Партия настоящих лидеров
Делать
одно большое дело всегда легче и проще всем миром. Но очень важно
при этом знать, что существует кто-то, способный вывести из самой
трудной и безвыходной ситуации без потерь, умеющий руководить и отвечать
за свои идеи и поступки. Именно таким человеком, на наш взгляд, является
председатель Костанайского областного филиала партии "Ак жол"
Сергей МИРОЛЮБОВ.
-
Сергей Николаевич, с чем связано ваше вступление в ряды "Ак жола"?
-
Я вступил в партию в феврале 2002 года. Это было время, когда лидеров
"Ак жола" увольняли с государственной службы и методично
поливали грязью в официальных и прикормленных СМИ. В тот момент я
посчитал необходимым не просто сочувствовать идеям, которые декларировала
создающаяся партия, но и поддержать своим вступлением в ее ряды.
- Существует
мнение, что в "Ак жол" приходят настоящие лидеры. Ощущаете
ли вы себя таковым?
-
Ощущаю. Я окончил военное училище, причем не инженерный, а командный
факультет, успел послужить командиром роты, затем практически с нуля
выстроил свой бизнес, и не малый, а средний по масштабам Казахстана,
в моем подчинении и сейчас находятся более 100 человек. Что же касается
моего характера, то он вполне соответствует по тесту Майерса-Бриггса
типу ESTJ, то есть "прирожденный руководитель".
- Наверняка
деятельность на посту председателя только прибавила вам забот?
-
Согласившись на эту должность, я понимал все трудности такого решения.
Сегодня моя основная задача - сделать работу аппарата плановой и эффективной.
А для этого необходимо правильно подобрать и расставить кадры. Только
хорошие единомышленники способны делать с тобой одно дело. Поэтому
мы и стремимся привлечь в партию как можно больше порядочных, уважаемых,
влиятельных людей области.
- Какие
проблемы, по вашему мнению, существуют сегодня в Костанайской области,
и может ли "Ак жол" предложить что-то реальное для их решения?
-
Мне кажется, что основной проблемой была и будет непрозрачность бюджета
и всех принципов его формирования, но это можно исправить, если активно
сотрудничать с депутатами и свободными средствами массовой информации.
К сожалению, у себя в области мы постоянно сталкиваемся с массовым
подавлением гражданских свобод, таких, как право на труд, на свободу
объединений, свободу слова и т. д. Причем происходит это и на государственных,
и на крупнейших частных предприятиях: людей заставляют вступать в
"свои" партии, выписывать "свои" газеты. Для того
чтобы изменить ситуацию, мы постоянно работаем с профсоюзами, депутатами
и СМИ, разъясняем гражданам их права, оказываем, если нужно, консультативную
помощь.
Я
уже говорил о том, что "Ак жол" хочет и может решить эти
проблемы, хотя многие стараются нам помешать. Я не могу сказать, что
вся государственная власть восстает против нас, просто часто встречаются
отдельные руководители и перестраховщики из числа чиновников и частных
фирм, которые считают своим долгом ставить нам палки в колеса.
- Вы
имеете в виду и силовые структуры? Как вообще можно оценить их работу
в вашем регионе?
-
Буду краток. На последней сессии областного маслихата работа УВД по
борьбе с преступностью была оценена как среднее между "крайне
неудовлетворительно" и "неудовлетворительно", и я полностью
солидарен в этом вопросе с акимом области и депутатами.
- Какими
темпами идет развитие образования в вашей области, и как вы сами относитесь
к образовательной реформе, предложенной правительством?
-
Мне приятно отметить, что в нашей области очень неординарный начальник
облдепартамента образования, раньше долгое время работавший директором
интерната для глухих детей. Он одним из первых в республике внедрил
в Костанае идею патроната. Сегодня многие дети-сироты в области живут
в обычных семьях, а их "родители" получают пособие на воспитание.
Кроме того, у нас создаются в районах школьные городки (кампусы),
где могут учиться дети из отдаленных поселков с некомплектными школами.
Такие преобразования я считаю своевременными и полезными. Поэтому
и отношение к образовательной реформе у меня неоднозначное - здесь,
на месте, я вижу очень много прогрессивного и передового, в то время
как на республиканском уровне многое меня не устраивает.
- Что
вы думаете о жилищной реформе? Насколько реальна она для вашей области?
-
Я не понимаю, что такое жилищная реформа! В Костанае жилье за 350
долларов могут себе позволить только высокопоставленные чиновники
и бизнесмены среднего и крупного уровня, а это лишь сотни человек
из почти миллионного населения! Это не решение проблемы. Считаю, что
необходимо возводить муниципальное недорогое жилье, которое бы дотировалось
государством. Наиболее привлекательные участки под застройку нужно
выделять на открытых аукционах с обязательным условием либо постройки
недорогого жилья, либо выплаты денежных целевых бонусов на такое строительство.
А ипотеку стоит рассчитывать исходя из средней зарплаты, а не из аппетитов
банкиров. И если необходимо, государство должно стимулировать банки
к снижению процентов.
- Как
бывшему военному, я не могу не задать вам вопрос о том, что происходит
сегодня в Ираке. Как вы считаете, должен ли был Казахстан отправлять
туда своих военнослужащих?
-
Это очень серьезный вопрос, и ответить на него однозначно нельзя.
С одной стороны, наши контрактники, находящиеся сегодня в Ираке, несомненно,
помогают этой стране, находя и уничтожая мины, от которых вполне могло
пострадать и мирное население. Ребята несут свой воинский долг, и,
надеюсь, с честью. Проблема в другом: сможет ли, захочет ли государство
достаточно позаботиться о семьях этих солдат, если, не дай бог, кто-то
из них погибнет? По большому счету, Казахстану вообще не стоило ввязываться
в эту войну. И сегодня, раз уж наши военнослужащие находятся в Ираке,
необходимо, чтобы они выполняли там только гуманитарные функции.
- Сергей
Николаевич, наконец, последний вопрос: как вы оцениваете новый Закон
"О выборах"? Насколько, по-вашему, он демократичен?
-
Я считаю, что изменения, внесенные в новый закон, сделали его более
демократичным, но инструментов управляемой демократии осталось еще
много. Одно так называемое электронное голосование перечеркивает почти
все хорошие, честные и принципиальные новации.
Беседовала
Елена ОВЧИННИКОВА
"Ак жол": надо пересмотреть потребительскую
корзину!
В
прошлом номере "Эпоха" опубликовала материалы "круглого
стола", посвященного проблемам прожиточного минимума - его величине,
методике определения размера, роли в социальной политике. Следует
отметить, что организатор мероприятия - партия "Ак жол"
- единственная сейчас, кто поднимает вопросы социальных минимумов
на таком уровне. И дело тут вовсе не в том, что руководство партии
в свое время работало в сфере социальной защиты, и даже не в политическом
популизме.
Сам
круг участников "круглого стола" - ученые, депутаты, эксперты,
журналисты, представители правительства - говорит о широте и глубине
проблемы. И люди приходят действительно работать над проблемой, а
не блистать своими знаниями и эрудицией, чем грешат многие подобные
мероприятия. Достаточно сказать, что ни один "круглый стол",
организуемый "Ак жолом", не обходится без выработки рекомендаций,
которые, как правило, затем направляются в правительство и парламент.
Не стало исключением и нынешнее заседание.
Мы
же, как средство массовой информации, со своей стороны тоже хотели
бы внести лепту в это, согласитесь, общее дело. Поэтому сегодня мы
приводим полный текст рекомендаций, чтобы его могли обсудить не только
правительство и парламент, но и остальная часть общества. Тем более
что основаны они на абсолютно рациональных и, главное, реальных вещах.
И если правительство с парламентом опять их проглядят, может, читатели
"Эпохи" им напомнят.
Рекомендации участников "круглого стола"
"Прожиточный минимум и его роль в социальной политике",проведенного
Демократической партией Казахстана "Ак жол" совместно с
Общественным фондом "Социальная защита" и Казахским научно-исследовательским
институтом труда
Участники
"круглого стола", обсудив роль прожиточного минимума в социальной
политике, учитывая улучшение социально-экономической ситуации в Казахстане,
связанное с экономическим подъемом и определенными положительными
изменениями в уровне жизни населения, и актуальность данной темы,
пришли к выводу о необходимости пересмотра структуры и наполнения
минимальной потребительской корзины и разработки рациональной потребительской
корзины, для чего предлагают внести в правительство следующие рекомендации.
1.
Пересмотреть соотношение продовольственной и непродовольственной частей
прожиточного минимума, увеличив фиксированную долю на непродовольственные
товары и услуги до размера, обоснованного научными исследованиями,
с учетом роста расходов на жилищно-коммунальные услуги, образование
и лечение.
2.
При установлении фиксированной доли на непродовольственные товары
и услуги учесть, что непродовольственная часть прожиточного минимума
должна содержать региональную (районную) дифференциацию потребностей
в предметах верхней одежды, обуви, оплаты топлива и жилищно-коммунальных
услуг, что продиктовано различиями природно-климатических условий
Казахстана. Учитывая специфическую структуру потребления населения
в городах Астане и Алматы, также ввести некоторую дифференциацию в
расходах на непродовольственные товары и услуги.
ы3.
Пересмотреть и расширить не менее чем в два раза ассортиментный минимальный
продовольственный набор продуктов питания, входящих в продовольственную
корзину.
4.
Разработать научно-обоснованные минимальные нормы питания с учетом
всех групп пищевых продуктов, необходимых организму для сохранения
здоровья и обеспечения социальной активности и обеспечивающих физиологические
потребности населения в энергии и белках.
ы5.
В ближайшей перспективе увеличить стоимость минимальной потребительской
корзины поэтапно в 2-3 раза, учитывая новую структуру и наполнение
минимальной потребительской корзины.
Предусмотреть расчет прожиточного минимума на семью с применением
соответствующих семейных коэффициентов.
6.
Разработать новые методические рекомендации по расчету прожиточного
минимума.
ы7.
Предусмотреть проведение специальных исследований и разработку рациональных
потребительских бюджетов по половозрастным группам населения, на основе
которых в ближайшей перспективе устанавливать максимальные границы
размеров пенсий.
8.
Рассмотреть вопрос об определении роли прожиточного минимума в системе
социальной защиты населения и установлении его в качестве критерия
оценки бедности и для обоснования размеров минимальных социальных
стандартов (пенсии, заработной платы, пособий) с учетом мирового опыта.
9.
Рассмотреть вопрос о поэтапном переходе к утверждению минимальных
размеров пенсии, заработной платы и социальных пособий на основе прожиточного
минимума, учитывая, что их размеры должны быть не ниже его величины.
10.
Рассмотреть вопрос о проведении исследований и разработке критерия
(прожиточного минимума) отнесения населения к среднему классу, обеспечивающего
поддержание нормального физического существования человека, на основе
рациональных норм потребления продуктов питания и величины фиксированной
доли, соответствующей среднему стандарту полноценного потребления
(без покупок предметов роскоши, поездок на зарубежные курорты, приобретения
дорогой недвижимости).
11.
Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан:
к разработке проектов социальных программ, концепций и нормативных
правовых актов привлекать все заинтересованные стороны с целью обеспечения
прозрачности принимаемых решений;
обсуждение проектов, затрагивающих интересы определенных категорий
населения, проводить с широким участием их представителей.
12.
Признать перспективным направлением разработку прожиточного минимума
(минимального потребительского бюджета) по разрядам тарифной сетки
в отраслевом разрезе.
г. Алматы 17 мая 2004 года