Кто такой Ислам Каримов?
Опыт психологического портрета
президента Узбекистана через призму его политики
Мне приходилось читать некоторые книги и материа-лы, посвященные Исламу Каримову и его политике, и в них давалась оценка гениальности, мудрости и прозорливости этого человека, поскольку он, дескать, создал нечто уникальное в мировой цивилизации. Например, узбекскую модель развития, и определил курс страны на Великое будущее (хотя туда же уже столетиями отправляют народы и социалисты, и коммунисты, и фашисты, и монархисты).
В поисках прославляющих книг далеко ходить не надо. Это “труд” узбекских “мудрецов” экономиста Мурата ШАРИФХОДЖАЕВА и прокурора Фахри РАХИМОВА “Человек, определивший эпоху”, зарубежных политологов, в частности, израильтянина Леонида ЛЕВИТИНА “Критические заметки сторонника Ислама Каримова” или россиян Мехмана Сабир оглы ГАФАРЛЫ и Алана Черменовича КАСАЕВА “Узбекская модель развития: мир и стабильность – основа прогресса”.
Дифирамбы в адрес узбекского лидера поют также английский востоковед Ширин АКИНЕР и индус-журналист Алок ШЕКХАР, их работы просто меньше по объему, но пишут порой, кажется, с одного первоисточника и в одном стиле.
бщеизвестно, что лидерам любой страны уделяет внимание широкий круг людей – политологи и политики, дипломаты и военные, экономисты и журналисты, и каждый оценивает их со своей “колокольни”. И это понятно, более того, это естественно. Потому что они ищут слабые и сильные стороны лидеров, через которые можно оказать влияние на руководящие личности. С другой стороны, от персональных качеств президентов, премьер-министров, монархов зависит судьба страны, вплоть до того, что поели они на завтрак или какие отношения у них с супругами.
Оценку деятельности Ислама Каримова ежедневно дают многие, в том числе и простые люди, которые часами стоят у дороги, ожидая, когда проедет президент или когда поднимаются цены. Так уж получается, что вся жизнь страны многими узами связана и переплетена с личностью главы государства. И поэтому я попробую обрисовать психологический портрет Ислама Каримова через его политическую деятельность.
Прежде всего, Каримов – трус. Он боится своего народа и смотрит на подданных через бронестекло своего лимузина. Автоматчики, снайперы на крышах, менты у дороги – все это создано для того, чтобы “человека, определившего эпоху”, не беспокоил простой люд.
С народом Каримов общается посредством телевизора: он говорит, зная, что не услышит вопросов из квартир, домов, улиц. Кстати, любой вопрос к президенту должен согласовываться с его пресс-секретарем Рустамом Джумаевым, а тот постарается, чтобы были исключительно “правильные” вопросы.
Каримов боится правды, поэтому закрывает телеканалы России в период андижанских событий, блокирует Интернет, вводит ограничения на ввоз иностранной прессы, не дает аккредитацию зарубежным, свободолюбивым информагентствам.
Каримов трус еще и потому, что против независимых журналистов, оппозиционеров использует силу государства. Он никогда не выйдет на ринг, как это делают политики на телевидении, ибо понимает, что его ума не хватит для интеллектуального спора. И здесь он в явном проигрыше.
Даже когда он ведет заседания правительства, он не дает никому огрызнуться или заявить то, что на самом деле думает. Иначе он покажет людям, что чиновники умнее и сильнее его духом, а разве это можно допустить?
Каримов – самовлюбленный. По трассе, по которой он едет с дачи до резиденции “Ок-Сарай”, развешаны огромные плакаты-транспаранты или табло с его изречениями. Он уверен, что эти слова войдут и в плоть, и в души узбекских граждан, хотя, по моим опросам, практически мало кто из них обращает внимание на эту “пропаганду” и осмысливает “гениальность” фраз.
Складывается впечатление, что президент любит самого себя больше, чем других. И он хочет, чтобы другие любили его больше, чем самих себя.
Впрочем, эта мысль возникает у многих тиранов-диктаторов-монархов-властителей, ибо им нужно доказать себе и людям, что общество без них – ноль, народ просто нуждается в них, потому что они – незаменимые личности. И доказательством этого служит наглядная агитация.
В каждом кабинете высокого чиновника или общественного деятеля, или партийца висит портрет Ислама Каримова. Издательства сотнями тысяч экземпляров выпускают заведомо планируемую макулатуру, огромные средства идут на тиражирование того, что же такого сказал Ислам Каримов на сессии Олий мажлиса или на заседании кабинета министров, на совещании в Генпрокуратуре или при встречах с народом или чиновниками.
Его мысли тиражируются дальше в газетах и журналах, цитируются в научных трудах. В студенческом реферате даже по теме гинекология должна быть фраза Ислама Каримова, поскольку он говорит на все темы.
В эфире телевидения и радио указы и постановления, подписанные президентом, читаются с особой, торжественно-помпезной интонацией, будто это Иегова ниспослал Моисею семь заветов. Документальные фильмы демонстрируют расцвет республики в период правления Ислама Каримова, критикуя прежний строй. Репортажи с хлопковых полей начинаются с того, что дехкане благодарят мудрую политику “человека, определившего эпоху”, и желают ему много лет жизни/здоровья.
Известно, что Каримов любит смотреть информпрограмму “Ахборот”, а там уж стараются угодить ему, преподносят все в самом лучшем виде. Вот и получается, что президент практически занимается самосозерцанием-вуайеризмом-нарциссизмом.
Президент – хам и грубиян. Он не боится во время официальных мероприятий заткнуть рот говорящему. Он злоупотребляет нелексическими терминами, когда объясняет высокому чиновнику его социальный статус и что его ожидает, если он не выполнит то-то или это. Некоторые из бюрократов с гордостью говорят: он наш, “папа”, из “простых”, изъясняется на “доступном” языке. И сами используют эту манеру в своей работе.
Однако это – свидетельство того, что Каримов не умеет управлять людьми, он применяет силу, ибо других аргументов или способностей влиять на подчиненных у него нет. Говорят, он порой и рукоприкладствует, и позволяет это делать хокимам, министрам в отношении вассалов. Вряд ли это можно списать на восточный менталитет. Наверное, это просто плохое воспитание и упущение родителей.
Ислам Абдуганиевич – лицемер, и это особенно видно, когда он учит молодежь верно служить родине, быть честным, справедливым. Однако он закрывает глаза на то, что творят его дочери, которые явно прослушали уроки отца. Более того, он разрешил Гульнаре совмещать дипломатическую службу с коммерцией, когда другим это запрещено.
Он даже в автобиографии не упоминает о первой жене и сыне Петре. Потому что вычеркнул их из своей жизни. Но сам при этом говорит, что нужно уважать ближних своих и пожилых людей.
Зато Каримов тщеславен. Он любит, когда его награждают за то, что он не совершал. Например, он получил орден Амира Темура. Это военный знак. Но Каримов не воевал, не проявил себя как военачальник, он не видел дула автомата, нацеленного ему в грудь, или клинка сабли над своей головой. Он выходил на поле битвы тогда, когда его враги были повержены (здесь я больше имею в виду политические сражения).
Но он действительно разгромил андижанское восстание, потопил город в крови, как это делал шесть сотен лет назад Амир Темур. Так что, может быть, и имеет право на эту награду?
Каримов стал дважды Героем Узбекистана, хотя непонятно, в чем его геройство? Он что, стоял у токарного станка днем и ночью, чтобы перевыполнить план, или собирал хлопок изможденными руками?
Но и зарубежные лидеры так и посыпают ему грудь орденами и медалями. Лидеры зарубежья стараются подсластить тщеславие Каримова, вот и шлют ему очередной “подарок”. Ибо взамен получают не меньше.
Каримов ненавидит тех, кто думает иначе. Поэтому он 13 лет внедрял и укреплял цензуру в средствах массовой информации. Ему не нравится, когда кто-то имеет другую точку зрения, явно отличную или противоположную той, что пропагандирует он.
Он также надел “колпак” на все общественные движения. Понятно, что нынешние пять политических партий – “картонные”, имеющие минимальный ресурс поддержки. Каримов сделал так, что партии находятся в оппозиции друг к другу, но не к президенту. Это полный идиотизм, но это государственный идиотизм. В парламенте две фракции, которые “борются” между собой по всяким пустякам, но никак не с бездарной экономической и социальной политикой “человека, определившего эпоху”.
Поэтому в стране нет оппозиции ни в парламенте, ни в СМИ. Каримов создал такие условия, что вся либеральная оппозиция была выдавлена, но взамен получил радикальную экстремистскую. И теперь в любом “нелегитимном” объединении он видит личных врагов, например, в правозащитниках, партиях “Озод дехконлар”, “Бирлик”, “Эрк”, Аграрной партии, неправительственных организациях.
Кстати, “третий сектор” находится под особым контролем спецслужб, ибо он признается как альтернатива государственному, а значит, может противостоять режиму Ислама Каримова. По сути, НПО – это маленькие партии, общественные движения со своими профессиональными интересами, электоратом, фондами, членами. Их “опасность” в демократизации страны осознается президентом, и поэтому перед организаторами НПО ставятся серьезные препоны в регистрации.
НПО можно создать лишь тогда, когда они санкционированы сверху, созданы указом президента или постановлением правительства, среди них учредители – лояльные режиму люди, чиновники госаппарата, чекисты, то бишь все элементы контроля за умами и деятельностью персон, возможности влияния на процессы. Этим самым президент подрывает основы возможных общественных выступлений, выражения протеста, высказывания иных идей. Ибо этого Ислам Каримов страшно не терпит.
Каримов окружает себя теми, кто бездарен. Потому что на их фоне он – Полярная звезда, горит так, что днем солнце затмевает. Посмотрите, кто работает у его трона. Абдулазиз Камилов, который развалил всю дипломатическую службу. Закир Алматов, который превратил МВД из правоохранительных в карательно-репрессивные органы. Рустам Азимов, который не знает, что делать с экономикой. Шавкат Мирзияев, который трансформировал правительство в свиноферму. Рустам Иноятов, который занимается не шпионами, а диссидентами. Светлана Инамова – получиновник-полуобщественник, которая завалила все женское движение в стране. И таких сотни и тысячи в госструктурах.
И когда говорят, что Каримов – один на белом свете, ему трудно возразить. Ибо нет других политиков, лидеров. Министры – и те полные бездари. Чем серее масса, тем чернее выглядит ворон…
Каримов любит власть и хочет контролировать все. Он – властолюбец, а от этой болезни нет лекарства. Он подмял все ветви власти под себя. Посмотрите Конституцию – она написана под президента И. Каримова и укрепляет только его власть. Ему нельзя объявить импичмент, суд не способен вызвать его на разбирательство, прокуратура не имеет права объявить его в розыск за преступления. Абсолютная власть развратила Каримова абсолютно. Но даже и такую Конституцию Каримов нарушает с болезненным постоянством.
Он продлил сроки первых президентских полномочий с пяти до десяти лет, хотя Основным законом это не оговаривается. Затем он продлил второй срок пребывания на посту с пяти лет до семи, хотя официально заявлялось, что новая поправка в Конституции касается будущего президента.
Ислам Каримов ищет разные способы, чтобы остаться у власти. Потому что она дает ему контроль над народом и над ресурсами страны. Поэтому “человек, определивший эпоху”, продолжает укреплять свой трон.
Каримов любит лесть и подхалимаж. Он окружил себя чиновниками, которые заслужили его внимание тем, что льстили ему, гнули перед ним спины. Например, академик Мурат Шарифходжаев написал книжку про “эпохальную миссию Каримова” и в награду получил пост главы Сената.
Другой певец “независимости” Абдулла Орипов стал сенатором, хотя трудно признать в нем политика, имеющего авторитет у народа, или хотя бы человека, которого можно назвать олицетворением достоинства, культуры, высокой морали.
Каримов хитер. Он создал кучу законов, постановлений, указов и инструкций, которые противоречат друг другу. Это называется реформой. Но глупыми себя чувствуют простые бизнесмены, когда сталкиваются с полной неразберихой, и вынуждены лавировать между статьями, чтобы остаться на плаву.
Безусловно, они нарушают какие-то законы. Но это выгодно правительству, ибо такие предприниматели никогда не заикнутся против Каримова – у них самих рыльце в пушку. Это называется, держать каждого “на крючке”.
С другой стороны, Каримов сделал все, чтобы сохранить свою собственность, привилегии, льготы. Он придумал, как выуживать деньги для бюджета у простых людей, и теперь прокуратура и Служба нацбезопасности рыщут по стране, находят бедолаг, списывают на них экономические “преступления” и заставляют возвращать “ущерб”. Это новая форма государственного грабежа. И это хитрость узбекского лидера.
Он коварен и жесток. Президент расправляется с неугодными людьми и делает это профессионально. Кому-то наркотики подкинут, кого-то обвинят в терроризме и ваххабизме. Вся репрессивная структура работает для того чтобы жестоко наказать не понравившегося Каримову человека.
Суды штампуют один за другим приговоры тем, кто верит в Аллаха и молится пятикратно. Поэтому Каримова можно считать безбожником, несмотря на то, что он совершил хадж в Мекку (грехи прошлые и будущие замаливал?).
Каримов не делает ошибок – виноваты другие. На заседаниях кабинета министров или сессии Олий мажлиса, которые ведет президент, он критикует всех, но не себя. Потому что Каримов не делал, не делает и не будет делать никаких ошибок. Гении вообще не умеют ошибаться. Виноваты другие, потому что они неверно интерпретировали его слова, не поняли смысл указов или просто лентяи и не хотят делать то, что велит им с высоких трибун узбекский лидер.
Если не прошла реформа в сельском хозяйстве – виноват отраслевой министр – ату этого Исмоила Джурабекова, под суд его! Проблема с приватизацией? Где там этот “полукровка” Виктор Чжен? Быстро на “ковер” его! Хоким Самарканда не выполнил план по заготовке зерна и хлопка? Сменить на другого! В авиации проблемы – доставить из Москвы этого Арслана Рузметова! А за ошибки в юриспруденции нужно наказать Палванзаде!
Каримову не нужны умные и талантливые люди. Ибо они видят, куда ведет “кормчий” лодку под названием Узбекистан, и могут оказать сопротивление. Поэтому он специально подыскивает такие кадры, на которых все можно списать.
Каримов жесток и уважает только силу. Как известно, детство у Каримова было безрадостное: при живых отце и отчиме, матери он провел первые годы жизни в детдоме. А там признавали только силу, а социальный статус никого не интересовал, ибо у детей-сирот не было “волосатой руки”, свою дорогу в жизни они прокладывали локтями и кулаками.
Эту тактику карьеры-боя Каримов усвоил на всю жизнь. И поэтому он шел к власти, используя “детдомовские” приемы. Он жестоко подавил выступления студентов в Ташкенте в 1992 году, хотя те вышли с требованием выполнить те самые обещания, которые Каримов им и давал. В частности, не повышать цены.
Конечно, президент понимал, что в условиях экономического кризиса и развала союзного пространства он не сможет сдержать слово, но однако продолжал обещать.
Он приказал расстрелять мирных андижанцев, потому что видел проблему не в своих ошибках, а в каких-то мифических “радикалах”. Хотя здесь он косвенным образом признает, что немногочисленная “Акромия” имеет больше авторитета в народе и сильнее, чем все штаты министерств культуры, образования, комитетов по делам религии, телерадиовещания, Агентства по печати (то есть государственный инструмент идеологического влияния).
Каримов не осознает, что под его идеологией нет ничего живого, настоящего, зато любой протест решает исключительно силой. Дипломатией и не пахнет. Когда говорят орудия, то политики молчат.
Например, как Каримов строил свои отношения с соседями, которых ныне и братьями назвать трудно, потому что настроил их против Узбекистана? Разве виноваты киргизы в том, что из-за отвратительной внутренней политики узбекского президента появились бандитские формирования ИДУ.
Но борясь с радикалами, Каримов дал команду своей авиации разнести в пух и прах несчастный горный кишлак в Баткенте. Он понатыкал около полумиллиона противопехотных мин на границе, на которых и поныне погибают мирные люди.
Узбекский президент знает, что для боевиков эти “ловушки” не помеха, но мины нужны для политического давления: заставить соседей – Таджикистан и Киргизию идти на уступки, не артачиться.
Примером уважения силы у Каримова памятник Амиру Темуру, захватчику и головорезу средневековья. Тот признавал только силу, хотя нынешние историки утверждают, что он любил музыку, читал книги, строил мечети. Но ведь на Кавказе, в Иране, Сирии и Индии Тамерлан решал отношения с покоренными народами при помощи мечей и огня, а приписываемая ему фраза “вся сила – в справедливости” кажется просто издевательской.
Каримов считает, что он как экономист состоялся. Во время первых президентских выборов 1991 года сторонники Ислама Каримова заявляли, что сейчас царит страшный кризис, и вывести страну из него сможет только экономист. Ислам Каримов являлся кандидатом экономических наук, человеком, хорошо знающим производство, работавшим в Госплане и Минфине на руководящих постах.
Но президент не обязательно должен быть экономистом. Он должен быть стратегом, хорошим политиком. А вот в его команде следует работать “экономическим мозгам”. А этого, увы, нет в Узбекистане, если сам Ислам Каримов ездит по стройкам и объясняет прорабам, как следует проводить ремонтно-реставрационные и строительные работы, чистить озера. Понятно, что ему не нужна никакая команда – у него самого семь пядей во лбу. В итоге у нас адекватная такому “менеджменту” экономика, точнее то, что осталось от нее.В газетах публикуются указы президента о защите иностранных инвестиций. Но стало ли больше инвестиций? Не уверен, что Минэкономики или Госкомимущества будут откровенными.
То же самое касается уменьшения проверок малого и частного бизнеса со стороны контролирующих и карательных органов, практически содействующих теневой экономике. Разве стало меньше вымогательств или нелегальных проверок? Отнюдь, просто они перешли на иной уровень давления.
Теперь главный экономический орган страны – Генеральная прокуратура. Операции с валютой контролируются СНБ, словно в этом ведомстве нет других важных задач, хотя бы бороться с террористами и шпионами.
Ислам Каримов непоследователен. Еще несколько лет назад узбекский лидер поддерживал Джорджа Буша в его войне против международного терроризма, одобрял интервенцию в Афганистане и Ираке. Тогда, кстати, подавляющая часть узбекистанцев была не согласна с этим мнением, только ее озвучить было невозможно.
А ныне мы слышим из уст Ислама Каримова совсем другие слова. Мол, негодяи эти американцы, разворотили осиное гнездо на Ближнем Востоке и разожгли огонь войны в Афганистане, и способствовали наркобизнесу.
Проявляя любовь и преданность к США, Каримов объявил экономическую блокаду Кубе, хотя любой гражданин Узбекистана выразил бы удивление, узнав об этом. Что нам плохого сделал Остров Свободы и Фидель Кастро лично? Но разве Каримов спрашивал об этом у своего электората? А теперь назло Америке мы осуществляем ремонт самолетов кубинской авиакомпании.
Такая же политика была и в отношениях с Россией. Москва объявлялась чуть ли не врагом Узбекистана, русских именовали оккупантами. А теперь мы братья навек. С чего такая перемена? Потому что личные амбиции у Каримова всегда были выше прагматизма. Его постоянство было соизмеримо с “постоянством” путаны.
Каримов циничен. Он с презрением относится ко многим датам, ставшим для многих людей заветными и значимыми. Например, он переименовал День победы, 9 мая, в День памяти и почестей, включив в число защитников родины басмачей и захватчиков Тамерлана. А ведь 9 мая – это день конкретной победы в конкретной войне, на которой погибли 400 тысяч узбекистанцев. Если Каримов хотел бы увековечить память и о других “защитниках”, то мог бы отвести для этого и другие дни. Например, 10 или 11 мая.
Но зато им были запрещены ордена и знаки отличий советских времен, словно они были заслужены ветеранами за участие в чем-то постыдном и мерзком.
Каримов злопамятен. Он уволил многих из тех, кто работал с ним ранее, был его начальником, поскольку те тогда не разглядели в нем “таланта”. Он выгнал из страны Ш. Мирсаидова, хотя тот на порядок был выше него. А ведь к власти самаркандец Каримов пришел не без поддержки ташкентского клана и Ш. Мирсаидова.
Каримов преследует не только своих врагов, но и их родственников. Жестоко наказаны родные Мухаммада Салиха, Бобура Маликова и других политиков, осмелившихся бросить вызов “человеку, определившему эпоху”. Он не пожалел даже Абдухафиза Джалалова, которого заставил баллотироваться в президенты, хотя тот не хотел этого. Тогда А. Джалалов прилюдно признался, что голосовал против себя. Но это все равно не спасло его от кары ныне действующего президента. Просто все было сделано тихо и без крови.
Каримов подл. Он целуется с Эмомали Рахмоновым, а потом отправляет полковника Махмуда Худайбердыева совершать государственный переворот в Таджикистане. Он жмет руку Нурсултану Назарбаеву, а потом отключает газ Казахстану. Он ездит на встречу с Аскаром Акаевым, чтобы заверить в вечной дружбе, а потом кивает, мол, этот “островок демократии” – сплошной позор, и этот физик-недоучка только подрывает веру в президентскую власть. Каримов улыбается Сердару Великому, а потом критикует позитивный нейтралитет Туркменистана.
Чем больше я изучаю деятельность Каримова, тем больше вижу его многоликость. Двуликому Янусу можно идти на покой – его давно обскакали. Но человек, которого трудно предугадать, понять, представляет угрозу для общества. И неординарность тут ни причем. Каримов однобок, я не увидел у него никаких положительных черт, которые бы характеризовали его как мудрого правителя.
Все, что я написал – это всего лишь краткие черты, которые мне бросились в глаза. Может, кто-то нарисует новые черты в политическом портрете Ислама Каримова…
Владимир
НУРМУХАМЕДОВ,
Ташкент
“ Восемь свечей” два месяца спустя
Письмо в редакцию газеты “Эпоха”
Тимур Максудов
Прошло уже более двух месяцев с “кровавой андижанской пятницы” и почти два месяца с организованной мной акцией у стен узбекского посольства в Алматы. К сожалению, только сейчас, когда я нахожусь за пределами Центральной Азии, у меня появилась возможность написать вам письмо, в котором я хотел бы разъяснить произошедшие у стен посольства события, описать их со своей точки зрения.
Я не мог этого сделать в Алматы, так как на меня оказывался прессинг со стороны определенных структур, и я небезосновательно опасался за свою безопасность. Возможность депортации в Узбекистан заставила меня умерить свой пыл и замолчать, ведь моя судьба таким образом могла быть предопределена на десятилетие вперед.
Но я не отказался от своих убеждений и помыслов. И сейчас, инкогнито покинув Казахстан, я продолжаю свою деятельность. Итак, мои пояснения.
Все без исключения участники акции были ошеломлены тем количеством представителей правоохранительных органов, которые были подтянуты к посольству. Не меньше шокировали вопросы отдельных журналистов, являемся ли мы исламистами или нет. Наверняка, как полиция, так и журналисты ожидали подхода исламских “бородачей” со всемирно известной а капеллой “Аллах Акбар!”
К величайшему нашему сожалению, гигантская пропагандистско-просветительская работа узбекского правительства давала до определенного периода свои плоды, когда любой инакомыслящий вольнодумец, даже не состоящий в оппозиционной партии, голословно объявляется исламистом.
Поэтому до недавнего времени многим иностранным репортерам, которым трудно вникнуть в сложный политический контекст узбекского социума, приходилось верить на слово и печатать пространные статьи. Теперь, когда невооруженным взглядом видна абсурдность репрессивной политики диктаторского режима, отношение меняется.
Представитель посольства, вышедший к толпе и пригласивший меня пройти на территорию посольства, после того как мы прошли через ворота, намертво схватил меня за руку. Он не проявил никакого интереса к моему письменному обращению, которое я протянул ему, продолжая настойчиво затаскивать в глубь территории посольства. В окнах посольства забегали какие-то подозрительные фигурки, и я почувствовал что-то неладное.
Зная, что территория посольства находится под юрисдикцией Узбекистана, меня посетили самые мрачные догадки в отношении такого странного поведения сотрудника посольства. Тогда я решился играть на опережение, заявив, что в толпе протестующих находятся и другие граждане Узбекистана, которых я мог бы тоже завести внутрь, и мы бы смогли обсудить все вместе без журналистов. К счастью, мне повезло, и я подобным обманом покинул территорию посольства.
Сотрудники посольства, видимо, решили переиграть, устроив импровизированную пресс-конференцию, на которой было сказано, что меня якобы завели внутрь, чтобы просто поблагодарить за проявленную поддержку. Поддержку режиму, который я критиковал?
Почему тогда обделили вниманием казахстанцев, участников акции? Почему им не захотелось поблагодарить меня в присутствии прессы – что они пытались скрыть? Почему не было проявлено никакого интереса к моему обращению, что впоследствии стало причиной некомпетентного мазохистского заявления посла? Теперь эти вопросы я могу задавать лишь заочно.
Ответственность за “содеянное” мы понесли сразу же. По возвращении в университет, что находится в 10 минутах ходьбы от посольства, нас встретили испуганные лица сотрудников администрации вуза, с которыми уже были проведены доверительные беседы, и представители казахстанского КНБ, которые снимали копии с наших личных дел.
В течение трех дней после проведенной акции за мной была установлена слежка. Спустя пару дней представители КНБ пришли в университет и провели со мной беседу, сказав, что вопрос о моей экстрадиции будет решаться в городском департаменте. Мне пришлось написать объяснительную.
Позднее, в середине июня, меня вызвали в департамент, где я написал новую объяснительную, где обещал больше не проводить подобные акции в Алматы, так как это может повредить двусторонним внешнеполитическим отношениям. Депортация не предвиделась.
“Президент Узбекистана пригласил представительства ООН и ОБСЕ участвовать в расследовании этого дела”. Это заявление посла Узбекистана г-на
Т. Бутаярова вызывает просто смех по прошествии этих двух месяцев. У правительства, надеявшегося молниеносными методами замести кровавые следы, угас первоначальный пыл, когда стало ясно, что международное расследование может многое прояснить и раскопать в Андижане.
Именно поэтому ездил Ислам Каримов на поклон в Пекин и Москву, продолжая и подтверждая выбранный курс внешнеполитической проституции. Как можно это оценивать по-другому, когда, словно расхрабрившийся воробышек, наш диктатор на саммите ШОС буквально насмехался над международными организациями, говоря о своих больших братьях из Москвы и Пекина, которые не дадут его в обиду?
Власти Узбекистана как всегда используют свою излюбленную избитую фишку, когда говорят о том, что люди, вынужденные по милости этой самой власти покинуть свою страну, давно не были в самом Узбекистане и не разбираются в общественном контексте. Они якобы оторваны от узбекской действительности.
Чтобы разбираться в фашизме и бороться против него, не обязательно было жить в Германии 30-х годов, тем более что эмигранты прекрасно осведомлены о методах репрессивного аппарата диктатуры – ведь это и является одной из основных причин эмиграции, наряду с экономической безысходностью. Люди, бежавшие из Узбекистана, прекрасно осведомлены об этом, в отличие от внешнеполитического истеблишмента РФ.
Я прекрасно понимаю политические мотивы Москвы, когда она поддерживает режим Ислама Каримова: имперские амбиции, стремление ослабленного государства с великодержавным комплексом закрепиться в регионе, не допустить развития “оранжевых” сценариев. Эти сиюминутные, в исторических масштабах, мотивы понятны, а непреходящие общечеловеческие ценности отметены в сторону.
Да, каждая крупная держава имеет свои личные интересы в нашем регионе, но официальная российская позиция просто поражает своей циничностью. Поистине внешнеполитическое бездействие сменяется политически активной близорукостью, когда министр иностранных дел РФ г-н Лавров приписывает к андижанской бойне всех кого угодно – и чеченских боевиков, и талибов, сваливая все в одну кучу.
Вызывают раздражение и пустые бездумные статьи известных российских политологов. Долгое время я не мог объективно оценить их профессионализм: они говорили большей частью о событиях российской политической жизни. Но вот они заговорили о Центральной Азии. Боже мой, какая узость сознания! Вот кто по-настоящему оторван от центральноазиатских реалий.
Как можно не задумываться о том, что за подобной демагогией и пустословием о полезности поддержки Каримова, об усилении своих позиций в Центральной Азии лежат сотни окровавленных трупов? Подобными заявлениями российские политики присоединяются к официальным лицам Узбекистана, которые пытаются отмыть в глазах мировой общественности кровавые улицы Андижана.
Сюртуки политического истеблишмента Узбекистана запачканы в крови. Ответственность несут не только солдаты и офицеры спецслужб, стрелявшие в беззащитный народ и мятежников, не только высокопоставленные политики и лично сам Ислам Каримов, но и многотысячная армия серых канцелярских крыс, забившихся в тесные уголки кровавого репрессивного аппарата диктатуры, ярким представителем которой является и г-н Т. Бутаяров.
Быть может, в глубине души подобные люди сочувствуют жертвам и осуждают режим за излишнюю жестокость, но окончательный их выбор – повторять, повторять и еще раз повторять официальную позицию. Не надо забывать, что каждый из нас несет историческую ответственность за занятую позицию в оценке произошедших событий, каждый будет призван к ответственности. Рано или поздно, но это произойдет.
Сегодня много говорится о борьбе с терроризмом. Но не надо забывать, что закрепившийся в массовом сознании образ террориста – темноликого бородача с поясом шахида, выкрикивающего непонятные слова на арабском языке – всего лишь стереотип. Терроризм сегодня может облекаться в любую личину, и поэтому самая страшная его форма – это государственный терроризм, террор по отношению к своему народу.
Два мира, два Шапиро
Аскар Акаев сделал то,
что уже никогда не удастся Исламу Каримову
Прошли досрочные президентские выборы в постреволюционной Киргизии. И ничего – оказывается, совершенно не больно. Выбрали не наркобарона, вроде бы и не фундаменталиста. Курманбек БАКИЕВ – нормальный, вполне легитимный политик, в прошлом – премьер. Выборы проходили вполне демократично, прозрачно: наблюдателей, в том числе международных, пустили; нарушения, хотя и небольшие, зафиксировали. Все как у людей.
Никто и ничто не отменяет кучи проблем, в том числе и проблемы юга, но есть избранная власть, которая просто даже прагматически заинтересована в решении этих проблем, а не герметизации их. Короче, жизнь в Киргизии продолжается. Страна сохранила открытость и верность как минимум демократическим процедурам.
Я вот все думаю: спасибо Аскару Акаеву? Если бы за Киргизией не последовали события в Узбекистане, этот вопрос, возможно, не возник бы. Но вот случилось же.
Два мира, два Шапиро – Аскар Акаев и Ислам Каримов. Два сценария при одном и том же выборе. Уйти или стрелять. Особенно любопытно, что в обоих случаях один и тот же эпицентр, одна и та же болевая точка – Ферганская долина.
Мне предлагается поверить на слово Исламу Каримову и примкнувшим к нему московским политикам, что если бы президент Узбекистана не расстрелял сотни людей, то власть в республике перешла бы к мусульманским фундаменталистам. Собственно, ценность происшедшего вчера на выборах в Киргизии состоит в опровержении вот этого основного аргумента Ислама Каримова, призванного оправдать использование силы против народа.
После киргизских выборов я как минимум начала еще больше сомневаться в правильности каримовского тезиса. Тем более что благодаря позиции руководства Узбекистана и Москвы никакого исследования реальной ситуации в Ферганской долине и в республике в целом не было, нет и не будет. Международных наблюдателей туда не пустят, замеров общественного мнения делать не будут. Республика закрылась, но воспалительный очаг остался.
Самое простое – кричать на каждом углу, что это сепаратисты и фундаменталисты мутят воду, что демократия в этом регионе невозможна, что жесткие меры – это защита национальных интересов страны. Но вот же буквально рядом реализовался совершенно иной сценарий, и оказалось, что и демократия возможна, и фундаменталисты к власти не пришли, и национальные интересы в полном порядке.
Собственно, главным образом им теперь угрожают последствия каримовского “окончательного” решения вопроса.
Ислам Каримов – сильный, потому что готов удерживать власть любой ценой? Аскар Акаев – слабый, потому что цена имела для него значение? Ну не получается так вот простенько.
Никто пока не способен убедительно доказать, что если бы Ислам Каримов ушел, то это означало бы, что он сдал страну мусульманским фундаменталистам. А Аскар Акаев своим уходом обеспечил бескровный вариант передачи власти в результате демократических выборов. И это сегодня уже факт.
Во всяком случае, бывший президент Киргизии достойно вошел в историю, что уже никогда не удастся Исламу Каримову.
Наталия ГЕВОРКЯН, Москва