Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
   Ad Vocem

Какая чудная игра

Наша политэлита машет клюшками в рабочее время

Уходящая неделя ознаменовалась ярким событием в спортивной жизни страны. За два с половиной месяца до выборов главы государства ближайшее окружение одного из кандидатов на этот пост стремилось опередить друг друга и забугорных гостей в меткости и элитном снаряжении. Называются сии соревнования Первый турнир по гольфу среди профессионалов Kazakhstan Open.
Программа турнира, расписанная на всю неделю, включает в себя тренировки, фуршеты, концертные программы, экскурсии и саму игру. Два дня назад состоялся предварительный турнир с малопонятным для большинства казахстанцев названием Про-Ам, открытие которого почтил своим вниманием действующий пока президент Нурсултан Назарбаев. В своей приветственной речи он отметил растущий в Казахстане интерес к гольфу и пожелал участникам соревнований “успешной игры и доброго настроения”.
Отметим лишь нескольких из высокопоставленных игроков, отличившихся в Про-Ам. Это председатель сената РК Нуртай Абыкаев, вице-премьер Ахметжан Есимов, председатель Инвестбанка Казахстана Зейнолла Какимжанов и другие не менее известные лица. На церемонии открытия присутствовал и аким города Алматы Имангали Тасмагамбетов.
Заметьте, все это происходит почти в 1,5 тыс. километров от столицы республики, где, по идее, в силу служебных обязанностей должны находиться большинство из госслужащих гольфистов.
Можно было бы подумать, что вышеуказанные лица находятся при исполнении – скажем, пропагандируют послание президента или на собственном примере доказывают, что “жизнь стала лучше, жить стало веселей”, но приходится сомневаться. Зачем, спрашивается, проталкивать послание среди тех, кто либо не является гражданином РК и, следовательно, не имеет права голоса на предстоящих выборах, либо в любом случае будет голосовать за кандидата Назарбаева, дабы не потерять имеющегося положения.
Ну а что касается улучшения жизни, то это звучит по меньшей мере кощунственно по отношению к простым смертным казахстанцам. Не откроем великой тайны, если скажем, что гольф – это игра для миллионеров.
Годовой членский абонемент VIP-гольфиста, по компетентным слухам, обойдется в 20 тысяч долларов США, что примерно составляет годовой заработок простого отечественного министра. Добавьте сюда стоимость полного комплекта инвентаря для игры в гольф, который колеблется от 30 до 50 тысяч “зеленых”, оплату участия в игре и другие “непредвиденные расходы”.
Не имея привычки считать чужие деньги, все же отметим, что нескромно так жить, господа чиновники. Ведь по не афишируемым данным, больше половины членов казахстанских гольф-клубов являются государственными служащими, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.
О фуршетах-обедах участников и гостей турнира говорить вообще не будем, дабы не раздражать основное население республики, чьи месячные затраты на питание сопоставимы с одним только блюдом на щедром дастархане гольф-клуба “Нуртау”. И как после этого не говорить, что социальное расслоение в республике дошло до своего предела?
В воскресенье, 25 сентября, соревнования должны пышно завершиться. Победитель получит 40 тысяч евро из четверти миллиона общего призового фонда и получит возможность участвовать в более крупных международных соревнованиях, поднимая имидж страны и свой собственный имидж.
Кто именно им станет, неизвестно, но можно было бы сделать ставку на г-на Абыкаева, который за последние годы довольно часто возглавляет списки лучших из лучших. Наверное, учитель у председателя сената был хороший и, главное, всегда рядом – еще в далекие 80-е Нуртай Абыкаевич служил помощником Предсовмина КазССР, которым, если кто еще не забыл, являлся нынешний президент страны.
В проигравших же, даже не зная об этом, вновь окажется рядовой гражданин Казахстана, у которого почему-то возникают ассоциации то ли с “Ледовым домом” И. И. Лажечникова, то ли с “Пиром во время чумы” А. С. Пушкина.

Что за комиссия, Cоздатель?

Жармахан Туякбай подал в суд на Центризбирком

Кандидат в президенты Казахстана от демократических сил республики Жармахан Туякбай судится с Центральной избирательной комиссией. Лидер объединенной оппозиции считает, что одно из постановлений ЦИКа нарушает его гражданские права и просит суд признать этот документ незаконным.
Все началось с того, что Центризбирком определил, что средства избирательных фондов кандидатов должны храниться в “Народном банке Республики Казахстан”. Однако учреждения с таким названием в природе не существует. Ж. Туякбай полагает, что ЦИК имел в виду либо Национальный банк РК, либо частное АО “Народный банк Казахстана”. Таким образом, излагает свои доводы истец, в любом случае, постановление ЦИКа подлежит отмене, поскольку четко не определяет банковское учреждение, в котором должны открываться временные счета избирательных фондов.
Но и это еще не все. Если Центризбирком имеет в виду частный “Народный банк”, то постановление, согласно закону “О борьбе с коррупцией”, уже является правонарушением. Ведь выбор именно этого банка из множества других ничем не мотивирован – не было проведено ни конкурсов, ни тендеров. На языке закона это называется неправомерное предпочтение.
Согласно конституционному закону “О выборах”, кандидаты в президенты не имеют права получать доходы от вложенных денег – банк просто не будет начислять проценты. Тем временем владельцы банка получат прибыль не только от использования хранимых денег, но и от оплаты банковских услуг.
Кстати, о владельцах Народного банка в иске говорится особо. Ссылаясь на официальный сайт Казахстанской фондовой биржи, лидер демократов сообщает, что 30 и более процентов простых акций АО “Народный банк Казахстана” контролируют Тимур Кулибаев (зять Н. А. Назарбаева) и Динара Кулибаева (дочь Н. А. Назарбаева), то есть люди, состоящие в близком родстве с одним из кандидатов в президенты.
Кроме того, председатель Народного банка Александр Павлов одновременно является заместителем председателя партии “Отан”, выдвинувшей Н. Назарбаева кандидатом в президенты. Аффилированность одного из кандидатов в президенты с Народным банком предоставляет, по мнению истца, преимущества действующему главе государства и ущемляет права других претендентов на высший пост страны.


Есть контакт!

В минувшую пятницу в офисе Демократической партии “Настоящий Ак жол” состоялась встреча между сопредседателем пар­тии, членом президиума РОО Блок демократических сил “За справедливый Казахстан” Оразом ЖАНДОСОВЫМ и главой Первого политического отдела по связям со странами Европы и ОБСЕ Федерального департамента иностранных дел Швейцарии Жан-Жаком де ДАРДЕЛЕМ.

В ходе часовой дружеской беседы представитель внешнеполитического ведомства Швейцарской Конфедерации отметил некоторые экономические успехи Казахстана, подчеркнув при этом, что политическая ситуация в республике вызывает обеспокоенность Европы, в частности в вопросах зависимости судебной системы от исполнительной власти, монополизации СМИ и торможения политических реформ.

В свою очередь, Ораз Жандосов рассказал о том, как расценивает демократическая оппозиция нынешнюю ситуацию в стране, включая вопросы зависимости экономической системы страны от экспорта нефти, проблемы социального расслоения, коррупции и неравных условий работы для различных политических сил. Живой интерес гостя вызвала оценка оппозицией предстоящих выборов и текущей расстановки сил.

Кроме того, разговор коснулся проблем развития неправительственного сектора в Республике Казахстан, обеспечения политического плюрализма и свободы СМИ, также был обсужден широкий круг вопросов региональной безопасности и стабильности и реальности перспектив председательства Казахстана в ОБСЕ.


Не надо пороть горячку

Движение ЗСК призывает власть к защите национальных интересов

В настоящее время внимание казахстанской и зарубежной общественности приковано к сделке по продаже компании “ПетроКазахстан” Китайской национальной нефтяной компании, а также возможной продаже 49% акций АО “Разведка и Добыча Казмунайгаз” на зарубежных фондовых рынках. В связи с этим Движение “За справедливый Казахстан” сочло целесообразным озвучить свою позицию по данным вопросам и предложить механизмы и шаги, направленные на обеспечение интересов общества и государства.

В случае с продажей компании “ПетроКазахстан” руководство демократических сил страны считает, что государство должно использовать все имеющиеся законодательные и иные рычаги для обеспечения национальных интересов страны. В любом случае дача согласия на совершение сделки должна быть обусловлена следующими предварительными условиями.

Во-первых , стопроцентно государственная Национальная компания “Казмунайгаз” в целях свое­временного и бесперебойного обеспечения отечественного рынка нефтепродуктами (бензин, дизельное топливо, мазут, газ, масла и пр.) должна выкупить у “ПетроКазахстан” имущественный комплекс “Шым­кент­ского нефтеперерабатывающего завода” (ШНОС);

Во-вторых , НК “Казмунайгаз” должна выкупить не менее 50 процентов акций + 1 акция компании “ПетроКазахстан”.

Руководство Движения ЗСК твердо уверено в том, что для этого у государственной компании имеются все необходимые возможности. По официально опубликованным данным, по состоянию на 1 июля 2005 года только свободные остатки наличности НК “Казмунайгаз” составляли 258 693 069 000 тенге (то есть порядка 2-х миллиардов долларов США).

Государство в лице НК “Казмунайгаз” должно начать переговоры с нынешними владельцами Павлодарского нефтеперерабатывающего завода (ПНПЗ) о выкупе и приобретении его активов в собственность. После этого с учетом достаточности собственных ресурсов в сырой нефти НК “Казмунайгаз” должна полностью обеспечивать внутренние потребности страны в дизельном топливе, мазуте и бензине по регулируемым государственным ценам (аналогично государствам Восточной и Юго-Вос­точной Азии).

Руководители демократических сил страны считают нецелесообразной продажу 49% акций АО “Разведка и Добыча Казмунайгаз” на зарубежных фондовых рынках. В этом, по их мнению, нет никакого экономического или иного смысла и целесообразности.

В этой связи они предлагают без­отлагательно осуществить следующий комплекс последовательных шагов:

- государство, как 100-процентный акционер с одной стороны Компании и регулятор – с другой, обеспечивает заключение новых контрактов на недропользование по всем месторождениям Компании; (Узеньскому, Эмбинскому и иным). Они убеждены, что наше государство в состоянии заключать образцовые контракты, отвечающие требованиям XXI века в полном соответствии с долгосрочными интересами государства. Сами контракты должны быть опубликованы на сайтах правительства и Компании;

- государство разрабатывает и принимает законы, устанавливающие механизмы обеспечения оптовой реализации в объемах потребности отечественной экономики дизельным топливом, мазутом, бензином и газом по регулируемым государством ценам;

- после реализации указанных мер и шагов, считает руководство Движения ЗСК, можно будет рассмотреть вопрос о продаже 15-20 процентов акций АО “Разведка и Добыча Казмунайгаз” на внутреннем рынке через Казахстанскую фондовую биржу.

Это позволит накопительным пенсионным фондам, паевым инвестиционным фондам и другим отечественным инвесторам приобретать ликвидные и привлекательные активы добывающих компаний


Мы вам всем покажем!

Оппозиция намерена высветить все тайны большой “прихватизации”

16 сентября 2005 года в Алматы состоялось первое заседание Общественной комиссии по выявлению незаконных приватизационных сделок, договоров о купле-продаже объектов государственной собственности.
В состав комиссии вошли известные политики и общественные деятели – Жармахан Туякбай, Булат Абилов, Тохтар Аубакиров, Сагиндик Журсимбаев, Отеген Ихсанов, Мариам Кабденова, Николай Криминиш, Оразалы Сабден, Петр Своик, Толен Тохтасынов, Амалбек Тшанов. Ее члены намерены выносить на суд общественности все выявленные факты незаконной приватизации и неправомерного предоставления льгот и преференций, требовать от компетентных органов отмены этих сделок.
На первом заседании были рассмотрены и проанализированы на предмет законности:
- приватизационное соглашение между государственным комитетом по приватизации и АО “Карагандинский металлургический комбинат (“Кармет”), Испат Интернешнл, АО “Испат Кармет” и “Групо Испат” о передаче собственности “Кармет” лицу, назначенному Испат Интернешнл (17 ноября 1995 г.);
- договор государственного комитета по приватизации о продаже 53% государственного пакета АО “Ермаковская ГРЭС” фирме “Japan Chrome Corporation” (2 мая 1996 г.);
- окончательное соглашение о купле-продаже между правительством РК, АО Тенгизмунайгаз, Мобил Ойл Корпорейшн и Мобил Казахстан Венчурс Инк 25% доли государства в ТОО “Тенгизшевройл” (3 мая 1996 г.);
- контракт на продажу и покупку имущественного комплекса Жезказганской теплоэлектростанции между государственным комитетом по приватизации и корпорацией Самсунг (16 сентября 1996 г.);
- договор о купле-продаже имущества АО “Балхашмыс” между государственным комитетом по приватизации и Samsung Deutschland GmbH (февраль 1997 г.).
Общественная комиссия решила до следующего заседания направить соответствующим органам запросы по имеющимся материалам, а также проинформировать СМИ.
Для всех интересующихся ее работой создан официальный сайт – www. Obkom.org.


Нурсултан, не уверенный в победе Назарбаева

Олег АБАЕВ

При всей разноголосице суждений насчет президентских выборов, в обществе существует практически 100-процентный консенсус по вопросу о том, кто будет объявлен победителем.

Собственно, мы знаем только одного человека, который убежден, что новый срок получит недействующий президент. Это – Ерасыл Абылкасымов, который сам собирается стать Ел басы. Ну что же, Ереке, конечно, – наше национальное достояние, и мы все обязаны всячески беречь его нестандартный интеллект, но это только подчеркивает, что остальное население придерживается менее оригинальной гипотезы.

Впрочем, судя по некоему набору объективных признаков, сам Нурсултан Назарбаев как раз-таки отнюдь не уверен в том, что подавляющее (как нас дружно уверяют СМИ и политологи) большинство избирателей проголосует именно за него.

И вообще, похоже, он не столь уверен в твердости своих позиций внутри страны и в способности своей администрации и силовых структур контролировать ситуацию.

Во всяком случае на это указывают те “подстраховки”, за которые он крепко держится до выборов, несмотря на то, что именно они заведомо осложнят ему ситуацию после 4 декабря.

Ниже мы скажем, что это за “подстраховки”, но сначала нам надо бы уяснить для себя: чем же для нашего бессменного президента будет так важна ситуация после его очередных перевыборов?

Здесь надо, прежде всего, иметь в виду, что на предстоящих президентских выборах кандидат Нурсултан Назарбаев ничего выиграть не может – по той простой причине, что разыгрываемая на выборах президентская должность у него и так уже есть. Поэтому (в отличие от Ереке) единственный выигрыш Нуреке – это отсутствие проигрыша. Причем что важно: проигрышем в данном случае следует считать вовсе не арифметику типа “Янукович проиграл Ющенко 4%”, у нас такой проигрыш исключен по определению, поскольку ЦИК и все избиркомы полностью контролируются Администрацией. Под проигрышем, в нашем случае, следует понимать все то, что может существенно осложнить сохранившему свой мандат главе государства реализацию всех тех стратегических задач, которые становятся для него определяющими на следующий срок.

А главными из таких задач для Нурсултана Назарбаева, несомненно, являются “осветление” финальных итогов его деятельности и благополучное расставание с занимаемой уже скоро два десятка лет высшей госдолжностью.

Это-то представляется очевидным, зато далеко не очевидно, каким путем это ему удаст­ся. Вообще, проблема ухода Первого президента намного сложнее, чем муссируемые в прессе варианты ее решения. Скажем больше: эти варианты вообще не затрагивают суть того, что на самом деле мучает главное действующее лицо.

Обычно все сводится к выдвижению версий “Кто Следующий”, а поскольку замена по схеме “на Противника” выглядит (пока) менее вероятной, обсуждаются варианты “Преемника” из окружения самого Папы. Все это так, и Нурсултану Назарбаеву, конечно же, небезразлично, на Кого он мог бы оставить страну. Но не менее (на самом деле – более!) его волнует другой вопрос: на Кого он может оставить Себя???

Дочка Дарига (да еще на пару с “любимым” зятем!) – слишком экзотический вариант, чтобы на него решиться. Касымжомарт Токаев – человек приличный, сам-то он не обманет, но и от противников не защитит, – мягковат...

Из тех же, кто обладает самостоятельной волей и характером и кто действительно может ( и – хочет!) стать сильным Наследником, есть только “продукт” Имангали Тасмагамбетов. Но эти же качества и делают его более опасным, чем вся вместе взятая открытая оппозиция. И потом, каково это: на закате выдающейся карьеры стать полностью зависимым от того, кто полжизни просидел у тебя же в приемной...

Объективно, Нурсултан Назарбаев сам себя уже почти подвел к положению узбекского и туркменского президентов, у которых нет иного выбора, чем держаться за власть “до конца”. Однако столь же объективно и то, что “до конца” бессменный Президент Казахстана досидеть не сможет – не та ситуация.

И потом, еще более важен субъективный момент: Нурсултан Назарбаев – это не Ислам Каримов, подчеркнуто чурающийся светского блеска, и не Туркменбаши, искренне (видимо) верующий, что его золотым статуям и “Рухнаме” будут поклоняться и после его ухода.

Нашему Президенту категорически важно не просто получить общую положительную оценку итогов своей деятельности, и не просто чтобы эта оценка была как можно масштабнее – на весь Казахстан, на весь СНГ и все “мировое сообщество”, но и чтобы все свершилось пока он живет-здравствует.

Что, помимо душевного удовлетворения, имеет и сугубо прагматическое значение – как единственно работающая гарантия его спокойного “постпрезидентского” существования.

Любители поиронизировать над любовью Нурсултана Назарбаева к масштабным международным инициативам не совсем правы: за ними всегда был и практический интерес. Вернее – надежда на него.

Если бы в свое время удалось создать такой Евразийский Союз, в котором не стыдно было бы и получить постоянную должность, или наладить Постоянное Совещание по мерам доверия в Азии, или Нобелевский комитет (при содействии посетившего Астану Папы) увенчал бы Премией мира вклад казахстанского президента в замирение арабов с евреями заодно с объединением всех религий, – тогда и “Казахгейт” не нависал бы сейчас таким кошмаром.

Но – не сложилось (помощники, должно быть, подвели).

Теперь же объективно остается только один реально работающий шанс: это председательствование в ОБСЕ в 2009 году. В идеале – с возглавлением этой миссии самим Нурсултаном Назарбаевым, который (ради распространения уникального опыта) мог бы и оставить страну на время (хотя бы тому же Имангали).
Что и обеспечило бы устраивающий всех вариант преемственности.
Поэтому объявленные Нурсултаном Назарбаевым планы демократических реформ, осуществляемых в два этапа: в 2006-2007, и с выходом как раз на 2008-2009 годы, – это не просто предвыборные обещания, но и, надо полагать, определенное отражение его реальных намерений. Во всяком случае, только такой вариант дает ему шанс окончательно не поссориться с Западом, и устоять против того же “Казахгейта”.
Расчет прост и потому эффективен: послевыборную НКВД возглавит уже сам Президент, а перед этим он красиво освободит Галымжана Жакиянова, разрешит вернуться Акежану Кажегельдину, снимет судимость с Булата Абилова.
Далее – дружные реформы, и – заслуженное председательствование в ОБСЕ.
Думается, что и у вменяемой оппозиции не осталось бы другого варианта поведения, кроме как присоединиться к такому плану, поскольку он на самом деле нормализует политическую ситуацию в стране и восстанавливает утраченную роль Казахстана как лидера демократических реформ в евразийском регионе.
Но тогда кто же может помешать осуществлению этого устраивающего всех проекта? Только сам Нурсултан Назарбаев, – в результате той самой неуверенности в своих силах и позициях, на которую и указывают упомянутые нами “подстраховки”.
Первая – это электронная система “Сайлау”, само применение которой заведомо ставит под сомнение результаты голосования с ее помощью.
Вторая “подстраховка” – это составы избирательных комиссий, полностью “зачищенные” от представителей оппозиции.
То и другое – явный знак, что Администрация не надеется на “естественную” поддержку избирателей, и собирается “дополнять” ее приписками.
Третье – это искусственное затягивание пребывания в заключении Галымжана Жакиянова. Причем вот эта “подстраховка” – самая показательная с точки зрения внутренних фобий лично Нурсултана Назарбаева. (И/или тех лиц из его ближайшего окружения, под влиянием которых он находится.) И дело здесь вот в чем: если система “Сайлау” и односторонне провластные избиркомы еще имеют хоть какие-то, извините, “отмазки”: дескать, президент тут ни при чем: уж такой Закон “О выборах” принял парламент, таких уж членов комиссий избрали маслихаты... и вообще, перед самыми выборами поздно уже что-то менять, то случай с Жакияновым – как раз обратный.
В самом деле, ведь как с самого начала подавала осуждение лидера ДВК властная сторона? Как наказание за хозяйственные преступления, не имеющие никакого отношения к политике. И (при том, что суд в Павлодаре оппозиция фактически выиграла) эта линия до сих пор худо-бедно выдерживалась: “рядовой” заключенный Жакиянов, отсидев сколько положено на зоне, вовремя (почти) был переведен на колонию-поселение. Теперь подходит срок условно-досрочного освобождения и для достоверности всего сценария – конечно, надо выпускать.
И, безусловно, тезис о всенародной поддержке президента только укрепился бы, если бы “вставший на путь исправления” бывший аким как раз перед выборами вышел бы из колонии.
Тем более что астанинское начальство должно понимать: заказ “навесить” на Жакиянова какие-то нарушения как повод отсрочить освобождение исполняется-то обычными сотрудниками колонии, в рамках их собственного незнания и неумения действовать по Закону, а потому все их неумелые инсценировки дают обратный пиар-эффект.
И, тем не менее, мы совершенно уверены, что до выборов Нурсултан Назарбаев Галымжана Жакиянова не выпустит. Несмотря даже на то, что такая задержка (в сочетании с результатами голосования через “Сайлау” и “отановско-асаровские” избиркомы) практически наверняка даст оппозиции повод игнорировать уже и “президентскую” НКВД.
А это как раз и доказывает, что в своих силах наш Нурсултан уверен далеко не в той степени, как это преподносит публике президент Назарбаев.
А не уверен – не обгоняй!

Hosted by uCoz