимонопольного
агентства, мог влиять на ситуацию в социально-экономической сфере
только в рамках вопросов своей компетенции. Но и даже здесь он встречал
серьезное противодействие своим инициативам со стороны части членов
правительства и парламентариев, связанных с некоторыми ФПГ. Поэтому
нет никаких гарантий, что в аналогичной ситуации не может оказаться
и Сарсенбаев.
Вместе с тем ряд моментов
говорит о том, что назначение Сарсенбаева министром информации может
стать одним из важных шагов к стратегическому компромиссу власти со
своими оппонентами.
Прежде всего очевидно,
что президент страны хорошо понимает обстановку, сложившуюся сегодня
в республике в целом и, в том числе, внутри правящей элиты. Будучи
все время своего рода арбитром в отношениях порой противостоящих друг
другу элитных групп, глава государства не желает допускать, чтобы
какая-то из них имела полный перевес над другими.
Однако логически все шло к тому, что президент мог стать заложником
интересов определенной политической группы, объединяющей влиятельных
персон из его окружения. Данную группу характеризует склонность к
использованию силовых методов решения вопросов внутренней политики,
особенно по отношению к оппонентам действующей власти. Ее представители
занимают ключевые посты в госаппарате, прежде всего в администрации
президента, и имеют солидные рычаги влияния на процесс принятия важных
политических решений.
Последствия дальнейшего
усиления позиций данной группы вполне предсказуемы - ужесточение давления
на оппозицию и независимые СМИ и неприкрытое использование административного
ресурса и технологий "черного" пиара на выборах в целях
обеспечения "избрания" в мажилис парламента своих людей.
Под такой пресс, естественно, попала бы и партия "Ак жол".
Приход же Сарсенбаева,
да еще в руководство министерством, которое в силу своих полномочий
так или иначе будет участвовать в организации парламентских выборов,
дает шанс на то, что он как сопредседатель "Ак жола" сделает
все возможное, чтобы снизить негативное воздействие отмеченной выше
группы на ход и результаты избирательного процесса. Иными словами,
он может повлиять на то, чтобы предстоящие выборы прошли на максимально
честной и справедливой основе.
Назначение Сарсенбаева
также является показателем того, что переговорный процесс между властью
и оппозицией не сорван и продолжается. Курируя вопросы деятельности
общественно-политических организаций и СМИ, он теперь становится одним
из ключевых участников этого процесса. Следовательно, в рамках своей
компетенции он сможет доводить его вплоть до главы государства и влиять
на реализацию тех идей, прежде всего касающихся проведения кардинальных
политических преобразований, одним из разработчиков которых он сам
как сопредседатель "Ак жола" является.
Не исключено, что
за отзывом иска к "Начнем с понедельника" последует прекращение
разного рода давлений, во всяком случае по линии МИ, на такие газеты,
как "Ассанди-таймс", "Сµз", "Жас алаш",
актюбинскую "Диапазон", интернет-газету "Навигатор"
и т.п. Высока вероятность определенной "оттепели" в сфере
отношения государства к независимым масс-медиа. К тому же уже объявлены
планы нового руководства МИ по подготовке проекта поправок в действующий
Закон "О СМИ", которые, скорее всего, будут направлены на
демонополизацию рынка масс-медиа, обеспечение прозрачности собственников
СМИ, усиление прав журналистов, введение системы государственного
заказа для независимой прессы и т.д. И, по всей видимости, Сарсенбаеву
также будет поручено и непосредственное участие в создании на базе
ушедшего в политическое небытие ПДС и будущей деятельности Национальной
комиссии по вопросам демократии и гражданского общества.
В целом, можно сказать,
что глава государства фактически признал правоту и востребованность
предложений, озвученных партией "Ак жол" в разработанном
ею проекте Государственной программы политических реформ. Неслучайно,
что, выступая на VII (внеочередном) съезде партии "Отан",
прошедшем 15 июня в Астане, президент в своих планах относительно
реформирования политической системы страны учел и некоторые важные
положения этой программы. В частности, по поводу увеличения численности
депутатов парламента, усиления контрольных полномочий парламента за
исполнением государственного бюджета и деятельностью правительства,
введения выборности акимов сельских населенных пунктов, городов и
районов, создания суда присяжных.
Естественно, что для
практической реализации этих и других конструктивных идей президенту
необходимо привлечь в свою команду людей, для которых эта работа станет
не просто дежурной командой "сверху", а делом и смыслом
жизни. Поэтому вновь оказался востребован Сарсенбаев, и не исключено,
что на этой волне на госслужбу могут быть призваны и некоторые его
коллеги и единомышленники.
Не менее важным является
и то, что сменой руководства Мининформации президент фактически поддержал
требования "Ак жола" относительно немедленного отстранения
от занимаемых должностей тех госчиновников, кто буквально "проталкивал"
принятие недемократического и неконституционного Закона "О СМИ".
Это обстоятельство можно расценить как одну из побед этой партии,
что может положительно отразиться на ее электоральном рейтинге.
С приходом Сарсенбаева
во власть естественно встает вопрос о его оппонентах. Ведь некоторые
из них, к примеру советник президента Ермухамет Ертысбаев, подвергли
его деятельность в рамках "Ак жола" жесткой критике, да
еще публично. Кое-кто даже попенял Сарсенбаеву на серьезные несовместимости
его прошлой работы на госслужбе с его нынешним пребыванием в составе
полуоппозиционной партии. В связи с этим возвращение Сарсенбаева на
госслужбу, видимо, уже вызвало скрытое недовольство у представителей
указанной выше внутриаппаратной группы консерваторов.
Поэтому не исключено,
что глава государства, учитывая эту ситуацию, пойдет на оказание определенной
поддержки своему давнему соратнику. В частности, он может пойти на
перевод наиболее ярых оппонентов Сарсенбаева на другую работу, а также
дать команду прекратить ту информационную "войну" против
"Ак жола" и его политических союзников, которая ведется
уже несколько месяцев.
По большому же счету
дело здесь не в личных симпатиях и антипатиях, а в разных отношениях
к характеру и масштабам ожидаемых политических реформ. Один из авторов
настоящей статьи уже утверждал в одном из своих интервью, что эпоха
лиц, стоящих на платформе неприятия проведения кардинальных преобразований
в обществе и государстве, уходит. С началом политических реформ эти
люди автоматически перестанут быть нужными для власти, а их места
займут те, кто будет непосредственно осуществлять эти реформы. В связи
с этим у партии "Ак жол" и других прогрессивных сил страны
появляется хороший шанс не только сказать свое веское слово в поддержку
тех или иных перемен, но и принять активное участие в их проведении.
В пользу этого говорит
то, что Сарсенбаев и его коллеги по партии имеют не только хороший
опыт государственной работы и профессиональную компетентность, но
и, что важно, широкую общественную и электоральную поддержку. Это
хорошо понимает президент, поскольку при благоприятном развитии стратегического
компромисса эта поддержка будет обеспечена и ему. Тем более что по
результатам различных социологических опросов последнего времени партия
"Ак жол" занимает твердую позицию в тройке лидеров рейтинга
электоральных предпочтений. Поэтому отказ руководства страны от диалога
с этой партией ему явно невыгоден, особенно в свете приближающегося
2006 года.
Другой важный момент.
В своем последующем за назначением политическом заявлении Сарсенбаев
дал ясно понять, что он не собирается отказываться ни от лидерства
в "Ак жоле", ни от своих политических убеждений. Более того,
он назвал свой приход на должность министра информации шагом, согласованным
с партией и санкционированным решением ее Политисполкома. Тем самым
он продемонстрировал, что имеет крепкий "тыл", на который
будет не только опираться в процессе своей деятельности на госслужбе,
но и куда он в любой момент может вернуться в случае описанного выше
неблагоприятного развития ситуации в госаппарате.
Это обстоятельство,
кстати, дает Сарсенбаеву и его коллегам по партии преимущества перед
их оппонентами-консерваторами. Последние, какие бы ключевые посты
в госаппарате они ни занимали сегодня, не пользуются такой общественной
поддержкой. В случае же их отстранения от занимаемых должностей, многим
из них просто некуда уйти, чтобы реализовать себя в публичной политике.
Такие лица, как правило, уходят в тень, дожидаясь, когда их вновь
призовут во власть, что не прибавляет им авторитета в обществе и у
элиты.
Все это опять выносит
на повестку дня вопрос о моменте истины для руководства страны. В
частности, должен и будет ли глава государства и дальше отдавать предпочтение
и оказывать политическую поддержку только одной партии - "Отан"?
Или же пришла пора стать действительно лидером нации, подняться над
разными политическими интересами и одинаково приветствовать деятельность
различных партий и движений?
Даже в том же "Отане",
судя по всему, кое-кто стоит на распутье в этом вопросе. Неслучайно,
видимо, то, что, к примеру, один из явных лидеров этой партии - спикер
мажилиса Жармахан Туякбай идет на выборы не в составе партийного списка,
а по одномандатному округу. Консерваторы чувствуют свою уязвимость
в условиях полноценной конкурентной борьбы и отсутствие широкой поддержки
у избирателей. Все, на что они сегодня опираются, - это на поддержку
президента и руководимой им системы государственной власти. Однако
призыв главы государства назад, в свою команду, Сарсенбаева говорит
о том, что уровень этой поддержки снижается. С учетом всего этого
хочется верить, что возвращение одного из лидеров партии "Ак
жол" на госслужбу является все же больше стратегическим компромиссом,
а не тактическим ходом властей.