Республиканский общественно - политичекий еженедельник "Эпоха"
   Факты и комментарии
№15(87)    

"Ак жол" - за социальные реформы!

    Как мы уже сообщали, в Алматы прошел "круглый стол", на котором были обсуждены проблемы, возникшие в ходе проведения пенсионнной реформы.
    Будет или не будет обеспеченной старость для большинства ныне работающих казахстанцев - вопрос не праздный. Седьмой год, как в стране внедряется новая пенсионная накопительная система, но уже с самого начала реформы возникало немало вопросов.

    Главный же - какой будет пенсия - не решен до сих пор. В партии "Ак жол" уверены, что большинство казахстанцев будут получать мизерную пенсию, которая может оказаться даже ниже сегодняшней минимальной. Поэтому уже сейчас необходимо продолжить реформы, которые должны быть направлены на социальную защиту населения и прежде всего женщин.
Мы попросили прокомментировать ситуацию сопредседателя ДПК "Ак жол" - председателя Политисполкома партии Алихана Байменова.
    - Алихан Мухамедьевич, как известно, у "Ак жола" есть свое ведение проблемы. На что, по-вашему, надо обратить особое внимание?
    - Мы заявили себя социальным государством - это означает, что даже те, у кого не было вкладов в пенсионных фондах, вправе рассчитывать на помощь государства. Самая главная проблема - размер будущих пенсий. Любая пенсионная система - накопительная, солидарная, бюджетная - должна обеспечивать достойный уровень жизни в старости. Это цель любой пенсионной системы. Расчеты показывают, что большая часть казахстанцев при выходе на пенсию будут получать недостаточную пенсию.
    Поэтому мы считаем необходимым переход на трехуровневую систему. Первый уровень - всеобщее минимальное пособие для всех, независимо от стажа, зарплаты и т. д. Второй уровень - выплаты из сегодняшней солидарной системы или накопительной. Третий - добровольные накопления.
    - Каков, на ваш взгляд, должен быть размер государственного пособия?
    - Он должен составлять не менее 60% минимальной зарплаты, это примерно 4 тысячи тенге. Кстати, подобные предложения нашли отражение в программе нашей партии еще два года назад. Как позитив мы отмечаем, что в последнее время правительство стало прислушиваться к нашим предложениям, более того, они стали звучать из его уст.
    Отдельная проблема - это социальная защита женщин, так как они оказываются в пенсионной системе особо уязвимыми, ведь какое-то время женщины вынуждены находиться в отпуске по беременности и родам, им сложнее найти работу, их средняя зарплата, как правило, ниже, чем у мужчин. Поэтому мы считаем, что в период отпуска по беременности и родам и в период воспитания малолетних детей государство обязано из бюджета производить за них 10%-ные отчисления. Это своего рода демографический стимул.
    Кроме этого, государство должно платить пособие по беременности и родам, а также пособие на воспитание малолетних детей. Причем это пособие должно платить именно государство, а не работодатель, иначе он будет избегать брать на работу женщин детородного возраста.
    Все эти отчисления должны происходить за счет инвестиционного дохода Нацфонда, который следует распределять и записывать на счет каждого новорожденного ребенка. Мы рассчитали, что в таком случае вместе с паспортом молодой человек получит и счет в несколько сот тысяч тенге. Это было бы большим подспорьем.

Лариса ЧЕРНЕНКО


Молодежь и политика

    Вопросам низкой политической активности казахстанской молодежи, а также определения методов политического просвещения подрастающего поколения было посвящено заседание "круглого стола", организованное новым молодежным общественным объединением "Демократический Союз Молодежи Казахстана" (ДСМК).

    На сегодняшний день в Казахстане 180 молодежных организаций. Однако общество не всегда ставит проблемы молодых на первый план и знает, что их действительно волнует. К примеру, студенческие организации, созданные при вузах, как правило, ограничиваются лишь проведением различных культурно-развлекательных программ.
    "Вместо того чтобы на деле защищать интересы студентов, они занимаются бесплатной раздачей шприцов и презервативов, тем самым становясь карманными органами руководителей вузов, говорит сопредседатель ДСМК Ерлан Карабалин. - Мы, молодежь, не можем мириться с подобными действиями".
    На "круглом столе" были также рассмотрены вопросы участия молодежи в демократических преобразованиях, в предстоящих выборах в мажилис парламента РК. Обсуждалась также возможность присоединения Казахстана к Европейской хартии "Об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований".
    "Хартия представляет план действий, пути решения проблем, с которыми сейчас сталкивается наша молодежь, - говорит сопредседатель ДСМК Жандос Санауов. - Нужно смотреть в корень этих задач, в причины, а не исправлять затем их следствия. И тогда молодежь будет втянута в общественно-политическую жизнь, начиная со школы, с института и т. д. Проблема молодежи - это проблема всего государства. Мнения и интересы молодежи практически не учитываются. Поэтому мы готовим обращение к президенту и парламенту о присоединении к этой хартии".

Корлан КАЛИЕВА


Когда вернется домой казбат?

    Партизанская война в Ираке с каждым днем приобретает все более масштабные и угрожающие очертания. Вооруженные силы всех государств, входящих в коалиционные войска, теперь рассматриваются иракцами не как миротворцы, а как оккупанты.

    Воинский контингент США и союзников несет потери.
Как сообщают зарубежные СМИ, в Ираке уже погибли поляки, испанцы, итальянцы, украинцы, болгары, эстонцы и сальвадорцы. Кроме того, иракские повстанцы выработали свою тактику переговоров с правительствами государств-миротворцев, а именно - захват заложников. Сегодня боевики удерживают у себя около 30 иностранцев - граждан США, Болгарии, Франции, Японии, Израиля, Испании и Южной Кореи, и обещают их убить, если "оккупанты" немедленно не покинут Ирак.
    Правительства стран, входящих в антииракскую коалицию, пока раздумывают. Казахстан также замер в ожидании того, как руководство страны распорядится судьбой 27 военнослужащих казахстанского батальона, которые до сих пор находятся на территории Ирака.
    Напомним, что Казахстанский миротворческий батальон был создан по постановлению правительства в 2000 году. Казбат призван выполнять обязательства Казахстана по поддержанию международного мира и безопасности. Солдаты батальона служили в Таджикистане, готовились, но так и не отправились в Афганистан. Поддержав военную операцию в Ираке, Казахстан тем самым взял на себя обязательства по восстановлению мира в этой стране. Первый инженерно-саперный взвод казахстанцев вернулся из Ирака без потерь. Однако сегодня положение серьезно изменилось.
    Казахстанские СМИ озвучили заявление министра обороны РК Мухтара Алтынбаева, в котором ясно говорится "о нецелесообразности нахождения казахстанского батальона в Ираке". Это заявление вызвало неоднозначную реакцию среди политиков как в нашей стране, так и за рубежом. По мнению депутата мажилиса парламента РК Толена Тохтасынова, министр обороны не только не должен был делать подобных заявлений, но и вообще не имеет права вмешиваться в международные отношения, поскольку это не входит в его полномочия.
    Другой депутат Валентин Макалкин 14 апреля выступил с повторным депутатским запросом к правительству о том, отвечает ли национальным интересам Казахстана дальнейшее нахождение наших военнослужащих в Ираке. "Шииты и сунниты, составляющие большинство населения Ирака, "забыв" межобщинные и межконфессиональные разногласия, объединили свои усилия по борьбе с оккупационными силами американо-английской коалиции", - отмечается в запросе.
Однако на пресс-конференции, посвященной учениям в Сарышагане, президент РК заявил, что "Казахстан изначально является членом антитеррористической коалиции, и мы в этой коалиции останемся... Гуманитарная миссия Казахстана в Ираке будет продолжена".
    Хочется задать вполне логичный вопрос: уж не боится ли Казахстан, что уход казбатовцев из Ирана не понравится Америке?

Валерия НОВИКОВА


Почему аким боится журналистов?

    На прошедшей неделе Общественный комитет по защите свободы слова, созданный по инициативе ДПК "Ак жол" в очередной раз обсудил ситуацию, сложившуюся вокруг актюбинской газеты "Диапазон".

    Напомним, что 10 апреля Общественный комитет намеревался провести в Актобе митинг в защиту свободы слова, для чего в местный акимат была направлена соответствующая заявка. Но аким города г-н К. Елеусизов под различными надуманными предлогами отказал в этом. В частности, городские власти не устраивало предложенное комитетом место для проведения митинга. (Подробно мы об этом писали в предыдущем номере "Эпохи" за 9 апреля.) Тогда Общественный комитет направил второе письмо о переносе сроков проведения митинга на 17 апреля, заранее согласившись на любое другое место в черте города.
    Как нетрудно догадаться, аким вновь дал отрицательный ответ. Теперь его не устраивает, что на заявлении нет круглой печати. Как сообщил председатель Общественного комитета, сопредседатель партии "Ак жол" Болат Абилов, члены комитета решили послать в адрес городского акима третье письмо (!), теперь уже с полным набором печатей. Интересно, что изобретет он на этот раз?
    Мы попросили прокомментировать ситуацию председателя фонда "Журналисты в беде" Розлану Таукину.
- Ситуация с митингом, который задумал провести Общественный комитет по защите свободы слова, длится уже полтора месяца. Из недели в неделю этот митинг откладывается, потому что акимат Актюбинска находит разные причины и разные поводы для этого. Сначала городским властям не понравилось место проведения митинга, потом именно в это время они вдруг решили провести какое-то свое мероприятие, затем, как оказалось, митинг якобы будет мешать нормальной работе транспорта и так далее.
    Но на самом деле мы знаем, что есть внутренние причины постоянных отказов в проведении митинга солидарности, несмотря на то, что наша Конституция это разрешает, как и разрешает высказывать свое мнение, тем более, что это журналистское мероприятие никакого отношения не имеет ни к подрыву государственности, ни к смене конституционного строя, ни тем более к каким-то террористическим призывам.
    Не секрет, что именно акимат Актюбинска оказывает давление на газету "Диапазон". Это делается для того, чтобы либо поменять там учредителя, либо превратить самую популярную и тиражную региональную газету, которая оппонировала власти, в акиматовский рупор на предстоящих парламентских выборах.
    Для того чтобы использовать чужой багаж, чужой авторитет в своих целях, идет колоссальное давление на учредителя этой газеты Владимира Михайлова. В отношении него сфабрикована масса дел экономического, хозяйственного плана, чтобы затормозить работу редакционного коллектива. Я считаю, что основное преступление, в котором его обвиняют, не стоит выеденного яйца. Да, была сделана ошибка при строительстве, и стена издательского дома "Арсенал" на 70 см вышла на чужую территорию. (Это надо же было измерить!) И теперь его заставляют перенести на эти 70 см несущую стену!
    Между тем, этот спор можно было решить мирным путем - поставить новую стену или запретить издательскому дому пользоваться чужой территорией, или изъять у него комнату, чтобы возместить эти 70 см. Я не знаю, что можно было бы придумать, но точно знаю - эти пресловутые 70 см лишь повод, чтобы закрыть Михайлова и оказывать на него давление в застенках. Но газета "Диапазон", которая существует на рынке уже более 10 лет, решила оказать сопротивление, обратившись за помощью к правозащитным организациям Казахстана и мировому сообществу, чтобы отстоять свои права.
    Сам конфликт о 70 см стал уже притчей во языцех, анекдотом Актюбинска. Но как бы ни смешон, казалось бы, повод, чтобы отстранить от дела учредителя газеты, она сама не может открыто об этом написать, объяснив читателям, что же происходит на самом деле, потому что каждое критическое выступление в адрес городской власти тут же вызывает шквал сопротивления в медиа-холдинге, который подчинен этой самой власти. Местная власть довлеет, она распускает слухи, вводя в заблуждение горожан. Актюбинск - маленький город, там всего 200 тыс. населения, все друг друга знают. Поэтому тот митинг, который задумал провести комитет по защите свободы слова, мог бы дать новый импульс, новый ракурс в понимании происходящего. Сюда хотели бы приехать депутаты, представители правозащитных организаций, члены различных партий и движений, чтобы поддержать журналистов. Я думаю, что городская администрация грубо нарушает законодательство нашей страны, в том числе Конституцию, отказывая в проведении митинга солидарности, всеми силами пытается навесить железный занавес на отдельно взятую область. Такие действия, на мой взгляд, не только не ведут к демократизации Казахстана, но и вообще ставят черное пятно на имидже страны.
    Комитет по защите свободы слова будет продолжать отстаивать свои позиции. В случае очередного отказа мы намерены подать в суд на городской акимат за неконституционный отказ в проведении митинга.

Елена Федорова


Что ждет будущих пенсионеров?

    Как мы уже сообщали, Казахстанская ассоциация вкладчиков накопительных фондов провела в Алматы "круглый стол" по проблемам накопительной пенсионной системы. Поскольку данная тема вызывает постоянный интерес читателей, мы решили ее продолжить. На вопросы "Эпохи" отвечает первый заместитель директора Государственного центра по выплате пенсий, сопредседатель ДПК "Ак жол" Людмила ЖУЛАНОВА.

    - Людмила Аркадьевна, расскажите, пожалуйста, из чего складывается пенсионное обеспечение пенсионеров и каковы его проблемы?
    - Граждане, достигшие пенсионного возраста, имеют право на получение пенсии, выплачиваемой за счет средств республиканского бюджета, рассчитанной с учетом заработка и стажа трудовой деятельности. Это так называемая распределительная система, которая основана на принципе солидарности поколений.
    Вторым источником является накопительная пенсионная система, основанная на принципах сбережения пенсионных накоплений каждым гражданином.
    Основное различие между распределительным и накопительным принципами пенсионного обеспечения состоит в том, что первый является моделью с установленными выплатами, а второй - с установленными взносами.
И, наконец, третьей прибавкой к пенсии могут стать добровольные отчисления отдельных граждан либо предприятий за своих работников в накопительные пенсионные фонды.
    А проблема состоит в том, что выплаты из солидарной системы явно недостаточны. Накопительная система функционирует с 1998 года, и накопленные средства не могут стать весомым дополнением к пенсии. О добровольных накоплениях тем более не приходится говорить, так как ничтожно малый объем этих средств не может оказать влияние на улучшение пенсионного обеспечения в целом.
    Государство должно создать условия для обеспечения стандартного уровня потребностей пожилых людей и адекватного материального возмещения утраченного дохода.
    Понятно, что система пенсионного обеспечения должна совершенствоваться, при этом учитывать требования не только сегодняшнего дня, но, прежде всего, будущего периода. Выбор направлений реформирования пенсионной системы надлежит осуществлять с учетом ее будущей эффективности.
    Необходимы дополнительные меры социальной защиты пенсионеров. В первую очередь, помимо солидарной пенсии необходимо ввести пособие по возрасту, выплачиваемое государством независимо от наличия стажа работы. Партия "Ак жол" об этом говорит уже два года. Похоже, правительство услышало нас и объявило о возможном введении "демогрантов" и начало признавать обоснованность наших предложений.
    Кроме того, в корректировке нуждаются отдельные механизмы обязательной накопительной системы с учетом выявленных проблем.
    Одновременно с государственным и накопительным пенсионным обеспечением следует активнее использовать негосударственные пенсии в форме профессиональных пенсионных систем отдельных организаций или отраслей, а также в форме личных пенсионных накоплений населения в накопительных пенсионных фондах или страховых компаниях. Размер отчислений предприятий целесообразно напрямую увязать со степенью риска производства, а для стимулирования снижения травматизма на производстве - применять соответствующие налоговые и иные стимулы.
    - Вы принимали участие в работе "круглого стола" и слышали различные мнения его участников о состоянии и перспективах накопительной системы. Каково ваше мнение?
    - Действительно, отношение к результатам реализации накопительной пенсионной системы неоднозначно, но, я думаю, не стоит драматизировать. Если говорить о падении уровня доходности в большинстве НПФ в прошлом и текущем годах, то это вызывает тревогу и свидетельствует о необходимости принятия адекватных мер. Но это не должно ставить под сомнение результаты работы накопительных пенсионных фондов за все годы. На сегодня пенсионные активы составляют порядка 370 млрд. тенге, из них инвестиционный доход - более 98 млрд. тенге. Разве это плохо?
    - И все-таки давайте попытаемся разобраться в сложностях накопительной системы.
    - Чтобы понять суть проблем, прежде проанализируем количественные параметры системы. На 1 января 2004 года в республике насчитывалось более 7,6 млн. человек экономически активного населения, из них работающих по найму - 4,2 млн. и самозанятых - 2,7 млн. человек, то есть работающая часть населения составила 6,9 млн. человек. Однако следует обратить внимание на следующие данные. Обязательные пенсионные взносы в накопительные фонды хотя бы один раз в год перечисляли только 3,8 млн. вкладчиков, то есть 55,4% от общего количества занятых в экономике страны.
    Если же взять среднюю величину ежемесячно перечисляющих свои взносы в пенсионные фонды в течение 2003 года, то эта цифра чуть более 2 млн. человек. Речь идет о низком уровне охвата населения пенсионной системой. В Послании к народу Казахстана президент страны сказал: "Все блага для себя и своей семьи человек должен обеспечить сам…". Это как нельзя более точно относится и к накопительной системе пенсионного обеспечения.
    - Как же вовлечь все работающее население в накопительную систему?
    - Через повышение мотивации к труду в формальном секторе экономики и создание условий для легализации теневой занятости. Особую обеспокоенность вызывает инертность так называемого самозанятого населения (надомные работники, "челноки", уличные торговцы и т. д.), которые практически не участвуют в накопительной системе. А ведь и к ним придет старость. Поэтому нужен комплекс мер по их вовлечению в накопительную пенсионную систему.
    Болевой точкой является уровень доходов населения. Общая сумма пенсионных взносов, перечисленных в 2003 году в пенсионные фонды, составила 84,4 млрд. тенге. Но вот что любопытно. Объем взносов, которые перечислили 10% вкладчиков, имеющих наименее низкий доход (ниже 6 тыс. тенге) составил 1,1%, а 10% вкладчиков, имеющих максимальный доход, перечислили 45,4% общей суммы взносов, поступивших в фонды. В свою очередь 80% вкладчиков внесли чуть более половины взносов. Это является показателем того, насколько различен уровень доходов населения. Данную проблему следует рассматривать в нескольких аспектах. Заработная плата работников низового уровня и наиболее высокооплачиваемых специалистов одной и той же отрасли не должна отличаться на несколько порядков. Необходимо также сокращать значительный разрыв в оплате труда работников отдельных отраслей. Повышение уровня доходов малообеспеченных слоев населения приведет к росту их пенсионных накоплений.
    Отдельного внимания заслуживают гендерные аспекты накопительной пенсионной системы.
    - Вы имеете в виду различия в отчислениях, производимых мужчинами и женщинами?
    - Да. На сумму накоплений влияют два основных фактора. Во-первых, мужчины выходят на пенсию в возрасте 63 лет, женщины - 58 лет. При этом, как правило, мужчины имеют больший стаж работы, чем женщины, которые вынуждены прерывать свою профессиональную деятельность в связи с рождением ребенка и нахождением в отпуске по уходу за ним. Итак, в силу объективных причин женщины будут иметь меньше пенсионных накоплений, чем мужчины.
    Во-вторых, средний объем отчислений, к примеру, за 2003 год у женщин составил 17,4 тыс. тенге, а у мужчин - 26,4 тыс. тенге, то есть доходы женщин были на 34% ниже. Таким образом, накопительная составляющая пенсионного обеспечения женщин будет существенно ниже, чем у мужчин. В данной ситуации государство могло бы взять на себя обязательство по зачислению средств на пенсионные счета женщин, находящихся в отпусках по уходу за детьми. Этот аргумент, кроме обозначенных преимуществ, послужил бы хорошим стимулом к улучшению демографической ситуации в республике.
    - Людмила Аркадьевна, вы назвали цифру в 3,8 млн. человек, реально перечисляющих взносы в пенсионные фонды. Тогда почему НПФ утверждают, что у них более 6 млн. вкладчиков?
    - Действительно, на 1 января 2004 года в пенсионных фондах открыто 6,2 млн. пенсионных счетов. Однако это не соответствует реальному количеству вкладчиков. В данном случае уместно говорить о наличии в пенсионных фондах как активных вкладчиков, так и пассивных. К последним относятся те граждане, на счетах которых имеются средства, но они не пополняются. Это лица, потерявшие работу, выехавшие за пределы Казахстана и другие. Кроме того, как вы знаете, до 2003 года Государственный накопительный пенсионный фонд был единственным фондом "по умолчанию", куда попадали пенсионные взносы тех, за кого предприятия их перечисляли при отсутствии пенсионного договора с фондом. Имеют место случаи, когда у одного человека открыты счета в различных фондах. Я еще раз хочу повторить, что активных вкладчиков на сегодня 3,8 млн. человек.
    - А как вкладчик может узнать о наличии у него накоплений в различных фондах?
- К сожалению, не все знают о том, что можно получить информацию о своих накоплениях с первого дня их отчисления. Для этого достаточно обратиться по месту жительства в ближайшее отделение Государственного центра по выплате пенсий. В оборотной ведомости содержатся сведения о работодателях, которые осуществляли за вас перечисления. Одновременно можно проверить полноту и своевременность перечисления пенсионных взносов. И, наконец, вкладчик увидит, в какие фонды были зачислены его взносы. Может также обнаружиться, что у вкладчика не один социальный индивидуальный код. Но все это поправимо.
    - Завершая нашу беседу, мне хотелось бы акцентировать внимание на основных направлениях совершенствования пенсионной системы.
    - Как я уже говорила, система пенсионного обеспечения должна быть многокомпонентной, в нашем случае - трехуровневой. Роль общего регулятора пенсионного обеспечения принадлежит государству. От того, насколько успешно будет функционировать вся система пенсионного обеспечения, зависит величина коэффициента замещения утраченного дохода. В соответствии с Конвенцией МОТ замещение пенсией утраченного дохода должно составлять не менее 40-45%. В Казахстане он равен 0,32, поэтому необходимо ввести государственное базовое пособие по возрасту.
    В накопительной пенсионной системе приоритетной проблемой является инвестирование пенсионных активов: нужны надежные инструменты их использования, так как будущие выплаты зависят не только от суммы вкладов человека, но и от состояния экономики, от успешности работы пенсионных фондов и компаний по управлению пенсионными активами. Необходима оптимизация механизма платежей пенсионных взносов. Техническое объединение пассивных счетов накопительными пенсионными фондами приведет к сокращению расходов на их администрирование.
    Необходимо еще более повысить ответственность работодателей за полноту и своевременность перечисления пенсионных взносов.
    Успешность функционирования накопительной системы во многом зависит от информированности населения о ее преимуществах. Индифферентность граждан зачастую объясняется отсутствием квалифицированной информации. Люди должны доверять государству, фондам и знать правила игры, четко представляя механизмы формирования и использования пенсионных накоплений.
    Каждый человек должен достойно встретить старость, чтобы она не была для него унизительна.

Беседовала Юлия КИСТКИНА

 

Hosted by uCoz