Плата за подъем
Хотя
статистики и пытаются успокоить нас своими сводками об изменении потребительских
цен, всем уже понятно, что жизнь и дальше будет дорожать ускоренными
темпами.
Напомним,
что в апреле, согласно данным Агентства по статистике, инфляция составила
0,4%, то есть осталась на мартовском уровне. Если же считать инфляцию
в годовом измерении, то она по-прежнему остается на отметке в 6,5%,
при этом быстрее всего дорожают продовольственные товары - по ним
рост цен составил 7,3%. Кстати, и в этом году продукты питания держат
лидерство - с начала года цены на них выросли в общей сложности на
3%, тогда как на непродовольственные - на 0,5%, платные услуги - на
1,1%.
В
апреле продолжался рост цен на хлеб (1,6%), муку и макаронные изделия
(1,1%), крупы (0,6%). Привычным явлением стало неуклонное подорожание
мясных продуктов: цены на конину выросли на 2,3%, баранину - 1,8%,
говядину - 1,5%. Поднялись в цене за апрель и фрукты - на 2,1%. Для
сравнения: цены на обувь в апреле выросли на 0,8%, одежду, ткани,
посуду - по 0,6%, а на бензин и вовсе снизились на 2,7%. Таким образом,
уже вполне очевидно, что экономический подъем в первую очередь бьет
по желудкам наших малообеспеченных соотечественников, да и средний
класс чувствует на себе эту растущую нагрузку. Так, за год килограмм
хлеба пшеничного первого сорта поднялся в цене в среднем по стране
с 40 до 48 тенге (по состоянию на 15 апреля), муки пшеничной высшего
сорта - с 40 до 56 тенге, крупы гречневой - с 95 до 107 тенге, пшена
- с 45 до 67 тенге. Средняя цена на баранину поднялась сейчас до отметки
в 399 тенге за килограмм, говядину - 329 тенге, конину - 374 тенге.
Но это в среднем. А лидерство по ценам на муку держит сейчас столица
- 72 тенге за килограмм, по хлебу - Атырау (68 тенге), говядине и
яйцам - Актау (соответственно 415 и 144 тенге за десяток), сливочному
маслу - Алматы (490). К росту цен на продтовары нужно добавить еще
и укрепление тенге к доллару. Получается, что жизнь дорожает у нас
еще и в долларовом эквиваленте.
Правда,
можно возразить, что денежные доходы населения растут все же быстрее,
чем цены. Так, по данным статистиков, в марте среднедушевые номинальные
денежные доходы населения выросли на 23% по сравнению с тем же месяцем
прошлого года и достигли 12 023 тенге, а реальные доходы увеличились
на 15,5%. Но и это опять-таки в среднем, тогда как в Атырауской области
на душу населения доходов приходилось в марте 29 840 тенге, а в Южно-Казахстанской
- 6251 тенге. Нужно помнить и о том, что значительная часть нашего
населения имеет доходы вообще ниже прожиточного минимума.
Тулеген АСКАРОВ
Мимо кассы
К
концу следующего года в Национальном фонде Казахстана будет накоплено
уже 5 млрд. долларов, то есть примерно по 350 долларов на каждого
жителя страны. А в 2007 году в фонде будет уже более 6 млрд. долларов.
Что
делать с этими деньгами, ни правительство, ни Нацбанк пока не знают.
Вроде бы они должны быть использованы для пополнения бюджета в те
"черные" дни, когда цены на нефть вновь упадут до отметки
в 15 долларов за баррель и ниже. Но когда наступят эти дни, теперь
уже совсем непонятно, ибо до мира в Ираке, как и на Ближнем Востоке
в целом, явно далеко. Так что даже без большой нефти с каспийского
шельфа денег у нашего правительства будет в избытке. По прогнозам
Минэкономики и бюджетного планирования разница между фактической мировой
ценой на нефть и постоянной расчетной ценой в 19 долларов за баррель,
закладываемой в аналитические расчеты правительства, в 2005 году даст
18,3 млрд. тенге, которые поступят в Нацфонд. В 2006 году эта разница
составит уже 18,8 млрд. тенге, а в 2007 году - 19,2 млрд. тенге. Помимо
этих сумм, в фонд ежегодно перечисляется 10% бюджетных поступлений
от сырьевых компаний. В 2005 году такие трансферты составят 9,3 млрд.
тенге, в 2006 году - 10,6 млрд. тенге, а в 2007-м - 11,8 млрд. тенге.
При
таких темпах поступлений понятно, что Нацфонд уже очень скоро вырастет
до размеров ежегодного бюджета, а поступления в него сравняются с
оборонными расходами страны! Таким образом, у нашей страны постоянно
будет два бюджета. Один - нормальный, с доходами и расходами, контролем
со стороны парламента, тогда как второй - фактически "теневой".
Деньги в него будут втекать в Казахстане, а вытекать уже исключительно
за пределами нашей страны, поскольку средства Нацфонда не могут инвестироваться
в отечественную экономику. Такая схема весьма напоминает известный
принцип "мимо кассы", правда, реализованный в данном случае
весьма технично и с одобрения международных финансовых институтов.
К
тому же Нацфонд - это не юридическое лицо, а всего лишь виртуальный
счет правительства в Нацбанке, распоряжается которым глава государства.
Представляете: в фонде хранятся миллиарды долларов, а у него нет даже
офиса, директора и секретарши! В Азербайджане, например, где функционирует
Государственный нефтяной фонд, такого беспредела нет, ибо текущей
деятельностью этой структуры руководит исполнительный директор. Недавно
этот фонд подписал соглашение с Агентством по торговле и развитию
США о предоставлении гранта и технической помощи на совершенствование
институционального развития. Помимо прочих целей, грант выделяется
и на повышение профессионального уровня сотрудников фонда. Кстати,
в Азербайджане нефтяные доходы не только накапливают, но и тратят
на социальные нужды - например, на помощь беженцам из Карабаха. У
нас, хвала Всевышнему, таких проблем нет, но нуждающиеся-то есть!
Ждем кадровых перемен
После
того как статистики сообщили о сокращении выпуска промышленной продукции
в апреле на 4% по сравнению с мартом, стало ясно, что наша индустрия
переживает не лучшие времена.
Получается,
что с начала года промпроизводство не росло, а сокращалось - за январь-апрель
спад достиг 7,7%! При этом статистики зарегистрировали подъем только
в марте, когда выпуск промышленной продукции вырос на 8% по сравнению
с февралем. В остальные месяцы наблюдался спад: в январе - на 6,3%,
феврале - на 5%. Правда, официальная статистика в данном случае сравнивает
результаты иначе, соотнося данные первой трети нынешнего года с аналогичным
периодом прошлого года, - в таком случае получается не спад, а рост
на 9,8%.
Тем
не менее очевидно, что по важнейшим для нашей экономики товарам апрель
выдался крайне неблагоприятным для углеводородной отрасли и цветной
металлургии. Так, добыча нефти упала в апреле на 1,7%, газового конденсата
- на 6,7%, природного газа - 2,6%, мазута - 15,1%. Производство цинка
сократилось по сравнению с мартом на 3,4%, глинозема - на 3,2%, аффинированного
золота - 12,5%, бокситов - 10,4%. Понятно, что руководство страны
с этой драматической ситуацией мириться не будет, а посему не исключено,
что, как и в прошлом году, уже летом нас ждут новые назначения в правительстве.
Тем
более, что не все благополучно складывается и во внешней торговле.
Так, по данным за первый квартал, экспорт пшеницы сократился на 53%,
железных руд - на 28%, угля - 15%, хлопкового волокна - 11%, цинка
- 8%. А поскольку импорт рос вдвое быстрее, чем экспорт (58% и 27%
соответственно), то в итоге сальдо внешней торговли за первый квартал
в этому году оказалось меньше, чем год назад, опустившись с 1,61 млрд.
долларов до 1,56 млрд. А в торговле со странами СНГ этот показатель
оказался и вовсе отрицательным, увеличившись за год вдвое - с минус
155,7 млн. долларов до минус 313 млн.
В общем, надо что-то делать!
Берик ТЕМИРБАЕВ
Неужели "штопор"?
Минувший
месяц откровенно разочаровал будущих пенсионеров Казахстана - накопительная
пенсионная система вновь сорвалась в крутое пике падения доходности
в отрицательном направлении.
Согласно
данным Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых
организаций, средневзвешенная реальная доходность по пенсионным активам
накопительных пенсионных фондов опустилась до -0,93% за период апрель
2003 - апрель 2004 года. Поскольку месяцем раньше было -0,26%, а за
период февраль 2003 г. - февраль 2004 г. -0,73%, то можно было предположить,
что реальная доходность вот-вот вырвется из "красной" зоны
и станет положительной. По итогам же апрельского периода произошло
нечто необычное - в "красной" зоне оказались все пенсионные
фонды, за исключением юного НПФ "Отан". В итоге впервые
мы не можем даже назвать привычное читателям трио лидеров по реальной
доходности - какое уж тут первенство, когда все в минусах!
Определяющим
фактором этого неприятного результата, по мнению аналитиков АФН, стало
падение курса доллара в апреле на 0,69 тенге и евро (на 4,52 тенге).
Однако нельзя не обратить внимания еще на одно явление - падение номинальной
доходности у всех НПФ на фоне не снижающейся инфляции на уровне в
6,5%. Так что с повышением суверенного рейтинга можно уверенно прогнозировать
дальнейшее ухудшение ситуации в пенсионной системе, ибо растущий приток
дешевых денег потянет за собой дальнейшее падение доходности по накоплениям
будущих пенсионеров. Тем более что на внутреннем рынке, по мнению
биржевых аналитиков и трейдеров, сейчас наблюдается дефицит ценных
бумаг на фоне значительного притока свободных средств, да и на мировых
рынках ситуация не лучше. Поэтому все дружно ждут отрицательной доходности,
и в какой-то момент руководству страны придется вмешаться в дела накопительной
пенсионной системы, чтобы избежать ее окончательного банкротства.
Скорее всего, правительство вместе с Нацбанком предложат вкладчикам
НПФ перевести их накопления в государственные облигации с одновременным
возвратом всех будущих пенсионеров в солидарную пенсионную систему.
Кстати, армия вкладчиков (получателей) по обязательным пенсионным
взносам на начало мая достигла 6,4 млн. человек, увеличившись за апрель
примерно на 1%. Любопытно, что по-прежнему в нашей стране никому не
перечисляют добровольные профессиональные пенсионные взносы, хотя
балерины танцуют, а стюардессы летают.
Как
бы то ни было, жизнь накопительной пенсионной системы идет своим чередом.
Пенсионные накопления за апрель выросли на 8,1 млрд. тенге (2,1%)
и достигли на начало мая 397,6 млрд. тенге. При этом сумма чистого
инвестиционного дохода составила 99,6 млрд. тенге - 25% от общей суммы
пенсионных накоплений. Тройка самых крупных пенсионных фондов все
та же - НПФ "Народного банка Казахстана", ГНПФ и "¦лар‡міт".
Накопления будущих пенсионеров Казахстана все так же продолжают утекать
за пределы страны. По данным биржевых аналитиков, в мае наши пенсионные
фонды приобрели бумаги таких известных американских компаний, как
"Schlumberger Limited", "Walt Disney", ирландского
банка "DEPFA Bank plc" и немецкого "DEPFA Deutsche
Pfandbriefbank AG". Мы также профинансировали расходы правительств
США и ФРГ путем покупки их облигаций и предоставили средства таким
известным международным институтам, как Европейский инвестиционный
банк и Международный банк реконструкции и развития. Конечно, эти же
деньги лучше было бы вложить на родине в строительство дешевого жилья
или добычу нефти, но, увы, в деловые планы нашей власти это почему-то
не вписывается.
Михаил ЮРЬЕВ
Вначале было слово…
То,
о чем не принято было открыто говорить в нашем капиталистическом государстве,
наконец-то стало явью. Как сообщила пресс-служба мажилиса, депутатом
Валентином МАКАЛКИНЫМ инициирован проект закона "О национализации".
Конечно,
сам Валентин Иванович в канун грядущих выборов в коммунисты вроде
бы не записывался и в рядах сильно обиженных на отечественных олигархов
тоже как будто бы замечен не был. Как гласит преамбула проекта подготовленного
им закона, автором двигало искреннее желание обеспечить "при
осуществлении национализации строжайшее соблюдение установлений закона".
А сама национализация Конституцией страны допускается путем возмездного
обращения имущества физических и юридических лиц в собственность государства.
Поэтому г-н Макалкин и предупреждает общество: "При отсутствии
четких и устойчивых правил существует реальная угроза злоупотреблений,
необоснованного посягательства на одно из важнейших условий новой
социально-экономической реальности - неприкосновенность частной собственности.
Поэтому есть серьезная потребность в разработке и принятии специального
закона о национализации".
Действительно,
насчет реальной угрозы посягательства на частную собственность с депутатом
не поспоришь после того, как власти Казахстана два года назад без
оглядки на закон лишили частной собственности известного бизнесмена
Мухтара Аблязова только за то, что он посмел вступить в ряды "Демвыбора
Казахстана" и спорить с властью. А уж сколько было других, не
столь известных случаев, и не счесть! Видимо, поэтому-то в законопроект
его автор заложил норму, запрещающую осуществление национализации
для перераспределения собственности, в целях наказания или разрешения
политических противоречий, а также для обращения имущества в государственную
коммунальную собственность. Само же понятие национализации в проекте
закона определяется как "принудительное возмездное обращение
имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц,
в собственность Республики Казахстан, осуществляемое на основании
специального решения соответствующего государственного органа".
Подчеркнем особо - решения не суда, а государственного органа.
Цели
национализации, сформулированные в законопроекте, также вызывают вопросы.
Дело в том, что под необходимость обеспечения обороноспособности,
безопасности и здоровья населения или удовлетворения потребностей
общества в определенных товарах и услугах чиновники могут подвести
все, что им захочется. В этом мы уже убедились не раз. Сомнения вызывают
и принципы гласности при осуществлении национализации. Например, автор
предлагает утвердить, что "порядок и условия передачи частного
имущества в собственность государства не могут быть признаны государственной
или коммерческой тайной". От этого журналистам легче не станет,
ибо все равно никто им эти сведения не предоставит. Другое дело -
обязать публиковать в прессе и порядок, и условия передачи частного
имущества государству. В таком случае, помимо гласности, был бы убит
и еще один заяц - СМИ смогли бы пополнить свои доходы за счет таких
публикаций. Тем более что средства на осуществление национализации
предлагается выделять из республиканского бюджета, где деньги сейчас
в избытке. Кстати, национализация потребует огромных средств, и поэтому
нельзя не согласиться с предложением о том, что решение о национализации
имущественных комплексов, предприятий, производств, общая стоимость
которых оценивается в сумме, превышающей 500 млн. тенге, должно приниматься
парламентом.
И,
наконец, о главном - может ли национализироваться имущество, принадлежащее
иностранцам? Напомним, что сегодня они контролируют значительную часть
природных богатств Казахстана, лишая наш народ изрядной части доходов,
принадлежащих ему по праву собственника этих ресурсов. К чести Валентина
Макалкина, он свой Рубикон перешел, заложив в законопроект статью
14, посвященную этому вопросу. В ней указывается, что имущество иностранных
компаний и граждан национализируется на тех же принципах, по которым
государство строит отношения с отечественным бизнесом и гражданами.
Правда, не очень понятно, кто же все-таки будет оценивать стоимость
такого имущества и по каким принципам - в проекте говорится лишь о
некоем независимом оценщике.
Кстати,
в собственность государства могут обращаться не только заводы и фабрики,
но также исторические и культурные ценности, причем как по предложению
государственных органов, так и общественных объединений, международных
организаций. Сразу же представляется, как у несчастного нашего соотечественника
чиновники отбирают семейный фотоальбом по требованию каких-нибудь
его недоброжелателей в лице, скажем, некоего благотворительного фонда
и клуба фотографов. Или, скажем, кому-нибудь придет в голову лишить
уважаемого Имангали Тасмагамбетова, нынешнего руководителя президентской
администрации, его знаменитой коллекции казахских ювелирных изделий.
Сделать это по новому закону будет очень легко. А еще в проекте закона
говорится о национализации объектов интеллектуальной собственности
и земельных участков! Тут уж гляди, как бы не дошло дело до гражданской
войны! Ведь стоит увлечься национализацией, и дело легко перейдет
в экспроприацию экспроприаторов, что мы уже, к несчастью, проходили.
Тулеген АСКАРОВ
Деньги будут дешеветь
Это
стало ясно после того, как международное рейтинговое агентство "Standard
& Poor's Rating Services" объявило о повышении кредитных
рейтингов Казахстана по обязательствам в иностранной валюте с "ВВ+/В"
до "ВВВ-/А-3" и кредитных рейтингов по обязательствам в
национальной валюте с "ВВВ-/А-3" до "ВВВ/ А-3".
Прогноз рейтингов - "Стабильный".
Появление
этой новости совпало по времени с окончанием визита главы нашего государства
в Китай, где среди прочих было подписано соглашение о строительстве
нефтепровода в эту страну, а также с очередным скачком цен на нефть
на мировых рынках. Так что, в принципе, ничего неожиданного в решении
"S&P" не было - и так понятно, что при нынешних сказочных
ценах на нефть нашей стране не остается ничего другого, как пожинать
плоды экономического подъема.
Как
отметили аналитики агентства, Казахстан стал девятым государством
из числа имеющих рейтинг от "S&P", совершившим переход
из спекулятивной в инвестиционную рейтинговую категорию. По мнению
"S&P", бюджет-2004 будет исполнен с профицитом примерно
на уровне в 2,2% от ВВП, а после отчисления части доходов в Национальный
фонд образуется дефицит на уровне 0,8% ВВП. Профицит в этом году уготован
и платежному балансу - на уровне в 1,3% в отличие от прошлогоднего
дефицита в 0,2%. Инфляцию в агентстве прогнозируют на уровне в 6,4%,
темпы роста экономики - 8,8%. Ждут здесь и снижения совокупного государственного
долга на 1,5-2% ежегодно. К приятным новостям можно отнести и то,
что, по расчетам агентства, при резком спаде цен на нефть до 15 долларов
за баррель наш бюджет сможет выдержать это испытание в течение трех
лет.
Впрочем,
пока особого оптимизма в "S&P" не выражают, ссылаясь
на централизованную и недостаточно открытую систему управления Казахстаном,
слабую институциональную и судебно-правовую системы, несовершенную
структуру нашей экономики и низкие душевые доходы населения. Интересно
и то, что отечественный фондовый рынок практически не реагировал на
решение агентства, а биржевые аналитики вообще оценили его как "мертвый".
Ими сейчас прогнозируется новый виток снижения доходности по государственным
и корпоративным облигациям, что не может не разочаровать будущих пенсионеров,
а также дальнейшее укрепление тенге к доллару. Оно и понятно - чем
выше наши рейтинги, тем дешевле становятся деньги на рынке. Правда,
как раз в день оглашения новых рейтингов от "S&P" на
валютном рынке доллар начал неожиданно укрепляться против тенге.
Вслед
за ростом суверенного рейтинга агентством для "Банка развития
Казахстана" были повышены долгосрочный кредитный рейтинг (с "ВВ+"
до "BBВ-"), а также рейтинг приоритетного необеспеченного
долга с прогнозом "Стабильный". Краткосрочный кредитный
рейтинг банка поднялся с "В" до "А-3". А вот рейтинги
таких крупных государственных компаний, как "KEGOC", "Ќазаќстан
Темір Жолы", "КазТрансГаз", "Интергаз Центральная
Азия", "КазТрансОйл", пока решено оставить ниже суверенных.
Что
касается других рейтинговых агентств, то от "Moody"s"
у нашей страны уже есть инвестиционный рейтинг "Baa3", тогда
как по оценке "Fitch" Казахстану приходится довольствоваться
рейтингом "BB+".
Берик ТЕМИБАЕВ
Это мы уже проходили
Если
в этом году обувь на наших рынках и в магазинах заметно подорожает,
то покупателям не придется искать виновников - они смело могут обращать
свой гнев на мажилисмена Виктора ЕГОРОВА.
В
своем запросе на имя премьер-министра Даниала Ахметова депутат предлагает
установить пошлину на ввоз обуви до 20% + 2 евро за пару на период
аж до 2008 года! Кроме того, г-н Егоров просит ввести квоты на импорт
китайской обуви, которая, по его мнению, "наносит невосполнимый
вред здоровью населения Казахстана, особенно детям, и приводит к инвалидности".
И, наконец, мажилисмен требует "принять действенные меры по пресечению
"теневого" импорта товаров, "карго-перевозок"
и создать равные конкурентные условия в стране для всех участников
кожевенно-обувного бизнеса".
Но,
скорее всего, депутата не столько заботит здоровье нашего народа,
сколько интересы кожевенно-обувных промышленников нашего Отечества.
А их у нас немало - 32 предприятия, мощности которых загружены только
на 20%. Положа руку на сердце, скажем откровенно: уважаемые обувщики
и в советское время, когда наш рынок был почти полностью изолирован
от внешнего мира, не особо блистали качеством своей продукции и кожи,
из которой делались туфли и сапожки. Поэтому пределом мечтаний была
финская или чешская обувь, а волшебное слово "саламандер"
казалось чем-то недосягаемым из ряда "салями", "виски"
и тому подобного. Так что уважаемый депутат явно лукавит, когда говорит
о том, что до независимости отечественные обувщики обеспечивали внутренний
рынок на 65-70 %. Выбора-то у нас не было! Ну а поскольку тогда в
год производилось свыше 56 млн. пар казахстанской обуви, то прилавки
магазинов были просто завалены некачественным хламом, внешне напоминающим
обувь.
К
счастью, теперь на рынке есть все и, самое главное, на любой карман.
Вот в эту-то новую реальность и никак не могут вписаться казахстанские
обувщики. И не только одни они. Вот пытались у нас как-то защитить
местных ткачей и швей, предоставив им возможность получить госзаказ
на школьную форму. И где она? Вышло нечто не слишком удобное для детей,
как и положено при отсутствии конкуренции. В общем, депутатская мораль
вопроса ясна: поскольку на мировые рынки наши обувщики и прочие их
коллеги по легкой промышленности выйдут еще не скоро, то нужно защищать
их за счет потребителей, то есть своих же сограждан. Последним, кстати,
при любом раскладе качественная отечественная обувь все равно будет
не по карману - достаточно посмотреть, как кусаются цены на российскую
продукцию.
Что
касается санкций, предлагаемых депутатом против китайских обувщиков,
то тут мажилисмену следовало бы выражаться деликатнее. Во-первых,
момент оглашения депутатского запроса совпал по времени с визитом
главы государства в Китай, где нашей стране была обещана поддержка
для вступления в ВТО. А как раз китайских обувщиков депутат обвиняет
в том, что у нас около 80% детей и подростков страдает плоскостопием,
которая, кстати, является формой инвалидности, ибо при ее наличии
призывников не берут в армию. Получается, что во имя вступления в
ВТО руководство страны готово превратить будущее страны в плоскостопных
инвалидов! Во-вторых, немногим ранее аким Алматы требовал запретить
японские автомобили с правым рулем, и поэтому у многих к востоку от
нашей страны наверняка возникло ощущение, что казахстанские власти
явно недолюбливают азиатов.
Кстати,
китайцам досталось от депутата еще и за то, что они нелегально и задешево
вывозят из Казахстана шкуры крупного и мелкого рогатого скота. Здесь
рецепт г-на Егорова прост - поднять таможенные пошлины на вывоз необработанных
шкур. Ориентиром может служить российская планка в 500 евро за тонну
такого сырья против 50 евро у нас.
В
заключение немного обувной статистики, оглашенной депутатом. Она впечатляет:
оказывается, ежедневно в нашей стране покупается до 200 тысяч пар
обуви, а ее ежегодный ввоз в Казахстан составляет не менее 2 млрд.
долларов. От занижения таможенной стоимости обуви в бюджет не поступают
как минимум 2,9 млрд. тенге в год при учете только официального импорта.
А в целом на "теневых" туфельках и башмаках бюджет недополучает
более 60 млрд. тенге. Причем приобретаем мы этот контрафакт по цене
ниже как минимум на 60-70% по сравнению с продукцией отечественных
обувщиков. Правда, это депутатское сравнение несколько отдает мистикой,
ибо обувь казахстанского производства днем с огнем не отыскать на
прилавках. Кстати, было бы интересно узнать в этой связи, какую обувь
носит сам г-н Егоров.
Михаил ЮРЬЕВ