Мария ЛЕБЕДЕВА:Радио - это моя судьба
Май
- праздничный месяц. В череде его красных дат и День радио. Когда-то
этот профессиональный праздник "тружеников микрофона" отмечался
в Казахстане на самом высоком уровне. Сейчас о нем незаслуженно забыли,
впрочем, как и о многих людях, кто создавал когда-то славу казахстанской
радиожурналистики.
Заслуженный
работник культуры РК Мария Семеновна Лебедева поистине уникальный
человек - 53 года она проработала на одном месте, в "Последних
известиях" Казахского радио! Это при ее непосредственном участии
юное тогда национальное радиовещание росло, мужало, становилось профессиональнее,
чтобы в 70-80-е годы стать мощной телерадиовещательной империей. Когда-то
под руководством Марии Семеновны с "Последних известий"
Казахского радио начиналась и моя жизнь в журналистике. И нам было
о чем поговорить.
ВЧЕРА
И СЕГОДНЯ
-
Сейчас от казахского радио практически ничего не осталось. Оно явно
проигрывает в конкурентной борьбе многочисленным радиостудиям, которых
расплодилось превеликое множество. У вас есть желание слушать современное
радио?
-
Слушаю-то иногда слушаю, да слушать нечего. Раньше радио воспитывало,
а теперь развлекает. И что передают: "Маня, здравствуй, привет
тебе шлет Ваня. И для Мани мы сейчас исполним песню". После чего
звучит безголосая песня. Вы спросите любого из нынешних молодых, слышал
ли он по радио какую-то оперу? Или хотя бы романс в исполнении Лемешева
или Козловского? А ведь это высокая культура. Даже в 40-е послевоенные
годы, когда и объем-то радиовещания был небольшим, систематически
транслировались оперные спектакли.
Из
нынешних молодых мало кто знает, что в первые годы своего существования
радио вещало только "вживую": монтажные микрофоны и различная
звукозаписывающая техника были изобретены позже. Но тогдашний прямой
эфир не имеет ничего общего с нынешним - импровизация в эфире была
категорически запрещена. Текст не только дикторами, но и выступающими
читался строго по бумаге, при этом каждое слово до эфира просматривалось
цензором, и ставился специальный разрешительный штамп допуска к эфиру.
Переносных легких магнитофонов не было, поэтому выступающие приглашались
в студии.
И
если они плохо читали текст в эфире, то редактор получал взбучку за
плохую подготовку. Поэтому когда в начале 50-х годов появились первые
переносные, пусть еще очень тяжелые и громоздкие магнитофоны, радиожурналисты
вздохнули с облегчением - появилась возможность не только заранее
записать текст, но и монтировать его.
-
А как вы воспринимали то, что все подвергалось цензуре, "литовалось",
как тогда говорили?
-
А у нас и в мыслях не было, что может быть иначе. А с другой стороны,
посмотри - вот сейчас нет цензуры, и что мы в итоге получили? Я не
могу слышать тот словесный мусор, который извергается из радио. Ведь
это же ужас! Недавно, не помню, по какой программе, прозвучал такой
опус: "О себе могу сказать - 13 см". Я чуть со стула не
упала.
У
нас сейчас в радиоэфире свободу слова явно перепутали со вседозволенностью.
НАЧАЛО
В
Алма-Ату семья Лебедевых приехала в 1930 году из Семипалатинска. Город
привлек их теплым климатом, а еще тем, что в нем, в отличие от продуваемого
Семипалатинска, всегда стояло безветрие. Семья была большая - одних
детей шестеро душ. Муся сразу пошла в школу, в первый класс. Училась
ровно. Вскоре обозначился и интерес, который в будущем стал профессией.
Дело
в том, что в Алма-Ате в 30-х годах начали монтировать первую радиостудию,
располагалась она тогда в кафедральном соборе, который был превращен
в обычное административное здание. В этом монтаже принимал участие
старший брат Муси. Он много рассказывал о таком чуде, как радио, а
позже братья дома сами собрали приемник, и девочка часами от него
не отходила. Наверное, отсюда все и пошло.
-
Что представляло из себя Казахское радио, когда вы туда пришли?
-
Я пришла на радио после окончания университета 1 июля 1945 года. Все
вещание составляло 7 часов 42 минуты в сутки. Но в эти 7 часов ухитрялись
даже транслировать оперы! Были специальные передачи для крестьян,
их делал Илья Маркович Порецкий. Промышленной редакции как самостоятельного
подразделения тогда не было, это все входило в редакцию пропаганды.
Тогда были детская и литературная редакции, музыкальная и пропаганды
- вот костяк, из которого потом возникли другие подразделения. В 1948
году как самостоятельная появилась редакция "Последних известий".
Ее первым главным редактором был Владимир Наумович Рапопорт, с которым
я проработала 16 лет.
-
А свою первую передачу вы помните?
-
Помню, когда я пришла, мне дали редактировать статью какого-то агронома
про тракторы. Я понятия не имела, что такое трактор, но текст честно
отредактировала.
-
"Последние известия" всегда были редакцией, которая находилась,
что называется, "на переднем крае".
Мы
работали без права на ошибку. И если в передачах других редакций что-то
могло и проскочить, то здесь получали нагоняй по полной программе.
-
Так ведь выпуски "Последних известий" слушала не только
вся страна, но и все начальство, до самого верха. Более того, по нашей
работе судили обо всем радио.
Рабочий
день у Марии Лебедевой начинался с 7 утра (она делала еще и утренние
обзоры газет), а заканчивался глубокой ночью, после того, как отзвучат
все выпуски новостей и будет подготовлен первый утренний шестичасовой
выпуск, который записывался с вечера. Меня всегда поражала в ней удивительная,
какая-то неистовая трудоспособность. Когда мне в первый раз пришлось
замещать ее на время отпуска, помню, как в первые дни у меня от напряжения
к концу дня начинали дрожать колени. Ведь за день не один десяток
раз приходилось сбегать то в аппаратную, то в дикторскую, то к стенографисткам,
то к машинисткам, прочитать и отредактировать огромное количество
информации, смонтировать пленки с записью, и много еще чего приходилось
делать. Не случайно о Марии Семеновне на радио ходили легенды, и не
случайно не было человека, который бы ее не знал.
ВЫГОВОРЫ
С ПОСЛЕДНИМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ
-
Мария Семеновна, насколько я знаю, у вас два высших образования -
журналиста и историка. Зачем вам, уже работая на радио, надо было
вновь садиться за парту?
-
На то у меня была веская причина. Шел декабрь 1952 года. После 6 часов
вечера, когда начальство уже ушло, в редакции раздался звонок. Звонил
Коля Александров, заведующий отделом КазТАГа, он сказал, что получен
указ о Центральной избирательной комиссии. Что делать? Будем ли мы
включать его в вечерний и утренний выпуски? Я ответила, что все разошлись,
поэтому указ пусть останется до завтра.
Утром
только я переступила порог редакции, меня вызывают к председателю
Комитета. Он спрашивает:
-
Вам вчера звонил Александров?
-
Звонил.
-
Что вы ему сказали?
-
Сказала, что никого из руководства нет, в редакции я одна…
В то же время председатель, разговаривая со мной, снимал трубку постоянно
звонящего телефона и говорил: "Она у меня, дает объяснения".
Я вижу - дело худо, давай реветь, думаю, сейчас приедут и меня заберут.
За что, я еще не знала, но что заберут, была уверена.
Председатель
вызвал на разборку и нашего главного редактора Владимира Рапопорта,
тот, видя, что я совсем уреванная, предложил: "Давайте мы дадим
полностью текст указа вместо утреннего обзора газет". Начальство
с ним согласилось. Потом председатель вызвал начальника отдела кадров
и сказал: "Пиши на нее приказ за то, что задержала материал особой
государственности важности". Но тут же добавил: "Нет, я
сам напишу". Кстати, приказы на меня собственноручно писали три
председателя.
-
И что вам тогда влепили?
-
Строгий выговор с последним предупреждением. Вот тогда я и подумала
- если меня выгонят, куда пойду? Решила подстраховаться и получить
вторую специальность.
-
Я знаю, что вас и не с первого раза приняли в партию. Тоже из-за политической
незрелости?
- И такое было. Шли выборы, голосовали, естественно, за Сталина, а
я молодая, ветер в голове, целый день где-то прогуляла (до сих пор
не могу вспомнить, где) и пришла голосовать только перед закрытием
избирательного участка, без пяти двенадцать ночи. Естественно, там
сразу сообщили, куда следует. А я как раз незадолго до этого подала
заявление в партию. Вызвал меня секретарь парткома и говорит: "Забери
свое заявление, мы считаем, что ты еще недостаточно созрела, чтобы
вступить в партию. Нам сообщили, что ты проголосовала за товарища
Сталина без пяти двенадцать. Подумай над своим поведением".
-
Но в партию вы все-таки вступили?
-
Да, через год. Помню еще один выговор, который мне тоже писал председатель.
-
Нормальные люди вспоминают благодарности, а вы - выговоры.
-
Благодарности - дело житейское, как говорится, а вот выговор - это
всегда ЧП, вот они и запомнились, тем более что это характеризовало
то, ушедшее время…
Итак,
началась выборная кампания в Верховный Совет, выдвижение депутатов.
Я сижу готовлю очередной выпуск новостей. А надо было показать, что
выдвигаются люди разных специальностей - и руководители, и рабочие,
и предствители интеллигенции. Я сделала выборку из множества фамилий
примерно на страничку и при этом упомянула только одного из секретарей
обкома. А в этот же день дал согласие баллотироваться и секретарь
Северо-Казахстанского обкома партии. Он послушал "Последние известия",
а его фамилии нет. Звонит в ЦК и спрашивает, что, мою кандидатуру
разве сняли? Я сам слышал по радио, что про того-то сказали, а про
меня нет.
И
разгорелся страшный скандал! Дошло до ЦК КП Казахстана. У второго
секретаря ЦК собрали руководителей всех СМИ. Оказалось, что "Казправда"
дала одни фамилии, "Социалистик Казахстан" - другие, радио
- третьи. Но у меня получилось, что в перечисленном списке были только
казахские фамилии, поэтому секретарь ЦК обвинил меня в националистических
наклонностях. На что наш председатель и говорит: "Да она русская".
"Все равно, - отвечают, - какая-то часть населения может нас
неправильно понять. Накажите ее". И опять председатель писал
на меня приказ.
-
И сколько же у вас было выговоров?
-
В "Последних известиях" я заработала 17 выговоров с последним
предупреждением.
-
Лихо! И тем не менее вы не изменили этой редакции, хотя в других,
казалось, было куда спокойнее работать.
-
Я по характеру непоседливый, очень живой человек, кроме того, мне
нравилось быть в гуще событий, первой узнавать обо всем. А в другой
редакции мне было бы, наверное, скучно.
Восемь
лет я делала спецвыпуски о Казахстане для радиостанции "Маяк".
Это была сложная работа - надо было отбирать новости, характерные
для Казахстана и в то же время представляющие интерес для всей страны.
Надо сказать, "Маяк" с большим уважением к нам относился.
И вообще в Союзе Казахское радио считалось одним из лучших.
НЕЗАБЫВАЕМЫЕ
ВСТРЕЧИ
-
Мария Семеновна, радио давало вам уникальный повод встретиться с известными
людьми.
-
Помню, для освещения партийных съездов из Москвы в Алма-Ату приезжала
специальная бригада. Вот откуда я знаю таких классиков советской радиожурналистики,
как Гюне, Ретинский, Летунов. К нам приезжали учить наших дикторов
и такие корифеи, как Левитан и Герцег.
-
С Кунаевым вам тоже приходилось встречаться?
-
Да, но только когда он был президентом Академии Наук. И Сатпаева мне
приходилось не раз записывать - и когда он был президентом академии,
и потом, когда попал в опалу и работал в институте геологии. Журналистика
заставляла постоянно работать над собой, ведь чтобы идти к тому же
Сатпаеву, например, надо было что-то знать о нем.
Кстати,
в этом отношении я получила урок на всю жизнь от Хадиши Букеевой.
Помню, в середине 50-х годов я пришла брать у нее интервью после премьеры
"Укрощения строптивой", где она сыграла главную роль. Этот
спектакль впервые был поставлен на казахском языке. Постановка наделала
много шума, о ней говорил весь город. Когда я пришла, Хадиша меня
спросила, видела ли я спектакль, и я простодушно ответила: "Нет".
На что она сказала: "В таком случае нам с вами не о чем разговаривать".
И выпроводила меня. Поэтому когда позже Рапопорт отправил меня брать
интервью у Габидена Мустафина, я всю ночь не спала, читала его "Караганду".
-
А вы не думали писать мемуары?
-
Раньше я как-то об этом не задумывалась. Хотя мне действительно довелось
встретиться с очень интересными людьми. Я брала интервью у знаменитого
академика Бардина, удивительно красивого мужчины, который трагически
погиб при взрыве доменной печи. Писала наших известных актеров, писателей,
художников... Мне легче сказать, кого я не писала. И Мухтара Ауэзова,
и Тамару Ханум, помню, она сказала мне, что не любит чулок, поэтому
ходит в босоножках на босы ноги.
К
нам приезжали и много московских актеров. Я писала интервью с Василием
Лановым, Юлией Борисовой, Людмилой Целиковской, которая говорила:
"Я хожу по улицам Алма-Аты и все время плачу". Она ведь
здесь жила и работала во время войны с группой других известных актеров
на Центральной объединенной киностудии. Даже в преклонном возрасте
Целиковская была удивительно красивой женщиной с длиннющими ресницами.
Несколько
раз мне посчастливилось встретиться с Галиной Улановой. Она произвела
на меня впечатление очень одинокого человека. И меня поразило, с какой
откровенностью она разговаривала со мной. Причем не жаловалась, а
она просто рассказывала о своей жизни. От нее я узнала подробности
о последних днях Юрия Завадского, знаменитого режиссера театра имени
Моссовета, который был ее мужем. Уланова - поистине уникальный человек,
необыкновенно глубокий.
-
Обычная профессия вам такие встречи не подарила бы.
-
За это я ее и люблю.
-
Кроме всего прочего сотрудники "Последних известий" готовили
и вели репортажи с Первомайских и Ноябрьских демонстраций, а также
с празднования Дня Победы.
-
И когда в прошлом году я услышала Первомайский репортаж из Астаны,
то поразилась, настолько плохо и бесталанно он был сделан. Мне стало
горько и обидно, что мы всю жизнь создавали мощную идеологическую
систему, а наши нынешние последователи все это так бездарно уничтожили.
-
И тем не менее, если бы вам предложили начать все сначала?
-
Я бы все повторила.
Радио
было для Марии Семеновны Лебедевой всем - и работой, и семьей. Ради
него она пожертвовала своей личной жизнью, так и оставшись одна. Сейчас
ей уже за восемьдесят, она живет в центре Алма-Аты в маленькой квартирке,
и нынешние сотрудники Казахского радио о ней уже не вспоминают, как,
впрочем, и о многих других, живущих и уже ушедших от нас радишников,
которые были преданы своей профессии, которые честно служили Отечеству
и которые на склоне лет оказались этому Отечеству не нужны. А что
может быть горше и обиднее неблагодарности потомков?
Елена БРУСИЛОВСКАЯ