Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
    Культура
№18(90)    

РАЗОЧАРОВАННЫЕ АНГЕЛЫ

        Выставка живописи и графики "Они уходят..." Александра РОРОКИНА проходит в галерее современного искусства "ARK".

        По версии Александра Ророкина, наши ангелы-хранители покидают нас уже сегодня, задолго до Страшного Божьего суда. Тем не менее, у казахстанского художника все же теплится надежда, что они вернутся. Поэтому он, во спасение человечества, посредством своего творчества и старается выстроить мосты между земной суетной реальностью и сферой, где проживают небожители...
        Лауреат государственной премии РК за фильм "Гибель Отрара", художник-постановщик фильма "Кочевники" Александр Ророкин по образованию педагог. Для него творчество, в отличие от большинства его коллег, превращающих свои муки в радость открытия ради денег, является отправной точкой самовыражения. Картины Александра путем космической трансформации преображают, не искажая, нашу действительность. По его словам, неземные фантастические образы прорываются в нашу проявленность, используя именно его в качестве мессии Божественного замысла. Структурно-подвижные люди и природа переданы им в пластике форм и цвета нашей земной жизни.
        "Его полотна - особая реальность, галактика, где он сам творец и первооткрыватель, - говорит кандидат искусствоведения, доцент Елизавета Малиновская. - Демонстрируя мир узнаваемых и далеких от элементарного прочтения форм, его картины постулируют явления Высшего Духа, создавшего миры от атома до неподвластных обыденному сознанию мегапространств".

Юрий СТЕПАНОВ, фото автора


Песня зовет

        На прошлой неделе в Алматы во Дворце Республики прошел фестиваль казахской песни "Ќазаќ єні", организованный совместно продюсерским центром издательского дома "Жас ќазаќ", газетой "Жас Алаш" и ДПК "Ак жол".

        Организаторы устроили настоящий праздник зрителям. Зал был заполнен до отказа. Перед зрителями выступили не только мэтры казахстанской эстрады Макпал Жунусова, Толкын Забирова, Медеу Арынбаев, но и пока малоизвестные молодые звездочки Роза Алькожа, группа "Серпер" и другие. Публика, затаив дыхание, слушала произведения знаменитых казахских поэтов и композиторов разных лет и направлений, а затем взрывалась громом аплодисментов.
        …Идея проведения подобного конкурса возникла еще в 1999 году на страницах газеты "Жас Алаш". Но до воплощения, как мы видим, путь оказался неблизким. Впрочем, самое главное - конкурс стал точкой отсчета в развитии казахстанской эстрады. Ведь какой нынче принцип: есть деньги - и безголосый запоет. Только толку от этого - ни сердцу, ни душе. Радует только одно, что эти песни-однодневки живут недолго.
        Впрочем, причина этой ситуации предельно проста - это рынок. Людям приходится попросту выживать. Многие уповают на государство, но оно вряд ли на многое расщедрится. Получается, что сохранение и развитие в современной казахской музыке национальных истоков - это удел энтузиастов.
        "Несмотря на все трудности, которые пришлось пережить нашему народу, он все-таки сумел сохранить песни, в которых заложены национальные корни, дух и традиции казахской нации, - сказал в своем выступлении член президиума ДПК "Ак жол", главный редактор газеты "Аќ жол Ќазаќстан" Нурторе Жусип. - И мы надеемся, что такие мероприятия станут традиционными".

Корлан КАЛИЕВА


СОПРИКОСНОВЕНИЕ С ЭПОХОЙ ДЖАЗА

        Лауреат международных конкурсов и фестивалей эстрады Майра ДАУЛЕТБАКОВА дебютировала в новом качестве в концерте "Соприкосновение" на сцене Казахконцерта.

        В этот вечер почитатели таланта Майры были приятно ошеломлены. Вместо привычных эстрадных и народных песен казахстанская певица пела джаз. Без комплексов, открытая, с некоторой долей юмора Майра сама вела свой концерт и комментировала каждую песню на казахском языке, что не свойственно рядовой артистке. В ее исполнении звучали джазовые песни 40-60-х годов Билли Джойла, Стиви Уандера, Джозефа Косма, бразильских и португальских композиторов. Колыбельная Клары из "Порги и Бесс" Гершвина, отрывок из мюзикла 20-х годов "Чай вдвоем"...
        После концерта Майра охотно ответила на несколько вопросов корреспондента "Эпохи".
        - Ваше появление на сцене после продолжительного отсутствия, да еще в новом амплуа... Согласитесь, это несколько неожиданно.
        - Это произошло неожиданно и для меня самой. Мне пришлось долго "ломаться", чтобы решиться на такой смелый шаг. Происшедшее я в первую очередь связываю с наступившими лучшими временами, сменой эпохи, бесспорно, в лучшую сторону. Мне, наконец, удалось осуществить свою давнюю мечту: выразить то, что во мне так долго "взрастало семенем", в джазе. Ведь раньше я пела исключительно казахские народные песни, немного классики... Как вы заметили, сегодня никто и не предполагал, что я спою джаз. Хотя это продолжается уже второй год с благословения Валерия Леонтьева. Будучи на гастролях в Алматы, он ужинал именно в ресторане "Старая Англия", где я вечерами подрабатываю на эстраде. Послушав меня, Валерий сам подошел ко мне познакомиться. Нашего общения, продолжавшегося более часа, было достаточно для того, чтобы я решила утвердиться именно в этом жанре. Конечно же, дебют в джазе состоялся во многом благодаря руководителю нашей инструментальной группы Константину Рубану, приложившему немало усилий в приобщении меня к этому жанру.
        - По манере пения, и даже чисто внешне, вы походили на легенду джаза Эллу Фицджералд. Это ваш кумир?
        - Разве вы не заметили, что мы родственные души? Именно негритянские певицы, стоявшие первыми у истоков джаза, сыграли огромную роль в моем становлении исполнительницы блюза и джаза. Подражать им, перенимать их манеру и стиль... Сегодня я хотела спеть джазовую композицию и на казахском языке, но побоялась, что публика этого не поймет. У меня в репертуаре достаточно песен моего народа.
        - В концерте-дебюте вам помогало образование эстрадной певицы?
        - Естественно. Я же закончила театрально-художественный институт им. Жургенова по классу оперетты. В те годы я неплохо пела "Сильву" Кальмана. Но в Алматы так и не открыли театра оперетты, и весь наш выпуск "раскидали" по театрам. А меня, единственную, почему-то распределили в Казахконцерт. В годы моей учебы Ермек Серкебаев рекомендовал отправить меня на стажировку в Москву. Тогда об Италии не приходилось и мечтать. В Москву я так и не попала. В министерстве культуры всем было "до лампочки". Тем не менее, я стала лауреатом IV премии конкурса вокалистов в Стамбуле, "Жас-Каната", дипломантом конкурса "Азии Дауысы", Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве...
        - Южная столица открыла сегодня еще одну джазовую певицу. Собираетесь ли вы в ближайшее время порадовать нас своим творчеством?
        - Не знаю. Поживем-увидим. Мне и так едва хватило смелости дать этот концерт, который состоялся благодаря моим друзьям и руководству Казахконцерта. Что будет завтра, известно одному Аллаху. Вы же сами знаете, насколько выгоднее сегодня петь пока в кабаке, нежели на большой сцене. Тем не менее, я благодарна группе "Сакс-хорус" Якова Ткаченко, инструментальной группе Константина Рубана, квинтету духовых инструментов Жаната Ерманова, друзьям и близким, публике, поддержавшими меня в этот вечер.

Серик МЕДЕТОВ


Свет, стиль, стоп-кадр…

        Работы известного чешского фотографа Ядрана ШЕТЛИКА с большим трудом можно назвать фотографией. Это - картина, полотно, экранный кадр, силуэт в окне… что угодно, только не просто фото.

        Теперь в этом могут убедиться и алматинцы, решившие посетить Государственный музей искусств им. А. Кастеева. Именно там проходит выставка знаменитого фотографа. Десять огромных портретов представляют нам политический и культурный бомонд Чехии, еще десять - лица известных россиян. Михалков, Табаков, Безруков, Хакамада, Кобзон - яркие личности, играющие не последние роли в жизни своей страны. Их портреты - основа в проекте Ядрана Шетлика, который так и называется "Лица России".
        В начале своей карьеры Шетлик был больше известен как папарацци. Его первой большой удачей стал снимок известной актрисы Клаудии Кардинале, затем появились портреты Брижит Бардо, Роберта Кеннеди.
        Ядран Шетлик признался нам, что в свое время занимался разными жанрами фотографии, но портреты - его настоящая страсть, потому что они позволяют точно передать характер человека, раскрыть зрителю его душу. И сейчас фотограф стремится работать только в жанре художественного портрета. "Соответствующий стиль, костюм, грим и свет позволяют показать человека таким, какой он есть на самом деле", - так говорит Шетлик о своих героях. Работы чешского мастера стоят недешево - порядка шести тысяч долларов, но они, простите за тавтологию, действительно стоят того.
        В течение последних пяти лет его портреты несколько раз выставлялись как в Чехии, так и за рубежом. "Мировые знаменитости", "Ветераны Британских Королевских ВВС" - это лишь некоторые из вернисажей Шетлика. В Алматы фотограф приехал по приглашению Чрезвычайного и Полномочного Посла Чехии в Казахстане г-на Милана Седлачека. Господин Посол высоко оценил работы Ядрана Шетлика и предложил ему подумать над новым проектом "Лица Центральной Азии".

Елена ОВЧИННИКОВА


БУЛЬДОЗЕРОМ ПО ЦВЕТАМ

        Фестиваль сирени, посвященный памяти известных селекционеров Марьям САГИТОВОЙ и Тадеуша ДЗЕВИЦКОГО, охватил практически все жанры искусства и культуры южной столицы.

        На протяжении полувека М. Сагитова и Т. Дзевицкий выращивали деревья, которые по весне всегда украшали наш город. Нежная, чистая и беззащитная сирень всегда благотворно воздействовала на настроение людей, стерилизовала воздух. Но сиреневые и яблоневые сады были с годами вырублены, снесены бульдозерами. В результате воздушный бассейн Алматы при взгляде с высоты гор Заилийского Алатау представляет собой колышущееся черное море смога...
        Нынешний фестиваль сирени проводится в рамках программы малых грантов экологического фонда развития ПРООН, поддержавшей инициативу национального клуба искусств "Созвездие" за сохранение уникального генофонда сирени как символа города Алматы.
        "Все мое детство украшали яблоневые и сиреневые сады, - говорит дочь известных селекционеров Мелада Сагитова. - А посмотрите, что творится сегодня. Из трехсот видов сирени, выведенных моими родителями, в силу варварского истребления осталось всего пятнадцать: "Тадеуш", "Марьям", "Ак-ку"... Нынешний праздник сирени мы справляем со слезами на глазах".
        Грустное настроение М. Сагитовой поддержали и ведущие концерта, посвященного спасению сирени. Со сцены говорилось об Алматы как одном из оставшихся зеленых городов мира. О том, как наши старожилы, преклоняясь перед природой, храня и преумножая ее красоту, вели разумную застройку, не закрывая великолепную панораму гор. Высаживали рощу Баума, парки и скверы, поддерживали в чистоте горные реки...
        "Мне очень хочется чтобы к этому приобщилось подрастающее поколение, - говорит Мелада Сагитова. - Как ни парадоксально, но наступила необходимость прививать молодому поколению чувство красоты и милосердия".
        В рамках фестиваля на сцене концертного зала им. Жамбыла прошел концерт, в котором прозвучали произведения композиторов, посвящавших свое творчество Природе. В фойе государственной филармонии состоялась выставка сирени, встреча с известными селекционерами Алматы. Галерея современного искусства "Art-Navat" провела конкурс детского рисунка и выставку работ казахстанских художников... В "сиреневом" концерте принимали участие известные музыканты Габит Несипбаев, Жанар Сулейменова, Лидия Попова, Наиля Баяхунова, учащиеся Алматинского хореографического училища им. Селезнева.

Владислав ХОМЯКОВ

Hosted by uCoz