Монополизация СМИ достигла предела
Партия "Ак
жол" и Институт национальных исследований организовали на этой
неделе "круглый стол" на тему "Демонополизация СМИ
как необходимое условие развития свободы слова в Республике Казахстан",
на который были приглашены представители общественных организаций,
партий, депутаты мажилиса и руководители большинства средств массовой
информации.
Отдельное приглашение
было послано министру информации Саутбеку Абдрахманову. Он переадресовал
приглашение вице-министру Ардаку Досжану, а тот заявил, что проблемы
монополии на СМИ в стране вообще не существует, и отправил вместо
себя на заседание и. о. начальника Алматинского городского управления
информации Еркина Касенова. Последний на встречу опоздал и сгоряча
от имени министерства заявил, что сегодня в республике монополии в
сфере масс-медиа нет, как нет и собственников СМИ, обладающих исключительным
правом на издание газет и владеющих теле- и радиокомпаниями. Что тут
скажешь?
Естественно, согласных с ним в зале
не нашлось. Наоборот, участники "круглого стола" сошлись
во мнении, что сегодня 80% СМИ сосредоточены в одних руках - в руках
семьи дочери президента Дариги Назарбаевой, что привело к ограничению
свободы слова и неравноценному доступу к СМИ различных партий и движений.
"Мягко говоря, свобода слова, издание и вещание независимой прессы,
право на объективную и достоверную информацию в Казахстане поставлены
под угрозу, - заявил сопредседатель ДПК "Ак жол" Болат Абилов.
- Монополизация СМИ достигла своего предела. С одной стороны, она
связана с деятельностью государства, с другой - с заинтересованными
финансово-промышленными группами, которые имеют тесную связь с властью.
Сейчас все усилия государства направлены на принятие закона "О
СМИ". Мы считаем, что этот закон не соответствует реалиям сегодняшнего
времени, не выдерживает никакой критики ни за рубежом, ни внутри страны.
В послании президента 2003 года целый блок был посвящен деятельности
СМИ, где четко прописано - предусмотреть в законе о СМИ статью, препятствующую
монополизации СМИ. Но в новом законе эта статья не нашла своего отражения.
На многочисленные запросы в правительство и в министерство информации
мы так и не получили ответа. Ситуация близка к критической. Все 90-е
годы и начало нынешнего десятилетия связаны с дальнейшей концентрацией
и монополизацией СМИ в руках фактически одного холдинга, который создали
Дарига Назарбаева и Рахат Алиев. В него входят телеканалы "Хабар",
"Ел Арна", КТК, НТК, "Евразия", радио "Европа-плюс","Русское
радио", "Ретро"; газеты "Караван", "Новое
поколение" и ряд других, полностью контролируется и рекламный
рынок. Никакого плюрализма мнений в нашей стране не наблюдается, напротив,
мы сталкиваемся с тем, что политические процессы, социальные проблемы
широко не обсуждаются, идет однобокая информация, нет равного доступа
к СМИ, который гарантирует нам Конституция. Деятельность некоторых
политпартий, отдельных общественных деятелей, НПО практически не освещается.
Эта ситуация ненормальная. В связи с этим "Ак жол" предлагает
принять ряд мер, которые уже существуют в нашем варианте законопроекта.
В частности, чтобы владельцами теле-радиоканалов и учредителями газет
могли быть собственники не более одного теле- и радиоканала, имеющего
лицензию на право вещания в областях, городе республиканского значения
и столице республики. Мы считаем, что государство тоже должно владеть
только одним теле- или радиоканалом республиканского значения, и не
более чем двумя газетами. Определение деятельности основных государственных
СМИ должен осуществлять общественный совет, сформированный президентом
РК из представителей правительства и не входящих в его состав органов
государственной власти, депутатов парламента, представителей некоммерческих
организаций, отдельных специалистов. Что важно - число представителей
органов государственной власти не должно превышать одной четвертой
части всех членов совета. Мы также считаем, что государство может
оказывать материальную поддержку негосударственным СМИ путем размещения
в них интересующей его информации на основе государственного заказа.
Заказ должен осуществляться на конкурсной основе, по решению конкурсной
комиссии, которая может быть сформирована президентом республики.
И еще. Во многих странах министерства
информации нет, все отношения регулируются гражданским, административным,
уголовным кодексами. Поэтому считаем, что министерство информации
нужно упразднить. Оно не поддерживает и не защищает прессу, а наоборот
всячески ее подавляет".
Эту инициативу поддержал и депутат
мажилиса Серикболсын Абдильдин: "Нужно ликвидировать министерство
и создать общественный контроль над СМИ. Если это не получится - отдать
регулирование в руки парламента".
Участники "круглого стола"
в очередной раз отметили, что на законопроект о СМИ должно быть наложено
вето. Также говорилось о том, что общество должно знать, кто владеет
СМИ, а соответственно - умами населения, и формирует в стране общественное
мнение. Казахстанской прессой сегодня владеют либо люди из окружения
главы государства, либо промышленные и банковские структуры. Естественно,
они подают ту информацию, которая им выгодна и удобна. "Долгое
время мы даже не могли на эту тему говорить, - заметил директор "Интерньюс"
в Казахстане Олег Кациев, - даже упоминать название холдинга, за которым
стоят родственники президента, было опасным. "Интерньюс"
это сделал и получил судебные иски. Нам пришлось доказывать свое право
на оценку медийного рынка и право на публичное изложение своей точки
зрения. В Казахстане в отличие от других среднеазиатских стран действительно
большая часть СМИ находится в частных руках, и сложился рынок СМИ,
существует рынок рекламы, который позволяет им развиваться. Другое
дело, какой это рынок. Он имеет несколько особенностей, которые мешают
развитию общества и должны быть решены.
1. Это непрозрачность рынка СМИ. Собственники
- это тайна, покрытая мраком. Законодательство республики позволяет
сохранять отношение собственности в секрете, чем пользуются многие
финансово-промышленные группы, олигархи и люди, близкие к власти.
Подчинение СМИ, покупка СМИ, создание новых СМИ - все это является
коммерческой тайной, и общество не способно легальным образом получить
информацию и не может контролировать эту важную сферу.
2. Несвобода рынка. Он контролируется
не только крупнейшим холдингом, он контролируется государством, которое
за последние два года показало, что способно жестко вмешиваться в
деятельность рынка, закрывать СМИ, неугодные власти. Наказывать не
только журналистов, но и владельцев СМИ.
3. Монополия на рынке. Она двух видов.
Монополия на бизнес - 80% рекламного рынка принадлежат определенной
группе, в которую входят крупнейшие национальные телевизионные сети,
газеты и радиокомпании. Эта группа имеет возможность воздействия на
рекламодателей. Если этот холдинг не хочет, чтобы определенная реклама
появлялась в других СМИ, она не появится.
4. Несправедливость рынка, которая
проявляется в льготах, привилегиях того же самого медиа-холдинга.
Такая же ситуация существует и в регионах. Есть СМИ, которые пользуются
привилегиями с самого начала возникновения рынка".
В общем, власти поняли, что такое средства
массовой информации в нашей жизни, и какое они имеют влияние на общество.
Стало очень модным перекупать популярные газеты и телеканалы. Делается
это тоже втайне от общественности. В итоге все дороги опять привели
в парламент, который, по мнению участников "круглого стола",
должен регулировать эти процессы, но пока в медийные владения не допускают
даже депутатов. К примеру, четыре года подряд они тщетно пытались
узнать, какие средства из бюджета идут на финансирование телеканала
"Хабар". Официального ответа так и не получили. С большим
трудом все же узнали, что субсидии с каждым годом растут и в этом
году составили 640 млн. тенге. Вкладывает ли в телеканал столько же
средств собственник, или же "Хабар" содержится исключительно
за счет государства, так и осталось неизвестным. Впрочем, ответы на
массу возникающих в ходе дискуссии вопросов дал директор Казахстанского
международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений
Жовтис: "Весь вопрос в политике. Существует политическая монополия,
и она значительно отличается от экономической. Элита, находящаяся
у власти, искренне считает, что она обладает правом на монополию по
распространению информации, правом монополии на идеологию, и что она
сама и есть государство. Да не являетесь вы, господа, государством,
вы являетесь исполнительной ветвью власти на тот момент, на который
вас назначили! Государство - это все мы, в том числе и оппозиция.
Плюрализм в том и заключается, что все имеют право распространять
информацию о своей деятельности. То, что была закрыта информация по
митингу, проведенному 10 апреля в поддержку Галымжана Жакиянова, это
огромное неуважение к избирателям. На митинге присутствовали депутаты
парламента, которые выступали с речами, они имеют право на то, чтобы
избиратели знали, о чем они говорят, знали об их общественной позиции.
Эту информацию закрыло государство. Независимой журналистики в Казахстане
не существует вообще. Мы говорим о чистой политике. У нас есть закрытые
темы, закрытые фигуры. И давайте четко скажем, что борьба с демонополизацией
лежит в политической сфере".
Как у них
Проблема монополизации медиа-структур
актуальна во всем мире, и Болат Абилов рассказал участникам встречи
о том, как ее решают в разных странах. К примеру, в Великобритании
одно физическое лицо не имеет права владеть двумя или более лицензиями
на телевещание, охватывающее 15% телевизионной аудитории. А владелец
газеты, тираж которой составляет 20 и более процентов общенационального
тиража, не вправе владеть аналоговым наземным телевидением. То есть
нельзя совмещать в одних руках крупную газету и телевидение. Интересен
и опыт Греции, где родственники до пятой ступени физического лица,
имеющего пакет акций с лицензией теле- или радиовещания, не имеют
права на другую лицензию такого рода. В Италии премьер-министр С.
Берлускони, сам медиа-магнат, внес поправки в закон, который позволял
бы ему владеть дополнительной лицензией на телерадиовещание, и по
всей стране прошли акции протеста, а президент Италии наложил вето
на данный закон.
В Австрии действует закон о субсидировании
прессы, согласно которому еженедельным и некоторым ежедневным газетам
предоставлются госсубсидии и пониженные почтовые тарифы.
Елена Владимирская