Пострадавших от ядерных испытаний - под защиту государства
В
СЕМИПАЛАТИНСКЕ ПО ИНИЦИАТИВЕ ПАРТИИ "АК ЖОЛ" БЫЛ ПРОВЕДЕН
"КРУГЛЫЙ СТОЛ" НА ТЕМУ "ПРОБЛЕМЫ СЕМИПАЛАТИНСКОГО ИСПЫТАТЕЛЬНОГО
ЯДЕРНОГО ПОЛИГОНА И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ".
Проблема
для жителей региона - более чем актуальная. Последствия ядерных испытаний
трагичны. Здоровью населения районов, прилегающих к Семипалатинскому
региону, нанесен непоправимый вред. Средняя продолжительность жизни
здесь не превышает 40-50 лет. Радиационное воздействие привело к резкому
ослаблению иммунитета, что увеличивает количество заболеваний, обостряет
течение и длительность болезней. У пострадавших от радиоактивного
облучения значительно чаще встречаются злокачественные образования.
Анемия, необычные поражения кожного покрова, нарушения артериального
давления, патология крови и сосудов, преждевременное старение, психические
заболевания, суициды - все это печальное наследие полигона.
Как
известно, 18 декабря 1992 года был принят Закон Республики Казахстан
"О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных
испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне".
Однако, закон по существу не работает. На ряд его положений в свое
время был введен мораторий из-за экономических трудностей и недостатка
средств. Сегодня наше государство достаточно окрепло. Но о законе
забыли, пострадавшие от ядерных испытаний по-прежнему остаются один
на один со своими проблемами.
Обо
всем этом и шла речь за "круглым столом", участниками которого
стали представители политических партий, общественных объединений,
медицинских, государственных учреждений, журналисты.
В
его работе приняли участие сопредседатель партии "Ак жол",
председатель ее Президиума Болат Абилов, известный писатель и общественный
деятель Роллан Сейсенбаев, член Центрального совета партии Серикхан
Жакупов.
Вел
"круглый стол" Болат Абилов. Тепло поприветствовав собравшихся
и поблагодарив их за то, что откликнулись на предложение "Ак
жола" обсудить наболевшие вопросы региона, Б. Абилов сказал:
-
Мы все знаем, какие трагические последствия имели взрывы атомных бомб,
проводившиеся на Семипалатинском полигоне, особенно наземные испытания,
в том числе водородных бомб. Мы знаем, что пришлось пережить людям,
живущим на этой земле, на земле наших великих предков - ученых, просветителей,
поэтов. Какими страданиями обернулись ядерные испытания для населения
территории, равной по величине Франции. К тому времени давно закончилась
Великая Отечественная война, в которой советский народ вышел победителем.
Но то, что происходило здесь в конце сороковых, в начале пятидесятых
годов, можно назвать войной против своего населения, против своего
народа. Ее вела страшная машина под названием "советская система",
которая никогда не щадила людей. И Казахстан, казахстанская степь
с ее обитателями были подвергнуты страшному ядерному прессу. Последствия
ядерных взрывов многие ощущают до сих пор. Я сам жил в соседней Карагандинской
области и знаю непонаслышке, чем обернулись ядерные взрывы для жителей.
Мой близкий родственник, десять лет живший неподалеку от полигона,
сегодня тяжело болен, у него рак. Это также отголосок ядерных испытаний.
Ситуация
в регионе тяжелая. При советской системе никто об этом не говорил,
никто эту проблему не поднимал. И когда последствия испытаний стали
достоянием гласности, люди отказывались верить: неужели такое возможно?
Неужели все это происходило на нашей земле? Как можно сбрасывать атомные
бомбы вблизи населенных пунктов, подвергая опасности жизнь своих граждан?
Оказывается, возможно. Мы все жили в то время, мы все - свидетели
происходившего.
Первыми
голос протеста подали участники движения "Невада - Семипалатинск",
которое возглавил Олжас Сулейменов. Это движение сыграло огромную
роль в закрытии полигона. У нас принято говорить, что президент закрыл
полигон. Или вот сейчас, то и дело слышим, что президент наложил вето
на Закон "О средствах массовой информации". Недавно в Алматы
был "круглый стол", и я прямо сказал, что вето наложили
мы, казахстанцы, потому что впервые партии, общественные объединения,
движения, независимые СМИ очень сильно критиковали этот закон и выступали
против этого закона. Президент вынужден был подчиниться. Если бы мы
промолчали, то закон был бы принят.
Так
и в случае с полигоном. Люди, общественность Казахстана, поднялись
с решительным требованием прекратить ядерные испытания, закрыть полигон
- и президент вынужден был прислушаться к нашей воле. Поэтому, мы
считаем, очень важно, что общественное движение "Невада - Семипалатинск"
сыграло свою роль не только в закрытии полигона, но и в пробуждении
общественного сознания казахстанцев. Я сам был активным участником
этого движения, участвовал во многих акциях, в том числе и в Семипалатинске,
и у стен города Курчатова. Это движение впервые показало нам, что
мы сами что-то можем, что если мы, люди, будем выступать вместе, то
мы победим.
Вот
так под давлением общественности полигон был закрыт. Первый казахстанский
парламент начала 90-х годов, как все помнят, был очень демократичным,
очень активным. Рядом со мной сидит Серикхан Жакупов, который был
депутатом нашего первого парламента. Он один из инициаторов и авторов
Закона "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие
ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", принятого в 1992
году. Но, как известно, этот закон был приостановлен и сейчас действует
в каком-то усеченном варианте, что, конечно же, не устраивает никого
из тех, чью социальную защиту он призван обеспечивать.
Р.
Сейсенбаев, писатель, общественный деятель:
-
Мы помним, как Олжас Омарович выступал в Неваде, как он всколыхнул
не только американскую общественность, но и весь мир. Вообще, я ни
в каких партиях и ни в каких движениях не участвую. Я стараюсь вести
такой образ жизни, чтобы была возможность писать книги - о моих земляках,
о казахстанцах, о человеческой душе. Это главная задача писателя.
Но здесь особый случай. "Ак жол" - это одна из самых активных
партий. И сегодня здесь по ее приглашению те, кто очень много сделал
для движения "Невада - Семипалатинск", для того, чтобы помочь
народу, который находится в очень трудном положении, помочь нашим
людям, которые перенесли тяжесть ядерных испытаний. Это замечательно.
Поэтому я счел, что я должен быть здесь, с вами, чтобы поговорить
о наших делах и заботах. Когда-то, будучи совсем молодым человеком,
я написал рассказ, в котором глазами семилетнего мальчика видится
картина испытания водородной бомбы. И в этих детских глазах отражается
вся боль нашего народа, все ужасы, которые нам суждено было пережить.
Но человек меняется медленно. Поэтому о некоторых вещах надо напоминать
вновь и вновь. Напоминать о той боли, которую испытали люди моей земли.
Сейчас я заканчиваю роман "Будущий хлеб взойдет на трупах".
Речь в нем снова идет о Семипалатинске. И для меня очень важно, что
акжоловцы собрали всех нас, чтобы еще раз обратить внимание президента,
правительства, самих семипалатинцев на проблемы региона. В начале
июня мне предстоит поездка в Японию. Я надеюсь и там поднять вопрос
о последствиях ядерных испытаний в Семипалатинске. Я всей душой поддерживаю
начинание акжоловцев и очень надеюсь, что их усилия, наши совместные
усилия помогут пробудить правительство Казахстана.
С.
Жакупов - юрист, член Центрального совета партии "Ак жол":
- Как вы знаете, в 1992 году был принят Закон "О социальной
защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
ядерном полигоне". Я в то время был депутатом Верховного Совета
Республики Казахстан и, конечно, наряду с моими земляками-депутатами,
принимал активное участие в разработке данного закона. Мы стремились
законодательно обеспечить надежную защиту тех, кто пострадал от ядерных
испытаний. Но денежных средств тогда у государства было мало, экономика
была в упадке. Ученые предложили территории, прилегающие к полигону,
разделить на зоны риска в зависимости от радиационной загрязненности
территории. Соответственно от градации территории на зоны риска зависели
объем и размер льгот и компенсаций, получаемых населением. Естественно,
такое решение вопроса давало возможность государству сэкономить денежные
средства. Так, город Семипалатинск с населением 250 тысяч человек,
находящийся в непосредственной близости от полигона, был отнесен к
зоне повышенного радиационного риска, что предопределяло значительную
ущемленность его жителей в праве на реабилитацию здоровья, подорванного
ядерными испытаниями, по сравнению с такими же категориями жителей,
но проживающими в зоне чрезвычайного и максимального риска. Но впоследствии
Указом президента, а чуть позже, в 1997 году, депутатами парламента,
из 14 льгот и компенсаций, предусмотренных действующим законом, были
приостановлены 8. Сейчас оставшиеся незначительные льготы в основном
распространяются на жителей зон чрезвычайного и максимального радиационного
риска, и то в усеченном виде. Схема ядерного загрязнения показывает,
что Семипалатинск никак не мог быть обойден радиационным воздействием.
Фактически деление территорий, прилегающих к полигону, на зоны риска
происходило чисто механически без достаточно научно обоснованных выводов.
В период принятия закона практически невозможно было точно определить
уровень радиации, а следовательно, и сегментировать территорию на
соответствующие зоны, тем более провести четкую грань между максимальной
и повышенной зонами риска. Как известно, точное определение радиоактивной
дозы может быть установлено непосредственными замерами лишь в момент
прохождения радиоактивного облака. Тем более, когда осуществлялись
первые воздушные и наземные ядерные взрывы, отсутствовали разработанные
нормы безопасности, а индивидуальных дозиметрических приборов не было
вовсе. По мнению ученых, формирование 90 % эффективных эквивалентных
доз для облученной части населения произошло в период атмосферных
ядерных испытаний. Причем кроме радиационного облучения во время этих
взрывов на людей воздействовали инфразвуковые, электромагнитные волны
и другие факторы. Как доказали ученые, наиболее значимые локальные
следы радиоактивных веществ были обнаружены от наземных и воздушных
ядерных испытаний, проводившихся в 1949, 1951, 1953 и 1956 годах не
только на территории, непосредственно прилегающей к полигону, но и
далеко за ее пределами, вплоть до Алтайского края России. Поэтому
мы считаем, что с 1949 по 1963 год, во время этих ядерных взрывов
сверхнормативные дозы облучения получили не только жители зоны чрезвычайного
и максимального радиационного риска, но и жители зоны повышенного
риска. Суть нашего предложения заключается в том, чтобы расширить
перечень льгот и компенсаций и, самое главное, одинаково распространить
их на жителей указанных выше трех зон, которые с 1949 по 1963 год
проживали вблизи полигона. Именно эти граждане вынесли на себе все
тяготы этих ядерных испытаний, и, по существу, подвергались прямому
облучению, они получили дозы выше предельных в десятки и сотни раз.
Они страдают от болезней, вызванных ядерным облучением, многие не
доживают до 50 лет. У них значительно чаще встречаются злокачественные
образования. Известно, что под воздействием радиоактивного облучения
происходят мутации в генах организма человека, появляются болезни,
которых раньше не знали предки. Время идет. Нерешенных проблем полигона
очень много. Нанесен огромный, трудно прогнозируемый по своим последствиям
экологический, биологический и моральный ущерб. Все эти проблемы надо
решать, причем, как говорят, надо решать, "не откладывая в долгий
ящик". Время не терпит. Сегодня среди представителей первого
поколения, кто пострадал от этих наземных и воздушных ядерных испытаний,
в живых остались практически единицы. Их детям уже далеко за сорок
и пятьдесят лет. Они болеют и умирают. И наш долг, долг государства,
в первую очередь, помочь им, пока они живы. Тем более, что экономика
нашего государства нынче на подъеме. Я считаю, что в отношении указанных
выше категорий граждан, их потомков второго и третьего поколения в
обязательном порядке надо ввести бесплатное ежегодное комплексное
медицинское обследование. А в случае обнаружения у них болезней, которые
входят в перечень болезней, возникающих от радиационного облучения,
утвержденного распоряжением правительства Республики Казахстан в январе
2004 года, эти лица, по предъявлении документов, юридически подтверждающих
их фактическое проживание на территориях, прилегающих к полигону,
во время воздушных и наземных ядерных испытаний с 1949 по 1963 год,
должны автоматически пользоваться всеми льготами и компенсациями,
предусмотренными в перечне проекта закона. Считаю, что предлагаемые
нами изменения и дополнения в действующий закон будут направлены на
повышение адресности социальной помощи, что даст государству возможность
использовать денежные средства более оптимально и позволит государству
успешно решить первоочередные проблемы, с которыми граждане Семипалатинского
региона сталкиваются сейчас.
Н.
Чайжунусова, доктор медицинских наук, замдиректора НИИ радиационной
медицины:
-
Наш институт был открыт вскоре после прекращения деятельности полигона.
В институте работает много ученых над проблемами улучшения здоровья
населения, над тем, как помочь людям, которые пострадали от ядерных
испытаний. Три года назад при институте был открыт стационар. На сегодня
лечение в нем прошли более 4000 человек, на нынешний год запланировано
пролечить еще 1200 человек. Работают выездные бригады, которые обследуют
население. В поликлинике обследовано 27 000 человек. Мы работаем в
контакте не только с местным диагностическим центром, но и со специалистами
из Японии, США, Германии. По многим вопросам консультируемся с ними.
Г.
Искакова, политолог, кандидат исторических наук:
-
Проблема, которую поднимает сегодня партия "Ак жол", касается
всех семипалатинцев. И все они уверены в том, что идею о действенной
социальной защите пострадавших поддержат. Но я хотела бы спросить
присутствующих здесь ученых медиков вот о чем. Здоровье нации и здоровье
каждого конкретного человека во многом зависит не только от общества
и государства, но и от нас самих, от нашей информированности. Я хотела
бы узнать, насколько полно реализуется мое конституционное право на
получение полной и достоверной информации. Я знаю, что НИИ радиационной
медицины работал еще в советское время, когда много было так называемой
закрытой информации.
Н.
Чайжунусова:
-
Мы работаем в обстановке полной открытости. В нашем институте каждый
может обследоваться бесплатно. Лечение у нас проводится тоже бесплатно.
Только что в нашем онкодиспансере был проведен декадник по раннему
выявлению раковых заболеваний. На первоочередную помощь имеют право
те, у кого есть полигонное удостоверение. Вообще считаю, что медицинское
обслуживание у нас поставлено грамотно. И не нужно нагнетать эмоции.
Реплики
с мест:
-
Людям из окрестных сел из-за их бедности квалифицированная медицинская
помощь вообще недоступна. Да и в городе из-за низкого жизненного уровня
многим не по карману лечение и дорогостоящие лекарства. О какой же
грамотности в медобслуживании можно говорить?!
В.
Кобрин, поэт, активный участник антиядерного движения "Невада
- Семипалатинск":
- Хорошо, что мы собрались сегодня для этого важного разговора.
Мы благодарны за это "Ак жолу". И мы готовы участвовать
в любых акциях, которые помогают делу, идут на пользу людям. Здесь
правильно ставится вопрос о некорректности разделения пострадавших
по зонам риска. Вообще надо иметь в виду, что к тем 40 годам, в течение
которых длились ядерные испытания, надо добавить еще 100-150 лет,
когда будет сказываться радиационное воздействие. Надо подумать о
наших детях, нельзя допустить, чтобы они страдали.
Д.
Мусинов, профессор медакадемии, доктор наук:
-
По нашим обследованиям, Бородулихинский район выходит на одно из первых
мест по раковым заболеваниям. Абсолютное первенство держит традиционно
Бескарагайский район. Конечно же, это последствия полигона. Я занимаюсь
проблемами щитовидной железы. Это тот орган, который наиболее чувствителен
к радиационным излучениям. Сейчас мы опережаем многих в мире по росту
заболеваемости щитовидной железы. И это - последствия полигона. Наша
страна набирает темпы экономического развития. И мы вправе рассчитывать,
что правительство наконец-то по-настоящему возьмется за проблемы нашего
региона.
З.
Симбирцева, член координационного совета движения "Невада - Семипалатинск":
-
Я рада, что появилась партия, которая действительно защищает народ.
Но мне больно слышать, когда уважаемые медработники здесь говорят:
не драматизируйте ситуацию, не нагнетайте эмоции. Радиация прошла
через все клеточки моего тела. Каждый взрыв я ощущала через невыносимые
головные боли до тошноты, через неимоверную ломоту в костях, через
такую слабость, когда лежишь пластом и кажется, что жизнь из тебя
уходит. И после таких мук - нам никакой помощи, никакой защиты. Как
же после этого можно говорить, что не надо эмоций, не надо драматизировать
ситуацию? Это цинизм. Мы все больны. Я инвалид второй группы. Мои
дети больны. Я обследовалась как раз в НИИ радиационной медицины -
там что ни шаг, то нужно платить. Меня полуживую привезли туда и через
неделю выпихнули в таком же состоянии. Все это говорит о том, что
мы никак социально не защищены в родном государстве.
Выступали
еще многие, пришедшие на "круглый стол" - всего он собрал
около 50 человек. Говорили горячо, слова шли из глубины души, говорили
так, как говорят о самом наболевшем. Иногда участники диалога, длившегося
три часа вместо предполагавшихся полутора, расходились в каких-то
частностях. Но в главном все были единодушны: необходим такой закон,
который бы действительно обеспечивал не показную, а реальную социально-правовую
защиту всех, кто пострадал в результате сорокалетних ядерных испытаний
на Семипалатинском полигоне. Участники "круглого стола"
приняли обращение к президенту РК Н. Назарбаеву с просьбой содействовать
принятию справедливого закона в защиту пострадавших от ядерных испытаний.
Подводя
итоги "круглого стола", Болат Абилов подчеркнул, что только
активная гражданская позиция каждого из нас в состоянии заставить
власть повернуться лицом к наболевшим социальным проблемам, в данном
случае - к проблемам, связанным с последствиями ядерных испытаний.
Пресс-служба
Семипалатинского филиала партии "Ак жол"
Президенту Республики Казахстан
господину НАЗАРБАЕВУ Н.А.
Уважаемый
Нурсултан Абишевич!
Участники
настоящего "круглого стола" по проблемам Семипалатинского
полигона обращаются к Вам, как к Главе государства, человеку и политическому
деятелю, который первым принял поистине историческое решение по закрытию
испытательного ядерного полигона и тем самым создал предпосылку для
введения моратория на ядерные испытания в мире.
Последствия
ядерных испытаний трагичны. Здоровью населения районов, прилегающих
к Семипалатинскому полигону, нанесен непоправимый вред. Средняя продолжительность
жизни здесь не превышает 40-50 лет. У пострадавших от радиоактивного
облучения значительно чаще встречаются злокачественные образования,
генетическая патология. Потеря иммунитета резко увеличивает количество
заболеваний взрослых и детей, обостряет течение и длительность болезней.
Анемия, необычные поражения кожного покрова, нарушения артериального
давления, патология крови и сосудов, преждевременное старение, психические
заболевания, суициды - все это печальное наследие полигона.
С
Вашим именем, Нурсултан Абишевич, жители региона связывали надежды
на эффективные государственные меры по ликвидации последствий ядерных
испытаний, и прежде всего по реабилитации здоровья тех, кто долгие
годы находился под ядерным прессом. Однако реальных сдвигов в этом
направлении так и не произошло. До сих пор существует реальная каждодневная
опасность вредного радиационного воздействия на население. Из-за отсутствия
средств не произведена должная ревизия земель, прилегающих к полигону,
нет карты региона с указанием опасных участков. Под угрозой крупнейшая
водная артерия страны, существует риск миграции радионуклидов с подземными
водами в направлении Иртыша.
К
сожалению, Закон "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие
ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне", принятый
в 1992 году, в полной мере так и не был реализован. Из-за отсутствия
финансовых средств в него вносились многочисленные изменения, которые
либо сужали круг субъектов получения тех или иных законодательных
льгот, либо вообще приостанавливали их действие. В этой связи понятно
недоумение местного населения по поводу таких фактов, когда законодатели
России территорию Алтайского края, удаленную от полигона на сотни
километров, признают пострадавшей от ядерных испытаний в полной мере
и обеспечивают всем проживающим в крае 21 льготу.
Нельзя
мириться далее с таким положением. Государство должно вернуть долг
прежних лет населению, пострадавшему от ядерных испытаний, тем более
что к этому имеются реальные предпосылки - ведь экономическое положение
нашей страны значительно улучшилось.
Анализ
положений действующего Закона позволяет нам отметить, что этот нормативный
правовой акт необходим, но некоторые его нормы требуют корректировки
и переосмысления с тем, чтобы они были более реальными и действенными.
Полагаем, что акценты в определении приоритетов социальной помощи
должны быть сделаны на тех лиц, которые больше всех пострадали от
ядерных испытаний. Поэтому к числу адресатов такой помощи следует
отнести тех лиц, которые в период с 1949 по 1963 год проживали на
территориях, прилегающих к ядерному полигону, а также их потомков
первого и второго поколения, имеющих заболевания вследствие облучения
их родителей. Причем предполагаемая корректировка Закона не потребует
больших финансовых затрат.
Обращение
приоритетного внимания именно на эту категорию соотечественников вызвано
тем, что они вынесли на себе все тяготы наземных и воздушных ядерных
испытаний и, по существу, подвергались прямому облучению. Сегодня
представителей первого поколения, пострадавших от облучения и сопутствующих
ему заболеваний, в живых остались практически единицы, а их детям
уже далеко за сорок и пятьдесят лет, которые также продолжают болеть
и умирать.
В
результате достаточно непродуманного механического деления территорий
на различные зоны риска в зависимости от предполагаемого уровня полученной
гражданами радиационной дозы, часть названных выше граждан необоснованно
была лишена значительных льгот. Так, например, территория города Семипалатинска
действующим Законом была отнесена к зоне повышенного риска, что привело
к значительному сокращению тех социальных льгот, которые были предоставлены
такой же категории граждан, но проживающим в зоне чрезвычайного и
максимального риска. В этой связи данное положение действующего Закона
представляется недостаточно объективным и научно аргументированным.
Считаем, что в период принятия Закона практически невозможно было
точно определить уровень радиации, а следовательно, и сегментировать
территорию на соответствующие зоны радиоактивного риска, тем более
провести четкую грань между максимальной и повышенной зоной риска.
Более того, когда осуществлялись первые воздушные и наземные ядерные
взрывы, отсутствовали научно обоснованные нормы безопасности, а индивидуальных
дозиметрических приборов не было вовсе.
Ясно
одно - население указанных зон риска на момент ядерных испытаний в
атмосфере и на земле получило сверхнормативные дозы облучения, о чем
свидетельствуют трагические последствия ядерных испытаний.
Поэтому,
мы считаем, что главным условием для получения перечисленными выше
гражданами соответствующих льгот и компенсаций, а также установления
связи заболеваний с радиационным воздействием, должен быть юридически
подтвержденный факт длительности их проживания в зонах чрезвычайного,
максимального и повышенного радиационного риска с 1949 по 1963 год.
Считаем,
что данные изменения и дополнения, рекомендованные к внесению в действующий
Закон, будут направлены на повышение адресности социальной помощи.
Компенсации должны предоставляться в основном только в денежной форме.
Очевидно, что построенная на таких принципах законодательная база
социально более справедлива, так как такой подход позволит государству
более оптимально финансировать решение тех проблем, с которыми граждане
Семипалатинского региона сталкиваются сейчас.
Уважаемый
Нурсултан Абишевич!
Ваша политическая воля по внесению изменений и дополнений в действующий
Закон "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных
испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне"
способствовала бы дальнейшему торжеству социальной справедливости
и доверию народа к власти.
Участники
"круглого стола"по проблемам Семипалатинского испытательного
ядерного полигона