Дойдем и до пальчиков!
Как
известно, в тех случаях, когда начинает молиться дурак, его лоб обязательно
страдает.
Точно
так же и наши власти - решив усовершенствовать избирательную систему
страны, они в очередной раз превратили все новации в сплошной фарс.
Теперь уж точно и премьеру Даниалу Ахметову, и главе ЦИКа Загипе Балиевой
не стоит надеяться на добрые слова как от избирателей, так и от журналистов.
Да и глава государства вряд ли одобрит выкрутасы на предвыборной ниве,
которые позволяет себе эта парочка.
Все
дело в штрих-коде, который правительство и ЦИК намерены наклеить теперь
на удостоверения личности граждан страны. При этом утверждается, что
штрих-код необходим для электронного голосования. Где и как будут
выдаваться такие коды избирателям, кто отвечает за их наклейку на
удостоверения личности и за списки граждан, прошедших эту процедуру,
не сообщается. Но самое удивительное то, что такое решение противоречит
недавно вступившему в силу закону о поправках в избирательное законодательство
страны. Статья 50-5 пункт 3 гласит: "Избиратель допускается к
электронному голосованию на основании списков избирателей по предъявлении
документа, удостоверяющего личность избирателя". Вот и все! Никакого
штрих-кода закон не требует, а стало быть, действия правительства
и ЦИКа незаконны.
Тем
не менее, в редакции СМИ и офисы других организаций и компаний из
акиматов уже пошли требования подготовить списки работников и членов
их семей, достигших 18-летнего возраста. Получается, что чиновники
просто перекладывают подготовку списков избирателей на… самих избирателей,
причем требуют от нас провести эту работу бесплатно! Между тем в статье
24 закона о выборах в пункте 5 ясно указано: "Список избирателей
по месту жительства составляет соответствующий местный исполнительный
орган на основании сведений, составляемых органами, осуществляющими
учет населения". Значит, этим делом должны заниматься сотрудники
паспортных столов, где все мы получаем удостоверения личности, а также
регистрацию по месту жительства.
В
общем, и смех, и грех. Сами чиновники, по всей видимости, составить
списки избирателей не в силах, поэтому и решили под прикрытием штрих-кодов
провести самую настоящую перепись всех избирателей страны. Можно предположить
также, что власть имущие не сразу вникли в особенности электронной
системы голосования, приобретенной почему-то в Беларуси, прославившейся
главным образом своими антидемократическими традициями. Там-то уж
точно могут потребовать от гражданина предъявить помимо паспорта или
удостоверения личности еще и штрих-код, а заодно и пальчики. У нас,
кстати, тоже жива еще идея "снять пальчики" со всех казахстанцев
- так, на всякий случай, для борьбы с терроризмом. Так что г-да Ахметов
и Балиева вполне могут при желании внести еще какие-нибудь новации
в избирательный процесс. В таком случае даже видавшие виды журналисты
вряд ли удивятся нынешней осенью, если доведенные до белого каления
избиратели выскажут свое дружное "нет" всем провластным
партиям.
СЛОВО о полуДЕПУТАТАХ
Бесправные
серые мышки, от которых ничего не зависит. Именно такой портрет современного
депутата маслихата был нарисован участниками "круглого стола"
"Статус депутатов маслихатов: реалии и перспективы", прошедшего
недавно в Астане.
Ассоциация
депутатов маслихатов РК, Академия госслужбы и представители ООН пришли
к выводу, что получившаяся в итоге удручающая картинка напрямую зависит
от того, что усиление роли маслихатов сдерживается из-за ряда организационных,
законодательно-правовых и институциональных факторов. В качестве наиболее
яркого примера, считают эксперты, можно рассмотреть взаимодействие
маслихата с акиматом. Чего греха таить, закон "О местном государственном
управлении" поставил депутатов маслихатов на колени, подчинив
их желаниям и волевым решениям представителей исполнительной власти.
Как аким скажет, так оно и будет, а интересы избирателей при таком
раскладе вынужденно уходят на второй план. Вполне возможно, отмечают
устроители "круглого стола", что равноправные партнерские
отношения между акиматом и маслихатом ассоциируются у чиновников с
порождением двоевластия, от того они и не спешат ослабить вожжи над
депутатской упряжкой. Но, в качестве справки, следует напомнить региональным
управителям, что при соответствующей нормативно-правовой базе такое
в принципе не возможно, тем более, что сами депутаты маслихатов не
раз подчеркивали, что не намерены противостоять акимам. Их задача
- полноправное сотрудничество.
Но
пока мы имеем то, что имеем. А именно - игнорирование деятельности
депутатского корпуса низшей ступени, а следовательно, и чаяний избирателей.
Невероятно, но факт, что депутат маслихата даже не может обратиться
к чиновнику с запросом. Это все равно, что писать на деревню дедушке
- ему навряд ли кто ответит. Еще один момент, сводящий на нет все
усилия этого многочисленного корпуса, - невозможность участия в законотворческой
деятельности. Эту сферу монополизировали их коллеги рангом повыше.
И что же остается депутату маслихата? Правильно, быть бесправной серой
мышкой, от которой ничего не зависит.
Между
тем, считают организаторы "круглого стола", проблема маслихатов
стала точкой соприкосновения всех политических сил, и, возможно, только
солидарность политических партий в вопросе повышения статуса депутата
маслихата заставит поверить избирателей в то, что демократические
преобразования коснутся и местных представительных органов.
Дуализм дубляжу не товарищ
Дуализм
в местном самоуправлении неизбежен, как "дембель" для солдата
срочной службы. Однако когда эта диалектическая категория переходит
в разряд дублирования функций местных органов власти, то говорить
об МСУ приходится совсем в ином свете. Скажем так, в ультрафиолетовом.
Именно
на дуализм в его наиболее "невидимом" воплощении сделал
упор открывший дискуссию круглого стола о перспективах МСУ Алихан
Байменов (об этом событии "Эпоха" вкратце сообщила в предыдущем
номере). Сопредседатель ДПК "Ак жол", председатель ее Политисполкома
признал, что дуализм присущ даже Европейской Хартии. Но как быть с
положением, заложенным в нашей, пусть не европейской, но все еще Конституции,
согласно которому маслихаты осуществляют ГОСУДАРСТВЕННУЮ власть? Практически
то же самое, как если бы сказать, что парламент является органом исполнительной
власти, а правительство - судебной.
Далее,
отметил Алихан Байменов, следует разобраться, в чем обязанности, а
в чем право граждан при осуществлении местного самоуправления. "В
этом тоже заключается дуализм", - добавил сопредседатель партии.
Обязанностью граждан и государства в пределах административно-территориальных
единиц (АТЕ) является создание органов МСУ в виде маслихатов и выборных
глав местных исполнительных органов. "Право же должно быть за
пределами обязанностей внутри АТЕ, то есть внутри города. Если какая-то
часть городской коммуны, сообщества решает создать в пределах микрорайона,
квартала либо в пределах сельской коммуны свой орган МСУ, это должно
быть реализовано в форме права", - подчеркнул Алихан Байменов.
Со
временем эволюционный процесс неумолимо приведет к тому, что городские
органы начнут делегировать часть своих полномочий уже тем органам,
которые ближе к населению. Сопредседатель ДПК уверен, что только так
Казахстан сможет, с одной стороны, решить вопрос реализации конституционного
права на МСУ, с другой, что очень важно, сохранить требования, вытекающие
из унитарности нашего государства. В этом плане очень полезен опыт
Франции, имеющей институт префектов.
На
другой, еще более знаковый для нас опыт, обратил внимание депутат
Валентин Макалкин. Продолжая тему госуправления, он справедливо заметил,
что в той же Польше, имеющей, как и мы, социалистическое прошлое,
в данный момент "государственное" - значит, всепольское.
Все остальное - это фактически МСУ. Говоря непосредственно о перспективах
МСУ у нас, депутат метко отметил, что если у нас Конституция не исполняется,
то почему должен исполняться закон о местном самоуправлении, даже
если его примут в приемлемом варианте?
Гани
Касымов, лидер партии патриотов, назвал нынешний, правительственный
вариант "лукавым". Он уверен, что исполнительная власть
сделает все возможное для сохранения своих нынешних полномочий. Соответственно,
и правительственный законопроект об МСУ будет ею всячески лоббироваться.
Поймет ли власть, что, как образно выразился Гани Касымов, дом не
может существовать без фундамента, которым и является МСУ, сказать
трудно. Хотя, скорее всего, ответ с ее стороны будет резко отрицательный.
В
заключение своего выступления лидер патриотов призвал будущий парламент
начать работу именно с местного самоуправления, тем более что мажилисмены
имеют все права сами инициировать альтернативный проект. Подчеркивая
жизненную важность решения проблемы МСУ, Гани Касымов заявил, что
его партия сделает местное самоуправление одной из ключевых составляющих
предвыборной программы.
Своеобразным
резюме всему вышесказанному стало выступление представительницы одного
из региональных НПО. Она скромно так отметила, что для реализации
МСУ надо бы и некоторые законы привести в соответствие. Например,
Земельный кодекс. Вот скупит, допустим, латифундист у жителей какого-нибудь
аула земли, сделает их батраками. Самоуправление, безусловно, будет
местное. А вот управлять таким МСУ придется бедному латифундисту.
Так и земельных олигархов не напасешься…