Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
   Окаянные дни

“Мы, милостью Аллаха, Нурсултан второй…”

Известный племянник мечтает
стать преемником знаменитого дяди?

После регистрации в апреле 2005 года министерством юстиции Казахстана общественного объединения “Республиканское движение “Ак Орда” в обществе вновь возник интерес к его лидеру, человеку с именем Кайрат САТЫБАЛДЫ.

Сейчас он работает начальником департамента кадров КНБ РК. Казахстанцы, конечно, знают, что он приходится племянником президенту республики Нурсултану НАЗАРБАЕВУ. Кайрат – сын младшего брата главы государства, Сатыбалды.

До середины 90-х годов прошлого столетия наш персонаж был Назарбаевым Кайратом Сатыбалдиевичем, но позже он официально сменил фамилию и стал просто Кайратом Сатыбалды.

Наш герой родился в 1970 году. Через одиннадцать лет в автокатастрофе в возрасте 34 лет погиб его отец. С тех пор простой деревенский мальчишка прошел, как говорили в советское время, большой жизненный путь от курсанта суворовского училища до начальника департамента кадров КНБ и весной этого года досрочно стал самым молодым генерал-майором Казахстана.

Между этими вехами были служба в армии и органах национальной безопасности (заместителем начальника Управления по борьбе с коррупцией), работа заместителя акима Акмолы (Астаны) и вице-президента национальной компании “КазМунайГаз”.

Вот такой славный путь прошел Кайрат Сатыбалды к своим 35 годам. Помимо вышеперечисленных официальных должностей он занимался и общественной работой.

Эта его стезя началась в 1998 году, когда он возглавил созданную им Федерацию национальных видов спорта, позднее переросшее в движение “Мой Казахстан”. В 2000 году “Мой Казахстан” стал общественным объединением, а чуть позже перешел в ранг политического движения.

Однако в 2002 году, как говорит Кайрат Сатыбалды, из-за внутриполитической ситуации движение временно прекратило свое существование.

Напомним, что происходило в тот период в республике.

18 ноября 2001 года аким Павлодарской области Галымжан Жакиянов, вице-премьер правительства Казахстана Ораз Жандосов, депутаты парламента Толен Тохтасынов и Булат Абилов, бизнесмены Мухтар Аблязов,Нуржан Субханбердин и другие известные политики и предприниматели заявляют о создании движения “Демократический выбор Казахстана”.

Основных целей у Движения пять: расширение полномочий парламента, введение выборности глав местной власти, реформа избирательной системы, судебная реформа, демонополизация средств массовой информации.

20 ноября 2001 года премьер-министр правительства Казахстана Касымжомарт Токаев обращается к президенту Н. Назарбаеву с требованием уволить из правительства всех демократически настроенных государственных служащих. Президент удовлетворяет “ультиматум” Токаева и увольняет с госслужбы всех поддержавших “Демократический выбор Казахстана”.

19 января 2002 года в Алматы проходит всеказахстанское собрание общественности, поддержавшее демократические инициативы “Демвыбора”, ставшего инициатором проведения референдума по введению выборности акимов всех уровней. Телеканал “Тан” транслирует собрание в прямом эфире. Звучит беспрецедентно резкая критика режима Назарбаева. После этого власть переходит к открытым репрессиям.

На этом политическом фоне свертывается деятельность движения “Мой Казахстан”.

В интервью газете “Литер” Кайрат Сатыбалды говорит: “Как вы знаете, в конце 2001-го в республике изменилась политическая ситуация. Не вдаваясь в подробности, могу сказать, что многие участники движения оказались по разные стороны баррикад в дискуссии того времени. Поэтому мы и приняли решение приостановить свою деятельность, чтобы избежать возможной путаницы в приоритетах и целях”.

Вернемся к сегодняшнему дню. Впервые о создании движения “Ак Орда” Кайрат Сатыбалды заявил 15 мая 2005 года на презентации международного благотворительного фонда “Дуние”, которая прошла в Алматы во дворце Республики. Иначе эта акция называлась духовно-патриотический вечер “Любовь к Родине – от праведности”, в котором участвовал и верховный муфтий Казахстана Абсаттар Дербисали.

Вот как описывает это событие газета “Деловая неделя”: “Съезд в отличие от абсолютного большинства общественных собраний в Казахстане полностью проходил на казахском языке. Наверное, поэтому стихийно возник еще один лозунг: “Нам не нужна какая-то новая национальная идеология – для этого есть Ислам”.

Кайрат Сатыбалды говорил о том, что раньше все – казахи, узбеки, киргизы – жили в едином Туркестане, что выходцы из него сделали огромный вклад в развитие мусульманского мира. Он вспомнил имама Бухари, ученого Аль-Фараби, полководца Бейбарса, Бабура и даже хана Тохтамыша, временно объединявшего троны Золотой и Белой орды.

“Он говорил, что в земле Омска, Томска, Кургана, Барнаула и Ташкента похоронены казахи и нет особой надобности в том, чтобы привязываться к современным границам Казахстана, созывая всех членов диаспоры домой. Его речь время от времени прерывалась возгласами “Аллах Акбар!”.

Аплодисментами публика встретила его слова: “Кроме веры, по-моему,нет другой национальной идеи!”. Г-н Сатыбалды отметил благую роль религии в общественной жизни и, в частности, в искоренении коррупции, заметив также недостаток верующих в рядах оппозиции. Говорил племянник президента также о духовных ценностях жизни, затмевающих материальный недостаток.

Отдельно Кайрат Сатыбалды сказал, что по нашей Конституции нельзя создавать политические партии на религиозной основе, но отметил, что казахстанские мусульмане все же должны делать свой выбор сообразно религиозным представлениям. По его словам, христиане и иудаисты являются не “врагами” мусульман Казахстана, а “младшими братьями”. “Бойся неверующего”, – на русском вспомнил он известное высказывание. “Если хороший человек, то неважно – казах он или русский, ингуш иличеченец”, – сказал Сатыбалды.

По его мнению, события в Афганистане и Ираке – божий гнев, и в Казахстане надо много работать, чтобы этого избежать. Напоследок он еще раз подчеркнул, что “его желание – это одно государство во всем Туркестане”, и это будет не Халифат, а другое. “Тогда мы сможем помогатьи поддерживать наших братьев – татар, ингушей, чеченцев”, – сказал он.

Татарские информагентсва сообщили, что особый интерес у казахстанских мусульман вы­звал опыт департамента “Идель-хадж” в сфере сертификации продукции “халяль”, сбора закята и организации хадж-туров. По словам директора департамента “Идель-хадж” Фариды Гатауллиной, между татарстанским “Идель-хадж” и казахстанским фондом “Дуние” подписано Соглашение о сотрудничестве в области разработки финансовых документов с исламской спецификой, в част­ности системы накопительного страхования в соответствии с нормами шариата.

По словам Кайрат-кажы Сатыбалды, фонд “Дуние” намерен большое внимание уделять развитию татарстанской модели ислама – традиционного и толерантного.

Еще цитата из его интервью изданию “Новое поколение”. По мнению Кайрата Сатыбалды, Казахстану не нужно много религий. Вполне достаточно трех: ислама, христианства и иудаизма.

“Кроме фонда “Хайрат” в рамках ОО “Ак Орда” продолжает существовать и Ассоциация национальных видов спорта. Сейчас она включает в себя семь федераций: национальные виды конного спорта (48 видов); беркутчи; тазы, тобет и алабай; тогыз-кумалак; скачки на верблюдах; жекпе-жек. На устраиваемых соревнованиях собираются по 30-40 тысяч человек.

“Зрители в будущем станут нашим электоратом”, – сообщил Кайрат Сатыбалды. Равно как электоратом станут и порядка 5 процентов мусульман Казахстана, постоянно посещающих мечети. Ведь у общественного объединения далеко идущие планы.

Так, в конце будущего года ОО “Республиканское движение “Ак Орда” намерено перерегистрироваться как политическое движение. Кстати, государственным служащим, работающим в военной сфере, запрещено быть членами каких-либо партий и политических движений. Кайрат Сатыбалды, отвечая на вопрос: “Что он предпочтет: карьеру госслужащего или лидера партии?”, ответил, что, скорее всего, сделает выбор в пользу партии”.

Как любой казах, приближенный к власти, наш герой занимается и бизнесом. Эта сторона его деятельности окутана туманом. Но одна из основных экономических целей движения “Ак Орда” – это работа над тем, чтобы заставить иностранные компании, эксплуатирующие казахстанские недра, работать по стандартам, принятым у себя на родине. При этом соблюдая все правила и законы Казахстана.

Имя Кайрата Сатыбалды в последнее время всплыло в связи с заявлениями Оразалы Ержанова о крахе “Наурыз Банка”.

Большинство читателей газеты “Время”, где было опубликовано интервью с Ержановым, сходятся во мнении, что под “партнером”, который предлагал сходить помолиться в мечеть, был племянник президента.

Также ходят слухи, что г-н Сатыбалды не беден и что якобы ему принадлежит корпорация “Ордабасы”.

Во всяком случае, проблем с финансированием нового Движения Кайрат Сатыбалды не видит. Ведь общественности он известен как правоверный мусульманин, который семь раз был в священной Мекке, из них два раза в хадже: один – за себя, другой – за покойного отца, и строит мечети по всей территории Казахстана на свои деньги. Кстати, намаз начал совершать с 1995 года.

Недоброжелатели же г-на Сатыбалды утверждают, что он давно мечтает стать преемником своего дяди на посту главы государства, “причеммысль эту в его голову якобы заронил несколько лет назад совладелец Евразийской группы и известный еврейский общественный деятель”, – писала как-то “Республика”.

Возможно, в этом есть доля правды, ведь в эксклюзивном интервью российскому сайту “Ислам.ру” он позиционирует себя как прежде – Кайрат Назарбаев. Похоже, растет Назарбаев II.

Ермек КАЛИЖАНОВ


Большое лицемерие Астаны

Когда коту безразлично, что думают о нем мыши

Так получилось, что мне довелось определенное время поработать в Администрации президента РК в качестве государственного инспектора. О том, как организуются так называемые диалоги главы государства с народом через “прямой эфир” телевидения, знаю не понаслышке, а если можно так выразиться, изнутри его аппарата.
Прежде всего надо уяснить, что любой “прямой эфир” – это один из механизмов пиар-кампании, который работает на имидж того, кто является его “героем”. По большому счету, ничего предосудительного в том нет. Это мировая практика общения политиков и журналистов с общественностью в целях выявления ее мнения по какой-либо конкретной проблеме или целому блоку вопросов, касающихся жизнедеятельности общества. Главное в том, какие технологии при ее подготовке и проведении используются.
Как человек, знакомый с “кухней” организации “прямых эфиров” президента Назарбаева, озвучу некоторые рецепты того “блюда”, которое преподносится казахстанским гражданам.
Весь маховик “прямого эфира” закручивает Администрация президента. Каждому государственному инспектору из этой структуры, курирующему ту или иную область республики и города Алматы и Астана, руководство Администрации “спускает” задание подготовить вопросник, который должен “аккумулировать” в себе все вопросы, касающиеся той или иной сферы жизни.
Госинспектора, в свою очередь, дают задание акимам регионов, чтобы они подготовили людей “из народа”, которые будут подпущены к эфиру и которые должны озвучить подготовленные госинспекторами вопросы. Ответы на них, естественно, тоже заготавливаются заранее.
Для придания своему имиджу лоска “демократичности” и “народности”, президент может позволить задать себе и вопросы-просьбы представителям самых “угнетенных” слоев населения.
К примеру, заранее подготовленный инвалид жалуется главе государства на бюрократические, чиновничьи проволочки с приобретением инвалидной коляски, талантливый воспитанник детского дома может высказаться о своей пока неосуществимой мечте приобрести персональный компьютер и т.д. (вариаций много).
Президент тут же, в “прямом эфире”, дает распоряжение своей команде, и уже через неделю инвалид и детдомовец получают то, о чем просили. Все. Неувядаемый образ поборника за справедливость, бескомпромиссного борца за народное счастье и глубоко, аж до ногтей “народного” президента слеплен.
Между тем Администрация президента в прямом смысле слова завалена тысячами писем и обращений к главе государства, в которых приводятся вопиющие факты нарушений конституционных прав граждан, коррумпированности чиновников, беспредела в судебно-правовой системе, безнаказанности и разнузданности полицейских, насильственного изъятия земли, государственного рэкета на имущество граждан и так далее.
Как правило, если реакция на эти письма-стоны не нулевая, то в лучшем случае Администрация перенаправляет их тем, на кого люди жалуются, или же отделываются отписками – без расследования фактов.
Надо сказать, чиновники, в том числе акимы всех уровней, получают заработную плату за счет налогоплательщиков, в том числе тех, кто обращается к президенту с просьбой восстановить справедливость, наказать виновных в их бедах.
Однако “верхам” не до “низов”, наши доморощенные “патриции” не опускаются до проблем “плебеев”, их кормящих. Ни один вопрос на местах не решается. А потому эпизодические “прямые эфиры” необходимы президенту, чтобы доверчивые казахстанцы все более уверялись в хорошо раскрученном профессиональными пиарщиками из Администрации президента образе самого справедливого в СНГ президента.
И неважно, что эти “диалоги” президента с заказными “выходцами из народа” дорого обходятся государственному бюджету, ведь “прямые эфиры” ведутся на государственном телеканале “Хабар”, который финансируется из государственной казны. Вот такая вот двойная дойка получается.
Уверен, что и на прошедший позавчера “прямой эфир” Нурсултана Назарбаева пытались дозвониться, надрываясь у телефонных аппаратов, старики, инвалиды, учителя, бизнесмены. Но дозвониться они, конечно же, не смогли. Право звонка на диалог с главой государства, которого, кажется, избирают всенародно, тоже регламентировано сценарием, заготовленным в недрах Администрации президента.
У казахов есть пословица, суть которой в следующем: пусть говорит сын бая, пусть хоть у него и рот кривой. Доступ к “прямому эфиру” Назарбаева – только для избранных, то есть для тех, кого заранее подготовили его вассалы.
Владимир ШОКАРЕВ,
депутат мажилиса
парламента первого
созыва, Астана

Hosted by uCoz