Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
 ДПК "Ак жол"
№26(98)    

Проект Государственная программа социальной поддержки инвалидов

        ВВЕДЕНИЕ
        Государственная программа социальной поддержки инвалидов (далее - Программа) рассчитана на 2005-2008 годы. В Программе определены цели и задачи улучшения социально-экономического положения инвалидов в обществе, а также намечены основные направления и механизмы ее реализации.
        На протяжении многих лет политика в отношении инвалидов изменялась: она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения образования детьми-инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте. Благодаря образованию и реабилитации инвалиды стали более активно выступать за дальнейшее развитие политики в отношении инвалидов, все чаще стали поднимать свои проблемы. Созданы организации инвалидов, их семей и сторонников, которые содействуют улучшению условий жизни инвалидов.
        Одновременно инвалиды предлагают свое решение этих проблем с учетом экономических возможностей государства. Вместе с тем, действующее законодательство не реализует такие концепции, как интеграция и включение инвалидов в нормальную жизнь общества, потенциальные возможности инвалидов.
        Разработка настоящей Программы обусловлена необходимостью принятия срочных мер, позволяющих инвалидам осуществлять свои права, свободы и полное участие в общественной жизни.
        Эти меры будут закреплены разработкой и принятием соответствующих программ по каждому направлению, нормативных правовых актов, внесением изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, затрагивающие интересы инвалидов.
        1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
        В настоящее время процент инвалидов в общей численности населения весьма высок, причем в абсолютном выражении численность инвалидов увеличивается из года в год, при том что численность населения страны сокращается. Так, если в 1999 году численность инвалидов составляла 370,6 тыс. человек (без силовых структур), а доля в численности населения - 2,4%, то в 2002 году она составила уже 389,7 тыс. человек, при этом доля в численности населения также возросла до 2,6%.
        Инвалиды, в силу того что не имеют равного доступа к сфере трудовой деятельности по сравнению с другими членами общества, а размеры получаемых ими пособий неимоверно малы, как правило, являются самыми бедными лицами в обществе.
        Скрытая дискриминация инвалидов в сфере занятости не позволяет инвалидам, желающим работать, трудоустроиться. В настоящее время практически не используется большой потенциал людей с ограниченными возможностями. Только 8% инвалидов работают, т.е. имеют дополнительный доход к тем мизерным пособиям, которые они получают. Остальные 92% инвалидов живут только на пособия.
        Все еще существуют препятствия, которые не позволяют инвалидам осуществлять свои права и свободы и осложняют их полное участие в общественной жизни.
        Под различными предлогами работодатели высвобождают работающих инвалидов, так как на рынке труда в избытке имеются предложения со стороны трудоспособных граждан неинвалидов. Вакансии для инвалидов предоставляются крайне редко.
        Новые рабочие места для инвалидов не создаются. Отсутствует систематизированный учет рабочих мест, которые могли бы быть использованы для трудоустройства инвалидов. Отсутствует методика расчета создания рабочих мест для инвалидов.
        Многие предприятия, традиционно использующие труд инвалидов, закрылись или свернули производство.
        В наихудшем положении оказались специализированные предприятия общественных объединений инвалидов. В условиях насыщенности рынка сбыта товарами народного потребления их продукция оказалась неконкурентоспособной, и государственные закупки этой продукции были прекращены. Инвалиды, работающие на этих предприятиях, остались без работы и не надеются ее получить.
        2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
        Целью Программы является улучшение социально-экономического положения инвалидов в обществе, обеспечение безбарьерной среды их жизнедеятельности и активности, создание благоприятных условий для удовлетворения интеллектуальных и культурных потребностей инвалидов, поддержка инициатив общественности, направленных на обеспечение социальной поддержки инвалидов, предоставление достойной и доступной медицинской помощи, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, обеспечение правовой защиты, законодательное закрепление прав инвалидов на равные условия и возможности с другими людьми, на развитие врожденных способностей личности, право жить независимо, активно, развитие инфраструктуры, обеспечивающей социальное обслуживание инвалидов, кадровое обеспечение органов социальной защиты населения.
        Реализация целей Программы будет достигнута через выполнение задач, направленных на принятие необходимых мер, устраняющих препятствия, не позволяющие инвалидам осуществлять свои права, свободы и полное участие в общественной жизни.
        Инвалиды и их организации будут играть активную роль в этом процессе как полноправные партнеры.
        Особое внимание будет обращено на такие группы населения, как женщины, дети, престарелые, бедные слои населения, мигранты, лица, страдающие двумя или несколькими видами инвалидности. Кроме того, насчитывается большое число инвалидов с особыми потребностями, требующими внимания.
        В целях реализации прав инвалидов законодательно будут закреплены права и обязанности государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в сфере социальной поддержки инвалидов. Это включает пользование государственными системами образования, здравоохранения, социальных услуг, нахождение в судах, на избирательных участках и т.д.
        Законодательно будет закреплена обязанность государственных служб и строительных компаний учитывать особенности инвалидов при возведении новых и реконструкции имеющихся зданий и строений, чтобы облегчить доступ в них людей, пользующихся инвалидными колясками.
        Общественным транспортом будут обеспечены надлежащие удобства при посадке-высадке и проезде инвалидов или предоставлены специальные транспортные средства тем инвалидам, которые не в состоянии самостоятельно пользоваться обычными видами общественного транспорта.
        Часть вагонов в железнодорожных поездах будет приспособлена для перевозки инвалидов, включая удобный въезд инвалидных колясок.
        Широкое развитие получат специально оборудованные спортивно-оздоровительные центры.
        Финансовые средства будут использованы таким образом, чтобы создать для инвалидов условия жизни, при которых они смогут осуществлять все формы деятельности, характерные для каждого человека.
        Будут предусмотрены меры административной ответственности за неисполнение нормативных правовых актов, касающихся проблем инвалидов, а также разрешение споров во внесудебном порядке.
        3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
        Реализация Программы предполагает два этапа.
        Первый этап реализации Программы охватывает период 2005-2006 годов.
На первом этапе будет разрабатываться и совершенствоваться нормативная правовая база, затрагивающая интересы инвалидов.
        Будут разработаны и утверждены следующие программы.
        1. Программа реабилитации инвалидов (или внесение дополнений и изменений в существующую).
        2. Типовая индивидуальная программа реабилитации инвалидов (по каждому виду заболевания и категории         инвалидности).
        3. Программа создания рабочих мест для инвалидов.
        4. Программа создания условий юридическим лицам, применяющим в своем бизнесе труд инвалидов.
        5. Программа реабилитации детей-инвалидов.
        6. Программа получения образования инвалидами.
        7. Программа создания безбарьерной среды для инвалидов.
        8. Программа "личного помощника".
        9. Программа развития инвалидного спорта и создание параолимпийской сборной страны и комитета.
        10. Программа предупреждения несчастных случаев.
        11. Методика и правила разработки программ и подпрограмм для инвалидов.
Работодатели будут содействовать принципу равенства в сфере наемного труда, реализуя программы равных возможностей. Такие программы найдут отражение в кадровой политике и будут включать меры для установления равенства участия и обращения с работниками на каждом предприятии. Работодатели смогут реализовывать политику равных возможностей для развития своего бизнеса или производства, признавая ее этическую ценность. Учитывая большой потенциал людей с ограниченными возможностями, политика равных возможностей предоставит отдельным работодателям шансы получить наилучшего кандидата на свободное рабочее место.
        Поэтому такие программы будут включать в себя меры:
        по содействию политике, направленной на создание новых рабочих мест, в том числе для инвалидов, улучшение условий их труда;
        создание банка данных по рабочим местам для инвалидов в виде организации их учета (наличия, движения, сохранения, создания новых), включая сведения о принципах организации, источниках инвестирования;
        выявление и устранение ограничений, препятствующих участию инвалидов в общественной жизни коллектива;
        оказание законодательной и другой поддержки семье инвалида, включая отпуск по семейным обстоятельствам и медицинские услуги;
        обеспечение гибкости по вопросам равной оплаты труда;
        выявление запросов и интересов инвалидов;
        содействие повышению потенциала инвалидов в профессионально-технической области.
        Кроме установления квоты рабочих мест для инвалидов будут предприняты меры, которые позволят реализовать право инвалидов на труд, закрепленное Конституцией Республики Казахстан.
        В случае невозможности предоставления рабочих мест работодателю будет предоставлено право создавать (оборудовать) рабочие места в организациях общественных объединений инвалидов, по согласованию с ними, и размещать заказ на работы в пределах и объемах установленной квоты.
        Затраты на создание дополнительных рабочих мест в организациях общественных объединений инвалидов будут возмещаться из бюджета.
        Будут разработаны следующие нормативные правовые акты.
        1. Закон о социальной поддержке инвалидов.
        2. Закон о социальном обслуживании.
        Будут внесены изменения и дополнения в законы и другие действующие нормативные правовые акты, затрагивающие интересы инвалидов.
        Будет определен государственный перечень услуг и средств реабилитации, оплачиваемых из государственного бюджета (в разрезе категорий инвалидов: по зрению, по слуху, по речи, по внутренним заболеваниям, опорно-двигательный аппарат, комбинированных и т.д.), утверждаемых ежегодно Правительством Республики Казахстан.
        Будут разработаны подзаконные нормативные правовые акты.
        Будет создан координирующий орган, ответственный за реализацию всех программ и нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы инвалидов.
        Второй этап реализации Программы охватывает период 2007-2008 годов.
На втором этапе реализации Программы осуществится кардинальное совершенствование материально-технической базы обеспечения инвалидов:
        1. Строительство или реконструкция заводов по производству современных средств технической реабилитации:
протезно-ортопедических изделий, инвалидных колясок, средств передвижения (трости, костыли, коляски с электроприводом и т.д.), средств личной гигиены и личных компенсаторных устройств.
        2. Открытие мастерских (филиалов заводов по ремонту, подгонке и подбору средств реабилитации) во всех городах и районных центрах.
        3. Открытие центров реабилитации (обучение и адаптация к новым условиям жизни, определение группы инвалидности и пособий по инвалидности), возможно объединение с заводами.
        4. Открытие специальных оборудованных центров досуга (на первом этапе - в г. Алматы, на втором - во всех областных и районных центрах).
        5. Организация научно-исследовательского института для проектирования и разработки новых технологий изготовления протезно-ортопедических изделий, разработки обучающих программ по их эксплуатации, а также по адаптации инвалидов к окружающей среде.
        Результатом второго этапа реализации Программы станет:
для инвалидов: максимальная занятость инвалидов, желающих трудиться, достойная заработная плата, повышение качества и уровня жизни инвалидов;
        для государства: сокращение сумм выплат адресной социальной помощи в связи с трудоустройством и повышением уровня жизни, увеличение числа рабочих мест.
        4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
        В целях реализации Программы Правительству Республики Казахстан поручается:
        1) разработать и внести в Парламент Республики Казахстан проекты соответствующих законов и других нормативных правовых актов;
        2) привлечь к участию в разработке законопроектов и других нормативных правовых актов представителей всех обществ инвалидов.
        Закон о социальной поддержке инвалидов будет решать такие главные задачи, как:
        1) занятость тех инвалидов, которые могут и желают работать;
        2) получение образования;
        3) достойная адресная социальная поддержка тех, кто не может и не в состоянии работать.
При этом рынок труда будет способствовать достижению таких целей, как:
повышение стимулов к трудоустройству;
        справедливость, т.е. равные возможности для всех граждан, включая инвалидов, в доступе к рабочим местам и подготовке, равную оплату за труд равной ценности;
        полная, производительная и свободно избранная занятость всех граждан, в том числе инвалидов;
        обеспечение основных трудовых прав и защиты, при особом внимании к людям с ограниченными возможностями.
        Всем инвалидам, не имеющим возможности трудоустроиться или работать, будет предоставлено право на достойное социальное обеспечение путем поэтапного введения всеобщей базовой системы поддержки, финансируемой из бюджета, в виде пособий, социальных услуг и медицинского обслуживания.
        Социальная поддержка инвалидов будет состоять из трех компонентов: государственного пособия по инвалидности, социальных выплат из системы обязательного социального страхования и страховых выплат из системы добровольного страхования.
        Законопроект будет содержать также меры, направленные на максимальное облегчение жизнедеятельности инвалидов, ограниченной не только из-за нарушения здоровья, но и из-за ограничения в доступе к участию в общественной и политической жизни, услугам образования, социально-культурным, спортивным и другим учреждениям. Ограничение в еще большей степени усугубляется практически полным отсутствием не только в сельских населенных пунктах, но даже в крупных городах страны нормального доступа инвалидов к жилым, общественным и производственным зданиям, объектам социальной инфраструктуры. Поэтому повсеместно будут оборудованы подъездные пути, пандусы, пешеходные переходы, установлены специальные светофоры, различные приспособления для облегчения жизни людей с ограниченными возможностями.
        Закон о социальном обслуживании будет регулировать отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, установит для них экономические, социальные и правовые гарантии в сфере социального обслуживания.
        Законом будет установлен приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов, обеспечению равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов.
        Социальное обслуживание будет ориентировано на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов.
        Законом будет установлена ответственность органов государственной власти, организаций, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
        4.1. Инвалидность и нетрудоспособность.
        Предупреждение инвалидности. Реабилитация
        В законе о социальной поддержке инвалидов будут предусмотрены три категории инвалидности: физическая, профессиональная и общая инвалидность, и отменены группы инвалидности.
        Под физической инвалидностью будет пониматься снижение физической или психической способности человека вследствие утраты или нарушения функций органов и систем организма.
        Степень расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности человека будет оцениваться на базе сравнения состояния трудоспособности пострадавшего человека с трудоспособностью здорового человека.
        В случае необратимых анатомических дефектов инвалидность будет устанавливаться независимо от того, привело ли увечье к потере профессиональной трудоспособности или к ограничению жизнедеятельности человека. В этой связи будет приниматься во внимание потеря трудоспособности зарабатывать.
        Под профессиональной инвалидностью будет пониматься потеря лицом способности зарабатывать своей прежней трудовой деятельностью или выполнять подобную работу, адекватную по оплате прежней работе, которая выполняется лицами такой же квалификации и с таким же уровнем образования.
        Под общей инвалидностью будет пониматься степень потери общей трудоспособности. Она будет оцениваться исходя из остаточной трудоспособности и уровня доходов, который инвалид может получить от выполнения работы, совместимой с состоянием его здоровья, на базе сравнения с различными видами деятельности. Основаниями для назначения пособия по общей инвалидности станет критерий потери общей трудоспособности и критерий профессиональной трудоспособности, и оба критерия могут применяться одновременно.
        Для каждой категории инвалидности будет установлен критерий оценки инвалидности.
При оценке нетрудоспособности будут учитываться профессиональные факторы: возраст, образование и профессиональный опыт. Чем больше ограничений по этим факторам, тем больше причин, мешающих получить работу. Возрастной фактор будет иметь значение, т.к. расстройства и нарушение здоровья имеют более серьезные последствия для лиц более пожилого возраста, нежели для молодых. Возрастной фактор будет учитываться при оценке потенциальных возможностей профессиональной реабилитации.
        Учитывая, что среди критериев оценки степени нетрудоспособности будут учитываться такие факторы, как медицинский, профессиональный и другие, в комиссии по оценке нетрудоспособности граждан будут участвовать не только врачи, но и юристы, эксперты.
        Переосвидетельствование не будет устанавливаться в том случае, если болезнь окажется неизлечимой, а реабилитация невозможной.
        Законом будут предусмотрены меры, направленные на предупреждение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).
        Предупреждение инвалидности будет предусматривать осуществление мер различного характера, в частности оказание первичной медико-санитарной помощи, предродовой и послеродовой уход, популяризацию диетотерапии, профилактическую вакцинацию от инфекционных заболеваний, меры по борьбе с эндемическими заболеваниями, охрану труда и программы предупреждения несчастных случаев в различных ситуациях, включая приспосабливание рабочих мест в целях предупреждения профессиональных заболеваний и потери трудоспособности, предупреждение инвалидности, которая является следствием загрязнения окружающей среды или вооруженных конфликтов.
        Реабилитация будет включать меры по обеспечению и/или по восстановлению функций или компенсации утраты или отсутствия функций или функционального ограничения. Процесс реабилитации будет включать в себя не только оказание медицинской помощи, но и широкий круг мер и деятельности, начиная от начальной и более общей реабилитации и кончая целенаправленной деятельностью, например восстановлением профессиональной трудоспособности.
        Медицинская реабилитация будет включать систему мер, направленных на лечение различных заболеваний, травм, физических, умственных и других дефектов в целях предотвращения обострения или утяжеления заболевания и наступления нарушений, приводящих к инвалидности.
        Медицинская реабилитация будет осуществляться через медико-санитарную помощь, организуемую органами здравоохранения по месту жительства и работы граждан.
        Медико-профессиональная реабилитация будет направлена на восстановление сниженных или утраченных профессионально значимых функций, подбор профессии и адаптацию к ней и иметь целью сделать возможным возврат инвалида к трудовой деятельности в прежней или в новой профессии.
        Проведение медико-профессиональной реабилитации будет являться обязательным для инвалида, если оно предусмотрено индивидуальной программой реабилитации.
        Медицинская, профессиональная и социальная реабилитация инвалидов будет осуществляться в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, определяемыми на основе заключения медико-социальной экспертизы государственными органами с участием представителей общественных организаций инвалидов.
        Индивидуальная программа реабилитации инвалида будет определять конкретные объемы, виды и сроки проведения реабилитационных мер, а также виды социальной помощи.
        Индивидуальная программа реабилитации станет документом, обязательным для исполнения соответствующими государственными органами, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и хозяйствования.
        Органы медико-профессиональной реабилитации будут находиться в ведении органов здравоохранения республики.
        4.2. Медицинское обслуживание инвалидов
и санаторно-курортное лечение
        Закон о социальной поддержке инвалидов закрепит гарантии государства на получение инвалидами квалифицированной бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджета в государственных медицинских учреждениях, обеспечив инвалидов страховым пакетом услуг.
        Инвалиды будут иметь право на преимущественное обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях и аптеках.
        Инвалиды получат прибавку к размеру специального государственного пособия на приобретение соответствующих заболеванию лекарств. Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет будут обеспечиваться лекарствами и медикаментозными средствами по рецептам лечащих врачей бесплатно.
        Инвалиды будут иметь право на первоочередное бесплатное обеспечение санаторно-курортным лечением и на льготное пользование услугами домов отдыха, профилакториев, пансионатов, туристских баз, спортивных сооружений и других организаций оздоровительного профиля.
        4.3. Обеспечение равных возможностей
Государство будет принимать меры для углубления понимания в обществе положения инвалидов, их прав, потребностей, возможностей и их вклада.
        Инвалиды, их семьи, специалисты и широкая общественность будут регулярно получать самую последнюю информацию о программах и услугах, предназначенных для инвалидов. Такая информация будет предоставляться инвалидам в доступной форме.
        Государство будет организовывать и поддерживать информационные кампании, касающиеся проблем инвалидов и политики в отношении инвалидов, сообщая при этом, что инвалиды являются гражданами с такими же правами и обязанностями, что и другие граждане. В конечном итоге это оправдает принятие мер, направленных на устранение всех препятствий на пути к всестороннему участию инвалидов в жизни общества.
        Государство будет поощрять средства массовой информации, показывающие инвалидов в положительном свете, освещающие не только их проблемы, но и решение этих проблем, привлекающие широкую общественность к пониманию. Государство обеспечит отражение в программах просвещения общественности все аспекты принципа всестороннего участия инвалидов в жизни общества и их равноправия.
        Инвалиды, члены их семей и их организации будут принимать участие в программах просвещения общественности, касающихся положения инвалидов, проводить с ними консультации.
        Государство будет поощрять предприятия частного сектора, включающие вопросы, касающиеся инвалидов, во все аспекты своей деятельности.
        Повышение самообеспечения и расширение прав позволит инвалидам воспользоваться предоставляемыми им возможностями.
        Углубление понимания проблемы станет важной частью образовательных программ для детей-инвалидов и программ реабилитации и будет включено в учебные курсы для преподавателей и подготовки всех специалистов.
        Каждый инвалид, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, будет иметь право на гарантированную помощь со стороны государства.
        Инвалиды будут обладать всей полнотой политических, социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных в Конституции Республики Казахстан и иных актах законодательства.
        Инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства.
        Дискриминация инвалидов недопустима и будет преследоваться по закону.
        Государственная политика в отношении инвалидов будет иметь целью осуществление эффективных мер по их социальной поддержке, обеспечению равенства и полноправного участия в жизни общества.
        В реализации государственной политики социальной поддержки инвалидов будут принимать участие юридические лица и индивидуальные предприниматели.
        Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на производстве технических средств социальной реабилитации для инвалидов или направляющих прибыль или полученный доход на производство товаров, оказание услуг, приобретение оборудования, содержание социально-культурных объектов и спортивных сооружений для инвалидов, будут устанавливаться льготы по налогообложению.
        4.4. Государственные гарантии инвалидам
в области воспитания, образования, профессиональной подготовки и трудоустройства
Инвалидам будут предоставлены все необходимые условия для получения воспитания, образования, профессиональной подготовки и трудоустройства.
        Органы образования совместно с органами социальной защиты населения и здравоохранения обеспечат дошкольное и внешкольное воспитание детей-инвалидов, получение инвалидами среднего, среднего специального и высшего образования в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
Образование и профессиональная подготовка инвалидов будет осуществляться в различных формах и по индивидуальным учебным планам, в необходимых случаях обучение будет проводиться на дому.
        4.5. Дошкольное и внешкольное воспитание детей-инвалидов
В целях всестороннего и гармоничного развития детей-инвалидов, воспитания у них общественной активности, интереса к труду, приобщения к науке, технике, искусству и спорту и оказания им необходимой реабилитационной помощи в детских дошкольных учреждениях общего типа будут созданы все условия для пребывания в них детей-инвалидов.
        Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, будут создаваться специальные дошкольные учреждения.
        Ответственность за доступность внешкольного воспитания детям-инвалидам будут нести органы образования, другие государственные органы.
        4.6. Образование инвалидов
        Среднее, среднее специальное и высшее образование инвалидов будет осуществляться в учебных заведениях общего типа, а при необходимости - в специальных учебных заведениях.
Учебные занятия будут организованы также для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических или реабилитационных учреждениях.
        Инвалиды, в случае положительной сдачи вступительных экзаменов при прочих равных условиях, будут иметь преимущественное право на зачисление в высшие и средние специальные учебные заведения.
Успевающим инвалидам дневной формы обучения будет выплачиваться стипендия, независимо от получаемой пенсии, пособия.
        Государство обеспечит подготовку педагогических кадров специально для обучения и профессиональной подготовки инвалидов.
        Детям-инвалидам, постоянно пребывающим в стационарных учреждениях, будет обеспечена этими учреждениями непрерывность воспитания и образования в органической связи с социально-бытовой и трудовой адаптацией.
Профессиональная подготовка и повышение квалификации инвалидов будет осуществляться в учебных заведениях и других организациях (специализированных или общего типа) совместно с учреждениями социальной помощи в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
        Язык жестов признается государством в качестве средства межличностного общения, обучения и предоставления услуг перевода.
        Лица с дефектами зрения будут обеспечиваться обучением по системе Брайля или другим новейшим системам, доступом к аудиосредствам и крупному шрифту. Для лиц с умственными недостатками будет организована система обучения легкому пониманию языка.
        Лицам с дефектами речи будут предоставлены все современные технические средства общения.
        4.7. Право на труд, трудоустройство и занятость инвалидов
        Законодательно будет реализовано право инвалидов на труд, если труд идет на пользу их общему состоянию и на него тратится не менее 16 часов в неделю.
        В целях реализации творческих и производственных способностей инвалидов и с учетом индивидуальных программ реабилитации инвалидам будет предоставлено право работать в организациях с обычными условиями труда, в специализированных организациях, в цехах и на участках, применяющих труд инвалидов, а также заниматься предпринимательской и иной трудовой деятельностью, не запрещенной законом.
        Государство будет содействовать в трудоустройстве молодых специалистов-инвалидов.
        Специальные меры по трудоустройству инвалидов будут включать в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение трудоустройства инвалидов и законодательное закрепление обязательств по оказанию финансовой помощи и предоставлению льгот работодателям, создающим рабочие места (в том числе специализированные) для использования труда инвалидов.
        Отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по службе, увольнение по инициативе работодателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда состояние его здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей либо угрожает здоровью и безопасности труда других лиц.
        Не будет допускаться увольнение с работы по инициативе работодателя лица, проходящего тот или иной вид реабилитации в соответствующих учреждениях, независимо от срока пребывания в них.
        Работнику, получившему инвалидность по вине работодателя, вред во всех случаях будет возмещаться полностью, включая компенсацию морального вреда, выражающегося в причинении нравственных или физических страданий.
        В целях обеспечения занятости инвалидов государственными органами с участием общественных объединений инвалидов, для работодателей будут установлены нормативы по бронированию рабочих мест для инвалидов в размере не менее пяти процентов от численности работающих (если число работающих не менее 20 человек).
        Законодательно будут определены порядок установления нормативов по бронированию рабочих мест и меры ответственности работодателей за невыполнение заданий по бронированию рабочих мест для инвалидов.
        С учетом потребностей инвалидов и местных особенностей органы занятости, работодатели создадут специализированные организации, цехи и участки для использования труда инвалидов. При этом им будут возмещаться затраты за приобретенное специализированное оборудование для создания рабочих мест для инвалидов в пределах средств, предусмотренных на эти цели соответствующими программами занятости населения.
        Создание специализированных организаций, цехов и участков для трудоустройства инвалидов будет предусмотрено программами областных (г. Астаны и Алматы) органов по трудоустройству. Будут воссозданы специализированные предприятия общественных объединений инвалидов, работающие по государственному заказу.
Законодательно будут установлены порядок и условия льготного налогообложения и материально-технического обеспечения работодателей, применяющих труд инвалидов, и объединений инвалидов, имеющих специализированные предприятия.
        4.8. Охрана труда инвалидов
        Работающим инвалидам работодатели создадут необходимые условия для труда и отдыха в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
        Условия труда, в том числе оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность трудового и социального отпусков, устанавливаемые в коллективном договоре (соглашении) или трудовом договоре, не могут ухудшать положение или ограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками.
        Работодателю будет предоставлено право уменьшать инвалидам нормы выработки в зависимости от состояния их здоровья.
        Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в праздничные дни, установленные нерабочими, работе в выходные дни и ночное время может допускаться только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им в соответствии с медицинским заключением.
        Инвалидам будет установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 35 часов в неделю), а продолжительность ежедневной работы (смены) не будет превышать семи часов.
        Инвалиды, работающие в учебно-производственных организациях объединений инвалидов, а также в других специализированных организациях, цехах, на участках для использования труда инвалидов, будут иметь преимущественное право на оставление на работе, независимо от производительности труда и квалификации.
        Инвалидам при приеме на работу не будет устанавливаться предварительное испытание.
        При сокращении численности или штата работников инвалиды при равной производительности труда и квалификации будут иметь преимущественное право оставления на работе.
Инвалидам будет предоставляться трудовой отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней.
        4.9. Надомный труд и предпринимательская деятельность инвалидов
        Местные представительные и исполнительные органы создадут необходимые условия для организации надомного труда и предпринимательской деятельности инвалидов путем предоставления нежилых помещений для указанной деятельности, а также содействие в приобретении сырья и сбыте продукции и будут нести ответственность за дальнейшее развитие этих форм трудовой деятельности инвалидов.
        4.10. Государственная политика по созданию безбарьерной среды
        Республиканские органы государственного управления, местные представительные и исполнительные органы, другие юридические лица, в том числе строительные компании, создадут все условия для беспрепятственного и свободного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным, производственным зданиям и сооружениям, общественному транспорту и транспортным коммуникациям, средствам связи и информации, местам отдыха и досуга. В этих целях законодательно будет закреплена обязанность государственных служб и строительных компаний:
        ? учитывать особенности инвалидов при возведении новых и реконструкции имеющихся зданий и строений, чтобы облегчить доступ в них людей, пользующихся инвалидными колясками, для чего специально будут оборудованы или приспособлены подъезды, лестницы, лифты для передвижения инвалидов в колясках;
        ? предусматривать бесплатную парковку для автотранспорта инвалидов;
        ? устанавливать специальные светофоры со звуковым сигналом; специальные переходы с ручным переключением;
        ? предусматривать в строящихся жилых домах квартиры, адаптированные для проживания в них инвалидов, это:
расширенные дверные проемы в квартире, подъезде;
        специальные приспособления для пользования санузлом, кухней, мебелью, бытовыми приборами;
перепланировка и установка специальных выключателей, розеток, регуляторов, таймеров, сигнализирующих устройств, другого оборудования;
        специальные замки, защелки, фиксаторы форточек, дверей, штор, балконные приспособления, обеспечение электронной связи со станцией "Скорой помощи", диспетчером КСК, полицией, пожарной охраной, лечебным учреждением, родственниками;
        ? изменять планировку имеющегося жилища;
        ? предоставлять инвалиду право на перемену места жительства: этажа, здания, района, города или местности;
        ? предоставлять инвалидам место для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. При этом инвалиды будут освобождаться от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании.
        Законодательно будут закреплены нормы, предусматривающие надлежащие удобства при посадке-высадке и проезде инвалидов в общественном транспорте, в перспективе будут предоставляться специальные транспортные средства тем инвалидам, которые не в состоянии самостоятельно пользоваться обычными видами общественного транспорта.
Железнодорожные поезда будут полностью приспособлены для перевозки инвалидов, включая удобный въезд инвалидных колясок.
        4.11. Учет потребностей инвалидов при проектировании
и строительстве объектов социальной инфраструктуры
        Проектирование и застройка населенных пунктов, формирование жилых районов, разработка проектных решений, строительство и реконструкция зданий, сооружений, включая аэропорты, железнодорожные вокзалы, автовокзалы, речные порты, комплексы и коммуникации, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, в том числе индивидуальных, средств связи и информации без приспособления этих объектов и средств для доступа и использования инвалидами будут запрещены законодательно.
        4.12. Приспособление действующих объектов социальной инфраструктуры для использования инвалидами
Действующие средства транспорта, связи и информации и другие объекты социальной инфраструктуры будут приспособлены для доступа и использования инвалидами в порядке и на условиях, определяемых соответствующими республиканскими органами государственного управления, местными представительными и исполнительными органами с участием общественных объединений инвалидов.
        В тех случаях, когда указанные объекты невозможно приспособить для доступа инвалидов, соответствующими государственными органами и другими юридическими лицами будут разработаны и осуществлены необходимые меры, обеспечивающие удовлетворение потребностей инвалидов.
        4.13. Приспособление жилых помещений для доступа
и пользования инвалидами
        Жилые помещения, занимаемые инвалидами или семьями, имеющими в своем составе инвалида, будут оборудованы специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.
Оборудование указанных жилых помещений будет осуществляться местными представительными и исполнительными органами, другими юридическими лицами, в ведении которых находится жилищный фонд, с участием общественных объединений инвалидов.
        Финансирование указанных мероприятий будет осуществляться за счет средств местного бюджета. На эти цели будут также направляться средства общественных благотворительных организаций.
        4.14. Приспособление транспортных средств
и маршрутов для пользования инвалидами
        Соответствующие республиканские органы государственного управления разработают программы изготовления и переоборудования транспортных средств для пользования инвалидами с учетом основных принципов и дополнительных требований по их реализации.
В программах будут предусмотрены:
        ? сроки для переоборудования ключевых железнодорожных, автобусных станций, речных портов, аэропортов, которые должны быть доступны для инвалидов;
        ? специальные приспособления для транспортных средств, которые перевозят инвалидов, в том числе и с инвалидными колясками;
        ? специальные маршруты с заданным графиком движения;
        ? остановки транспортных средств по требованию инвалидов.
        ? места переходов для инвалидов;
        ? места парковки автотранспортных средств, используемых инвалидами;
        ? специальные светофоры на пешеходных переходах.
        4.15. Обеспечение инвалидам доступа
к культурно-зрелищным учреждениям и спортивным сооружениям
Местные представительные и исполнительные органы обеспечат инвалидам необходимые условия для свободного доступа и пользования культурно-зрелищными учреждениями и спортивными сооружениями для занятий физической культурой и спортом, а также предоставление специального спортивного инвентаря.
        Перечисленными услугами инвалиды будут пользоваться бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством.
        4.16. Обеспечение инвалидов средствами связи Соответствующие республиканские органы государственного управления, местные представительные и исполнительные органы обеспечат необходимые условия для внедрения специальных средств телекоммуникационного обслуживания инвалидов и специальными телефонными аппаратами для абонентов с дефектами слуха, в том числе и переговорные пункты коллективного пользования.
        Инвалидам будет предоставлено право на бесплатную или льготную установку вне очереди телефонов, включая специальные, на условиях и в порядке, установленных законодательством.
        4.17. Социальная помощь инвалидам Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Установленные размеры пособий по инвалидности не только не обеспечивают достойную жизнь инвалиду, они обрекают его на борьбу за выживание. Особенно это касается гражданского населения и семейных инвалидов, имеющих детей. Пособия хватает лишь на оплату жилищно-коммунальных услуг и более чем скудное питание.
        Поэтому государство будет гарантировать инвалидам достаточный уровень социальной помощи в виде денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты), обеспечения техническими средствами, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатными изданиями со специальным шрифтом, звукоусиливающей аппаратурой и сигнализаторами, а также путем оказания услуг по их реабилитации и бытовому обслуживанию.
        Размер пособия по инвалидности будет установлен на уровне не ниже прожиточного минимума, сложившегося в регионе проживания.
        Лицам, имевшим на иждивении нетрудоспособных граждан и детей на момент получения инвалидности, будет установлена надбавка за иждивенческую нагрузку.
        Инвалиды войны и лица, ставшие инвалидами в результате последствий аварии на Чернобыльской АЭС, будут пользоваться дополнительными льготами и компенсациями, установленными законодательством.
        4.18. Предоставление инвалиду технических средств социальной реабилитации
Технические средства социальной реабилитации предоставляются государством инвалиду в пользование в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации, выделяемых инвалидам бесплатно или на льготных условиях.
        Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации, порядок и условия обеспечения инвалидов этими средствами утверждается Правительством.
        В случае непредоставления инвалиду технического средства социальной реабилитации, предусмотренного программой реабилитации, ему выплачивается компенсация в порядке, установленном законодательством.
        Инвалидам, получившим в соответствии с индивидуальными программами реабилитации транспортные средства бесплатно или на льготных условиях, выплачивается компенсация на техническое обслуживание и ремонт этих средств в порядке, установленном законодательством.
        4.19. Транспортное обслуживание инвалидов
        Инвалиды, дети-инвалиды до 18 лет будут пользоваться в республике правом бесплатного проезда на всех видах городского и пригородного пассажирского транспорта, кроме такси, а проживающие в сельской местности - и на автобусах междугородного сообщения в пределах административного района места проживания.
        Инвалидам, детям-инвалидам до 18 лет предоставляется 50-процентная скидка стоимости проезда на внутренних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз в остальное время года для проезда к месту лечения, обследования, прохождения санаторно-курортного лечения, учебы.
Указанные льготы распространяются также на лицо, сопровождающее инвалида или ребенка-инвалида до 18 лет.
        4.20. Порядок и условия протезирования инвалидов
Инвалиды будут иметь право на изготовление и ремонт всех видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов) за счет средств республиканского и местных бюджетов в порядке, установленном законодательством.
        4.21. Жилищно-бытовое обслуживание инвалидов
При выделении жилых помещений инвалидам местные представительные и исполнительные органы, другие юридические лица учитывают потребности инвалидов в выделении им жилых помещений вблизи от места их работы, места жительства их родственников, учреждений реабилитации. Инвалидам, по их просьбе, предоставляются жилые помещения на нижних этажах или в домах, имеющих соответствующие лифты.
        Предоставляемые инвалидам жилые помещения будут соответствовать санитарно-техническим требованиям, определяемым с учетом состояния здоровья инвалидов.
        Малообеспеченные инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, будут иметь право на одноразовое предоставление вне очереди жилых помещений социального пользования.
Инвалидам, не имеющим трудоспособных членов семьи, будет предоставляться соответствующая компенсация в виде         прибавки к специальному государственному пособию на оплату:
        ? жилищно-эксплуатационных расходов за площадь, не превышающую тридцати квадратных метров общей площади жилого помещения;
        ? за пользование телефоном (кроме междугородных и международных переговоров);
        ? за коммунальные услуги (отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электроэнергия, лифты,         вывоз бытовых отходов);
        ? топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению (проживающим в домах без центрального отопления).
        Отпуск топлива производится во внеочередном порядке.
Инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата предоставится право на строительство гаража, максимально приближенного к месту проживания.
        4.22. Оказание социально-бытовых услуг инвалидам
Каждый инвалид, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, имеет право на гарантированную помощь со стороны государства.
        Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, органами социальной защиты населения будут предоставляться социально-бытовые услуги на дому либо в специальных учреждениях. Инвалиды вправе самостоятельно нанимать помощника в пределах средств, предусмотренных на эти цели в соответствующем бюджете.
        Государство будет способствовать развитию сети стационарных учреждений социальной помощи инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе.
        Социально-бытовые услуги инвалидам будут предоставляться бесплатно за счет бюджетных средств посредством выдачи специальных талонов.
        4.23. Права инвалидов, находящихся
в домах-интернатах и других стационарных учреждениях социальной помощи
Условия пребывания инвалидов в доме-интернате или другом стационарном учреждении социальной помощи обеспечивают возможность реализации инвалидами их прав, свобод и законных интересов и содействуют максимальному удовлетворению потребностей личности в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.
        Жилищно-бытовые условия в домах-интернатах или других стационарных учреждениях социальной помощи будут максимально приближены к домашним. Каждому инвалиду или семейной паре инвалидов будет предоставлена жилая площадь в доме-интернате или другом стационарном учреждении социальной помощи в виде отдельной комнаты с санузлом и ванной комнатой, оборудованными специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
        4.24. Полномочия местных представительных и исполнительных органов управления в принятии решений, направленных на улучшение жизни инвалидов
        Местные представительные и исполнительные органы управления в пределах своих полномочий за счет средств соответствующих бюджетов могут устанавливать доплаты инвалидам ко всем видам государственных пенсий, пособий, льготы по медицинскому обслуживанию, оплате за коммунальные услуги, проезду на общественном транспорте, скидки со стоимости индивидуальных средств передвижения, топлива, а также принимать другие решения, направленные на удовлетворение специфических потребностей инвалидов и повышение их жизненного уровня.
        Затраты на социальное обеспечение инвалидов в местных бюджетах будут предусмотрены в долевом отношении к валовому региональному продукту, которое не может быть сокращено.
        Для организации досуга инвалидов будут созданы центры культурного досуга инвалидов, оборудованные всеми приспособлениями и устройствами, необходимыми инвалидам в быту, а также компьютерами с доступом к Интернету.
        4.25. Общественные объединения инвалидов
Инвалиды и лица, их представляющие, имеют право в порядке, установленном законодательством, создавать общественные объединения и фонды в целях защиты своих прав, свобод и законных интересов, оказания взаимной поддержки и услуг.
        4.26. Участие общественных объединений инвалидов
в разработке и реализации принятых решений по проблемам инвалидов
Общественные объединения инвалидов в соответствии со своими уставами принимают участие в решении проблем, связанных с социальной защитой инвалидов, а также финансировании соответствующих мероприятий.
Республиканские органы государственного управления, местные представительные и исполнительные органы, другие юридические лица при решении вопросов, затрагивающих интересы инвалидов, будут привлекать представителей общественных объединений инвалидов к подготовке и принятию соответствующих решений, а также их реализации.
        4.27. Льготы по налогообложению общественных объединений инвалидов
        Общественным объединениям инвалидов и организациям, принадлежащим им на праве собственности, будут установлены льготы по налогообложению. Организации с численностью работающих инвалидов не менее пятидесяти процентов от численности всего персонала будут освобождаться от налога на прибыль и сборов, вносимых в государственный бюджет в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
        Суммы налогов, остающиеся в их распоряжении в связи с льготным налогообложением, будут направляться на развитие и укрепление материально-технической базы этих объединений и организаций, а также на удовлетворение социальных нужд инвалидов.
        4.28. Государство и общественные объединения инвалидов
Государство обеспечит соблюдение прав и законных интересов общественных объединений инвалидов и в соответствии с Конституцией Республики Казахстан гарантирует условия для выполнения ими уставных задач, оказывает им всемерную поддержку и помощь.
        Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений инвалидов не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
        Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений инвалидов, в предусмотренных законодательством случаях решаются государственными органами и иными юридическими лицами с участием или по согласованию с соответствующими общественными объединениями инвалидов.
        Материально-техническое обеспечение общественных объединений инвалидов, их организаций осуществляется в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан.
        4.29. Распределение жилых помещений, построенных
за счет средств общественных объединений инвалидов
Жилые помещения, построенные общественными объединениями инвалидов за счет собственных средств, распределяются по решению общественных объединений инвалидов в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан.
        4.30. Международные связи общественных объединений инвалидов
Общественные объединения инвалидов в соответствии с их уставами могут вступать в международные (неправительственные) объединения, поддерживать прямые международные связи и контакты, заключать соответствующие соглашения.
        Государственные органы должны оказывать содействие и помощь, в том числе финансовую, общественным объединениям инвалидов в установлении и развитии сотрудничества с аналогичными общественными формированиями зарубежных стран в вопросах реабилитации инвалидов, расширения культурных связей, туризма и спорта.
        5. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
        Социальная помощь инвалидам предоставляется за счет средств республиканского и местных бюджетов, средств организаций, пожертвований, благотворительной помощи, а также средств международных фондов и иных средств, не запрещенных законодательством.
        Работодателям, финансирующим мероприятия, связанные с оказанием социальной помощи инвалидам, предоставляются льготы по налогообложению в порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Казахстан.

Разработана ДПК "Ак жол"

        "Эпоха" попросила прокомментировать этот документ сопредседателя партии "Ак жол" Людмилу ЖУЛАНОВУ:
- Демократической партией Казахстана "Ак жол" с участием инвалидов разработан проект Государственной программы социальной поддержки инвалидов, рассчитанной на 2005-2008 годы. При разработке Программы нами преследовалась одна цель - кардинально изменить положение инвалидов в обществе, сделать все возможное, чтобы инвалиды не чувствовали себя хотя бы в чем-то ущемленными и стали полноправными членами общества, чтобы могли беспрепятственно реализовать свои природные, творческие или иные возможности.
        Государственная программа - это основной документ, в рамках которого необходима разработка еще целого ряда программ и нормативных правовых актов по каждому из направлений: т. е. для инвалидов по зрению это будет своя программа, для инвалидов-колясочников - своя и т. д. Будут также внесены соответствующие изменения и дополнения в уже действующие нормативные правовые акты. Концептуальные основы этих документов нами также разработаны.
        Представляемая на всеобщее обсуждение Государственная программа отражает системный подход к комплексному решению всех проблем инвалидов.
        Публикуя ее проект, мы призываем всех, кто не равнодушен к проблемам инвалидов, а также самих инвалидов, общественные организации инвалидов принять участие в ее обсуждении и дать свои замечания и предложения. После доработки Программа будет представлена на презентации, а затем направлена в Правительство Республики Казахстан.

Hosted by uCoz