Как я был кандидатом в депутаты
Волей
судьбы два наших новых сотрудника имели к выборам самое непосредственное
отношение. И оба - в прошлогоднюю избирательную кампанию. Одним двигало
желание поучаствовать в судьбе Алматинской области в качестве депутата
облмаслихата, другой же решил на время сменить профессию и поработать
агитатором.
В результате - горький
опыт и разочарование, но только в хорошем смысле этих слов. Наши ребята
не из тех оптимистов, кто в ответ на отчаянное "хуже быть не
может" восклицают: "Нет, может!". И мы в очередной
раз будем надеяться, что осенние выборы будут хотя бы получестными
и приоткрытыми. Что бы там ни говорили упомянутые оптимисты.
Решение
автора этих строк баллотироваться в депутаты областного маслихата
созревало несколько месяцев и вполне могло не стать окончательным.
Однако за пару дней до окончания приема соответствующих заявок стопы
мои все же направились в Енбекшиказахский районный акимат, под крышей
которого приютилась и районная избирательная комиссия. Двигала мной,
если признаться, вдруг появившаяся уверенность в том, что один полноправный
гражданин нашего общества может (и должен!) что-то изменить и доказать
саму возможность изменений другим. Немаловажную роль играло и желание
узнать, доверяют ли мне земляки, и готовы ли они ощутить себя творцами
будущего Казахстана.
Полный энтузиазма,
я ворвался на второй этаж акимата, но заветный кабинет оказался закрыт,
хотя время было вполне рабочее. Так как мне не раз приходилось бывать
в этом здании и даже завести там добрых знакомых (чиновники ведь тоже
люди), то не составило никакого труда узнать, кто является обитателем
этого кабинета, и где можно его найти. Секретарь избиркома находилась
в приемной у секретаря (прошу прощения за тавтологию) раймаслихата,
и они оба были немало удивлены появлению незапланированного кандидата,
притом именно в моем лице - для них я был археологом и журналистом,
но не тем, кто "может быть избранным". Главный маслихатовец,
прозванный "непотопляемым" за то, что, придя на работу в
райисполком лет двадцать назад, сменял должности и кабинеты, но уже
из местного "Белого дома" не вылазил, и его помощницы выдали
мне список справок, необходимых для регистрации. Из них, как выяснилось
немного позже, надо было предоставить только одну - от психотерапевта.
Затем мне было предложено
приобрести папку для бумаг, отксерокопировать бланки для вышеупомянутых
справок и… сходить на беседу к начальнику администрации районного
акима. Понятно, что никакого "одобрям" у него я просить
не собирался, кроме того, был лично с ним знаком, но меня крайне заинтересовало
как человека и как журналиста, что же там мне могут сказать, посоветовать
- или попытаются отговорить? Справедливости ради надо отметить, что
акимовский администратор ничего подобного не стал делать, а в дальнейшем
живо интересовался моими предвыборными похождениями.
На следующий день
мы с еще одним кандидатом-самовыдвиженцем (на этот раз в раймаслихат)
отправились на прием к психотерапевту. Было очень жаль видеть замученные
лица сотрудников диспансера (рабочий день почти закончился), и на
вопрос-отчаяние "Что, опять кандидаты?" нам пришлось ответить
виноватой улыбкой. Жалость развеял главврач, который начал с того,
что стал предъявлять претензии относительно заполненных нами бланков
- следовало, по его мнению, на государственном, а мы - на русском.
На провокации мы не поддались (почти не поддались), стараясь напомнить
психо-эскулапу о Конституции, после чего узнали много нового и о самом
Основном законе, и о его создателях.
Спустя несколько дней,
когда была подтверждена регистрация моей кандидатуры, я стал официально
набирать доверенных лиц и инициативную группу. Здесь я пожалел, что
не снял копию со справки из психдома, так как, судя по глазам собеседников,
они очень сомневались в моем здоровье. Мне же, в свою очередь, с грустью
удалось убедиться, что наш народ все еще боится что-то делать самостоятельно.
"Ничего этим не изменишь", "У них все заранее распределено",
"Куда ты вообще лезешь?" - это еще самые оптимистичные высказывания
на заданную тему. Достаточно большая часть электората, как выяснилось,
даже и не знала о предстоящем голосовании. Успокаивало только одно:
большинство из тех, с кем я беседовал о выборах, обещали отдать мне
свои голоса.
Следующей препоной
стала небольшая задержка с выдачей удостоверений моим доверенным лицам
и инициативной группе, коих все же мне удалось завлечь. Задержка объяснялась
то отсутствием печати, которая уехала куда-то вместе с секретарем
райизбиркома, то еще какими-то причинами. Мне пришлось спокойно, но
твердо предупредить: "Если завтра после обеда я не получу заверенных
удостоверений, то читайте в ближайших номерах "Эпохи", "Времени"
и "Каравана" о своем отношении к независимым кандидатам".
Бумажки были готовы на следующее утро - волшебство!
Оказалось, что, кроме
меня, еще только несколько самовыдвиженцев подали заявки на участие
в выборах в областной и районный маслихаты. В подавляющем большинстве
округов района был зарегистрирован один-единственный кандидат (догадайтесь
с трех попыток, от какой партии). Так что мы с единомышленниками (всего
нас было трое кандидатов, решивших работать вместе) оказались в роли
спартанцев, окруженных персами.
Голосование прошло
тихо и мирно. Нарушений зарегистрировано не было - заниматься этим
просто было некому. Итоги выборов оказались не в мою пользу, хотя
в нескольких округах мою кандидатуру точно поддержало большинство…
"Отан" (ой, проговорился) праздновал победу, а вашему покорному
слуге (пусть даже не являющемуся официально "народом") это
напоминало то ли пиар во время чумы, то ли головокружение от успехов.
Мирас НУРМУХАНБЕТОВ
Воспоминания агитатора
Несмотря
на свой профессиональный долг, проклинать эту работу я начал на второй
день, особенно за то, что сам на нее устроился. Да еще для остроты
ощущений выбрал кандидата от оппозиции. И ведь знал - все равно не
победит.
Хуже
всего, что участок мне достался в частном секторе. Во-первых, в рабочее
время там всегда кто-нибудь да есть. Поэтому "нет дома"
в маршрутном листе агитатора не напишешь, и приходится честно агитировать.
Во-вторых, физически объем покрываемой за день территории на моем
участке раз в десять больше, чем у "многоэтажников".
Многие из тех, кому
доводилось быть моими коллегами, наверняка удивятся: какие еще маршрутные
листы? Обходи себе народ, зачем что-то записывать. И точно. На моем
участке агитаторы наших конкурентов (всех шести) не то что не писали,
а вообще никакой агитации не проводили. Просто бросали во двор листовки
да клеили плакатики. У местной ребятни, кстати, в связи с этим появилось
новое развлечение: "Кто сорвет больше плакатов?". Как только
предвыборная продукция успешно размещалась, к ней тут же подбегала
ватага и срывала ее.
Мне же на всем этом
блаженном фоне приходилось полностью записывать имена всех избирателей,
живущих в доме, ответы на вопросы: "пойдут - не пойдут",
"знают-не знают кандидата". А тут еще агитация. Так что
вся моя радость по поводу жалких 100 домов в день испарилась где-то
на 60-м доме, часов в восемь вечера.
Но об этом чуть позже.
Теперь о статистике:
o Встречали приветливо
- 30%
o Неприветливо - 20%
o Безразлично - 40%
o Агрессивно - 9,9%
o Посылали матом -
0,5%
o Кусали собакой (неудачно)
- 0,25%
o Пытались укусить
- во всех случаях, когда во дворе злая собака, т.е. всегда.
Из этого нелегкого исследования мне стало полностью ясно, кто пойдет
на выборы. Старики - те самые, которые "приветливо". Не
пойдут - большая часть избирателей среднего возраста и состоятельные
люди. Вряд ли пойдут - молодежь и отчаявшаяся беднота. Это те, кто
неприветливо-безразличен. На деле же пришло всего 12,4% избирателей,
но в той самой пропорции.
Понял я еще одну вещь.
Оппозиция, конечно, подготовилась к прошлогодним выборам на высоком
профессиональном уровне, даже инструкции агитаторам раздавались, был
проведен тренинг. И хотя я 500 раз (число обойденных домов) объяснял,
что в случае 70-процентной явки даже наша командно-административная
избирательная система не сработает, верили мне только приветливые
старики. Вкупе с уровнем агитационной работы на местах можно смело
предположить: на парламентские и президентские выборы население будет
идти в пропорции с убытием в мир иной. Поэтому приписывать властям
придется больше.
Алим БЕЙБАРСОВ
Партийный "бум"
Итак,
на политической арене страны появились четыре новых партии. В перспективе
возможно появление еще двух-трех. Безусловно, основным стимулирующим
фактором данного процесса являются предстоящие этой осенью выборы
депутатов мажилиса парламента.
ЗА
СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ
В конце марта
в Караганде прошел учредительный съезд Казахстанской партии социальной
защиты "Абырой" ("Честь и совесть"). А уже в апреле
партия насчитывала более 30 тыс. человек.
По заявлениям лидеров
партии, она выражает волю и интересы наемных работников, социально
незащищенных и уязвимых групп населения.
Председателем КПСЗ
"Абырой" является депутат сената Уалихан Кайсаров.
В целом партия "Абырой"
занимает лояльную к действующей власти позицию. Поэтому, если она
соблюдет все требуемые Законом "О политических партиях"
условия, то, видимо, пройдет регистрацию в Минюсте без особых проблем.
Вместе с тем пока неизвестно, успеет ли эта партия получить легальный
статус, чтобы принять участие в парламентских выборах.
За исключением Кайсарова, в рядах этой партии пока незаметно каких-либо
других видных фигур республиканского масштаба. Да и сам лидер в сравнении
с его коллегами из других партий пока что не обладает большим рейтингом
известности и популярности. Скорее всего, участие партии в выборах
ограничится выдвижением определенного числа своих активистов в одномандатных
округах.
КОММУНИСТОВ СТАЛО
В ДВА РАЗА БОЛЬШЕ
Заметным событием
в партийной среде стал раскол в рядах Коммунистической партии Казахстана.
1 марта о своем выходе из партии и создании собственной Коммунистической
партии РК заявили теперь уже бывшие второй секретарь ЦК КПК, депутат
мажилиса парламента Владислав Косарев и первые секретари семи областных
парторганизаций. Причем, по их словам, с ними готовы были уйти в новую
партию около 25 тыс. коммунистов.
Не исключено, что
КПРК рассчитывает набрать себе дополнительные очки в глазах прокоммунистического
электората путем идейно-политического размежевания с "буржуазными
элементами" из КПК.
Так или иначе, но действия "новых" коммунистов представляются
невыгодным для них шагом, тем более накануне выборов, по следующим
основаниям.
Во-первых, они вполне
могут расколоть уже сложившийся электорат Компартии Казахстана. Это
чревато тем, что многие люди вообще могут отказаться голосовать за
кандидатов-коммунистов, независимо от того, к какой из двух партий
они принадлежат.
Во-вторых, в глазах
широкой казахстанской и международной общественности действия инициаторов
КПРК уже воспринимаются фактически как ангажированные действующей
властью, что явно не прибавляет им положительного рейтинга. 1 июня
новой партии было отказано в регистрации.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
ПАРТИИ
29 апреля в Астане
состоялся учредительный съезд Демократической партии Казахстана. Партия
с точно таким же названием уже была в республике в 1995-1999 гг. Она
занимала четко выраженную пропрезидентскую ориентацию и слилась с
близкими по духу организациями в партию "Отан".
Нынешняя же ДПК фактически
создана на базе общественного движения "За правовой Казахстан",
состоящего преимущественно из работников сферы юридических услуг и
образования. Поскольку в рядах этого движения состоит более 300 тыс.
человек и оно имеет свои филиалы во всех областях страны, то, судя
по всему, решение организационных вопросов по созданию партии пройдет
очень быстро. На конец мая в рядах партии насчитывалось 30 тыс. членов.
Председатель партии
- ректор Казахского гуманитарно-юридического университета и председатель
Высшего судебного совета Максут Нарикбаев. Он является не только видным
представителем правящей элиты, но входит в круг ближайших соратников
президента РК. В частности, в 1995-2000 гг. Нарикбаев занимал посты
генерального прокурора, затем председателя Верховного суда РК.
Уже только одна фигура
лидера ДПК определяет пропрезидентскую направленность этой партии.
Обращает на себя внимание и подбор членов руководящего состава ДПК.
Среди них, в частности, присутствуют президент Конфедерации неправительственных
организаций Казахстана Валентина Сиврюкова, а также в прошлом один
из лидеров активно действующего в 1990-1998 гг. движения "Азат"
Хасен Кожа-Ахмет.
ЭКОЛОГИ ПОЛИТИЗИРУЮТСЯ
Бурный процесс
партийного строительства не обошел своим вниманием представителей
экологической сферы. В конце апреля только что получившее свидетельство
о государственной регистрации общественное объединение "Экологическое
движение за зеленую планету" уже заявило о намерении преобразоваться
в ближайшее время в Республиканскую экологическую партию.
В движение входят
в основном представители научно-исследовательских кругов и сферы образования.
Его председателем является директор Акмолинского филиала Казахской
академии транспорта и коммуникаций Мусагали Даумбеков.
От своих коллег решил
не отставать и руководитель Экологического союза "Табигат"
Мэлс Елеусизов. 19 мая он объявил о том, что уже началась работа по
созданию одноименной политической партии экологической направленности.
По словам Елеусизова,
партия "Табигат", в отличие от других, будет наименее политизированной
и рассчитывает на поддержку всех политически неангажированных казахстанцев,
особенно представителей интеллигенции. Учредительный съезд партии
планируется провести в августе этого года. "Табигатовцы"
также намерены принять участие в парламентских выборах хотя бы путем
самовыдвижения по одномандатным округам.
ЧЕГО ХОТЯТ ВЛАСТИ?
Очевидно, что
властям выгодно такое бурно развернувшееся создание новых партий.
Прежде всего, выполняется "генеральная линия" на развитие
политического плюрализма и института многопартийности. При этом возникают
лояльные партии, способные так или иначе конкурировать с оппозицией
за влияние на народные массы. А в ходе выборов участие довольно большого
количества партий может вызвать некоторую растерянность среди политически
непросвещенных избирателей насчет того, какая из них лучше и больше
подходит для представления их интересов в парламенте. Такую же ситуацию
власти могут эффективно использовать для продвижения в законодательный
орган как можно большего количества представителей "Отана"
и других своих партий, что наглядно показали еще парламентские выборы
1999 года.
"Ак жол" прорвался!
Выборы
членов избирательных комиссий в южной столице вполне могли бы пройти
тихо и незаметно, не вызвав нареканий ни одной из партий, если бы
не одно "но". Во время тайного голосования, когда представителей
партий попросили удалиться за дверь, в зале вместе с депутатами оставался
аким Алматы Виктор ХРАПУНОВ.
Теперь
лица особо приближенные утверждают - когда началось непосредственное
голосование, аким все-таки ретировался, оставив депутатов исполнять
свои обязанности. Но кто его теперь знает, как было на самом деле.
По крайней мере, многие партийцы, присутствовавшие на заседании, утверждают,
что принцип тайного голосования был нарушен.
В целом же, несмотря
на массу негативных нюансов, представители партий остались довольны
итогами голосования. К примеру, от Алматинского филиала партии "Ак
жол", выдвинувшего 483 кандидата, по предварительным данным (официальные
обещают предоставить только в субботу), в избиркомы различного уровня
прошли более 150 человек: в городскую избирательную комиссию - 1,
в окружные избиркомы по выборам депутатов маслихата - 3, в участковые
комиссии - 147, в районные - 6.
Единственное, что
насторожило представителей партий, - это заявление о формировании
11 дополнительных избирательных комиссий, в последний момент сделанное
секретарем городского маслихата. Но новую акцию по подаче дополнительных
списков никто так и не объявил.
Татьяна Шарова
И с сучком, и с задоринкой
ЦИК
и исполнительная власть обещались в этом году явить чудо - честные
выборы. Но, по всей видимости, или волшебная палочка затупилась, или
заклинания не сработали. Предположить, что грядущие парламентские
выборы станут образчиком прозрачности, практически невозможно. Формирование
избиркомов, еще задолго до начала предвыборной гонки, не только перевернуло
все вверх дном, но и определенно дало понять каждой партии, на что
та может рассчитывать.
"Эпоха"
уже рассказывала о том, насколько жаркой выдалась избиркомовская страда
для Северо-Казахстанского, Акмолинского, Актюбинского и Павлодарского
филиалов партии "Ак жол". Депутаты маслихатов загодя вычеркивали
из бюллетеней будущего голосования кандидатов в избирательные комиссии
от "Ак жола", ДВК и Компартии. Вот и прошедшие сессии маслихатов
только убедили в том, что предстоящие выборы вновь превратятся в национальную
забаву "проголосуй за своих".
Павел Афанасьев, председатель
Северо-Казахстанского областного филиала партии "Ак жол":
- Как по заказу, сессии
всех маслихатов прошли в один день. Я думаю, что это было сделано
специально, хотя бы для того, чтобы представители нашего филиала не
смогли побывать на всех заседаниях. И на самом деле, наши сотрудники
смогли охватить только пять маслихатов. Хотя понятно, что все заседания
проходили по одному сценарию - без представителей исполнительной власти,
не было ни акимов, ни их замов, ни руководителей департаментов. Проход
к трибуне огораживался либо стульями, либо веревочками. Никто из приглашенных
не мог выступить, даже если хотел это сделать. А представителей политических
партий и вовсе допускали только при наличии соответствующих доверенностей,
хотя заседания-то были открытыми! Этот запрет распространился и на
представителей СМИ. Депутаты же просто исполнили свой долг - поставили
галочки напротив фамилий понравившихся кандидатов.
И, как итог, результат
этого процесса совсем не впечатлителен. Из 653 кандидатов, выдвинутых
нашим филиалом, власти еще до выборов в избиркомы удалось отсеять
245 человек, заставив их написать отказ входить в составы избиркомов
от имени "Ак жола". Из оставшихся 408 человек нам удалось
провести только 13 кандидатов, причем 10 из них стали членами региональных
окружных избирательных комиссий. Другими словами, на этих выборах
они работать не будут, а до 2007 года, до очередных выборов в маслихаты,
будут сидеть на скамье запасных. Фактически на предстоящих парламентских
выборах избиркомы будут представлять три человека от партии "Ак
жол". Один в городской территориальной комиссии Петропавловска,
двое других - в составе участковых избиркомов.
Калиахмет Бимахимов,
председатель Астанинского городского филиала партии "Ак жол":
-"Заседание маслихата
проходило до 9 вечера. Я, из числа представителей партий, единственный
"дожил" до объявления итогов. От "Асара" и вовсе
никого не было, представители же других партий присутствовали лишь
в начале заседания. Итоги голосования лично для меня были предсказуемы.
Это можно было определить, наблюдая, как работают, вернее бездействуют,
другие партии. Сюда можно смело включить продление приема списков.
Видимо, это было сделано для того чтобы включить "нужные партии",
а "Ак жол", коммунистов и ДВК вывести из игры. Неудивительно,
что на долю "Ак жола" перепали крохи - всего 6 человек в
участковых избирательных комиссиях. Это подтверждает и информационная
блокада, в которой сегодня оказались акжоловцы. Только за 5 дней мы
провели 2 детских праздника, шахматный турнир для ветеранов, День
памяти жертв репрессий, оказали содействие в проведении художественной
выставки - и молчок. Об этом не осмелилось написать ни одно местное
СМИ. В общем, власть продолжает играть по своим правилам, лишь наглядно
пытаясь их усовершенствовать. К примеру, есть у нас в Астане такая
нарицательная фигура, как секретарь городской избирательной комиссии
Вера Пытьева, известная тем, что на прошлых выборах предоставила карт-бланш
"Отану". Теперь, как сообщают местные газеты, она перешла
в Гражданскую партию. Так что нетрудно предугадать, кто победит на
грядущих выборах.
А на закон - чихали
Недемократичность
процесса формирования избирательных комиссий может отрицательно повлиять
на общественное доверие к выборному процессу. Такое опасение высказали
сотрудники Республиканской сети независимых наблюдателей (РСНН).
Главная
проблема, которую выявили наблюдатели в ходе проводимого мониторинга,
заключается в том, что маслихаты, формирующие избирательные комиссии,
выпали из поля влияния Закона
"О выборах".
Зачастую, считает исполнительный директор РСНН Данила Бектурганов,
нарушаются принципы формирования избирательных комиссий. Несмотря
на то, что закон предписывает отдавать преимущество в этом вопросе
представителям политических партий, нередко в избиркомах оказываются
члены общественных объединений или вовсе чуть ли не весь состав прежней
комиссии.
"На представительство
политических партий в избиркомах, - говорит он, - также влияет и партийный
состав маслихатов. Депутаты, являющиеся членами политических партий,
лоббируют интересы своих партий и проводят в состав комиссий кандидатов,
выдвинутых и поддерживаемых партиями, к которым принадлежат сами".
Глава РСНН Дос Кушим
и координатор сети по г. Алматы Мария Лобачева сделали акцент на заседании
городского маслихата. Их удивило не только странное понимание депутатами
тайного голосования (об этом "Эпоха" уже рассказывала),
но и то, что заполненные бюллетени они сначала поместили в урну и
только потом ее опечатали.
Вывод, сделанный сотрудниками
РСНН, безапелляционен - Закон "О выборах" должен обеспечивать
равные возможности для всех партий иметь своих представителей в составе
избиркомов. Наблюдатели даже предложили внести в закон соответствующую
статью. Более того, они считают необходимым подкорректировать и Административный
кодекс, с тем, чтобы ввести ответственность депутатов маслихата за
нарушение выборного законодательства.
Пока пессимистов больше
Социологические
данные свидетельствуют о том, что пока только 27,5% избирателей готовы
голосовать на предстоящих выборах.
Ассоциация
социологов и политологов, проведя опрос в 17 городах Казахстана, выяснила,
что наиболее активны в электоральном плане уральцы, талдыкорганцы,
костанайцы, кызылординцы, а также жители Кокшетау и Актобе. Еще 40%
опрошенных составляют так называемую "группу колеблющихся",
которые еще не знают, принимать ли им участие в цирке под названием
выборы.
Голосовать за реальное
изменение условий жизни и повышение уровня благосостояния собираются
около 50% опрошенных. Остальные готовы отдать свои голоса по бросовой
цене - за личное знакомство с кандидатами и за прослушивание их предвыборных
выступлений.
Кстати, Оралбай Абдыкаримов,
председатель Комиссии при президенте по вопросам борьбы с коррупцией,
напомнив, что на прошедших выборах отмечались "коррупционные
правонарушения", заявил: "Крайне важно, чтобы избирательные
комиссии в строгом соответствии с законом отслеживали источники финансирования
кандидатов в депутаты, правильность использования денежных средств
в ходе избирательной кампании, тем самым поставив заслон коррупционным
правонарушениям".
Итак, что же мы имеем
в итоге? Искреннее желание кандидатов удовлетворить чаяния народа.
Не менее искреннее желание избиркомов "хлопнуть" кандидатов
за осуществление этих желаний. И - крайне разочарованный народ. Впрочем,
не будем забегать вперед и посмотрим, как будут выкручиваться из этого
штопора кандидаты.
Нина ДЕМИДОВА