АРХИВажное дело
Вышел в свет
очередной, первый в этом году и третий со дня основания, номер историко-краеведческого
и архивного журнала "Туѓан µлке" ("Родной край").
Как было отмечено на презентации, немаловажную роль в появлении журнала
сыграл возглавляемый Алиханом БАЙМЕНОВЫМ Фонд "Зерде", профинансировавший
выход двух первых номеров.
Новый номер
"Родного края" был издан на собственные средства учредителей
- ОО "Общество архивистов и историков Алматинской области"
и областного архива, но на обложке журнала по-прежнему стоит логотип
"Зерде" - благодарность за помощь и надежда на дальнейшее
сотрудничество.
Сама презентация, в которой
приняли участие известные историки, архивисты и деятели культуры,
плавно перешла в ученый совет, обсуждавший настоящее и будущее издания,
его общественную и культурную значимость. Так, предлагалось внести
журнал в программу "Культурное наследие". Немало говорилось
и об огромном значении "Туѓан µлке" для подрастающего поколения.
Декан исторического факультета КазНУ доктор исторических наук Жакен
Таймагамбетов пояснил корреспонденту "Эпохи", что подобное
издание просто необходимо для казахстанских студентов, особенно в
регионах, где в настоящее время ощущается дефицит научной и научно-популярной
литературы. Впрочем, "Родной край" будет интересен не только
для студентов и научных работников. Здесь любой желающий может найти
материал по душе, главное, чтобы читатель был увлечен историей своей
Родины.
На сегодняшний день журнал
описывает прошлое одного большого историко-географического региона
Казахстана - Жетысу. Но, как было отмечено, созрела необходимость
полного охвата республики и выхода за ее пределы: история и культура
не знает государственных границ. Тем более, определенный интерес к
изданию уже проявили за рубежом.
Мирас НУРМУХАНБЕТОВ
Я БЫ В МЕНЕДЖМЕНТ ПОШЕЛ...
Презентация проекта
"Arts management" состоялась в Международной академии бизнеса
Алматы. Впервые на постсоветском пространстве откроется программа
MBA, выпускающая топ-специалистов для менеджмента в сферах искусства
и шоу-бизнеса.
К данному
проекту уже активно подключились посольства США, Франции, Голландии.
Французы пообещали помочь с преподавателями, профессорами международного
уровня.
В программу также войдут
народная артистка РК Жания Аубакирова, разработчик проекта, управляющий
директор Palladium Jazz-Club в Алматы Альберт Карстен, директор "Modern
Art Galery" Юрий Маркович, Гульнара Абикеева, инициатор специализации
"Менеджмент архитектуры и дизайна" Алим Сабитов...
Желающим учиться искусству
менеджмента будет представлена двухгодичная модульная форма обучения.
"Открыть эти две специализации нас побудило отсутствие организованного
рынка бизнеса культуры в Казахстане, - говорит замдекана MBA Татьяна
Дегтярева. - Мы первыми начнем подготовку менеджеров, которые и станут
раскручивать эту сферу. Обучение стоит 4500 евро. Многим это не по
карману, поэтому мы сегодня ищем гранты. Хотя у нас самое дешевое
обучение в мире".
По окончании академии выпускники,
которым будет присвоена степень магистра делового администрирования
в области искусств, по заверению инициаторов проекта "Arts management",
найдут себе применение в акиматах, правительстве, а также в качестве
руководителей крупных культурных учреждений Казахстана.
Серик МЕДЕТОВ
НОЧЬ, КОГДА ПЛАЧУТ КОНИ
Театральный сезон
подходит к концу, а на сцене Ауэзовского - снова премьера. Причем
не совсем обычная: режиссер и композитор из Узбекистана, художник-постановщик
из Туркмении, актеры - казахи. Несомненно, драма "Ат жылаѓан
т‰н" ("Ночь, когда плачут кони") очень близка душе
любого кочевника, ведь кони всегда были для номадов больше, чем просто
животные.
Вы видели
когда-нибудь, как кони плачут? Слышали, какие душераздирающие крики
издают, сопротивляясь жестокости и бессердечию людей? Как влюбляются
и танцуют? Если нет, то, посмотрев спектакль режиссера Олимжона Салимова,
вы убедитесь, что эти животные так же, как и люди, умеют плакать и
радоваться.
Жизнь чабана Зиябека (Саят
Мерекенулы) казалась пустой, пока не появилась жена Айсулу (Данагуль
Темирсултанова), но бездетный брак делает их несчастными. Прося Бога
о ребенке, чабан получает в дар случайно забредшего в его двор коня
- Тарлана. Теперь он становится смыслом его жизни и почему-то дает
надежду на то, что когда-нибудь у него будет наследник. Но в конце
концов он лишается и коня, и жены, а ребенок у него так и не родился.
Зиябек остается один и проклинает весь свет.
В драме много сцен, где
на первый план выходят лошади, поэтому может показаться, что постановка
об отношении людей к ним.
...Начало коллективизации,
раскулачивание. От населения требуют сдавать домашний скот, так как
стране не хватает мяса. Народ сопротивляется, ведь конь для них -
это нечто большее, чем просто домашнее животное. В одну из ночей лошадей
отбирают и загоняют в загоны, где пускают на мясо. Раздается душераздирающее
ржание. Видимо, это и была ночь, когда плачут кони…
Но вместе с тем главный
герой через весь спектакль пронес горе и боль отчаявшегося человека,
почти потерявшего надежду стать отцом. И думается, все-таки это главная
идея драмы. Возможно, такое смешение произошло из-за того, что пьеса
написана самим режиссером по мотивам двух произведений узбекского
писателя Тогай Мурода. Несмотря на это, в драме много казахских мотивов:
кокпар, домбра и т. д. Да и имена у героев казахские. Хотя сам режиссер
говорит, что никогда не подстраивается под зрителя, для него важнее
самовыражение.
Все-таки чувствовался другой
стиль, свежая струя, совершенно новый взгляд. Своебразный язык режиссера
и иное видение художника. Кстати, сцены с лошадьми получились удачными
во многом благодаря художнику - Бердикулу Амансехету (Туркмения).
Ведь воспроизвести на сцене образ животного вдвойне труднее, чем образ
человека. Они получились, надо отметить, очень правдоподобными. Вот
кокпар: кажется, сейчас лошади раздерут тушу козла. Вот лошадей забивают
на мясо - кажется, сейчас на вас брызнет кровь бедных животных. Или
сцена с танцами влюбленных лошадей...
Новая постановка на сцене
театра - дебют Олимжона Салимова, художественного руководителя Узбекского
ТЮЗа, в Казахстане. Его работы видели зрители Киргизии, Таджикистана,
России, Украины, Германии, Польши, Бельгии, Египта. Многие спектакли
удостаивались различных призов на международных театральных фестивалях.
К примеру, привезенная к нам драма, которая называется в Узбекистане
"Там, где плачут кони", получила гран-при фестиваля "Навруз-95".
Жанна БИСАРОВА
ОТ РИСУНКА НА ПЕСКЕ...
Выставка живописи
Жанатая ШАРДЕНОВА (1927- 1992) открыта в музее искусств "Умай",
носящем имя этого народного художника.
Вновь окунуться
в красочный своеобразный мир Жанатая Шарденова, на миг остановиться,
задуматься... Истинный художник способен удивлять. Шарденов не стал
исключением. Многие считали, что он применял слишком много красок.
Эта его манера письма, самовыражение посредством широких мазков масляных
красок давала возможность лицезреть его работы на некотором отдалении.
Жизнерадостный, открытый...
При жизни в его мастерской всегда было полно народу. Он раздаривал
свои работы практически всем понравившимся ему людям. Среди них Рокуэлл
Кент. В мастерской художника сохранилась фотография, где молодой Жанатай
Шарденов запечатлен с американским художником. И сегодня, как сетует
его сын Арыстан, уже не найти ни картин, ни тех людей, которым достались
его работы.
Жанатай Шарденов рано остался
сиротой. Свой первый рисунок он нарисовал хворостинкой на песке. Это
оценили односельчане, отправив его учиться в художественное училище
Алма-Аты. Говорят, в интернате воспитательница нашла в его рисунках
сходство с работами французского живописца
Ж. Б. Шардена и настояла,
чтобы мальчику дали эту же фамилию, когда он получал паспорт. Много
лет спустя известный художник Мартирос Сарьян, увидев работы Шарденова,
воскликнет: "Теперь я познакомился и с Шарденом из Казахстана!"
За полувековую жизнь Жанатай Шарденов создал более двух тысяч произведений.
Часть из них сегодня хранится в музеях и картинных галереях Казахстана
и других стран мира. Умер Жанатай-ага у походного мольберта в урочище
Медео. Рано утром... Его
душа ушла туда, куда он всю жизнь стремился. Он любил горы...
На недавней экспозиции "Лиловый ветер" были представлены
работы, ранее не выставлявшиеся на обозрение широкой публики. Большинство
из них - этюдного характера.
"Многие его работы
не так экспрессивны и динамичны, - говорит искусствовед Акмарал Гумарова-Шарденова.
- Но от этого они более ценны и прекрасны по своему колориту и гармонии".
На презентации был продемонстрирован
документальный фильм о Жанатае Шарденове.
"Каждый раз, когда
я всматриваюсь в картины отца, - говорит Арыстан, - я чувствую его
душу, доброту, черпаю в них силы и вдохновение. Сегодня мы, наконец,
после продолжительной реставрации открыли свой музей и с большим нетерпением
ждем всех почитателей творчества Жанатая Шарденова, кто душой и сердцем
стремится к солнцу, красоте и гармонии..."
Ержан БЕКТУРГАНОВ
ПИШИТЕ, БАЛНУР, ПИШИТЕ...
69-й авторский
концерт известного композитора, лауреата конкурса "Астана-Байтерек"
Балнур КЫДЫРБЕК-КЫЗЫ прошел на сцене Алматинского концертного зала
им. Жамбыла.
Ее произведения
звучали в исполнении Государственного академического этнографического
оркестра им. Нургисы Тлендиева под управлением главного дирижера и
художественного руководителя С. Бегендикова.
Многожанровый композитор,
президент ассоциации композиторов Казахстана представила свои творения
последних трех лет.
"Из числа прозвучавших произведений мне более всего понравились
песня "Сары Бидай" в исполнении Байгали Момбекова и Кантата
для хора с оркестром, - говорит известный композитор Бахтияр Аманжол.-
Я очень рад, что Балнур продолжает творить в этом направлении и радует
нас все новыми произведениями".
Композитор-модернист Балнур
Кыдырбек-кызы в этот вечер поразила тем, что в исполнении казахских
народных инструментов звучали современные ритмы. При этом обогащенная
джазовыми ритмами палитра вовсе не выходила из рамок традиционной
казахской народной музыки. Инструментовка была настолько интересной
и необычной, что в самом звучании струнных инструментов прослушивались
постукивающие в ритм легкие аплодисменты. "Шоковой терапией"
для пришедших на концерт апашек и агашек стало то, что практически
весь оркестр вдруг неожиданно едва слышно... запел. Приятно поразило
и то, что в своем творчестве Балнур использовала игровые манеры киргизского
эпоса.
Мощная Кантата для хора
и оркестра стала апофеозом вечера.
Лишним подтверждением тому,
что Балнур находится в постоянном творческом поиске, стало завоеванное
композитором первое место в конкурсе "Астана-Байтерек" за
балет "Наурыз мейрамыныњ хикаясы". Постановка его намечена
на будущий год на сцене Национального театра оперы и балета им. К.
Байсеитовой.
ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ
Новый книжный
центр "Экономик,С" открылся в южной столице в конце минувшей
недели.
Впервые книготорговая
фирма ТОО "Экономик,С" начала распространение книг деловой
тематики с 1992 года. Сегодня она имеет свои филиалы в Астане, Актобе,
Кызылорде. Одна из приоритетных задач фирмы - удовлетворение спроса
на книгопечатные издания, особенно на специальную литературу.
Новый, четвертый по счету,
книжный центр как раз и отличается богатым ассортиментом представленной
литературы. Экономика, юриспруденция, финансы, менеджмент, гуманитарные
науки... Широко представлена детская и познавательная литература.
Красивый и уютный магазин
на пересечении улиц Достык и Жамбыла собрал в этот день огромное число
партнеров, друзей, клиентов... Представители Медеуского акимата, книжной
торговли, магазинов, библиотек: "Академкнига", "КИМЭП",
"Книжный мир семьи", издательств "Юрист", "Лем",
"Жибек Жолы"... Среди почетных гостей с приветственным словом
выступил генерал Павел Новиков.
У магазина нашлись крестные
отцы и матери: Владимир Ермаченков, выдавший пятнадцать лет назад
первую лицензию С. Токтабулатову. Светлана Гусакова, показавшая Серику
Сеитовичу пустующее подвальное помещение напротив ее дома.
"Я помню, когда Серик
стоял со столиком возле КИМЭПа, - говорит заведующая библиотекой института
Ольга Зайцева. - И мы покупали у него книги по экономике. Я также
причисляю себя в крестные, поскольку стала очевидцем, как осуществилась
мечта иметь свой собственный магазинчик. Это прекрасный вид бизнеса
- распространение источника знаний, приносящее моральное удовлетворение".
"ОТАН" БЫЛ ЯВНО ЧУЖИМ
Концерт студенческого
камерного оркестра Академии музыки Астаны прошел в Концертном зале
им. Жамбыла. Дирижировал оркестром художественный директор Международного
института дирижеров США штата Северная Каролина Роберт КУТТЕР (США).
На протяжении
всего концерта Роберт Куттер был вынужден дирижировать, упираясь носом
в плакат с надписью "Отан" во всю сцену, закрывший собой
прекрасный чешский орган концертного зала. Бесцеремонная реклама,
вывешенная накануне выборов, вызывала вместо ожидаемых патриотических
чувств естественные нотки раздражения.
Сосредоточиться на музыке
было невозможно: мешали юнцы в белых футболках с надписью "Отан".
Не зная правил поведения на концертах, они аплодировали невпопад между
частями произведений, трезвонили сотовыми телефонами, шумно переговаривались
между собой.
Во втором отделении звучала
музыка немецкого романтика Феликса Мендельсона-Бартольди, уникальной
личности, прославившейся знаменитым "Свадебным маршем",
музыкой к комедии Шекспира "Сон в летнюю ночь". Артисты
камерного оркестра продемонстрировали прекрасные качества аккомпанемента.
В этот вечер всего лишь
одну часть потрясающего по глубине и мастерству Адажио исполнила лауреат
международныйх конкурсов народная артистка РК, ректор Академии музыки
Астаны Айман Мусаходжаева. Знаменитая скрипачка также сыграла Третью
часть "Кампанеллы", отрывок из оперы "Порги и Бесс"
Дж. Гершвина.
"Я была свидетелем,
когда Айман получала в Париже диплом "Артист мира" из рук
директора ЮНЕСКО Фредерико Майора, - сказала после концерта работник
МИДа Мунира Артыкбекова. - А в прошлом году я оказалась на концерте
Айман Мусаходжаевой во дворце ООН в Женеве. Ее артистизмом, талантом
и музыкой были очарованы работники дипломатического корпуса, международных
организаций..."
Серик МЕДЕТОВ
ДА БУДЕТ СВЕТ
Труппа Рассела
МАЛИФАНТА театра современного танца выступила на сцене ГАТОБ им. Абая
в южной столице.
Рассел Малифант
окончил Королевскую школу балета и Королевский балет Сэдлерс Уэллс.
Исследования различной техники от балета до контактной импровизации,
йоги, тайцзи и акробатики увели его из классического балета. Он начал
карьеру независимого танцора. В 1996 году вместе с дизайнером по свету
Майклом Халзом Рассел основал свою труппу, создав своеобразную "лабораторию"
танца, и расширив границы современной хореографии. Сегодня в репертуаре
театра более 20 спектаклей. До основания собственного театра он сотрудничал
со многими труппами Европы, включая Нюрнбергский театр балета. В частности,
для Королевского оперного дома в Лондоне он осуществил постановку
"Прерванный полет".
О признании его заслуг
говорят присужденные премии и награды: стипендия Совета искусств (Arts
Council Fellowship), премии "Time Out Live Award", "Peoples
Choice Award", "Festival De la Nouvelle Danse" в Монреале,
"South Bank Show Award" в номинации "Танец".
Взаимодействие движения
и света в представленном шоу действительно завораживало и захватывало.
В своей постановке "Один" (вторая часть) под музыку И. С.
Баха Рассел исполнил сольную партию. Плавно и чарующе совмещала движение
с кругом света под музыку Энди Коутона Анна Вильямс в хореографии
"Два".
Во втором отделении спектакля
в номере "Выбор" сочетание пространства и тела продемонстрировали
пять танцоров театра. Плавность, динамика, напряженность и легкость
движений артистов были проникнуты азиатскими ритмами музыки mukul
(ambient TV.NET).
"Он ужасен, - со смехом
сказала солистка театра Анна Вильямс, - упрям и требователен, и одновременно
гениален".
Юрий СТЕПАНОВ