Курултай на службе у политтехнологов г-на Назарбаева
Только что завершился III Всемирный курултай казахов. Прошел он фактически под знаком предстоящих президентских выборов. И, по сути, является одним из плановых мероприятий в рамках предвыборной кампании действующего главы Казахстана.
Профанация
традиции
как норма практики правления
Первый такой форум в духе казахских исторических традиций, как известно, состоялся ровно 10 лет назад, в конце сентября 1992 года. Тогда Республика Казахстан только зарождалась на территориальной, организационной и материальной базе упраздненной с распадом Советского Союза Казахской Советской Социалистической Республики.
Хотя речь шла о формировании совершенно иной, во многом отрицающей прежние ценности общественной формации, всю полноту власти сохранила в своих руках кадровая номенклатура прекратившего свое существование Центрального Комитета Компартии Казахстана. Она с готовностью пошла навстречу требовательным ожиданиям Запада и объявила о курсе на строительство рыночной экономики и демократического общества.
Успокоив таким образом его представителей, в явочном порядке взявшихся замещать прежних кремлевских кураторов, нынешние казахстанские руководители, вышедшие из старой коммунистической номенклатурной шинели, стали проявлять формальную лояльность и в отношении сугубо казахских общественных ценностей.
Целое огромное государство с колоссальным экспортным потенциалом и крайне неоднородным населением, в силу этого фактора проявлявшим себя как аполитичное сообщество, оказалось в их полном распоряжении настолько нежданно-негаданно, что они в первое время вели себя весьма неуверенно и старались вообще никого не обижать и никому не перечить.
А те деятели казахской культуры, которые, помня о сугубо казахских общественно-политических установках для подобного рода поворотных моментов, проявили инициативу созыва курултая, видели значение и назначение форума совсем в ином. Они думали помочь руководству страны, таким образом, легитимизировать согласно местным давним традициям свою власть и все заявленные на будущее перемены.
Как носители духовных начал своего народа эти люди были абсолютно правы в своем мнении о том, что непременно следует доставшуюся в результате стечения обстоятельств независимую государственность подкрепить, кроме соглашений о роспуске СССР и создании СНГ, еще чем-то своим.
Традиция созыва и проведения курултая для такого рода задачи подходила как нельзя лучше. Если бы он тогда был организован и проведен так, как это предписывается существующими уже много столетий правилами, раскол казахского общества и по родо-племенным, и жузовским признакам и политического истеблишмента по клановой принадлежности к настоящему времени не зашел бы так далеко.
Ибо настоящий курултай, если бы он состоялся тогда, позволил бы в самом начале пути выработать всеобщее соглашение по всему спектру основных вопросов формирования и развития новых общественно-государственных отношений.
Он никак не противоречит общепринятым принципам демократии, но вместе с тем гарантирует куда большую подотчетность исполнительных властей народным массам и их представителям.
Конечно, вряд ли удалось бы избежать те или иные “болезни”, проявляющиеся во всех новых независимых государствах. Но уже была бы восстановлена преемственность наиболее подходящей казахскому менталитету системы общественно-государственных отношений и были бы выработаны механизмы разрешения всех возникающих в их рамках конфликтов.
Номенклатурная природа
власти неистребима
Однако руководство Республики Казахстан, настоящие государственные основы которой тогда только начинались закладываться, отнеслось к затеваемому курултаю всех казахов по-номенклатурному. То есть чисто формально. Оно не приняло его всерьез. А деятели казахской культуры, стоявшие у истоков идеи проведения курултая, не смогли настоять на том, чтобы он был организован так, как это предписывается традициями, или просто отменен.
Они позволили властям превратить его священную идею в обыкновенное популистское мероприятие, приспособленное под текущие идеологические нужды администрации. Курултай был подготовлен и проведен в такой мере, в какой он требовался для галочки. Для координации обозначенных там дел в период между созывами была создана полностью карманная и совершенно беззубая Всемирная ассоциация казахов.
За прошедшие 13 лет она не решила ни одной проблемы общей общественной или политической важности. Более того, эта ассоциация не занимается подобного рода вопросами. Сам I курултай, проходивший 1992 году, никакой задачи общественно-государственного значения не поставил. Но по формальным причинам его созыв в 1992 году был обоснованным. Однако своей исторической задачи он не выполнил.
I курултай был отмечен лишь восторгами по поводу полученной Казахстаном государственной независимости и славословиями в адрес первого президента республики. А вот такая задача частичной важности, как обеспечение переселения зарубежных казахов на историческую родину, оказалась постепенно практически свернута. В одном только 1992 году квота на принятие страной так называемых оралманов была куда больше, чем за все годы впоследствии.
Но это, повторимся, частность. Есть куда более серьезные и злободневные проблемы, до предела осложнившиеся за последнее время именно из-за того, что подобное их прогрессирование не было предотвращено соответствующими мерами, необходимость которых была очевидна еще накануне того I курултая. Но власти не прислушались тогда к словам деятелей культуры и не посчитались с традицией, регламентирующей все связанное с курултаем.
С коммунистическим высокомерием ко всему стародавнему они согласились с идеей его проведения в той мере, в какой посчитали для себя нужным или допустимым. С тех пор утекло много воды.
Прошло 10 лет, прежде чем настало время II курултая. Потом – еще 3 года, чтобы пришла пора III курултая. К сожалению, и теперь власти явно стремятся приспособить его к своим сиюминутным популистским целям. В данном случае он приурочен к очередным президентским выборам.
Задача – продемонстрировать поддержку действующему главе государства от имени всех казахов – как отечественных, так и зарубежных. Мол, он не только президент РК, но и также отец-благодетель всех лиц казахского происхождения в мире.
Обратите внимание при этом на такой немаловажный факт. В этот раз проведение курултая представляет из себя чисто предвыборное мероприятие. И лишь в пользу одного-единственного кандидата. Действующего президента.
Ну посудите сами: в 1992 году курултай был созван по случаю полученной тогда государственной независимости, в 2002-м – посвящен 10-летию первого такого общеказахского мероприятия. А нынче никакого повода, кроме надвигающихся президентских выборов, нет. То есть теперь идея курултая должна всецело служить интересам действующего президента.
Но нынче ситуация принципиально иная. А главное, она куда более сложная, чем 13 лет и чем даже 3 года тому назад. То есть от начальной поры с ее первыми зыбкими шагами по пути государственной независимости мы спустя столько лет пришли не к какой-то стабильности, а к еще большей неопределенности.
Действующий глава приспособил к своим личным нуждам даже такое священное историческое понятие, как курултай – собрание представителей всех казахов по самым важным вопросам жизни народа. III курултай уже прошел. Я как рядовой казах никого в качестве делегата туда не выбирал. То же самое хоть под присягой могут сказать миллионы и миллионы других простых казахов. Так что это тогда за курултай был?!
Курултай – это традиция, идущая из глубин веков. В организационном смысле он представляет из себя собрание представителей различных составных частей определенного общества с устоявшимися традициями кочевого корня для выработки решения по самым важным вопросам. Поэтому созыв курултая не связан с какой-то конкретной периодичностью. Решение о его проведении появляется в зависимости от обстоятельств.
Администрация
идет на крайние ухищрения
Отношение к курултаю, вернее, к требованиям, с которыми увязывается его созыв и работа, осталось практически незыблемым со времен Чингисхана до наших дней. Но такой общественно-государственный институт существовал, по всей видимости, еще задолго до появления монголо-татарского государства.
Ибо даже Чингисхан, будучи уже полным хозяином положения после покорения большого количества народов и народностей у себя в регионе, счел необходимым созвать курултай не только для придания легитимности своей власти, но и также для рассмотрения и утверждения кодекса специально разработанных на основе степных обычаев и традиций правил и законов, которыми в дальнейшем руководствовались бы все во вновь созданном государственном объединении. Он слыл приверженцем законности.
Конечно, под словом “законность” подразумевается то, как его понимали на территории Монголии тогда, в XIII веке. Но Чингисхан и его окружение оказались по-своему правы, пропуская всякий серьезный вопрос через такой проверенный временем институт принятия решений, как курултай. Потому что именно благодаря такой легитимизации созданная ими система регулирования общественной жизни в основном сохранилась до начала XX века.
Казахский “Жеті жаргы”, внедренный несколько веков спустя, по сути является чем-то вроде свода подзаконных актов к законам и правилам Чингисхана. Это доказывается тем, что казахи продолжали соблюдать установленную курултаем от 1206 года систему организации жизни общества вплоть до 1920-х годов. Только установление советской власти в Казахстане прервало традицию соблюдения такого общественно-государственного института. Но это было вмешательство извне.
А в 1917 году, когда пал просуществовавший три с лишим столетия российский царский режим, который к тому времени уже достаточно долго правил и в казахских степях, лидеры казахов дважды созвали и провели курултай. Первый из них рассматривал вопрос о том, каким путем теперь следует пойти их народу. А второй – объявил казахскую автономию и определил состав ее правительства.
Движением казахов за самоопределение руководил А. Букейханов, потомок Чингисхана. Он и стал первым главой казахского правительства. Но считать, что А. Букейханов и его соратники собирались просто восстановить прежнюю общественную систему, просуществовавшую практически в неизменном виде со времен Чингисхана до прихода в степь царской власти, было бы в корне неверно.
Автономия Алаш-Орды была создана на основе светских, демократических принципов. А А. Букейханов оказался во главе ее правительства не в качестве чингизида, а как настоящий лидер в казахских элитных кругах. Кстати, именно он ратовал за демократическую автономию в составе Российского государства, тогда как А. Байтурсынов, другой казахский авторитетный деятель того времени, выступал за государственную независимость.
Нынешний же курултай был низведен до ранга проходного политтехнологического мероприятия штаба одного из кандидатов в президенты страны. Как раз накануне был запущен проект под условным названием “Русское население Казахстана – за Н.Назарбаева”. III курултай казахов со всего мира его организаторы превратили в, так сказать, казахский аналог такой инициативы.
Подразумеваемая идея – “Казахи со всего мира за Н. Назарбаева”. Мол, также когда-то монголы избрали Чингисхана императором всех подвластных ему народов. То есть действующая администрация идет уже на самые крайние ухищрения. Видимо, так велика для нее теперь ценность постепенно ускользающей власти. Почему ускользающей? Потому что ничья власть не бывает вечной. И никакой курултай тут уже не помощник.
Тельман МЕДЕУ-УЛЫ
Молодой и правоверный
Ислам становится оружием
предвыборной кампании
В Конституцию страны необходимо внести поправки – государству нужно объединиться с религией. Такое заявление сделал недавно в Уральске, представляя свое новое детище – общественное республиканское движение “Ак Орда”, Кайрат САТЫБАЛДЫ, он же заместитель председателя Комитета национальной безопасности, он же племянник президента Н. Назарбаева.
Лукпан АХМЕДЬЯРОВ, текст
Виктор НИКОНОВ, фото
На встречу с активом города в театре имени Островского генерал-майор КНБ К. Сатыбалды прибыл в сопровождении начальника областного ДКНБ И. Нурмухамедова. Собравшимся он представился как руководитель общественного движения “Ак Орда” и правоверный мусульманин. Охраняли его как члена президентской семьи, а в ходе трехчасового монолога он несколько раз просил присутствующих поддержать на предстоящих выборах своего дядю – Нурсултана Абишевича.
35-летний Кайрат Сатыбалды – самый молодой генерал-майор страны. Хотя сам Кайрат не так давно демонстративно сменил свою фамилию, за рубежом он предпочитает представляться Кайратом Назарбаевым (см. интернет-сайт “Ислам.ру” – интервью “К.Назарбаев: Ислам необходим как воздух”).
В апреле этого года Кайрат Сатыбалды зарегистрировал движение под названием “Ак Орда”. (Напомним, что новая президентская резиденция тоже носит такое же название – еще одно странное совпадение в действиях Назарбаевых!)
Генерал-майор озадачился весьма трудной и вместе с тем старой идеей – обратить всех казахов в лоно истинной веры – ислама. В интервью сайту “Ислам.ру” он заявил следующее: “Нурсултан Абишевич попросил меня как родного человека, как племянника, как сына младшего брата по мере возможности заниматься вопросами развития ислама в республике”.
Свое выступление перед активом области Кайрат Сатыбалды начал с ответа на вопрос, который волнует многих, – каким образом госслужащий, генерал-майор КНБ собирается участвовать в религиозной организации, тем более что Конституция не допускает деятельности партий на религиозной основе?
- Мне часто задают этот вопрос. По Конституции не запрещено руководить общественным объединением, – сказал он.
Генерал-майор в своей речи смело смешал историю, политику, спорт и культуру. Этот салат доводов и аргументов был щедро заправлен исламом, который, по мнению выступающего, должен стать для Казахстана национальной идеологией. По его словам, христиане и иудаисты являются не “врагами” мусульман Казахстана, а “младшими братьями”. Сатыбалды не представляет другого пути избавления от многочисленных недугов современности, будь то морально-нравственная деградация или экономические сложности для нашей республики, кроме как укрепление и развитие ислама.
“Зрители в будущем станут нашим электоратом, сообщил Кайрат Сатыбалды. Равно как электоратом станут и порядка пяти процентов мусульман Казахстана, постоянно посещающих мечети. Ведь у общественного объединения далеко идущие планы”.
(Из интервью К. Сатыбалды газете “Новое поколение”)
- Мусульмане должны заняться собственным духовным и интеллектуальным совершенствованием, а не заниматься тем, чтобы во всех своих бедах винить неверных, власть, окружающих, – сказал он.
Ислам должен стать панацеей от всех проблем современного Казахстана, считает Кайрат Сатыбалды.
В список этих проблем, кроме уже обозначенной потерянной духовности и коррупции, он включает и оппозицию.
- Вы заметили, что среди казахстанских оппозиционеров нет ни одного, кто ходил бы в мечеть? А представьте, если бы все наши политики во главе с президентом регулярно ходили в мечеть? Здесь Нурсултан Абишевич, рядом Туякбай, Булат Абилов, Байменов, Нуркадилов, – мечтал генерал. Тогда бы все противоречия решались бы на этом тонком уровне. Не было бы того, что сейчас мы видим. Без веры чиновник как воровал, так и будет воровать, а богобоязненность будет обеспечивать духовную нравственность человека…
По мнению руководителя “Ак Орды”, в религиозном обществе невозможны революции.
- Вот посмотрите, киргизы с каким позором изгнали своего президента! Как они изощрялись, издеваясь над его портретами! Я уверен, что на них беды еще будут сыпаться, как дождь, за это. Посмотрите на Ирак! Как они радовались, когда свергли Саддама! А сегодня у них ежедневно теракты, убийства и насилие. Тот народ, который своего правителя не уважает, его и Господь не будет уважать, насылая на него испытания.
Развивая свою мысль, племянник президента договорился до того, что, по его словам, со временем, когда количество активно верующих в обществе будет доминирующим, можно будет внести поправку в Конституцию, чтобы соединить государство и религию. Сегодня Основной закон страны, как известно, отделяет религию от государства.
Совпадение ли это, не знаю, но где-то после этих слов генерала-майора сидящие в зале стали поодиночке покидать зал. Ушел начальник ДКНБ И. Нурмухамедов, вслед ему подался из зала заместитель акима области А. Хамитов.
Член областного Союза писателей А. Святынин, видимо, испытав религиозный экстаз от изреченного родственником президента, заявил с трибуны, что видит в Кайрате Сатыбалды будущего кандидата в президенты. Племянник Нурсултана Абишевича смущенно улыбнулся и поспешил заверить собравшихся, что желает действующему президенту долголетия и альтернативы ему не видит.
Впечатляющим моментом встречи было прилюдное рукопожатие Малика Ишекенова – члена “бывшей партии “Ак жол”, как представил он себя. Он заявил с трибуны, что заблуждался, когда был в рядах акжоловцев. Свое покаяние он закончил тем, что вспомнил Шарля де Голля как пример того, что генералы могут управлять государством. Г-н Ишекенов хотел привести еще примеры, но осекся. Видимо, ему, как и мне, совсем не к месту вспомнился генерал Пиночет.
“Ислам как воздух необходим и для меня лично, и для моего народа. Об этом я всегда говорю президенту как родному человеку, заменившему мне отца”.
(Из интервью К. Сатыбалды интернет-сайту “Ислам.ру”)
Незадолго до окончания присутствующим раздали анкеты и бланки заявления для желающих вступить в общественное движение “Ак Орда”. Руководителем филиала в Западно-Казахстанской области выбрали “авторитетного” чиновника Муслима Ундаганова.
Тут мне припомнилось заявление оппозиционных партий, чьих лидеров избили в Усть-Каменогорске и Шымкенте весной этого года, что странным образом совпало с пребыванием там нашего героя. (Напомним, что среди активных участников тех событий оказались представители местных криминальных структур.)
Тогда руководители оппозиционных партий заявили, что инцидент в Шымкенте является тщательно организованной провокацией властей, за которой прямо или косвенно стоят исполнительные органы и силовые структуры. Кроме того, в своем письме они обратили внимание на следующий момент – дословно: “Нам известно, что в Южно-Казахстанской области в это время находился директор Департамента КНБ РК Сатыбалды, являющийся близким родственником президента Н. Назарбаева. Вопрос о том, что делал в области в праздничные дни высокопоставленный чиновник главного силового ведомства страны, остается открытым…”.
Кайрат Сатыбалды родился в 1970 году. Через 11 лет, в возрасте 34 лет, в автокатастрофе погиб его отец. С тех пор простой деревенский мальчишка прошел, как говорили в советское время, большой жизненный путь – от курсанта Суворовского училища до начальника департамента кадров КНБ и весной 2005 года досрочно стал самым молодым генерал-майором Казахстана.
Между вехами службы в армии и органах национальной безопасности – работа заместителя акима Акмолы (Астаны) и вице-президента Национальной компании “КазМунайГаз”.
В 1998 году К. Сатыбалды возглавил созданную им же Федерацию национальных видов спорта, позднее переросшую в движение “Мой Казахстан”. В 2000 году “Мой Казахстан” стал общественным объединением, а чуть позже перешел в ранг политического движения.
Он правоверный мусульманин, который семь раз был в священной Мекке, из них два раза в хадже: один – за себя, другой – за покойного отца, и строит мечети по всей территории Казахстана на свои деньги. Намаз начал совершать с 1995 года.
Страна
дивных крайностей
Несколько сотен человек аплодировали человеку на сцене. Он только что закончил монолог, в котором излагал свое видение будущего страны. Будущее казалось пугающе фантастическим, но, учитывая личность выступающего, оно больше ужасало своей вероятностью. Со сцены в зал обращался Кайрат Сатыбалды, до недавнего времени носивший фамилию Назарбаев.
Самый молодой генерал страны и родной племянник президента не по-детски озаботился духовностью казахов. По его мнению, количество носителей духовности среди его соплеменников сократилось до критического уровня. Грубо говоря, таких осталось мало. Он сам, да с десяток приближенных к нему людей.
Спасать духовность страны генерал КНБ собирается с помощью ислама. Правоверными он хочет сделать всех казахов, и когда это сбудется, молодой политик желает внести поправки в Конституцию, чтобы религия стала неотъемлемой частью государства. То есть в его представлении Казахстан должен стать исламской страной. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
По его словам, счастливыми будут все. Особенно правоверные братья-мусульмане. Особенно казахи. Пугали не мысли молодого политика и не убежденность, с которой он эти мысли излагал. Пугало то, что эту убежденность питало.
Самого молодого генерала КНБ сопровождала свита его подчиненных, которые вместо того, чтобы заниматься борьбой с коррупцией и прочей преступностью, охраняли неизвестно от кого своего августейшего начальника. В зале в одном ряду, выпятив начальственные животики, сидело местное начальство – заместитель акима области, “авторитетный” бизнесмен, ныне начальствующий в спорте, шеф областного департамента КНБ.
Они слушали выступающего с выражением непроницаемого спокойствия. Но, глядя на них, почему-то становилось неспокойно. Даже жутко становилось от этого молчаливого одобрения.
Я знаю, как жить в стране воинствующего атеизма. Ничего хорошего. Теперь, судя по всему, мне предлагают жить в стране другой крайности. И, как мне кажется, эта крайность не от праведности. Молодой политик не скрывал, что хочет заручиться поддержкой мусульман. Для чего? Пока для того, чтобы призвать их объединиться под знаменем своего дяди, бессменного безальтернативного президента страны…
Алексей ЛУКИН, Уральск