Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
    Политика
№22(94)    

Мы сделали разные выводы

        Недавнее вступление в ЕС десяти европейских стран взбудоражило привычный уклад жизни этих государств. Изменились в первую очередь общепринятые стандарты, налоговые ставки и пошлины, соответственно стала другой и жизнь обычных граждан. Это стало темой беседы корреспондента "Эпохи" с Чрезвычайным и Полномочным послом Венгерской Республики в Казахстане господином Миклошом ЯЦКОВИЧЕМ.

        ДАВНО ГОТОВЫ!
        - Господин Яцкович, вступление в ЕС предполагает соответствие всего производственного сектора страны международным стандартам. Ваши предприятия были готовы к этому?
        - Мы давно готовились к налаживанию экономических контактов с Европейским Союзом. Доля стран ЕС во внешней торговле Венгрии уже в 80-х годах превышала 50 процентов. А сегодня этот показатель достигает 80 процентов. То есть еще задолго до вступления в ЕС наша страна могла считать себя членом этого сообщества. Крушение прежней хозяйственной системы расчистило дорогу для принципиально новой хозяйственной структуры. Венгрия быстро вышла на первое место в Восточной Европе по иностранным инвестициям на душу населения. И всего за несколько лет структура экономики заметно преобразовалась: вместо погибших отраслей создали новые, либо крупнейшие предприятия перешли в руки иностранного капитала. На долю таких предприятий приходится ныне порядка 80 процентов производства национального продукта.
        Но нам предстоит еще многое сделать. Средняя производительность венгерского рабочего не достигает и половины подобного показателя по Евросоюзу - и потому рабочая сила в Венгрии является дорогой (при низкой пока оплате). Особенно проблематична подготовка специалистов, которая зачастую не соответствует современным требованиям. Возникает парадокс: в то время как число безработных исчисляется сотнями тысяч, передовые отрасли страдают от нехватки кадров.
        Другая больная сфера - сельское хозяйство. Ликвидация, порой просто по политическим причинам, бывших крупных коллективных хозяйств привела к крайнему раздроблению аграрного сектора на сотни тысяч мелких хозяйств, без надлежащей сельхозтехники, без нужного капитала и опыта по производству. Не секрет, что мелкие хозяева в Венгрии - люди преклонного возраста, и они с большими опасениями смотрят в будущее в Европейском Союзе. Они боятся разориться в предполагаемой жесточайшей конкуренции в области сбыта сельхозтоваров, боятся появления иностранных владельцев, скупающих сельскохозяйственные угодия за бесценок. Поэтому одна из важнейших отсрочек, которой Венгрии удалось добиться в ходе переговоров о вступлении, - это семилетний запрет на приобретение гражданами других стран ЕС земель сельскохозяйственного назначения.
        В целом наше вступление в ЕС было признано взаимовыгодным.
        ЛИШЬ БЫ СТРАХОВКА НЕ ПОДВЕЛА
        
- Так какие же преимущества вы получили?
        - Теперь мы имеем возможность на равных правах участвовать в принятии касающихся нас решений. Европейский Союз, собственно говоря, и существует для того, чтобы его отстающие страны-члены догоняли передовые страны. Мы надеемся ускорить темпы экономического развития, создать новые рабочие места. Хочется верить, что иностранный капитал с большей уверенностью будет поступать в экономику Венгрии - члена ЕС. Заработная плата и вообще жизненный уровень в Венгрии должны в скором времени достигнуть уровня западных стран. В составе ЕС Венгрия обязана уделять больше внимания вопросам охраны окружающей среды, продовольственной безопасности.
        Несмотря на то, что новые члены ЕС будут получать значительно меньше финансовой поддержки из общих фондов Союза, чем в свое время получали настоящие члены, все же никогда сельскому хозяйству Венгрии еще не оказывалась такая внешняя помощь. Вместе 25 стран сообщества смогут более эффективно вести борьбу с международным терроризмом, преступностью, наркобизнесом, чем каждая страна по одиночке.
        Кроме того, для граждан Венгрии практически исчезнут границы. Со временем мы сможем свободно ездить в другие страны ЕС.
        МЫ - ПАРТНЕРЫ
        - Как сейчас складываются ваши экономические и политические отношения с Россией, ведь общеизвестно, что ранее в этой стране вы всегда находили стабильный рынок сбыта?
        - Правительство Венгрии уделяет особое внимание развитию венгеро-российских отношений и заинтересовано в укреплении демократической, стабильной России - надежного партнера. После последних выборов в Венгрии наши контакты оживились, и, по нашим наблюдениям, российская сторона также была готова к деловому, конструктивному взаимодействию. Этому не помешало вступление Венгрии в марте 1999 г. в НАТО, а затем и в Европейский Союз. Премьер-министр Венгрии Петер Медьеши уже трижды побывал в России, встречался с президентом Путиным. В сентябре 2003 г. премьер-министр Касьянов побывал в Венгрии.
        Помимо активизации двусторонних отношений, Венгрия придает большое значение развитию связей с Россией в области борьбы с международным терроризмом. Будучи страной - членом НАТО и Европейского Союза, Венгрия также стала участницей механизма сотрудничества между этими организациями и Россией.
        Россия является одним из ведущих торгово-экономических партнеров Венгрии, хотя в последнее время объем российского экспорта значительно превысил объем венгерского. В связи с этим мы полагаем, что в сфере наших отношений наибольшие резервы скрыты в области торговли и экономических связей.
        - Какую позицию занимает ваша страна в отношении событий, происходящих сегодня в Грузии? Как вы можете их прокомментировать?
        - Отрадно, когда народу собственными силами и мирными средствами удается преодолеть кризис в своей стране. Исключительно важно, чтобы внешний мир при этом проявлял максимальную сдержанность, чтобы никто извне не впутывал свои амбиции во внутриполитический кризис. Не менее важно, чтобы руководители государств стремились к согласию между различными общинами своих многонациональных стран.
        ТОЛЬКО В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ
        - Ваши миротворцы находятся в Ираке. Значит ли это, что вы полностью поддерживаете военную политику в отношении этой страны? Как ваше государсвто заботится о судьбе военнослужащих, находящихся там?
        - Когда руководство Венгерской Республики с одобрения парламента страны приняло решение об отправке 300 миротворцев в Ирак, оно исходило из необходимости защиты общедемократических ценностей перед угрозой международного терроризма. Венгрия при этом разделяла мнение большинства стран мирового сообщества, которые усматривали угрозу режима Саддама для мира. Венгрия согласилась с целями военной операции против прежнего режима, но своими войсками она не участвовала в ней. Венгерские миротворцы занимаются в основном доставкой гуманитарных грузов, оказывая тем самим помощь народу Ирака.
        Жестокое обращение с иракскими пленными вызвало критику со стороны всех политических деятелей Венгрии. Но большинство из них при этом отдает себе отчет в том, что речь идет о двух разных проблемах. Как бы осудительны ни были факты издевательства над пленными, правительство Венгрии исходит из того, что вывод войск играл бы только на руку террористам, лишил бы народ Ирака гуманитарной поддержки и в конечном счете толкнул бы страну в хаос и кровавую гражданскую войну.
        Венгрия, естественно, уделяет большое внимание своим солдатам, несущим службу в Ираке. Министр обороны несколько раз посещал венгерские части, регулярно организуются видеоконференции. Высшее командование страны следит за ситуацией, и при малейшем риске наши военные получают приказ не покидать лагерь. До конца года парламент страны вновь обратится к вопросу о возможном продлении мандата венгерских войск. Позиция руководства страны на этот счет такова, что если возникнет риск вовлечения наших войск в военные действия, парламент непременно рассмотрит необходимость вывода венгерского контингента из Ирака.
        - Как вы расцениваете заявления нашего правительства в отношении этой проблемы?
        - Мы считаем, что правительство Казахстана также приняло взвешенную, ответственную точку зрения по этому вопросу. Я не вижу принципиальной разницы в занимаемых нами позициях.
РАЗНЫЕ ПУТИ К ДЕМОКРАТИИ
        - Можно ли провести параллель между политическими процессами Венгрии и Казахстана?
        - Конечно, обе наши страны хотят построить правовое государство, основанное на соблюдении и уважении прав человека. Обе страны борются с остатками авторитарно-тоталитарного прошлого.
        Однако мы прошли разный исторический путь и сделали разные выводы из своего исторического развития. Венгрия - страна европейская, с тысячелетней государственностью, с глубоко укоренившимся сознанием и практикой парламентаризма. Более полутора веков мы идем по пути большинства стран Европы. Возникли разные идеологии - разных социальных классов и слоев венгерского общества. Вокруг этих идей, идеологий образовались различные партии. В 1989-1990 гг. произошла активизация наших политических партий. За исторически короткий период сложилась многопартийная система. Она отшлифовалась в ходе состоявшихся уже четырех выборов в парламент. Сегодня в Венгрии, как и в большинстве традиционных парламентских демократий Запада, образовались два четко выраженных политических блока: правоконсервативный и социал-либеральный. Эти блоки, видимо, будут постоянно сменять друг друга у власти. По крайней мере, после всех четырех парламентских выборов всякий раз полностью менялось правительство. Через каждые четыре года власть и оппозиция меняются местами.
        Казахстан, мне кажется, выбрал несколько иной путь. Не нам судить, правильно это или нет. По нашему впечатлению, руководители большинства стран в основном одобряют выбранный Казахстаном путь развития. Порочные явления можно найти в любом обществе. Главное, чтобы они не стали преобладать над основным курсом страны.
        Политическая система в Казахстане также построена несколько иначе, чем у нас. Соответственно и оппозиция в Казахстане выглядит в несколько ином свете. У большинства партий, например, трудно определить идеологическую направленность.
Венгрия рассматривает Казахстан как стабилизирующий фактор в Центральноазиатском регионе и поэтому считает его своим важным партнером. Решение Казахстана выдвинуть свою кандидатуру на пост председателя ОБСЕ в 2009 г. свидетельствует о том, что страна осознает свои достижения в деле осуществления общих ценностей демократического сообщества. Достижения Казахстана в демократическом преобразовании страны дают основу для уверенности в том, что он справится и с этой задачей.
        - Как вы относитесь к внедрению в Казахстане электронной системы голосования? Возможен ли такой опыт в вашей стране?
        - Электронные выборы - это дань техническому прогрессу. Будущее принадлежит такой форме голосования. В Венгрии сегодня это также внедряется. Нужно, естественно, заботиться о том, чтобы электронная система не использовалась для подтасовки результатов голосования. Необходима соответствующая, надежная программа, надлежащий общественный контроль, юридическо-правовые гарантии.
        - Ваше отношение к принятому Казахстаном закону о выборах?
        - Иностранные послы не вправе вмешиваться во внутренние дела принимающего их государства. Состоятельность же закона, думаю, будет испытана жизнью - прозрачностью, безупречным во всех отношениях проведением выборного процесса.

Беседовала
Елена ОВЧИННИКОВА


Европейский диалог

        Крупнейшее в истории Европейского Союза расширение за счет стран Прибалтики, Средиземноморья, Восточной и Южной Европы состоялось 1 мая. Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Эстония, Литва, Кипр и Мальта стали членами ЕС. Теперь Евросоюз, имея в составе 25 стран, стал крупнейшим в мире экономическим сообществом с населением в 450 млн. человек и площадью 4 млн. кв. км.

        Вступление Болгарии и Румынии в состав Европейского Союза ожидается не ранее 2007 года. Вслед за ними своей очереди ждут Хорватия, Македония, Албания, а будущее Боснии, Сербии и Черногории пока представляется весьма туманным. Проблема Турции, которая не совсем радует европейцев своей политической ситуацией, должна разрешиться на саммите ЕС уже в декабре этого года. Кстати, надо отметить, что к судьбе Турции весьма живой интерес проявляют и ее северные соседи - Грузия, Азербайджан и Армения. Официальный Тбилиси и Ереван не раз заявляли о своем желании присоединиться к процессам европейской интеграции.
        Казахстан также намерен стать членом Европейского Союза. Однако кандидатура нашей страны, по мнению экспертов, скорей всего будет рассмотрена только после принятия в состав ЕС Турции и России. Пока же специалисты советуют         Казахстану укрепить свой имидж на центральноазиатской политической и экономической арене.
"Казахстану надо провести огромную работу для вступления в Европейский Союз, - заявил экс-министр юстиции Венгрии Пал Ваштаг. - Для этого нужно укреплять отношения с международными организациями. К примеру, для вступления в ЕС Венгрии огромное содействие оказала Европейская комиссия. Поэтому для Казахстана было бы очень плодотворным установление тесных отношений с Европейской комиссией".
        Кстати, основным партнером Европы среди стран - членов ЕС является Германия. Поэтому не удивительно, что эта страна проявила огромный интерес к расширению Европейского Союза.
        Сейчас в Германии ожидается прибытие 200 тысяч рабочих.
        К тому же расширение Евросоюза не повлечет за собой каких-либо кардинальных изменений в отношении визовой и таможенной политики. На границах нынешних и новых стран Союза начнут действовать новые правила, предусматривающие свободное перемещение товаров и граждан внутри ЕС. К примеру, теперь товары и грузы, идущие в Германию из Польши или Чехии, могут не проходить таможенный осмотр. Тем не менее, граждане стран, не подписавших Шенгенский договор, обязаны предоставлять документы, необходимые для оформления визы. Подписание Шенгенского договора новыми членами ЕС ожидается уже в 2006 году.
        Однако, несмотря на новые положительные возможности, в общественном мнении запада и востока Европы сильны тревожные ожидания. Общественность Германии опасается резкого наплыва дешевой рабочей силы из Восточной Европы. Эксперты ЕС этот факт комментируют следующим образом: "Первые два года каждая страна самостоятельно решает вопрос о привлечении рабочей силы из других стран. Однако начиная с 2011 года каждый европейский гражданин имеет право работать в любой стране, входящей в состав ЕС". Официальный Брюссель надеется, что к этому времени уровень жизни в "старой" и "новой" Европе стабилизируется.
        На сегодняшний день 80% экономических вопросов решаются в Брюсселе. Наряду с этим все проблемы в области здравоохранения и социальные будут также решаться ЕС. Надо отметить, что к концу этого года должна быть принята новая конституция ЕС, и тогда Евросоюз, по мнению специалистов, может стать мощным наднациональным политическим объединением с общей внешней политикой и вооруженными силами.

Алматы - Стамбул - Берлин - Бонн - Кельн - Франкфурт - Брюссель - Будапешт - Стамбул - Алматы

Назия ЖОЯМЕРГЕНКЫЗЫ

Hosted by uCoz