Грузите заводы бочками
Узнав
о том, что компания "Русский алюминий" намерена построить
в нашей стране сразу два завода - по производству алюминия и глинозема,
отечественные журналисты впали в состояние прострации.
Напомним,
что речь о строительстве собственного алюминиевого завода велась еще
в прошлом веке, когда в Павлодаре глава государства вместе с тогдашним
премьером Акежаном Кажегельдиным и лидером группы "TWG"
Дэвидом Рубиным заложили первый камень в основание будущего предприятия.
Потом это памятное место долгое время пустовало, ибо лидирующее трио
Евразийской группы - г-да Машкевич, Шодиев и Ибрагимов - было занято
последовательно борьбой с "TWG" за передел собственности,
строительством Гражданской партии, парламентскими и президентскими
выборами. Тем временем Казахстану приходилось нести большие потери,
усиленно экспортируя сырье для производства алюминия, а взамен импортируя
более дорогие готовые изделия из "крылатого" металла.
И только в прошлом
году правительство решило вопрос о строительстве электролизного завода
в Павлодаре с проектной мощностью 240 тысяч тонн первичного алюминия
в год. Правда, схема получилась какая-то "кривая" - пришлось
продать госпакет акций ОАО "Алюминий Казахстана" швейцарской
компании "Corica AG", входящей в группу "J&W Holding
AG", чтобы "повесить" на покупателя стройку века. Немного
позже выяснилось, что денег у швейцарцев на этот проект явно не хватит,
а посему пришлось вмешаться "Банку развития Казахстана",
который предоставил 300 млн. долларов только на реализацию первого
этапа строительства.
И вот теперь на алюминиевую
сцену Казахстана вышли россияне. Откровенно говоря, их прихода эксперты
ждали давно, ибо как раз на Россию и приходится основная часть поставок
алюминиевого сырья из нашей страны. Однако такого напора и масштабов
вряд ли кто мог ожидать - ведь речь идет о строительстве алюминиевого
завода суммарной мощностью 500 тысяч тонн и еще одного предприятия
по производству глинозема в объеме 1,5 млн. тонн ежегодно. Эта самая
дорогая акция Года России в Казахстане обойдется "Русскому алюминию"
в 3 млрд. долларов! Поэтому можно предположить, что акция будет проходить
при активной поддержке Кремля, ведущего сейчас агрессивную экономическую
экспансию в Центральной Азии.
Как бы то ни было,
нам обещают, что первая очередь алюминиевого завода вступит в строй
уже через три года и будет выдавать на-гора порядка 250 тысяч тонн
этого металла ежегодно. А глиноземный завод начнет свою работу через
шесть лет. Куда мы будем девать все это добро, не очень понятно, -
о планах строительства заводов по переработке алюминия в профиль,
прокат и прочие товары пока ничего не говорится. Кстати, неизвестно
и то, где расположатся предприятия, которые собирается строить "Русский
алюминий".
Берик ТЕМИРБАЕВ
О тех, кому не повезло
13,5
тысяч счастливчиков - именно столько казахстанцев смогли обустроить
свою трудовую судьбу за год.
В итоге,
согласно данным Агентства по статистике, численность безработных в
стране в первом квартале текущего года снизилась до 685,8 тыс. человек
(на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), а уровень
безработицы опустился до 8,9% с 9,7%. Правда, при этом не очень понятно,
как именно статистики считают безработных. По идее, они должны относить
к этой группе лиц, не имевших доходного занятия, активно его искавших
и готовых приступить к нему. Но если принять во внимание масштабы
нашей "теневой" экономики и вспомнить о том, как много соотечественников
имеют регулярные нелегальные доходы, то точность статистической оценки
безработицы становится весьма относительной. Другое дело - зарегистрированные
безработные. Таковых, по данным Минтруда и соцзащиты населения, на
конец первого квартала было 147,5 тыс. человек (1,9% от численности
экономически активного населения).
По-прежнему большинство
безработных составляют женщины - 56,7% или 389,1 тыс. человек против
43,3% мужчин (296,7 тыс. человек). Более высок у женщин и уровень
безработицы - 10,4% (год назад - 11,2%), тогда как у мужчин - 7,5%
(8,1%). Весьма высок и уровень молодежной безработицы - 15,2% (16,8%).
На молодежь в возрасте 15-24 лет приходилось 29,6% безработных (202,9
тыс. человек). Безработные в возрасте 25-39 лет составили 266,9 тыс.
человек (38,9%), 40-64 лет - 216 тыс. (31,5%). При этом среди тех,
кому не повезло, немало грамотных людей: 14,6% из них имели высшее
образование, 25% - среднее профессиональное (специальное).
37,8% незанятых трудом
объяснили это отсутствием подходящей, либо вообще любой, работы. 34,8%
были уволены в связи с ликвидацией предприятия, сокращением штатов,
окончанием срока трудового договора и по собственному желанию. В целом
же из общего числа безработного населения 76,2%, или 522,6 тыс. человек,
имели опыт трудовой деятельности. При этом на ранее занятых в сельском
хозяйстве приходилось 20,8% безработных (142,4 тыс. человек), в торговле
- 12,6% (86,3 тыс.), промышленности - 9,7% (66,8 тыс.), строительстве
- 7,8% (53,7 тыс.), транспорте и связи - 5,5% (37,7 тыс. человек).
И, наконец, статистики
отмечают снижение так называемой долгосрочной безработицы - уровень
опустился до 5,4% против 6,2% год назад. Число тех, кто не работал
год и более, сократилось за год на 38,9 тыс. человек (на 12,6%) до
270,3 тыс. человек. В поисках работы от 1 до 6 месяцев находились
150,5 тыс. человек (22,6% из общего числа безработных), от 6 до 12
месяцев - 89 тыс. (13,4%).
Михаил ЮРЬЕВ
Мы еще полетаем?
5
февраля свет увидел приказ № 23 президента авиакомпании "Эйр
Казахстан", согласно которому были ликвидированы региональные
представительства компании в шести городах, в том числе и в Павлодаре.
С 9 марта вот уже более двух месяцев 177 высококлассных специалистов
летного состава и наземных служб павлодарского представительства -
без работы.
Сейчас
на работу выходят 27 человек из 177, чья деятельность связана с охраной
имущества представительства. Только пять пилотов ушли в авиакомпанию
"Эйр Астана" на "Фокеры" и "Боинги".
Большая часть павлодарских спецов оказалась невостребована.
Депутат мажилиса парламента
от Павлодарской области Серикбай Алибаев не согласен, что банкротство
национального авиаперевозчика - авиакомпании "Эйр Казахстан",
в результате которого более 2000 человек остались без работы, было
закономерным экономическим процессом. Он считает, что сценарий банкротства
национального авиаперевозчика был написан задолго до самого представления
в стенах министерства транспорта и коммуникаций (Минтранскома).
"Сегодня, - говорит
Серикбай Алибаев - судьба национального авиаперевозчика, к сожалению,
правительством уже решена - он будет объявлен банкротом. "Эйр
Астана" же не имеет никаких обязательств перед государством.
Это - компания-временщик, созданная на бумаге. И горько, когда видишь,
что именно ее интересы сегодня открыто лоббирует правительство. А
когда депутаты впервые подняли вопрос по "Эйр Казахстан",
в январе-феврале, можно было восстановить деятельность национального
перевозчика. Но постановление мажилиса от 18 февраля, чтобы приостановили
процедуру банкротства, Минтранском и правительство не выполнило. Ни
генеральная прокуратура, ни министерство юстиции, специалисты которых
входят в комиссию, своего веского слова пока не сказали. Сегодня вопрос
стоит о том, что Генпрокуратура должна поэтапно проследить, насколько
все действия в отношении "Эйр Казахстан" были законны, как
ухудшалось финансовое положение компании, есть ли здесь признаки преднамеренного
банкротства. В общей справке комиссии из представителей правительства
и депутатского корпуса , которая сейчас готовится, есть предложение
- провести некоторые реабилитационные мероприятия, предусмотренные
законодательством, и создать на базе этого имущества новую компанию.
Но, думаю, вряд ли это удастся. По крайней мере, пока министерство
занимает такую позицию".
Депутатами также предлагается
правительству принять постановление о проведении процедуры банкротства
по специальной программе. Что это означает? Выделяется часть инфраструктуры,
которая необходима для дальнейшего существования авиакомпании в каждом
из регионов и единым лотом продается инвестору (но ни в коем случае
не государству, оно на это не пойдет). Продажа будет проведена в облегченном
режиме, главной ее задачей будет не получение денег, а то, чтобы авиапредприятия
в Павлодаре и других городах сохранились и функционировали, привлекая
к работе максимальное количество профессионалов, которые сегодня остались
не у дел. Цена за эти лоты - не главное, их вообще можно передать
за очень маленькие деньги, но с обязательным условием работы по профилю.
Если работы нет и условия договора не выполняются - все имущество
возвращается государству. То есть предлагается создание региональных
авиакомпаний.
А сможет ли павлодарская
региональная компания быть рентабельной? Директор представительства
ЗАО "Эйр Казахстан" в Павлодаре Вячеслав Карпычев в этом
уверен:
- Мы всегда хотели
выйти из "Эйр Казахстана". Ведь наша региональная авиакомпания
"Иртыш-Авиа" вошла в ее состав далеко не по собственному
желанию, нас туда насильно загнали в сентябре 2002 года постановлением
правительства. "Иртыш-авиа" всегда работала с прибылью.
Когда нас присоединяли к "Эйр Казахстан", у нас, конечно,
не все было гладко, были свои долги. Но если бы нас никуда не присоединяли,
мы бы за 2003 год их погасили.
- А на чем будете
летать? Говорят, что самолеты у вас старые.
- У нас четыре "Як-42",
два могут летать хоть сейчас, два требуют ремонта. Их возраст - 10
лет, они, в основном, используются на внутренних маршрутах.
Найдем работу и для
"Як-40". К тому же, нельзя говорить, что на трассах, которые
раньше обслуживали мы, сейчас летают новые машины. Простой пример
- на трассе "Павлодар - Алматы" летает "Ан-24"
шымкентской авиакомпании "Скат", которому более 40 лет,
он летит три часа. А на "Як-40" мы летали за 2 часа 15 минут.
Если бы было что-то новое - другой вопрос, но летает старье.
- А какие трассы вы
можете обслуживать прямо сейчас?
- Любые внутренние,
где мы летали: Уральск, Актобе, можно и Москву. Сейчас ведь Павлодар
остался без Москвы. Пассажиры уходят в Омск, хотя в последнее время
мы трассу обкатали, и билеты у нас были не дороже, чем у россиян.
Плюс чартеры в Стамбул, в Китай. "Иртыш-авиа" хорошо знают
в Германии, диспетчеры узнают нас по бортовому номеру, и мы можем
летать в небольшие немецкие города, где нет ограничений по шумам.
У нас есть готовый бизнес-план, рассчитанный на выход региональной
компании из кризиса. Да и к ценам у нас подход очень гибкий. Например,
в "Эйр Астане" билет от Астаны до Москвы стоит дороже, чем
у нас обходился в оба конца. К тому же, нам надо сохранить коллектив
пилотов и наземных специалистов, люди уходят на всякие подработки,
надеясь, что мы восстанем из пепла. А без летной практики через пару
лет спецов у нас не будет. И готовить их в Казахстане негде.
Владимир РАДИОНОВ, Павлодар
Пока обсуждаются поправки
На
фоне не слишком горячих дебатов в парламенте вокруг изменений в бюджете
2004 года практически не замеченными остались официальные данные Минфина
об исполнении еще не скорректированного бюджета.
Государственный
бюджет, объединяющий республиканский и местный бюджеты, по состоянию
на 1 мая был исполнен с профицитом в 30,3 млрд. тенге при поступлениях
в 397,5 млрд. тенге и расходах - 367,2 млрд. тенге. При этом самые
большие суммы приходились на социальное обеспечение и социальную помощь
(86 млрд. тенге), образование (57,1 млрд. тенге), общественный порядок
и безопасность (33,6 млрд. тенге) и здравоохранение (32,7 млрд. тенге).
На содержание чиновников, именуемое государственными услугами общего
характера, было израсходовано 21,6 млрд. тенге, на оборону - 15,8
млрд. тенге. О бюджете развития сейчас говорить не принято, и это
видно по данным Минфина, ибо промышленность и строительство получили
от государства всего 1 млрд. тенге, топливно-энергетический комплекс
и недропользование - 3,8 млрд. тенге. Для сравнения: на жилищно-коммунальное
хозяйство за первую треть года было потрачено 11,5 млрд. тенге, культуру,
спорт, туризм и информационное пространство - 13,4 млрд. тенге. Явным
вниманием правительства в этом году пользуются транспорт и связь (19,2
млрд. тенге), а также сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и
охрана окружающей среды (20,9 млрд. тенге). Правда, от этого дороги
не становятся лучше, а мясо и хлеб - дешевле.
Республиканский бюджет
на начало мая был сведен на удивление ровно: поступления в него составили
299,2 млрд. тенге, расходы - 294,9 млрд. тенге, а профицит - 4,3 млрд.
тенге. Главная статья расходов правительства приходилась на социальное
обеспечение и социальную помощь - 74,2 млрд. тенге. Для сравнения:
расходы на общественный порядок и безопасность составили 27,7 млрд.
тенге, госуслуги общего характера - 16 млрд. тенге, оборону - 13,2
млрд. тенге. Официальных трансфертов из местных бюджетов поступило
на 21,9 млрд. тенге, в то время как в обратном направлении было направлено
46,3 млрд. тенге также в виде трансфертов.
В итоге на местах
в целом сложился искусственный профицит бюджета в 20,6 млрд. тенге,
при поступлениях в 187,5 млрд. тенге и расходах в 166,8 млрд. тенге.
Основные расходы местного бюджета в первой трети года пришлись на
образование (50,4 млрд. тенге), здравоохранение (28 млрд. тенге),
социальное обеспечение и социальную помощь (12,2 млрд. тенге) и жилищно-коммунальное
хозяйство (11,5 млрд. тенге). Любопытно, что в местной финансовой
статистике объем полученных трансфертов оценивается гораздо выше,
чем у правительства, - 67 млрд. тенге. Не менее примечателен и тот
факт, что на бюджет Астаны приходится более половины местных расходов
на жилищно-коммунальное хозяйство - 6,6 млрд. тенге. Как видно из
данных Минфина, по объему поступлений в местный бюджет столица уже
приблизилась вплотную к Алматы. Однако произошло это не столько благодаря
трудовым заслугам астанчан, а солидным вливаниям из республиканского
бюджета - на официальные трансферты из него (11,7 млрд. тенге) приходится
52,2% поступлений бюджета Астаны! Для сравнения: Алматы получил всего
1,8 млрд. тенге, Атырауская область - 1,7 млрд. тенге, отдав в центр
соответственно 11 и 7,2 млрд. тенге. Когда будет положен конец этой
бюджетной справедливости, не известно - вся надежда сегодня только
на предстоящие выборы и новых депутатов от Алматы и других регионов-доноров
бюджета.
Тулеген АСКАРОВ
Мажилис уточняет бюджет - 2004
По
итогам развития экономики в 2003 году и за первый квартал текущего
года правительство РК скорректировало прогноз важнейших макроэкономических
показателей на 2004 год и предложило поправки в бюджет-2004. Куда
же правительство намерено направить "лишние" деньги?
Возрастет
финансирование социальных программ. Сегодня это приоритетная задача,
вытекающая из Послания президента народу Казахстана.
В частности 20,4 млрд.
тенге правительство закладывает на реализацию новой политики жилищного
строительства, в том числе 12,5 млрд тенге на кредитование областных
бюджетов и бюджетов Алматы и Астаны для строительства жилья. Целевые
инвестиционные трансферты в размере 6,4 млрд. тенге будут направлены
на строительство жилья для социально незащищенных слоев населения,
тех, кто стоит в очередях в местных акиматах.
Еще одна "социальная"
новость от правительства. В поправках к бюджету 6,6 млрд. тенге оно
заложило на строительство Научного центра защиты материнства и детства
в Астане.
Чтобы приблизить транспортную
и коммунальную инфраструктуру если не к мировым, то хотя бы к нормальным
стандартам, в бюджете правительство предусматривает 8,9 млрд. тенге,
в том числе для Астаны - 5,4 млрд. тенге, для Алматы - 3,5 млрд. Получается
что все "транспортные" деньги съедят две столицы. Этот момент
вызвал у некоторых депутатов справедливое возмущение.
Депутат К. Алпысбеков
напомнил министру экономики и бюджетного планирования Кайрату Келимбетову
о предложении мажилисменов увеличить софинансирование из республиканского
бюджета на
4 млрд. тенге для
реабилитации автомобильной дороги Уральск-Атырау-Актобе и соединения
ее с селом Карабутак Костанайской области.
Мажилисмен Серикбай
Алибаев считает, что к проблеме строительства и ремонта дорог надо
отнестись дифференцированно, а не выборочно, потому что во всех регионах
качество дорог, мягко говоря, оставляет желать лучшего. "Если
мы хотим заниматься страной, деньги надо распределять равномерно",
- говорит депутат. Его поддержал депутат Серик Абдрахманов. В частности,
он не видит смысла в увеличении затрат на обеспечение предстоящей
выборной кампании системой электронного голосования. "Если в
прошлом году, не ведая о том, что из себя представляет электронное
голосование, выделили миллиарды, то какая необходимость добавлять
еще сотни миллионов? Насколько центральная избирательная комиссия
доказала министерству экономики и бюджетного планирования необходимость
выделения дополнительных средств? Мы, законодатели, сами еще толком
не разобрались с электронным голосованием, но хотим вгонять туда дополнительные
средства. Не лучше ли отдать эти деньги старикам и детям"? -
спросил он у Келимбетова.
Много сомнений у депутатов
вызвали расчеты по уровню инфляции. По мнению мажилисмена Тито Сыздыкова,
правительственный прогноз инфляции не совсем соответствует реальности.
Так, если в прошлом году уровень инфляции прогнозировали в таком же
объеме, как в нынешнем - 5,4 %, то фактически он составил 6,2 %. В
результате обманутыми оказались пенсионеры. По информации его коллеги
Валентина Макалкина, уже в первом квартале инфляцию "зашкалило"
за 6 %.
Отвечая на другой
вопрос депутата Макалкина - о недоисполнении республиканского и региональных
бюджетов, а это приличная сумма - 75 млрд. тенге, Кайрат Неметович
был вынужден согласиться с ним. Как он отметил, остатки бюджетных
средств в некоторых областях составляют по 4 млрд. тенге. Происходит
такое по причине неправильного помесячного планирования администраторами
бюджетных программ.
Как известно, в прошлом
году по инициативе ряда депутатов от Восточно-Казахстанской области
на имя главы государства было направлено письмо о статусе города Семипалатинска
и выплате задолженности государства по ядерному полигону, под которым
подписались десятки тысяч жителей региона. Это 14 млрд. тенге. К сожалению,
обещания правительства погасить задолженность повисли в воздухе. Не
предусмотрена сумма компенсации и в бюджете-2004. Было бы справедливо,
считают депутаты, деньги, заложенные для увеличения уставного капитала
"КазМунайГаза", - 6,4 млрд. тенге - направить на возмещение
долга семипалатинцам.
Депутат мажилиса Серикболсын
Абдильдин высказал свои возражения по поводу того, что 7,1 млрд. тенге
выделяется на укрепление Банка Развития Казахстана, 4 млрд. - Национальному
инвестиционному фонду. Эти институты сами по себе должны укреплять
экономику, поэтому перебрасывать им такие большие суммы неразумно,
считает он. Было бы лучше направить их на перерасчет пенсий. Ведь
по заявлению президента РК, в прошлом году должны были на эти цели
выделить 60 млрд. тенге, выделили же 40 млрд. тенге.
ыС позицией С. Абдильдина
согласен и депутат Галым Байназаров. В частности, он предложил правительству
собрать полную информацию о том, как используют те немалые средства,
которые выделяются из республиканского бюджета, все институты развития,
какова их доходность, и куда направляются доходы. Нельзя все время
подкармливать их из бюджета, уверен он, потому что как крупные субъекты
финансового рынка они создавались, чтобы зарабатывать. Кроме того,
они в большом объеме привлекают синдицированные займы. Как они используются,
кто осуществляет контроль за деятельностью этих институтов развития
- на все эти вопросы правительство должно знать ответ и систематически
информировать депутатский корпус, чтобы меньше подвергаться его критике.
Дискуссиям подверглись
и другие предложения правительства по статьям бюджета. В итоге же
с одним голосом "против" мажилис парламента принял проект
постановления об уточнении республиканского бюджета на 2004 год.
Жумабике ЖУНУСОВА, Астана