Юрий БУНАКОВ: Призывать на баррикады сейчас бессмысленно
Недавно прошел
очередной съезд Русской общины Казахстана. Ее главой вновь избран
Юрий БУНАКОВ, член Ассамблеи народов Казахстана и член Национального
совета, который дал эксклюзивное интервью нашей газете.
- Юрий Захарович,
помнится, вы очень тревожно говорили о положении русских в Казахстане,
поднимая "русский вопрос" буквально на всех уровнях.
- Действительно, раньше
у нас была тяжелая конфронтация с властью. Но уже на предыдущем съезде,
три года назад, мы приняли решение прекратить эту конфронтацию, поскольку
пользы она не приносит. Мы о себе заявили, поставили свои вопросы.
Некоторые из них решаются, некоторые пока нет. Но мы пытаемся их решить,
и в этом нам помогает Ассамблея народов Казахстана.
Кстати, и российская сторона
сейчас смотрит на организации соотечественников с точки зрения того,
как они выстраивают свои отношения с властью. Хотя, безусловно, мы
стараемся отстаивать свои интересы.
Но поддерживать нас Россия
стала только тогда, когда мы нашли общий язык с властью. Например,
этот съезд мы проводили в Русском доме, купленном для нас российской
стороной. Мы разработали проект его реконструкции, нам обещали помочь
с финансированием. В этом доме энтузиасты сделали прекрасный спортивный
зал, тут работает детская художественная студия, два детских танцевальных
коллектива, есть хор ветеранов.
Мы активно сотрудничаем
с правительством Москвы. По инициативе Юрия Лужкова московское правительство
разработало комплексную программу поддержки соотечественников, в которую
мы вошли. Эта программа финансируется за счет правительства Москвы.
Пусть это небольшие суммы, но они уже начинают нам помогать.
- И на что эти деньги тратятся?
- А деньги никто нам не
дает. Мы разрабатываем свои проекты, а москвичи смотрят, чем они могут
помочь. Например, в прошлом году прислали большой музыкальный центр,
оборудовали компьютерный класс. В этом году выделяют средства на издание
нашего журнала "Русский мир", ведь с деньгами у нас туго,
мы же не коммерческая организация. Московское правительство помогает
и нашему филиалу в Шу строить церковь, которую мы планируем ввести
в строй в следующем году.
Кроме того, при поддержке
президента России и участии московского правительства мы стали учредителями
Международного совета российских соотечественников, в который входят
представители 32 стран, вошли в его руководящие органы. Председателем
Совета избран потомок старинного дворянского рода Петр Петрович Шереметев,
живущий во Франции. Я его давно знаю, это прекрасный человек.
Мы пошли также, я считаю,
на беспрецедентный шаг - завязали отношения с государственными структурами
России, подписав два соглашения о сотрудничестве с Томской губернией
и Алтайским краем в области культуры, образования, науки и предпринимательства.
Но, к сожалению, пока мало что сделано, потому что в России прошла
череда выборов: то выбирали местные органы власти, то Государственную
Думу, потом президента. И им все время было не до нас.
- А вы сейчас отслеживаете
ситуацию с миграцией русского населения, ведь был период, когда многие
уезжали из Казахстана?
- Раньше мы очень пристально
это отслеживали, у нас даже есть группа, которая занималась оформлением
российского гражданства. Но с тех пор многое изменилось. Сейчас гражданство
здесь не оформляется, все эти вопросы решаются в России. Хотя, я считаю,
эта система в России еще не отработана до конца, и многие люди едут,
как говорится, "на ура".
Что же касается диалога с властью, то мы заинтересованы в нем еще
и потому, что надо решить важнейший для нас вопрос - положение с русским
языком. Кстати, после моего прошлогоднего выступления на сессии Ассамблеи
народов Казахстана президент дал поручение правительству подготовить
постановление о конституционном праве русских и русскоязычных граждан
по использованию русского языка на всех уровнях власти, включая делопроизводство
в регионах, переведенных на государственный язык. Тогда был определен
срок - 2004 год, и сейчас мы хотим к этому подключиться, чтобы постановление
заработало.
Сам же президент неоднократно
говорил, что силком ничего не сделаешь. Скажем, люди моего, старшего
поколения, никакой язык, не только казахский, уже просто не смогут
выучить. А вот детишек, безусловно, надо учить, и мы всячески готовы
в этом поддерживать власть - нужно знать язык страны, в которой живешь,
но и свой родной русский язык мы должны сохранять.
- Несколько лет назад была
создана Русская партия, которая ставила своей задачей отстаивание
интересов русских в Казахстане. Русская община тоже тогда была больше
политической, чем общественной организацией. А сейчас, судя по вашим
словам, вы стараетесь отходить от политики?
- Мы ею занимаемся и сейчас,
но в русле национальных отношений. Надо признать, что отношение к
русским в Казахстане на порядок выше, чем где бы то ни было. Посмотрите,
что делается к нашему огромному стыду в Украине, ведь это славянское
государство. Там даже новости не передают на русском языке. А запреты
на русский язык в Прибалтике?! Для чего нужны эти демонстрации? Кому
это на пользу?
К счастью, у нас нет такой
разнузданной националистической политики. Я не однажды слышал, как
президент, например, говорил о том, что, вот, мол, меня многие подвигают,
чтобы я говорил только на казахском языке, но как я могу говорить
по-казахски, когда половина населения говорит только по-русски? И
он прав.
И когда вы говорите о политических
моментах, я считаю, что национальные объединения должны как можно
меньше заниматься политикой, чтобы не было спекуляций, связанных с
национальным вопросом. Слава богу, что национализм у нас не прошел,
как в других республиках.
Ведь надо оценивать человека
по его нравственным, деловым, профессиональным качествам, а не по
национальной принадлежности. В нашей экономике сейчас не хватает специалистов
высокого класса, и кому пошло на пользу, когда из Казахстана в середине
90-х годов уехали более 2 миллионов русских?! А ведь уехали в основном
специалисты.
- Скоро будут очередные
выборы в парламент, вы озабочены представительством русских в нем?
- Безусловно, но, к сожалению,
русских мало в законодательных органах. Вы знаете, в последние годы
я очень заинтересовался историей России, русского народа, и мне кажется,
что русских мало во власти даже не потому, что неверно строится национальная
политика государства, это просто какой-то наш национальный порок.
Если взять самые тяжелые
времена в России, тот же раскол, например, когда приверженцы новой
веры воспринимали Петра как сатану, и люди просто бежали от государства
в скиты, в леса. Такой формы протеста, наверное, не было ни у одного
другого народа.
Это характерно для русских
- если что-то не нравится, либо бежать, либо вообще отстраняться от
всего. Вот когда что-то нависло над ними, скажем, война, тогда народ
поднимается монолитом, и все до одного становятся героями. А когда
обстановка более или менее нормальная, с места не сдвинешь.
- Этим, наверное, объясняется
и отток русских из Казахстана в 90-е годы, о чем вы говорили - люди
ногами проголосовали против тогдашней политики государства.
- Конечно, хотя тогда многие
здесь, в Казахстане, жили лучше, чем они сейчас живут в той же России,
например. За исключением тех, у кого были либо большие деньги, либо
хорошие связи.
- Но сейчас-то процесс
миграции стал меньше?
- Гораздо меньше. Ведь
только за один 1994 год, даже по официальной статистике, полмиллиона
уехало. Это только русских!
- Вы сказали, что стараетесь
сейчас меньше заниматься политикой, в то же время общество становится
все более и более политизированным, постоянно появляются новые партии.
Как вы себя ощущаете в этом политическом поле? Есть ли у вас какие-то
пристрастия?
- Никаких пристрастий.
Более того, мы негласно решили - кто хочет идти в партию, пусть идет,
но чтобы потом эта партийная принадлежность не проявлялась, чтобы
не было никакой партийной пропаганды. Мы сразу заявили, что своей
партии никогда создавать не будем.
Был когда-то замечательный
русский человек - митрополит Иоанн. Он сказал, что русские могут гордиться
тем, что создали великую империю. Это не Великобритания - колониальных
принципов в России не существовало.
Если посмотреть отношения
Елизаветы или Екатерины с тем же "степным народом", как
тогда называли казахов, то в Оренбурге, например, существовала школа
наместников, где готовили руководителей национальных окраин из местных
кадров, придерживаясь при этом всех национальных принципов. Это я
вспомнил потому, что книга митрополита называется "Великая
ложь демократии", в ней он прямо говорит, почему мы не выбираем
командира корабля, например. Разве можно скопом выбрать кого-то? Я
тоже так же считаю. Хотя выборы, безусловно, нужны, но не те, которые
у нас существуют.
- То есть вы считаете,
что у нас извращенная форма выборов?
- Конечно.
- Но ведь в той же России
выбирают и губернаторов, и мэров городов…
- Правильно. Скажем, человек
уже зарекомендовал себя в глазах народа как настоящий государственник,
когда он под себя не гребет, а работает на людей, например, тот же
Юрий Лужков, который столько хорошего сделал для Москвы, а его возьмут
да переизберут. Мол, по срокам он больше не может переизбираться,
придет другой, который, извините за выражение, ни уха ни рыла не понимает
в этом вопросе.
- Но с другой стороны,
наши назначенцы - акимы, как говорится, страшно далеки от народа.
Их, кроме своих проблем и забот да улучшения собственного благосостояния,
ничего не интересует. К сожалению, этого чувства ответственности у
многих наших руководителей как раз-таки и нет, вы согласны?
- Наверное. Поэтому к нашим
выборам, в том числе акимов, я тоже отношусь скептически.
- А вы верите в то, что
у нас могут быть честные выборы?
- Любая власть пытается
себя защитить. Это совершенно естественно, поэтому и старается протащить
своих людей. А объяви сейчас всеобщие выборы, я уверен, понавыбирают
кого попало, в том числе крикунов, которые будут бить себя в грудь,
обещать золотые горы, но на этом все и кончится.
- Некоторые партии, тот
же "Ак жол", ратуют за объединение всех прогрессивных сил,
за совместные действия различных партий и общественных организаций
по политической модернизации общества. Они разработали программу политических
реформ. Вы это поддерживаете?
- Что же касается объединения
прогрессивных сил, о чем вы говорите, то я всегда иду от человека,
от личности. Возьмем, к примеру, сопредседателя "Ак жола"
Алихана Байменова. Я за ним давно наблюдаю и вижу, что он очень порядочный
человек, при этом мне не важно даже, в какой он партии. Мне важен
он сам, его ум, его опыт, его отношения с людьми.
- Вы будете выдвигать своих
людей на выборы?
- Как общественная организация
мы не можем выдвигать кандидатов, но некоторые члены нашей общины
пойдут на выборы. Поддерживать их мы будем. Но сам я не иду в парламент,
потому что не верю в его действенность.
В этом плане я разделяю точку зрения Алихана Байменова, считая, что
надо расширить права и полномочия парламента. Тогда
бы не было такой сосредоточенности власти в одних руках.
Скажем, придет вместо Назарбаева
другой человек и, пользуясь неограниченной властью, наломает таких
дров, что нам это долго будет аукаться. Поэтому какой-то сдерживающий
в этом плане инструмент должен создаваться.
- Когда-то вы были в оппозиции
к власти, сейчас предпочитаете с этой властью сотрудничать. Как вы
считаете, сегодня в Казахстане существует реальная оппозиция?
- Нормальное государство
не может существовать без оппозиции, но она должна быть конструктивной.
Скажем, к такой оппозиции я бы отнес "Ак жол". Если оппозиция
только кричит, что всех надо свергать и все ломать, то она, я считаю,
не нужна.
Нужна именно конструктивная
оппозиция, которая будет работать на общество и заставлять власть
на это общество работать. У нас сейчас гражданское общество еще только
формируется, много говорят о свободах, но свободой надо уметь управлять.
- У нас свободу часто путают
со вседозволенностью.
- Вот именно. Поэтому нынешний
уровень нравственности нашего общества - это и есть результат вседозволенности
и псевдосвободы. Вот у нас кричат - ах, наркомания, ах, коррупция!
А та же Индонезия за полтора года избавилась от наркомании -
повесили десяток наркодельцов, и все закончилось.
А взять Китай - вот вам
пример борьбы с коррупцией. В прошлом году я побывал в Китае и был
поражен, как люди там работают, и как Китай развивается. Там, наверное,
тоже есть коррупция, но они чиновников даже расстреливают за коррупционные
преступления. А у нас хоть одного крупного чиновника посадили за коррупцию?
Я также не согласен с введением
моратория на смертную казнь. Как можно сохранять жизнь подонку, который
убил, может, не одного человека? Таких примеров у нас много. Значит,
ему убивать можно, а его убить нельзя, негуманно. Я называю это безнаказанностью…
- Вы выступаете за наличие
жесткой руки в государстве?
- Да, в государстве должен
быть порядок. У китайцев, например, порядок. Они сумели сохранить
советскую власть и ввести рыночные отношения. У них это великолепно
получилось.
Советская власть в лице
коммунистической партии обеспечивает в стране жесткий порядок, а рыночная
экономика создает богатства для страны…
Раньше было понятие - человек-труженик,
трудовой человек, а сейчас у нас есть только население. Это огромная
разница. Население - это серая масса, и непонятно, работает она или
нет. Воспитание уважения к труду тоже потеряно.
- Здесь могла бы сыграть
свою роль Ассамблея народов Казахстана, но мне кажется, что это больше
декоративный орган.
- Нет, зря вы так говорите.
Хотя ее порой и критикуют, но в сохранении хороших межнациональных
отношений, дружбы народов, которая при советской власти существовала,
большое значение имеет Ассамблея народов Казахстана. Она, может быть,
и была бы каким-то затюканным, липовым институтом, если бы президент
махнул на нее рукой и не вспоминал о ней.
А сила нашей Ассамблеи
как раз в том, что президент никогда о ней не забывает, подчеркивая
ту пользу, которую она приносит в деле межнационального согласия.
Ассамблея действительно
сплачивает национальные группы людей, учит уважительно относиться
друг к другу. Мы стараемся помогать друг другу, совместно решать проблемы.
Радикальных взглядов у нас сейчас нет, и призывать на баррикады сейчас
просто бессмысленно. Надо уметь находить компромиссы.