"...ВСПОМНИШЬ И ЛИЦА, ДАВНО ПОЗАБЫТЫЕ"
Ветераны
журналистики и читатели, особенно постарше возрастом, должно быть,
еще помнят публикации этого автора, чей жизненный путь уже не первое
десятилетие связан с казахстанской периодикой. Вот и недавно Борис
САМСОНОВ вновь заявил о себе, выпустив в Москве книгу под интригующе-сенсационным
названием "Бремя величия. Тайны закулисья: реалии и мифы".
На
исходе минувшего столетия ему довелось ряд лет потрудиться в святая
святых Компартии Казахстана - аппарате ее Центрального Комитета, руководимого
тогда Динмухамедом Ахмедовичем Кунаевым. Факты и события этого периода
и стали основой публикации.
Правда,
тексты Самсонова, уж очень смахивающие на телефонный справочник с
тягомотным пересказом замшелых аксиом, все-таки сумели воскресить
целую галерею уже основательно подзабытых цековских фигур. Подробно
описывая (или поспешно перечисляя) своих партсовременников, он все
25 (!) глав подчеркивает, что ему известно об экс-коллегах и Димаше
Ахмедовиче гораздо больше, чем самому Кунаеву (а мне-то и подавно,
хотя я много лет проработал помощником Кунаева).
Правильно говорится: нет пророка в своем Отечестве. Вот и рукопись
Самсонова была издана в ближнем зарубежье, а точнее в Москве. Там
за выложенную всего лишь штуку (1000 долларов, как откровенно сообщил
мне сам автор) напечатают все, что угодно. Отшлепали и самсоново "Бремя".
Однако
Борис Самсонов к живому политическому и житейскому портрету Динмухамеда
Ахмедовича Кунаева, колоритной панораме его эпохи ничего нового не
добавил, зато с упоением и усердием, достойными лучшего применения,
увлекся подробным описательством аппаратных дрязг, беспрестанно обеляя
себя, начисто отрицая былую к ним причастность.
До
хрипоты обличая помощника Колбина Устинова, Борис Самсонов (кстати,
удаленный Кунаевым из цековского рая за неблаговидные проделки, в
том числе и за раскрытый плагиат) безустально пользуется сварганенными
Устиновым по указке Колбина и генерала КГБ Камалиденова поливами для
КазТАГа и СМИ Казахстана и всего Союза, успешно совмещая в своем лице
барона Мюнхгаузена и ревизора Хлестакова.
Кроме
того, в книге есть огромное количество беззастенчивых заимствований,
замшелых штампов, анекдотических оценок. Например, Г. Брауна мемуарист
называет первым секретарем Целиноградского обкома партии, тогда как
этот пост в пору неудавшегося создания НАО (Немецкой Автономной Области)
занимал Н. Е. Морозов, очень уважаемый Кунаевым человек. Цепко хватает
автор за фалды рьяных очернителей Кунаева, журналистов Кожемяко, Лапина,
Квятковского и др., их пособников, а также писателя Толмачева, видите
ли, посмевшего сравнить политическое величие Кунаева с авторитетом
Черчилля. Довод Самсонова неотразим и прост как огурец: "Черчилль
- ярый враг социализма, а Кунаев - его активный строитель".
Завершает
книгу вдохновенная семичастевая (!) поэтическая оратория "Храм
единения" с предпосланным к ней эпиграфом из Н. А. Назарбаева.
И квинтэссенция его духоподъемных назиданий Президенту такова: "Перед
людьми будь строг и грациозен,/Великодушен, прост и грозен,/Остер
умом, находчив на слова,/Пусть мудрость источает голова…/Как чудо-шапка
Мономаха,/Власть тяжела. Но ты держись!/Неси ее легко, без страха,/Всю
драгоценнейшую жизнь".
Воскресни
великий Гаврила Романович Державин, он многому подучился бы у своего
расторопного потомка.
Владислав ВЛАДИМИРОВ
Нужны ли стране таланты?
С
пятого Юношеского международного конкурса им. П. И. Чайковского в
Курасики (Япония) вернулся казахстанский скрипач Ахан МЕИРБЕКОВ.
Учащийся
музыкального колледжа им. К. Байсеитовой, лауреат десяти международных
конкурсов Ахан Меирбеков выступает на профессиональной сцене с шести
лет. В целом же шестнадцатилетний скрипач принял участие более чем
в пятнадцати конкурсах в Италии, Испании, России, Украине, Румынии,
Японии. При этом лауреатом конкурса им. Пастукини в Италии он становился
трижды.
"Мы
стараемся не так часто выступать, чтобы особо не надоесть публике,
- говорит мама Ахана Дана, являющаяся его концертмейстером. - В недавнем
конкурсе в Японии Ахан завоевал диплом. Он был отмечен комиссией,
продемонстрировав качество казахстанской скрипичной школы. Вместе
с Аханом во второй тур конкурса прошла скрипачка из Астаны Лейла Ахметова".
Ахан
Меирбеков сегодня является иллюстратором практически всех музыкальных
программ Алматы. На юбилее, посвященном 100-летию Арама Хачатуряна,
подросток сыграл концерт для скрипки с оркестром, написанный этим
гениальным композитором специально для Давида Ойстраха. А сегодня
молодой казахстанский скрипач исполняет фантазии на темы из опер "Фауст",
"Кармен"...
Между
тем следует отметить, что творческая судьба Ахана подтверждает верность
высказывания о том, что нет пророка в своем отечестве. Так, лауреат
престижных международных конкурсов не прошел даже во второй тур недавнего
II Международного конкурса Марата Бисенгалиева в Уральске.
Серик МЕДЕТОВ
Весенние мотивы
Государственный
ансамбль классической музыки "Камерата Казахстана", отмечающий
в этом году свой пятилетний юбилей, в скором времени отправится на
гастроли в Италию. На днях в Казахконцерте в исполнении этого коллектива
прозвучали произведения западноевропейских классиков.
Руководитель
ансамбля, народная артистка РК, профессор Гаухар Мурзабекова в этот
вечер, как всегда, была неотразима. Блистательная скрипачка исполнила
концерт для скрипки с оркестром В. А. Моцарта, который впервые прозвучал
в Казахстане.
"Весеннее
настроение, как видите, наложило свой положительный отпечаток и на
наш репертуар, - сказала Гаухар. - Сегодня мы полны творческих планов.
У нас, наконец, будет свой зал с роялем, звукозаписывающая студия.
Министерство культуры сегодня закупает музыкальные инструменты в Германии.
Этим летом мы, как обычно, отправимся на гастроли за рубеж. Там планируем
записать компакт-диск".
В
программе вечера также впервые прозвучали "Кончерто Гроссо"
Ф. Джеминиани и сюита для камерного оркестра Яначека. Концерт для
фортепиано с оркестром № 21 Моцарта исполнил доцент Алматинской консерватории
Тимур Урманчеев. Известный аккомпаниатор Алибека Днишева и Дариги
Назарбаевой высоко отозвался об исполнительском уровне "Камераты",
пообещав, что постарается выкроить время, чтобы выступить с этим коллективом
в очередной раз.
В
свою очередь у дирижера ансамбля Павла Тарасевича настроение было
не столь оптимистичным. "За всей праздничностью проводимых нами
концертов, - сказал Павел Тарасевич, - по-прежнему кроется масса проблем.
Аренда залов, дешевые билеты, отсутствие гонораров для артистов...
Высокопрофессиональные музыканты уже не хотят работать за гроши. За
эти годы наш ансамбль, как, впрочем, и Казахстан, потерял много талантливых
артистов, уехавших на ПМЖ за рубеж".
Вячеслав ФИЛАТОВ
Хранитель древностей
Празднование
70-летия со дня рождения бывшего научного сотрудника Казахского института
геологических наук им. К. И. Сатпаева Алана МЕДОЕВА состоялось на
днях в южной столице.
По
утверждению ученых, профессоров, пришедших на юбилей, Алан Медоев
был лучшим специалистом в области изучения каменного века, геологии
палеолита, первобытного искусства, блестящим филологом и знатоком
русской поэзии начала XX века. Его отец был знаменитым археологом,
лауреатом Государственной и Ленинской премий.
Как
отмечали собравшиеся, увы, сам Алан не был титулован при жизни регалиями
"в силу своего взрывного характера", но его знал весь мир
именно благодаря изучению археологического наследия, особенно в области
наскальных рисунков.
А.
Медоев, по словам его друзей, особо остро чувствовал культуру кочевников.
К сожалению, в связи безвременной кончиной вышла только первая часть
его книги "Гравюра на скалах. Сары-Арка и Мангышлак".
В
день юбилея были представлены работы ученого, в частности результаты
экспедиций геоархеологических исследований комплекса Тамгалы, Семиречья,
Отрарского оазиса.
Сегодня
его идеи, разработки реализуются при грантовой поддержке Евросоюза,
ЮНЕСКО, правительства Норвегии.
На вечере принято решение об открытии мемориальной доски человеку,
внесшему значительный вклад в науку Казахстана. Как сообщил профессор
Булат Ауербеков, в настоящее время готовится к выпуску в свет книга
с научными статьями Алана Мадоева.
Ержан БЕКТУРГАНОВ