Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
 Экономика
№26(98)    

Будьте бдительны!

        "Все, с меня хватит", - воскликнула я в сердцах, открыв пакетик с сухариками "Три корочки", купленный в алматинском супермаркете "Скиф-сауда". Продукт слегка попахивал и явно не годился для употребления. Приглядевшись, обнаружила, что сухарики с уже истекшим сроком хранения.

        Администратор магазина, которой я предъявила продукт, вместо извинений дала мне от ворот поворот. Впрочем, с подобным хамством со стороны продавцов я уже не раз сталкивалась в маленьких магазинчиках, но чтобы в крупной торговой сети обращались с покупателями подобным образом!.. В поисках истины пришлось обратиться в санитарно-эпидемиологическую станцию района, где был расположен этот супермаркет. Вот что сказала мне главный государственный санитарный врач управления санитарно-эпидемиологического надзора Ауэзовского района Марьям Хасенова:
        - Для нас достаточно того, что человек обратился с жалобой. Мы выписываем акт о назначении проверки, который подлежит обязательной регистрации в Комитете по правовой статистике и специальным учетам при городской прокуратуре. При этом мы должны обоснованно объяснить, с какой целью проводим этот контроль. Для этого предъявляем жалобу покупателя. Только после этого СЭС имеет право проверить объект.
        - Марьям Аулиехановна, как часто вы проводите проверки торговых сетей?
        - Сейчас законодательство очень жестко регламентирует проверку объектов. Тем более что это сфера частного бизнеса. Кратность плановых проверок регламентируется приказом министерства здравоохранения РК и зависит от количества работающих в этом магазине. Если количество работников в магазине составляет 10 человек, а это основная масса магазинов (примерно 80%), согласно Закону "О предпринимательстве", он подлежит проверке один раз в три года. Соответственно, магазины, где численность работников составляет от 10 до 50 человек - 1 раз в год, свыше 50 человек - 2 раза в год. Вот и делайте выводы. Если санитарный врач бывает один раз в три года, то и происходят такие вещи. Как показывает практика, многие люди, занимающиеся торговлей, не доросли морально до того уровня, чтобы самостоятельно думать о качестве продукции, о том, какой товар они продают потребителю, и о своем имидже.
        - Сколько людей с начала этого года уже обратилось к вам с подобными жалобами?
        - За пять месяцев было 60 жалоб и обращений от жителей нашего района, из них пять - на продукцию с просроченным сроком годности.
        - И какие меры вы принимаете?
        - Прежде всего - обязательные штрафные санкции. Размеры санкций оговорены кодексом "Об административных правонарушениях": для должностных лиц они составляют от 4,5 тыс. до 17,5 тыс. тенге, для юридических лиц - от 18 тыс. до более чем 91 тыс. тенге. Когда обнаруживаем продукцию с истекшим сроком хранения, снимаем ее с реализации, забраковываем и уничтожаем. Наказываем первых руководителей, выносим запрещение на реализацию данной продукции, берем на лабораторный контроль. Бывает и такое, когда продукция не соответствует ГОСТам по каким-то показателям, тогда уже выходим на изготовителя этой продукции и проводим проверку на предприятии.

Корлан КАЛИЕВА


Бедность не порок

        Проблемам борьбы с бедностью в странах Центральной Азии в условиях глобализации была посвящена международная конференция, которую провел Институт мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК в сотрудничестве с представительством Фонда имени Ф. Эберта в Центральной Азии.

        В настоящее время более четверти населения Казахстана имеет доход ниже прожиточного минимума, сохраняется безработица. Состояние существующей социальной защиты не в полной мере обеспечивает минимально необходимые жизненные условия населения. Действующие социальные стандарты - прожиточный минимум, минимальная зарплата, пенсия, черта бедности - перестали отражать изменившиеся социально-экономические условия.
        "Меры, которые принимает правительство, не совсем компенсируют утраченные функции жизнедеятельности инвалидов. Высокий уровень бедности среди детей отражается на их физическом и культурном развитии и, следовательно, на будущем страны, - констатирует Кайни Манабаева, директор департамента социальных нормативов и реабилитации инвалидов министерства труда и соцзащиты населения. - Кроме того, к большому сожалению, сегодня для назначения адресной социальной помощи учитывается черта бедности, а не прожиточный минимум. Сейчас министерство разрабатывает программу развития на 2005-2007 годы, в рамках которой предусматривается пересмотр всех нормативов, касающихся бедности. Кроме того, предусмотрено сокращение уровня бедности на четверть".

Жибек АМЕРБЕКОВА


Идите вы в суд

        Павлодарские энергетики выставляют счета предпринимателям не только за реально потребленную ими электроэнергию, но и взимают штрафы за… перерасход или недорасход электричества в соответствии с поданными ранее заявками. И самый страшный штраф - именно за перерасход!

        Согласно логике, энергетики радоваться должны - чем больше потребление, тем больше их доходы. Но они решили увеличить доходы в 5 раз: штраф за перерасход взимается в 5-кратном размере стоимости 1 кВт/часа. Причем, как утверждает руководитель энергопередающей организации - ОАО "Энергоцентр", - все "штрафные" деньги они перечисляют электростанциям, которые в свою очередь выставляют штрафы за то же самое "Энергоцентру".
        И можно было бы поверить энергетикам на слово, если бы не несколько "но".
        Во-первых, электростанции взимали бы штрафы в размере своих потерь, то есть стоимость производства 1 кВт/часа (который в павлодарском регионе колеблется от 0,9 до 1,3 тенге). А "Энергоцентр" рассчитывает свои штрафы, исходя из стоимости продажи того же киловатт/часа, а это уже 3,15 тенге. Почувствуйте разницу.
        Во-вторых, "Энергоцентр" выставил штрафы не только за текущий период, но и за 2002-2003 годы, мотивируя это тем, что именно тогда были заключены договоры, и срок исковой давности еще не минул.
        Не нашли предприниматели правды и в таком грозном для монополистов ведомстве, как антимонопольный департамент. Его руководство заявило, что предприниматели виноваты сами, потому что "угроза" штрафа записана в условиях договора.
        Так что, как ни крути, потребители должны сами научиться отстаивать свои права в противостоянии монополисту. А именно - договариваться, а не подписывать договор не глядя. Единственное, в чем не может отказать "Энергоцентр", так это в заключении договора. Так что нужно грамотно уметь составлять проект договора, протокол разногласий, протокол урегулирования спорных моментов. А если и после этого консенсус не будет достигнут - обращаться в суд. Как сказал заместитель директора антимонопольного департамента Каиргали Тулендинов, времена, когда вопросы решались жалобой в государственную инстанцию, прошли. Сейчас все делается в соответствии с законом. А отсутствие судебных процессов по этим вопросам говорит о том, что потребители не идут в суд, они по старинке предпочитают жаловаться.
        Расплачиваться же за "законную наглость" энергетиков и юридическую безграмотность монополистов в конечном счете будут рядовые павлодарцы. Уже сейчас можно заметить, что цены на товары и услуги, оказываемые субъектами малого и среднего бизнеса, поползли вверх.

Владимир РАДИОНОВ, Павлодар


Таинственный миллион

        Продолжая изучение отчета о деятельности Нацбанка за прошлый год, на этот раз мы предлагаем читателям информацию об управлении золотовалютными активами главного банка и деньгами Национального фонда.

        На начало этого года валовые золотовалютные активы Нацбанка составляли 4,96 млрд. долларов и выросли за прошлый год на 1,8 млрд. долларов. А вот как Нацбанк распределил эти богатства. За прошлый год рыночная стоимость портфеля ценных бумаг правительств иностранных государств выросла на 600,7 млн. долларов до 1,9 млрд. долларов. Естественно, что Нацбанк ссужал деньги исключительно правительствам развитых стран - не зря ведь они потратили столько усилий, чтобы обучить наших чиновников основам макроэкономических знаний. В итоге в ценные бумаги правительства США оказалось вложено Нацбанком 578,3 млн. долларов (прирост за прошлый год - 40,3 млн. долларов), правительств стран зоны евро - 1 млрд. 66,4 млн. долларов (прирост - 534,2 млн. долларов), Великобритании - 121,2 млн. долларов (49,8 млн. долларов), Японии - 13,5 млн. долларов (12,8 млн. долларов). Самое смешное, что часть этих денег вновь вернулась в нашу страну в виде "мягких" займов и технической помощи. В бумаги международных финансовых организаций Нацбанк вложил 78,6 млн. долларов, а неких агентств иностранных государств (скорее всего, это федеральные агентства США, занимающиеся ипотечным кредитованием) - 1,1 млрд. долларов.
        Кроме того, Нацбанк зарабатывал на мировых рынках за счет депозитных операций с золотом, объем которых составил 3,9 млрд. долларов, и валютных депозитных операций (6,9 млрд. долларов). Для сравнения: на внутреннем рынке, где цена денег гораздо выше, Нацбанк привлек всего 6 депозитов на 290,9 млн. долларов.
        На конец прошлого года рыночная стоимость долгосрочного портфеля золотовалютных активов Нацбанка достигла 3,4 млрд. долларов, увеличившись за год в два раза, а инвестиционный доход по этому портфелю составил 259,3 млн. долларов при доходности в 11,35% (эталонный портфель - 11,12%). Рыночная стоимость портфеля золота золотовалютных активов увеличилась за год с 585,6 до 725,9 млн. долларов при доходности 0,03% (эталонный портфель - 0,01%). И, наконец, рыночная стоимость краткосрочного портфеля возросла с 843,6 до 870,5 млн. долларов при общей его доходности в 3,31% против 1,15% по эталонному портфелю. Часть активов (682,3 млн. долларов на конец года) была передана четырем внешним управляющим, один из которых не смог добиться положительной сверхдоходности. К сожалению, названия компаний-управляющих в отчете не приводятся.
        Перейдем теперь к деньгам Национального фонда, в котором на начало текущего года было 3 млрд. 662,7 млн. долларов, в том числе стабилизационный портфель -
        1 млрд. 138,6 млн. долларов, сберегательный портфель - 2 млрд. 524,1 млн. долларов. Хранителем и учетчиком этих богатств является банк - кастодиан "АBN AMRO Mellon Global Securities Services". Названия компаний, управлявших активами Нацфонда, отчет не сообщает. Кстати, любопытная деталь. В отчете говорится, что расходы по управлению Нацфондом - начисленные, предъявленные к оплате и оплаченные Минфином - за прошлый год составили 578,0 млн. тенге. Но поскольку оплата производилась в соответствии с полученными от Минфина уведомлениями о подтверждении расходов в отчетном периоде, то было выплачено только 428,4 млн. тенге. Кому не оплатили почти 150 млн. тенге (то есть миллион долларов), отчет умалчивает. А вот за что именно можно было не платить управляющим, в отчете сообщается.
        Суть дела такова. Доходность Нацфонда по итогам прошлого года составила 8,69%. Но при этом доходность стабилизационного портфеля выразилась в 1,87% и оказалась выше доходности эталонного портфеля на 0,58%, тогда как доходность сберегательного портфеля - 11,98% - получилась ниже, чем по эталонному портфелю (13,62%). Причина такого неприятного результата довольно проста и кроется в Правилах осуществления инвестиционных операций Нацфонда, разработанных еще во времена правления Григория Марченко в главном банке. Эти Правила ограничивают максимальный объем активов у одного управляющего, из-за чего Нацбанку приходится дробить деньги Нацфонда на небольшие пакеты, которые и передаются затем в управление. Понятно, что при таком подходе к делу возникла ситуация, когда доходность акций оказывается выше, чем по облигациям (именно это и имело место во второй половине прошлого года), при соотношении акций к облигациям в сберегательном портфеле ниже аналогичного показателя в эталонном портфеле. Чтобы выйти достойно из этой ловушки, управляющим надо было наращивать долю акций в своих портфелях, но этому препятствовали упомянутые Правила. В итоге Нацфонду пришлось довольствоваться скромными поступлениями по облигациям (в эталонном портфеле их доходность составила 6,70%) и наблюдать, как другие пожинают жирные проценты по акциям (34,37%!). Понятно, что управляющие деньгами фонда в данном случае ни при чем, но раз уж нет доходности, то и платить вроде бы не за что.

Берик ТЕМИРБАЕВ


Ждем выборов

        После корректировки бюджета-2004 парламентом и утверждения его главой государства всю последнюю половину июня страна жила уже по обновленному закону о бюджете.

        Каких-то особых перемен в финансовой жизни новый бюджет пока не вызвал, так что есть смысл обратиться к его исполнению. По государственному бюджету в целом (он включает республиканский и местный уровни) на начало июня поступления составили 528,8 млрд. тенге при расходах 461,8 млрд. тенге. Профицит госбюджета, таким образом, составил 67 млрд. тенге. Отсюда легко сделать вывод о том, что освоение бюджетных средств и в этом году идет как обычно, то есть с отставанием от графиков и планов. Главными статьями расходов властей всех уровней были социальное обеспечение и социальная помощь (107,6 млрд. тенге), образование (70 млрд. тенге), общественный порядок и безопасность (41,7 млрд. тенге) и здравоохранение (39,7 млрд. тенге).
        Исполнение республиканского бюджета, которым распоряжается правительство, на начало июня вылилось в поступления на уровне 404,3 млрд. тенге при расходах 372,9 млрд. тенге, профиците - 31,4 млрд. тенге. Почти четверть расходов правительства приходилась на одну статью - социальное обеспечение и социальную помощь (93,1 млрд. тенге). Затем по объемам расходов идут официальные трансферты (59 млрд. тенге), общественный порядок и безопасность (33,9 млрд. тенге). В индустриальное развитие правительство сейчас почему-то предпочитает не вкладываться - промышленность и строительство за первые пять месяцев текущего года получили всего 920 млн. тенге. Для сравнения: содержание чиновников, именуемое в бюджете как государственные услуги общего характера, обошлось налогоплательщикам в 21,7 млрд. тенге. Транспорт и связь получили 24 млрд. тенге, сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды - 23,7 млрд. тенге.
        Местные бюджеты на начало июня были исполнены с поступлениями в 239,4 млрд. тенге, расходами - 209,0 млрд. тенге и соответствующим профицитом в 30,4 млрд. тенге. Пальму первенства в расходах местных властей занимают образование (61,4 млрд. тенге) и здравоохранение (34,4 млрд. тенге). А среди поступлений безусловно выделяются полученные официальные трансферты - 85,4 млрд. тенге при изъятиях в пользу центра в объеме 29 млрд. тенге. Как видно из официальных данных, по объемам получаемых трансфертов (13,8 млрд. тенге) Астана уже до неприличия оторвалась от основных доноров республиканского бюджета - Алматы и Атырауской области, которым досталось соответственно 2,3 и 2,2 млрд. тенге.
        Значительно оторвалась столица от других городов и по расходам на жилищно-коммунальное хозяйство, культуру, спорт, туризм и информационное пространство, топливно-энергетический комплекс, промышленность и строительство, транспорт и связь. Когда кончится этот бюджетный кошмар, неизвестно, хотя все крупные налогоплательщики, за исключением банков, уже прочно прописались в столице. Впрочем, отсюда легко сделать и другой вывод - как только столица перестанет получать финансовую подпитку, с ее внешним благосостоянием будет покончено. Хватит ли мужества у депутатов нового парламента разрубить этот узел финансового паразитизма, мы сможем узнать уже совсем скоро.

Михаил ЮРЬЕВ


Власть пошла на Кашаган

        В изматывающей позиционной борьбе с иностранными инвесторами правительство Казахстана вдруг выбрало для наступления кавалерийский наскок. Как заявил на днях министр энергетики и минеральных ресурсов Владимир ШКОЛЬНИК, Астана намерена приобрести долю компании "British Gas", покидающей проект освоения Кашагана.

        Доля эта составляет вполне приличные 16,67% и может обойтись Астане в сумму порядка 1 млрд. долларов. В уточненном бюджете-2004 такие расходы не предусмотрены, а посему правительству придется эти деньги где-то занимать. О деньгах наших пенсионных фондов министр не сказал ничего, упомянув лишь средства институтов развития и банков. Непонятным осталось также, где будет правительство занимать кашаганский миллиард - у себя дома или на мировых финансовых рынках.
        Чтобы сделка состоялась, правительству необходимо завершить переговоры о покупке своей доли в консорциуме, который занимается Кашаганом. В нем сейчас остались итальянская "Eni", британо-голландская "Royal Dutch/Shell", французская "Total", японская "Inpex", американские "Exxon Mobil" и "ConocoPhillips". Долю "BG" хотели приобрести китайцы за 1,2 млрд. долларов, но другие инвесторы их сюда не пустили, поскольку сами имеют преимущественное право на выкуп доли. Правительство Казахстана такого права не имело, но уже скоро может его получить. Для этого нужно всего лишь внести поправку в законодательство, согласно которой правительство получит исключительное право на выкупаемую долю. Правда, сенат уже отклонил эту поправку, после того как ее одобрили мажилисмены.
        Отсюда можно сделать вывод, что пока во власти нет единства по этому вопросу, и все в конечном счете будет решать глава государства. В том, что последний примет решение в пользу Казахстана, можно не сомневаться, - при нынешних высоких ценах на нефть нашему государству сам Бог велел приступить к пересмотру нефтяных контрактов с иностранными компаниями. А цены эти по прогнозам Всемирного банка во втором полугодии будут на среднем уровне в 32 доллара за баррель.

Берик ТЕМИРБАЕВ


Конец уже виден

        Все последние дни журналисты смаковали подробности жутко пессимистического сценария краха накопительной пенсионной системы, обрисованного вице-президентом НПФ "Народного банка Казахстана" Нуржаном АЛИМУХАМБЕТОВЫМ. Он заявил о том, что в этой системе возможен системный кризис.

        Заявление было сделано не на публику, а в весьма искушенной аудитории участников недавно прошедшей в Алматы III Международной конференции "Накопительная пенсионная система Казахстана: итоги, проблемы, перспективы". По мнению г-на Алимухамбетова, хроническая нехватка финансовых инструментов с "соответствующей" доходностью грозит ее дальнейшим падением, банкротством фондов и уменьшением накоплений вкладчиков. Резкое сокращение инвестиционного дохода вынуждает большинство фондов сокращать свои расходы. Так, по оценке г-на Алимухамбетова, с мая ряд НПФ снизил постоянные издержки на 30%, включая фонд оплаты труда и лимиты филиалов, секвестированы бюджеты развития. В ближайшей перспективе фонды намерены сократить свои расходы еще на 20-30% и готовы свернуть работу с вкладчиками. Покрытие затрат идет за счет собственного капитала НПФ, который, по прогнозам Нуржана Алимухамбетова, будет исчерпан в течение 8 месяцев. А до этого у фондов будут отозваны лицензии, поскольку им придется нарушить нормативы по достаточности собственного и резервного капиталов.
        В общем, картина насколько грустная, настолько и реалистичная. Все прояснится окончательно уже к началу следующего года. Единственное, в чем нельзя согласиться с известным финансистом, так это в том, что "все НПФ независимо от качества менеджмента в управлении активами демонстрируют отрицательную доходность".
        Свежие данные Агентства финансового надзора показывают, что причиной резкого падения доходности в мае стало ухудшение ситуации в трех крупнейших фондах, у которых одновременно и значительно пошли вниз показатели как реальной, так и номинальной доходности. В более мелких фондах ситуация не столь драматична: в шести из них наблюдался рост номинальной доходности, а в четырех - даже реальной доходности! Один из них - НПФ "Отан" - умудряется три месяца подряд поддерживать положительную доходность по накоплениям вкладчиков в реальном выражении.
        В целом же по всем фондам падение реальной доходности в отрицательную зону продолжилось - средневзвешенный коэффициент реального дохода опустился до - 1,81% с апрельских - 0,93%. По мнению главы АФН Болата Жамишева, главной причиной этого неприятного процесса является падение курса доллара, которое в мае составило 0,99 тенге. Но при этом осталось непонятным, каким образом влияние обменного курса так сильно сказывается на доходности пенсионных накоплений, если по данным АФН финансовые инструменты, деноминированные в долларах, составили в суммарном инвестиционном портфеле НПФ всего 10,7%, а облигации отечественных эмитентов, индексированные к курсу доллара, - 11,1%. Другая причина падения доходности - растущая инфляция, которая за май составила 6,6% против 6,5% за апрель и 6,4% - за март.
        Единственной приятной новостью мая для накопительной пенсионной системы можно считать разве что появление первых вкладчиков по добровольным профессиональным пенсионным взносам. На начало июня их было 533, на индивидуальные пенсионные счета которых были начислены скромные 282,0 тыс. тенге. В остальном все шло как обычно. На начало июня пенсионные накопления казахстанцев достигли 406,1 млрд. тенге, увеличившись за май на 2,1%. При этом сумма чистого инвестиционного дохода составила 100,7 млрд. тенге, а поступление пенсионных взносов - 313,9 млрд. тенге.
        По данным биржевых аналитиков, в мае в инвестиционных портфелях НПФ заметно снизилась доля средне- и долгосрочных внутренних бумаг Минфина, а также еврооблигаций и бумаг иностранных эмитентов. Основной упор НПФ делали на ноты Нацбанка и краткосрочные бумаги Минфина, хотя их реальная доходность была отрицательна, а также на облигации отечественных компаний и тенговые депозиты в банках. Три крупнейших НПФ страны - "Народного банка Казахстана", ГНПФ и "YларYмiт" - лидировали в мае и по величине прироста активов в абсолютном выражении. По показателю условной пенсионной единицы на начало июня лидировал "Народный пенсионный фонд" с 327,9496, за которым следовали "Казахмыс", "YларYмiт" и НПФ "Народного банка Казахстана". В июне пенсионными фондами были приобретены акции немецкой компании "Henkel KgaA", известной у нас благодаря своей косметической продукции, а также акции не менее известной у нас авиакомпании "Deutsche Lufthansa AG".
        Правительство, которое в последнее время предпринимает робкие усилия по спасению накопительной пенсионной системы, подготовило новые правила выпуска, размещения, обслуживания и погашения ГЦБ, которые вступят в действие с начала следующего года. Эти правила обеспечат НПФ прямой доступ к первичному приобретению таких бумаг, тогда как сегодня они приобретают их через первичных дилеров, коими являются банки. Минфин также обещает не погашать досрочно свои бумаги и выпустить долгосрочные ГЦБ со сроком обращения 10, 15 и 20 лет. С другой стороны, тот же Минфин намерен сокращать дефицит бюджета, а это означает, что на внутреннем рынке правительство будет занимать денег меньше. Поэтому выкручиваться из создавшейся ситуации пенсионным фондам придется практически самостоятельно. Если успеют до банкротства.

Тулеген АСКАРОВ

Hosted by uCoz