Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
 ДПК "Ак жол"
№26(98)    

Ответный ход

        Неожиданно для всех и вопреки всем официальным планам Год России в Казахстане первыми среди кызылординцев пришлось встречать работникам местной птицефабрики. В ее инкубаторе появились на свет башкирские цыплята. Порода эта - родонит, выведена в Свердловской области.

        "Новоселы немного уступают по продуктивности нашим птицам, зато более универсальны, поскольку мясо-яичного направления, - делится директор фирмы "Ай Дан Ак-кус" Джамбул Жанузаков. - Они уже успели акклиматизироваться в непривычно жарком климате Приаралья и хорошо уживаются с американскими соседями породы хай-лайн".
        Году России был посвящен и праздник книги. В городской библиотеке им. А.С. Пушкина прошел литературно-музыкальный вечер "Россиянки". В культурном центре им. А. Токмагамбетова, помимо книжной выставки, была открыта экспозиция бытовой утвари русского народа. Выступили местные поэты и писатели. На совместный праздник приезжали книголюбы и библиотекари Байконура.
        Серьезным научным событием стала международная конференция "Достижения и перспективы археологических исследований Приаралья". Впервые за последние годы собрались в Кызылорде видные ученые - археологи, историки, антропологи, этнологи, востоковеды, тюркологи, филологи и коркытоведы. Среди организаторов нужно особо выделить Институт этнологии и антропологии Российской Академии наук и Институт археологии имени знаменитого академика Алкея Маргулана, чье столетие по решению ЮНЕСКО широко отмечается.
        На конференции вновь вспомнили про актуальность материалов Хорезмской экспедиции. Ее руководитель, профессор МГУ Сергей Павлович Толстов, вместе со своими соратниками и учениками сумел собрать еще в советские времена ценные сведения об истории и культуре Средней Азии и Казахстана. Научные результаты многолетних исследований археолого-этнографической экспедиции до сих пор не опубликованы в полном объеме. Как ни досадно, но по линии Академии наук Казахстана не была снаряжена ни одна экспедиция по исследованию памятников истории и культуры Приаралья. Участники конференции решили рекомендовать в рамках государственной программы "Культурное наследие" перевести на казахский язык труды участников Хорезмской экспедиции.
        Ожидается еще два крупных мероприятия. Оба они связаны с космосом, т. к. космодром находится в административных границах области. В прошлом году кызылординцы были в качестве официальных гостей на Байконуре и в Звездном городке. Теперь, по словам заведующего отделом социально-культурного развития областного акимата Ибадуллы Куттыкожаева, предстоят ответные визиты. Первоначально планировались Дни Байконура. Но россияне поправили: город все-таки казахстанский, находится в аренде. Потому пройдут Дни комплекса Байконур.
        Через МИД РК вышли на контакты со Звездным городком. Кстати, в посольстве Казахстана в Москве для проведения Года России в РК у каждой области есть свой куратор. Для облегчения контактов.
        Все жители Приаралья мечтают, чтобы в делегации Центра подготовки космонавтов оказался Мухтар Аймаханов. Он родился в райцентре Жусалы, что в 70 км от Байконура. После жесткого отбора кызылординец вместе с другим казахстанцем Айдыном Аимбетовым сейчас готовится к космическим полетам.
        Прояснился и деликатный вопрос финансирования. Традиции восточного гостеприимства соблюдаются в таких случаях особо тщательно. За свой счет только прилетит из Москвы делегация Звездного городка. На Байконур летают служебные самолеты. Все остальное гостеприимные хозяева возьмут на себя.

Валерий ХИЖНЯК, Кызылорда


Подарок от Эмиратов

        В селе Алмалыбак Карасайского района Алматинской области открылась новая мечеть.

        На ее возведение потребовалось всего 5 месяцев. Мечеть рассчитана на 200 человек. Назвали ее в честь арабского ученого, близкого друга пророка Мухаммеда Сулеймана аль-Фариси, так как строительство велось на деньги благотворительного фонда Красного полумесяца "Абу-Даби" из ОАЭ.
        Кстати, мечеть предполагалось построить еще в 1995 году, однако не было денег на ее возведение.
        "В течение пяти лет мы пытались найти спонсора, потом наш областной имам Ахметхан Омар помог разыскать фонд "Абу-Даби" и мы отправили все необходимые документы в Эмираты, - говорит Абдуллахан Насир-кажы, один из организаторов стройки. - Заявку нашу рассматривали в течение полугода, и как вы видите, теперь у нас есть своя мечеть".
        Благотворительный фонд "Абу-Даби" работает в Казахстане с 1996 года. За эти годы фондом построено 29 мечетей, 30-я возводится в Алматы в микрорайоне "Думан".
        "Строительство мечети - это богоугодное дело, - рассказывает Асим Фадль Мохамед, заместитель директора фонда "Абу-Даби". - Но наш фонд занимается не только возведением мечетей, в основном мы помогаем детям-сиротам, а также семьям, которые остались без кормильца. Сейчас на нашем попечении 400 детей, ежемесячно мы выплачиваем им пособия. Вообще мы считаем, если есть деньги, нужно помогать нуждающимся".

Жибек АМЕРБЕКОВА


Познакомимся ближе!

        Шанс познакомиться с лучшими образцами венгерской литературы теперь есть и у казахстанцев.

        На прошлой неделе вышел в свет третий в этом году номер литературного журнала "Аманат", посвященный Венгрии. Он появился благодаря совместным усилиям международного клуба Абая, посольства Венгерской Республики в Казахстане и венгерских компаний, работающих на казахстанском рынке.
        Издание венгерского номера как нельзя более своевременно, считает Чрезвычайный и Полномочный посол Венгрии г-н Миклош Яцкович. Недавно впервые удостоился Нобелевской премии венгерский литератор Имре Кертес, и это первая возможность для казахстанских читателей познакомиться с его мыслями, работами. Также нынешний год является особенным для Венгрии в связи с вступлением в ЕС. И в новом номере журнала читатели смогут поближе узнать не только о литературной жизни Венгрии, но и о ее культуре, экономике и политических реалиях. В издании представлены 13 венгерских лауреатов Нобелевской премии, выдающиеся венгерские востоковеды, тюркологи, путешественники прошлого и позапрошлого столетий.
Все, кто участвовал в подготовке венгерского номера "Аманата", надеются, что знакомство с этой богатой талантами страной доставит казахстанским читателям искреннюю радость и удовольствие.

Елена ОВЧИННИКОВА


Брейк в… опере

        Хип-хоп группа "Black Blanc Beur" из Франции выступила в Алматы на сцене ГАТОБ им. Абая. Группа была создана Жаном ДЖЕМАДОМ и Кристин КУДЕН в 1984 году. Как утверждают "хип-хоповцы", именно они подготовили почву для популярности рэпа и хип-хопа на всем франкоговорящем пространстве.

        Хотя, надо сказать, впечатления от выступления группы лично у меня остались весьма противоречивыми. Судите сами.
        На сцене под сумасшедшую музыку две девицы в течение получаса передавали в танце "разные чувства, разные ситуации в технике исконно мужского брейк-данса", - как пишется в буклете. Девушек буквально "ломало" на сцене. Как показалось, они протестовали против наркотиков, насилия. В качестве насильника выступал... свет, которого они так боялись, носясь по сцене, избегая прямых его лучей. Далее алматинцам был представлен сорокаминутный спектакль "Defiles-Break Quintet" под джазовую музыку Пабло Куэко с виртуозным брейком. Пятеро танцоров выскочили на сцену в... красных мешках. При ярко-красном свете, под звуки кошмарной какофонии, парни стали выражать протест (видимо, против "коммунизма").
        Наверное, мы еще не готовы к столь "продвинутому искусству".

Серик МЕДЕТОВ


"Директивный" журнал

        Народному образованию, а если быть точнее - его общеобразовательному звену, то бишь средней школе, в эти дни явно не позавидуешь.

        От многочисленных и масштабных по замыслам авторов, но никчемных по своей сути реформ школу буквально лихорадит. Помимо этих, судьбоносных, скажем так, изменений, вносящих нервозность в среду учительского корпуса страны, возникают и менее глобальные, но не менее болезненные для педагогов ситуации. Мы расскажем об одной из них. К автору этих строк обратились директора ряда школ Енбекшиказахского района Алматинской области с просьбой разобраться в одном непростом для них вопросе.
        Суть дела в следующем. Управление народного образования организовало обязательную подписку на некий журнал "Да Ну Ка", стоимость одного экземпляра которого составляет 1500 тенге. Причем каждой школе района, независимо от численности учителей, была установлена жесткая квота - 12 экземпляров. Общая сумма поборов, иначе это не назовешь, составляет 18 000 тенге. Директора, отказавшиеся от подписки, попали в "черный список", составленный секретарем начальника районного управления образования Касымали Темиргалиева. Большинство руководителей школ, естественно, найдут выход из ситуации, скорее всего распределив искомую сумму на количество учителей. Но самое курьезное в этой подписной кампании, говорят директора, то, что они понятия не имеют о том, что из себя представляет сам журнал. Поистине, приходится покупать кота в мешке. Касымали Темиргалиев на вопрос корреспондента, откуда исходит инициатива, пояснил - дали указание в областном департаменте образования. А журнал методический - для учителей начальных классов.
        Насколько нам известно, даже в самых крупных школах района не наберется и половины адресатов на специализированный журнал. Значит, журналы будут пылиться на полках школьных библиотек как память о выброшенных на ветер деньгах. Ну а если продолжить логическое умозаключение о "директивном" журнале, то приходишь к выводу, что тут нет вины и руководства департамента образования. Они ведь тоже люди подневольные. Стоит перефразировать известную поговорку "все дороги ведут в Астану".

Ерганат УРАЛБАЕВ,
Алматинская область


Мистическая экзальтация Алмы

        Имя Алмы МЕНЛИБАЕВОЙ известно всем казахстанским почитателям живописи. Персональная выставка талантливой художницы "Степное барокко" открыта в арт-центре "Алма-Ата".

        В галерее выставлены новые живописные работы, отразившие впечатления от путешествий по Индии и Западной Европе, а также пребывания в Амстердаме. Алма представила совершенно новую технику письма. Портреты степных красавиц выполнены в жанре иконописи с элементами натуральной позолоты. Темы молодая художница черпала из истории: Айша-биби, языческие богини Умай, женские символы...
        "Мне интересно интегрировать казахстанскую культуру в мировой процесс, глядя на историю своего народа издалека, - говорит Алма. - В поездках я часто вижу, как работают мои зарубежные коллеги, и словно заново осмысливаю особенности нашей культуры, о которой, как оказывается, мало кто знает в мире. Моя задача и состоит в том, чтобы показывать Казахстан глазами художника".
        На презентации выставки был показан видео-арт "Степное барокко" с девушками на фоне казахстанских ландшафтов.
        "Степную мистическую экзальтацию я снимала в Казахстане, а монтировала в Голландии, - рассказала Алма. - Выставка "Степное барокко" уже экспонировалась в Вашингтоне, Берлине и Амстердаме. В этом году я приглашена на фестиваль в Венгрию".

Ержан БЕКТУРГАНОВ


Дебюсси от Жанар

        Фортепианный концерт дипломанта международных конкурсов США и Италии, солистки Государственной филармонии им. Жамбыла Жанар СУЛЕЙМАНОВОЙ был составлен из произведений композиторов Франции.

        После концерта молодая пианистка ответила на вопросы корреспондента "Эпохи".
        - Жанар, в Алматы, как и прежде, фортепианные концерты - редкость. Есть ли востребованность вашей профессии, перспективы, приглашения?
        - Вы правы, фортепианная музыка еще на должном уровне не воспринимается в Казахстане, как и энергетические затраты пианистов. Иногда мне хочется поплакаться по этому поводу. Впервые по приезде в Алматы из Москвы мне показалось, что публика здесь изменилась, поскольку мои концерты посещают в основном люди старшего поколения. Но в этот вечер, хотя я и очень переживала, поскольку программа была малознакома для нашей публики, слушатель все-таки пришел. Отрадным было и то, что в зале присутствовала молодежь.
        Мы привыкли к тому, что на Западе лучше. Действительно, там положение пианиста намного стабильней. А жизнь даже серых музыкантов более комфортна и сытна, чем здесь. Казахстанские пианисты по-прежнему не могут выехать на гастроли, учиться у лучших пианистов мира. Поэтому и происходит отток талантов из страны. Мне жаловаться грех, я вовремя получаю свою зарплату, и имею, хоть и редкую, возможность ездить на мастер-классы в Москву, Италию, Германию...
        Лично мне импонирует особая самоуглубленность, сосредоточенность и пунктуальность немецкой школы. У них точность, как у машин "BMW". Здесь любая пропущенная нота равна катастрофе. А вот у профессора Берлинского в России я увидела совершенно иную школу, отличную от французской, итальянской и немецкой. Это и интересно.
        - Два отделения играть без нот... В Казахстане это большая редкость.
        - Надо сказать, перед концертом я сильно переживала, что устроила "авантюру" - играть наизусть целых девяносто минут разнохарактерных композиторов. Ладно еще Дебюсси, перевернувший в XX веке представление о фортепианной музыке. Если у Пуленка, Дюрея мелодия легко запоминается, то у Онеггера, Мийо, в основном, это особая техника. Эти произведения было нелегко запомнить.
        - Состоявшийся концерт французской музыки организован советником по культуре посольства Франции в РК Клодом Круайем.
        - Клод Круай неоднократно бывал на моих выступлениях, прежде чем решился организовать этот концерт. Мне импонирует, что французское посольство уже столько сделало для нашей культуры. Как ни парадоксально, но сегодня французы больше интересуются казахстанским искусством и культурой, чем отечественные чиновники от культуры.
        "Я хорошо знаком с состоянием культуры вашей страны, - говорит советник Клод Круай, - и знаю, с какими трудностями приходится сталкиваться талантливым артистам, не имеющим возможности давать сольные концерты. Ваши артисты заслуживают, чтобы организацией концертов занимались государственные структуры от культуры. Да и гонорары были бы нелишними. Это практикуется во всем цивилизованном мире. Алматинцы и сотрудники иностранных посольств и фирм охотно посещают концерты классической музыки. К примеру, я лично получил огромное удовольствие от игры Жанар Сулеймановой".


Из Алматы - к соседям

        Лауреаты международных конкурсов и фестивалей струнный квартет "Данель" (Франция) и народная артистка РК Жания АУБАКИРОВА в минувшие выходные выступили на сцене Казахконцерта южной столицы.

        Струнный квартет "Данель" выступает в Казахстане уже второй раз. На этот раз он приехал в Алматы по приглашению советника по культуре Посольства Франции в РК Клода Круайя и Жании Аубакировой.
        На высочайшем уровне музыканты исполнили произведения Бетховена, Брюуэйса Люка, Йозефа Гайдна. В исполнении Жании Аубакировой прозвучали "Павана", "Альборада", "Лодка в океане" Мориса Равеля.
        Во втором отделении был исполнен Квинтет Дмитрия Шостаковича для струнных и фортепиано. Автор двух квартетов, ряда симфонических произведений Брюуэйс Люк своим произведениям, как правило, дает названия разных сортов виски. В этот вечер в исполнении квартета прозвучала пьеса "Никто не совершенен" (странный, однако, виски).
        Блистательную игру продемонстрировал Марк Данель, первая скрипка квартета. В эксклюзивном интервью "Эпохе" он сказал: "Мы начали совместное творчество в 1991 году. В составе квартета три француза и бельгиец. Живем мы в Брюсселе, в центре Европы. Это удобно, поскольку часто выступаем в Голландии, Германии, и Англии, где еще сильны традиции камерной музыки.
        В нашем репертуаре мы отдаем предпочтение русской музыке -Стравинский, Чайковский, Шнитке... Кстати, моим первым педагогом по скрипке был русский профессор. У меня и жена русская...
        Казахстан для меня всегда ассоциируется с Россией - архитектурой, скрипичной исполнительской школой, теплым приемом и гостеприимством.
        В России мы выступали четырежды после победы в 1993 году на Международном конкурсе камерной музыки в Санкт-Петербурге. В этом году меня пригласили в члены жюри этого конкурса, который состоится осенью в Москве".
        После Алматы струнный квартет "Данель" вместе с народной артисткой РК, профессором и ректором Казахской консерватории им. Курмангазы, блистательной пианисткой Жанией Аубакировой отправился в турне по республикам Средней Азии.

Вячеслав ФИЛАТОВ


СОЛО ДЛЯ МЕРИНА И САБЫЗГЫ

        Впервые в Казахстане этно-электронную музыку представил OMFO из Амстердама.

        На сцене Концертного зала им. Жамбыла в Алматы композитор электронной музыки, бывший российский гражданин Попов, он же OMFO, пригласил зрителей в своеобразное путешествие по различным регионам Восточной Европы и даже в космические просторы.
        В течение десяти лет он изучает еще малоизвестную культуру Евразии, считая, что техническая революция и глобализация отрицательно повлияли на национальные особенности народов нашей планеты. Попов собрал коллекцию древних мелодий и исполняет их на инструментах моринхур (в переводе с финского - мерин), ней, домбра, шанкобыз... Аккомпанируя себе на моринхуре, OMFO горловым пением исполнил финские и молдавские напевы "Хоомей", "Сал Кула". На электрооргане в его исполнении прозвучали "Зозуленька", "Частушка под Ойдупаа", "Сайгон"... Этнические и электронные пьесы сопровождала в танце Анвара Садыкова.
        Залу была представлена электронная композиция, посвященная началу войны в Ираке. Дробные звуки электронной музыки имитировали выстрелы, взрывы снарядов...
        "Мы провели бессонную ночь у интернета, как только узнали о нападении США на Ирак, - говорит OMFO. - Я записал звуки войны на пленку и тут же на восточную музыку наложил глуховатый голос Хусейна, ржание коней, лязг гусеничных танков"...
        Известно, что в Старой Европе хорошо относятся к богатой мелодике восточных стран, эстетике кочевых культур. По мнению OMFO, Средняя Азия является и космической страной. В особенности Казахстан, как космическая гавань, интересный еще и своей музыкальной культурой. Сам OMFO мечтает побывать на Байконуре, откуда устремляются ввысь космические корабли, и даже полететь в космос. Именно космическая тема, по его мнению, расширяет сегодня границы стран, приоткрывает завесу над будущим. В своей электронной композиции "Сиртаки на Марсе" он провел тему разлуки возлюбленных, отдаленных друг от друга космическим расстоянием.
        В концерте принимали участие казахстанские инструменталисты: домбрист Тлес Нуржанов, Талгат Мукушев (сабызгы), Саян Акмолда (кыл-кобыз), Бахтияр Аманжол (рояль), Марат Низахунов (дойра).

Юрий СТЕПАНОВ


На пути к Рубенсу

        Традиционную демонстрацию работ самодеятельных художников Алматы продолжает камерная галерея "Вернисаж" южной столицы. На этот раз представлена персональная выставка Руфины КЕЛЬДИБАЕВОЙ, приуроченная к ее 60-летию.

        Большую часть своей жизни Руфина Мингереевна проработала парикмахером в оперной студии казахской консерватории и на киностудии "Казахфильм"... Театральные образы и прически, по всей видимости, и натолкнули ее на мысль взять в руки кисть. А к желанию писать подвигла оставшаяся после ремонта квартиры эмульсионная краска, которой она нарисовала портреты бабушки, дочерей, мужа. Азы живописи постигала самостоятельно. Выставку художницы украсили серия натюрмортов, автопортрет, нарисованный на разделочной доске, портрет девицы в позе "Сикстинской Мадонны" Рафаэля.
        "В начале 80-х я преподавала искусство макияжа студентам казахской консерватории, ныне известным оперным звездам Н. Усенбаевой, М. Шалабаеву, Б. Скакову, - с гордостью говорит Руфина Мингереевна. - Сегодня я пробую нарисовать портрет дочери в стиле Рубенса".

Владислав ХОМЯКОВ

Hosted by uCoz