О дружбе народов
“Разнообразие национальностей и многоконфессиональность в стране – это наше преимущество. В стране проживает 130 наций и народностей, объединенные в Ассамблею народов Казахстана, спокойно живут и трудятся представители 45 конфессий.
Все, чего добился Казахстан, зависит от краеугольного камня – дружбы народов. И это понятие нельзя прятать в сундук. Его нужно вытащить, встряхнуть и сказать, что дружба народов, согласие, доверие между людьми, живущими в нашей стране, помогает нам развиваться. И только поэтому в нашу страну поступают инвестиции.
Представители многих национальностей республики видят, что здесь можно не только жить, но и строить свое будущее и будущее своих детей. Я очень хочу, чтобы казахстанцы всех национальностей чувствовали, что Казахстан – наш общий дом, наша Родина, и мы вместе строим свое будущее”.
(Нурсултан НАЗАРБАЕВ,
24 августа 2005 г.)
Владимир КОЗЛОВ,
член президиума партии “Алга!”
- Ответ Нурсултана Назарбаева на этот вопрос не может быть признан искренним, потому что в этом случае необходимо будет признать, что президент абсолютно ничего не знает о том, что происходит в стране. 130 наций и народностей объединены в орган (Ассамблею народов Казахстана), который представляет из себя карманный президентский организм. Народы может объединить только единая национальная, в смысле государственная идея, только единое чувство патриотизма, для появления которого сейчас, к сожалению, нет никаких предпосылок. Коррупция не может быть национальной идеей, а кроме нее в стране сейчас нет ничего всеобъемлющего.
В свой актив президент может записать лишь ежегодное повторение одних и тех же слов. Без практической поддержки этих благих догм они выхолащиваются, теряют смысл и цену. Записать в актив человека можно то, что существует благодаря его усилиям. Президент же проводит такую политику, в частности, в области внедрения государственного языка, что межнациональное согласие существует скорее вопреки его усилиям.
Проблема сегодня не в межнациональных отношениях. Она – в языковой сфере. К примеру, я родился и вырос в Казахстане. Но мне преподавали казахский язык настолько убого, что я после школы знал не более десятка слов, да и в аттестате такого предмета не было. У меня три сына и дочь. Старшему сыну 26 лет, дочери – 8. Все они выросли уже в независимом Казахстане, во время правления президента Назарбаева. Но и им в школе преподавали язык точно так же.
Между тем – процесс внедрения государственного языка в делопроизводство идет своим ходом и никак не увязан с программой и результатами изучения самого языка. Закон наш уже сегодня позволяет ввести делопроизводство на государственном языке повсеместно. Если представить, что это случится, – более 10 миллионов казахстанцев тут же потеряют среду обитания.
Не нужно забывать, что за теми, кто совершенно не владеет казахским языком, стоят те, кто владеет им только на бытовом, разговорном уровне. Большинство казахов владеет казахским языком сегодня именно на этом уровне. “Шала казах” – ни разу не слышали такого выражения? Оно делит уже самих казахов на “настоящих” и “третьесортных”.
Низкий уровень знания государственного языка – не вина, а беда народа. Вина в этом лежит на тех, кто, имея ресурсы для построения реальной государственной программы изучения языка, сознательно оставляет ситуацию в подвешенном состоянии. Вина президента, в частности, в том, что он сначала подписал Закон, с помощью которого можно разделять людей по языковому признаку, а потом провозгласил себя гарантом того, что этот Закон не будет работать в полную силу.
Другими словами, президент сказал – пока я здесь, живите спокойно. Достойная ли это позиция? Ведь это примитивный шантаж в отношении всех, кто не владеет языком. Тем более что на местах чиновники уже давно научились управлять ситуацией в свою пользу.
В Казахстане нет межнациональной проблемы как таковой. Она усилиями власти трансформирована в языковую проблему, которая сегодня не позволяет огромной части граждан страны ощущать себя ее патриотами. Отсюда – отсутствие единой национальной идеи, без которой невозможно вообще никакое развитие.
В этих условиях единым стержнем, вокруг которого строится все существование общества, стала коррупция, отсутствием которой уже не может похвастаться ни одна сфера бытия казахстанцев: ни медицина, ни образование, ни полиция, ни суд, ни бизнес. Отсюда тихая распродажа страны оптом и в розницу.
Если дать ситуации сохраниться или развивать ее в этом же направлении, через 20 лет все мы будем усиленно изучать китайский язык, так и не выучив казахского. И все это сделала власть, которая под руководством нашего президента служит народу вот уже 15-й год. Это система, и ее нужно менять.
О председательстве
в ОБСЕ
“Речь идет не о каких-то амбициях, а о нормальном развитии сотрудничества. “Для нас это серьезный тест. В постсоветском пространстве никто еще на это не претендовал. Но мы можем за это побороться. Это искреннее желание показать нас всему миру. Казахстан работает с ОБСЕ с 1992 года. Это сотрудничество полезно для Казахстана, прежде всего, в вопросах строительства гражданского общества. Опыт Казахстана как государства, где успешно реализуется политика межнационального согласия, где воплощаются принципы толерантного общества, показателен для других”.
(Нурсултан НАЗАРБАЕВ,
24 августа 2005 г.)
Амиржан КОСАНОВ,
председатель исполкома РНПК, член президиума движения “За справедливый Казахстан”
- Есть несколько общеизвестных идеологических фишек, которые когда-то были льстиво предложены Назарбаеву его окружением и горячо им поддержаны. В том числе и ряд внешнеполитических инициатив, которые, наверняка, тешат самолюбие нашего президента. И идея-фикс о председательствовании в ОБСЕ не является исключением из этого ряда, ярко характеризирующего внешнеполитический зуд режима.
Конечно, у ОБСЕ есть и другие вопросы сотрудничества со странами–членами, кроме политических, на которых мы акцентируем внимание. Среди них и такие актуальные, как экология, образование, социальные проблемы и т.д. И в этом смысле отвергать напрочь саму идею сотрудничества в самых различных гуманитарных сферах, видимо, не следует.
Но, как говорится, “зри в корень”. В данном случае корень – это документы, которые подписал Назарбаев при вступлении в ОБСЕ. И там черным по белому написано, что все законодательство страны должно соответствовать общепринятым стандартам ОБСЕ. А в сфере общественных отношений и реализации политических прав и свобод у нас сплошные минусы.
Те же выборы 1999-го и 2004-го годов, как и само выборное законодательство, подверглись жесткой критике ОБСЕ. Наличие в стране политосужденных, ликвидированных политических партий, закрытых СМИ, преследуемых доселе оппозиционеров априори не может способствовать выполнению желания попредседательствовать в этой солидной международной организации.
Хотя возможно, что власть может пойти на некоторые непринципиальные политические уступки. Но только после президентских выборов! Ведь эти выборы – своеобразный морально-психологический Рубикон, который режим во что бы то ни стало хочет перейти. Сценарий может быть таков: всеми правдами и неправдами обеспечив себе победу, власть может снять напряжение в обществе, выпустив немного пар. И тогда возможные политические инициативы режима, по задумке авторов, могут “понравиться” ОБСЕ, всему международному сообществу.
Если подходить к такого рода вопросам философски, то по большому счету надо поддерживать стремление Казахстана вступать в общепризнанные международные институты. Например, как Совет Европы. Для нас, представителей демократических сил, резон один: вступая в эти структуры, наша власть берет на себя определенные демократические обязательства.
Это касается, в первую очередь, проведения честных и справедливых выборов, либерализации всей политической системы, соблюдения конституционных прав граждан, обеспечения свободы слова и т.д. Это уже прогресс. Особенно в нашей ситуации, когда все происходит с точностью до наоборот: страна хочет председательствовать в ОБСЕ, имея огромный негативный политический багаж.
О 120 млрд. тенге
на социальную сферу
“В нынешнем году на решение социальных проблем будет выделено 117 млрд. тенге, в том числе 53 млрд. на повышение заработной платы. Ряд национальных компаний принял решение не повышать цены на определенные товары и услуги. Речь, в частности, идет о стоимости проезда на железной дороге, стоимости электроэнергии.
Что касается рынков, то здесь цены имеют свои особенности. Ушло в прошлое время огромных очередей, когда существовал дефицит практически любых товаров. Теперь ситуация изменилась. Цены определяются спросом и предложением. К тому же некоторые товары, особенно сельскохозяйственные, поставляются на рынки не напрямую, вследствие чего цены резко повышаются. Контроль за ситуацией в таких случаях должны осуществлять местные власти. По моему поручению во всех регионах страны открываются коммунальные рынки, отличающиеся низкими ценами”.
(Нурсултан НАЗАРБАЕВ,
24 августа 2005 г.)
Серикболсын АБДИЛЬДИН,
первый секретарь
Коммунистической партии Казахстана,
член президиума
движения “За справедливый Казахстан)
- Решение социальных вопросов, как правило, привязывается к общей ситуации в экономике; вступает в силу регулирование самой рыночной экономики, регулирование ценового коридора. Тем самым определяется более-менее устойчивый жизненный уровень граждан различных слоев общества, размеры социальной помощи и заработной платы. Что касается повышений выплат в этом году, то они связаны с заботой Назарбаева переизбраться.
При этом положение дел в социальной сфере можно было поправить, начиная с 2001 года. Деньги копятся в Национальном фонде, и если даже не направлять их именно на прямую помощь малоимущим, то можно было сделать это косвенно – решить вопросы питьевой воды, дорог и другие.
Бюджет был принят в конце прошлого года, а через месяц президент в своем Послании определил новые параметры расходов на социальную сферу. Он специально хотел выпятить свою роль в увеличении расходов. Возникает вопрос: откуда взялись дополнительные средства в размере более чем 10 процентов от бюджета?
По большому счету, это не деньги Национального фонда, это те средства, которые правительство и сам президент из года в год прятали для того, чтобы потом Назарбаев мог сказать: “Вот какой я хороший президент, решаю острые вопросы”. Хотя по Конституции и другим законам, он не имеет права распоряжаться средствами из бюджета.
Но для нашего президента это стиль работы – он хочет все сам делать. Он вручает ключи от квартир, автомашин, тракторов. Но это же глупость! Нельзя завоевывать авторитет подачками. Часть обывателей воспримет это как благо, но другая часть осудит!
Что касается регулирования цен, то он неправ. Неправ в том смысле, что государство должно в определенной степени регулировать большие отрасли – ресурсы, энергетические комплексы, транспортные, чтобы повышение цен на услуги монополистов не поглотило повышение зарплат и пособий. В нашем государстве это отсутствует.
Что касается цен на товары первой необходимости, то тут тоже не все гладко. Когда-то у людей были деньги, но прилавки были пусты. Теперь же дефицитом стали деньги, которые, как известно, тоже являются товаром. Отсюда и падение уровня потребления. Простой пример – мяса казахстанцы по сравнению с последними годами перед независимостью стали есть в два раза меньше.
Об Астане
“Вопрос о развитии Астаны и ее новостройках для меня – как бальзам на душу. Астана – это символ нового Казахстана. Благодаря ей развиваются все регионы страны. Астане я всегда уделял особое внимание. Раньше я стремился присутствовать на открытии каждого нового объекта в столице, а теперь их стало так много, что уже на это не хватает времени. Астана растет очень быстрыми темпами, сегодня ее население достигло 600 тысяч человек, думаю, скоро мы дорастем до миллиона.
Пирамида, о которой вы спрашиваете, стала результатом идеи, возникшей после проведения I съезда мировых религий. Она станет Дворцом мира и культуры. Автор архитектурного проекта – всемирно известный человек Норман Фостер. Высота объекта составит 77 метров, внутри нее поместятся оперный театр, Ассамблея народов, мировой университет цивилизаций, музей мировой культуры.
В планах новостроек Астаны существует еще один проект, высота которого составит 120 метров”.
(Нурсултан НАЗАРБАЕВ,
24 августа 2005 г.)
Серикбай АЛИБАЕВ,
представитель движения “За справедливый
Казахстан” в Астане
- Я сам инженер-строитель с многолетним опытом. Знаю стройку не понаслышке, ездил по стране и за рубежом, видел, как строятся нефтяные, химические и машиностроительные предприятия. Вообще бурное строительство – признак того, что страна развивается. Но стройки Астаны меня не радуют.
Мраморные и гранитные плитки, положенные год назад вокруг восхваленного Байтерека – нового символа Астаны и Казахстана – уже трескаются и крошатся. Если сравнить с древней архитектурой, то современные мастера не выдерживают никакого сравнения. По Красной площади до сих пор ездят танки и ракетные тягачи, но брусчатке ничего не делается. А здесь плитка разрушается от людских ног. Это говорит о том, что мы строим как временщики.
Основа развития Астаны сегодня – прошедшая легализация капиталов. Я думаю, в страну вернулось намного больше официально заявленных 500 миллионов долларов. На строительстве столицы и Алматы частично отмывается весь этот наворованный капитал. И это не может радовать.
Огромные объекты, как пирамида, как это 120-метровое сооружение, строятся на фоне того, что многие граждане страны ходят полуголодными, люди не могут отправить детей в школу. При этом разбрасываться деньгами, думаю, – кощунство.
Астана радует глаз тех, кто, забыв о собственном народе, строит дворцы. С Левобережьем все ясно. А вы посмотрите на другие районы! Затопленные подвалы, дворы с выбитыми тротуарами, нет детских площадок! Идет огромное расслоение.
О накопительных фондах
“Это очень важный вопрос, который мы постоянно обсуждаем, в частности Правительство и Национальный банк РК. Слава богу, что у нас есть такой накопительный фонд. Люди могут за счет государства и работодателя накапливать средства и обеспечивать себе нормальную, достойную старость. И все деньги, которые там накапливаются, должны работать на экономику.
Но вопрос в том, что государство гарантирует неприкосновенность и безопасность этих денег. Поэтому, когда эти деньги используются в целях инвестиций, надо смотреть, что это за компания.
Поэтому подготовлен проект закона о секьюритизации, который как раз рассматривает этот вопрос. Он позволит пенсионным фондам размещать деньги в надежные инструменты. Это подтолкнет развитие рынка долговых ценных бумаг и снизит стоимость кредитов.
Первая ласточка – строительство железной дороги Шар – Усть-Каменогорск, куда мы будем вкладывать средства, также их можно вкладывать в нефтяные проекты, в инфраструктуру под гарантии государства.
Можно посмотреть объекты при осуществлении индустриальной программы, возможны вложения и в жилищное строительство. Мы серьезно работаем над тем, чтобы пенсионные фонды нормально зарабатывали нашим будущим пенсионерам деньги, которые будут работать и на экономику, как это делается во всем мире”.
(Нурсултан НАЗАРБАЕВ,
24 августа 2005 г.)
Валентин МАКАЛКИН,
экономист
- Идея пенсионных фондов заключается в том, что они накапливают длинные деньги, которые можно использовать для инвестиций под государственные гарантии. А сейчас, когда денег накопилось много, многие фонды не обеспечивают прирост вкладов, а наоборот, заканчивают год с отрицательной доходностью.
Президент не озвучил одну из главных проблем. Когда в Казахстане работала солидарная система, на пенсии шел 21 процент фонда оплаты живого труда. А сейчас только 10 процентов. И зарплата тех, кто начал работать, к примеру, в 1998 году, сейчас должна быть выше средней – 35-38 тысяч тенге – для того чтобы через 40 лет получать минимальную пенсию.
В чилийской модели, которую мы брали за основу при проведении пенсионной системы, государство платит часть денег само из бюджета вне зависимости от того, где и как проработал человек. У нас это только с 1 июля введено – к пенсиям добавлено три тысячи тенге.
Главное – надо увеличивать удельный вес отчисляемой в пенсионные фонды части зарплаты.
О коррупции
“Утверждение о том, что Казахстан занимает лидирующие позиции по уровню коррупции в мире, является враньем. Коррупция – бич всех стран мира, и никто еще не объявил, что победил это зло.
За последние четыре года к уголовной ответственности привлечены 350 акимов разных уровней. Если СМИ, политические партии говорят о коррупции, пусть называют фамилии. И тот, кого они называют, должен либо подать в суд за клевету, либо быть привлечен к ответственности.
Взяткодатель должен быть привлечен к ответственности так же, как и взяткополучатель. Нам нужно в Уголовном кодексе немедленно поменять это положение. Борьба с коррупцией должна быть всенародной. Мы вместе должны ее искоренять, и не нужно делать Казахстан каким-то мировым центром коррупции”.
(Нурсултан НАЗАРБАЕВ,
24 августа 2005 г.)
Толен ТОХТАСЫНОВ, второй секретарь
Коммунистической партии Казахстана,
член президиума
движения “За справедливый Казахстан)
- Впечатление об этой части выступления президента у меня сложилось неважное. Ни для кого не секрет (и он сам признавал это), что один из главных бичей нашего общества – коррупция. Я хорошо помню, что когда приезжал заместитель госсекретаря США г-н Армитидж, он говорил президенту, что коррупция – раковая опухоль на теле Казахстана. Из официальных источников, в том числе и от самого президента, опровержения этим словам не последовало.
В официальных рейтингах, которые публикуют международные организации, нас ставят на ведущие позиции по уровню коррупции. Я думаю, что у президента у самого рыльце в пушку, поэтому он и отрицает наше лидерство.
Мы, кстати, называем конкретные фамилии. Депутаты-коммунисты неоднократно делали депутатские запросы во все соответствующие госорганы. По “Казахгейту” мы непосредственно обращались к самому президенту. Ответа от него мы не получили. А люди, которым положено отвечать на депутатские запросы, писали отписки.
Западные СМИ, освещающие “Казахгейт”, просили президента публично ответить на их вопросы. Кроме прошлогоднего телеэфира, где он сказал, что Гиффен был не его советником, а Акежана Кажегельдина, никакой реакции от Назарбаева не последовало. И мы через СМИ просили его ответить, почему он не судится с теми СМИ, которые на него клевещут. Он либо должен подтвердить свою причастность, либо судиться с депутатами, которые подавали клеветнические по его мнению запросы, – Абдильдиным, Тохтасыновым.
О нефтяных
деньгах
“На заре независимости никто нас не знал, никто к нам не хотел ехать. Мы должны были создать преференции. И я вспоминаю компанию Chevron, которая первой пришла в 1993 году в республику, за ней потянулись другие. В итоге Казахстан привлек $ 40 с лишним млрд. прямых иностранных инвестиций, не говоря уже о наших.
Распределение доходов от добывающей отрасли транспарентно. Каждая копейка на счету. Любой человек это может проверить. Все эти деньги, в том числе и “нефтяные”, поступают в бюджет. Поступления в бюджет от нефти сегодня составляют 26 процентов от общего объема поступлений. Они пошли в бюджет, который в этом году составляет 14,5 млрд. долларов”.
(Нурсултан НАЗАРБАЕВ,
24 августа 2005 г.)Петр СВОИК,
член президиума
движения “За справедливый Казахстан”
- Отличительной (от России, Украины и тем более прибалтов, которых мы собрались догонять) особенностью именно казахстанской экономической системы является не только то, что все стратегические месторождения и экспортные комплексы отданы иностранным владельцам (как раз до исчерпания запасов), но и то, что соответствующие контракты и соглашения о разделе продукции (СРП) – официально секретны. Как раз принципиальная нетранспарентность добывающей отрасли, закрепленная национальным законодательством, есть наше эксклюзивное ноу-хау.
Если в той же России на принципах СРП разрабатываются всего три нефтяных месторождения (сахалинские и Харьяга), то у нас – практически все основные (Тенгиз, Карачаганак, Кашаган и др.). А СРП, надо вам сказать, это вовсе не раздел собственно нефти между государством и иностранным владельцем, а принципиально иное: вывод данного объекта из-под стандартного национального налогового законодательства и индивидуализированная договоренность: по каким параметрам, когда, кому, сколько, и на какие счета платить.
Конечно, работающие по СРП компании платят и “обычные” налоги, и президент даже сказал сколько – 26% от всех бюджетных поступлений, то есть где-то 3,7 млрд. в пересчете на доллары.
А сколько остается у продавцов сырья?
Себестоимость добычи и транспорта казахстанской нефти укладывается в максимум 10-12 долларов за баррель. (В 1998 году мировые цены падали до 9 баррелей, и – ничего, наша “нефтянка” не жировала, но и не остановилась.) Стоимость же нефти у конечного Покупателя сейчас – далеко за 50 долларов, итого в каждом барреле содержится как минимум 40-45 долларов так называемой экспортной премии.
Объем добычи этого года – порядка 450 млн. баррелей, а это получается не менее 16-18 млрд. долларов разницы между тем, что владельцы месторождений действительно затрачивают и что получают от продажи невосполняемых запасов недр.
То есть у них остается больше, чем еще один полноценный государственный бюджет! Не считая такой же экспортной премии для продавцов черных и цветных металлов и другого природного сырья...
В экономической теории эти деньги именуются природной рентой, которую, по-хорошему, государство должно изымать в свою пользу через ту или иную систему налогообложения или соглашений о разделе продукции. Собственно, способность экспортирующего сырье государства оставлять у себя ту или иную часть этой ренты и является современным мерилом его подлинного экономического и политического суверенитета.
В той же Норвегии эта рента остается практически целиком, да и многие гораздо менее развитые государства уже добились для себя соотношения хотя бы 50х50.
Ну а процент нашего национального суверенитета – его можно подсчитать из вышеприведенной арифметики. Однако не хочется: обидно мало получается...
Об оппозиции
“Время нормальной оппозиции в Казахстане еще впереди. Нормальная оппозиция еще растет у нас, и она будет. Это – обязательный атрибут демократического государства.
Единомыслием при советской власти мы жили и подавляли всех, всем закрывали рты. А мы же с вами строим открытое общество. И мы должны поощрять оппозицию, работающую в рамках Конституции и в рамках казахстанских законов.
Сегодня всех критикуют, и это нормально. Правда, говорят, что у тех, кто занимается критиканством, у самих есть что скрывать.
В связи с высокопоставленными чиновниками вспоминается давняя история. Еще в XV веке французский король Людовик XIV сказал: “Назначая на должность одного человека, я воспроизвожу сотни недовольных и одного неблагодарного”. Наверное, эта ситуация остается такой и по сей день.
12 апостолов Иисуса Христа также разделились на враждующие стороны, когда за столом два апостола справа и слева оказались ближе к Христу. Против этих двух ополчились все 10 апостолов, в том числе и Иуда. С тех пор Христы рождаются очень редко, а Иуды не переводятся, как комары…”
(Нурсултан НАЗАРБАЕВ,
24 августа 2005 г.)
Сергей ДУВАНОВ,
политолог
- Раньше об оппозиции президент иначе как “так называемая оппозиция” не говорил. Теперь она для него “ненормальная”.
Из контекста становится понятным, что ненормальность нынешней оппозиции в том, что они таковыми стали только потому, что оказались недовольными его (президента Назарбаева) назначениями.
Смысл этого мудреного пассажа Назарбаева, на мой взгляд, таков: дескать, нынешняя оппозиция сплошь и рядом состоит из обиженных его учеников, обиженных, что им не досталось места рядом с ним, с Учителем.
Этого, мол, оказалось достаточно, чтобы кое-кто из них предал его, то есть стал Иудой.
Во-первых, как тут не вспомнить, что тот же Людовик ХIV заявлял: “Государство – это я”. Не отсюда ли перенимается опыт классического абсолютизма?
Сравнивать себя с Христом, то есть Богом, – это говорит о явно завышенном самомнении. Всевластие – это, конечно, кружит голову, но не до такой же степени.
Во-вторых, для Назарбаева все, кто работал под его началом, не имеют морального права на оппонирование ему. Типичная патерналистская психология развитого феодализма, когда всякий подчиненный вассала рассматривается как ему по гроб обязанный. Дескать, все они были его учениками, а теперь предали своего Учителя.
Не знаю, чему этот сэнсей мог их научить (кроме как в свой карман класть), но вот то, что вовремя отказаться от такой “школы” – это гражданский подвиг, это я знаю точно.
В этом смысле Иуды не те, кто вовремя “завязал” и критикует бывшего патрона, предлагая по-хорошему “завязать” с преступным прошлым, а те, кто, поддакивая шефу, подталкивают его к пропасти.
О жилье
“Государственная жилищная программа набирает обороты. За первый год реализации программы построено жилья в два раза больше, чем в прошлом году. В следующем году жилья будет построено в три раза больше.
В нынешнем году мы приступили к реализации государственной жилищной программы. И в течение трех лет нужно ввести в эксплуатацию жилые дома общей площадью 12 млн. квадратных метров.
Данная программа находит поддержку со стороны Правительства. И строительные компании, которые намерены получить у государства кредиты на проведение строительных работ, не должны поднимать среднюю цену квадратного метра жилья выше 350 долларов США.
Жильем в первую очередь, согласно названной выше программе, будут обеспечиваться молодые семьи, государственные служащие, учителя и врачи. Также ведется строительство коммунального жилья. Есть, таким образом, возможность, собрав необходимые документы, внести первоначальный взнос в размере 10 процентов от стоимости и получить в банке кредит. Свою помощь готовы оказать жилищно-строительные кредитно-финансовые учреждения, сеть которых функционирует в настоящее время в стране”.
(Нурсултан НАЗАРБАЕВ, 24 августа 2005 г.)
Маржан АСПАНДИЯРОВА, руководитель оргкомитета движения “Защитим свой дом”
- Прямой эфир президента мне довелось слушать в камере спецприемника для административно осужденных лиц. Так получилось, что мне была слышна речь главы государства, поскольку дежурные охранники как раз смотрели телевизор.
Мне думается, что служивые из Администрации президента оказали ему медвежью услугу. Так, например, в ответе Нурсултана Назарбаева на вопрос о жилье, фигурирует пресловутая цифра в 350 долларов США за квадратный метр жилья. Но мы уже убедились, что идея с 350 долларами за квадратный метр просто провалилась. Такого жилья просто нет.
Ни один из тех, кто обратился в общественный комитет “Защитим свой дом”, не имеет возможности собрать необходимые документы, внести первоначальный взнос в размере 10 процентов и получить в банке кредит.
Действительно, сейчас очень хорошо развиты кредитно-финансовые учреждения. Но…они готовы оказать помощь лишь в том случае, когда граждане могут выложить очень большие деньги. Эти суммы практически недоступны большинству из тех, кто сегодня страдает от того, что у государства нет нормальной жилищной программы.
Также в своем выступлении президент говорит, что в течение трех лет нужно ввести в эксплуатацию жилые дома общей площадью 12 млн. квадратных метров. Эти миллионы квадратных метров непосвященного человека действительно впечатляют.
Но если миллионы поделить на площадь особняков, таких, как у акима города Алматы г-на Тасмагамбетова, то получается, что жилья строится совсем не много. Стоит отметить, что по некоторым данным площадь особняка Имангали Тасмагамбетова около двух с половиной тысяч квадратных метров.
Вопрос жилья сегодня не просто актуальный, это вопрос номер один. И у государства есть средства, возможности и необходимость решать этот вопрос безотлагательно. Необходима полная регистрация тех граждан, которые нуждаются не только в получении жилья, но и в улучшении жилищных условий. Необходимо регистрировать тех, кто проживает в общежитиях, кто оказался заложником порочной системы распределения земельных участков под жилищное строительство, кто оказался в тисках самостроя.
Эти проблемы нашего государства должны решать правительство и президент.
И вновь продолжается бой,
Или будут ли мучить градоначальника головные боли
Прошедшая суббота 27 августа ознаменовала собой новый этап противостояния режима и оппозиции в рамках южной столицы, а точнее, их ярких представителей: акима Имангали ТАСМАГАМБЕТОВА и Маржан АСПАНДИЯРОВОЙ. В этот знаменательный день нарушительница спокойствия городских властей вышла на свободу после отбывания административного ареста.
Несмотря на ненастье, в тот день у ворот алматинского спецприемника для административно арестованных собралось несколько десятков человек с цветами: соратники “штрафницы”, представители СМИ и просто близкие ей люди. Сразу после выхода за ворота Маржан Аспандиярова успокоила встречавших ее единомышленников, все эти дни беспокоившихся за ее самочувствие. Потом она объяснила причину того, почему ей пришлось самовольно прийти в “каталажку”.
Мы уже писали о том, что 12 августа на свет божий появляется занятная бумага, подписанная прокурором Бостандыкского района Алматы старшим советником юстиции К. Тастемиром и требовавшая для гражданки Аспандияровой более строго наказания – 15 суток ареста. С этим документом Маржан Хасеновна ознакомилась по выходу из больницы, и она принимает решение досидеть определенные ей судьей Г. Кельдыбаевым 5 суток.
Иначе, если в течение одного года она будет замечена на разного рода публичных мероприятиях, которые власти обзывают несанкционированными митингами и пикетами, то этот факт будет означать, что М. Аспандиярова в прекрасном самочувствии, и протест районного прокурора может заработать.
После этого освободившаяся сделала своеобразный отчет о проделанной работе – трудно было бы предположить, что энергичная оппозиционерка будет терять время даже в столь непривычных условиях. Как оказалось, на тот период в спецприемнике она была единственной представительницей прекрасной половины человечества, а большинство местного контингента представляли собой нелегалов, пьяниц и других антиобщественных элементов.
Свободное время она тратила на общение с этими людьми (правда, через стены и решетки), ну и охранники-надзиратели краем уха слышали эти крамольные разговоры. “Я надеюсь, что теперь эти люди правильно понимают общественно-политическую ситуацию в стране”, – резюмировала Маржан Хасеновна.
Было отмечено, что камеры и другие помещения в спецприемнике находятся в удручающем состоянии, и М. Аспандиярова подняла вопрос о проведении здесь проверки санэпидемстанцией. Проблема с доставкой арестантам свежей прессы (естественно, независимой), по ее словам, будет решена в ближайшее время – на этот счет существует договоренность.
Кроме того, оппозиционерка внесла руководству каталажки рекомендации по выделению двух-трех камер для “нормальных людей”, провести в них соответствующий ремонт, чтобы ее соратникам-единомышленникам было где нести наказания за “нарушение общественного порядка”. Эта новость развеселила собравшихся, а Булат Абилов даже предложил провести здесь субботник.
“Сейчас у нас столько много работы, что мы не имеем права ни в больницах, ни на нарах отлеживаться, хотя, я повторюсь, мое решение было вынужденным, – уже более серьезным голосом поделилась своим видением ситуации Маржан Аспандиярова и добавила: – К сведению господ Тасмагамбетова и Назарбаева, я призываю всех, не ожидая санкций и разрешений, продолжать выходить на митинги, пикеты и отстаивать свои права. Потому что это на сегодня есть единственный способ показать несовершенство казахстанского законодательства, несоблюдение Конституции”.
В общем встреча прошла в оптимистической обстановке, которой даже не помешали сержанствующие надзиратели, из-за ворот призывавшие расходиться и не загораживать проезд.
Показательным был тот факт, что во время встречи поступило сообщение о том, что правоохранительные органы вновь собираются выселять жителей строения 1 “а”, что расположился на калкамановской базе отдыха “Арман”.
Впрочем, акция с применением обещанных омоновцев была отложена до расширенной встречи в Карасайском райакимате с участием выселенцев, представителей власти, новых и старых хозяев базы отдыха. Предполагалось, что двум десяткам семей будет дан месячный срок на добровольное переселение. Вот только куда им съезжать неизвестно: на выделенных им участках жилья нет, а аренда квартир – дело сегодня недешевое.
Компания “Металл Инвест”, купившая землю вместе с мало подходящими для жилья помещениями и их обитателями, дала потенциальным бездомным срок до субботы, когда собираются обмерять землю. Судисполнители пригрозили тем, что если в указанные сроки дома не будут освобождены, то будет отменено решение акима о выделении земли под строительство. А вот где будут жить выселяемые наши сограждане и в какую школу будут ходить их дети, неизвестно…
То есть земельные и жилищные проблемы, которыми в последние месяцы была занята Маржан Хасеновна и за что, по сути, и попала за решетку, не только не решаются,но и еще более усугубляются. Нежелание режима проявлять заботу о казахстанцах в общем-то вполне объяснимо – ему сейчас больше бы о своей безопасности задуматься. Вот, например, 12 сентября должно состояться постоянно откладываемое судебное заседание по иску М. Аспандияровой по признанию незаконным памятного постановления акима города Алматы И. Тасмагамбетова, “благодаря” которому тысячи алматинцев могут остаться без крыши над головой.
Примечательно, что суд должен начаться ровно через пять месяцев после подписания Имангали Нургалиевичем сего неоднозначного документа, развязывающего руки и застройщикам, и госслужащим, и самому городскому голове.
Думается, что наш беспристрастный и самый гуманный суд в мире решит оставить иск без удовлетворения и тем самым узаконит повальное изъятие земельных участков под “государственные надобности”. Хотелось бы надеяться, что государству (читай: городским чиновникам и максимально приближенным к ним коммерческим структурам) не приспичит забрать для своих надобностей дома и участки судьи, прокурора и им подобных лиц. Да и особняки, хозяевами которых называют Имангали Тасмагамбетова и членов его семьи, вряд ли расположены на том месте, где ЗАО “Республика Казахстан” собирается строить супергостиницу, автостраду или ледовый дворец для зимних олимпийских игр 2012 года.
В то же время, зачем разрушать дворцы сегодняшних правителей? Ведь они построены на наши с вами деньги, которые были уведены посредством мошенничества, афер и коррупционных мероприятий. После непременной победы объединенных демократических сил, там мы лучше откроем ряд культурных учреждений.
Например: Музей переходного периода, Выставку унижений народного хозяйства, Галерею взяточников и т.п. Ну а домище Имангали Нургалиевича можно быстренько переоборудовать в спецприемник для административно арестованных – пусть алкоголики, тунеядцы и нелегалы поиграют в гольф, покатаются на дорогих жеребцах и почистят позолоченные унитазы, авось действительно перевоспитаются и будут стремиться к лучшей жизни.
Вот только будущим бывшим хозяевам этих дворцов не светит попасть в этот рай для нарушителей Административного кодекса – по другой статье они пойдут. Хотя не будем решать за судей, а то еще обвинят в давлении на них. Да и делать прогнозы – дело неблагодарное, хотя можно с относительной точностью предполагать, что Имангали Тасмагамбетова в скором времени могут беспокоить головные боли, нервные стрессы и повышение внутричерепного давления. Так что градоначальнику надо бы проконсультироваться у врачей и провести профилактические исследования здоровья. Для чего? Да для того, чтобы у Маржан Хасеновны на суде был достойный и вполне здоровый оппонент и чтобы его самочувствие не повлияло на очередной перенос судебного заседания.
Мирас НУРМУХАНБЕТОВ
Рассказы о нефти
(Опыт чисто экономического исследования)
Рассказ пятый
СКОЛЬКО БУДЕТ СТОИТЬ НЕФТЬ-2015
В январе-2001 прошедший инаугурацию Дж. Буш поручил вице-президенту Р. Чейни возглавить работу по созданию нового варианта национальной энергетической политики. Не дожидаясь ее результатов, президент предпринял ряд практических шагов, включающих предоставление дополнительных налоговых льгот частным компаниям, добывающим нефть и газ на американской территории, внедрение новых нормативов, обеспечивающих снижение затрат энергетических компаний на охрану окружающей среды.
ЧЕТЫРЕ ПИШЕМ, ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ
В УМЕ…
И вскоре (в мае) в обзоре энергетической политики, составленном под руководством Дика Чейни, впервые было упомянуто месторождение Кашаган, поставки с которого могут составить 2,6 млн. баррелей в день (130 млн. тонн в год!), если будут введены такие трубопроводы, как БТД. В докладе содержалась рекомендация Бушу поручить госдепартаменту и министерству энергетики “разработать коммерческие условия”, которые облегчили бы казахский экспорт через БТД. Вслед за этим США увеличили военную помощь стороннику жесткой руки Алиеву, на фоне параллельной поддержки “революции роз” в Грузии.
После второй инаугурации акцент администрации Дж. Буша на выстраивание долгосрочной энергетической политики с перспективой до 2025 года только усилился.
И все же, при всем том, что графики роста нефтяных цен и оживления нефтяной промышленности США хорошо накладываются на хронологию избрания и переизбрания действующего президента США, слишком просто было бы объяснять все только тем, что и сам Дж. Буш-младший, и вице-президент Ричард Чейни, и госсекретарь Кондолиза Райз – представители нефтяного бизнеса.
Наверное – не без того: давнее соперничество нефтепромышленного лобби Западного побережья с “промышленниками” Восточного сейчас тоже сказывается, но все же – главное не в этом. Соединенные Штаты – отнюдь не та страна, где возможна “кланово-семейная” экономика.
Еще менее вероятным нам кажется предположение, что активные закупки нефти в стратегические резервы именно в период “пиковых” цен на нее (что еще более стимулирует это “пикообразование”) делаются по причине “слабости нервов” и неуверенности в завтрашнем дне.
Конечно, кое-какие текущие соображения в пользу того, что США сейчас выгодны высокие цены на нефть, добываемую не только на своей территории, но и на противоположных краях света, тоже нельзя сбрасывать со счетов. Так, например, не стоит забывать, что большая часть казахстанской (в отличие от российской!) нефти – вовсе не казахстанская, а нефть компаний из Нового Света. И тоже относится к африканской и части южно-американской и другой нефти.
И если, например, иностранные поставки из Казахстана относительно невелики, то из того же Ирака – достаточно существенны. Так, из довоенного максимума в 2,8 млн. Ирак вышел на примерно 2,0 млн. баррелей добычи ежедневно, и это при том, что нефть там сейчас качает уже не Саддам. Содержание же военной администрации стоит США огромных денег – хоть чем-то их надо же компенсировать?
Но все же, мы думаем, – тенденция на нынешний рост цен задана не столько текущими, сколько именно долгосрочными стратегическими соображениями, построенными на реальном видении картины нефтепотребления в мире, каким оно будет через 10 и через 20 лет.
ПЕРЕЕДАТЬ – ВРЕДНО…
С начала 1970-х годов, в ответ на резкий рост нефтяных цен, энергоемкость экономики США уменьшилась примерно наполовину. Если с 1960-го по 2000 год внутренний валовой продукт США увеличился в 4 раза, то потребление нефтяной энергии – менее чем в 2 раза.
Китай же, к примеру, сейчас потребляет вдвое больше нефти на каждый доллар ВВП по сравнению с США (другое дело, что экономика Китая основана на товарном, а США – уже на виртуальном производстве).
Основными “пожирателями” бензина в США являются более чем 200 млн. автомашин, потребляющих 11% совокупного мирового производства нефти. И в США уже действует программа перевода автотранспорта на альтернативное горючее, согласно которой промышленное внедрение автомобилей на тепловых элементах, производство водорода и заправочной инфраструктуры может произойти к 2015 году, а в автомобильных салонах машины на водородном топливе появятся к 2020 году. В итоге к 2040 году водород в случае успеха может заменить свыше 11 млн. баррелей нефти в день, что почти равно нынешнему нефтяному импорту США.
ЕСЛИ ДОЛГО МУЧИТЬСЯ,
ЧТО-НИБУДЬ…
А теперь, на базе этой информации, давайте ответим сами себе: что случится, если нынешние нефтяные цены из неожиданных, аномальных и непривычных продержатся достаточно долго, чтобы мировая экономика к ним привыкла. Что вследствие такого привыкания произойдет?
Во-первых, создание транспортной инфраструктуры и обустройство самых труднодоступных месторождений с наиболее далекой и дорогой на сегодня нефтью, включая как “периферийные” государства, так и ведущие. (К чему хранить в своих недрах стратегический ресурс, коль скоро он перестанет быть таковым?)
Разумеется – попутно вырастут и разведанные мировые запасы. В целом же картина получится, как перед решающим сражением: все резервы отмобилизованы и подтянуты к передовой – для последнего броска…
Во-вторых, развитые страны еще более разовьют у себя традиции и технологии энергосбережения.
В-третьих, развивающиеся страны, в первую очередь – Китай, Индия и Россия… (короче – ШНОС в полном составе) еще плотнее, чем сегодня, “подсядут на трубу”, хотя и с разных ее концов. Казахстан, разумеется, тоже.
В-четвертых же (и – главных!), “тронется лед” в мировой автоиндустрии: безбензиновый автомобиль из лабораторного эксперимента станет промышленным.
По сути, создание массового автомобиля, заправляющегося водородом, сжиженным газом или от электророзетки, есть проблема не техническая, а экономическая. Все дело – в гигантских инвестициях в переналадку автозаправочной инфраструктуры. Удвоенные же (тем более утроенные – учетверенные) цены на бензин есть тот самый трамплин, с которого прыжок на альтернативное горючее не может не произойти…
После чего это станет, действительно, как говорится, делом техники: конкуренция ведущих автопроизводителей и новых заправочных сервисов в считанные годы отберет самые перспективные модели и технологии, начнет резко снижать их стоимость…
И вот вам, пожалуйста: за последние полгода продажи любимейших американцами джипов-внедорожников резко сократились, и уже сама “Дженерал Моторс” объявила о начале программы разработки стандартов на автомобили с топливными водородными элементами. Ближайшая цель – резко сократить стоимость таких авто и заправочной инфраструктуры. Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
Вспомним: первые обладатели сотовых телефонов гордо носили через плечо сумки с аккумуляторами, да и сама “трубка” была – ого! и по размерам, и по стоимости. А ведь не прошло и 15-ти лет…
Так и в автоиндустрии, где смена моделей происходит каждые 3-5 лет: через две-три итерации неизбежно появится автомобиль, эксплуатация которого окажется дешевле традиционно-бензинового. Он пойдет к Покупателю и – потянет за собой цены на горючее.
НА ДВУХ СТУЛЬЯХ – ОЧЕНЬ УДОБНО…
Мы не можем сказать, когда это произойдет и до какого уровня удастся опустить цены на автозаправках. Скорее, их уровень в конечном счете только поднимется.
Но кое-что можно утверждать уверенно уже сегодня.
Прежде всего – то, что в мире, конечно, есть люди и структуры, серьезно смотрящие на десятилетия вперед, а потому не собирающиеся доводить свои страны и народы до схватки за “последнюю каплю” нефти.
Гораздо дальновиднее заранее, когда потребление еще только выйдет на максимум и нефти еще будет оставаться много, так поддавить-наклонить собственные экономики, чтобы они успели обзавестись небензиновой альтернативой. Что полностью “расчистит” нефтяной рынок от какого бы то ни было дефицита предложения и уже окончательно сделает его рынком Покупателя.
Потребление нефти после этого в тех же США, Европе и Японии, скорее всего, не уменьшится – зачем? Но обладание альтернативным автогорючим позволит этим странам восстановить то, что в той же четверти прошлого века через свою “Стандарт ойл” сумел организовать Дэвид Рокфеллер: полную власть над рыночными ценами.
Конкретно, как только автоиндустрия избавится от жесткой привязки к бензину, цены на нефть вполне могут опуститься до нижней границы рентабельности приокеанских месторождений, коих вполне достаточно для того, чтобы заливать мировой рынок только своей нефтью еще лет 20-30.
Одним из вероятных последствий такой новой ситуации станет “расщепление” системы общемировых цен на нефть. Биржевые торги нефтяными фьючерсами сменятся на “парные” контракты, цены по которым станет определять более сильный партнер.
Да и вся мировая экономика может расщепиться: “развивающиеся” страны будут безальтернативно донашивать бензиновую автопромышленность и другие нефтяные технологии, в то время как освоившие альтернативу лидеры смогут определять мировые цены на нефть, не будучи к ней слишком сильно привязанными.
МЕНЬШЕ РОТЫ
НЕ ДАДУТ, ДАЛЬШЕ КУШКИ НЕ ПОШЛЮТ…
Принципиально уровень будущих цен на нефть будет определяться тем, как долго человечество собирается еще качать ее из земли, и где тот предельный уровень затрат, на которые ради этого стоит идти. А это будет определяться как раз прогрессом ненефтяных технологий, прогнозировать который сейчас рано.
В любом случае каспийская (и сибирская) нефть останется (точно так же как и сейчас) замыкающей, как самая далекая и дорогая на земле. С той только разницей, что если сейчас политико-экономическая конъюнктура мощно стимулирует втягивание ее в мировой оборот, то безбензиновый автомобиль может перевести ее в состояние, которое энергетики именуют горячим резервом. Или (не дай Бог!) – холодным.
Даже при самом счастливом раскладе ясно, что Объединенная Европа, потребляющая сибирскую и каспийскую нефть, вряд ли согласится включать в ее цену сверхприбыли, превышающие нормальную стоимость добычи и доставки. (Особенно если к тому времени Казахстан и Россия сообразят отказаться от идеи бесконечно наращивать свои ЗВР и валютные запасы Нацфондов, и отправлять все это на хранение Западу же.)
БАРС-2030 (УПИТАННЫЙ И ПОДЖАРЫЙ СРАЗУ):
ПРЫЖОК ВО ВСЕ
СТОРОНЫ…
Если нынешние цены – все же не игра случайных обстоятельств, то описываемое нами начнет сбываться гораздо раньше подведения итогов Программы “Казахстан-2030”.
Разумеется, без Покупателя (тот же Китай!) Казахстан не останется. Однако весьма неосмотрительно было бы рассчитывать, что нынешние счастливые для нас цены так и будут создавать каспийско-астанинский нефтяной рай неизменного образца и 2015-го, и 2025 годов.
Не будем забывать, что нефть – это прежде всего политика, а уже затем – экономика. Точно так же мы должны понимать, что на земном шаре были, есть и всегда останутся неодинаковые по природно-климатическим, географическим, историческим, демографическим, лингвистическим и ментально-конфессиональным характеристикам пространства, экономические, политические и культурные системы на которых объективно не могут не конкурировать друг с другом в борьбе за материальные ресурсы и нематериальные идеи.
Вывод Фрэнсиса Фукуямы о “Конце истории” – самый большой наив внеисторического сознания ХХ века. Точно так же наивно думать, что однополярная глобализация, с которой человечество вошло в третье тысячелетие, уже состоялась, и – навсегда.
Реальная глобализация еще только ждет своего оформления – и можно только предполагать: на какие три-четыре, или семь-двенадцать надгосударственных объединений раскассируется формирующийся сейчас мировой порядок. И – надеяться, что все это произойдет без глобальных конфликтов и мировых катастроф.
Но и мирное сосуществование не может не быть достаточно жестким.
К примеру: стоимость рабочей силы в Китае составляет всего 5% от США, почему его товары и выигрывают мировую конкуренцию. Зато привязка Китая к не своей и не дешевой нефти вполне может использоваться как способ компенсации этого его преимущества.
Другой пример – Россия, которая в качестве сырьевого поставщика Европы и клиента оранжевой революции собственных перспектив не имеет. Зато если нынешнее механистическое формирование ЕврАзЭС будет дополнено внятно и упруго сформулированной идеологией собственных интересов стран и народов этой части мира, и при этом президентские режимы смогут трансформироваться в многопартийно-парламентские, перспектива не просто есть, а – одна из лучших в мире.
Короче: многовекторности Казахстана предстоят еще очень и очень серьезные вызовы…
НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ,
КАК НАШЕ СЛОВО ОТЗОВЕТСЯ…
Оговоримся: мировые экономические и политические процессы слишком сложны и неоднозначны, чтобы сводить все к каким-то “линейным” проектам вроде предполагаемого здесь целенаправленного форсирования нефтяных цен для приближения “постнефтяной” эры. Действительность, разумеется, далеко не столь детерминирована, и вероятность, что цены от нынешних почти $ 60 опять “прыгнут” на $ 35 или дальше на $ 75, примерно одинакова. Как и вероятность того, что вокруг $ 50-60 они теперь и останутся “плавать”.
Разумеется, неожиданные (без всяких кавычек) прыжки цен в предстоящие годы еще будут, не могут не быть. Но…
Судя по всему, нефтяные сверхприбыли – это то, на что Казахстан более-менее уверенно может рассчитывать на перспективу 10-15 лет вперед, а там…
И, следовательно, срок, отпущенный нам Историей для того, чтобы наилучшим образом использовать “нефтедоллары” для подготовки к “постнефтяному” будущему, отнюдь не велик.
Можно сказать, что на счетчик собственного будущего мы уже поставлены…
Между тем прошедшие шесть-семь лет форсированного экспорта сырья отнюдь не доказывают, что этот факт осознан. Вот наоборот – это да.
К тому же положение Казахстана перед входом в Большую нефть драматически осложняется тем, что она уже принадлежит…
Впрочем, это тема для следующего Рассказа…